Формула роммеля для недоношенных. Правила естественного вскармливания. Примерный набор продуктов на один день для детей

Число кормлений недоношенного ребенка определяется его массой, состоянием, степенью функциональной зрелости. Наиболее часто недоношенным детям назначается 7-8-разовое кормление с ночным перерывом в 6 часов.

При глубокой недоношенности и заболеваниях ребенка количество приемов пищи может быть увеличено до 10. Когда масса тела недоношенного ребенка достигает 3,5-4 кг (в возрасте 2-3 месяцев), его можно переводить на 6-разовое кормление.

При определении количества пищи обычно исходят из индивидуальных особенностей ребенка, массы тела при рождении, общего состояния.

Обычно в первый день жизни недоношенный ребенок за 1 кормление получает 5-10 г молока, на второй день- 10-15 г, на третий день- 15-20 г. В течение последующих 10 дней объем пищи, необходимый для недоношенного ребенка, может быть ориентировочно рассчитан по формуле Роммеля: V = n+10, где V - количество молока (в мл) на каждые 100 г массы тела ребенка, а n - число дней жизни.

Например, если ребенок имеет массу тела на пятый день жизни 2000 г, то количество пищи на сутки должно составлять (5+10) Х20 = 300 г. Тогда в одно кормление при 7-разовом питании ребенок получит 43 г. В дальнейшем суточный объем пищи должен составлять 1/5 массы его тела.

Однако при расчете питания по формуле Роммеля получаются несколько завышенные количества пищи. Поэтому более правилен метод расчета питания по калорийности, который в основном и применяется в педиатрии. Простым представляемся нам метод расчета, при котором недоношенный ребенок будет получать в первый день 35 ккал/кг с ежедневным увеличением калорийности на 5 ккал/кг с тем, чтобы к концу первой недели получаемая им калорийность пищи составляла 70 ккал/кг, а к концу второй-140 ккал/кг в сутки.

Если состояние ребенка не позволит столь быстро «наращивать» темпы суточной калорийности, то к концу второй недели можно будет достичь лишь 105-115 ккал, продолжая повышать суточную калорийность до 130-140 ккал к концу месяца. Дальнейшее увеличение калорийности будет зависеть от кривой массы ребенка.

С двухмесячного возраста расчет по калорийности проводится с учетом массы тела при рождении. Детям, имевшим при рождении массу более 1500 г, калорийность снижается до 130-135 ккал/кг массы.

У детей, родившихся с массой тела 1000-1300 г, до 3-месячного возраста калорийность пищи должна составлять 140 ккал/кг, а в 4-5 мес-130 ккал/кг. При этом учитываются общее состояние ребенка, способность усваивать пищу, интенсивность нарастания массы тела.

Например, ребенок к 8-му дню жизни достиг 2300 г. В этом возрасте на 1 кг массы тела он должен получать 80 ккал, что составит 260 мл молока в сутки, так как в 100 мл женского молока содержится 70 ккал. При 7-разовом кормлении ребенок получит в одно кормление 37 мл.

Большинство авторов считает грудное вскармливание основным видом вскармливания недоношенных детей. Однако в первую очередь организм ребенка должен быть обеспечен необходимым для него количеством жидкости. Уже в первые сутки ребенок должен получать 20-40 мл жидкости на 1 кг массы тела.

В дальнейшем потребность ребенка в жидкости возрастает, достигая к 4-7му дню 100-160 мл/кг в сутки, а к концу 2-й недели- 150-200 мл/кг в сутки. С начала кормления ребенка молоком последнее включается в расчет жидкости. Сама по себе жидкость, вводимая ребенку, призвана обеспечить его солями и глюкозой (сахарозой) для предупреждения развивающейся вскоре после рождения гипогликемии. Поэтому ребенку назначают смесь равных количеств 5 % раствора глюкозы с раствором Рингера (Natrii chloridi 0,45; Natrii hydrocar- bonati, Calcii chloridi, Kalii chloridi 0,5; Aq. dest. ad 500,0) или смесь 5 % раствора глюкозы с изотоническим раствором хлорида натрия.

Нетрудно рассчитать, что в первом варианте ребенок с массой в 1 кг получит в 1-е сутки 20 мл жидкости, которая обеспечит ему 0,5 г глюкозы, 1,56 ммоль Na+, 0,03 ммоль К+ и 0,02 ммоль Са++. Эта жидкость должна вводиться ребенку каждые 3 ч по 3-5 мл в зависимости от его массы тела. В последующие дни количество вводимой жидкости увеличивают и только с введением в пищу молока количество растворов Рингера и глюкозы соответственно уменьшают.

