Занятия по этикету в подготовительной группе. «Мы гостей встречаем ароматным чаем». НОД по этикету для подготовительной группы. V. Беседы «Поговорим о воспитанности»

Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование : видеописьмо, вырезанные из цветной бумаги лепестки для игры «Цветок вежливости», настольно-печатная игра «Уроки этикета», диктофон, видеопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Содержание видеописьма: «Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются ваши друзья-первоклассники. Недавно мы прочитали стихотворение о мальчике

Петрусе, который решил стать вежливым. Послушайте это стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость».

Мы стали вместе думать, можно ли Петруся назвать вежливым мальчиком? Мнения наши разделились, и мы даже поспорили: одни ребята считают, что если мальчик со всеми здоровается, его можно назвать вежливым, а другие ребята не согласны: они считают, что мальчика Петруся нельзя назвать вежливым, потому что он не знает правил приветствия. И вдруг мы вспомнили о вас, ребята, и подумали, что вы сможете разрешить наш спор, потому что вам в детском саду много читали и рассказывали о правилах поведения. Мы знаем, что по этой теме в вашей группе есть много разных альбомов, картинок, книг, игр».

Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям?

Дети . Да.

Воспитатель. А чтобы правильно ответить, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о правилах поведения. Послушайте, как похожи слова: правильно, правила, по правилам. Если вы знаете правила и делаете правильно, как вас можно назвать?

Дети . Вежливые, воспитанные дети.

Воспитатель. Для чего человек выполняет определенные правила поведения?

Дети. Чтобы быть приятным другим, чтобы относиться к другим по-доброму.

Воспитатель. Он их не придумывает сам. Как вы считаете, Петрусь знал об этом?

Дети. Нет, он думал, что каждый человек сам придумывает правила поведения.

Воспитатель . Кто же придумал правила поведения?

Дети. Люди.

Воспитатель . Правильно, чтобы лучше понимать друг друга, люди придумали правила. Каждое из них имеет свою историю и служит для хорошего общения. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Что означает слово «здравствуйте»?

Дети. Оно означает «будьте здоровы», это пожелание здоровья.

Воспитатель. Все верно, произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Почему установление добрых отношений между людьми начинается с первых приветственных слов?

Дети . Это означает, что людям приятно видеть друг друга. Да, в поклоне, в коротких словах приветствия заключено важное сообщение: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья, мира, счастья!»

Воспитатель. Почему в стихотворении говорится о том, что, услышав слово «здравствуйте», сказанное с улыбкой, «каждый становится добрым, доверчивым»?

Дети . Всем приятно, когда с ними здороваются при встрече.

Воспитатель . Что вы чувствуете, когда вас приветствуют при встрече?

Дети . Становится радостно, слова приветствия приятно слышать, настроение становится хорошим.

Воспитатель . Да, от вежливых слов, сказанных от души, с улыбкой на лице, становится теплее и радостнее. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

«Здравствуйте».

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку

Солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

Радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

Воспитатель. Ребята, а когда вы приветствуете других людей, что чувствуете при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о людях, которым радостно от того, что они желают благополучия другим.

Дети по очереди читают стихотворение А. Яшина «Доброе утро!».

Почему в этом стихотворении говорится о том, что тепло и радостно становится не только тому, кто слышит добрые, вежливые слова, но и тому, кто их говорит?

Дети. Если от твоих приветливых слов люди улыбнутся, то и тебе тоже будет радостно и тепло от их улыбок.

Воспитатель . Да, если люди всегда будут выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка».

Дети исполняют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Продолжим наш разговор о вежливости. Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь?

Дети. Нет, он не знает многих правил поведения, его нельзя назвать вежливым.

Воспитатель . Легко ли быть вежливым?

Дети. Этому надо учиться.

Воспитатель . Да, я с вами согласна: быть вежливым не так-то просто. У кого Петрусь может научиться вежливости?

Дети. У вежливых людей, у тех, кто знает, как можно приветствовать других.

Воспитатель. А вы смогли бы научить Петруся вежливо приветствовать других?

Дети. Да.

Воспитатель . Ребята, а почему деду Федоту не понравилось приветствие Петруся?

Дети. Потому что Петрусь очень громко закричал, а старенький сторож Федот в это время «только-только задремал, на посту он ночь не спал».

Воспитатель . Вежливо ли поступил Петрусь по отношению к деду Федоту?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он напугал дедушку своим громким криком, не дал ему подремать после работы.

Воспитатель. Да, вежливый человек вежлив всегда. Как нужно было поступить Петрусю?

Дети . Ему нужно было подождать, пока дедушка Федот проснется, а потом уже поздороваться с ним.

Воспитатель . Да, ребята, нельзя громко разговаривать и кричать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Какие правила приветствия знакомых взрослых людей должен запомнить Петрусь?

Дети. Подойти поближе, назвать по имени-отчеству, слегка наклонить голову — сделать поклон, улыбнуться.

Воспитатель. Ребята, что не так сделал Петрусь, решив поприветствовать девочку Яринку?

