10 фактов о деде морозе. Семь интересных фактов про деда мороза. Борода из ваты

Чем пахнут деньги?

Они сидели на кухне, отхлёбывая из кружки давно остывший чай. Две женщины в возрасте. Одна - восьмидесятилетняя хозяйка квартиры, одетая, как и все пенсионерки, в старый, потёртый от времени, цветастый халат; с копной собранных в пучок седых волос. Глаза её улыбались, чуть разглаживая обильную сеть морщин. Другая - шестидесятилетняя соседка с первого этажа, забежавшая к ней на пять минут на чай и, как водится, сама не заметившая, как эти пять минут плавно перетекли в час. В отличие от хозяйки, одета она была по-уличному: в синюю кофточку и серую, давно уже вышедшую из моды, длинную юбку. Она ещё не была седой, но на чёрных, как смоль, волосах уже начинали появляться "серебряные нити". Морщин у неё пока тоже было немного - лишь несколько глубоких складок во лбу. - Бери ещё печенья, Галочка, - хозяйка поближе пододвинула к ней хрустальную вазу с каким-то дешёвым печеньем. - Спасибо, Марь Петровна! - Вот так и живём! - вздохнула хозяйка. - Пенсия маленькая, цены растут, как на дрожжах. - И не говорите, Марь Петровна. Вам хоть Вовка придёт денег притащит. А мой Витька... Звонила вчера Машка, говорит, опять пьёт. Думала, нашёл работу, теперь-то пить бросит, ан нет... Держался две недели да опять запил. - Да, Галочка! А мне вот жаль своего Вовку - сам зарабатывает гроши, а мне тащит. Говорю ему: не надо - лучше Танюшечке купи что-нибудь. Через месяц в школу пойдёт - надо её во что-то одеть. Вот вчера опять принёс двести рублей... С этими словами обе женщины обвели взглядом небогатую обстановку кухни. Старая плита, купленная покойным Иваном Михалычем ещё в конце семидесятых, облетевшая побелка потолка, покрашенные синей краской стены, холодильник, окно с облезшими рамами. А в центре - круглый, покрытый белой вязаной скатертью, стол с трёмя стульями, за которым как раз и сидели соседки. Ещё одна приличная вещь - старинный буфет с фарфоровой и хрустальной посудой. Настоящая гордость квартиры провинциальной пенсионерки. - Давай, Галочка, налью ещё чаю, - Марья Петровна поднесла к чашке гостьи старый времён брежневского застоя, чайник. Но вдруг... чайник едва не выпал из её дрожащих рук. Благо, Галочка вовремя успела подхватить его и поставить на стол. Хозяйка схватилась за сердце, пытаясь открытым ртом поймать воздух. Но, так и не поймав, упала на стул. - Марь Петровна! - Галина принялась её теребить, но хозяйка не отвечала. Быстрыми шагами гостья побежала в коридор, намереваясь немедленно вызвать скорую. Но... вдруг заметила на комоде, на вышитой крестиком салфетке, двести рублей. Должно быть, те самые, что Вовка оставил матери на еду. Свёрнутые сторублёвые бумажки так соблазнительно покоились на красном узоре, что Галина невольно залюбовалась ими. "Возьми нас!", - словно говорили они. Повинуясь этому порыву, женщина аккуратно взяла с комода деньги и положила их в большой карман кофты. "Что ж я делаю?" - ужаснулась было Галина, но тут же ей вспомнился сын-пьяница, бедное существование в шкуре пенсионерки, внучёк Колька, которого неплохо было бы побаловать вкусненьким. И совесть, подавшая было голос, замолчала. В конце концов в наше время каждый за себя. Кого волнует, что хозяйка денег лежит на кухне беспомощная? Может быть, она вообще умрёт? Зачем ей тогда будут деньги? А вот ей, Галине, деньги ой как пригодятся. Хоть несчастные двести рублей. Может, не надо и вызывать скорую? Всё равно никто не узнает. Однако скорую Галина всё же вызвала - не хватало ещё, чтобы обвинили в смерти Марьи Петровны. А как же пропажа денег? Ничего, можно свалить на врачей. Набрав "03" и сообщив, что соседке плохо, Галина не стала ждать, пока придет скорая, а спустилась в свою квартиру, оставив дверь приотрытой. Открыв глаза, Галина никак не могла понять, откуда доносится этот запах. Три часа ночи. Она в это время всегда спала, как убитая. Почему же сейчас проснулась? Ну да, от этого отвратительного запаха. Что за чертовщина? Может, это из туалета? Сонно продрав глаза, Галина встала с постели и, не включая света, пошла туда. Но запах по мере приближения отнюдь не становился ощутимее. Да и включив свет, она обнаружила, что в унитазе нет ничего такого, что могло бы издавать запах. А пахло так, будто она не смывала в туалете неделями. "Может, трубу прорвало?" - подумала Галина. Но тут же осознала всю нелепость своего предположения. Если бы прорвало трубу, запах бы был в туалете. А он... Откуда он, кстати? Открыв настежь дверь туалета, она