Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Педагогические идеи квинтилиана

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана .

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.

В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях - Легионах.

В IV в. появились риторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.

Яркая фигура педагогической мысли Квинтилиан (40-118гг.н.э). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Софокла, Еврипида и др. Главный труд Квинтилиана "Ораторское обучение". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчиков" и "О риторическом обучении". В этих работах, размышляя о природе человека, Квинтилиан выказал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями должно воспитание. И чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природу человека и воспитание. Квинтилиан говорил о том, что воспитание должно формировать свободного человека. "Ребенок - драгоценный сосуд, с которым следует обращаться бережно и уважительно". Семейное воспитание, по мнению Квинтилиана, призвано беречь детскую психику. Нельзя допускать присутствия детей в неблагопристойных местах, так писал Квинтилиан. Он отрицательно относился к физическим наказаниям, ибо они развивают рабское качество. Большое внимание Квинтилиан придавал отбору няньки для детей, которая должна обладать достойными нравственными качествами.

Учитель должен приучать питомца мыслить самостоятельно. Квинтилиан настаивал на таком образовании, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания - серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному обучению перед домашним. "Свет хорошей школы лучше одиночества в семье". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования и верил в созидательную силу школьного обучения. Вершина образования овладение искусством оратора. Этого можно достичь через специальную систему обучения. Первая ступень - домашнее воспитание и обучение. Следовало правильно выбирать няньку с правильным произношением. До 7 лет ребенок должен овладеть зачатками латинской грамматики. В это время следует пробуждать интерес детей к знаниям похвалой, забавами, но при соблюдении меры. В программу начального обучения входил ряд предметов: грамматика и стиль; мораль, начала математики, музыка. Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. "Искусство оратора требует знания многих наук".

Грамматическая школа: изучали несколько дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном освоении ими. Главный предмет - грамматика.

Риторические школы: основной предмет - риторика ("искусство красноречия"). Учителю рекомендовалось преднамеренно читать тексты со стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны ученики. Рекомендовалось вести обучение индуктивным путем - от простого к сложному на основе работы памяти. В воспитании Квинтилиан важное значение придавал трудовому обучению. Учить надо нас многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 гг.) - оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представи­тель педагогической мысли. В течение 20 лет он со­держал риторскую школу, которая пользовалась ши­рокой известностью в Римской империи. В своем ос­новном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинти­лиан сформулировал основные методы и приемы ора­торского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. Разрабатывая вопросы воспитания будущего оратора, он коснулся ряда педагогических проблем, получивших широкий отклик в педагогике XVI - XVIII вв. В этой книге дана характеристика тру­дов многих греческих и римских поэтов и прозаиков.

В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуж­дать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение.

Квинтилиан выступал сторонником общественно­го воспитания детей. Ему принадлежала прогрессив­ная мысль о том, что все дети являются сообразитель­ными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.

«Тупые и не поддающиеся учению умы появляют­ся столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого слу­жит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не

природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...»

Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни чело­веческой не следует отпускать без внимания», «...сколь­ко времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным пре­дупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний») 1 .

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мнению, способствует выработке хоро­шего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной.

Квинтилиан обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, на своев­ременное устранение у него дефектов звукопроизно-шения. Он писал: «...прежде всего надо смотреть, что­бы кормилицы не имели дурного выговора или испор­ченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и го­ворили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старает­ся... Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном воз­расте, не приучался к такому выговору или наречию, от которого отучать после будет нужно».

В другом месте мы читаем, что необходимо, «во-первых, исправлять недостатки в произношении, чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, кото­рые мы или очень слабо, или очень крепко произно­сим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие, мягчайшие и с ним сродство имеющие; как-то: вместо буквы р (р), которую и Демосфен с трудом про­износил, слышится у нас X (л), как в латинском, так и в греческом языке; также с (к) и t (т) умягченно пре­вращаются в g (г) и d (д). Равно не должен учитель тер­петь, чтобы буква s (с) часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью и в пустоте рта отзывались... Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали после­дние слоги...».