В этот период ребенка поят растворами в промежутках между кормлениями и во время ночного перерыва. При недостаточной прибавке массы тела авторы считают необходимым с 3 недель проводить коррекцию питания по белковому компоненту. С этой целью к грудному кормлению добавляют продукты с большим содержанием белка (кефир, творог). Е. Ч. Новикова считает, что недоношенному ребенку с конца первого месяца жизни можно назначать кефир, творог в количестве 2 % от суточного объема пищи.

В связи с необходимостью коррекции грудного вскармливания по белковому компоненту часть исследователей отдает предпочтение искусственному вскармливанию. Свое мнение они основывают на результатах клинических наблюдений, когда при вскармливании недоношенных детей смесями - «заменителями женского молока» - отмечалась лучшая прибавка массы тела, чем при грудном вскармливании. Очевидно, это связано с тем, что в смесях содержится больше белка, чем в грудном молоке.

Отсюда встает основной вопрос: какова же потребность в основных пищевых веществах и особенно в белке недоношенного ребенка? Рекомендации по потребности в белке недоношенных детей чрезвычайно вариабельны. Одни исследователи считают для недоношенного ребенка достаточным 2-3 г/кг белка, другие авторы приводят более высокие количества-5-6 г/кг.

Детальные исследования с использованием показателей азотистого обмена были проведены у недоношенных детей, получавших питание с различным содержанием белка. На основании этих исследований было установлено, что при естественном вскармливании наиболее благоприятные показатели азотистого обмена обеспечиваются при введении с пищей белка: в возрасте до 2 недель - 2,0-2,5 г/кг, до месяца- 2,5-3,0 г/кг, старше месяца - 3,0-3,5 г/кг.

При искусственном вскармливании с использованием адаптированных молочных смесей (например, «Малютка») количество белка в возрасте до 2 недель составляет 2,5-3 г/кг, до месяца - 3-3,5 г/кг и старше месяца - 3,5-4,0 г/кг. При таком количестве белка усвояемость азота организмом была высокой и колебалась от 91,34± 1,67 до93,0±2,4 %.

При искусственном вскармливании без использования адаптированных молочных смесей количество белка на 1 кг массы может доводиться до 4,0-4,5 г/кг.

Некоторую ясность в этот вопрос внесла работа D. Margies и К. Jahrig, которые изучили толерантность детей I и II степеней недоношенности к повышенным пищевым нагрузкам (55 ккал в 80 мл при 1,9 г белка в первый день жизни) при достижении к 6-му дню 200 ккал в 206 мл при 4,8 г белка с сохранением этих параметров до 10-го дня.

«Гипералимеитированные» дети по сравнению с детьми контрольной группы были более вялыми и менее активными. Хотя контрольная группа и уступала вначале в прибавках массы тела, но дети были более активно сосущими и более оживленными. Спустя 2-3 недели они догоняли своих «гипералиментированных» сверстников. Таким образом, гипералиментация не только не имеет преимуществ, но и создает, судя по осложнениям, реальную угрозу перекорма.

Белки в рационе недоношенных детей обычно рассчитываются на долженствующую массу тела.

ВСКАРМЛИВАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Какова роль медсестры в поддержании лактации у роженицы?

Идеальным питательным продуктом для новорожденного является материнское молоко, поэтому медсестра должна всячески помогать матери сохранить лактацию и убедить остальных членов семьи в необходимости создания для этого наиболее благоприятных условий.

Какой режим, кормления наиболее целесообразен для недоношенных детей?

Целесообразно соблюдать режим кормления, начатый в роддоме или в отделении выхаживания недоношенных, т. е. 7-разовое кормление через каждые 3 часа с ночным перерывом в 6 часов. В случае недостаточной лактации медсестра обязана доложить об этом врачу и провести контрольное взвешивание ребенка в разное время суток (3-4 раза). Недостающее количество молока восполняется молочными смесями.

Количество молока в сутки определяется по калорийному расчету: к 10-14-му дню недоношенному ребенку необходимо обеспечить 100-120 ккал на 1 кг массы ребенка в день, а к 1 месяцу - 140 ккал/кг. С 2-месячного возраста расчет калорий производится с учетом массы при рождении. Дети, родившиеся с массой 1500 г, должны получать 130-135 ккал кг в сутки, тогда как маловесные (масса при рождении до 1500 г) нуждаются в 140 ккал/кг до 3-месячного возраста, а к 4-6 месяцам - 130 ккал/кг.

Приводим пример расчета питания по калорийности. Ребенку 2,6 месяца, масса при рождении 1300 г, масса в возрасте 2,5 месяца - 2600 г. Учитывая, что калорийность 100 мл женского молока составляет 65 ккал, ребенок должен получать в день 140x2,6x100/65=560 мл молока, или по 80 мл 7 раз в сутки через каждые 3 часа.