по свету перебралась в другой конец прихожей и включила там свет. Запах же становился всё нестерпимее. Не иначе как из зала. Принюхиваясь, как собака (хотя в этом не было необходимости), пенсионерка включила свет в зале. Где же он, окаянный! Вот, кажется здесь... в серванте, на нижней полке. Только как он здесь оказался? Галина ведь прекрасно знала, что в серванте у неё хранится только хрустальная посуда и резная деревянная шкатулка с немногим ценным, что только может быть у пенсионерки: серьги, обручальные кольца, бусы из камней, подделанный под драгоценные и, самое главное, деньги. Галина открыла сервант и вытащила оттуда шкатулку. Как только она открыла её, в нос ударил настолько тошнотворный запах, что хозяйка невольно зажала нос. Он был в сто раз сильнее того, что разбудил её среди ночи. Скривившись, Галина быстро захлопнула шкатулку и закрыла дверь в зал. Проверив, везде ли выключен свет, она также закрыла дверь в свою комнату и улеглась спать. Однако заснуть не удавалось. Ворочаясь с боку на бок, Галина всё гадала, откуда в шкатулке мог взяться такой запах? У неё в квартире не было домашних животных. Да если бы и были, как бы они могли залезть в сервант, открыть шкатулку и сделать своё чёрное дело? Для маленьких детей это было бы проще, но их в этой квартире уже двадцать лет как не было. Неужели она сама настолько сошла с ума, что... Нет, это невозможно. Чтобы убедиться в этом, она заново включила свет в прихожей и в зале и, преодолевая тошноту, вновь заглянула в шкатулку. Ничего подозрительного не обнаружила. Цветисто матюкнувшись, чего она никогда в жизни не делала, Галина опять закрыла двери обеих комнат и опять попыталась заснуть. Но не тут-то было. Через минуту она вновь почувствовала этот противный запах. Казалось, он проникал в комнату из всех щелей, смешивался с воздухом. Даже укрыться одеялом с головой не помогало. Он залезал и под одеяло. Так всю ночь Галина и проворочалась в напрасной попытке спастись от неприятного запаха, а утром чуть свет отправилась на рынок. Рынок уже открылся, но людей на нём было мало. Галина и не хотела больше. Она как представила, как от неё с ужасом будут шарахаться прохожие, ей едва ли не стало плохо. Как Марье Петровне с третьего этажа. Кстати, интересно, осталась ли она жива? Шарахаться от неё у людей были все основания. Из её сумки отчего-то стояла такая вонь, от которой, казалось пенсионерке, во всех окрестных домах передохнут все насекомые. Но самое страшное было не в том. Она ни раз за это утро меняла сумки, но какую бы она ни взяла, "пленительный аромат" разносился за много километров. Пробовала не брать кошелёк, а положить деньги в карман. Не помогло. В конце концов плюнула и, как все нормальные люди, взяла свою любимую сумку. "Всё, теперь продавцы будут зажимать носы!" - обречённо подумала Галина. Неприятно, конечно, но что делать? Надо что-то кушать! Она прошла через палатки словно солдат через строй, со страхом ожидающий, когда ему нанесут первый удар шпицрутенами. Однако "удара" не последовало. К несказанному удивлению Галины, знакомая продавщица чая и всяких приправ поприветствовала её: - Здорово, Галка! Куда спешишь с утра пораньше? Галина обернулась. - Ой, здорово, Лен! Да вот, за творогом иду! Как у тебя торговля? - Ой, не спрашивай. Проходят - ничего не покупают. На хорошеньком личике Елены не было ни тени отвращения. Видно было, что общество Галины ей даже несколько приятно. Странно! Может, она совсем не чувствует запахов? Женщины обменялись ещё парой фраз про нелёгкую долю пенсионеров и халатность правительства: от президента до мэра родного Ярцева, и Галина пошла по своим делам. В молочной лавке тоже никто не стал зажимать себе нос или, того хуже, гнать "вонючку" прочь. Продавщица взвесила несколько грамм творога, молока, кефира, посчитала, сколько Галина ей должна, дала сдачу и принялась обслуживать следующего, который, очевидно, тоже не чувствовал запаха. В овощном она тоже не снискала пристального внимания благодаря своему "неповторимому аромату". Недоумевая, почему у всех словно нюх отнялся, она не заметила, как чуть не прошла мимо лотка с одеждой. Среди развешенных кофт, свитеров и юбок стояла торговка Людмила (она считалась самой болтливой особой не только на рынке, но едва ли не во всём Ярцеве) и о чём-то оживлённо беседовала с соседкой. Увидев Галину, она принялась с таким же оживлением рассказывать о последних событиях в родном подъезде: как у неё на кухне потекли краны, как её сосед по площадке залил нижних соседей и как Григорий