Приводимые выше высказывания Квинтилиана затрагивают целый ряд вопросов, имеющих непосред­ственное отношение к логопедии. Читая Квинтилиана, следует обратить внимание на то, что в слово «произ­ношение» он вкладывал несколько иной, более широ­кий смысл, чем сейчас принято под этим термином понимать. Если сейчас мы называем произношением чисто фонетическую сторону речи, способность пра­вильного произношения звуков, то Квинтилиан под этим термином имел в виду и выговор, и голос. (Как он сам писал об этом: «произношение состоит из двух частей: голоса и движения»).

Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагогических сочинениях выступал сторонником общественного воспитания детей с раннего возраста, последовательного и доступного обучения детей. Важ­ными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нуждаются только в воспитании, что обучению и воспитанию под­даются все дети без исключения.

Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение язы­ка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых воз­можных дефектах фонетической стороны речи у ре­бенка и дал практические советы для их предупрежде­ния и устранения.

Заключение

Наибольший расцвет греческой культуры относит­ся к V в. до н. э. Философские учения Древней Греции (материализм и идеализм) отражали острую классовую борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией.

Культурное наследие Древней Греции было вос­принято Римской империей, период наибольшего мо­гущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. - I в. н. э.

Сочинения философов, энциклопедистов того вре­мени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В философских, исторических, педа­гогических и медицинских сочинениях (Демокрита, Платона, Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выда­ющихся умов той эпохи на вопросы воспитания под­растающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лече­нию. Встречаются в этих сочинениях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее рас­стройствах, о средствах их предупреждения и преодо­ления.



Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись ма­териалистическим (Демокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авторов. В объяснении про­исхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель).

В общих вопросах воспитания превалирующими для того времени были высказывания о природосообразно-сти (Демокрит, «Природа и воспитание подобны»), о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста (Платон, Квинтилиан), о задачах еди­ного процесса умственного, физического и нравственно­го воспитания детей (Аристотель), о необходимости тру­дового воспитания, о роли систематических упражнений в воспитании (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан).

Квинтилиан, подчеркивая необходимость последо­вательного и доступного для детей обучения, впервые высказывает мысль о том, что «тупые и неподдающи­еся умы появляются столько же против природы, как и всякие другие уроды и чудовища», что это бывает редко и что все дети от природы являются сообрази­тельными и нуждаются только в правильном воспита­нии и обучении. Платону принадлежит первая попыт­ка возрастной периодизации с указанием задач воспи­тания для каждого возрастного периода человека.

Для развития речи Платон полагал необходимым специальный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребенком. Квинтилиан впервые обра­щает внимание на фонетические погрешности детско­го языка и рекомендует воспитывать правильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В свя­зи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой.

В сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля высказываются мысли* о роли социальной среды в воспитании детей, «Постоянное общение с дурными развирает дурные задатки»,- писал Демокрит и пото­му предостерегал от дурных примеров. Платон и Ари­стотель, в свою очередь, подчеркивали важную роль семьи в заботе о нравственном воспитании детей. Квинтилиан впервые высказал мысль о необходимос­ти благоприятной речевой среды для формирования у детей правильной речи.

В медицинской литературе превалировала мысль о природосообразности лечения болезней (Гиппократ: «Природа - врач болезней») и ее целенаправленности (Аристотель: «Природа не делает ничего лишнего...»).

В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенствующую роль головного мозга во всей деятель­ности человека (Гиппократ), описание органов и фун­кций слуха, зрения, голоса и речи, в частности языка и губ (Гиппократ, Аристотель). Гален уточнил сведения о строении и функциях головного мозга, нервной сис­темы, описал механизм дыхания.

Здесь впервые были предприняты попытки науч­ного описания отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попытки их дифференциации. У Гиппо­крата и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их переводе на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косно­язычие, невнятная речь, заикание.

Характерно, что речевые расстройства рассматри­ваются в ряду других болезней, поражающих челове­ка, но также и как симптом какого-то другого заболе­вания. Поэтому у Гиппократа мы находим указания врачу при диагностировании любой болезни обращать внимание на состояние слуха и речи больного.

