Где люди празднуют новый год. Обряды на китайский новый год. Новый год в мусульманских странах

Священник Валерий Духанин

Дорогие братия и сестры, поздравляю вас с праздником гражданского новолетия. Надо сказать, что новогодний праздник – это один из самых, пожалуй, древних праздников: известно, что в середине третьего тысячелетия до Рождества Христова праздник Нового года отмечался в Месопотамии. А при раскопках древнеегипетских пирамид археологи обнаружили сосуд, на котором было написано: «Начало Нового года». То есть вот этот праздник отмечался в самых древних цивилизациях.

Но обычно праздник отмечался не 1-го января, как сейчас, а в другое время. Допустим, в Древнем Египте это событие приурочивалось к разливу реки Нил, потому что там почва засушливая, и вся жизнь была связана с этой рекой. Именно Нил напоял поля, и поэтому можно было собирать какой-то урожай. У древних римлян с марта месяца тоже отмечали Новый год. Так было до 45 года до Рождества Христова, когда Юлий Цезарь ввел новый календарь, употребляемый нами в Церкви и ныне.

Обычно, когда отмечали Новый год, то, как и сейчас тоже, дарили друг другу самые разные подарки. Праздновали его не менее шумно, чем теперь, весело. Например, в Древнем Вавилоне, когда наступал новый год, царь специально покидал город на несколько дней, и жителям разрешалось делать все, что им вздумается. Через несколько дней царь со свитой приезжал обратно, и народ возвращался к своей работе. Таким образом, считалось, что выплеснув ненужную накопившуюся энергию, люди уже приступали к новой жизни.

В Римской империи на Новый год всегда дарили подарки, но дарили начальникам. Подчиненные обязательно должны были подарить начальнику какой-то подарок. Рассказывают такой случай: один из римских императоров даровал свободу рабу, потому что тот пожелал ему прожить в новом году дольше, чем в старом. Понятно, что время года всегда одинаковое, но такое пожелание удивило императора, и он даровал своему рабу свободу.

Во многих странах традиция встречать Новый год в марте долго сохранялась. Это запечатлелось даже в наименовании наших месяцев. Допустим, октябрь от латинского получается «восьмой», то есть восьмой после марта. Ноябрь, «новем» – девятый, «декабрь» – десятый месяц после марта. То есть с марта месяца обычно и праздновался новый год, считалось, что весна, наступает расцвет природы, начало года и начало жизни.

Юлий Цезарь ввел празднование Нового года с 1-го января, а сам месяц так назван в честь Януса Двуликого: это бог выбора, бог дверей и всех начал. То есть всякое начало, всякий выбор связывался с богом Янусом. Он изображался с двумя ликами, так что одно лицо смотрело вперед, а другое – назад. И когда наступает новый год, то считается: ну вот, в этот день провожаем старый год и встречаем новый.

Что касается елок, то традиция эта не везде в древнем мире присутствовала. Допустим, у кельтов она имела место. Кельты украшали ели, но не дома, а живые ели в лесу. Приходили и вешали на них какие-то украшения, какие-то предметы. Считалось, что таким образом они задабривают духов.

Если говорить уже про нашу страну, про Россию, то с момента крещения Руси и потом на протяжении нескольких столетий новый год традиционно считался начавшимся с 1-го марта. Причем, это новолетие, согласно преданию, связывалось с воспоминанием творения мира. Почему? Потому что когда мир был сотворен, то все расцветало, то есть Господь все создал в таком вот цветущем виде, как это мы видим весной. А так как весна наступает у нас 1-го марта, то, соответственно, 1-го марта и отмечался новый год.

Так было вплоть до XIV-го века, когда Новый год стал отмечаться совершенно в другой день. Московский Церковный Собор постановил считать началом нового года 1-ое сентября. 1-ое сентября остается у нас и сейчас церковным новолетием, то есть по церковному календарю: прибавляем 13 дней, чтобы перейти на новый стиль – 14-ое сентября.

1-ое сентября было как церковным, так и светским государственным гражданским началом нового года. И есть такое древнее предание, что когда был Всемирный потоп, и Ной вместе со своими детьми и животными спасся, то вышел он из ковчега именно 1-го сентября. Поэтому 1-ое сентября стало началом новой жизни возрождаемого человечества, и, таким образом, и началом нового года.

У нас на Руси по этому поводу, по поводу 1-го сентября, были особые постановления, и в 1492 году царь Иоанн Васильевич III-ий окончательно утвердил считать началом года 1-ое сентября. Но тут была следующая особенность: ведь это была пора сбора урожая, и поэтому на Руси, в отличие от других стран, новолетие никогда шумно, с гулянками и застольями не праздновалось. Это было обращение к Богу о благословении наступающего года.

После этого надо было срочно собрать урожай, потому что заканчивали сбор ко дню Покрова Божьей Матери, то есть к 1-ому октября – месяц буквально остается, – нужно было все закончить. Дней было не так много, требовалось оставаться в рабочем состоянии, поэтому так уж разгульно этот день не отмечали.

В этот день сам царь принимал участие в торжественном богослужении, он появлялся в Кремле, и была такая особенность, что именно 1-го сентября на начало года любой абсолютно человек, абсолютно любой – неважно, кто он, купец или простой крестьянин, мог подойти к царю с просьбой о любой милости.

Так продолжалось до Петра I-го. Как известно, Петр I-ый стал больше внимания обращать на западные страны, особенно его привлекали голландские традиции, и ему показалось, что Россия отстает от других стран уже в том, что отмечает праздник Нового года в иной день, нежели все отмечают.

Кроме того, было еще и такое различие: у нас летоисчисление шло от сотворения мира, а в западных христианских странах – от Рождества Христова. И Петр I-ый решил унифицировать нашу традицию с западными державами, чтобы уже исчислять года от рождества Христова и, соответственно, праздновать уже не 1-го сентября, а 1-го января.