с третьего этажа напился самогона и на пьяную голову поругался с собственным котом. Это и другое Людмила во всех подробностях успела рассказать Галине раз десять. Может, так была увлечена собственной болтовнёй, что попросту не заметила запаха? Вдруг запах стал усиливаться, и Галина невольно обернулась к палатке с обувью, откуда этот он доносился. И увидела Олега Бубичева, участкового милиционера. Он подошёл к лотку с обувью и примерял мужские туфли. Видимо, они пришлись ему впору, потому что Бубичев сказал продавщице, чтоб упаковывала, расплатился (когда он доставал деньги, "аромат", до этого ужасный, стал ещё невыносимее) и ушёл довольный покупкой. - Чувствуешь, как от этого мента воняло? - спросила Галина Людмилу. - Нет, с чего ты взяла? - Да воняло. Как из общественного сортира. - Да ничего от него не воняло. Это он на службе воняет. Действительно, по всему Ярцеву о нём шла нехорошая молва. Даже ребёнок знал, что этот Бубичев берёт взятки без зазрения совести. Не то слово берёт: прямо-таки вымогает. Попрощавшись с Людмилой, Галина пошла домой. Когда она проходила мимо гастронома, по улице прямо перед ней пронеслась шикарная, по ярцевским меркам, машина, оставив после себя такой запах, что Галина едва не упала в обморок. Тут и своего с лихвой хватает, а ещё и этот, вдвое противнее. Может, оттого, что к своему принюхалась. Машина остановилась на углу, и из неё вышел солидного вида мужичок - бизнесмен, владелец торговой точки. Он подошёл к обменному пункту и просунул в окошечко пачку долларов. Этот запах уже точно нельзя было вынести. Зажав себе нос, Галина стремглав помчалась в гастроном. Купив хлеба, она ещё долго не решалась выходить, ждала, пока бизнесмен, решивший зайти в ларёк через дорогу, купит нужное и укатит подальше. Наконец, дождавшись, она вышла на улицу. Тут внезапная догадка осенила пенсионерку - это же пахнут деньги! Деньги, нажитые нечестным путём, украденные, отобранные у беззащитного. Значит, те двести рублей, что она взяла у Марьи Петровны, надо поскорее потратить. Тогда этих денег у неё на руках не будет, и от запаха она избавится раз и навсегда. Вот это мысль! Как хорошо, что она, делая покупки, в первую очередь стала расходовать именно эти! Осталось только потратить оставшиеся. С этими радостными мыслями она и дошла до самого подъезда. На облупившейся лавочке, зелёной, как посаженный у подъезда куст сирени, уже сидели старушки. В это время они всегда, как штык, на "работе". Они уже сто первый раз обсуждали, кто из соседей опять напился до поросячьего визга, кто пришёл домой в четыре утра, кто пятый раз за неделю поскандалил с мужем или с женой, у кого сколько любовниц на стороне и много-много интересных вещей. - Здорово, Александровна! - обратилась к Галине Сергеевна - самая большая сплетница. - Представляешь, Марью Петровну-то вчера с инфарктом увезли. Да ещё и с таким... Боюсь, умрёт, бедняжка. - Ой, Сергеевна, - добавила Михайловна из квартиры напротив Галининой. - Это её, наверное, Володька довёл. Как женился на этой стерве Катьке, так о матери и забыл - не звонит, не пишет. Приносит раз в месяц какие-то деньги. - Известное дело - откупается от матери. Поболтав немного с соседками и обсудив последние сплетни, Галина пошла домой. Был уже час - самое время пообедать. Только она достала хлеб, как вдруг... резкий запах, несколько позабытый, ударил ей в нос. Может, хлеб? Но нет - хлеб был свежий, а когда она его покупала, даже горячий. "Наверное, уже чудится". Стараясь не обращать внимания на запах, она положила в тарелку жареной картошки и, нарезав огурчика (батюшки! Как он противно пахнет!) взяла вилку. Но от огурца и хлеба несло так, что весь аппетит пропал, как не бывало. Кусок не полез в горло. Рассердившись, она схватила огурцы в охапку и кинула в мусорное ведро. Та же участь постигла и ещё тёпленький, хрустящий батон хлеба. "А что другие продукты? Тоже бракованные?" Одним махом Галина вытрясла из сумки всё, что успела накупить на эти двести рублей. Не было никаких сомнений - и кефир, и молоко, и творог, и помидоры, и всё остальное - всё пахло общественным туалетом. Плача от досады, Галина выбросила покупки вслед за огурцами и принялась есть голую картошку. Ничего не получилось: всё, что куплено на нечестные деньги, тоже плохо пахнет. Пообедав, хозяйка взяла мусорное ведро и, тихонько чертыхаясь и проклиная "эту бестию Марью Петровну" понесла его не помойку. Но не знала она, что всё это - только цветочки. Ночь была холодной, дул северный ветер, но все окна в квартире Галины