Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником. Обработка нижнего и боковых срезов фартука Технология обработки фартука

- Подготовка ткани к раскрою (выявление дефектов, утюжка, определение лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити).

- Подготовка выкройки к раскрою.

Нанести на выкройку основные конструктивные линии: линия низа, линия бока, линия середины-сгиба, линия груди, место расположения кармана, нанести значения припусков на подгибку низа, на обработку швов, количество деталей, направление долевой нити.

-Раскрой фартука . Ткань сложить лицевой стороной внутрь, по долевой нити. Выкройку приколоть к ткани, совмещая сгиб ткани и выкройки. Вырезать выкройку фартука с учетом припусков: боковые швы – 1 см, по линии низа – 3 см. Выкроить карман, бретели, завязки пояса с учетом припусков.

-Обработка бретелей и деталей пояса . Детали бретелей и пояса сложить пополам лицевой стороной внутрь, срезы уравнять. Сметать или сколоть булавками по одному продольному и поперечному срезам, оставив один поперечный срез для выворачивания. Стачать детали по наметке, ширина шва 1 см. Выполнить закрепки вначале и конце шва. Удалить наметку или булавки. Деталь оттужить, уголки срезать на расстоянии 2 – 3 мм от шва. Деталь вывернуть на лицевую сторону, уголки выправить. Отутюжить, делая перекант 1 мм.

-Обработка кармана на верхнем слое фартука .

Наметить с изнаночной стороны на детали кармана припуски на обработку верхнего среза кармана (4 см от верхнего края) и боковых срезов (1см от бокового края).

Припуск верхнего среза кармана перегнуть на изнанку и заметать на 0,5 см от намеченной линии. Отстрочить по намеченной линии, наметку удалить, приутюжить. Подогнуть на изнаночную сторону нижний срез кармана и заметать на 0,5 см от сгиба. То самое сделать с боковыми срезами кармана. Карман наложить на основную деталь фартука приколоть булавочками, наметать. Настрочить, делая закрепки у входа в карман. Отутюжить.

-Соединение верхнего и нижнего слоев, бретелей и завязок фартука .

Сложить детали фартука лицевыми сторонами внутрь. Между деталями вложить бретели со стороны верхнего среза нагрудника так, чтобы концы бретелей были направлены вниз. Сколоть детали. Между деталями вложить детали пояса со стороны боковых срезов так, чтобы концы деталей пояса были направлены в бок. Сколоть, сметать детали по верхнему и боковым срезам, оставляя открытым нижний срез фартука. Стачать детали, выполняя закрепки вначале и конце шва. Ширина шва 1 см. Наметку удалить. Приутюжить шов. Фартук вывернуть на лицевую сторону, выправить углы, отутюжить.



-Обработка нижнего среза фартука швом в подгибку с открытым обметанным срезом.

Обметать на оверлоке нижний срез фартука. Обметанный срез подогнуть, заметать так, чтобы он закрывал нижний слой фартука. Застрочить подогнутый срез на расстоянии 2 мм от подогнутого края, выполняя закрепки вначале и конце шва. Шов отутюжить.

-Окончательная ВТО фартука. Выполнить окончательную влажно-тепловую обработку фартука.

Экономическое обоснование

Материально- технические ресурсы.

Для изготовления фартука мне потребовались следующие инструменты, материалы и оборудование: ткань плащевая «Оксфорд» 1,5 метра при ширине 150 см, ткань бязь 1,5 метра при ширине 150 см, нитки швейные в тон, нитки контрастные для сметывания, портновский мел, сантиметровая лента, бумага для построения выкройки, портновские булавки, игла ручная, игла машинная №100, распарыватель швов, швейная машина, утюг, гладильная доска.

Финансовые затраты на изготовление фартука

Себестоимость моего изделия получилась небольшая - 535 рублей, так как я сшила фартук сама, а затраты денежных средств были только на материалы. В магазине спецодежды такой фартук стоит дороже, начиная от 700 рублей.