Причинами расстройств речи, по мнению древ­них врачей, являются либо излишки влаги преимуще­ственно в головном мозге или в органах речи (Гип­пократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален ука­зывал на возможность причин возникновения рече­вых расстройств как центрального происхождения, так и периферического. При этом обращал внимание на то, что речевые расстройства могут быть либо врожденными, либо приобретенными.

Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмеша­тельства (в асклепейонах), горячие изливания, кро­вопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гип­пократ). Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса встречается мысль о видимой необходимос­ти каких-то речевых упражнений, ибо хирургичес­кие вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. Подобно Орибазию, энциклопедисты Аэций Амид-ский (527 - 565) и Павел Эгинский (625 - 690) были составителями больших сочинений, в которых они со­брали и систематизировали богатое наследие античной медицины. У этих авторов встречаются и некоторые упоминания о речевых расстройствах. По сведениям, которые собрал И. А. Сикорский 1 , Антилл (Ув), Аэций Амидский, Павел Эгинский рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и излагали раз­личные хирургические способы подрезания языка.

Антилл различал три уздечки языка: среднюю и две боковые. Укорочение средней, по его мнению, оказывает влияние на произношение D, L, R, а укорочение боко­вых - на звуки Р, Рп, К, Ch. Аэций Амидский болезням речи посвятил целую главу, в которой в основных чертах повторено учение Галена. Автор обнаруживает истоки болезни речи только от страданий языка и с довольно большими подробностями излагает хирургические спосо­бы лечения болезни речи, а именно - подрезания языка.

В плане терапии заикания Орибазий, в частности, предлагал определенный порядок:

1) произносить наизусть отрывки эпического, за­тем лирического характера. Притом начиная с возмож­но низкого тона, постепенно повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох. В курсе терапии у Ориба-зия имеется: низкий голос, трудные комбинации зву­ков, речь под такт, упражнения в умственной речи, постепенность дидактических приемов (сначала под руководством наставника, потом в виде чтения и, нако­нец, в форме бесед), в состав лечебных условий постав­лен был и сам врач (с. 237 - 238).

Арабские халифаты. Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока (вре­мен арабских халифатов) унаследовала ценные дости­жения древневосточной и античной цивилизации, ко­торые в дальнейшем послужили одним из источников западноевропейской цивилизации. Периодом наибольшего расцвета культуры и на­уки народов Востока времен арабских халифатов были IX - XI вв. Величайшими представителями этого пери­ода были энциклопедисты Мухаммед Аль-Хорезми, ар-Рази, Ибн Сина, Аль-Бируни.

Реферат
"Педагогические идеи Квинтилиана"

Введение
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
2. Биография Квинтилиана
3. Педагогические взгляды Квинтилиана
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Марк Фабий Квинтилиан - римский ритор (учитель красноречия), автор "Наставление оратору" - самого полного учебника ораторскогоискусства, дошедшего до нас от античности, где, начиная с элементарных ступеней обучения, он изложил свои представления об обучении риторики. Эту книгу изучали во всех риторических школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известныйримский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной.
Квинтилиан в обширном (12 книг) сочинении "О воспитании оратора" систематизировал и переработал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их обширными дидактическими указаниями, почему его можно назвать первым по времени дидактом.Квинтилиан был первым преподавателем, получавшим оклад из государственной казны и носившим титул профессора красноречия.

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме

Римское воспитание имело свои специфические особенности, обусловленные экономической и политической жизнью римлян. Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм –представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишьпостольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.
На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.
Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее, характер домашнего воспитания зависел в первую очередь оттого, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.
Духовной жизни римлян соответствовало и воспитание. Семья была основой воспитания. В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история. Поэтому в Риме и появляются женщины в качестве воспитательниц. Однако в Риме воспитание не было гармоническим развитиемтелесных и душевных сил; оно было направлено на предметы расчетливого ума, на потребности гражданина и государства. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян - практичности и полезности. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось питьвино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление.
В позднейший период в римских домах, образованных, стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником отрога и его постоянным спутником. Нередко несколько мальчиков поручались одному педагогу. Преподавание в зрелый период Рима развивалось в соответствии со всейжизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В 1 в. до н.э. в...