были раскрыты настежь. На кровати лежала сама хозяйка квартиры, накрывшись с головой одеялом. На носу у неё была смоченная водой ватно-марлевая повязка. Но судя по тому, как морщилось её лицо, было видно, что и она не спасает от запаха. Да, хорошо сегодня прошёл день, нечего сказать! С самого утра пошла в магазин купить хлеба (теперь уже на свою пенсию). Продавщица протянула ей сдачу, и вдруг эта десятирублёвая бумажка как завоняет. Видимо, она на эти десять рублей кого-то обсчитала. Тут нервы Галины не выдержали, и она закричала на весь магазин: - Что ты мне суёшь? Эти деньги воняют! Давай другие! Продавщица в ответ покрутила пальцем у виска, протянула другую бумажку, ещё более вонючую. Услышав, что и эти десять рублей воняют, она потеряла терпение и кинула следующую, нормальную, посоветовав на прощание обратиться к психиатру. Потом она встретила Ирку из соседнего подъезда. Ирка славилась на всю улицу своим распутством. Всё время она проводила в пьянках-гулянках. Круг интересов ограничивался дискотеками и мальчиками. Родители отказывались давать ей деньги на развлечения, и она тайком их попросту воровала. Она покупала пиво в ларьке, когда мимо прошла Галина. - Ой, драсте, тёть Галь! - поздоровалась с ней Ирка, протягивая продавщице деньги. Но Галина брезгливо отвернулась от молодой соседки: - Иди отсюда, не воняй! Но самым страшным было даже не это. Все деньги Марьи Петровны Галина уже потратила. Осталось лишь пятьдесят копеек, с которыми она ничего не могла сделать. Они закатились под щель в дощатом полу, и она не могла их достать. И теперь из-за несчастных пятидесяти копеек она вынуждена страдать! Да будь они прокляты эти деньги! И Марья Петровна вместе с ними! День был в самом разгаре, а "совещание" на зелёной лавочке всё больше набирало обороты. Сегодня удача повернулась к старушкам лицом - им было что обсудить. Во-первых, Марья Петровна не только осталась жива, но сейчас уже вовсю летала: и на рынок, и к сыну Вовочке с внучкой Танечкой. И даже утром несколько минут посидела с ними. Но что было самым шокирующим, это кража двухсот рублей. Именно за неё старушки взялись с таким рвением, что журналисты бы позавидовали. - Что за врачи пошли! Ничего святого! Стащить у пенсионерки последние пятьсот рублей... - Чтоб у них руки отсохли! - Никакого порядка! Распустили! Вот раньше было... Следующие два часа ушли на обсуждение незавидной доли Марьи Петровны, у которой, помимо "пятисот" рублей врачи скорой помощи украли сбережения на чёрный день (откуда они вообще взялись у бедной пенсионерки, Сергеевна не уточнила), фотографии её покойного Михалыча, которые неизвестно зачем им понадобились, да ещё по пути в больницу успели пригрозить ей, что если заявит в милицию - залечат до смерти (интересная способность у старушки - воспринимать информацию в бессознательном состоянии), и наверное, в больнице кололи ей какие-то психотропы, дабы заставить её переписать квартиру на имя главврача, да только не рассчитали дозу. Вот и не получилось ничего с квартирой. Следующей темой на повестке дня была Галина. Позапрошлой ночью она перебудила весь дом в попытке разрубить топором доски пола. Но больше всего соседей насторожили громкие крики: "Воняешь, сволочь! Сейчас я тебя!" Перепуганная до смерти, соседка по площадке позвонила в милицию и сообщила, что в квартире напротив кого-то убивают. Через полчаса, когда милиционеры приехали, пенсионерка уже успокоилась. Но, открыв дверь стражам порядка, она вдруг как заорёт: "Идите отсюда! От вас говном воняет!" Потом залезла к одному из них в карман и, вытащив оттуда пятидесятирублёвую бумажку, порвала её в клочья, продолжая орать про нечистоплотность его лично и милиции вообще. Тут-то нарушительницу спокойствия и забрали. - Да, вот замечаю, у неё в последнее время с головой нелады, - сказала Сергеевна. - Вот Надька Григорьева, которая в хлебном работает, рассказывала. Приходит, говорит, к ней эта Галка, хлеб покупает, ну та ей сдачу. А эта как набросится на неё, мол, деньги воняют, давай другие. Даёт другие, а у этой опять воняют. - Ну точно шиза скосила! - Да вы бы видели, что она сделала у себя в квартире? Пол весь расколупала - рубль у неё туда закатился. Говорит, будто вонял здорово. - Кто вонял? Рубль? - Ну!.. - Да, уже всё. Маразм! Слушай, Сергеевна, а что она сейчас? Куда её дели? - Ясное дело - в психушку увезли. Впрочем, Сергеевна сама не знала. Только завтра, встретив на рынке знакомую, которая работает санитаркой в психиатрической клинике, она узнает, что сказала правду. 6

