Как разговаривать с родителями ребенка который дерется. Что делать если дети дерутся: причины, советы психолога

Сегодня мы будем искать ответ на вопрос «Почему?»

«Почему ребенок дерется?»

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Детская агрессия».

Давайте по порядку.

Мы с вами уже обсуждали здесь. Вкратце повторим:

  • Годовалый ребенок дерется, потому что появляется большое количество запретов, связанных с тем, что малыш начал ходить.
  • Дети дерутся в 2-3 года из-за того, что еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить/ попросить/ отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, коммуникативные навыки тоже только формируются.
  • Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

Это — возрастные особенности того, что дети дерутся. Но есть и другие причины.

Например, темперамент тоже играет свою роль в этом вопросе. Меланхоличные дети редко когда проявляют физическую агрессию. Зато вот детям-холерикам гораздо сложнее сдерживать свои эмоции, такие дети более импульсивны, из-за этого самоконтроль развивается несколько дольше.

Также в вопросе «Почему ребенок дерется?» имеет большое значение семья ребенка.

Часто бывает, что . Помимо всего, это может быть связано с тем, что ребенок проверяет границы в возрасте 2-3 лет. А мамы и папы вместо того, чтобы твердо запретить ребенку драться и показать альтернативный способ выражения агрессии, только смеются над ребенком («маленький, а вон какой, боевой»). Или бывает так, что родители очень мягкие и не могут поставить твердый запрет.

Вообще, очень часто в случаях, когда родители «вседозволяющие», ребенок проявляет агрессию. Это связано с тем, что он не справляется со всей ответственностью, которую возложили на него взрослые, а ведь свобода действий подразумевает самостоятельное несение ответственности за свои действия. И очень часто в такой ситуации ребенок начинает драться, пытаясь найти хоть какие-то границы, чтобы почувствовать себя в безопасности.

Бывает, доходит до того, что ребенок постоянно действует «на грани фола»: он бьет родителей, бросается всем, что попадется в руки, бьет других детей очень сильно. И если родители вовремя не принимают меры, то такой вид поведения закрепляется.

Ребенок растет, но его социальные навыки не развиваются. Он не умеет договариваться, вместо этого ребенок дерется. Дошкольник не умеет контролировать свои эмоции, в любой конфликтной или сложной для него ситуации он реагирует тем, что начинает крушить все и всех вокруг.

Ребенок не умеет играть, ведь он не может договариваться о правилах игры, да и решать различные мелкие конфликты в игре не умеет, а уж если он проиграет, то разбегайся, кто может. Практически всегда такой ребенок становится изгоем.

Пример из моей практики: Представьте себе дерущегося, истерящего двух-трехлетку. Довольно часто встречающаяся картина. Представили? А я вот знавала мальчика, который вел себя точно так же в возрасте шести-семи лет. Он падал на пол, если ему что-то не понравилось, или мог начать махать руками и ногами, если он что-то не хотел. А еще он разбил в кровь другому ребенку голову из-за того, что проиграл ему в настольную игру. Он бил не только детей, но и родителей, воспитателей, вообще всех, кто попадался под руку.

Все вокруг его считали, мягко говоря, не совсем здоровым. А родители других детей говорили, что «по нему психушка плачет, его надо изолировать от других детей». А вот когда я понаблюдала за ним и за его родителями, я как раз и увидела полное отсутствие каких-либо границ и авторитета родителей. А самое ужасное: родители не хотели обращаться за помощью, они считали, что растят «свободную личность».

И вот таким же, социально не адаптированным, ребенок ушел в школу. Дальше я его потеряла из виду. Если честно, то мне даже страшно представить, как этот мальчик будет жить дальше…

Отсутствие — это далеко не единственный ответ на вопрос «Почему ребенок дерется?»

Есть такое понятие в психологии: негативное самопредъявление. Это значит, что . Детям ведь без разницы, ругаются на них или хвалят. А если уж говорить о том, что взрослые ругают обычно более эмоционально, то сразу все становится понятно. Вообще, я думаю, что попозже обязательно напишу подробную статью именно по этой теме. А сейчас давайте разберемся в текущем вопросе.

Почему же ребенок дерется? Как он привлекает к себе внимание таким способом?


Допустим, мы имеем ребенка лет 4-7, который не очень хорошо умеет организовывать игры, да и участвовать в них тоже не очень умеет. Но ему же хочется играть с другими детьми, хочется быть членом небольшой детской банды. Но его другие дети не берут в игру, ведь им с таким ребенком не интересно.

