Каждой вещи свое место классный час. Беседа «Каждой вещи свое место». Обсуждение стихотворения М. Нарема «Потеряшна»

Классный час на тему:

«Каждой вещи своё место»

Серафимовская нач.шк.- 2011 г.

Тема: Каждой вещи свое место.

Цель: учить детей бережному отношению к вещам, воспитывать аккуратность.

Ход кл.часа:

1.Учитель:Давайте послушаем разговор обиженных вещей и подумаем, почему вещи обиделись?

Стихотворение С.Маршака:

Мы бедные подружки,

Мы книжки и игрушки,

Мы жили в магазине в порядке, чистоте.

Теперь мы у Володи,

Он славный парень вроде.

Но здесь для нас условия не те.

Оборвана обложка,

На ней заснула кошка.

А рядом под кроватью разбитый грузовик,

Разломанная клюшка,

Без головы Петрушка.

Беречь их, видно, мальчик не привык.

Страничка « Мойдодыра»,

Па ней пятно от жира,

С чернильными усами страдают Чук и Гек.

Бежать отсюда надо.

Спасите нас, ребята,

Володя – очень страшный человек.

Учитель: Вещи – результат человеческого труда. Беречь вещи – значит уважать труд людей. Кто портит и разрушает вещи, тот вредит и себе и другим. Бережное отношение к вещам – признак культурного человека.

Нужно беречь любую вещь: и свою, и чужую, и очень ценную, и недорогую.

Игра « Говорящий портфель»

Наш портфель расскажет нам:

Бережлив ль его хозяин,

Аккуратен ли, старателен?

Ну, а может, он неряха?

Всё поведает ребятам.

Товарищи по парте меняются портфелями.

Задача детей: оценить, аккуратен ли хозяин портфеля.


  1. Обернуты ли учебники?

  2. Есть ли на тетрадях обложки?

  3. Есть ли папка для тетрадей? Лежат ли тетради в папке?

  4. Лежат ли ручки, карандаши в пенале или разбросаны в портфеле?

  5. Нет ли в портфеле « лишних»предметов: огрызков, пирожков, игрушек?

Обсуждение стихотворения М.Карема « Потеряшка»

Пропал щенок мой в воскресенье,

Напёрсток – в среду…Невезенье!

В четверг я не нашла альбома,

А в пятницу – ключей от дома.

И маму пробирает дрожь:

Чего ты завтра не найдёшь?

И впрямь, давно пропасть бы мог

Цветастый маленький платок

Так просто выпасть из кармашка!

Ведь я такая растеряшка!

Я нос бы потеряла точно!

Да он сидит на месте прочно!

Учитель: Подумайте, как можно назвать девочку? Почему девочка всё теряла? Она не соблюдала правило: « Каждой вещи – своё место». А вы не растеряшки?

Игровая ситуация « Бюро забытых вещей»

Внимание, внимание! Открывает работу бюро забытых вещей.

(Учитель демонстрирует вещи, которые забыли дети)

Обсуждение стихотворения А. Барто « Перчатки»

Ну всё пропадает

У девочки Вали!

Сегодня у Вали

Перчатки пропали.

Старательно ищет

Перчатки весь дом.

Поэтому в доме

Ужасный содом.

Их дедушка ищет

У Вали в кармане,

Их бабушка ищет

На кухне, в чулане

Под старым диваном

Их ищет сестра,

Там Валин передник

Был найден вчера.

Быть может, за шкафом? –

Додумался папа.

Но папе не сдвинуть

Тяжёлого шкафа.

Он с помощью мамы

Его поволок –

Перчатки не найдены –

Найден чулок.

Их нет под плитою,

Где варится ужин,

Зато под плитою

Башмак обнаружен.

Быть может, упали

Они за буфет?

Там Валина кукла,

Перчаток там нет.

Сестра говорит:

Загляну под кровать я!-

Там Валина лента

И Валино платье.

Вдруг мама воскликнула:

Вот они, Валенька! –

И вынула обе перчатки

Из валенка.

Я думал, что эти стихи

Про перчатки,

А вышло, что эти стихи о порядке.

На этом, ребята,

Они и кончаются.

И вам, растеряхам,

Они посвящаются.

Вопросы для обсуждения:


  1. Почему у Вали все пропадает?

  2. Мешает ли эта черта окружающим?

  3. Как можно помочь растеряхе?

Творческое задание « Обижалка»

Кл.рук.: Если бы вещи могли говорить, они бы могли рассказать много обидных вещей о своих хозяевах.

Отгадайте, кто это мог бы рассказать?

Думаете мне не обидно?

У папы одного мальчика я всегда лежала в пенале и никогда не делала ошибок. А этот мальчишка…

(заплакала). В каждом слове он заставлял меня делать по две, а то и по три ошибки. Я, как видите, валяюсь на полу! (Дети отгадывают)

А теперь попробуйте сочинить « обижалку» и расскажите её от имени какой- нибудь вещи. (Дети рассказывают)

Кл.рук.: Ты не маленький уж мальчик –

Ученик и первоклассник!

Твой послушный подчиненный –

Карандашик очинённый,

И перо стальное, и всё остальное:

Букварь, пенал, тетрадки –

Держи ты их в порядке.