Дети. Петрусь дернул ее за косынку, он приказал ей остановиться, а девочке это не понравилось.

Воспитатель . Как Петрусь мог поприветствовать девочку?

Дети . Словами-приветствиями, поклоном головы, движением руки.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как можно детям по-разному приветствовать друг друга.

Игра «Цветок вежливости»

Дети берут лепестки и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя таким образом цветок из лепестков в центре круга. По окончании игры дети все вместе любуются получившимся цветком.

Воспитатель. Ребята, почему вожатый назвал Петруся невежей?

Дети. О напугал вожатого, когда спрыгнул с забора. Петрусь чуть не сбил его с ног, вожатый мог уронить книги, которые он нес в руках.

Воспитатель. Послушайте пословицу о вежливых людях: «Умение вести себя украшает и ничего не стоит». Почему умение вести себя украшает человека?

Дети . Людям приятно с теми, кто знает и выполняет правила поведения.

Воспитатель. Да, чтобы быть приятным другим людям, не причинять им беспокойства и неудобств, человек выполняет определенные правила поведения. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них. Подводит итог: «Если все люди будут всегда выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение».

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы о правилах поведения, записанные на диктофон, мы отправим нашим друзьям-первоклассникам. Думаю, что они помогут разрешить их спор о том, можно ли назвать Петруся вежливым или нет?

Галина Прохорская
Конспект занятия на тему: «Этикет для детей» в подготовительной группе

Конспект занятия на тему : «Этикет для детей » в подготовительной группе

Воспитатель Прохоская Галина Викторовна

Цель : закрепить и уточнить первоначальные этические и коммуникативные нормы поведения продолжать. Воспитывать внимательное доброжелательное отношение к окружающим Закрепить умение анализировать,делать выводы,самостоятельность,умение работать в коллективе

Ход занятия

Воспитатель Тот ум приобретает

Кто в этот дом войдет

Дети Школа

Воспитатель Скоро вы пойдете в школу . Школьники должны знать правила культурного поведения. Сейчас мы узнаем, как вы усвоили правила хорошего поведения.

Мы с вами поиграем. У нас будет две команды. Делим группу на две команды .

Называем команды «Знайки» и «Почемучки» . За каждый правильный ответ команда получает фишку, в конце игры у какой команды больше фишек та и выигрывает призы школьные принадлежности.

Разминка

Читаю. Если встретился знакомый

Хоть на улице,хоть дома

Не стесняйся,не лукавствуй

А скажи по громче «Здравствуй» !

Воспитатель. Здравствуйте, что это значит?

Дети : Это слово означает, будьте здоровы - так люди встречаясь, желают друг другу здоровья

Воспитатель : Если просишь,что нибудь.

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать «Пожалуйста» !

Воспитатель : вот еще одно вежливое слово, что оно означает

Дети. В этом слове уважительная просьба и ответное внимание,

благодарность почтение

Воспитатель : Если словом или делом

Вам помог кто либо,

Не стесняйтесь громко,смело

Говорить : «Спасибо» !

Воспитатель : Что означает слово «Спасибо» ?

Дети : В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дело, говорили ему : «Спаси вас Бог» ! Эти слова «спаси Бог» превратились в короткое слово «Спасибо» .

Воспитатель : Скажите пословицу об этом вежливом слове.

Дети : Своего спасибо не жалей

Воспитатель : Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите : «До свидания»

Воспитатель : Что этим, словом люди говорят друг другу

Дети : Этим, словом люди прощаются друг с другом.

Подводится итог разминки. Какая команда заработала больше фишек.

Основной конкурс.

Переходим к основному конкурсу воспитатель мы много говорили с вами о друзьях, о дружбе. Какая команда назовет больше пословиц о дружбе.

Нет друга - ищи, а нашел, береги.

Друг познается в беде.

Умный товарищ -половина дороги.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель : Послушайте внимательно и скажите, как поступили бы вы?

На прогулке Саша упал и разбил ногу. Когда дети вернулись в группу и начали раздеваться, Аня помогла Саше снять обувь. Вася увидел это и расхохотался : «Посмотрите, Аня Сашина бабушка, раздевает его» !

Воспитатель : Кто из детей поступил правильно ?

Как можно назвать Аню? А Васю?

Дети : Аня поступила правильно, она помогла другу в беде. Ее можно назвать настоящим другом. Вася не настоящий друг. Он посмеялся над товарищем в беде.

Воспитатель : Оле купили дорогую и красивую игрушку. Всем ребятам она хвасталась ею, но играть ни кому не дала, боялась что сломают.

Хорошо ли поступила Оля?

Дети : Оля поступила плохо. С друзьями надо делиться. И хвастаться очень плохо.

Воспитатель : Подумайте и ответьте, как можно поступить в следующих ситуациях на месте героев.

Ваня обещал зайти в гости к другу. Друг ждал, а Ваня стал играть в компьютер и никуда не пошел.

Дети : Надо обязательно сдержать свое обещание. Дал слово держи.

Можно было позвонить и сказать что не придет.

Воспитатель : Дима и Миша были в гостях у Саши,Мише понравилась маленькая машинка Саши, и он не заметно для Саши положил ее в карман и унес домой.