И тогда такой ребенок делает что-то назло: он может подбежать и разрушить постройку, над которой остальные дети полчаса корпели, или отобрать мяч или игрушку. И вот тут для него начинается веселье: все остальные дети за ним бегают, начинается потасовка, а потом его еще и взрослые поругают. В итоге ребенок полностью восполняет не хватающее ему внимание.

Конечно, в таком случае то, что ребенок дерется, является следствием других проблем. Такое поведение обычно появляется или года в 2-3, или при появлении младшего брата или сестренки.

Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания.

Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в ооочень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.

Довольно часто родители страдают от непонимания со стороны своего чада. Если ребенок в 2 года дерется с родителями и другими детьми, такое поведение зачастую вызывает недоумение и растерянность со стороны мамы и папы. Родители просто не знают, как правильно реагировать на такое поведение, что необходимо сделать, чтобы не усугубить и не закрепить такую модель поведения. Безусловно, рекомендуется рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно. Но существуют закономерности в поведении у всех детей этого возрастного периода, и каждый малыш просто по-разному их проходит. Большую роль играет семья: если у ребенка есть братья и сестры, то скорее всего модель взаимоотношений будет полностью скопирована со старших братьев и сестер.

Для того чтобы лучше понимать свое чадо, стоит ознакомиться с этапами его психического развития в два года. Это поможет не только понять его и осознать, как лучше строить с ним отношения, и какие меры в воспитании лучше всего использовать.

Итак, у ребенка в этом периоде происходят следующие изменения в развитии:

  • Зарождаются зачатки самосознания и принятия себя, как отдельного человека. Понять это просто: в младенчестве малыш и мама — это одно целое, и ребенок не воспринимает, даже нет и зачатка мысли, что мама существует отдельно, а он отдельно. Если длительно происходит грудное вскармливание, то эта связь пролонгируется. Но начиная с момента, как только чадо учится ходить и появляются первые попытки говорить, возникает кризис. Происходит отделение от мамы, и начинается процесс самосознания.
  • В этом возрасте развивается активная речь. Еще один очень сложный и важный для малыша момент, когда он осваивает речь и уже сейчас учится взаимодействовать и приходить к взаимопониманию. Ведь довольно часто родители встречаются с агрессией и даже слезами малыша, когда его не понимают. Он запросто может от негодования подойти и ударить. Родителям в этом случае стоит взять малыша за руку и объяснить, что это очень плохое поведение, и маме или папе это совсем не нравится. А для того чтобы были понятны его желания, необходимо чадо просить показывать или задавать наводящие вопросы, но только не стремится угадать. Иначе ожидания малыша будут всегда настроены на то, что родители должны сразу догадаться, что ему надо.
  • Мышление у детей с 1-3 лет является наглядно-действенным и здесь, пожалуй, и сокрыт весь секрет. Видеть и делать, повторять по несколько раз одни те же действия, закреплять свои знания через действия. Постепенно происходит интеллектуальное развитие, и в возрасте 2-2,5 лет у малыша уже проявляется внутренний план действий. Мамам и папам стоит четко понимать, что для малыша мыслить, значит, понимать эмоциональную связь и предпринимать в определенной ситуации, как ее воспринимает он сам, определенные действия.
  • И конечно, же эмоциональное развитие на этом возрастном этапе играет большую роль не только во взаимоотношении, но и понимании своих желаний. Малыши этого возраста все эгоцентричны, иными словами, для них существуют только их желания. Родителям необходимо с пониманием и терпением относится к этому, но методично и без негатива объяснять, как стоит поступать и реагировать малышу в той или иной ситуации. Да, не стоит ожидать, что сразу мама и папа будут услышаны, но многократное повторение и одна и та же реакция родителей на поведение малыша помогут выработать правильный рефлекс и со временем понимание самой ситуации.

Если родители будут понимать, как воспринимает малыш данную ситуацию, как именно он ее видит, то им будет намного легче подбирать слова и, соответственно, реагировать на его поведение.

Необходимо разобраться в некоторых часто встречающихся ситуациях агрессивного поведения двухлетних детей, и как родитель должен реагировать на них.

На данном этапе дети, как было уже сказано, являются эгоцентричными, и сопереживать они пока еще просто не умеют. Сейчас в их жизни самый подходящий момент, чтобы мама с папой их научили именно сопереживанию, наличию собственных границ и границ другого человека. Конечно, как бы это банально ни звучало, но именно так ребенок должен хотя бы знать и постоянно слышать, что у других также есть свои желания и чувства.