Марк Фабий Квинтилиан - римский ритор (преподаватель красноречия), теоретик ораторского искусства, реформатор литературного стиля; автор наиболее полного античного учебника по ораторскому искусству, который дошел до наших времен. Современники называли его вторым Цицероном .

Родиной Квинтилиана был испанский Каллагурис, где он появился на свет приблизительно в 35 г. По мнению одних исследователей, он был отпрыском очень знатной семьи, одной из наиболее родовитых в стране; по версии других, знаменитый ритор имел незнатное происхождение, жил в небогатой семье. Однако тот факт из его биографии, что дед и отец тоже были риторами, не подвергается сомнению.

Образование Квинтилиан получал в Риме, намереваясь стать судебным оратором. В этом городе впоследствии провел большую часть своей жизни. С 61 по 68 гг. он жил в Испании, пока не был вызван в Рим императором Гальбой, который когда-то был в этой стране наместником.

Квинтилиан действительно, как сказали бы сейчас, работал по специальности, выступая адвокатом в суде, однако не это принесло ему известности. Намного более он преуспел в теоретической деятельности, а также в преподавании. Сегодня его считают первым профессиональным учителем, который стал основателем государственной школы. Император Веспасиан в 70-ых гг. платил ему из казны жалование. Кроме того, ему принадлежит статус первого классика гуманной педагогики.

На протяжении двух десятков лет знатная римская молодежь из обеспеченных семей училась под началом Квинтилиана ораторскому искусству. Доверили ему воспитывать и императорских наследников. Некоторые из его учеников стали известными людьми: так, известно, что среди них был Плиний Старший и, вероятно, Ювенал .

С другим императором, Домицианом, прослывшим кровавым, жестоким тираном, у Квинтилиана были хорошие отношения и, возможно, в чем-то схожие взгляды. Марк Фабий был обласкан всевозможными почестями, не нуждался в деньгах. Есть предположение, что его, ритора, назначили консулом, хотя до этих пор подобное в Риме не практиковалось. Благодарный Квинтилиан, находившийся тогда на пике славы, искренне прославлял императора в своих речах.

Примерно в 88 г. Квинтилиан перестал выступать в судах и преподавать, отдавая все силы сочинению трактата «Воспитание оратора», который состоял из 12 книг. Из всех дошедших до нас трудов по риторике, созданных в эпоху античности, это самый крупный и представляющий наибольшую ценность как источник знаний о древней педагогике и риторике. Квинтилиан считал, что оратором может быть только очень образованный и воспитанный, высоконравственный человек, поэтому в своей книге рассматривал не только непосредственно искусство красноречия, но и все, что помогает людям приобретать полезные качества.

Марк Фабий Квинтилиан стал человеком обеспеченным, окруженным славой и почестями, но это не оградило его от жизненной драмы, которую ему довелось пережить в конце жизненного пути. Как преподаватель он был отправлен в отставку в связи с тем, что бывшие наследники императора, его воспитанники, были сосланы Домицианом вместе с родителями. Но самое главное - он потерял молодую супругу и двух маленьких сыновей, с которыми были связаны все его надежды и радости. Свой знаменитый трактат он начинал писать с мыслями о воспитании собственных потомков. Старость Квинтилиан провел в одиночестве, умер в 96 г.

Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и находилась под покровительством императоров. Школа Квнитилиана была сделана при императоре Веспасиане первой государственной школой в Риме.

Квинтилиан - автор знаменитого сочинения "О воспитании оратора" в 12 книгах. Здесь (особенно в первых двух книгах) рассматриваются и общепедагогические вопросы. Квинтилиан выступает сторонником общественного воспитания, отдавая ему предпочтение перед домашним. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. В обучении он различал три ступени: подражание, наставление и упражнение, был сторонником сочетания заучивания с осмыслением материала. Он одним из первых в истории педагогики сформулировал ряд требований к учителю и воспитателю. О педагогических рекомендациях Квинтилиана достаточно ясное представление дают отрывки из его главного сочинения "О воспитании оратора", приводимые ниже. При этом следует иметь в виду, что речь ведется о воспитании детей рабовладельцев.