Дети : Миша поступил плохо без разрешенья чужие игрушки брать нельзя. Надо было спросить у Саши машинку.

Воспитатель делает вывод.

Помогай другу, не жди, когда он тебя попросит о помощи, поделись с другом игрушками, книгами, карандашами. Останови друга, если он поступает плохо. В народной пословице говориться «Верный друг - самое большое богатство»

Подводиться итог конкурса.

Музыкальная пауза.

Выходим на ковер и поем песню «Если с другом вышел в путь» . Шагаем.

Воспитатель : Для того, чтобы хорошо учиться надо быть здоровым, здоровье свое надо оберегать и укреплять.

Следующий конкурс. Знаем ли мы как беречь и укреплять здоровье.

Предложить рассмотреть серию картинок, на которых изображены

Мальчик делает зарядку.

Дети катаются на коньках

Дети плавают в бассейне.

Девочка ест конфеты и плюшки.

Воспитатель : Кто вырастет здоровым? Почему?

Дети : Здоровыми вырастут те дети, которые занимаются спортом. Потому что занятие физкультурой и спортом укрепляет здоровье.

Воспитатель : Что нужно делать чтобы не болели зубы.

Дети : Надо утром и вечером перед сном чистить зубы.

Итог конкурса.

Воспитатель : следующий конкурс «Юный пешеход» .

Воспитатель : рассмотрим картину, на которой изображена улица.

Найти на картине тротуар,проезжую часть дороги. Пешеходный переход.

Дети показывают.

Следующая ситуация на дороге

Картина : пешеходный переход, горит красный свет, дети переходят дорогу.

Воспитатель : Что художник нарисовал неправильно?

Дети : На красный свет светофора дорогу переходить нельзя.

Итог конкурса.

Следующий конкурс «Один дома»

Школьники приходят домой из школы, и бывают одни дома. Могут возникнуть разные ситуации. Игра «По какому номеру будете звонить » .

Детям раздаются карточки, на которых изображены.

Пожар в доме.

Ребенок упал и получил травму.

В дверь звонит преступник.

На столе у воспитателя лежат номера телефонов 01, О2, О3. Надо подойти выбрать тот номер по какому нужно звонить в этом случае. И назвать свой домашний адрес.

Дети выполняют задание. Получают фишки.

Воспитатель. Подводит итог всех конкурсов.

Раздача призов. Школьные принадлежности.

Сегодня мы поговорим с вами о том, какие правила этикета существуют при посещении и приеме гостей, а также о том, как правильно дарить и принимать подарки.

Представьте, что вы ждете гостей, уже разослали им красиво разукрашенные приглашения и готовитесь к приему друзей.

♦ Что нужно сделать, чтобы гости остались довольны приемом?

Прежде всего нужно привести в порядок свое жилье, дом или квартиру. В детской комнате вы можете сами навести порядок. Вытереть пыль, полить комнатные растения, разместить игрушки, расставить по порядку книжки, вычистить пылесосом ковер и мягкую мебель. Вы можете помочь маме и бабушке убрать и другие комнаты, красиво, празднично сервировать стол.

Послушайте, как это делается по этикету. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе, но, как известно, повторенье — мать ученья!

Стол нужно накрыть чистой, свежевыглаженной скатертью. По числу обедающих ставятся приборы. Сначала ставят мелкую тарелку, на нее глубокую. Справа от тарелок кладется ложка (выпуклой стороной вниз) и нож, а слева — вилка.

Перед тарелками, чуть справа от них — бокал для напитков.

Стол можно украсить вазой с букетом цветов или нарядным подсвечником.

♦ А кто из вас знает, как правильно вести себя за столом? Что можно, а что нельзя делать?

Внимательно слушайте то, что я скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет» — если не согласны.

Педагог . За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Дети. Да.

Педагог . Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Дети . Да.

Педагог . Можно громко чавкать и сопеть?

Дети. Нет.

Педагог. Можно разговаривать с набитым ртом?

Дети. Нет.

Молодцы, вы умеете вести себя за столом, а вот некоторые ребята думают: не все ли равно, как сидеть, как есть, лишь бы побыстрей все попробовать и заняться интересной игрой.

♦ Как вы думаете, они правы или нет?

Конечно, нет! Ведь если человек качается на стуле, чавкает или кладет локти на стол, он мешает своим соседям! А правила вежливости, в том числе и поведения за столом, созданы для того, чтобы люди друг другу не мешали, не обижали один другого, а жили дружно. Так что давайте вести себя за столом правильно и красиво!

Этикет за столом

♦ Сидите за столом прямо, не слишком близко, но и не слишком далеко от него, во время еды слегка наклонитесь. Не разваливайтесь на стуле и не кладите локти на стол. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, чавкать, дуть на суп, облизывать пальцы.

♦ Не тянитесь через весь стол.

♦ Не ешьте слишком быстро, не берите в рот сразу много еды и не говорите с полным ртом.

♦ Доедая суп, наклоните тарелку немного от себя. Последнюю ложку супа можно не доедать.