К примеру, малыш старается достать из своей коробки для игрушек определенный предмет, и это ему никак не удается, он начинает злиться и, главное, что эта злость не имеет пока своей направленности. Он просто злится, что не может получить желаемое. Из-за этого он начинает плакать и ударяет рядом находящегося родителя или спешащего ему на помощь. В этот момент ребенок выплеснул злость конкретно на маму или папу. И еще очень важный момент: он прощупывает границы дозволенного.

Желательно не сильно бурно и эмоционально на это реагировать и, конечно же, в ответ. Пресечь удары можно крепким сжатием руки. Следует присесть в уровень с ребенком, и глядя в глаза, строго сказать, что не нравится такое поведение, так как это очень плохо. Важно не давать негативную характеристику самому ребенку, не говорить, что он плохой мальчик или девочка. Эти слова действуют как ярлыки и могут пагубно повлиять на формирование самооценки в дальнейшем.

Примеров может быть масса. Часто мамы и папы теряются, когда сталкиваются с этой проблемой в общественном месте, к примеру в магазине. Ребенок бьется, требует и кричит, редко, но все же такое бывает. Лучший способ — это игнорирование или спокойное объяснение своей позиции. Если родителей двое, то одному из них лучше взять малыша на руки, обнять с любовью и вынести из магазина. Дети в этом возрасте очень легко переключаются. Выйдя на улицу, можно предложить посмотреть, какие машины или птицы, или якобы бегущего кролика, да все что угодно, что может отвлечь его от сложившейся ситуации.

Сложнее родителям, когда в семье несколько детей разного возраста, и у каждого свои притязания на родителей, игрушки и другие вещи, которые приходится делить. Из-за ревности дети часто , злясь на них за то, что они могут обнять брата или сестру. Тут уже потребность во внимании и постоянном присутствии родителей в действиях, играх малыша.

Хорошо помогает совместное творчество, например, где родители с ребенком рисуют свою семью. Важно изображать всех близко друг к другу держась за руки, и при этом рассказывать какую-нибудь историю и повторять, как сильно любят мама с папой своего ребенка. Испортить лаской и любовью ребенка нельзя, а вот излишней требовательностью или негативным отношением очень даже возможно. Иногда родителям стоит посмотреть, как они общаются между собою. Довольно часто детки просто копируют и повторяют поведение своих близких, вот только их негатив может проявляться и с кулачками.

Ребенок дерется со сверстниками

Начиная с этого возраста, малыш уже может посещать детский сад, группы раннего развития и все чаще играть с детьми на игровых площадках. Начинается для него совершенно новый этап взаимоотношений: он учится вести себя в социуме. У ребенка общение все еще основано на эмоциях, и сотрудничество с другими ему еще не понятно, в связи с этим довольно часто возникают конфликтные ситуации. Общение с другими детками только начинается, и важно помочь малышу научиться правильно его выстраивать. Необходимо помнить, что эмоциональные реакции в два года — явление естественное, и связаны они непосредственно с его желаниями.

К примеру: лето, дети играют на площадке. Они не поделили игрушку, один ребенок бьет другого и тут конфликт возникает не только у детей, но и мам. Чтобы этого не было, родителям стоит выполнять следующее.

Ребенок маленький, и поэтому полагать, что он может играть уже самостоятельно с детьми, будет не верно. Мама должна находиться рядом, но именно находиться и контролировать процесс. Если малыш первый раз на площадке, то стоит взять его за руку и, подводя к детям, поприветствовать малышей и дать возможность своему ребенку все осмотреть и самому выбрать, чем заняться. Далее лучше выполнять роль наблюдателя, и в нужный момент советовать или показывать, как лучше себя вести.

Что можно предпринять?

1 11 921 0

Ежегодно 150 тысяч правонарушений происходит с участием несовершеннолетних. В США 79% несовершеннолетних пожизненных заключенных совершили преступление в 14 лет и раньше. Вспоминайте это, когда 2-летний ребенок психует или бьет маму с папой.

Пиковые проявления агрессии начинаются именно в два года.

Почему милое дитя вдруг начинает драться и что с этим делать расскажем в этой статье.