Пошив фартука – это почти безотходное производство, потому что из остатков ткани можно сшить салфетку в технике лоскутной пластики, головной убор, прихватку.

Пошив фартука своими руками – это выгодное производство!

Информационные ресурсы

Для осуществления проекта я привлекала учителя технологии (консультации), книги по теме, журналы по шитью, ресурсы сети интернет.



Экологическое обоснование.

Работая над проектом, я в первую очередь определила требования к фартуку.

Гигиенические: все материалы должны иметь гигиенический сертификат соответствия. Материалы для пошива должны содержать в своем составе и натуральные и искусственные волокна.

Эксплуатационные . Удобство модели для рабочего процесса - разрезы посередине или сбоку упрощают движения возле рабочих поверхностей. Не должно быть предметов декора, кроме вышитого логотипа заведения. Материал фартука должен иметь специальное защитное покрытие, которое препятствует впитыванию грязи, жира, воды и других жидкостей. Строчки должны быть качественными и ровными. Фурнитура крепко пришита. Цвет фартука, количество карманов, клапанов, их форма выбираются в соответствии с предпочтениями поваров или владельцев заведения.

Эстетические: изделие должно быть красивым, гармонично сочетаться с униформой остальных сотрудников ресторана, фирменными цветами заведения. Крой должен подходить для формата заведения: короткие фартуки чаще приобретают для небольших кафе и фастфудов, длинные - для ресторанов.

При изготовлении фартука соблюдала правила безопасного труда при ручных и машинных работах, при работе с инструментами для шитья, работе с электроприборами (утюгом). Правила даны в приложении №1.

С экологической точки зрения процесс изготовления и процесс эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, так как мой фартук сшит из экологически чистых материалов. Процесс пошива фартука – это экологически чистое производство!

Презентация проекта.

Мое изделие получилось красивым, функциональным, соответствует всем требованиям. И самое главное очень понравилось папе. Теперь он носит его на работе. Презентация проекта может быть организована в следующих вариантах: рассказ и демонстрация изделия на манекене, компьютерная презентация, демонстрация изделия на себе с пояснениями. Я выбрала вариант презентации изделия на манекене с пояснениями. Презентацию и защиту проекта я буду осуществляться по следующему плану.

План защиты и презентации проекта.

1. Сообщение темы проекта.

2. Аннотация проекта (рассказать о чем проект, цели и задачи)

3. Краткая историческая справка (история фартука)

4. Описание работы над изделием

Какие материалы, инструменты и оборудование использовались.

- какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия (как шили фартук, последовательность его изготовления)

5. Какие трудности и проблемы были в работе, что было легко и просто.

6. Что нового узнали при выполнении проекта, чему научились.

7. Если бы снова выполняли проект, что бы изменили, подкорректировали, что бы оставили без изменений.

8. Самооценка проекта (как сами оцениваете свое изделие, довольны ли вы, понравилось ли вам шить фартук, писать проект).

Готовое изделие.

Библиографический список.

1 Иллюстрированный толковый словарь русского языка. / В.И.Даль. – М.:

Эксмо, 2009. – 896 с.: ил.

2 Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьём. Книга для учащихся. –

М.: Просвещение, 2009.

3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2010г.-256с.

4. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2011г.-160с.

Приложение № 1.

Техника безопасности

Технологическая карта урока по технологии

учителя ГБОУ СОШ№ 425

Скитской Инны Сергеевны

уроки № ______

«Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тема: Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Задачи:

    дать представление о способах обработки срезов изделия;

    дать представление о необходимости умения обработки срезов в домашнем хозяйстве

    научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте

Планируемые результаты

Предметные:

    знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

    умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижнего и боковых срезов фартука

Метапредметные:

    Познавательные : сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану)

    Регулятивные : целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

    Коммуникативные : диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные:

    формирование мотивации и самомотивации изучения темы,

    развитие готовности к самостоятельнымдействиям,

    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

    проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

    математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки,

    русский язык « Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа по технологии 5 класс к УМК Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) Составитель:Логвинова О.Н.2015г

Презентации к уроку, проектор, компьютер.