В первые 10 дней количество молока также можно рассчитывать по формуле Роммеля: Х=п+10 (где X - количество молока на каждые 100 г массы тела; п - число дней). Например, ребенку 5 дней, масса тела 2000 г, значит молока ему надо (5+10)х20=300 мл, при 7-разовом кормлении однократно он получит 300:7=43 мл. Расчет можно произвести также по формуле Х= пх 10(15), где X - количество молока на 1 кг массы тела в сутки, п - число дней жизни ребенка; коэффициент 10 применяется для минимальной потребности в калориях, а 15 - для максимальной.

Количество пищи детям старше 10 дней удобнее определять объемным методом в зависимости от массы тела и возраста. По данным А. И. Хазанова, в возрасте 10-14 дней суточное количество молока равно V7 массы тела (около 100 ккал/кг), в возрасте 2-3 недель - Ve (около 120 ккал/кг) и к месяцу - V5 (140 ккал/кг).

Как можно проводить вскармливание недоношенного ребенка?

Техника кормления (грудь, рожок, зонд) зависит от степени зрелости недоношенного ребенка и наличия у него сосательного и глотательного рефлексов.

Смешанное и искусственное вскармливание ребенку должен назначить врач. Сестра показывает, как готовить смеси, учит мать технике искусственного вскармливания, проверяет правильность выполнения рекомендаций врача.

3. ДЦС-М - смесь тех же анатоксинов, но с уменьшенным содержанием антигенов.

4. АД-M - адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена.

Как проводится оценка прививочной реакции?

После прививки необходим осмотр ребенка участковой медсестрой в течение 2-3 дней, так как возможна реакция в виде повышения температуры тела до 39 °С и выше, появления аллергической сыпи, ложного крупа (стенози-рующего ларинготрахеита), судорог, шока и т. д.

Вакцинация в таком случае должна быть прекращена или же продолжена АДС-М анатоксином однократно. Все дети с необычными реакциями на вакцины должны наблюдаться врачами-иммунологами.

Как проводятся прививки против кори?

Внедрение в практику здравоохранения живой коревой вакцины привело к значительному снижению заболеваемости корью.

Детям делают прививку против кори с 12-месячного возраста.

Временно освобождаются от прививок больные с острыми заболеваниями, включая период реконвалесценции (не менее 1 месяца), больные с обострением хронических заболеваний, с клинико-лабораторными изменениями - им разрешается прививка только в фазе ремиссии более 1 месяца

При легких формах острых респираторных заболеваний период медотвода сокращается до 2-3 недель.

Что представляет собой вакцина против паротита?

Для профилактики паротита используется живая па-ротитная вакцина, представляющая собой аттенуирован-ный вирус паротита.

Вакцина выпускается в высушенном состоянии и имеет вид желтовато-розоватой массы, которую непосредственно перед употреблением разводят прилагаемым растворителем. Вакцина должна полностью раствориться в растворителе в течение 3 минут. Растворенная вакцина имеет вид прозрачной или слегка опалесцирую-щей розоватой или бесцветной жидкости

Какой контингент лиц подлежит вакцинации?

Прививке подлежат дети в возрасте от 15-18 месяцев до 7 лет, не болевшие ранее паротитом. Если данные анамнеза не подтверждены документально, ребенок подлежит прививке.

Дети старше 15-18 месяцев, не привитые и не болевшие ранее, бывшие в контакте с больным паротитом, подлежат в срочном порядке прививке паротитной вакциной при отсутствии противопоказаний. Противопоказания те же, что при других прививках.

Дети, временно освобожденные от прививок, должны быть взяты под наблюдение и учет и своевременно привиты после снятия противопоказаний.

Как проводятся прививки против паротита?

Прививку проводят однократно путем подкожного введения шприцем или безыгольным инъектором 0,5 мл вакцины, разведенной растворителем, прилагаемым к препарату из расчета 0,5 мл растворителя на одну прививочную дозу вакцины. Объем растворителя в ампуле или флаконе должен строго соответствовать количеству доз вакцины в ампуле или флаконе. В случае, если растворитель и вакцина расфасованы в ампуле, горлышки ампул обтирают стерильной ватой, смоченной спиртом, надрезают специальным инструментом, приложенным к препарату, вторично протирают спиртом и обламывают, не допуская при этом попадания спирта в ампулу. Если растворитель и вакцина расфасованы во флаконы, удаляют центральную часть металлического колпачка, а открытую поверхность резиновой пробки протирают 70 % спиртом. Из флакона, проколов резиновую пробку, или из открытой ампулы отсасывают часть растворителя стерильным холодным шприцем с длинной иглой, имеющей широкий просвет, и переносят в ампулу или флаконное спокойное состояние, формируют умение прислушиваться к звукам, вызывают слежение за движением предмета в течение 2-5 секунд; У ребенка появляется первая улыбка на разговор взрослого.

Как можно оценить развитие ребенка на втором месяце жизни?