О воспитании оратора

Книга первая

Глава I. Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу

Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала. Ведь мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем не малое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небесного происхождения. Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...

Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением. Таково было мнение Гезиода. Правда, и другие, между прочим Эратосфен, были того же мнения. Но основательно рассуждают те, которые думают вместе с Хризиппом, что ни одного времени в жизни человеческой не следует опускать без внимания; хотя этот философ и соглашается оставлять детей на руках кормилицы на три года, однако требует, чтобы и тогда их наставляли всему хорошему. Так почему же нельзя бы приучить к наукам в таком возрасте, когда можно приучать к благонравию? И я знаю, что во все это время, о котором здесь говорится, едва ли дети успевают столько, сколько могут успеть в один год после. Но мне кажется, что те, которые в данном случае не согласны со мной, жалели труда не столько учащихся, сколько учащих. Кроме того, чем же лучше заниматься ребенку, как только он начнет говорить? А упражнение, какое бы то ни было, ему необходимо. Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, пренебрегать выгодой, какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится, однако чему-нибудь все больше научится в тот год, когда ему следовало бы учиться и этому немногому. Таким образом, он год от года будет приобретать познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества. То же самое следует сказать и о последующих годах: что нужно знать, тому не хорошо поздно учиться. Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начал всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

И я также принимаю во внимание возраст: не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте. Учение должно быть для пего забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого не лишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы.

Я не могу одобрить обыкновения заставлять детей заучивать названия и порядок букв, не показав им прежде начертания или вида их. Это мешает успеху, потому что, зная наизусть буквы, они меньше внимания обращают на вид их, чем на то, что уже у них в памяти; по этой причине учащие должны не всегда показывать им буквы в обыкновенном, но иногда и в обратном и в различном порядке, пока учащиеся не станут различать их по виду, а не по порядку, подобно тому как различают людей и по лицу и по имени. Но в отношении слогов или складов надо поступать иначе.

Я не осуждаю известного способа заохочивать детей к учению, т. е. давать им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой костя, или что-нибудь другое, чем бы ребенок мог заняться с удовольствием.

Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им дощечки с искусно вырезанными на них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил стиль; удерживаемый с обеих сторон, он бы не скользил, как бывает на воску, и дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище. Тут не нужна и помощь учителя, который водил бы его рукою. Писать скоро и чисто - дело немаловажное, хотя о нем не заботятся иногда достойные люди. Так как среди других занятий письмо составляет особенное упражнение, от которого только и получается истинный и прочный успех, то медленность в этом деле много вредит живости ума, а дурной и неисправный почерк затмевает смысл; от этого происходит новый труд, так как нужно самому пересказать снова то, что понадобится переписать...

Глава II. Лучше ли учить детей дома или следует отдавать в училища?

Представим, что дитя мало-помалу подросло и, выйдя из-под надзора нянек, должно заняться уже настоящим учением. Здесь следует обсудить вопрос: полезнее ли обучать мальчика дома, в семейном кругу, или же лучше посылать его в училище и поручать заботам общественных наставников? Знаю, что самые знаменитые законодатели и выдающиеся писатели высказались за общественное воспитание. Но нельзя, однако, обойти молчанием, что некоторые отвергают этот почти всеобщий обычай. Они основывают свое мнение на двух обстоятельствах: во-первых, на том, что нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей одного возраста, весьма склонного к порокам (о, если бы этот упрек был неоснователен!); во-вторых, на том, что учитель, каков бы он ни был, будет больше времени заниматься одним учеником, чем многими. Первая причина весьма важна, так как, если бы стало известно, что в училищах хотя и приобретаются большие успехи, но зато портится нравственность, я охотно предпочел бы поведение самому высшему красноречию.

