Папка - передвижка "трудовое воспитание детей в семье и в детском саду" материал на тему. План по самообразованию «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков Папка передвижка совместный труд детей и родителей

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают дом, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер.

Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама - врач, она лечит больных; папа - педагог, он учит детей.

В процессе у ребенка воспитывается уважение к труду всех людей.

Окружающая действительность представляет для этого большие возможности.

Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда.

Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в магазине. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть ».

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся, лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

Как Вы убедились, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.

Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе .


Любовь Александровна Астапова

Роль труда в воспитании воли ребенка .

Привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, тренирует память. Труд развивает мышление- ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка . В труде воспитывается самостоятельность , развивается инициатива, ответственность.

Условия, необходимые для воспитания воли в процессе труда .

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка , необходимо :

В режиме дня отвести для него специальное время;

Создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование : щетки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с валенок и шубы, небольшие по размеру полотенца, установить вешалки на уровне роста ребенка;

Приобрести для труда в природе детские лейки, грабли, лопаты, для ручного труда- молоток , ножницы.

Обеспечить гигиенические условия помещения : проветривание, освещение.

- систематически привлекать детей к бытовому труду : уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.) ;

Давать детям поручения, выполнения которых входит в повседневные дела семьи;

Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

Предъявлять единые требования к труду ребенка :

Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение ребенка во время труда , вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

Помогать ребенку только том случае, если он действительно нуждается в помощи;

Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

-трудиться вместе с детьми ;

Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей ;

Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать его в игру;

Никогда не использовать труд как средство наказания.

Применяемые в семье виды труда .

В семье дети дошкольного возраста участвуют в различных видах труда .

Самообслуживание : одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.

Хозяйственно-бытовой труд : помощь взрослым в уборке квартиры, вытирание пыли, подметание пола, мытье чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды, стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд : поделка игрушек из бумаги, дерева, природного материала , ремонт игрушек, книг (с помощью взрослого) ; шитье одежды для кукол, вышивание.

Труд в природе : уход за комнатными растениями : поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными : приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей, покраске деревьев.

Высказывания педагогов

о значении труда в развитии личности дошкольника.

Радость труда - могучая воспитательная сила . В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский

Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя радости матери , тем больше человечности в его сердце.

В. А. Сухомлинский

Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость - преодоленной трудности , достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности….


Публикации по теме:

Хочу рассказать про ширмы-передвижки, которые появились для выпускного, а служат теперь постоянно и не только на праздниках. Ширма – передвижка.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но.

Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью» Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их.

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах. Изделие представляет собой двухстороннюю книжку-гармошку формата А4. Основу папки можно сделать своими руками из листов картона или пластиковой потолочной плитки, а материал скачать на нашем сайте, распечатать и вставить в файлы-кармашки.

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Что такое передвижная папка?

Папка-передвижка – удобный практичный информационный стенд для детей, родителей и воспитателей. Его двухсторонние образцы содержат информацию об одновременно двух актуальных темах. Количество секций зависит от объёмов сообщения.

Достоинства конструкции:

  • мобильность;
  • лёгкость изготовления;
  • прочность;
  • эстетичность.

На страницах папок-передвижек чаще всего размещаются правила поведения, советы педиатров, вопросы безопасности детей, методические рекомендации, сведения о сезонных изменениях в природе и праздничных датах.

Размещают изделие обычно на шкафчиках в детской раздевалке, где родители могут изучить информацию, пока ждут переодевающихся домой детей.

Как сделать папку-передвижку своими руками?

Стенд в форме передвижной папки можно заказать на специальном предприятии, но дешевле и доступнее сделать его своими руками.

Вариант №1

Необходимые инструменты и материалы:

  • плотный картон;
  • скотч прозрачный и цветной;
  • файлы;
  • самоклеящаяся бумага;
  • нож канцелярский;
  • ножницы;
  • линейка;
  • сшиватель с металлическими скобами;
  • карандаш.