На 2-м месяце у ребенка уже сформированы устойчивые зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Доказательством тому являются ищущие повороты головки в сторону звука. Он прислушивается к звукам речи и пению взрослого. Здоровый малыш проявляет радость при общении со взрослым. Лежа на животе, поднимает головку, непродолжительно удерживает ее.

Как можно оценить развитие ребенка на третьем месяце жизни?

В 3 месяца у малыша отмечается устойчивый зрительный рефлекс на кормление грудью. Ребенок узнает мать. Появляются первые голосовые реакции - гуканье, гуление. В это время формируется «комплекс оживления», при котором бурная радость сопровождается общими движениями - у ребенка выпрямляются ручки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он хватает игрушки, к которым прикасается. Хорошо упирается на ножки. Лежа на животе, прогнувшись, упирается на предплечья, подолгу удерживает головку, следит за предметами. В это время непрерывное бодрствование может длиться до 1-1,5 часа.

Каковы особенности нервно-психического развития ребенка на четвертом месяце жизни?

На 4-м месяце жизни у ребенка должно быть сформировано положительное отношение ко всем режимным процессам. Он активен при кормлении, поддерживает руками грудь матери или бутылочку. Способен находить взглядом источник звука, может длительное время (до 1 часа) рассматривать яркий предмет, лицо другого ребенка. Малыш подолгу гулит, появляются элементы эмоциональной интонации. Громко смеется, поворачивается со спины на живот. Важным достижением в жизни малыша является развитие движений рук.

Как происходит развитие речи и двигательной активности ребенка в 5-6-месячном возрасте?

К 5-му месяцу у ребенка отмечаются целенаправленные движения рук - четко берет игрушку от взрослого, рассматривает, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. Этот возрастной период характеризуется еще одним важным показателем - развитием подготовительных этапов активной речи. К 5-6 месяцам в гудений ребенка можно услышать согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Произносит первые слоги - ба, ма, та и др., то есть появляется лепет. Длительность бодрствования составляет около 1,5-2 часов. К этому возрасту ребенок совершает первые самостоятельные движения в положении лежа на животе. В 5 месяцев сидит неустойчиво, в 6 - сидит уверенно, совершает переворот со спины на живот, немного подползает вперед. В возрасте 6-7 месяцев начинает манипулировать предметами, оказавшимися у него в руках: рассматривает, постукивает, нажимает, бросает и др. Далее, подражая взрослому, ребенок выполняет целенаправленные действия: вкладывает в коробку игрушку, закрывает крышку, катит мяч и др.

Какие речевые и двигательные навыки приобретает ребенок к 7 месяцам жизни?

К 7 месяцам «комплекс оживления» сменяется длительным эмоциональным лепетом: ребенок смеется, выражает свое состояние радостными возгласами. В лепете и в действиях с предметами подражает взрослому. Радуется ярким игрушкам. Игрушки не рекомендуется подолгу оставлять в кроватке, так как малыш сам еще не умеет играть с ними, а постоянно глядя на них, он перестает им радоваться.

К 7 месяцам ребенок уже может ползать, а в 8 ползает много, быстро и в разных направлениях. К этому возрасту ребенок уже овладевает вертикальным положением, умением садиться, стоять, опускаться. К 9 месяцам он умеет переходить от опоры к опоре.

Как происходит развитие речи 9-10-месячного ребенка?

Между 6 и 10 месяцами ребенок начинает понимать речь взрослого, что влияет на формирование его действий, движений, стимулирует развитие активной речи. По просьбе взрослого находит глазами названный предмет, выполняет простые действия: хлопает в ладошки («ладушки»), машет ручкой на слово «до свидания».

К 9 месяцам ребенок знает свое имя, понимает слова «садись», «пей», «дай ручку» и др.

Активная речь ребенка характеризуется умением повторять за взрослым слоги и звукосочетания, число, которых увеличивается к 9-10 месяцам. Однако в этой возрасте ребенок, овладевая новыми движениями, может в некоторой степени «задержать» развитие активной речи, то есть не развивается лепет, особенно в тех случаях, когда взрослые мало общаются с малышом. Лепет может не развиваться при пониженном слухе, наличии нераспознанных дефектов речевого аппарата, поражении нервной системы.

Каковы основные характеристики, нервно-психического развития ребенка 9-12 месяцев?

В 9-10 месяцев ребенок самостоятельно пьет из чашки, снимает пищу с ложки губами, появляются элементы прожевывания пищи. Засыпает спокойно в кроватке, если не приучен к укачиванию, к соске. Днем спит 2 раза по 2,5-2 часа. В возрасте от 9-10 месяцев до 1 года ребенок может бодрствовать до 2,5-3,5 часа. Активность его во многом зависит от воспитания и тренировки.