Они – твоё хозяйство.

Владей им без зазнайства!

А теперь, ребята, познакомьтесь с правилами аккуратного человека:

1. Содержи в порядке школьные вещи.

2. Проверь, в порядке ли школьная форма.

3. Дома должен быть свой школьный уголок.

4. Определи место одежде и обуви.

5. Любую вещь клади на место.

6. Игрушки содержи в порядке.

7. Если взял у товарища книгу или другую вещь, то верни её в том же виде и в то время, когда обещал.

8. Аккуратно обращайся с библиотечными книгами.

Кл.рук.: Какой вывод мы можем сделать?

(Надо быть аккуратным человеком, бережно относиться к своим и чужим вещам, содержать вещи в порядке.)

Тема: ”Каждой вещи свое место”.

Цель:

Дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности.

Способствовать развитию аккуратности у детей.

Воспитывать в детях бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

2.Вступительная беседа.

На столе лежат тетради, книги, шарфик, носки, хлеб на тарелке, игрушки. Ребята, что случилось с вещами? (Ответы детей)

Каждая ли вещь должна лежать на своём месте?

(На доске пословица): ”Горе тому, у кого беспорядок в доме”.

Как вы его понимаете?

Кто из вас догадался, о чем у нас будет разговор?

Тема нашего разговора звучит так” Каждой вещи – свое место”.

3.Отгадывание загадок.

Послушайте загадки про вещи, которые окружают нас в школе:

1.Не куст, а с листочками Черный Ивашка

Не рубашка, а сшита Деревянная рубашка,

Не человек, а рассказывает.(Книга)

2.Где пройдется

Там след остается (Карандаш)

3.Белый, а не снег

Пишет, но не карандаш

Его стирают, но это не одежда (Мел)

4.Я оставляю тонкий след

Но жить он будет много лет (Ручка)

А теперь послушайте пословицы про те вещи, которые нас окружают дома.

1.Четыре брата

Под крышей живут (Стол)

2.Со спиной, а не лежит,

Сам всегда стоит

А всем сидеть велит (Стул)

3.Пять мальчиков

Пять чуланчиков

Каждый мальчик

Имеет свой чуланчик (Перчатки)

4.Утка ныряла, ныряла

И хвост потеряла (Иголка с ниткой)

Видите, сколько нас окружает вещей. Почему же у каждой вещи должно быть свое место? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем рассказ и дадим ему название.

Зазвенел будильник в 7 часов утра. Бабушка будит Сережу в школу, он учится в 3 классе.

Вставай, мой внучек,- говорит бабушка. Сережа поворочался в кровати несколько минут, а потом начал собираться. Один носок он нашел под кроватью, другой утащила собака и разодрала его. Портфель не был собран, он стал искать расписание, но дневника на месте не оказалось. Потом он вспомнил, что у него сегодня пять уроков. В это время с кухни раздался голос бабушки:” Я жду тебя завтракать”.”Какой завтрак?”-кричит Сережа.-“У меня еще портфель не собран”.Он долго искал свою рубашку, потом взглянул на часы, схватил неполный портфель и выскочил за дверь, чтобы бежать в школу.

А вечером к нему подошла бабушка и сказала “Сережа, если ты не приучишься класть вещи на свои места, то тебя все будут звать одним словом - неряха”.

Как же назовем этот рассказ?

Давайте опишем портрет этого мальчика.

Что он должен был сделать вечером?

Как вы готовитесь к завтрашним занятиям?

Какой порядок у вас на столе?

Особое внимание обратим на бережное отношение книгам. Книги тоже должны знать свое место. А то с вами произойдет то, что с героем произведения С.Я.Маршака ” Книжки про книжки”.

4.Чтение детьми стихотворения.

У Скворцова Гришки

Жили были книжки

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые

Без конца и без начала

Переплеты как мочала

На листах каракули

Книжки горько плакали

Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове-

Вместо книжки стало две!

Горько жаловался Гоголь,

Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет

Он растрепан и раздет

У бедняги Робинзона

Ножка содрана с картона,

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист

В географии Петрова

Нарисована корова

И написана: ” Это география моя

Кто возьмет его без спросу

Тот останется без носу!”

Какие книжки у Гриши?

Как надо относиться к книгам?

Как вы относитесь к своим книгам и библиотечным?

Существуют определенные правила обращения с книгой. Давайте их прочитаем.

Не перегибайте книгу, а кладите закладку.

Не пишите и не рисуйте в книге.

Не вырывайте листы.

Помните, книга –наш друг!

Очень важно, чтобы порядок был и на парте и в подставке. Аккуратно относиться нужно не только к книгам и вещам, но и к нашей школьной форме.

По форме можно сказать, аккуратный школьник или нет. Когда вы приходите домой из школы, что вы делаете с формой? Даже форма должна иметь свое место. Итак,

каждой вещи – свое место. Ребята, народ всегда ценил в человеке такие качества, как бережливость и аккуратность.

5. Инсценировка рассказа- сказки Л. Воронцовой « Маша- растеряша».

Персонажи: мама, Маша, петушок, кот.

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама:

Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Светит солнышко с утра,

В школу нам идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

Встану - не устану.