♦ Ножом и вилкой едят мясо, сосиски, сардельки, блинчики с начинкой, оладьи, ветчину и колбасу. Омлет, яичницу, котлеты, сырники, овощи можно есть одной вилкой. Кашу едят ложкой. Рыбу не едят с помощью ножа.

♦ Когда кушанье съедено, вилку и нож положите на тарелку ручками вправо — так удобнее убирать посуду.

♦ Печенье, пирожки и конфеты берите из вазы рукой. Торт кладите на тарелку специальной лопаточкой. Торт и бисквитные пирожные ешьте десертной ложкой.

♦ Уместно ли встречать гостей в старой, несвежей, неглаженной одежде?

К приходу гостей следует переодеться в нарядную, красивую, новую одежду, аккуратно расчесать волосы, девочки могут заколоть их яркими заколками. На ножки лучше надеть новые туфли. Особенно празднично обычно выглядит виновник торжества, мальчик или девочка, чей день рождения или именины придут отмечать гости.

Теперь представьте, что вы собираетесь в гости на день рождения. Значит, нужно приготовить подарок, красиво завернуть его и перевязать яркой ленточкой.

Теперь стоит подумать о красивой поздравительной открытке, в которой вы напишете добрые слова с поздравлениями и пожеланиями. Так, готово!

♦ Что еще нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

Нужно аккуратно одеться, причесать волосы, начистить ботинки. Ведь на праздники, по правилам этикета, приходят нарядно одетыми и красиво причесанными. Тогда настроение будет праздничным!

Правила этикета при приеме гостей и получении подарков

♦ Если на празднике некоторые из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить.

♦ Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первой подает руку.

♦ Гости здороваются с родителями виновника торжества.

♦ Подарок не откладывают в сторону, его разворачивают, показывают всем, говорят слова благодарности.

♦ Подарок не обязательно должен быть дорогим, важно, чтобы был аккуратно и красиво упакован.

♦ Девочкам всегда приятно, если им дарят цветы. Их надо сразу же поставить в вазу.

♦ Собираясь в гости, возьмите сменную обувь.

♦ Гость не должен без разрешения трогать руками заинтересовавшие его вещи.

♦ Старайтесь не причинять хозяевам лишних хлопот и неудобств.

♦ Когда гости должны прийти к вам, как вы готовитесь к их приходу?

Вам тоже нужно подумать о своем внешнем виде. Виновник торжества должен быть аккуратным, красивым и нарядным!

♦ Как нужно выбирать подарок другу?

Лучше всего подарить такую вещь, о которой ваш друг давно мечтает. Наверняка он рассказывал вам о том, что хотят подарить ему домашние, а также о том, что бы ему хотелось получить в подарок от друзей.

Никогда не дарите то, что когда-то подарили вам, но вам не подошло или не понравилось.

Не дарите свои игрушки, даже совсем новенькие. Это некрасиво, ведь друг мог видеть их у вас. Если вы идете в гости к подруге, можно подарить ей букет цветов, цветы всегда и везде создают радостное, праздничное настроение!

Близкому другу можно подготовить подарок, сделанный своими руками, но упаковать его нужно со вкусом.

Послушайте рассказ.

Моя любимая игрушка

Летом Ваня с бабушкой отдыхал на даче. Добирались они туда на пригородной электричке. Ване очень нравилось ехать в электричке: всю дорогу он смотрел в окно, за которым мелькали деревянные домики с палисадниками, утопающие в цветущей сирени, откосы, заросшие высокой травой и кустами бузины, и уютные пригородные станции.

«Когда вырасту — стану машинистом. Буду поезда водить! — мечтал Ваня. — Ведь это здорово утром отвозить людей в город на работу и за покупками, а вечером привозить их домой, в домики с палисадниками».

На день рождения папа подарил Ване игрушечную железную дорогу. Мальчик от радости так и подскочил! Еще бы! В большой, красивой коробке лежали и блестящие рельсы, и зеленый электровоз, и нарядные вагончики. Были там и семафор, и платформа с кассой и скамейками, и даже железнодорожный переезд.

♦ Как вы думаете, что сказал папе Ваня?

Папа помог Ване соединить рельсы, установить платформу, и скоро электровоз побежал по рельсам и повез за собой пять маленьких вагончиков.

Целый день Ваня возился с новой игрушкой: перевозил пассажиров — солдатиков, роботов, лягушонка и цыпленка.

Вечером мама сказала мальчику:

— Ваня! Пора убирать железную дорогу в коробку, скоро будем ложиться спать.

Но мальчик умоляюще посмотрел на маму:

— Мамочка! Можно она постоит на ковре до завтра? Утром я опять буду играть.

— Ладно уж, — разрешила мама.

Назавтра к Ване пришли друзья — Володя и Олег. Мальчики с увлечением играли с новой игрушкой, а вечером Ваня так устал и захотел спать, что мама сама разобрала железную дорогу и убрала ее в коробку.

На следующий день она сказала сыну:

— Завтра к нам приедет бабушка. Ты ведь знаешь, что она плохо видит, если ты не уберешь с пола игрушки, бабушка может споткнуться о них и упасть. Я тебя очень прошу, не забудь вечером убрать железную дорогу.