Добрый Дедушка, который приходит в наши дома и на корпоративы под Новый год, намного старше, чем мы думаем. Ему исполнилось уже более двух тысяч лет! Причем он не всегда улыбался в бороду , носил в руках посох, а за плечами – мешок с подарками. Первый Дед Мороз, который назывался Зимником, держал увесистую железную булаву. И если ему что-то не нравилось, применял ее по назначению.

Первый Дедушка был личностью значительной: не случайно его отцом считался славянский бог Велес. Если Морозу было грустно, на крышах домов вырастали сосульки. Когда температура за окнами понижалась, люди думали, что это Зимник остужает всех своим дыханием. А иней на земле и деревьях они воспринимали как случайно брошенные им слова.

До Петра Великого в России вообще не знали, что такое Новый год. В 1700 году царь-император издал указ, который в буквальном смысле слова заставлял народ отмечать этот праздник. Тогда же по домам стали ходить первые Деды Морозы. Но мешки с подарками они раскрывали только послушным и добрым детям. Хулиганы, лентяи и прочие «нарушители дисциплины» вместо приятного сюрприза получали палкой по филейным местам.

Морозом Ивановичем Дедушку стали величать только в 1840 году, когда писатель Владимир Одоевский издал сборник «Детских сказок дедушки Иринея».

А вот одиноким Дед Мороз оставался вплоть до советских времен. Именно тогда, чтобы раз и навсегда отделить нашего Мороза от Санта-Клауса, для него и придумали внучку – Снегурочку.