Я немножко полежу

Да в окошко погляжу,

А мама опять:

Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша - а чулок-то и нет!

Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет,

И под стулом нет

На кровати нет.

Под кроватью нет.

Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет- приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь - так пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша все ищет;

И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает:

Маша, скоро?

А Маша отвечает:

Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкафом нет,

И под шкафом нет...

А кошка всё ходит и поет свое, мурлычет-приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь - так пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать.

Подошел к окну петушок и запел:

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал - нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где - на столе стоит.

Мама спрашивает:

Маша, скоро?

А Маша отвечает:

Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нигде нет!

В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину –

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А без платья не пойдешь.

Надо вещи убирать –

Не придется их искать.

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

Платье в горошину

За комод заброшено!

Мама говорит:

Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

Я бегу, бегу, бегу!

Бежит Маша в школу, торопится, а в школе первый урок уже начался. Дети увидели Машу и закричали:

Опоздала Маша, Маша-растеряша!

Обсуждение рассказа.

Как Маша собирается в школу?

О чём кошка мурлычет- приговаривает?

Что Маша делала неправильно?

А что она совсем не успела сделать?

Почему дети в школе назвали девочку Машей- растеряшей? Что можно посоветовать Маше?

А похож ли кто – либо из вас на Машу?Что же надо делать, чтобы не походить на эту девочку?Как вы собираете портфель (рюкзак) в школу?(С вечера. Вечером можно спокойно, не торопясь, собрать портфель, проверить наличие тетрадей, подумать, не забыл ли что положить).

Загадка: В чём носят ручки и тетрадки?

Слово портфель пришло к нам из французского языка.Ведь «порте» по- французски означает «носить» , а «фель» - «лист». Вот и получается, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.

А бывает ли так, что вы дома забыли тетрадь, нужную книгу, ручку или ка-рандаш? К чему такая забывчивость может привести? Как мы называем че-ловека, похожего на Машу?(Несобранный, неаккуратный, неряшливый, недис-циплинированный, безответственный, разболтанный, ленивый, неорганизованный).

Как добиться того, чтобы стать собранным человеком?(Необходимо соблюдать порядок дома, в классе и организованность на уроке. В школе быстро гото-вится к уроку тот, у кого всё разложено «по полочкам» - каждая вещь знает своё место. Аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел.)

6. Игровая ситуация.

(Выходит мальчик: кричит, сел на портфель, катится, бросает под стул).

Ребята, это ученик из нашего класса? (нет)

А вы хотите быть похожими на него?

Что он неправильно сделал?

А что у него в портфеле?

Бережное отношение к вещам должно быть.

«Не будьте такими как он!»

Давайте послушаем разговор обиженных вещей и подумаем, почему вещи обиделись?

7.Чтение детьми стихотворения С. Я. Маршака:

Мы бедные подружки,

Мы книжки и игрушки,

Мы жили в магазине в порядке, чистоте.

Теперь мы у Володи,

Он славный парень вроде.

Но здесь для нас условия не те.

Оборвана обложка,

На ней заснула кошка.

А рядом под кроватью разбитый грузовик,

Разломанная клюшка,

Без головы Петрушка.

Беречь их, видно, мальчик не привык

Страничка « Мойдодыра»,

На ней пятно от жира,

Бежать отсюда надо.

Спасите нас, ребята,

Володя – очень страшный человек.

Вещи – результат человеческого труда. Беречь вещи – значит уважать труд людей. Кто портит и разрушает вещи, тот вредит и себе и другим. Бережное отношение к вещам – признак культурного человека.

Нужно беречь любую вещь: и свою, и чужую, и очень ценную, и недорогую.

8. Игра « Говорящий портфель».

Наш портфель расскажет нам:

Бережлив ли его хозяин,

Аккуратен ли, старателен?

Ну, а может, он неряха?

Всё поведает ребятам.

Два человека берут любой портфель. Ваша задача: оценить, аккуратен ли хозяин портфеля. Обернуты ли учебники? Есть ли на тетрадях обложки?Есть ли

папка для тетрадей? Лежат ли тетради в папке?Лежат ли ручки, карандаши в пенале или разбросаны в портфеле?Нет ли в портфеле « лишних»предметов: огрызков, пирожков, игрушек?

9. Чтение детьми стихотворения М. Карема « Потеряшка».

Пропал щенок мой в воскресенье,

Линейка – в среду…Невезенье!

В четверг я не нашла альбома,

А в пятницу – ключей от дома.

И маму пробирает дрожь:

Чего ты завтра не найдёшь?

И впрямь, давно пропасть бы мог

Цветастый маленький платок –

Так просто выпасть из кармашка!

Ведь я такая растеряшка!

Я нос бы потеряла точно!

Да он сидит на месте прочно!

Подумайте, как можно назвать девочку? Почему девочка всё теряла? Она не соблюдала правило: « Каждой вещи – своё место». А вы не растеряшки?

10. Обсуждение стихотворения А. Барто « Перчатки».

Ну всё пропадает

У девочки Вали!

Сегодня у Вали

Перчатки пропали.

Старательно ищет

Перчатки весь дом.

Поэтому в доме

Ужасный содом.

