Формирования правильного режима у ребенка. Рекомендации родителям по режиму дня школьников. Как приучить младенца спать всю ночь - видео

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· физиологически полноценный сон;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору.

· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

Утренний завтрак 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15

Занятия в школе 8.30-13.30

Горячий завтрак в школе около 9.15

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режимважное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Екатеринбург

Тема: Режим дня детей грудного и раннего возраста

Выполнила:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ОП-110

Онищенко Ольга Александровна

Научный руководитель:

Тиунова Елена Юрьевна

Екатеринбург

Введение

Режим - это заданное извне жесткое расписание, четко предписывающее, во сколько малыш должен спать, во сколько есть, во сколько гулять, купаться и т. д. Он должен неукоснительно соблюдаться и не нарушаться ни при каких обстоятельствах. Понятие режима как неукоснительной последовательности действий ввел еще академик И. П. Павлов, который доказал, что нарушение динамического стереотипа сбивает физиологию человека.

По данным физиологов ребенок должен спать:

от 3 до 6 месяцев - 4 раза в день

от 6 до 9 месяцев - 3 раза в день

от 9 месяцев до 1,5 лет - 2 раза в день

от 1,5 до 7 лет - 1 раз в день

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит - вырастет эгоистом.

Надо или не надо?

режим день ребенок кормление

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения - вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

У деток на первом году жизни существует режим, который они соблюдают. У них есть свой собственный распорядок дня. Распорядок дня исходит из количества кормлений малыша в день.

Если вы кормите 7 раз в день, то вы можете спланировать свой день и день малыша следующим образом:

* 06.00-06.30 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление.

* 06.00-07.00 Бодрствование малыша.

* 07.00-09.00 Дневной сон.

* 09.00-10.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 10.00-12.00 Дневной сон.

* 12.00-13.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 13.00-15.00 Дневной сон.

* 15.00-16.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 16.00-16.30 Вечернее купание малыша.

* 16.00-18.00 Дневной сон.

* 18.00-19.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 19.00-06.00 Ночной сон.

* В 21.00 Кормление.

* В 24.00 или 02.00 (03.00) Кормление.

Либо можно использовать следующий режим.

* 08.00-09.00 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление, бодрствование.

* 09.00-11.00 Дневной сон.

* 11.00-12.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 12.00-14.00 Дневной сон.

* 14.00-15.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 15.00-17.00 Дневной сон.

* 17.00-18.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 18.00-19.30 Дневной сон.

* 19.30-20.00 Купание. Кормление.

* 20.30-08.00 Ночной сон.

* В 23.00 Кормление

* В 02.00 (05.00) Кормление.

При этом режиме малыш часто не просыпается в 23.00 на кормление, а само количество кормлений сокращается до 6 раз.

Обязательно при выборе распорядка дня младенца нужно помнить, что до 3 месяцев малыш должен спать до 18-16,5 часов в сутки: 10 ч в ночное время и по 1,5-2 часа 4 раза днем.

В возрасте с 3-6 месяцев количество часов сна сокращается до 16-16,5 часов, однако он также должен спать днем 3-4 раза по 1,5-2 часа.

В возрасте с 9-10 месяцев малыш днем спит обычно по 1,5-2 часа 3 раза, а общая продолжительность сна уменьшается до 15-16 часов.

В 11-12 месяцев суточная потребность сна уменьшается до 14,5-15, из которых он должен спать дважды по 2 -2,5 часа. Укладывать малыша следует в одни и те же часы. Лучше всего, чтобы сон малыша проходил на свежем воздухе, если такое трудно достижимо, то комнату перед сном нужно хорошо проветрить (18-20°).

При выполнении мамой всех рекомендация по установлению правильного ритма сна, здоровый ребенок начинает соблюдать ритм на 5-7 -й неделе жизни или даже в конце первого месяца. Бодрствование малыша должно проходит по возможности в активной форме. Это позволит потом малышу лучше заснуть. Как правило, новорожденный бодрствует 30-40 минут в день, доходя к концу 2 месяца до одного часа.

С 6-7 месяца жизни малыш бодрствует до 2,5 часов в сутки, а к концу года - до 3,5 часов. Естественно, с увеличением часов бодрствования необходимо пересматривать график приема пищи и отдыха. Кормление Физиологически обоснованным является кормление малыша в возрасте 1-5 месяцев через каждый 3,5 часа до 6 раз в сутки. С 5 месяцев жизни до года - через каждый 4 часа 5 раз в день.

Если введен прикорм, то последнее кормление нужно делать наиболее сытным, например, кормить малыша кашей. Если мама еще кормит грудью или смесью, то желательно в период с 18.00-20.00 немного недокормить ребенка, чтобы он лучше поел перед сном.

В режим дня уже с одного года обязательно включаются элементы гигиены: умывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года - и летом, и зимой, так как свежий воздух, солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, это обеспечивает более быстрое засыпание. Подушка для сна должна быть небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. А лучшее средство для быстрого засыпания - свежий прохладный воздух. Проветрить комнату лучше за полчаса до укладывания малыша в кроватку.


Режим дня ребенка: от 1 до 1,5 лет...

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего ребенка. Если основными этапами развития малыша на первом месяце жизни считается каждый день, до года - каждый месяц, то от одного до двух лет - каждый триместр, а от двух до трех - каждые полгода.

Первый и второй триместры очень схожи между собой по режиму. То же касается и 3 и 4 триместров, поэтому для удобства разделим режим по 2 полугодиям. Итак, в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев суточный режим примерно такой:

00 - первое кормление.