— Хорошо, хорошо! Я обязательно все уберу! — пообещал мальчик.

Но вечером он пошел в гости к Олегу, долго смотрел у него интересный фильм, потом лег спать и опять забыл убрать игрушки.

Утром приехала бабушка. Она не заметила лежащих на полу рельсов, больно ударила ногу и чуть не упала, а потом нечаянно наступила ногой на электровозик.

Когда Ваня проснулся, побежал на кухню, поцеловал бабушку и спросил ее:

— Бабуля, почему у тебя нога забинтована?

— Да вот споткнулась о что-то и ушиблась. Теперь нога болит, — грустно ответила бабушка.

«Ведь я опять забыл убрать железную дорогу в коробку — вот бабушка и споткнулась о рельсы», — подумал Ваня.

Ему стало очень жаль бабушку. Он виновато пошел в комнату и увидел, что новенький электровозик сошел с рельсов и лежит на боку, крыша у него помята, а одно колесо отвалилось. Мальчик поднял электровоз, и вдруг слезы сами полились у него из глаз. Эх! Почему я не послушал маму и не убрал вечером игрушки! Теперь у бабушки болит нога, а электровоз сломан.

Весь день Ваня помогал бабушке — мыл посуду, подметал пол, вытирал пыль, а когда вечером с работы вернулся папа, Ваня рассказал ему обо всем.

— Что ж, я уже купил бабушке мазь от ушибов, — ответил папа, — и твой электровоз сейчас попробую починить.

— Папочка! Пожалуйста! Почини его! Я больше никогда не стану оставлять на полу игрушки, а железную дорогу буду убирать в коробку!

— Ладно! Поверим тебе на этот раз, — ответил папа. Он принес инструменты, прикрепил отвалившееся колесо и поправил крышу. Электровоз снова стал как новенький.

Ваня очень обрадовался, поблагодарил папу.

♦ Какие вежливые слова сказал Ваня?

С тех пор Ваня всегда убирал железную дорогу в коробку, а разбросанные игрушки ставил на полку.

♦ Кем мечтал стать Ваня?

♦ Какую игрушку подарил папа Ване на день рождения?

♦ Убирал ли Ваня свою любимую игрушку в коробку, когда заканчивал игру? Что случилось из-за того, что Ваня не убрал игрушку?

♦ Кто купил бабушке мазь и починил Ване электровоз?

♦ Убираете ли вы свои игрушки после игры?

♦ Почему надо убирать разбросанные игрушки?

♦ Как нужно вежливо попросить взрослых починить сломанную игрушку?

Правила игры

♦ Берегите свои игрушки, не ломайте и не разбрасывайте их. После игры убирайте игрушки на полку, в шкаф или коробку.

♦ Если игрушка сломалась, вежливо попросите взрослых ее починить.

♦ Делитесь игрушками с другими ребятами.

Послушайте стихотворение.

У Федота день рождения

Кот Федот проснулся

В прекрасном настроении.

У кота Федота сегодня

День рождения!

Будут все кота хвалить,

Подарки котику дарить.

До чего ж наш кот хорош!

На тигренка он похож:

Шубка бархатистая,

Мягкая, пушистая.

Глаза, как изумруды,

А ушки — просто чудо!

Бабушка из банки

Даст коту сметанки,

Мама — блюдце с молоком,

Маша — чашку с творогом.

Только мышки позабыли —

Ничего не подарили!

Послушайте рассказ.

День рождения куклы Наташи

Ох и выдумщица наша воспитательница Анна Анатольевна! Нам с ней скучно никогда не бывает! Еще бы! На прошлой неделе мы изучали поведение детей за столом. Говорили о том, как пользоваться столовыми приборами, зачем нужны салфетки, как сервировать праздничный стол и о многом другом. Мне особенно запомнилось правило семи «не». А вы его знаете? Если нет, я могу эти правила повторить, наизусть запомнил! Итак, за столом:

— не садиться за стол с грязными руками;

— не кричать;

— не разговаривать;

— не сорить;

— не вертеться;

— не тянуться через весь стол;

— не оставлять еду в тарелке.

Но сегодня Анна Анатольевна сказала нам, что мы будем играть в очень интересную игру. Она называется «День рождения куклы Наташи».

Кукла Наташа — большая кукла с длинными вьющимися волосами и закрывающимися глазами. Если ее слегка наклонить вперед, она непременно негромко скажет: «Ма-ма! Мама!» И заморгает длинными ресницами. В детском саду кукла Наташа — любимица всех девочек. Они всегда ее наряжают, причесывают, завязывают ей бантики и прикалывают заколки. Правда, вид у куклы немножко потрепанный, зато очень красивые, выразительные и большие карие глаза. Вот у этой куклы сегодня день рождения. Анна Анатольевна сказала, что кукле Наташе исполняется ровно шесть лет.

Воспитательница разделила нас на две команды. Одну команду она назвала «Хозяева», а другую — «Гости». Вы, наверное, уже догадались, что «Хозяева» должны хорошенько подготовиться к приходу «Гостей»: убрать комнату, празднично сервировать стол и нарядить виновницу торжества — куклу Наташу.