В последние 3 месяца первого года жизни у ребенка появляются сложные эмоциональные реакции: радость при достижении желаемого, жалость, ревность, окрашенное эмоциональное отношение к взрослым и другим детям, пробуждается интерес и доброжелательность к животным. Малыш активно двигается. Он все еще много ползает и ходит, держась за опору. Многие дети к 10-11-му месяцу начинают ходить самостоятельно, без поддержки. Ребенок может вставать, переступать через крупные предметы. Движения ручками более уверенны.

Много нового появляется и в понимании речи. Ребенок находит названную игрушку среди многих других, показывает однородные предметы, которые чем-то отличаются (разные по величине и цвету мячи, пуговицы, часы и др.), начинает осваивать смысл слов «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо», знает имена близких людей.

Между 9-м и 12-м месяцами ребенок овладевает первыми словами, слоги становятся составными частями произносимых слов (баба, мама, папа, дай, на, бах, ав и др.). К концу года он произносит около 10 облегченных «тенетных» слов.

К году ребенок умеет сам пить из чашки, берет ее двумя руками, ставит на стол и т. д. При одевании, умывании, раздевании малыш с готовностью протягивает руки, подставляет лицо. Спокойно сидит на горшке.

Как происходит развитие ребенка на втором году жизни?

Большинство детей на 2-3-м году жизни воспитывается в детских дошкольных учреждениях. В детском дошкольном учреждении с детьми 2-го года жизни уже проводятся различные тематические занятия, которые преследуют цель развивать у детей активную речь, познавать свойства предметов, различать цвет, величину и др. Для этого воспитатели используют цветные картинки, кубики, шары разной величины, создают дидактические уголки - «кухню», «столовую», «ванную» и др.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, со%в-ствие к сверстникам, адекватная реакция на оценку фо-их действий со стороны взрослых. Ярко проявлякШя познавательные импульсы, первые волевые качества (стремление получить результат действия), наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит сенсорное развитие игровой деятельности, складываются навыки самостоятельности.

К концу 2-го года жизни ребенок может заниматься одним и тем же делом до 7-10 минут. Понимает свойства предметов и явления: песок сыплется, сухие листья шуршат, сне! скрипит. Подбирает по цвету одинаковые предметы (варежки, ботинки, носки). Охотно выполняет поручения взрослых. К 2 годам запас слов составляет около 300. Произносит короткие фразы из 3-4 слов.-

С какой целью и как проводится патронаж ребенка трех лет?

На 3-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка дважды: в 2 года 6 месяцев и в 3 года. Она должна выяснить, какой у ребенка режим (дневной сон 1 раз, ночной сон не менее 11 часов, длительность активного бодрствования 6-6,5 часа), сколько слов насчитывает его словарь, употребляет ли он в разговоре распространенные и сложные предложения, ясен ли ребенку смысл слов, произносимых взрослыми, правильно ли он произносит звуки. Деятельность ребенка на 3-м году жизни сложна и разнообразна: занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой, другими предметами; сюжетная игра с куклами, с книгами; элементы трудовой деятельности - самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, пользование салфеткой, уборка игрушек и др. Появляются первые признаки ролевой игры. К концу 3-го года словарь содержит около 1000 слов. Ребенок пользуется многосложными фразами. Запоминает стишки. Развивается воображение.

Каковы основные характеристики нервно-психического развития ребенка в дошкольный период?

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Он характеризуется замедлением темпа роста. Крепнет мускулатура, развивается скелет. Происходит смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых. Заметно реже встречаются острые и хронические расстройства питания. К 5-7 годам кора головного мозга заканчивает свое развитие. Речь ребенка становится более сложной, он уже может передать свои мысли и впечатления, начинает читать и писать. Всем интересуется, задает много вопросов. Любит играть с другими детьми.

Каковы основные характеристики развития ребенка младшего школьного возраста?

Младший школьный период - от 7 до 10 лет. Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, но рост происходит уже не так быстро, как в предыдущий период. Заканчивается смена молочных зубов постоянными.

Каковы основные характеристики развития ребенка старшего школьного возраста?

Старший школьный период - от 10 до 15 лет. Это период полового созревания. Рост снова ускоряется. Происходит сложная вегетативно-эндокринная перестройка организма. Усиливается функция желез внутренней секреции и, прежде всего, половых желез. Появляются вторичные половые признаки - волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы и появляются менструации, у мальчиков грубеет голос. В этот период заметно сглаживаются те анатомо-физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. «Переходный» возраст отличается обостренной реакцией личности на окружающее, а потому требуется особый, индивидуальный подход к подростку.

В последние годы во всем мире считается наиболее физиологически оправданным прикладывание ребенка к груди в родильном зале и даль­нейшее совместное пребывание матери и новорожденного в родильном доме. Важнейшим преимуществом является возможность осуществле­ния кормления «по требованию» (10-12 раз в сутки без соблюдения четких интервалов между кормлениями и с прикладыванием к груди в ночное время). Преимущества кормления «по требованию» таковы:

Объем молока у матери уже в первые дни лактации заметно больше,
чем при кормлении «по часам»;

Снижается физиологическая убыль массы тела и заметно быстрее
происходит восстановление первоначальной массы у новорожденного,

Уменьшается риск развития гнойно-воспалительных заболеваний в
периоде новорожденное™.