Их дедушка ищет

У Вали в кармане,

Их бабушка ищет

На кухне, в чулане

Под старым диваном

Их ищет сестра,

Там Валин передник

Был найден вчера.

Быть может, за шкафом? –

Додумался папа.

Но папе не сдвинуть

Тяжёлого шкафа.

Он с помощью мамы

Его поволок –

Перчатки не найдены –

Найден чулок.

Их нет под плитою,

Где варится ужин,

Зато под плитою

Башмак обнаружен.

Быть может, упали

Они за буфет?

Там Валина кукла,

Перчаток там нет.

Сестра говорит:

Загляну под кровать я!-

Там Валина лента

И Валино платье.

Вдруг мама воскликнула:

Вот они, Валенька! –

И вынула обе перчатки

Из валенка.

Я думал, что эти стихи

Про перчатки,

А вышло, что эти стихи о порядке.

На этом, ребята,

Они и кончаются.

И вам, растеряхам,

Они посвящаются.

Вопросы для обсуждения:

Почему у Вали все пропадает?Мешает ли эта черта окружающим?Как можно помочь растеряхе?

11.Творческое задание « Обижалка».

Если бы вещи могли говорить, они бы могли рассказать много обидных вещей о своих хозяевах. Отгадайте, кто это мог бы рассказать?

Думаете мне не обидно? У одного мальчика я всегда лежала в пенале и никогда не делала ошибок. А этот мальчишка…(заплакала). В каждом слове он заставлял меня делать по две, а то и по три ошибки. Я, как видите, валяюсь на полу! (Дети отгадывают). А теперь попробуйте сочинить « обижалку» и расскажите её от имени какой- нибудь вещи. (Дети рассказывают).

12. Чтение стихотворения.

Вот какая я!

Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки?

Моя.

Чья это книжка лежит под столом без обложки?

Моя.

Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?

Моя.

Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?

Моя.

Чья там тетрадка лежит, на окошке забытая?

Моя.

Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?

Ой! Кажется, я!

Вымою ложку. Книжку - в обложку.

Тетрадку - на полку. В руки - иголку:

Пуговка пришита. Кукла умыта.

В зеркало гляну я: личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот я какая хорошая!

13. Наказ ученику.

Ты не маленький ребёнок

Ученик и третьеклассник!

Твой послушный подчиненный –

Карандашик очинённый,

И ручка,и ластик и всё остальное:

Книги, пенал, тетрадки –

Держи ты их всегда в порядке!

Они – твоё хозяйство!

Владей им без зазнайства!

А теперь, ребята, познакомьтесь с правилами аккуратного человека и организованного ученика, запомним, и даже выучим их, и станем постоянно ими пользоваться.

1. Содержи в порядке школьные вещи, одежду, игрушки.

2.Вечером проверь, всё ли приготовил для уроков.

3. Проверь, в порядке ли школьная форма. Вешай её на плечики, а не бросай где попало.

4. Дома должен быть свой школьный уголок.

5. Определи место одежде и обуви.

6. Любую вещь клади на место.

7. Игрушки содержи в порядке.

8. Соблюдай дома порядок и чистоту, помни: каждая вещь должна знать своё место.

9. Если взял у товарища книгу или другую вещь, то верни её в том же виде и в то время, когда обещал.

10. Аккуратно обращайся с библиотечными книгами.

Какой вывод мы можем сделать?

14.Инсценировка и обсуждение стихотворения Григория Остера «Всё в порядке».

Мама приходит с работы,

Мама ставит пакеты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?

Нет.

К нам заходил бегемот?

Нет.

Может быть, дом не наш?

Наш.

Может, не наш этаж?

Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?

Нет.

Слон у нас не танцевал?

Нет.

Очень рада, оказалось,

Я напрасно волновалась!

Что же случилось, почему в квартире погром? Что должны были сделать мальчики после того, как поиграли?

15. Итог занятия.

О чём мы говорили сегодня?

16.Вывод.

Как называется наш классный час?

Почему надо быть бережливым и аккуратным. Пусть каждый из вас проанализирует свое поведение.

Как вы относитесь к своим вещам?

Напишите небольшой рассказ о себе, о своем отношении к вещам. Такое было домашнее задание. (Прослушиваются ответы детей).

Ты с утра искал ремень,

А потом резинки, а потом - ботинки!

Убирай все с вечера -

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень -

И длиннее станет день!

Если долго в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или как смола.

И одно лекарство только есть - трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

(Раздаются памятки).

Памятка.

Содержи в порядке школьные вещи. Положи тетради в папочку, чтобы не мялись. Книги оберни. Ручка и карандаши должны быть в пенале, чтобы они не сломались и чтобы их быстро можно было найти.

Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков. Посмотри, все ли школьные вещи в порядке: есть ли ручка, не сломался ли карандаш, есть ли линейка.

Проверь, в порядке ли твоя ученическая одежда.

Когда приходишь из школы, не бросай портфель где попало. У тебя должно быть место для портфеля.

Дома у тебя должен быть или свой уголок, или полочка для книг и тетрадей. Поддерживай в уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий укладывай всегда на одно и то же место.

Школьную одежду, придя из школы, повесь на плечики.

Любую вещь, которую взял: ножницы, иголку, щетку, расческу, книжку - положи на ее постоянное место.