Последний раз 1-ое сентября было отпраздновано в 1698-ом году в достаточно таком веселом пиршестве в близком дворцовом окружении с царем Петром. К нему подходили разные военные и гражданские чины, и он всех их одаривал яблоками. Поднимали они заздравные кубки, и каждый кубок сопровождался выстрелом из 25 пушек. А после этого Петр I-ый объявил как раз новый день празднования – 1-ое января. Как объяснил это сам Петр Великий: «Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах».

Но мне хочется зачитать вам небольшой фрагмент из его постановления по поводу Нового года, чтобы праздновать его уже 1-го января. Послушайте. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает». Вот такое было интересное постановление, что если хотите пьянствовать и бесчинствовать, то существуют другие дни, а вот 1-го января этим заниматься не надо.

Ну, на самом деле есть определенный смысл в этом постановлении. Почему? Потому что как у нас сейчас получается? Люди, в основном, заняты работой и мало времени проводят в семье, а с 1-го января сейчас у нас новогодние праздники – 10 дней выходных, и это время, которое надо уделять семье, играм с детьми, общению, чтению. То есть тут есть разумное зерно. Но, с другой стороны, не понятно, почему именно 1-го января? Кстати, именно Петр I-ый вводит установление новогодней елки.

Но я на что хочу обратить ваше внимание: когда Петр I-ый установил Новый год на 1-ое января, то это был, все-таки, юлианский календарь, то есть церковный календарь. Это значит, что Новый год по новому стилю совершался 14-го января, то есть после Рождества Христова. 25-го декабря по церковному календарю празднуется рождество Христово, а 1-го января – уже Новый год.

Но как получилось? Когда случилась Революция, то в 1918-тых или 19-ых годах у нас перешли на григорианский календарь. Ну и 1-ое января перепрыгнуло на 13-ть дней назад и стало раньше Рождества Христова.

Какой следующий момент? Мы уже привыкли, что елка – это обязательный атрибут, и она у нас уже соотносится с праздником Рождества Христова невольно. Но ель, повторяю, была введена только Петром I-ым, и она, собственно говоря, к Рождеству Христову первоначально никакого отношения не имела. Даже более того: в Древней Руси к ели было отношение даже отрицательное, считалось, что она не цветет, и хотя она всегда и одним цветом, но колючая – каких-то красивых цветочков на ней не появляется. Ель считалась даже символом смерти.

Когда в деревнях устраивали кабаки, то чтобы понять, какой из домов кабак, сверху этого домика ставили елку. И было такое выражение «пойти под елку», то есть сходить в кабак. То есть с самой елкой на Руси связывались некие отрицательные традиции.

Но когда эта елка была включена в атрибут новогоднего праздника, то что получилось? Повторяю, это был старый стиль. Эти дни приходились на Рождественские святки. И елка, как внешний атрибут, уже вписывалась в святки. Когда ходили и поздравляли друг друга с Рождеством, то видели в гостях украшенные ели, и невольно сама елка начинала напоминать о Христе, хотя в Палестине, где Христос родился, елей конечно нет.

И обычно, традиционно, устанавливали не елку, а Рождественский вертеп. Вертеп – это композиция икон Рождества Христова, то есть когда Богомладенец в пещере, Пресвятая Богородица, Иосиф Обручник, изображаются ангелы, которые на небесах воспевают Рождество Христово, изображаются пастухи и волхвы, идущие с востока к звезде. То есть вот эта вся композиция составляла Рождественский вертеп.

Рядом с ним с Петра I-го постепенно также стали наряжать и елку, и она, в конце концов, стала также восприниматься как атрибут Рождества Христова. Но к чему это привело? Когда совершилась Революция, то настолько уже ель соотносилась с Рождеством Христовым, что Советское правительство запретило праздновать Новый год и елки, «рождественские елки». Это было примерно в 30-ом году, и около 17-ти лет подобных праздников не совершалось.

Но люди все равно продолжали отмечать этот праздник, хотя 1-ое января считалось рядовым рабочим днем. Люди приобретали елки, прятали их, хранили где-то на балконе, и в день Нового года наряжали, пели колядки, хотя колядки далеко не все христианского содержания.

После Второй мировой войны советы поняли, что все-таки невозможно уже победить эту традицию и вернули как праздник, так и Рождественскую елку, точнее – новогоднюю елку. Однако они постарались все перевести на новый стиль, стали составлять новые сценарии особые, где Дед Мороз и Снегурочка не имели никакого отношения к религиозной традиции.

Теперь скажу немного по поводу Деда Мороза. Что это за традиция? Ну, на самом деле, довольно запутанная традиция. Мы знаем, что на Западе почитается Санта Клаус. Санта Клаус в переводе на русский – это «Святой Николай», Святитель Николай Чудотворец. В житии Святителя Николая повествуется, как он узнал об одном человеке, пришедшем в полную скудость и бедность. А у него было три дочери. Находясь в сильной нужде, человек уже стал думать о том, что придется зарабатывать средства за счет невинности своих дочерей. И тогда Святитель Николай три ночи подряд подбрасывал мешочки с золотом в дом этого человека. Этот его поступок и лег в основу современной традиции Санта Клауса, который сейчас одаривает подарками детей.

Затем писатель Томас Мур написал произведение о мальчике, который в Рождественские дни встречается с Санта Клаусом, то есть со Святителем Николаем, и поэтому Санта стал уже ассоциироваться этими с днями: с Новым годом и Рождеством Христовым. Самое интересное, что и Санта Клаус, и Дед Мороз изображаются одинаково: в красных одеждах с белым воротником, с седой длинной бородой.