Кроме Деда Мороза и Санта-Клауса в мире существует немало других новогодних символов. Например, финны считают главным персонажем Новогодья козла, так как именно в него перевоплощается добрый волшебник Йоулупукки. Детей и внуков у Йоулупукки нет, зато он официально женат. Правда, на ком – загадка, и никто никогда его жены не видел.

В разных странах Деда Мороза и называют по-разному. Например, на Кипре его кличут вполне по-русски – Василием. К шведским ребятишкам приходит Крисе Крингл, к японским – Одзи-сан, к чешским – дед Микулаш, к французским – Пер Ноэль, к итальянским – Бабо Наттале. Англичане именуют своего Дедушку Батюшкой Рождеством. А в Норвегии вообще нет Деда Мороза: его роль в рождественские праздники играют забавные домовята Ниссе.

Облик нашего Дедушки намного традиционнее, чем у Санта-Клауса. Он одет в шубу до пят, носит в руках обязательный посох и не увлекается вредными привычками (хотя актеры, исполняющие Дедов Морозов, в праздники часто пускаются во все тяжкие). А вот Санта-Клаус, наверное, плохо видит, поэтому иногда изображается на рождественских открытках в очках. Иногда его можно «застукать» даже за курением трубки.

Долгое время было непонятно, где же настоящая резиденция Деда Мороза – все-таки в Великом Устюге или в Лапландии. Вопрос решили миром: раз Дедушка – волшебник, ничто не мешает ему одновременно быть и там, и сям.

Вашему вниманию в преддверие НОВОГО ГОДА хотелось бы представить 11 самых интересных фактов о Деде Морозе!!



1. Сам Мороз был божеством древних славян, ответственным за появления зимой трескучего, пробирающего до костей холода. Другими именами его были Студенец, Трескун и Морозко. Как и у любого другого языческого бога, было у него и настоящее генеалогическое древо. Отцом был очень почитаемый и считавшийся наиболее мудрым из богов Велес, а вот матерью божества холода славяне считали богиню смерти - Мару. Внешне их отпрыск был отдалённо похож на нынешнего Деда Мороза, хотя отличался низеньким ростом. Сильную стужу считали его дыханием, сосульки - его слезами, иней - замёрзшими словами. Снежные облака, по представлениям славян, - это волосы божества холода.

2. С личной жизнью у Мороза было всё очень даже хорошо. В супруги он взял саму Зиму. А в работе ему помогал целый выводок помощников Мароссов (Трескунов). Зимой, когда он быстро перемещался по улицам, лесам и полям и стучал своим посохом, трескуны, следуя этому самому стуку, сковывали лужи, ручьи и прочие водоёмы льдами. Когда же он бил своим посохом об избу, в которой жили люди, обязательно трескалось бревно.

3. Традиция празднования Нового Года появилась много позже: нашим предкам было не до этого. Во времена, когда Мороз считался жестоким и злым богом, жившим на севере, никто и не думал дарить подарки детям или озабочиваться, сколько стоит заказать деда мороза. Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Что ещё раз доказывает: с течением времени нравы становятся мягче.

4. Впервые в книгах «Детские сказки дедушки Иринея» Дед Мороз упоминается в 1840 году, в публикациях Владимира Одоевского. В этом сборнике и стало известно имя и отчество Деда Мороза – Мороз Иванович.

5. Традиция прихода в дом Деда Мороза с подарками возникла с началом празднования Нового года в Российской империи. В 1700 году Петр I издал указ об обязательном отмечании этого праздника. В те времена дедушка Мороз приносил подарки только умным и послушным детям, а озорников и хулиганов колотил своей палкой. Со временем образ Деда Мороза смягчился, палка была заменена на волшебный посох.

6. Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).
Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

7. Любопытно, что дедушка как обязательный персонаж новогодних празднеств появился при непосредственном участии Советской власти. Произошло это в конце тридцатых годов - тогда (уже прошло несколько лет с тех пор, как Новый год праздновать официально было запрещено), власть разрешила новогодние гуляния. Безусловно, стремительно разработать образ Деда, не опираясь на традицию, сложившуюся задолго до появления коммунистов, было невозможно. Поэтому бытовая и литературная традиции царской России и стали источником вдохновения для агитаторов Сталина и хорошей, весёлой жизни в Советах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

8. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

9. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

10. О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

11. В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

Все мы с детства знаем Деда Мороза. Про этого замечательного волшебника зимних праздников, который дарит детишкам подарки, есть даже интересные факты. Про Деда Мороза сочиняют и легенды, и сказки, и песни. То, что этот персонаж олицетворяет зиму и холода, знают все. Но есть и факты про Деда Мороза, о которых не знает никто.