Кормление «по требованию» может осуществляться до возраста на­чала введения основного прикорма, но в подавляющем большинстве случаев оно ограничено периодом новорожденности. При сохранении у матери достаточного количества молока спустя 1-1,5 месяца у ребенка вырабатывается индивидуальный суточный ритм кормления и в сред­нем он_прикладывается к груди 6-7 раз в сутки. В дальнейшем частота кормления в первом полугодии не превышает 6 раз, а во втором полуго­дии - 5 раз в сутки.

Использование метода кормления «по требованию» у детей, находя­щихся на естественном вскармливании, позволяет в большинстве слу­чаев не проводить расчеты объема молока. Тем не менее, у некоторых детей, прежде всего, имеющих противопоказания к кормлению, необхо­димо кормление сцеженным молоком, в связи с чем в первые дни жиз­ни приходится рассчитывать объем и частоту кормлений.

ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА КОРМЛЕНИЯ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Формула Зайцевой: суточное количество молока = 2% массы тела
при рождении х п, где п - день жизни ребенка.

Формула Финкелыытейна-Тура: суточный объем молока = п X 70
(или 80), где п - день жизни ребенка, а коэффициент зависит от массы
тела при рождении (при массе менее 3200 г используется коэффициент
70, а при массе тела при рождении более 3200 г - коэффициент 80).

Формула Шабалова: разовый объем кормления = 3 X гд X п, где m -
масса тела при рождении (в килограммах), an- день жизни ребенка;

«Объемный» метод: разовый объем кормления = п X 10, где п -
день жизни ребенка.


ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА КОРМЛЕНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Формула Шабалова: см. выше.

Формула Роммеля: суточный объем кормления = (п + 10) на
каждые 100 г массы тела ребенка при рождении, где п - число дней
жизни.

СПОСОБЫ РАСЧЕТА СУТОЧНОГО ОБЪЕМА ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ СТАРШЕ 10 ДНЕЙ

Наиболее распространенным и достаточно точным методом расчета является «объемный» способ - суточный объем кормления равен:

V.5 массы тела в возрасте от 2 до 6 нед;

Уе массы тела в возрасте от 6 нед до 4 мес;

1 / 7 массы тела в возрасте от 4 до 6 мес;

] / 8 массы тела в возрасте от 6 до 9 мес.

При этом суточный объем кормления независимо от массы тела не должен превышать 1 литр Во втором полугодии жизни разовый объем кормления может превосходить 200 мл (при 5 кормлениях в сутки су­точный объем превышает 1 л), как правило за счет сока и фруктового пюре, однако, необходимо учитывать емкость желудка ребенка.

Более точным считается калорийный метод - на 1 кг массы тела ре­бенок должен получать:

В возрасте от 0 до 6 месяцев - 115 ккал/сут;

В возрасте от 6 до 12 месяцев - 110 ккал/сут.

m ix6uii<,i x потребность в ккал на кг X1000
Чутки калорийность продукта (в 1 литре)

1. Формула Роммеля

V сут./ЮО гр.массы = п + 10

Формула Хазанова

V сут./ЮО гр.массы = n x 10(15)

3.Формула Шагала (на 100 гр. массы)

1 неделя - п + 10

2 неделя - п + 15

3 неделя - п + 18

4 неделя - п + 20

Объемный метод

1 неделя - 1/8 массы тела

2 неделя - 1/7 - " -

3 неделя - 1/6 - " -

4 неделя - 1/5 - " -

5Формула Р.А. Малышевой (первые 10 дней жизни)

V= 14 х масса х возраст (дни жизни)

V - суточный объем молока или смеси (мл)

m - масса ребенка (кг).

6. Калорийный метод

Первые 10 дней жизни - 10 кал х день х массу

2 недели - 110кал/кг/сут

3 неделя - 110 - 120 кал/кг/сут

4 неделя - 130 - 140 кал/кг/сут

После 10 дня жизни - 100 кал + 10 кал на каждую неделю жизни. Энергетические потребности недоношенных детей к 3-4 неделям жизни возрастают до 130 ккал/кг/сут при искусственном вскармливании и до 140 ккал/кг/сут при грудном кормлении. Начиная со второго месяца жизни недоношенного ребенка, родившегося с массой тела более 1500 гр., калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг/с до норм, принятых для зрелых детей (115 ккал/кг/с). Снижение калорийности глубоко недоношенных (масса менее 1500 гр.) проводится в более поздние сроки - после трехмесячного возраста. Расчеты питания проводят с учетом массы тела при рождении, а с началом полного восстановления массы и появившимся нарастании весовой кривой - с учетом фактической массы.