Алгоритм действий:

  1. Файлы освободить от специальных отверстий, удалив их ножницами.
  2. Из картона вырезать 8 листов, периметр которых на 0,5 см больше файла.
  3. Каждую картонную пластину обклеить подходящей по цветовой гамме плёнкой с обеих сторон.
  4. Размер клейкой бумаги с одной стороны должен быть больше для припуска на противоположную поверхность.
  5. Края можно украсить цветным скотчем для прочности.
  6. Ровно зафиксировать липкой лентой определённого цвета файлы на приготовленных основаниях.
  7. Основы между собой крепятся с помощью прозрачного скотча. Цветовую палитру краёв при сборке можно чередовать.
  8. Теперь в кармашки остаётся вставить актуальную информацию – и папка готова.

Вариант №2

Необходимые материалы:

  • 6 картонных заготовок размером 28×36 см;
  • клей ПВА;
  • 12 деталей из обоев 25×32 см;
  • 11 полос ткани 36×5 см;
  • 2 ленты 115×5 см.

Алгоритм действий:

  1. Соединить картонные основы между собой путем приклеивания к ним полос ткани, оставляя зазоры между поверхностями по 1 см для удобного складывания.
  2. Аналогично оклеиваются боковые поверхности. На просушку выделить не менее 2 часов. Перевернув папку, проклеить соединения с противоположной стороны. В последнюю очередь оклеить нижнюю и верхнюю поверхности.
  3. Ткань требует аккуратного разглаживания, удаления морщин и складок. Просушить в течение 1,5 часа.
  4. После обработки тканью всех боковых, верхних и нижних краёв, можно наносить заготовки обоев, размещая их на каждом листе одинаково. Дать просохнуть под прессом.
  5. Приклеить файлы без белого канта на каждую страницу двусторонним скотчем, после чего можно вставлять в карманы информацию.

Вариант №3

В качестве каркаса используется пенопластовая потолочная плитка без рельефа. В работе потребуется зажигалка, 1 вязальная спица и яркая верёвка длиной 3 м.

Алгоритм действий:

  1. Равномерно удалить ножом лишнюю часть плитки, оставляя поверхность для размещения печатной информации.
  2. Сложить основы попарно, проколоть отверстия нагретой спицей для продевания верёвки.
  3. Соединить края заготовок продеванием тесьмы крест-накрест. Слабое стягивание обеспечит подвижность.
  4. Прозрачные кармашки к пенопласту приклеить двусторонним скотчем.

Оригинальности любой конструкции добавят декоративные наклейки. Вместо обложек можно использовать готовые кармашки из оргстекла. Нужные элементы, цифры, буквы вырезают из цветной клейкой плёнки.

Важная информация отражается в яркой и доступной форме. Компактная папка-передвижка легко складывается и долго хранится.

Материалы для создания тематических папок-передвижек

Предлагаем скачать и распечатать необходимые материалы для создания передвижных папок:

Что нужно ребенку в детский сад?








Безопасность детей







Лето

Закаливание детей летом







Как одеть ребенка летом





Безопасность на детской площадке

«Информация для размышления»

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности.

В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они есть), которые старше или моложе его. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе

В трудовой деятельности важно:

1. Определить цель труда

2. Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение.

3. Учить элементам планирования работы

4. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность.

5. Выяснить, что уже сделано и что, еще можно сделать. Чтобы добиться лучшего результата.

6. Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели.

7. Подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой у вашего ребенка, вам нужно влияя одновременно и на чувства, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное.

Как приобщить ребёнка к труду .

Труд – это важнейшее средство воспитания, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия.

A . C . Макаренко отмечал – «труд основа человеческой жизни»

А что же поможет воспитать у наших детей трудолюбие в семье?

Начнём с себя. Очень важен пример родителей. Ребёнок должен видеть, каким трудом занимаются родители дома

(готовят еду, моют посуду, убирают квартиру, стирают бельё и др. А так же помогают, заботятся друг о друге)

Так же важно знакомить детей с трудом взрослых, окружающих близких на производстве, при этом, объясняя какую пользу приносит эта работа людям (мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей; дядя – водитель, он возит людей)



error: Контент защищен !!