А «Гостям» нужно за это время нарисовать и подписать открытки, приготовить подарки, завернуть их в блестящую бумагу и перевязать атласными лентами.

Анна Анатольевна разделила большую игровую комнату на две половины, и игра началась. В одной половине ребятишки сидели за столами, вырезали, клеили, вышивали и шили, словом, готовили подарки для Наташи. Максим вырезал из картона хорошенькую избушку, с оконцами, дверью. Все аккуратно склеил, а Маша избушку разрисовала грибами, желудями, цветочками и бабочками. Получился чудесный лесной теремок.

Инна нарисовала открытку с букетом цветов, Сережа вырезал из бумаги вертолет, а Паша нарисовал и вырезал белую голубку.

Таня ловко вылепила из пластилина смешного клоуна в красном колпачке и огромных башмаках. Оля вышила кукле чудесный носовой платочек. У всех ребят получились прекрасные подарки.

В другой половине игровой комнаты тоже кипела работа. Девочки аккуратно расставили игрушки и книжки, нарядили Наташу в шелковое розовое платье, расчесали ей кудри и закололи золотыми заколочками. А потом взялись за сервировку стола.

Анна Анатольевна переходила от одной группы детей к другой, давала советы, как лучше украсить стол, расставить тарелки и чашки, разложить чайные ложечки, куда поставить вазу с цветами. Она ведь опытная хозяйка! Прекрасно знает все правила этикета.

Наконец, у «Хозяев» все было готово к приему «Гостей». Кстати, повар детского сада, Нина Ивановна, к празднику испекла вкусные пирожные, печенье, пирожки и большой красивый торт, украшенный посередине розочкой, а по краям орешками и цукатами.

«Хозяева» гостеприимно принимали «Гостей», те дарили кукле Наташе свои подарки, причем Анна Анатольевна развертывала каждый подарок и показывала его всем ребятишкам. Мальчики, как и полагается по этикету, осторожно отодвигали стулья и рассаживали девочек.

Наконец чаепитие началось! Ребятишки хрустели печеньем, попробовали пирожные и пирожки. Кукла Наташа сидела на почетном месте, в центре стола, перед ней тоже стояла тарелка со сладостями и чайная игрушечная чашечка. Все расхваливали любимую куклу, желали ей счастья, здоровья и добра.

Потом Анна Анатольевна принесла шесть маленьких разноцветных свечек, воткнула их в торт и зажгла. Свечи загорелись яркими огоньками. Ровно шесть свечек, ведь кукле Наташе исполнилось сегодня шесть лет! Свет в игровой комнате погасили, только мерцали золотые огоньки свечек. Это было так красиво! Дети встали и хором прочли стихотворение «С днем рождения, кукла Наташа!»:

С днем рождения, кукла Наташа!

Милая кукла — любимица наша!

Новых игрушек кукла милей,

Много играло с нею детей.

Платьице яркое кукле сошьем,

Кудри пушистые кукле завьем,

Станем красавицу чаем поить,

Будем подарки Наташе дарить.

Хором поздравим ее с днем рождения:

Доброго, кукла, тебе настроения —

Мы пожелаем нашей Наташе,

Кукле Наташе, любимице нашей!

Потом все захлопали в ладоши, а Анна Анатольевна затушила свечи, разрезала торт и особой лопаточкой положила каждому на тарелку по кусочку торта. Ребята чинно пили чай. Никто не баловался, не вертелся, не тянулся через весь стол за сладостями. Словом, день рождения куклы Наташи удался, ведь ребята запомнили правила чайного этикета. Запомните их и вы.

1. На стол ставят заварной маленький чайник, а большой — для кипятка.

3. Слева от чашки ставят десертную тарелку.

4. На чайный стол ставят разные сладости — торт, печенье, варенье в вазочке, конфеты, орешки, пирожные.

5. Для торта есть большая тарелка и специальная лопаточка.

6. Сахар подносят в сахарнице.

7. Сахар можно брать рукой или щипчиками.

8. Рукой берут печенье, конфету, яблоко, грушу или апельсины.

Но в детском саду чай разливает воспитательница на отдельном столике и подает его детям. Чай не должен быть очень горячим.

Когда все напились чаю, Анна Анатольевна предложила такую игру: «Я стану задавать вам вопросы по этикету, и та команда, которая заработает больше очков, выиграет и получит приз — игрушечный фарфоровый чайный сервиз». И воспитательница показала коробку с сервизом. Затем стала задавать вопросы.

Анна Анатольевна. Можно ли приходить в гости без приглашения?

Команда «Хозяев»

Без приглашения в гости ходить нельзя,

Мы так думаем, друзья!

Анна Анатольевна. Верно! Теперь вопрос к «Гостям». Где хозяин встречает гостей?

Команда «Гостей»

Добрый хозяин встречает гостей,

Стоя всегда у раскрытых дверей.

Анна Анатольевна . Молодцы! Вопрос к «Хозяевам». Что надо сказать, получив подарок?