Швейное и утюжильное оборудование

Карточки с машинными швами.

Для учащихся:

Учебник «Технологи ведения дома» Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) – стр.117, 129,131-138

Рабочая тетрадь

Образцы швов в тетради

Видео материал на канале «Технология творчества»

Готовые фартуки, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Актуализация необходимых знаний

Учит различать материалы и инструменты. Показывает выполнение швов на швейной машине, утюжильные работы, образцы изделий. Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука.

Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:

    тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1, 2)

    Повторение инструктажа при работе с утюгом и на швейной машине (Приложение №5,6)

Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом и инструментами, делают вывод.

Оценивают свой результат.

Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя

Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом и на швейной машине

Мотивация познавательной деятельности

    Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок (фотографии приложение №7, видео)

    Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

    Обработка срезов фартука – для чего?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым срезом.

Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

    Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний:

    проверка правильности выполнения машинных швов учащимися;

    оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани

    Целевые обходы:

    инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    рациональное использование учебного времени учащимися.

    Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине и при утюжильных работах.

    Инструкционные карты по выполнению машинных швов Приложение №3

Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка нижнего и боковых срезов фартука», контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Осуществляемые действия:

    самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Подведение итогов

    Анализирует выполнение практической работы учащимися

    Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся

    Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке

    Предлагает учащимся выполнить дома подгибку кухонного полотенца вместе с родителями

Участвуют в сравнении выполненных работ.

Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе.

Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания:

Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул швом вподгибку с закрытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся свободно и быстро заправляют швейные машины, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ.

Осваивают приемы работы на швейной машине и с утюгом

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания выкладываются в закрытой группе в контакте для учащихся 5 классов, где все учащиеся в одной параллели могут оценить и сравнить свои результаты с остальными учащимися

Приложения

    Тест по теме «Машинные швы»

    Презентация для повторения темы «Машинные швы»

    Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

    Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

    Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

    Требования ТБ при работе с утюгом

    Фотографии готовых работ

    Инструкции по ТБ находятся на каждом рабочем месте в кабинете технологии

Приложение №1

Тест по теме машинные швы

1.На какие три группы делятся все машинные швы?

Найдите лишнее

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы?

Выбрать правильный ответ

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) ля временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным?

Выбрать правильный ответ

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым?

Выбрать правильный ответ

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы?

Выбрать правильный ответ

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

Тест разработан Александровой Ж.В. – учителем технологии ГБОУ гимназии №399

Приложение №2

Презентация «Повторение машинных швов»

Приложение №3

Приложение№4

Раздаточный материал карточки «КРАЕВЫЕ ШВЫ»

Название шва, схема, ТУ

Образец

Вподгибку с открытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

ТУ ширина шва

4-40мм

Ширина первой подгибки

Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

    Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

    Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

    Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

    После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

    При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

    Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

    Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

    После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

    Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

    Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.

План урока

Класс: 5 «А» класс

Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов

Тема урока: Технология изготовления швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов фартука.

Цель урока: Формирование умений и навыков обработки срезов изделия, используя краевые швы в подгибку.

Задачи ведущие к достижению личностных результатов : проявление познавательных интересов и активности в процессе работы над определением способов обработки срезов изделия; развитие ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметных результатов : овладение приемами, правилами, технологией обработки срезов изделия краевыми швами; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; отражение в устной форме результатов своей деятельности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметных результатов: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин.

Тип урока: урок применения предметных ЗУН.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

Самостоятельно определяют тему, цели урока;

Определяют способы обработки боковых срезов изделия;

Работают с технологической картой;

Отвечают на вопросы;

Выполняют практическую работу по обработке боковых срезов;

Оценивают себя и друг друга.

Оборудование:

Методическое оснащение урока: рисунки моделей рабочей одежды и фартуков; образец - эталон фартука; образцы краевых швов; мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение: технологические карты: « Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом», «Выполнение стачных швов» ; материалы для закрепления знаний учащихся; критерии оценивания качества выполненной работы; учебник; рабочая тетрадь. «Правила техники безопасности при работе со швейной машиной, электрическим утюгом, ручными инструментами».