1.Интересные факты о Деде Морозе гласят, что возраст этого старика от 1500 до 2000 лет.

2.На Кипре Деда Мороза называют Василием.

3.У Деда Мороза имеется не только Снегурочка-внучка, но и Зимушка-жена.

4.Морозы служат этому сказочному волшебнику.

5.Наш Дед Мороз выглядит более солидным, нежели Санта Клаус.

6.У Деда Мороза имеется комната, которая отведена сугубо под гардероб, поэтому он считается модным.

7.Впервые образ Деда Мороза начал использоваться в обиходе в 1935 году.

8.Над созданием образа Деда Мороза работали люди из многих эпох.

9.Расшитая шуба и валенки этого старика не меняются уже на протяжении 700 лет.

10.Когда у власти были большевики, Деда Мороза не вспоминали в течении 20 лет.

11.Дед Мороз считается божеством древних славян.

12.У этого волшебника небольшой рост.

13.Приход Деда Мороза к детям с подарками ознаменовался во времена Российской империи.

14.С самого начала своего существования этот старик был жестоким и злым божеством.

15.В последнее воскресенье августа празднуется день Дедов Морозов.

16.Дед Мороз не замораживает сердца людям, а согревает их любовью. И этим он силу свою только приумножает.

17.В одиночестве Дед Мороз был до Советских времен.

18.В Италии Деда Мороза зовут Бабо Наталле.

19.Деда Мороза можно увидеть, когда он курит трубку.

20.Резиденция Деда Мороза находится и в Лапландии, и в Великом Устюге.

21.Дед Мороз считается главным талисманом Нового года.

22.Любимцем этого волшебника считается белый олень с кличкой Лешка.

23.Советские мультипликаторы и кинематографы много вложили в образ Деда Мороза.

24.В Голландии роль Деда Мороза исполняет Черный Пит.

25.Существует и Дед Мороз женщина, но только в Италии.

26.Деда Мороза нет на острове Свободы. Там подарки детям разносят три короля.

28.В Украине есть своя резиденция Деда Мороза, куда свозятся письма от детишек. Находится она в городе Буча.

30.С самого начала Дед Мороз был похож на худощавого и длинного эльфа.

31.В поездках Деда Мороза сопровождает говорящий волшебный олень с именем Рудольф.

32.В Финляндии в роли Деда Мороза — «лесной человек» с именем Йоулупукки.

33.В Монголии этот волшебник подобен пастуху.

34.Когда-то Дед Мороз собирал жертвы в собственный мешок вместо того, чтобы дарить добро.

35.Дети часто путают Санта Клауса и Деда Мороза, но это два разных существа.

36.На сегодняшний день ни один новогодний детский утренник не проходит без Деда Мороза.

37.В Швеции и Норвегии Дед Мороз напоминает домового или гнома.

38.Дед Мороз из России очень консервативный, это подтверждает его наряд.

39.Родиной Деда Мороза является сосновый бор.

40.Дед Мороз считается потомком восточнославянского духа холода.

41.Наиболее часто Деда Мороза можно увидеть на советских открытках.

42.В литературе Дед Мороз впервые был употреблен В.Ф. Одоевским.

43.Образ этого старика начал смягчаться с ослаблением христианства.

45.Дед Мороз – это сильный русскоязычный Бог.

46.Собирательный образ Деда Мороза складывался на основе агиографии Святого Николая.

47.В самом начале Дед Мороз изображался в плаще.

48.Бородой Деда Мороза украшал художник из Америки Томас Найт, и это произошло в 1860 году.

49.Нос у Деда Мороза обычно красного цвета.

50.Дед Мороз ремень не надевает, а шубу он подвязывает при использовании специального пояса кушака.

51.Всегда этот старик ходит с посохом.