И еще добавлю: в Греции – другая традиции. Там – Святой Василий, Агиос Василиос, Святой Василий Великий. А в Греции как раз на 1-ое января и приходится память Святителя Василия Великого. Этот Святитель тоже отличался благотворительностью, когда возглавлял паству Кесарии Капподокийской. Ему досталось имение от отца, он продал и полностью его роздал неимущим. Этот Святитель в Греции точно также приносит детям подарки, и точно также изображается в красной одежде, с белой седой длинной бородой.

Наш Дед Мороз – тут, может быть и влияние фольклора, народных каких-то традиций. Потому что в древности был бог, именуемый Морозом, считалось, что он сковывает колодцы, если он идет по лесу, то посохом стучит по деревьям, и они от этого трещат, в деревнях он узором окна украшает, и так далее. Дед Мороз, конечно, не всегда был таким «добрым дедушкой»: помните сказку «Морозко»? Он там девочку морозил в лесу. А в одном древнем варианте этой сказки, он так насмерть ее и заморозил.

Но постепенно этот образ стал приобретать новые добрые черты, и к концу XIX-го века он уже прочно вошел в культуру празднования Рождественских святок как некий сказочный персонаж, который несет подарки. Для детей это очень важно, потому что для ребенка сказка и игра – это очень близко, естественно. Поэтому для ребенка – это всегда радость, утешение. И образ Деда Мороза никогда Церковью не преследовался.

Единственно, был такой момент во время Первой мировой войны, когда Священный Синод в 1916 году временно запретил Рождественские елки «как немецкий обычай», было сказано. Мы тогда воевали с Германией, и отношения дошли до такого накала, что отменили елку. Но ненадолго. Потом ее вернули.

Снегурочка также появляется на рубеже XIX-го – XX-го веков, это персонаж не такой древний, как кажется. В основу образа Снегурочки легло произведение Островского, ей посвященного. А в советские годы эти образы, и Снегурочки, и Деда Мороза, попробовали полностью оторвать от Рождественских святок.

Вообще, в мире существуют самые разные приметы и традиции, связанные с празднованием Нового года. Допустим, в Италии считается, что поскольку мы прощаемся со старым годом, то надо выбрасывать старые вещи. Даже бывало, что выбрасывали старую мебель – из окон летели диваны. Сейчас, конечно, уже не летят: итальянская мебель достаточно дорогая теперь. Но вот считалось, что старые предметы надо выбросить. И до сих пор что-нибудь, да выбрасывают из окон.

В Испании начинают отмечать еще 28-го декабря. 28-ое декабря в Испании – это подобие нашего 1-го апреля, проще говоря «день дураков», так скажем. А на Новый год считается, что когда часы бьют двенадцать ударов, чтобы в следующем году жить сыто и богато, надо при каждом ударе часов съесть одну виноградинку. Вот такая традиция.

Очень распространена традиция считать, что как встретишь первый день года, так весь год и пройдет. То есть если встретишь его в веселии, сытости, беззаботности, то так будет и весь год. Подобное отношение, кстати, было еще в древнем мире, и Святитель Иоанн Златоуст изобличал эту традицию.

Послушайте, что он писал в Слове на Новый год: «Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город... А более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия». Ну, согласитесь, есть некая аналогия с сегодняшним днем.

«Нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или беспечности».

Ну, вот как же нам относиться к празднику Нового года? По сути, конечно, установление Петра I-го относится к 14-му января, потому что тогда (и сейчас по церковному календарю) Рождество должно предшествовать Новому году, и здесь какой еще смысл? Наступает Рождество Христово, а через восемь дней – праздник Обрезания Господня и память Святителя Василия Великого.

В ветхозаветной традиции обрезание обозначало посвящение человека и включение его в богоизбранный народ. Поэтому именно с момента обрезания начиналась подлинная жизнь человека, вошедшего в Израиль. И восьмой день после Рождества Христова – он как раз более понятен в смысле его празднования: когда отмечается Обрезание Господне – то это и посвящение нового наступившего года, включение его в некую богоизбранность.

Мы выше упомянули Грецию, а в Греции следующая особенность: они перешли на новый юлианский стиль, поэтому они празднуют Рождество 25-го декабря, у них Рождество раньше, чем у нас, а 1-го января (которое с нашим как раз совпадает) празднуется Василий Великий: Агиос Василиос приносит подарки детям. У нас же Святой Василий будет отмечаться 14-го января.

1-го же января у нас – память святого мученика Вонифатия. Это святой, которому молятся против пьянства, люди, страждущие алкоголизму как раз к нему и обращаются в поисках молитвенной помощи. И, конечно, очень странно в день памяти святого Вонифатия напиваться допьяна! 2-го же января – память святого Иоанна Кронштадского, то есть того святого, который тоже много боролся против пьянства. Ну, а у нас многие люди как раз эти дни посвящают указанной страсти, заканчивают их в болезни, в больницах, а некоторые и умирают, потому что на Новый год известна статистика: очень много замерзших на улицах.

Хочется вот еще на что обратить внимание: у всех у нас есть какие-то родственники, знакомые, которые отмечают этот день. Ну а как нам вообще относиться к 1-му января по новому стилю? Как мы должны: праздновать или не праздновать, отмечать или не отмечать? Тем более что с этого времени начинается самый ответственный период в подготовке к Рождеству Христову. Если до этого времени Рождественским постом в некоторые дни дозволяется рыба, то с этого момента наступает строгий пост. И как нам быть? Ведь некоторые родственники у нас все-таки встречают новый год!

Ну, мы все-таки живем в государстве, где 1-ое января считается выходным днем и считается праздником. У нас все-таки все расписания, все графики работ учитывают этот праздник, поэтому мы не имеем права, как граждане своего государства, полностью эти праздники игнорировать, обходить стороной. И если кто-то из наших родных отмечает, мы не должны им препятствовать, а если приглашают – то можно и поучаствовать, но вкушая, скажем так, постную пищу, морепродукты какие-нибудь там, и саму это встречу посвятить темам духовным. Допустим к предстоящему празднику Рождества Христова затронуть какие-нибудь темы связанные именно с христианством. То есть сам этот день можно употребить, чтобы был какой-то смысл возвышенный.