Пальто всегда вешай на свою вешалку, не бросай его на стул. Домашняя одежда всегда должна лежать на своем месте или вешаться на плечики.

Игрушки тоже содержи в порядке. После игры все убери на место.

Татьяна Звонарёва

Конспект на тему: "Каждой вещи своё место"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Художественная литература», «Здоровье».

Цель:

Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на свое место, помогать взрослым и сверстникам в хозяйсвенно – бытовом труде.

Программные задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в умении отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Закреплять знания о важности всякого труда.

Развивающие:

Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.

Оборудование:

Мелкие и крупные игрушки, игрушка Домовенок, «чудесный мешочек», «волшебный сундучок», корзина.

Предварительная работа:

1. Воспитательные часы о важности труда;

2. Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша – растеряша»;

3. Отгадывание загадок об игрушках;

4. Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в группу и садятся на стульчики.

Вводная часть

Воспитатель: Сейчас я прочитаю, знакомый для вас рассказ Л. Воронковой «Маша - растеряша», а вы внимательно послушайте.

Чтение рассказа.

О ком рассказ?

Кто будил Машу?

Как девочка собиралась в детский сад?

Почему она не могла найти свои вещи?

Где лежали чулки?

Где она нашла туфли?

Куда было заброшено платье?

Где она встретила детей в детском саду?

Кто виноват, что Маша опоздала?

Воспитатель:

Кто следит за порядком у нас в игровой, спальне, в раздевалке, в столовой?

Вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, помогаем накрывать на стол и убирать со стола после еды.

Воспитатель: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок.

Процессуальная часть

Воспитатель: Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе, и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.

(Воспитатель подходит к спортивному уголку, и просит детей назвать, чего не хватает.)

Дети: Кеглей и мяча.

(Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает)

Дети: Бубна.

В уголке изодеятельности – раскрасок.

Воспитатель: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать.

Появляется игрушка «Домовёнок»

Воспитатель: Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живет в каждом доме и всё знает, что в нём происходит. Он добрый, внимательный, заботливый и в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки. Домовёнок хочет с вами поиграть.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать любую вещь из мешка. Ребенок достает предмет называет его и относит на место. После игры проводится беседа:

Воспитатель:

Почему каждая вещь должна лежать на своем месте?

Дети: Чтобы не тратить время на поиски, и сразу можно было её взять.

Воспитатель:

Кто должен следить за порядком?

Дети: Взрослые и дети.

Динамическая пауза

Хомка - хомка, хомячок.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Воспитатель: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в нашей группе и много мелких предметов и они тоже должны иметь свое место. Домовенок предлагает поиграть с вами ещё в одну игру.

Дидактическая игра «Наведи порядок»

Воспитатель предлагает ребенку набор из 12 картинок и говорит: «Здесь много разных картинок. Нужно навести порядок. Сначала отобрать все картинки с изображением посуды, затем все картинки с изображением… Да ты сам догадаешься, что следует сделать, если внимательно рассмотришь картинки».

Педагог проверяет правильность выполнения задания и просит ребенка назвать предметы каждой группы соответствующим обобщающим словом: посуда, овощи, животные.

Итог. Ребенок справился с заданием, если он правильно сгруппировал предметы и подобрал к ним обобщающее слово.


Воспитатель: Домовёнок приготовил для вас загадки и хочет узнать, сможете ли вы их отгадать.

А Даня наш до самой ночи

Играет и играет -

Из разных маленьких кусочков

Картинки собирает. (Пазлы)

Есть кабинка, кузовок,

Откидной на нём борток,

Есть колёсики и шинки

У игрушечной. (Машинки)

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи, и безделушки -

Это всё мои. (Игрушки)

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

Без неё не обойтись,

Если жду гостей я к чаю:

Медвежонка, лягушонка,

Полосатого котенка.

Всех хочу я угостить,

Ароматный чай попить.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

(Игрушечная посуда)

Я достану их скорей,

Дом построю для зверей,

В доме будут стол и стул,

Чтоб уютней было в нем.

Для машинки я гараж с мостиком построю…

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

(Строительные кубики)

Я строю все, что захочу!

Кладу кирпичик к кирпичу –

Построю я высокий дом

И поселю зверюшек в нём.

Заключительная часть

Воспитатель: Дети, о чём мы с вами сегодня говорили?

Дети: О труде.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Пословицы и поговорки

Трудиться – всегда пригодится.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Домовёнок прощается с детьми.

Пусть у каждой вещи будет свое место - и пусть всё лежит на своих местах. Это, между прочим, не убогая попытка родить афоризм, а вовсе даже золотое правило моряков из далекого XVII века. Им нужно было держать уйму вещей в крошечных каютах под палубой закрепленными под потолком, чтобы их не смыло за борт во время шторма. Потом это стало золотым правилом фермеров, которым приходилось пользоваться уймой инструментов, а они не могли позволить себе оставлять их где угодно: вдруг потеряют или украдут.

И в наше время поговорка не утратила своей актуальности. Современные работники тоже должны держать в порядке свои инструменты и бумаги - как дома, так и на работе: это в некотором роде залог успеха. Раньше еще мальчиков учили одеваться в темноте и с закрытыми глазами различать инструменты - а если твои вещи не будут в порядке, то ты ни того, ни другого сделать не сможешь.