Команда «Хозяев»

Мы спасибо говорим,

Гостя мы благодарим!

Анна Анатольевна . Правильно! Вопрос к «Гостям». Можно ли без спроса трогать руками вещи, расставленные в комнате хозяев?

Команда «Гостей»

Трогать руками вещи нельзя,

Ведь они не игрушки, друзья!

Анна Анатольевна . Молодцы. Вопрос к «Хозяевам». Когда приходят гости, что хозяева им дарят, благодаря за внимание?

Команда «Хозяев»

Краски, шарики, игрушки,

Сувениры и хлопушки.

Анна Анатольевна . Верно! Гостей можно порадовать небольшими подарками.

— А я знаю такую игру с гостями, — сказал Миша. — Нужно привязать все сувениры на веревочку или шнурок, шнурок прикрепить к двум стульям, а гостю завязать глаза платочком и дать в руки ножницы. Тот сувенир, который гость срежет, и станет его подарком.

— Хорошая, веселая игра! — одобрила Мишу Анна Анатольевна. — Только ножницы должны быть не острые! Я хочу задать вам такой вопрос: «Что должен сказать хозяин, провожая гостей?» Это вопрос к «Хозяевам».

— Провожая гостей, их нужно поблагодарить за то, что они пришли и порадовали хозяев.

— Верно! Еще один вопрос: «Можно ли плакать, капризничать и обижаться, если вы в гостях?»

— Нет, нельзя! — ответила Тоня. — Ведь этим мы огорчим хозяев.

— Ну что ж! Я думаю, что обе команды справились с заданиями на «отлично», и игра прошла в ничью. Сервиз остается в детском саду, и в него смогут играть обе команды.

Уже вечерело, дети стали собираться по домам, убирать со стола посуду, помогать Анне Анатольевне приводить игровую комнату в порядок.

Таня взяла в руки свою любимую кукла Наташу и поцеловала ее в щечку. «С днем рождения, тебя, Наташа! — прошептала она». Вдруг кукла улыбнулась и вместо «Ма-ма!» ответила: «Спа-си-бо!»

♦ Какую игру предложила воспитательница Анна Анатольевна?

♦ На какие две команды она разделила детей?

♦ Что делали «Хозяева»?

♦ Как готовились к игре «Гости»?

♦ Чей день рождения отмечали дети?

♦ Сколько лет исполнилось кукле Наташе?

♦ Как прошел день ее рождения?

♦ В какую игру играли ребятишки после чаепития?

♦ Кому достался сервиз?

♦ Что сказала кукла Наташа?

Ответьте на вопросы

1. Расскажите, как вы принимаете гостей?

2. Убираете ли вы свою комнату?

3. Помогаете ли взрослым убрать квартиру?

4. Какие блюда в вашей семье подают на праздничный стол?

5. Помогаете ли вы их готовить?

6. Кто в вашей семье сервирует стол?

7. Кто помогает?

8. Как нужно одеться к приходу гостей?

9. Как выбрать подарок другу?

10. Как правильно упаковать подарок?

11. Как вести себя за праздничным столом?

КВН в подготовительной группе детского сада "Волшебная страна-этикет"

Цель этого КВНа : Расширить, обновить и закрепить правила этикета в социуме для детей подготовительной группы детского сада.

КВН по этикету для детей 6-7 лет

Тема: Формирование коммуникативных навыков.
Образовательная область:
Познание
Коммуникация
Социализация
Технологии:
Игровые технологии, направленные на развитие зрительного
и слухового внимания.

Задачи:
- Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
- Развивать правильную связную речь.
- Развивать умение детей читать стихи с выражением
- Воспитывать этические нормы поведения
- Способствовать умению петь частушки под музыкальное сопровождение

Воспитатель . Добрый день дорогие гости. Мы рады Вас видеть. Надеемся, что среди Вас нет равнодушных. Значит, сегодня будут и болельщики и зрители. Сегодня у нас состоится не обычное занятие, а" турнир вежливости".
Чтобы в вежливом турнире победить
Надо очень умным и любезным быть
Все законы поведения изучить!
Победить в турнире очень нелегко
Здесь будут сражаться за каждое очко.