Но отмечать его так, как отмечают обычные невоцерковленные люди, абсолютно нет никакого смысла. Потому что ну какой тут глубокий смысл? Ну, начался новый год, то есть на еще один год мы приблизились к смерти, постарели на один год. А что тут дальше-то? Ну, перелистнули лист календаря. Тогда как главный акцент, главное внимание в эти дни должны быть направлены на Рождество Христово, потому что Рождество Христово – это не просто календарная дата, а это дата события ключевого для всего человечества! Потому что Сам Сын Божий пришел на землю, чтобы людей возвести к небу.

И если светские праздники – это в лучшем случае гастрономическое веселье, о чем-нибудь поговорить, кого-нибудь поосуждать, то церковный праздник дает не только телесное какое-то послабление человеку, потому что пост заканчивается, но и глубокий духовный смысл. Поэтому для верующего человека на первом месте находится, конечно, Рождество Христово, а гражданский праздник Нового года, в принципе, не настолько для нас актуален.

Но и видеть в нем чего-либо бесовское тоже не имеет смысла, потому что это просто отсчет дней: вот так положено в нашем государстве по новому григорианскому календарю начинать отсчет с 1-го января, и какой-нибудь грех здесь может быть только от поведения людей в этот день, и не более того.

Плюс еще, что мы заметим: у нас по церковному календарю 1-ое сентября остается началом церковного года, началом новолетия, и в этот день (по новому стилю 14-го сентября) служатся молебны для благословения на грядущий год.

На этом мы закончим, наверное. Спаси вас, Господи!

Для большинства европейцев и американцев главным зимним праздником было и остается Рождество. Конечно, Новый год во всем мире празднуют шумно и пышно, однако самые веселые и богатые на подарки торжества все же приходится на 25 декабря - Рождество Христово. В России же все наоборот. Подавляющее число россиян, с охотой празднуя Рождество, отдают предпочтение Новому году. Следует отметить, что с новогодними и рождественскими праздниками в России происходит такая путаница, что не каждому по силам в ней разобраться. Зимние праздники в России затягиваются на несколько недель: русские с воодушевлением празднуют сперва западное Рождество, потом Новый Год, после православное Рождество - 7 января, и напоследок - 13 января - отмечают уже совершенно непонятный иностранцам праздник - Старый Новый Год. Но самый любимый и почитаемый праздник в этой длинной череде торжеств - новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января. Теперь кажется, что так было всегда. Между тем, традиция встречи Нового года в России появилась значительно позже, чем в странах Европы.

Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I . До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Впрочем, традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил, так что новый год в России наступал на несколько дней позже, чем в европейских странах. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.

В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные ёлки и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность. 2 января 1751 года «Петербургские Ведомости» подробно описали новогодний бал, данный в императорском дворце. Вельможи прибыли на маскарад в богатых платьях и собрались в большом зале «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы «на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». В маскараде приняло участие более 15000 человек, которые были «разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофием, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом. В 18 веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту - в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. После этого блюдо стали готовить под новый год и в других аристократических домах. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати. При императрице Екатерине II получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений. Особенно отмечала Екатерина гостинец одного из русских промышленников, который ежегодно присылал во дворец огромное золотое блюдо на котором лежали различные свежие фрукты: ананасы, абрикосы, груши, сливы, персики, виноград. Императрица радовалась этому подарку, как девочка, прыгала, хлопала в ладоши. И каждый год волновалась - будет ли доставлено ей любимое блюдо.

Любила Екатерина и маскарады: она приезжала на них в чужой карете, пряча лицо под маской. Но полиция тотчас же узнавала государыню по походке и неразлучной с ней свите. Однажды во время новогоднего маскарада свита императрицы придумала веселую забаву: семеро мужчин-вельмож переоделись в женское платье. По свидетельству очевидцев: «на всех были кофты, юбки, чепчики; один из князей был проще всех одет, он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».

К началу 19 века, со смертью Екатерины, русская кухня вновь начинает тяготеть к простым блюдам. Павел I , а за ним и Александр I пропагандировали воздержание в еде, и это стало модным в аристократической среде. Даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы и грибы, салат из редьки. А еще подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей. Вошли в новогоднее меню и фрукты: абрикосы, апельсины, виноград и груши - в моде были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге, и в Москве.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки . До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры - вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то охладели, зато в моду вошли лабардан (треска) и арбузы. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. Во всяком случае, именно в середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые вина. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое.

В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. В особую моду во времена правления Александра III и Николая II входит искусство составления и оформления меню. Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись изысканными рисунками, вензелями, виньетками. Меню превратилось в шедевр прикладного искусства. Зачастую карточки меню оставались в семейном архиве, как воспоминание о празднике, на котором едали ТАКОЕ. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни. Так, например, под зимние праздники 1912 года было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток.

С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Достопримечательностью этого ресторана был "Альбом обедающих", в который заносились протоколы собраний, экспромты, шутки, карикатуры. Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции , в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В 1918 году в городе умерло 64150 человек. В середине декабря 1918 года петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку. Хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Большинство так и не поняли, праздновать его по старому или по новому стилю. К тому же отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей (в Петрограде тогда таких было большинство). Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую стогую неделю поста. Какой уж тут праздничный стол! Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. Отмечая еще тот «петровский» новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.