Инструменты и вообще предметы мужского обихода менялись с годами, но мудрость старших поколений осталась мудростью до сих пор. В университете, на работе и дома - везде тебе нужна система, которая позволит держать вещи в порядке и не разбазаривать на их поиски свое время.

Почему важно определить для каждой вещи место и всегда класть ее туда

Это экономит время. Не как в сказке про Алису в Зазеркалье, когда ей предлагали для экономии времени делать реверансы - а по-настоящему. Каково это - тратить утром по 10 минут, чтобы найти ключи? Или, например, перед выходом перерывать весь дом в поисках кошелька? Если у тебя есть место для каждой мелочи, ты можешь просто взять ее и тут же выйти - очень удобно. Так ты никогда не опоздаешь на собеседование, на свидание и вообще ни на одно важное событие по такой глупой причине.

Если у тебя есть привычка совать всё куда ни попадя, значит, тебе кажется слишком долгим класть любую вещь на свое место или ты просто очень сильно устаешь за день и у тебя нет сил (или ты просто не можешь сосредоточиться). Но если ты потратишь одну лишнюю минуту и чуточку энергии сейчас, ты сэкономишь себе время завтра утром, ведь тебе не придется бегать по дому с выпученными глазами и искать что-то там.

Это экономит деньги. Иногда поиски пропавшей вещи заканчиваются ничем: ты просто ничего не находишь и вынужден купить пропавшему предмету замену. Ты понятия не имеешь, как это могло произойти - это и есть твоя проблема. У вещи не было постоянного места, поэтому ты мог положить ее куда угодно.

Бывает, что ты всё же находишь то, что так долго искал. Но от неподобающего обращения вещь быстро портится, и ты покупаешь взамен новую, потому что старая испортилась гораздо быстрее, чем ты рассчитывал.

А еще, спешу заметить, мужчине не нужно много вещей - но все вещи, которые у него есть, должны быть качественными. Поэтому если ты купил себе что-то хорошее, ты должен следить за этим и стараться продлить срок его службы. Так что клади свои качественные штуки на место - окажешь себе добрую услугу.

Это поможет избежать стресса. Когда вещи лежат на своем месте, ты чувствуешь себя спокойно и уверенно, потому что у тебя нет необходимости постоянного поиска. Чего стоит возможность просто выйти из дома, не бегая по квартире в поисках, особенно когда ты торопишься! Спокойствие и ощущение контроля - это бесценно.

Так ты готов к форс-мажору. На войне внимание к деталям может стоить жизни. Мы, к счастью, не воюем, но ты понял, к чему я клоню. Бывает, что тебе нужно срочно сорваться и бежать, а иногда и среди ночи, когда ты плохо соображаешь. Тебе нужно быстро одеться, быстро собраться, взять необходимые вещи и бежать. Вот где тебе поможет такой порядок!

Место для каждой вещи

Чтобы всё лежало на своем месте, нужно сначала определить место для всех своих вещей. Эти места не нужно брать с потолка: неудобные или просто по-дурацки выбранные места не приживутся, ты не будешь их использовать и не выработаешь у себя полезную привычку класть всё на место. Место должно быть интуитивно ясным: тебе не нужно будет думать и напрягаться, чтобы положить туда свою фигню. Ты не будешь каждый день вставать на стул, чтобы достать с верхней полки что-то там. Место, куда ты будешь класть свои вещи, призвано защитить их от поломок и потерь.

Да, есть разные способы хранить вещи, которые зависят от характера этих самых вещей, просто тебе нужна своя собственная система. Сейчас давай подумаем, как ее можно установить: есть такой общий ассортимент стаффа для всех мужчин.

Содержимое карманов

В карманах чуваки носят много всего: смартфон, кошелек, перочинный ножик, ключи - и еще массу разностей. Они пригождаются нам ежедневно, поэтому всё это должно лежать в доступном месте, чтобы мы могли взять это и пойти.

Крючок для ключей. Ты зашел домой и повесил ключи на крючок. Это не обязательно, если у тебя есть ключница, в которой находятся все твои ключи. А еще есть специальные такие коробки, куда можно положить всё свою мелочевку - их тоже можно поставить в прихожей. Согласись, гораздо удобнее брать ключи от машины вот в таком ящике, чем разуваться ради этого и идти в спальню.

Органайзер. Вместо того чтобы вытряхивать содержимое карманов на стол или тумбочку, а потом растаскивать его по всей квартире, заведи себе вот такую штуковину. Так ты сможешь хранить все мелочи в одном месте. Утром ты просто возьмешь все необходимое, а что не возьмешь, то останется на своем месте. Если не хочешь заморачиваться с этим, используй… да хотя бы пустую коробку из-под обуви. Не настолько красиво, но тоже пойдет.

Баночка для мелочи. Монеты вездесущи. Они чудесным образом оказываются сразу во всех комнатах, а еще и в ванной, и в прихожей, и даже на кухне. Хватит это терпеть, сложи их в баночку! Это полезно: всегда сможешь достать немного мелочи, чтобы сходить за хлебом или, если едешь на маршрутке, вытрясти монеток на проезд. А кто-то ведь даже выкидывает разные мелкие монеты, чтоб не мешались - это же вообще идиотизм! Раз уж на то пошло, десятикопеечные монеты можно собрать и отнести в банк, и вместо них тебе дадут нормальные деньги. Это приятно, ощущаешь самоудовлетворение.