Инструменты и материалы: детали фартука; нитки, иголка ручная, ножницы, швейная бытовая машина; гладильная доска; утюг.

Меж предметные связи: математика, изобразительное искусство, ОБЖ.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (обработка боковых срезов изделия швом в подгибку)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Ход урока

Этапы урока

Методы, приемы обучения

Формы учебного
взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный этап

Фронтальная

Цель: формирование мотивации к познавательной деятельности, способствовать формированию умения организовывать свое рабочее место.

Доброе утро!

Я рада видеть вас сегодня на уроке!

Поприветствуем друг друга и пожелаем успехов в работе.

Садитесь.

Отметка явки на урок.

Слайд № 1

Готовность мы проверили до начала урока.

Все готово, следовательно, можно приступить к работе.

Цель: включиться в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя и друг друга.

Отчет дежурных о готовности класса.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.Актуализация знаний

Анализ и обсуждение способов обработки кармана.

Фронтальная, групповая

Цель: проверить усвоение учащимися темы: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука», выявление пробелов их коррекция.

Сегодня мы работаем по маршрутным листам. Я думаю каждый уже познакомился с предстоящей работой на уроке.

Скажите, какой первый этап работы мы должны выполнить?

Верно. Поэтому сейчас мы проверим как вы поняли пройденную тему. Для этого в маршрутном листе каждый найдет для себя индивидуальное задание, которое выполняет и оценивает себя (ставит +; -) затем вы должны поменяться заданиями и проверить правильность его выполнения.

Молодцы. С поставленной задачей справились.

Цель: проверить правильность и осознанность выполнения д/з, развивать умение оценивать работу других.

Повторить тему: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука».

Работают в маршрутных листах, отвечая на поставленные задания.

Самооценка, взаимооценка.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать ответ в поставленной задаче; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Мотивационно-целевой этап

Беседа.

Фронтальная, индивидуальная.

Цель: подготовка к основному этапу урока; обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.

Мы повторили обработку карманов и соединение их с фартуком.

Скажите, какая работа нас ожидает дальше?

Верно. Какие срезы фартука нам необходимо обработать?

Сформулируйте тему нашего урока!

Слайд № 2

Молодцы.

Запишите тему в маршрутный лист.

А теперь каждая для себя поставьте задачи на сегодняшний урок. Впишите их в маршрутный лист.

Слайд № 3

Любая работа включает определенный алгоритм действий. Есть ли у вас предложения по какому алгоритму сегодня нам предстоит работать?

Слайд № 4

Верно.

Определить способ обработки срезов изделия.

Выполнить обработку боковых и нижнего срезов фартука.

И конечно проконтролировать качество выполненной работы.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно сформулированную тему и поставленные задачи.

Цель: подготовиться к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обработка срезов фартука.

Боковые и нижний срез.

Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Работают над определением задач урока:

Проговаривают задачи.

Для чего обрабатывают срезы. Какие способы используют для обработки срезов.

Какие требования необходимо соблюдать.

Обработать срезы фартука.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать с классом.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Первичное закрепление (изучение нового материала )

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.

Индивидуальная

Цель: Выяснить уровень усвоения знаний и способов действий по технологии обработки срезов изделия.

Для того чтобы определить способы обработки срезов фартука вспомните какие машинные швы вы уже выполняли. Определите какие из них можно использовать для обработки срезов фартука.

Слайд № 5

Как вы уже проговорили боковые и нижний срезы фартука можно обработать краевыми швами, а именно швом в подгибку с закрытым срезом.

Этот шов вы уже знаете, поэтому можете самостоятельно, используя технологическую карту в маршрутном листе, выполнить обработку срезов.

Слайд № 6

Есть вопросы по выполнению шва в подгибку с закрытым срезом?

Если есть вопросы проговорить технологию его выполнения.

Подобной рабой на производстве занимаются технологи швейного производства.