Но у голодных петроградцев не было возможности нарушить Великий пост. Еда распределялась по карточкам, никакого мяса по ним не полагалось, а вместо хлеба давали немолотый овес. Весь город мудрил, чтобы такое из него сотворить. В газетах появлялись кулинарные рецепты - высевки, оставшиеся после варки киселя или супа, предлагалось высушивать и поджаривать. Из них вполне мог получиться «шикарный кофе». Несмотря на голод, во всех районах города были устроены елки для детей. «Красная газета» с гордостью писала, что пролетарская елка положит конец сказке о замерзшем мальчике, которую слушали из года в год буржуйские дети, засыпая в своих пуховых кроватках.

Впрочем, эта елка оказалась последней на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год . Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Самая красочная встреча досталась 1937 - году двадцатилетия Октябрьской революции. К нему готовились загодя. На площади Урицкого (Дворцовой) был развернут новогодний базар. Александрийская колонна символизировала изобилие. Освещенная пятью прожекторами, она была обвешена шоколадными бомбами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров. Следует отметить, что советский новогодний стол не стал изысканным - его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру.

Увы, эра продуктового изобилия была недолгой. Блокадная зима 1941 года стала последней для многих ленинградцев. К ноябрю 1941 года иждивенцы и дети получали по карточкам 125 грамм хлеба. С улиц города исчезли голуби, воробьи, собаки и кошки. В пищу шли дуранда - спрессованные выжимки подсолнечных семечек, столярный клей, танковый жир и шроты - отходы от сои. Однако в канун 1942 года для детей зажглись огни новогодних елок. Звучала музыка вальсов... 1943 новый год ленинградцы встретили, уже уверенные в том, что Ленинград выстоял, победил. С продуктами в тот год стало уже легче: наученные горьким опытом ленинградцы с лета запасали выращенные на грядках овощи, зелень, а то и просто траву. В праздничном меню ленинградских столовых в 1942 году значились: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, биточки из лебеды, печень из жмыха, оладьи из казеина и торт из дуранды.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря» , то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Знаменитый московский повар вряд ли бы узнал в этом «кулинарном шедевре» советской эпохи свое детище. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими плебейскими продуктами. Готовили салат в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок, гусь или утка были желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 63 году снова начались перебои с продуктами. В связи с неурожаем были введены талоны на муку. Тогда в Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» - из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке.

Однако настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х . Впрочем, на новогодних столах это практически не отразилось. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, запасливые ленинградцы берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Сложилась парадоксальная ситуация: в магазинах царило запустение, однако на праздничных столах было полное изобилие.

В 80-х годах , в эпоху Горбачева, ситуация с продуктами практически не изменилась. Однако на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране вырубались виноградники, любой алкоголь исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе. Приунывшим ленинградцам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского: достать его нельзя было никакими силами. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными, как мечталось советскому правительству. Народ просто перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку. Участилось количество отравлений алкоголем, резко увеличилось число пьяниц. В конце концов, грандиозно задуманную антиалкогольную кампанию пришлось спешно свернуть.

В 1991 году , с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Екатерина Емельянова

Новогодний праздник есть практически у всех народов. Это не просто временной рубеж, но и своеобразный «чистый лист», начало новой жизни, освобождение от бед и проблем уходящего года. Вместе с тем, существуют значительные расхождения и в дате, и в традициях, и в интенсивности празднования. Итак, как отмечают Новый год в разных странах?

Немного фактов из истории

  • Среди клинописных табличек Вавилона найдена одна, повествующая о праздновании Нового года. Создана была запись в IV веке до нашей эры.
  • Смену лет упорядочил в 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь, повелев отмечать её 1 января.
  • Позже, через половину тысячелетия, Папа Григорий VIII приказал передвинуть дату, и теперь григорианский и юлианский календари различаются на 13 дней.
  • Большинство восточных народов отмечает Новый год весной, радуясь пробуждению природы от зимнего сна.

История праздника в нашей стране началась, благодаря императору Петру Первому. Своим указом он повелел отмечать юлианское новолетие. Правда, поскольку Рождество было 25 декабря, Новый год в России стал одним из святочных дней и входил в контекст общих зимних христианских торжеств. Только после революции 1917 года праздник стал полноценным.

Большинство русских рождественских традиций перешли и к светскому Новому году. Ёлка, подарки, Дед Мороз – всё это заимствовано из дореволюционных торжеств. Сегодня наши неизменные традиции – мандарины, речь Президента и бой курантов в полночь, семейные посиделки и презенты.

Одна из забавных традиций на Новый год в России, которую любят люди – написать заветное желание на бумажке. Затем её надо поджечь под звон часов, кинуть пепел в бокал с выбранным напитком и выпить.

Новый год в России, как и повсеместно в мире, древний и красивый праздник. Задачи и ожидания этой ночи – прогнать злые силы, приманить добрые, распрощаться с обидами и загадать желания на будущий год. В целом, Новый год в России можно смело назвать любимым праздником и детей, и взрослых.

Китайский Новый год

Самое многочисленное государство мира отмечает Новый год в ночь первого новолуния, которое чаще всего приходится на конец января – начало февраля. Строго фиксированной даты у праздника нет. Однако есть символ – зацветающая, но нераспустившаяся персиковая ветка. Вообще Новый год для китайцев – символ пробуждения.

В древности каждый нищий в Китае мог прийти к любому семейному столу и поесть того, что хочет. Если хозяева закрывали свои двери на Новый год, от них с презрением отворачивались все соседи.

Главный признак праздника – море огней в ночном небе. Каждый город или село подсвечены фейерверками. Китайцы с удовольствием взрывают хлопушки – ведь считается, что они отгоняют злых духов. Огромными партиями скупаются фигурки, символизирующие счастье, удачу и богатство. Их дарят родным и друзьям, оставляют себе на память. Дома обязательно украшаются цветами, каждый из которых несет глубокий смысл. Например, нарциссы важны в семье для крепкого и дружного супружества.