При расчете питания недоношенным детям лучше пользоваться только "калорийным методом".

Питание детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

На втором и третьем годах жизни ребенок продолжает интенсивно расти, процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Двигательная активность ребенка увеличивается, возрастают энергетические затраты. Продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса. Функциональная способность пищеварительного тракта возрастает, вкусовые восприятия становятся более дифференцированными. После первого года пища становится более разнообразной, приближается по составу и вкусу к пище взрослых.



К году у ребенка может быть 8 молочных зубов, к 2 годам - 20. Развитие жевательного аппарата позволяет вводить более твердую, требующую тщательного пережевывания, пищу. Однако переход к новой пище должен происходить постепенно. Детям от 1 года до 1,5 лет все блюда готовят протертыми (супы, каши, мясо и рыба - в виде суфле, паровых котлет, тефтелей). К 1,5 - 2 годам пища может быть более плотной (овощные, творожные и крупяные запеканки, тушеные овощи, салаты из нарезанных вареных и сырых овощей), в возрасте 2-3 лет ребенку можно предложить рыбу вареную и жареную, очищенную от костей, жареную котлету, рагу из мелких кусочков мяса.

Важное значение имеет правильный режим питания. До 1,5 лет ребенка целесообразно кормить 5 раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин и вечернее молочное кормление (около 23-24 ч); к концу второго года жизни многие дети постепенно отказываются от пятого, ночного, кормления и переходят на 4-разовое кормление. Независимо от числа приемов пищи, часы кормления должны быть строго фиксированными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой пищи, особенно конфет, печенья, булочек, поскольку это снижает аппетит.

Детей в возрасте старше 1 года надо приучать есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу. Уже к концу первого года жизни ребенок должен самостоятельно держать ложку в руке, сначала за середину черенка, а после 2 лет детей учат правильно держать ложку. Чашку дети держат двумя руками. В раннем детском возрасте, когда активно формируются и закрепляются навыки и привычки, большое значение имеет воспитание у ребенка культурно гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Настраивает на еду подготовка к ней: малышу моют руки, повязывают нагрудник, готовят салфетку. Нужно развивать в маленьком человеке эстетику приема пищи: накрывать стол яркой салфеткой или клеенкой, ставить красочную посуду. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка, вызывал интерес к еде и возбуждал аппетит. Во время кормления нельзя отвлекать ребенка, рассказывая сказки, показывая картинки, игрушки и т. п.

Категорически исключают насильственное кормление, чтобы не вызвать отрицательных эмоций и еще большего снижения аппетита. Кормление должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке. Кормить ребенка следует медленно, не торопить, не раздражаться и не ругать малыша за медленный темп принятия пищи, за естественную на первых порах в этом возрасте неаккуратность.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять приблизительно 1:1:4; белки животного происхождения - 75% от общего суточного количества белка. Жирами необходимо обеспечивать около 30-40% всей калорийности питания; не менее 10-15% всех жиров должно приходиться на растительные жиры.

В питании детей старше года большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам, в том числе творогу и сыру, богатым белками, солями кальция и фосфора. Сметаной заправляют супы и салаты.

Постепенно увеличивают количество мяса и рыбы. Рекомендуют использовать маложирную говядину, телятину, мясо кур, кролика, субпродукты (печень, язык, сердце). Допустимы нежирная свинина, баранина. Используют нежирные сорта речных и морских рыб (в виде филе). Не следует детям до 3 лет давать блюда из жирного мяса, мяса гусей и уток, поскольку они содержат большое количество трудно усвояемых жиров. До 2 лет не рекомендуют кормить детей сосисками и сардельками.

Ежедневно к первым и вторым блюдам дают хлеб. Особенно полезен хлеб из ржаной муки и из пшеничной грубого помола. Из круп до 1,5 лет используют в основном гречневую, рисовую, овсяную, манную крупы, в более старшем возрасте - пшено, перловую, ячневую крупы.

Нормы потребления пищевых веществ и энергии

(утверждены Коллегией МЗ РФ 31.О5.1999 г.)

Нутриенты 1-3 года 3-7 лет
Белки, всего, г.
Жиры, всего, г.
том числе растительные, г. 5-10
Углеводы, г.
Энергия, всего, ккал.
Кальций, мг.
Фосфор, мг.
Магний, мг.
Железо, мг.
Витамин А, рет. экв. мкг.
Витамин Е, ME
Витамин D, мкг. 2,5
Витамин В 1э мг. 0,8 1,0
Витамин В 2 , мг. 0,9 1,3
Витамин В 6 , мг. 0,9 1,3
Витамин РР, мг н. э.
Витамин В 12 , мкг. 1,0 1,5

Вследствие того, что все виды чая (черный, зеленый и травяной) и кофе содержат феноловые соединения, связывающие железо и препятствующие его усвоению, не рекомендуют их употребление до 2 лет. После наступления этого возраста следует избегать употребления чая во время еды.