Говорят, что в училищах портится нравственность. Это случается иногда, но она портится и в родительском доме, как это подтверждается многими примерами. Природные наклонности и заботливость составляют всю разницу. Если дитя от природы наклонен к дурному, если об исправлении его не будут заботиться в юные годы, то он найдет не менее случаев к порокам и без училищных товарищей, Может попасться в дом порочный учитель; пребывание среди испорченных рабов может повредить столько же, сколько между нескромными товарищами. А если дитя имеет доброе сердце, если родители чужды слепой и непробудной беспечности, то можно найти и вполне достойного учителя (и это первая забота благоразумных людей) и приучать питомца к строгому порядку и, сверх того, приставить к нему умного и усердного надзирателя или верного отпущенника, который бы безотлучно находился при нем и удержал бы от худого поведения даже и тех, сообщество которых казалось бы нам подозрительным.

Говорят также, что учитель, имея у себя одного ученика, займется им гораздо больше времени. Но, во-первых, никто не мешает определить особенного наставника к обучающемуся в школе. Но если бы этого и невозможно было сделать, то все-таки лучше предпочесть, по моему мнению, торжественность общественного и благоустроенного собрания уединенности и безызвестности частных домов. Ведь всякий хороший учитель желает иметь как можно больше слушателей и считает себя достойным более обширного поприща. А человек посредственных способностей, чувствуя свою слабость, не пренебрегает местом и в частном доме, а иногда и должностью дядьки. Но положим, что кто-нибудь или благодаря своей знатности, богатству, или по дружбе нашел для себя ученого и превосходного учителя: да может ли он целый день быть при своем ученике? И внимание учащегося может ли не утомиться от постоянного напряжения, как утомляется глаз, слишком долго устремленный на один предмет? Притом же для некоторых занятий требуется уединение. Например, при заучивании уроков, при письме, при размышлении не нужно присутствия учителя; в таких случаях и учитель, и всякий посторонний человек может служить помехою. Также не всякое чтение и не всегда требует помощи наставника. А без чтения как приобрести сведения о многих писателях? Итак, для назначения занятий на целый день требуется немного времени, и потому преподаваемое одному ученику может относиться и к другим, в каком бы числе они ни были. Есть еще предметы, которые должны предлагаться всем вместе. Я не говорю о задачах для сочинений и декламациях учителей риторики; как известно, это делается для одного таким же порядком, как и для большего количества учеников. Голос учителя не уменьшается, как обед, от числа участвующих, но действует на каждого, как солнце с одинаковым светом и теплотою. Когда учитель грамматической школы рассуждает о языке, разрешает недоумения, объясняет стихотворца или историка, он обучает всему этому, сколько бы ни было слушателей.

Но, возразят мне, при большом числе учеников не достанет времени пересмотреть и исправить упражнения каждого. Я не отрицаю этого неудобства; но в чем оно не встречается? Сравним только с ним и выгоды. Я и сам не советую посылать мальчика в такое училище, где не было бы за ним присмотра. Да и благоразумный учитель не обременит себя излишним количеством учеников; больше всего следует стараться сделать его особенным нам другом, чтобы он при учении руководился не одним долгом, но и расположением к нашему дому. Таким образом, наше дитя не будет забыто в толпе. Притом же всякий сколько-нибудь просвещенный наставник, заметив в ученике прилежание и способность, обратит на него внимание и для собственной своей чести. Впрочем, хотя бы и следовало осуждать многолюдные училища (с чем, однако, я не совсем согласен, если это многолюдство происходит от достоинств наставника), но из этого не следует, чтобы нужно было осуждать все вообще училища. Ведь одно дело - избегать и другое - выбирать.

Сказав кое-что в опровержение тех лиц, которые не одобряют общественных училищ, предложим и наше собственное мнение. Во-первых, будущий оратор, который предназначается для многолюдных собраний и который будет жить как бы пред лицом целого государства, должен с самых оных лет привыкать не страшиться многолюдства и преодолевать ту застенчивость, которая происходит от уединенной и как бы затворнической жизни. Следует постоянно возбуждать и возвышать дух; вместо того он в уединении или слабеет и как бы остается в тени, или, напротив, становится гордым пустой самонадеянностью, потому что тот, кто себя ни с кем не сравнивает, по необходимости слишком много о себе думает. Когда приходится ему потом показать свои знания пред другими людьми, он приходит в замешательство, и все новое затрудняет его, потому что он учился в уединении тому, что следует делать в присутствии многих.