Кошелек. Если ты не следишь за состоянием своего кошелька, он может вырасти до размеров слона! Переполненный кошелек выглядит глупо, особенно когда ты пытаешься что-то из него вытащить или засунуть его в штаны. Он оттопыривает карман, а если ты весь день сидишь, то это еще и неудобно. Гигантский кошелек - это настоящее бедствие!

Регулярно чисти кошелек по следующему принципу:

Оставляем: наличку, банковские карты, пропуск, фотографии любимых людей.
Убираем: дисконтные карты, права (держи их отдельно), презервативы (найди для них место получше), рецепты, излишнее количество монет.

Одежда и аксессуары

Одежда - это та область, где наши лучшие намерения обычно никуда не приводят: в итоге шмотье висит на стульях, валяется на диване или угрожающе выпирает из комода - и на дай бог его задеть.

Но если мы дадим себе труд прибрать свою одежду, комната будет выглядеть гораздо опрятнее. Собираться в беспорядке - это тяжелая задача, которая, между прочим, влияет на наше настроение - равно как и если ты проснулся в прибранной комнате и встал с той ноги. А еще если ты хранишь свою одежду в надлежащем порядке, она дольше тебе прослужит и сэкономит время.

Шкаф. Существует масса принципов, по которым можно рассортировать одежду: по весу, сезону носки, частоте использования. А еще этот принцип зависит от того, что представляет собой твой шкаф. Вот мой.

Верхний ящик: нижнее белье, носки, алкашки.

Средний ящик: то, чего у меня больше всего - футболки и одежда для тренировок.

Нижний ящик: шорты, трусы, свитера.

Сезонную одежду я складываю в пластиковые коробки и возвращаю в шкаф, когда становится прохладнее.

Еще пара советов, как разложить одежду.

  • Если ты положишь одежду в стопки, она будет выглядеть аккуратно до поры до времени, пока тебе не понадобится что-нибудь снизу. Тогда ты вытянешь необходимый предмет и превратишь ящик в беспорядок. А на картинке выше грамотный способ сложить шмотье.
  • Дважды в год выгребай всё из шкафа и убирай вещи, которые ты ни разу не надел за год. Можно отдать их в церковь, психбольницу или просто положить культурно около мусорных контейнеров: кому надо, тот возьмет.

Еще немного про шкаф

  • Если твоя одежда еще чистая, когда ты ее снимаешь, тут же вешай ее обратно на плечики, не бросай ее на пол или на стул: она же помнется. А если ты повесишь одежду сразу же, она дольше сохранит приличный вид.
  • Прежде чем повесить одежду, проверь, нет ли на ней пятен и не пахнет ли она чем-нибудь.
  • Не вешай брюки с ремнем и тяжелыми вещами в карманах: они деформируются.
  • Застегивай верхнюю и третью пуговицы рубашки, когда ты вешаешь ее на плечики, чтобы не помять воротничок и не обнаружить рубашку на полу, когда в следующий раз откроешь шкаф.
  • Когда вешаешь брюки, чисти их щеткой. Так ты удалишь загрязнения, которые не впитались в ткань. Регулярная чистка может вдвое, а то и втрое увеличить промежуток времени, через который тебе придется нести костюм в химчистку.
  • Откажись от проволочных вешалок. Они или растянут ткань, или одежда с них попросту скатится.
  • Используй хорошие деревянные вешалки толщиной где-то в полсантиметра, чтобы вешать на них парадные рубашки и костюмы. Они дорогие, но стоят того: новый костюм обойдется еще дороже.
  • Не надо вешать свитера, даже на широкие плечики: это их растянет. Такую одежду хранят на полке.
  • Не надо набивать шкаф до отказа: между вешалками должно быть расстояние хотя бы в сантиметр. Так одежда не помнется и тебе будет легче выбрать, что надеть.
  • Давай серьезной одежде отдых хотя бы в один день между носками: ткань должна восстановить свою форму, влажность и вообще отдохнуть.
  • Если одежда висит пару месяцев и ее не носят, ее лучше убрать в дышащие сумки или контейнеры.

Это еще не все наши советы, чувак. Завтра мы расскажем тебе, как организовать обувь, бумаги и инструменты. А пока иди наводить порядок: тебе есть чем заняться!

Цель : научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.

Оборудование : пословицы.

Подготовить инсценировку «Маша-растеряша».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как можно сэкономить время, если выполнять некоторые правила. Какие? Попробуйте догадаться сами, послушав (посмотрев) сказку «Маша-растеряша».

Маша-растеряша

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама:

Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Светит солнышко с утра,

В детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

Встану - не устану.

Я немножко полежу

Да в окошко погляжу,

А мама опять:

Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша - а чулок-то и нет!

Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет,

И под стулом нет

На кровати нет.

Под кроватью нет.

Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет- приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь - так пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша все ищет;

И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает:

Маша, скоро?

А Маша отвечает:

Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкафом нет,

И под шкафом нет...