Знакомство с причинами

Евгений Комаровский успокаивает молодых мам, что драки ребенка с родителями и сверстниками – это распространенное явление. По его словам, четверо из десяти детей хотя бы раз били родителей. В двух случаях дитя становится настоящим тираном.

Первые попытки выразить подступивший к горлу гнев появляются уже в полгода.

Истоков такого поведения несколько:

  1. недостаточное развитие речи;
  2. дефицит внимания взрослых;
  3. нервное или психиатрическое нарушение.

Дело в том, что до двух лет ребенок бьет родителей в качестве эксперимента. Так он познает реакцию мира на свою агрессию.

Он просто не способен пока совладать эмоциями. После двух лет – это осознанные действия, имеющие цель. Комаровский утверждает, что основная причина неосознанной детской агрессии – раздражительность мамы.

Неэффективные методы

Детские психологи твердят – уговоры не работают. Агрессия – один из базовых инстинктов. С инстинктами педагогические методы не приносят результата. Если помогло – это исключение из правил. Просто объяснить ребенку суть проблемы – плохой метод. Хитрый малыш сделает вид, что слушает, но поступит по-своему. Более прямолинейный – просто игнорирует такую тактику.

Важно соблюдать правильные реакции на агрессию чада. Нельзя допускать двоистости.

Если мама ругается, а папа смеется – ребенок не поймет, как ему реагировать.

Эффективные методы

Все не совсем однозначно. В любом случае придется экспериментировать. Комаровский, к примеру, советует включить режим зеркала – отвечать ребенку тем же. Другие специалисты этого не советуют. Но существуют шаги, без которых не обойтись. Чтобы ребенок перестал бить родителей, стоит учесть следующие советы.

Отказ от игрового насилия

Все игры с элементом драк и борьбы нужно забыть. Лишняя стимуляция моторной памяти ни к чему. По мнению детских психологов, большинство детей и так воспринимает драку как игру. И если представится возможность «оживить» модели поведения из игры с родителями, ребенок непременно это сделает.

Важность жесткого отпора

Метод зеркала Комаровского предусматривает, что родитель не будет утешать ребенка после ответной взбучки. Жесткий отпор должен быть последовательным, пока привычка драться не исчезнет. Но в неагрессивных ситуациях мама должна по-прежнему быть верным помощником и утешителем. Так малыш научится уважать старших и быстрее проведет связь между своей болью от укуса родителя и болью родителя от своего укуса.

Негатив нужно выговаривать

Дети дерутся, когда не могут высказать наболевшее.

Нужно учить ребенка проговаривать все, что его не устраивает. Всегда искать причину недовольства и вытаскивать ее наружу.

Речевой поток ослабит гнев. Проговоренные темные мыли утрачивают силу.

Еще один способ – это уйти от ребенка, когда он дерется. После каждого агрессивного припадка.

Уши – главный инструмент

Без активного слушания проговаривание негатива не имеет смысла. Ребенка нужно выслушать. Отучить его драться можно, только дав ему достаточно внимания. Только прислушиваться к мнению чада нужно не только в накаленных ситуациях, а и по жизни. Так он поймет важность своего мнения для родителей, увидит, что он любим.

Умеренное ощущение собственной важности порождает ответную благодарную реакцию.

Не надо бояться

Свое недовольство не нужно прятать. Дитя выговаривает негатив, родитель- слушает. Потом наоборот: очередь ребенку слушать. Так он поймет важность не только своего мнения, но и чужого. Адекватная самооценка еще никому не помешала. Лучшие пример – древние греки. Они говорили: «Ничего сверх меры». Здесь аналогично. Постоянное напряжение и негатив со стороны родителей к добру не приведут.

За кнутом должен следовать пряник

Обязательно нужно хвалить ребенка за хорошие поступки. В таком возрасте только начинает устанавливаться причинно-следственная связь. Нарастают ассоциации с предметами и событиями. После хороших поступков – пряник. Ребенок это поймет и будет стремиться быть поближе к «кондитеру».


Многие родители неоднократно были свидетелями ситуаций, когда их малыш ударял человека, находящегося рядом с ним. Такими людьми могут быть сверстники, дети более старшего возраста и даже взрослые.

Важно своевременно и правильно отреагировать на агрессию ребенка. Необходимо побуждать его к позитивному поведению. Тогда в старшем возрасте у ребенка будет меньше проблем.     