Особый интерес представляет денежное дерево, которое китайцы создают своими руками. Это веточка кипариса, воткнутая в хурму, которая покоится на подушке из варёного риса, украшенного фруктами. На ветку обязательно вешаются монеты.

Завершает дни новогоднего торжества праздник фонарей, на котором стараются присутствовать все китайцы.

Вьетнам

Как и в Китае, в этой восточной стране отмечаемый праздник проходит не 31 декабря. Он приходится на раннюю весну, и здесь ставят веточки персикового дерева на стол.

Интересную традицию подарило древнее поверье, что Новый год приплывает на карпе. Вьетнамцы покупают живую рыбу и торжественно выпускают её в озеро или реку. Дома украшают мандариновые деревья с крохотными плодами.

Японское торжество

Говоря о том, как отмечается Новый год в разных странах, нельзя не упомянуть о стране восходящего солнца. Японцы празднуют новолетие в тот же день, что и мы, и продолжается это мероприятие три дня. Комнаты дома украшает не ель, а композиция из цветов кадомацу, центром которой является сосновая ветка. Она символизирует одну из важнейших для жителя Японии категорий – долголетие.

В Новый год нужно обязательно, хотя бы ненадолго, вернуться в родные места и посетить храм. Отмеченный праздник прошёл не зря, если над городом или селением раздались 108 ударов колокола. По поверью, они снимают такое же число человеческих забот. Освобождение от проблем должно сопровождаться смехом, ведь Новый год – весёлый праздник.

Торжество в Таиланде

Жители этой тёплой страны отмечают начало года дважды. Первый раз, как и в других странах, 1 января. Накануне они приходят помолиться в буддистские храмы, а утром дарят подарки и занимаются благотворительностью.

Национальный праздник – Сонгкран – проходит 13 – 15 апреля. В эти дни прохожих на улицах обливают водой, и это считается хорошим знаком, ведь живительная влага смывает и болезни, и беды. А ещё можно повязать любому прохожему цветную верёвочку на запястье. Снимать её самостоятельно нельзя, нужно ждать, пока разорвётся сама.

Обмазывание глиной шеи и лица – древний новогодний обычай, защищающий от нападений злых духов.

Индия

Поскольку в пределах этой страны сошлось множество древнейших и новых культур, Новый год отмечают здесь восемь раз. Один из самых распространённых – Гуди Падва. Индийцы съедают горькие листья дерева ним-ним и верят, что они очищают организм от настоящих и грядущих болезней.

Новый год в мусульманских странах

Сирия и Алжир, Бахрейн и Марокко, Пакистан и Судан, и даже африканская Танзания отмечают Мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря. К этой дате они проращивают зёрна как символ новой и счастливой жизни.

Еврейское торжество

Рош-ха-Шана – день божественного суда над человеком в зависимости от его поступков в минувшем году. Этот день евреи посвящают покаянию и молитве. Во время трапезы они символически макают яблоки в мёд, надеясь, что следующий год будет сладким.

Европа

Традиции христианских европейских стран во много похожи, однако и там есть интересные национальные обычаи. Новый год празднуется после Рождества. Иногда мероприятие включает в себя и древние видоизменённые языческие ритуалы.

Франция

Хотя большинство регионов празднуют новолетие 1 января, есть небольшое количество французских территорий, которые делают это 6 декабря, в день памяти святого Николая.

К детям в праздничную ночь тихо прокрадывается Пер Ноэль, если они послушны. Старик оставляет подарки в чулочках, подвешенных над камином. Однако к вредным детям приходит другой старик – недобрый Пер Фуэтар. Он оставляет их без подарков.

Буш де Ноэль – праздничное полено. Его разделяют на щепки и хранят до будущего года, чтобы потом сжечь. Пепел держат в белье, считается, что он защищает от бед и несчастий.

Французы пекут пирог, в который прячут боб. Тот, кому достанется этот сюрприз, может давать задания всем остальным в эту торжественную ночь.

Англия

Новый год в Британии подарил нам традицию преподнесения красивых открыток с добрыми пожеланиями друзьям и близким. Дома здесь, как и в других странах Западной Европы, украшают омелой. Влюблённым предписывается обязательно поцеловаться под её ветвями для долгих и счастливых лет в согласии и нежности. Сделать это нужно в то время, когда звонят новогодние колокола в полночь. Интересным обычаем является укутывание их в одеяла до 12 часов ночи, чтобы звук практически не был слышен.

Британцы выпускают старый год, открывая задний вход, и впускают новый у парадного.

Италия

Темпераментные жители Аппенинского полуострова перед Новым годом выкидывают в окна старые вещи – утюги, столы, стулья, чайники, считая, что тогда их место займут новые. На столе обязательны виноград и чечевица – символы долголетия, плодородия, богатства.

Венгрия

Здесь в праздничную ночь все свистят в свистки и ходят с трещотками. По поверью, это отгоняет злых духов и чертей.

Финляндия

Жители Суоми любят гадать по восковым фигуркам. Для этого они плавят свечу, капают в холодную воду и достают получившиеся кусочки воска затейливой формы. В них финны пытаются увидеть своё будущее.

Испания

Отправляясь в гости, люди берут с собой нугу в корзинке. К полуночи все собираются на площади, где под бой часов нужно успеть съесть 12 виноградин. Ещё в новогоднюю ночь испанцы играют в фанты, результатом которых становятся фиктивные браки, действующие до утра. «Муж» и «жена» должны вести себя как настоящие.

В целом, не так важно, когда (летом или зимой) и как именно жители той или иной страны празднуют Новый год. Самое главное, что составляющими торжества являются веселье, фейерверки и счастье!

День Нового года

Григорианский календарь

Большинство стран отмечает Новый год 1 января , в первый день года по григорианскому календарю . Некоторые страны отмечают Новый год по лунному календарю .