Я не говорю о детских дружественных связях, которые ненарушимо сохраняются до самой старости, как священные обязательства. Они, без сомнения, должны быть таковыми, так как начинаются вместе с учением.

Да и в обыкновенном кругу как научится вести себя тот, кто убегает общежития, свойственного не только людям, но и даже бессловесным животным?

Прибавьте, что дома дитя может учиться только тому, чему учат его одного, а в училище узнает и то, чему учат других. Каждый день он будет слышать, почему одно одобряют, а другое исправляют; будут ли бранить ленивого, будут ли хвалить прилежного, все это обратится ему в пользу. Похвала возбудит в нем соревнование; он постыдится уступить равному, сочтет за честь превзойти старшего. Все это возбудит в нем пламенное усердие к учению; честолюбие хотя и порок, но часто бывает причиною достоинств человека. Я помню, как полезен был для нас обычай, какой наблюдали наши учителя: разделивши учеников на разряды, они назначали очередь говорить, смотря по способностям каждого; прежде всего говорил оказавший больше успехов. Об этом составлялись суждения; каждый старался превзойти других. Быть первым в разряде считалось между нами лучшим отличием. Но это определялось не навсегда; в конце месяца вновь давалось каждому право на состязание. Таким образом, в отличившемся поддерживалось усердие, и в побежденных возникала надежда загладить стыд и получить верх в свою очередь. И это, сколько я могу припомнить, придавало нам больше охоты к учению, чем убеждения учителей, наблюдение педагогов и советы родителей.

Подобно тому как соперничество увеличивает успехи старших, так и в начинающих учиться возникает желание подражать более своим товарищам, чем наставнику, потому что первое для них легче. Ведь было бы слишком смело питать надежду достигнуть той степени красноречия, какую предполагают дети в своем учителе. Поэтому они и хватаются за ближайшее к себе, как виноградные лозы, привязанные к деревьям, сперва вьются около ветвей, а потом поднимаются до вершины. Да и сам учитель, который старается быть более полезным, чем блистать умом, не должен вдруг обременять слабые умы, но обязан соразмерять свои силы с умственными силами учащихся. Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так следует судить и о детских умах; что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний. Итак, полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти. Таким образом, можно надеяться постепенно достигнуть и больших успехов.

К этому прибавлю еще, что и сами учителя не могут говорить перед одним учеником с таким жаром и силою, какими бывает проникнута их речь в многолюдном собрании. Настоящим очагом красноречия служит душа; для нее нужно возбуждение, нужно, чтобы она наполнялась образами и сливалась, так сказать, с теми предметами, о которых говорим. И чем благороднее и возвышеннее душа, тем сильнее должны быть те двигатели, которые служат для ее возбуждения; поэтому похвала возвышает ее, борьба увеличивает ее силы, и она всегда стремится к великому. Мы чувствуем какое-то тайное отвращение к проявлению пред одним слушателем своего красноречия, которое приобретается такими большими трудами; даже стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который пред одним учеником стал бы говорить со всеми ораторскими приемами, громким голосом, с особого рода жестами и произношением, одним словом, со всем напряжением душевных и телесных сил: не покажется ли он похожим на безумного? Конечно, не было бы между людьми красноречия, если бы всякий из них говорил один на один.