Слайд № 7.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно выбранный способ обработки срезов.

Молодцы. А теперь разомнемся, подготовимся к практической работе.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки кверху поднимаем

И немного покачаем.

Чуть назад, вперёд прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Нам за партой не сидится,

Разминаем поясницу.

Повороты влево, вправо.

Так мы отдохнем на славу.

Цель: усвоить знания и способы действий по технологии обработки срезов изделия.

Определяют какие швы можно использовать для обработки срезов изделия.

Краевые швы в подгибку.

Соединительные стачные швы.

Краевые швы в подгибку -потому что они используются для обработки краев изделий.

Стачные швы - для соединения деталей.

Выступают по очереди определяя способ обработки срезов своего фартука.

Рассказывают технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Читают информацию о технологе швейного производства.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (практическая работа)

Практическая работа

Индивидуальная работа учащихся

Цель: обеспечить усвоение учащимся способов обработки срезов изделия; активизировать самостоятельность в добывании знаний; развивать умение осмысленно работать с технической документацией.

Перед началом практической работы вспомните Правила техники безопасности.

Слайд № 8

Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами
к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.

А теперь подготовьте рабочее место, уберите все лишнее и приступайте к работе.

Контролируйте качество своей работы с помощью инструкционной карты в маршрутном листе.

Слайд № 9

Выполнением технологических операций на производстве занимается швея.

Слайд № 10

(Учитель делает обходы, оказывает необходимую помощь учащимся в выполнении практической работы, контролирует соблюдение правил техники безопасности)

Цель: усвоить и практически отработать способы обработки срезов изделия, технологическую последовательность и технические условия на выполнение краевых швов.

Проговаривают ТБ по слайду.

Готовят рабочее место.

Выбирают необходимые инструменты и материалы.

Выполняют обработку нижней части фартука в соответствии с требованиями технологической карты.

Знакомятся с профессией швея.

П.Р. Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

6 . Рефлексивно-оценочный этап

Фронтальная

Самоанализ.

Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действия.

Отложите выполненную работу.

А теперь у нас работает ОТК - отдел технического контроля.

Слайд № 11

Вот и вам предстоит оценить свою работу в соответствии с требованиями к качеству выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Контроль качества:

1. Ширина шва одинакова по всей длине.

2. Величина первой и второй подгибки 5 - 7 мм.

3. Машинная строчка проложена на расстоянии 1-2 мм, от края внутреннего подгиба.

4. Швы хорошо приутюжены.

За правильное выполнение ставите себе + в маршрутном листе.

Цель: проверить правильность усвоения учебного материала.

Знакомятся с профессией контролер.

Оценивают выполненную работу в соответствии с требованиями к качеству работы. Самоконтроль.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7 . Задание на дом

Фронтальная

Индивидуальная.

Цель: способствовать формированию умений использовать новые знания в разных ситуациях.

Д/З: Подготовить пояс, фартук; инструменты: игла, ножницы, нитки.

Попытаться закончить работу по обработке срезов дома - кто не успел???

В этом вам поможет учебник параграф 13, стр. 60-61; или технологическая карта в маршрутном листе.

Цель: проверить степень усвоения новых знаний в разных ситуациях

Определяют для себя д/з.

Записывают Д/З в дневник.

8.Подведение итогов

Анализ и обсуждение.

Цель: способствовать формированию умений анализировать свою деятельность и выполнить самооценку.

Ответьте на вопросы:

Что нового я узнала?

Чему я научилась?

Все ли у меня получилось? Почему?

Какое настроение после урока?

Спасибо за урок!

Наведите порядок на рабочих местах.

До свидания.

Отвечают на вопросы.

Обозначают свое настроение в смайликах.

Уборка рабочих мест.

Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение сформулировать свой ответ;

умение оценить свою работу.

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС

(неделимый)

Тема урока: Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Цель урока:

    Образовательные :

    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;

      сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.

  • Развивающие :

    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

      формировать навыки творческого мышления.

    Воспитательные :

    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;

      способствовать формированию нравственных качеств личности.