А кошка ходит и поет свое, мурлычет-приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А разыщешь - так пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать.

Подошел к окну петушок и запел:

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал - нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где - на столе стоит.

Мама спрашивает:

Маша, скоро?

А Маша отвечает:

Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нигде нет!

В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину -

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

Ищешь, ищешь - не найдешь,

А без платья не пойдешь.

Надо вещи убирать -

Не придется их искать.

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

Платье в горошину

За комод заброшено!

Мама говорит:

Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

Я бегу, бегу, бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится, а ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

Опоздала Маша, Маша-растеряша!

Учитель. Как Маша собирается в детский сад? Что Маша делала неправильно? Как можно Маше сэкономить время? Что можно ей посоветовать?

А вот еще одна героиня стихотворения. Какая у нее проблема, послушайте.

Перчатки

Ну все пропадает у девочки Вали!

Сегодня у Вали перчатки пропали.

Старательно ищет перчатки весь дом,

Поэтому в доме ужасный содом.

Их дедушка ищет у Вали в кармане.

Их бабушка ищет за кухней в чулане.

Под старым диваном их ищет сестра,

Там Валин передник был найден вчера.

Быть может, за шкафом? - Додумался папа,

Но папе не сдвинуть тяжелого шкафа.

Он с помощью мамы его поволок -

Перчатки не найдены, найден чулок.

Их нет под плитою, где варится ужин.

Зато под плитою башмак обнаружен.

Быть может, упали они за буфет?

Там Валина кукла, перчаток там нет.

Сестра говорит:

Загляну под кровать я!

Там Валина лента и Валино платье.

Вдруг мама воскликнула:

Вот они, Валенька!

И вынула обе перчатки из валенка.

Я думал, что эти стихи про перчатки,

А вышло, что это стихи о порядке.

На этом, ребята, они и кончаются.

И всем растеряхам они посвящаются.

В. Лифшиц

Учитель. О чем это стихотворение, о перчатках или о чем-то другом? Как надо хранить вещи? Находит ли Валя сама свои вещи? Почему так происходит? Что же надо делать Вале? (Выслушиваются ответы детей.)

У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом часто хочется прийти.

Давайте прочитаем некоторые правила-советы.

Не забудь:

Портфель или рюкзак ставить на место.

Школьную форму дома снимать и вешать на плечики.

Обувь чистить щеткой и ставить на место.

Домашнюю одежду класть на место или вешать на плечики, а не бросать где попало.

Обсуждение ситуации

Маше купили новый школьный рюкзак. Ее соседу по парте Косте тоже подарили рюкзак. Детям очень понравились их новые рюкзаки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши рюкзак был такой же красивый, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на него. Его же ранец имел жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка как новая, а моя нет?»

Отвечает Маша: «Я рюкзак использую для школьных книг и вещей, а для тебя - это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Учитель. Какими словами можно передать отношение Маши к своему рюкзаку, а какими - Кости?

Неряха

Тротуар ему не нужен:

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет, -

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно,

Что он делал?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он - этот ученик?..

Творческая работа

Учитель. Придумайте небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможете, сделайте к нему иллюстрацию.

Послушайте стихотворение и назовите основное правило, в нем заключенное.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку - береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Народная мудрость

Аккуратность человека красит.

Всякой вещи свое место.

Бережливость дороже богатства.

Береженая вещь два века живет (век = 100 лет).

Порядок время бережет.

Учитель. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

Подведение итогов

Как же можно сэкономить свое время?

Почему короткий день?

Ты с утра искал ремень,

А потом резинки, а потом - ботинки!

Убирай все с вечера -

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень -

И длиннее станет день!

Если долго в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или как смола.

И одно лекарство только есть - трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Дополнительный материал

Памятка

Содержи в порядке школьные вещи. Положи тетради в папочку, чтобы не мялись. Книги оберни. Ручка и карандаши должны быть в пенале, чтобы они не сломались и чтобы их быстро можно было найти.

Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков. Посмотри, все ли школьные вещи в порядке: есть ли ручка, не сломался ли карандаш, есть ли линейка.

Проверь, в порядке ли твоя ученическая одежда.

Когда приходишь из школы, не бросай портфель где попало. У тебя должно быть место для портфеля.

Дома у тебя должен быть или свой уголок, или полочка для книг и тетрадей. Поддерживай в уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий укладывай всегда на одно и то же место.

Школьную одежду, придя из школы, повесь на плечики.

Любую вещь, которую взял: ножницы, иголку, щетку, расческу, книжку - положи на ее постоянное место.

Пальто всегда вешай на свою вешалку, не бросай его на стул. Домашняя одежда всегда должна лежать на своем месте или вешаться на плечики.

Игрушки тоже содержи в порядке. После игры все убери на место.

Вот какая я!

Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки?

Чья это книжка лежит под столом без обложки?

Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?

Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?

Чья там тетрадка лежит, на окошке забытая?

Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?

Ой! Кажется, я!

Вымою ложку. Книжку - в обложку.

Тетрадку - на полку. В руки - иголку:

Пуговка пришита. Кукла умыта.

В зеркало гляну я: личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот я какая хорошая!



error: Контент защищен !!