Значение женской косы в славянской культуре. Интересная и познавательная история плетения кос! факты

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции...

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек. Девичья коса — символ девичества, молодости, красоты, чистоты.


В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье.

Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.

По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая - дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13-16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались». Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове.

Коса — символ готовности девушки к браку, лента в косе — знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола. В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».


Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» — это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье. Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко.

У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме. Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом — об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь.

Самым распространенным головным убором была сорока — ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками.

А сверху еще накидывался нарядный платок. Особой разновидностью головного убора является свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности.

Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла». Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.


Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове.

Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви. После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну.

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей. На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали...

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Замужняя женщина является берегиней своего рода, своей семьи. Что помогало женщине в древности оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами?
Современным женщинам трудно поверить, что это женские косы. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы.

Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи. Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам. Когда девушка становилась женой, она носила две косы, в которых накапливались силы для неё и для ребёнка. Одна коса должна была слышать голос бога, вторая - слышать род мужа, его правду, воспринимать энергии и на его долю, поддерживать его энергетически своей силой. Когда женщина ждала ребенка, подрезать волосы не рекомендовалось, чтобы не лишать ребенка энергетической подпитки.


Волосы девочкам не стригли с рождения. Мать самым тчательным образом ухаживала за волосами дочери, вплетала в косу ленты и приговаривала:
"Расти коса до пят, женихи торопят …".


Волосы женщина только перед мужем распускала. Считалось, что распуская волосы, женщина выпускает наружу свою энергию, что не всегда является безопасным для окружающих (а для ее мужа это, напротив, мощная энергетическая подпитка), а во-вторых, распущенные женские волосы быстро впитывают чужой негатив, отрицательные эмоции - зависть, злость. Зачем же нести всё это в свою семью?

Распущенные на людях женские волосы на Руси крайне не приветствовались. Вот, например, какие синонимы для слова "Распущенный" приведены в толковом словаре Ушакова: аморальный, безнравственный, беспутный, недисциплинированный, непристойный, несобранный, нет ничего святого, порочный, предосудительного поведения, развратный, распутный.

Энергетика длинноволосой женщины мощная, чистая, ровная способна создать и удерживать обережный круг для своего любимого мужчины, защищая его от бед. Считалось, что в женской косе хранится энергия и благополучие домашнего очага. Не случайно во время нашествия на Русь варвары первым делом искали жену князя и обрезали ее косу, тем самым лишая сил, защиты, оберега как князя, так и сам город, подвластный ему. Косу княгини захватчики прикрепляли к копью, - это символизировало полное поражение города. Волосы в старину никогда не красили, седина считалась признаком мудрости.
В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.

Волосы можно распускать на природе, природа очистит, наполнит здоровой силой и энергией.

Наверное, каждый слышал выражение “Коса - русская краса”. И, несмотря на то, что русские девушки издревле предпочитали косу другим видам укладки, не правильно считать косу исконно русской прической!
Многие народы верили, и верят до сих пор, что в волосах заключена какая-то природная сила, энергия, связывающая человека с невидимой энергией природы.
Помните библейского Самсона, который в одиночку решил отомстить за свой народ филистимлянам, поработивших их много лет назад, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос.
Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Мелкие косички носили в Африке, некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Сердца римских женщин также покорили косы! Фантазия у них разыгралась не на шутку, и они носили, например, прическу, состоящую из завитых локонов волос и кос, уложенных сверху с затылка до лба. Также делали и сложные высокие прически с локонами и тонкими косами, которые укладывали в виде ракушек или корзин. Также, римские женщины наращивали косы, а невестам заплетали шесть кос, укладывали вокруг головы и перевивали красной лентой.
Было время, когда в Западной Европе, по церковным канонам, женщины обязаны были ходить в головных уборах и, снимать их можно было только при своем муже.
В эпоху Возрождения женщины перестали прятать свои волосы и в моду вошли различные прически с элементами кос и не только!

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса - самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.
Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.
В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.

Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками. Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
Косы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Но каждая русская девушка с косой, естественно, хотела чем-то ее украсить. Основными аксессуарами для волос того времени были:
. Косник (или накосник). Треугольник из бересты, который обшивался тканью, декорировался бусинами, бисером и крепился на кончики волос. а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.

Кокошник. Традиционное украшение головы русской женщины. Одевался по принципу гребня или обруча вокруг головы, мог декорироваться драгоценными камнями, бусинами, лентами, жемчугом, бисером, кружевом.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор - кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Ленты. Их вплетали в косички, завязывали бантом на конце, обвязывали вокруг головы. Если в косичку вплеталась лента, значит девушка на выданье, а как только в ней появилось 2 ленты, это обозначало, что официальный

Венчик с лентами. Он мог быть изготовлен из тонких металлических лент, кожи и ткани, украшался жемчугом и носился на лбу.

Утрата косы была большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново - без косы у нее просто не было шансов выйти замуж, ведь коса была символом невинности. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.
Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее

На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической.
Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в косу, могли носить только девушки. Если девушка носила одну косу - означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал - «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». А в день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу (этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой - намек на ее новый, более высокий семейный статус), чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Покрытая голова - документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Это в общем-то довольно простая вещь - покрывало, которое всяческими способами наматывалось на голову. Вариантов, естественно, в

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
На Руси считалось, что расплетенная коса - символ траура или бесчестия. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.
Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
Когда женщина выходила замуж, две косы символизировали источники силы для нее и ее семьи. Муж, расчесывая волосы жене, получал от нее энергетическую защиту. У славян существовала традиция, чтобы муж расчесывал своей жене волосы, и делалось это неспроста! Считалось, что когда он совершает этот мистический обряд, то получает энергетическую защиту от своей жены, а женщина, позволяя мужу дотрагиваться до своих волос, показывает ему свое доверие.

Потому что волосы женщины — это ее сила, ее связь с космосом, недаром раньше волосы называли «космы». Женщина может своими волосами оберегать семью, создавать вокруг мужа защитный круг, охраняя его от любых бед, вот почему на Руси так ценились длинные волосы, и идеалом красоты была коса, толщиной в руку!
Наши предки знали, что когда мужчина расчесывает гребнем волосы своей жене, то этим он укрепляет семью, и такой паре не грозят проблемы в отношениях. Особое значение придавалось утреннему и вечернему расчесыванию:

Утреннее задает правильное умонастроение жене на весь день, муж помогает жене привести мысли в порядок, а сам получает защиту на предстоящие дела,

Вечернее помогает жене «додумать» дневные мысли, завершить дневные дела, убрать негатив, скопившийся за день, и уйти в ночь со спокойной головой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”.

А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече

Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с

ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Коса в современных укладках
Косы носили и носят женщины всех стран мира, но для нас этот элемент прически всегда будет ассоциироваться с русскими золотоволосыми

раньше, но этот элемент прически остается частым гостем на головах красавиц. Плетение в укладках стало главным трендом последних лет. Взяв за основу поэтапную инструкцию плетения из трех прядей и освоив еще несколько несложных техник, вы сможете создавать красивые и необычные укладки, причем каждый день новые:

. Косичка водопад . Создается на распущенных прядях во французской технике плетения, верхняя прядка не вплетается в основной «колосок», а

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

  • Воспитание целомудрия в девочке
  • Новое воспитание детей в Евро Содоме
  • Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова
  • Воспитание детей в США: садизм в законе
  • Воспитание - наука понимать


error: Контент защищен !!