Примерный набор продуктов на один день для детей

От 1 года до 3 лет

Суточный объем пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должен составлять 1000-1200 мл, от 1,5 до 3 лет -1200-1400 мл. Превышение долженствующего объема приводит к снижению аппетита, нарушению нормальной функции пищеварительных органов, ухудшает усвоение пищи, сокращение - к недоеданию. Особенно недопустимо увеличение порций первых блюд, поскольку ребенок, съев избыточное количество супа, может не съесть полностью второе блюдо. Супы не должны быть слишком густые. Детям в возрасте 1-3 лет надо давать не более 100-150 мл супа, 80-100 г гарнира ко вторым блюдам.

В рационе должно быть достаточное количество свежих овощей, фруктов, ягод, зелени. С ними ребенок получает необходимые минеральные соли, а также витамины А, С, группы В.

Суточный объем пищи по калорийности распределяют следующим образом: завтрак и ужин по 25%, обед - 35%, полдник - 15%. Продукты, богатые белком и жирами, дольше задерживающиеся в желудке и требующие для переработки особенно активной работы пищеварительных желез, дают в первую половину дня. На ужин дают более легкоусвояемые блюда - молочные, овощные и крупяные.

Все новые продукты вводят в рацион ребенка постепенно, учитывая склонность детей раннего возраста неадекватно реагировать на некоторые обычные продукты. Особую осторожность следует проявлять с облигатными аллергенами.

Едят дети обычно отдельно, лучше за маленьким столиком. Когда ребенок ест со взрослыми, он отвлекается и часто требует пищу, которую ему нельзя. Но иногда отдельные приемы пищи можно организовывать для всех членов семьи - это бывает приятно ребенку, а кроме того, это может иметь и воспитательное значение. Дети подражают взрослым, поэтому личный пример взрослых очень важен.

Это опасное заблуждение. Чем меньше ребенок, тем меньше пищи ему требуется.

Особенности питания недоношенных

К тому же у таких детей еще плохо развита система пищеварения. Перекармливание, особенно в первые недели жизни, может только навредить - поэтому таких крошек в течение первого месяца рекомендуется взвешивать до и после каждого кормления. Так вы сможете определить количество молока, которое съел малыш.

В первые две недели суточный объем пищи для недоношенных младенцев рассчитывают по формуле Роммеля. Согласно этой формуле, количество молока (смеси) на каждые 100 г массы тела ребенка составляет 10 плюс число дней жизни младенца (в мл). Например, если ребенок на седьмой день жизни имеет массу 2000 г, то ему требуется 340 мл молока в день (на 100 г массы тела – 10+7=17 мл; на 2000 г – 17 * 20 = 340 мл).

Число кормлений

Количество молока на каждое кормление определяется в зависимости от числа кормлений. В нашем примере если ребенок питается 8 раз в сутки – за одно кормление он должен съедать 42 мл молока (340/8=42), при 6-разовом кормлении – 56 мл молока (340/6=56). К концу второй недели суточное потребление молока должно составлять уже 1/5 массы тела ребенка. Так, двухнедельный малыш массой 2500 г должен съедать 500 мл молока в сутки. Разумеется, на практике невозможно соблюдать точность до 1 мл. Поэтому наливайте в бутылочку на 10-15 мл больше, ведь ребенок не сможет доесть все до капли.

Смеси для недоношенных

К сожалению, по разным причинам не все женщины могут кормить свое чадо грудью. В таком случае самое важное – правильно выбрать его заменитель. Недоношенный ребенок испытывает большую (по сравнению с доношенным младенцем) потребность в основных пищевых веществах и, в первую очередь, в белке – главном пластическом материале для построения клеток и тканей организма. Кроме того, у недоношенных младенцев имеется дефицит кальция и фосфора в костной системе. Соответственно дети имеют высокую предрасположенность к рахиту.

Заменители молока

Обычные заменители грудного молока для недоношенных малышей не подходят. Сейчас в продаже появился огромный выбор специальных адаптированных смесей, предназначенных для «рожденных досрочно». Практически каждая крупная фирма по производству детского питания выпускает смесь для кормления недоношенных и маловесных детей. Готовить такую смесь рекомендуется на детской бутылированной воде, качество и состав которой проверены.

Выбирая смесь, необходимо проконсультироваться с педиатром. Назначая питание такому малышу, врач всегда учитывает его индивидуальную потребность в пищевых веществах, степень недоношенности, состояние здоровья, особенности развития и наследственный фактор. Ведь даже при одинаковой массе тела и сроке недоношенности дети могут значительно отличаться по состоянию здоровья и степени адаптации к окружающей среде.



error: Контент защищен !!