У нас в гостях 2 команды. Представьтесь команды, пожалуйста
- А мы команда «Фиксики»
Девиз: Мы дружные, активные, всегда и всюду вместе!
Команда « Чебурашки»
Девиз: Чебурашка верный друг помогает всем вокруг
Настоящий друг. Очень вежливый, хороший. Скромный.
-Воспитатель:. Итак, наши команды представились. А сейчас разрешите представить жюри.(Марина Николаевна – воспитатель, Тамара Александровна – старший воспитатель, Оксана Александровна – музыкальный руководитель))
1. конкурс Разминка Доскажи словечко
Появляется БЯКА-Забияка.(ребенок подготовительной группы)
Я к Вам без приглашенья
Я к Вам без разрешенья
Где здесь ссора? Где здесь драка?
Я ведь Бяка Забияка.
Сколько я детей тут вижу
Я Вас всех сейчас обижу.
Воспитатель: Что ты, Бяка-Забияка. Разве можно детей обижать. И вовсе здесь нет ни ссор, ни драк. Здесь ребята и взрослые собрались на турнир вежливости.
Бяка-Забияка.
Культурные. Вежливые. Турнир. Сейчас проверим. Сейчас я отыщу среди них некультурных, не воспитанных. Мне вообще- то скучно шалить одной. (бегает среди детей вредничает). Ой, пойду я в другую группу. Может, там найду невоспитанных детей.
Воспитатель: Давайте пригласим,Бяку-забияку на наш турнир. Может она послушает и чему-нибудь научиться.
Задание №1 «Доскажи словечко».
- растает даже ледяная глыба от теплого слова ….
(спасибо)
-Зазеленеет старый пень, когда услышит …
(добрый день)
-Когда нас бранят за шалости, говорим …
(прости, пожалуйста)
- Если больше есть не в силах, скажем дружно мы ….
(спасибо)
-Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь …
(здравствуйте)
- И во Франции и в Германии на прощание говорят…
(до свидания).
Наши команды замечательно справились с 1 заданием.
Задание №2 Д/И «Верно – не верно»
Я раздаю командам картинки. Определите, что неправильно выполняют дети, изображенные на картинке. Найдите картинку на которой дети совершают правильные действия или поступки и объясните почему так думаете.
Вы хорошо отвечали. А сейчас пришло время отдохнуть.
Команда Фиксики приготовила
Частушки:
Заиграйка балалайка

Балалайка три струны
Запевайте не зевайте выходите плясуны

В поезд входят три мальчишки
Ух народу сколько тут
Занимай места ребята
А то бабушки займут!

Говорит леньтяйке мать
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я еще мала

А наш Ваня ходит гордо
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами не проходят синяки

Витя очень умный парень
Может все он смастерить
Только « здравствуй» и « спасибо» не умеет говорить

Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас
О себе о дружбе нашей и о кое ком из нас

А сейчас ребята из команды « Чебурашки» прочитают стихи:

Стихи « Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без вопроса уступите старухе.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы то есть сами.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей и с дедушкой и бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы
Тому кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не рабея

Воспитатель: Молодцы ребята! Бяка Забияка ты запомнила как надо себя вести в этих ситуациях?
Итак следущее задание.
Задание №3. Назови противоположное слово
Ласково – грубо
Чистый – грязный
Правда- ложь, обман
Злой- добрый
Здороваться – прощаться
Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит, злое калечит.
Задание №4 Как можно прочитать стихотворение.
Слова по - разному звучат,
Не тайна эта для ребят
Звучат и очень строго
Слов грубых тоже много.
Мы, ссориться, не любим. Приятней нам дружить
И ласково и нежно Слова произносить.
(Если картинка с самолетом то читают быстро и т.д.)

Самолет- быстро
Черепаха – медленно
Барабан – громко
Мышка – тихо
Улыбка – весело
Грустно (дети читают выученные стихи.)
Воспитатель:А теперь обе команды сделайте большой круг и чтобы нам еще больше подружиться мы поиграем в игру.
Игра - Танец «Лавота»
Нужно сказать слова У меня руки хороши, а у соседа лучше.Взяться за руки и пойти по кругу со словами: Дружно танцуем мы тра та та тра та та танец веселый наш это лавота!
Команды займите свои места продолжаем турнир вежливости!
Задание №5 «Угадай сказку»
Ребята, из какой сказки эти герои. Показ иллюстраций
Кошкин Дом.
Культурно ли вели себя гости в этой сказке?
Как гости прощались?
Добро пожаловать друзья. Я Вам сердечно рада. (кошка)
Прощайте. До свидания, Спасибо за компанию
Спасибо кошечка. От всей души благодарю.

«Гуси-Лебеди» Какие слова говорила девочка.
Наша Таня. Как Таню утешали
Курочка- Ряба. Как утешала курочка.

Задание №6 «Отгадай загадку»
Маша знала слов немало
Но одно из них пропало
А оно тог как на грех
Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом
За подарком за обедом это слово говорят
Когда (вас благодарят)

Говорить друзьям не лень
Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощанье мы скажем
(досвидания)

До чего ж оно красиво
Слово доброе (спасибо)

Когда виноваты сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста (извините)»
В чужой разговор никогда не встревай
и взрослых ты лучше (не перебивай)

Когда нас бронят за шалости
Говорим (простите пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидание)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы замечательно усвоили правила этикета! Вы очень вежливые дети по отношению к сверстникам и взрослым!
Пока жюри подводит итоги
Бяка Забияка скажет, нам научилась ли она вежливости. Этикету.
Бяка-Забияка.: Я теперь совсем другая стала. Вежливая, Культурная. Мне больше не нужна рогатка.
Воспитатель: Давайте потанцуем.(звучит музыка из мультфильма « Крокодил Гена и Чебурашка»)

Итоги конкурса:
Жюри:
Победила дружба. Все хорошо знают правила этикета! А сейчас мы дарим всем участникам медали « Победителей» в нашем турнире вежливости.



error: Контент защищен !!