Глава III. Как распознавать способности детей и как обходиться с ними

Благоразумный наставник прежде всего должен узнать свойства ума и характера поручаемого ему ученика. Особенный признак ума в малолетних есть память; ее действие двойное: скоро понимать и не забывать, что поняли. К этому следует прибавить подражание, которое также указывает на способности ребенка, но надо смотреть, чтобы он обращал этот дар на то, чему его учат, а не на то, чтобы живо представлять собою лица, в которых заметит какие-нибудь недостатки. Я не могу быть хорошего мнения о том ребенке, который старается только смешить таким подражанием. Переимчивое дитя должно быть вместе с тем и добрым, а иначе пусть останется лучше с медленным, чем со злым, умом. Но я здесь под именем доброго отнюдь не имею в виду ребенка неразвязного и вялого во всем. Тот, кого я в данном случае представляю себе, без труда должен понимать учение, обращаться иногда и с вопросами, но чаще следовать за учителем, чем предупреждать его. Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают. Их можно узнать по той легкости, с какой они исполняют незначительные труды; они смелы и на первых же порах обнаруживают то, к чему они способны. Но силы их не обширны: они, например, при чтении легче разбирают слова, произносят их смело и без запинки. Они делают мало, но скоро; тут нет настоящей силы, нет прочного основания; их можно сравнить с брошенными на самой поверхности земли семенами, которые скоро пускают ростки, но зато дают только похожую на хлеб и пожелтевшую еще до жатвы траву с пустыми колосьями. Правда, такое раннее развитие пленяет нас в детях, но успех их на этом и останавливается, и наше прежнее удивление скоро исчезает.

После таких наблюдений над способностями учащихся учитель замечает, как лучше всего обходиться ему с учениками. Один требует понуждения, другой не терпит строгих приказании; некоторых сдерживает страх, у других же он отнимает бодрость; иной успевает от постоянного прилежания, другой действует порывами. Я желал бы иметь такого ученика, которого бы поощрял я и похвалы, который был бы чувствителен и к славе, и даже плакал бы, когда отстанет от товарищей. Я не опасаюсь лености и нерадения со стороны того, на кого порицание и почет одинаково хорошо действуют.

Детям, каких бы свойств они ни были, следует давать некоторый отдых не только потому, что нет ничего, что могло бы выдержать непрерывный труд и что даже неодушевленные предметы сохраняют свои силы не иначе, как оставаясь на некоторое время в покое, но и потому, что прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением. Таким образом, дети после отдыха охотнее принимаются за учение; ум, которому свойственна свобода, становится бодрее. Я не осуждаю также в детях и любви к играм; это служит проявлением их живости. Напротив, я еще не могу надеяться, что тот задумчивый и всегда угрюмый мальчик, который вял и в играх, наиболее свойственных его возрасту, будет усердно заниматься. Однако при таких роздыхах надо соблюдать меры или середину, чтобы от недостатка их не возникла ненависть к учению, а от излишества - привычка к праздности. Для упражнения детского ума существуют разные забавы: не бесполезно, например, обращаться к ученикам с разными вопросами, на которые бы они старались давать лучшие друг перед другом ответы. Во время игры всего легче распознавать характер детей; нет возраста, в котором бы так скоро перенималось хорошее и худое; тогда-то и нужно заботиться об исправлении всего дурного, так как дети притворяться еще не умеют и легко поддаются убеждениям. Скорее можно переломить, чем исправить старое дерево. Итак, нужно приучать ребенка к тому, чтобы он не делал ничего по прихоти, по злости или небрежно, и всегда помнить, что привычка, приобретенная в детстве, есть великое дело, как говорит Вергилий.

Я не одобряю обычая подвергать детей телесному наказанию, хотя это почти всеми принято и не отвергается и Хризиппом. Такое наказание мне кажется низким и свойственным только рабам и справедливо считается жестоким оскорблением для всякого другого возраста. Затем дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и будет терпеть их с рабским упрямством. Наконец, не было бы и нужды прибегать к этому наказанию, если бы заботливый наставник требовал от ученика строгого отчета в его занятиях. В настоящее время проступки детей, которые происходят от небрежности педагогов, исправляются, по-видимому, не тем, что детей заставляют поступать правильно, а только тем, что наказывают их за то, что они этого не исполнили. Притом же, если вы думаете розгою, как единственным средством, принудить ребенка к учению, то как вы поступите с юношей, которому вы не можете грозить этим наказанием, а между тем должны учить его гораздо большему.

В. А. Глебовский. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах, СПб., 1903, стр. 96-112.



error: Контент защищен !!