Возрастные причины детской драки:

Дети до 1 года дерутся из-за многочисленных запретов, связанных с началом ходьбы.
Дети 2- 3 лет дерутся из-за бедного словарного запаса, несформированных навыков самоконтроля и общения.
Дети 4-7 лет проявляют вербальный (словесный) вид агрессии. Применение физической силы менее выражено.

Другими причинами детских драк являются следующие:

Недостаток навыков общения у малыша.
Потребность в помощи взрослых.
Стремление ребенка к самостоятельности. Родители продолжают все делать за него.
Конфликты в семье.
Индивидуальные особенности малыша.
Запреты.
Неумение формулировать свои мысли.
Желание привлечь к себе внимание.
Наличие заболеваний.
Чувство ревности к брату или сестре, новому мужу мамы.
Раздражительность мамы.
Частые наказания родителями.
Чрезмерная опека родителей.
Нежелание ходить в детский сад.

Индивидуальные причины детской агрессии:

Темперамент ребенка влияет на способы проявления агрессии:

Малыши-меланхолики и флегматики дерутся редко.

Дети-холерики не умеют сдерживать своих эмоций. Они достаточно импульсивные, у них долго формируются навыки самоконтроля. Дерутся они намного чаще остальных.

Семейные причины детской агрессии:

1. В возрасте 2- 3 лет малыши проверяют свои границы и могут драться даже с родителями.

2. Насмешки родителей над малышом в то время, когда он дерется, а также отсутствие твердого запрета. Тогда у ребенка закрепляется такой тип поведения.

3. Чрезмерно строгое семейное воспитание, физические наказания малыша, агрессия со стороны родителей.

4. Поддержка родителями агрессивного поведения малыша.

5. Постоянные просмотры ребенком телепередач, мультфильмов, кинофильмов, в которых герои дерутся.

Привлечение внимания окружающих:

Детям важно привлекать внимание окружающих: они отбирают игрушки, ломают постройки, дерутся. В результате за таким малышом начинают бегать дети, взрослые их ругают. Ребенок оказывается в центре внимания.

Чаще дети бьют слабых. Наиболее часто дерутся дети, у которых в семье постоянно применяют физические наказания. Малышу систематически демонстрируют превосходство силы. Родители бьют, когда сердятся, значит и ему разрешено в подобном настроении ударить других. Мишень - это более слабые дети. Ребенок будет драться, пока взрослые не овладеют навыками самоконтроля и правильного общения с малышом.

Большинство начинает драться в 2-3 года. На этом этапе необходимо победить агрессию. Если дерутся дети в более старшем возрасте, тогда необходимо искать другие причины данной проблемы.

Как помочь ребенку избавиться привычки драться:

Помочь ребенку избавиться от отрицательных эмоций, перенаправить силы в правильное русло помогут физические занятия:

Боксом;
карате;
физическим трудом;
всеми видами восточных единоборств.

Очень важна для малыша первая реакция родителей на его драки. Если взрослые, не разобравшись, защищают ребенка, у него обязательно закрепится такое поведение.
Если родители, не выяснив причину драки, при всех будут ругать его, он в дальнейшем будет драться тайком. Если малыш не приносит вред другим, не бьет палками, тогда лучший вариант - не вмешиваться, а дать ему возможность довести дело до конца.

Главное, дать возможность ребенку самостоятельно разобраться в негативных последствиях драки.
Возвратившись домой, нужно спокойным тоном обсудить ситуацию и проговорить возможные варианты поведения ребенка в условиях конфликта.

Если ребенок дерется в семье:

Все члены семьи должны договориться про единую стратегию поведения с агрессивным малышом.

Спокойно реагируйте на агрессивное поведение ребенка. Позиция взрослых должна быть неизменной.

Если ребенок бил родителей, очень важно обидеться, выйти из помещения. Другие родственники должны жалеть обиженного взрослого.

Некоторое время игнорируйте малыша, давая ему понять, что его поступок неправильный и плохой.
Если малыш дерется в домашних условиях, решить проблему проще, чем понять, почему он ведет себя агрессивно в детском учреждении. Для всех родителей их ребенок лучший. Важно понимать, что дома он может вести себя не так, как в детском саду.

Если ребенок дерется в детском саду:

Родители должны относиться спокойно к жалобам на ребенка, если он подрался.

Родители обязательно должны разобраться, что на самом деле произошло.

Попросите воспитателя подробно рассказать о случившейся драке.

Способы регулирования детской агрессии:

Понимая чувства ребенка, родители смогут ему помочь найти правильное решение в любой жизненной ситуации.



error: Контент защищен !!