Задачи

    добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;

    добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;

    развивать у учащихся самостоятельность в получении новой информации;

    развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);

    развивать устную речь при выступлениях;

    воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;

    воспитывать толерантное отношение к товарищам;

    воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки.

Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания.

Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия.

Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.

Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся.

Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).

Первичное закрепление

Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий.

Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.

Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы.

Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука.

Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Ноутбук. Презентация.

Чертеж фартука.

Материальное отображение ожидаемого результата.

Технологическая карта урока изучения темы «Обработка боковых срезов фартука»

п/п

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат УУД

Мотивация к учебной

деятельности

Организует проговаривание

правила поведения на уроке.

Устанавливает тематические рамки.

Проговаривает правила

ТБ на уроке, объяснять для чего нужно выполнять эти правила, называют шаги учебной деятельности.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД)

Актуализация знаний

Организует выполнение учащимися ручных и машинных работ при изготовлении фартука. (слайд №4; c лайд №5; слайд № 6)

Организует выполнение

учащимися пробного учебного действия

Организует фиксирование

индивидуального затруднения.

Демонстрирует слайды презентации.

Задает вопросы

Какие виды машинных швов необходимо знать при обработке фартука?

Какие требования нужно выполнять при машинных работах?

Комментирует ответы

- Называют швы для обработки фартука, вподгибку с закрытым срезом.

Высказывают предположения по дальнейшей обработке боковых срезов фартука.

Оформляют, свои мысли

в устной форме

( Коммуникативные УУД)

Осуществляют синтез технологических процессов

как составление целого

из частей.

(Познавательные УУД).

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. (слайд № 2)

Смотрят

Отвечают на вопросы

Фиксируют индивидуальное

затруднение.

Уметь определять и ф ормулировать цель на

уроке с помощью учителя;

(Регулятивные УУД)

«Открытие нового знания». Объяснение нового материала

Вводный инструктаж. ТБ при работе на швейной машине.

Демонстрирует презентацию по ТБ

Рассказывает и объясняет

Задает вопросы

Комментирует ответы

Систематизирует и анализирует ответы учащихся

Смотрят

Отвечают на вопросы

Слушают и запоминают

Алгоритм действий согласно обучающего стенда

Проговаривать

последовательность

действий практической работы на уроке с использованием обучающего стенда.

(Регулятивные УУД)

Первичное закрепление.

Демонстрирует приёмы трудовых действий.

(слайд №8; c лайд №9; слайд №10; c лайд №11; слайд № 12)

Организует выполнение

учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку

по эталону (обучающий стенд).

Запоминают алгоритм предстоящих действий в соответствии с заданной темой урока «Обработка боковых срезов фартука».

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (по заданному алгоритму)

(Регулятивные УУД).

Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (обучающий стенд) (Регулятивные УУД).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Текущий контроль. Текущий инструктаж.

Наблюдает за работой

Контролирует выполнение работы

- Индивидуальная помощь учащимся.

Отвечают на вопросы

Находят и исправляют допущенные ошибки с использованием обучающего стенда.

Физкультминутка

Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающего стенда.

Осуществляет контроль знаний учащихся с помощью вопросов теста на слайдах презентации (слайд № 14)

Оценивает работу

Выполняют задание самостоятельно на деталях кроя.

Выполняют самопроверку по эталону (обучающий стенд). Физкультминутка

Оценивать правильность

выполнения действий по заданному алгоритму (обучающий стенд)

( Регулятивные УУД).

Рефлексия деятельности (подведение итогов)

Подводит итоги урока.

Выставляет оценки.

Предлагает оценить собственное самочувствие на эмоциональном уровне

Д емонстрируют свои изделия .

Оценивают своё самочувствие на эмоциональном уровне - Убирают своё рабочее место.

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности (Личностные УУД)

Домашнее задание

- Инструктаж по выполнению д/з

Слушают и запоминают алгоритм предстоящих действий.

Применять информацию и

полученные умения на уроке

(Познавательные УУД).



error: Контент защищен !!