Еврейский Новый год

Еврейский праздник Рош Ха-Шана (ивр. ראש השנה ‎) - (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Киппур) называют «днями тшува» («возвращения» - имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В последующий после праздника судный день евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни !». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд .

Китай

На севере страны под Новый год (Тет) в доме устанавливают цветущую ветку персика , или украшают дом мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль . Молодыми цветущими ветвями и просто букетами цветов украшают улицы.

На юге страны на Тет предпочитают украшать свой дом цветущей веткой абрикоса , причём, цветы абрикоса должны иметь пять лепестков. Кроме того, южане ставят на алтарь арбузы, красная сладкая мякоть которых символизирует удачу в наступающем году.

Вечером, в канун Нового года, происходят массовые танцы дракона, в которых принимают участие все люди, независимо от достатка. Самые пышные шествия и яркие мероприятия проводятся ночью. С наступлением сумерек разводят костры в парках, садах или на улицах. У каждого костра собираются несколько семей.

Вьетнам

Вьетнамский Новый год по дате совпадает с китайским, за редкими исключениями. При подготовке к празднику Тет готовят специальные кулинарные блюда и делают уборку в своём доме. Есть много мероприятий, традиционно проводимых во время празднования Тет, такие как первый выход из дома в первый день нового года, вспоминание своих предков, пожелания и новогодние поздравления, дарение монет и мелких купюр детям и пожилым людям, праздничная торговля. Тет считается первым днём весны, поэтому праздник часто ещё называют «Праздник весны» (вьетн. Hội xuân )

Иран

Иранцы и те, кто использует в быту иранский календарь , отмечают новый год (Науруз , «новый день») или 22 марта (ночь с 30 эсфанда на 1 фарвардина), в день весеннего равноденствия .

Бангладеш

Якутия

Новый год в Республике Саха (Якутия) отмечают 31 декабря в 12:00 ночи, у якутов, как правило, в празднике обязательно присутствует якутская кухня (кюэччэх, сюэгэй и др.) и традиционная якутская сосна, которую вместо ёлки наряжают гирляндами и мишурой. После Нового года у якутов принято дарить подарки. Современный Новый Год у якутов перенят у русских, когда Якутия была присоединена к России. Настоящий новый год у якутов отмечался весной, возможно 1 марта , а возможно и в мае. Ошибочно считать Ысыах якутским Новым годом.

Казахстан

Таджикистан

С давних времен в Таджикистане Новый год праздновали 21 марта , в день весеннего равноденствия. К этому дню варится «сумалак» или «суманак» из проросших зерен пшеницы, пекутся особые хлебцы и готовятся праздничные блюда. Поздравляют с «Иди навруз» и говорят: «Рузи нав муборак!», «Навруз муборак!» (Поздравляю с новым днем!)

Сейчас таджикистанцы так же, как и во многих странах, празднуют Новый год 1 января. На ночь 31 декабря, как правило, наряжают ёлку, готовят новогодние и национальные блюда. Подарки и много сладостей принято дарить детям. Дед Мороз по таджикски - Бобои барфи.

Русский Новый год

История появления праздника

Новогодняя ёлка, установленная на Красной площади в Москве в канун Нового Года 2007-2008

Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов » (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году .

Новогодняя ёлка

Новогодняя ёлка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. Согласно традиции в доме устанавливается новогодняя ёлка . Во многих странах её ставят на Рождество и именуют рождественской ёлкой.

Новогодний стол

При встрече Нового года близкие собираются за столом.

В варианте празднования Нового года собравшиеся сначала «провожают» год - вспоминают, чем он запомнился или что в нём было. В 0 часов 0 минут 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желание.Также в Новый Год принято дарить подарки.

Дед Мороз

Дед Мороз - сказочный персонаж славянского фольклора . В славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец , сковывающий воду. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая , а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.

В Новый год приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, в шапке (а не в колпаке), с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

Новогоднее обращение главы государства

Во многих странах за несколько минут до наступления нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря) главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации .

После обращения главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют сигнал точного времени (в России им служит бой курантов Кремля), знаменующий начало нового года (новый год наступает с началом перезвона,за 20 секунд до 1 удара курантов). Как правило, после исполняется государственный гимн страны.

Старый Новый год

Старый Новый год - это праздник, отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) и являющийся по сути историческим эхом смены летоисчисления. Отмечается в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Киргизии, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

Традиции в различных странах мира

Пиротехника

При праздновании Нового года активно используются разнообразные пиротехнические изделия: хлопушки, бенгальские свечи и, в последнее десятилетие - салюты, ракеты, римские свечи, петарды большие и малые и др.

В настоящее время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят миллионы долларов, чтобы устроить пиротехническое шоу на Новый год.

Фейерверки

Самой известной в разных странах традицией, образовавшейся из-за суеверия, является зажигание на Новый год в Китае фейерверков , а также взрывы петард, которые не прекращаются на протяжении всего первого новогоднего дня. При этом сам порох , петарды и фейерверки были изобретены не так давно, но традиции создавать шум и гам при встрече Нового года приписывается тысячелетняя история. Все началось с легенды о том, что в канун Нового года злые духи, изгнанные из разных мест, ищут себе новое пристанище, а найдя подходящий дом, селятся в нём и весь предстоящий год чинят хозяевам разные беды. Шум же при встрече Нового года призван отогнать зло от дома.

История

Пользоваться пиротехническими изделиями для празднования нового года начали в странах Азии, и, в первую очередь, - в Китае, так как считалось, что громкий шум и яркий свет, получаемые от взрывов пороха, позволяют отогнать злых духов. Позже данная традиция распространилась по всему миру.

Безопасность

Использование пиротехнических изделий в большом количестве, в том числе несовершеннолетними, создаёт потенциально пожароопасную и травмоопасную ситуацию, поэтому новогодняя ночь считается наиболее напряжённым периодом года в работе противопожарных и спасательных служб.