52.Дед Мороз никогда и никого не подпустит к собственному мешку.

53.Дед Мороз на празднике елки появляется не в начале, а в конце или середине.

54.Этот сказочный персонаж считается предком-дарителем.

55.Когда-то Дед Мороз рассматривался людьми, как продукт антинародной деятельности капиталистов.

56.В католических государствах Деда Мороза нет, а Новый год у них называется «праздником Святого Сильвестра».

57.Дед Мороз приходит к детишкам только в ночное время суток.

58.В мировом пространстве Дедов Морозов столько, сколько и государств.

59.Вера в Деда Мороза возникла в 4 веке и связана со Святым Николаем Мирликийским, известным на Руси как Николай Чудотворец.

60.Дед Мороз проживает на севере, у него есть большое количество родственников.

61.Дед Мороз, по мнению ученых, — это выдумка.

62.Говоря детям о существовании Деда Мороза, родители создают для себя «путешествие в детство».

63.До революции Дед Мороз считался сугубо рождественским существом.

64.В среднем дети верят в Деда Мороза до 7-летнего возраста.

65.В Швеции есть 2 Деда Мороза: карлик и сутулый дедушка.

66.Дед Мороз во Франции именуется как Пер Ноэль.

67.В Голландии Дед Мороз плавает на корабле.

68.Французский Дед Мороз в новогоднюю ночь бродит по крышам и оставляет подарки детям в башмаках.

69.Лентяям Дед Мороз мог дать посохом по лбу.

70.Дед Мороз является владыкой зимы и холода.

1. Сам Мороз был божеством древних славян, ответственным за появления зимой трескучего, пробирающего до костей холода. Другими именами его были Студенец, Трескун и Морозко. Как и у любого другого языческого бога, было у него и настоящее генеалогическое древо. Отцом был очень почитаемый и считавшийся наиболее мудрым из богов Велес, а вот матерью божества холода славяне считали богиню смерти - Мару. Внешне их отпрыск был отдалённо похож на нынешнего Деда Мороза, хотя отличался низеньким ростом. Сильную стужу считали его дыханием, сосульки - его слезами, иней - замёрзшими словами. Снежные облака, по представлениям славян, - это волосы божества холода.

2. С личной жизнью у Мороза было всё очень даже хорошо. В супруги он взял саму Зиму. А в работе ему помогал целый выводок помощников Мароссов (Трескунов). Зимой, когда он быстро перемещался по улицам, лесам и полям и стучал своим посохом, трескуны, следуя этому самому стуку, сковывали лужи, ручьи и прочие водоёмы льдами. Когда же он бил своим посохом об избу, в которой жили люди, обязательно трескалось бревно.

3. Традиция празднования Нового Года появилась много позже: нашим предкам было не до этого. Во времена, когда Мороз считался жестоким и злым богом, жившим на севере, никто и не думал дарить подарки детям или озабочиваться, сколько стоит заказать деда мороза. Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Что ещё раз доказывает: с течением времени нравы становятся мягче.

4. Впервые в книгах «Детские сказки дедушки Иринея» Дед Мороз упоминается в 1840 году, в публикациях Владимира Одоевского. В этом сборнике и стало известно имя и отчество Деда Мороза – Мороз Иванович.

5. Традиция прихода в дом Деда Мороза с подарками возникла с началом празднования Нового года в Российской империи. В 1700 году Петр I издал указ об обязательном отмечании этого праздника. В те времена дедушка Мороз приносил подарки только умным и послушным детям, а озорников и хулиганов колотил своей палкой. Со временем образ Деда Мороза смягчился, палка была заменена на волшебный посох.

6. Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).
Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

7. Любопытно, что дедушка как обязательный персонаж новогодних празднеств появился при непосредственном участии Советской власти. Произошло это в конце тридцатых годов - тогда (уже прошло несколько лет с тех пор, как Новый год праздновать официально было запрещено), власть разрешила новогодние гуляния. Безусловно, стремительно разработать образ Деда, не опираясь на традицию, сложившуюся задолго до появления коммунистов, было невозможно. Поэтому бытовая и литературная традиции царской России и стали источником вдохновения для агитаторов Сталина и хорошей, весёлой жизни в Советах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

8. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

9. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

10. О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

11. В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.



error: Контент защищен !!