Например, в Москве по данным МЧС в период с 31 декабря 2008 года по 4 января 2009 года от пиротехники пострадало 32 человека, включая 5 детей. 28 человек в результате травмирования госпитализированы в городские больницы.

Примечания

Ссылки

Как празднуют Новый Год в разных странах мира.

У нас новогодняя ночь уже прошла, даже по старому календарю уже успели отметить, а какие-то страны еще только готовятся к празднованию этого сказочного праздника. Возможно, вам тоже будет интересно узнать, как же празднуется Новый Год в разных странах мира.

Япония . Не зря эта страна называется страной восходящего солнца, и сейчас вы поймете почему. Двери в дом японцы украшают двумя, связанными лентой, ветками. Одна из них ветка сосны, а вторая бамбука. Они символизируют долголетие и верность. В новогоднюю ночь дети загадывают желание и рисуют парусник, который на ночь убирают под подушку, считается, что он поможет желаниям исполниться. В новогоднюю ночь в храмах по всей Японии колокола бьют целых 108 ударов. Считается, что у каждого человека есть 6 пороков, и каждый из них имеет 18 оттенков. В новогоднюю ночь душа каждого очищается от них и встречает рассвет безгрешной. Когда восходит солнце, японцы выходят на улицы и продолжают празднование до заката, а вечером собираются семьей за столом.

В Древнем Китае на новый год любой человек мог войти в абсолютно любой дом и взять то, что ему необходимо и ему не имели права отказать. Сейчас же в Китае Новый Год является праздником бумажных фонарей . В Китае Новый Год в феврале и огнем фонариков китайцы встречают тепло, призывая весну быстрее прийти.


В Корее
любимым новогодним развлечением для молодых женщин были прыжки на досках. Такое развлечение требовало определенной сноровки. Циновку скатывали в валик и на нее помещали доску. На один конец становилась одна девушка, а вторая запрыгивала на другой. В этот момент первая взлетала в воздух, а когда она приземлялась на доску, подлетала уже вторая. Такое развлечение собирало много зрителей. Так же в Корее было принято обязательно шить новую одежду к празднику всем домочадцам.

В Монголии считается, что чем больше гостей в новогоднюю ночь будет за вашим столом, тем удачнее будет этот год.

Бали. Именно на этом острове Новый Год празднуют чаще, чем во всех других странах мира, ведь календарный год у них всего 210 дней.

В Бирме Новый Год в середине апреля. В это время в стране стоит самый жаркий месяц, поэтому не удивительно, что в этой стране принято обливать всех водой. Новый Год там символизирует окончание самого жаркого периода и начало сезона дождей. Новый Год там длится неделю и завершается фестивалем воды. В первый день Нового Года принято отпускать рыб в водоемы, граждане с более высоким достатком так же выпускают на волю домашний скот.

В Африке в честь празднования Нового Года устраиваются ритуальные пляски, правда, смотреть их вживую для человека из другой страны просто невыносимо. Дело в том, что во время танца участники полосуют себя и других ритуальными кинжалами. Кроме этого устраиваются гонки на четвереньках с яйцом во рту . Яйцо символ хрупкости бытия и человеческой жизни.


На Кубе
традиции встречи этого праздника более миролюбивые. Жители этой страны вечером наполняют стакан водой и после того как часы покажут полночь они выплескивают воду в открытое окно. Это действие символизирует то, что прошлый год счастливо окончен и пожелание того, чтобы грядущий был таким же благополучным.

Шотландцы , северный и довольно суровый народ. Они встречают Новый Год молча . Вся семья молча смотрит на огонь, мысленно сжигая в нем все плохое. Когда часы пробьют 12 раз глава семьи встает и открывает двери , выпуская старый год и впуская новый. И уже потом все садятся за стол и празднуют. Если вы в новогоднюю ночь собрались в гости не забудьте взять с собой ветчину, виски и кусочек угля или поленце дерева. Такие дары символизируют пожелания, чтобы в новом году семье было сыто, весело и тепло. Ну а, придя в гости, не забудьте помешать угли в камине, это означает, что вы пришли с дружеским отношением.

В Италии на Новый Год опасно ходить по улицам. Там до сих пор сохранился обычай выбрасывать все старое в окно в новогоднюю ночь. Считается, что чем больше ненужного будет выброшено, тем больше хорошего принесет новый год.

В Ирландии в новогоднюю ночь открыты все двери и любого зашедшего в дом усадят за стол и угостят вкусной едой и хорошим вином. Обязательным тостом в эту ночь считается "За мир в этом доме и во всем мире".

В селах на юге Франции утром Нового Года каждая хозяйка идет за водой к источнику с пирожком. Первая посетившая источник оставляет свой пирожок возле него, следующая забирает его и оставляет свой. Так и угощают друг друга до самого вечера.

В Германии , когда часы начинают отсчитывать 12 ударов, жители всех возрастов забираются на стулья и кресла и с последним ударом все вместе впрыгивают в Новый Год.

В Греции гости в дом приходят с тяжелым камнем и, сбрасывая у порога, желают хозяевам, чтобы их богатство было таким же тяжелым как этот камень.

В Болгарии в новогоднюю ночь в домах на несколько минут гаснет свет. В этот момент принято целоваться .

В Польше в новогоднюю ночь девушки гадают. Под стол кладется клок сена и каждая вытаскивает по стебельку. Та, которая вытянет самый длинный, в этом году выйдет замуж.

В Швеции в Новый Год бьют посуду. Чем больше будет черепков от разбитых чашек у порога, тем лучше пройдет год.

А украсить ваши новогодние праздники могут различные спецэффекты, например фейерверки с доставкой по России.



error: Контент защищен !!