30-12.30 - первый дневной сон.

30 - второе кормление.

00-17.30 - второй дневной сон.

30 - третье кормление.

30 - четвертое кормление.

Часы кормления могут быть перенесены в ту или другую сторону в среднем на полчаса. В этот возрастной период ребенок учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Общая продолжительность сна составляет 13-14 ч. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов.

У малыша быстро расширяется запас понимаемых слов и когда он не спит, часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами: собирает пирамидку, катает машинки. Может достаточно продолжительное время ходить. После 1 года 3 месяцев малыш учится перешагивать через препятствия приставным шагом, подражать в игре взрослым. Купание производят через день или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 1,5 до 2 лет...

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется следующим суточным режимом.

00 - завтрак.

30-15.30 - дневной сон.

00 - полдник.

30-20.00 -ужин.

Обед и полдник можно поменять местами. Общая продолжительность сна ребенка - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов, ночной сон - с 21.00 до 7.00 часов.

В этом возрасте, когда малыш не спит, он предпочитает играть, в игре со взрослыми уже отвечает на простые вопросы и обозначает свои действия словами. С 1 года и 9 месяцев до 2 лет ребенок продолжает быстро пополнять запас слов, который к двум годам составляет приблизительно 300. Может самостоятельно раздеться и частично одеться. Купание возможно 2-3 раза в неделю или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 2 до 3 лет

Активное участие малыша в режимных процессах очень важно в этом возрасте.

Ребенок и сам стремится к самостоятельности. Он уже многое умеет, может объяснить словами.

У большинства детей с двух лет остается один дневной сон. Обратите внимание на то, как спит ваш малыш, быстро ли засыпает. Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме, он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и соответствует средней продолжительности сна в этом возрасте.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на его двигательную активность, бороться с малой его подвижностью.

К сожалению, не у всех хватает терпения, часто мама, стремясь помочь ребенку, делает что-то за него. К примеру, малыш умеет кушать самостоятельно, но это занятие растягивается минут на 20, кроме того, каждая трапеза заканчивается генеральной уборкой на кухне и стиркой. А мама покормит его за 7-8 минут, и одежду стирать не надо. Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочке навыки самостоятельной еды. То же касается одевания ребенка.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным столиком. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал: сказать малышу, что скоро он будет есть, попросить его принести все необходимое для еды на место, поставить стул, проверить вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, ребенок привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. Помним, что к моменту кормления он должен испытывать чувство голода. Следует считаться и со вкусами ребенка.

Он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием съест «красивый» суп со «звездочками», чем просто с макаронами.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям, так занятым работой и домом, тоже полезно побыть на воздухе. Если погода испортилась, но позволяет погулять, просто сократите время прогулки, лучше выйти несколько раз ненадолго. Одевайте малыша в соответствии с погодой за окном - это один из самых простых способов закаливания детского организма.

Во время прогулки с ребенком нужно играть. Старайтесь создать у малыша бодрое настроение, воспитывайте у него положительное отношение к людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся»: подметают, поливают, копают, носят, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Эти занятия очень полезны для малыша.

Распорядок дня

00 - завтрак.

00-15.00 - дневной сон.

00 - полдник.

Общая продолжительность сна - 12-12,5 часов. Ночной сон с 21.00 до 7.00 часов. Купание 1-2 раза в неделю или чаще.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Тогда расти и развиваться вашему малышу будет легче.

Заключение

Правильно организованный режим способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, легко вступает в контакт.

Обычно дети часто сами прекрасно чувствуют режим дня и родителям остается лишь поддерживать этот режим. Даже 2-месячные малыши уже могут просить кушать и укладываться спать в определенное время. Кроха сам подсказывает маме, когда пора действовать - а мама отлично знает особенности поведения своего малыша.

Используемая литература

Правильно установленный режим дня грудничка поможет маме отдохнуть и набраться сил. Для ребенка порядок также необходим для нормального развития нервной системы и всех внутренних органов в целом.

Режим дня заключается в последовательном выполнении действий и зависит от времени суток.

  • Будет определенное время для прогулок, сна, кормления. Мама будет точно знать, когда начать готовить или когда она может немного времени уделить себе.
  • Сторонники установления режима дня кормят ребенка по определенному графику. Здесь есть и свои плюсы. Не перегружается работа пищеварительных органов, тем самым снижается риск развития аллергии, излишнего веса. Когда мама кормит ребенка по требованию, возрастает риск перекорма.
  • Режим благоприятно влияет на комфорт и уют в семье. Маме удается уделить внимание не только ребенку, но также мужу и остальным членам семьи.

Сравнительная таблица распорядка дня детей в возрасте до года.

Возраст ребенка, мес. 0-3 3-6 6-10
Распорядок дня Примерный интервал времени, час
Первое кормление 6 6 7
Умывание, массаж, гимнастика, игра 6-7 6-7.30 7-9
Сон 7-9 8-10 9-11
Второе кормление 9 10 11
Прогулка, общение, игра 9-10.50 10-11 11-13
Сон 11-13 11-13 13-15
Третье кормление 13 13 15
Прогулка, игра, общение 13.40-14.40 13.20-14.30 15-17
Сон 14.50-16.50 14.30-16.30 17-19.30
Четвертое кормление 17 16.30 19.30
Общение, игра 16.30-17.30 16.30-18 19.30-21
Сон 17.40-19.30 18-19.30
Купание 20 20 21
Пятое кормление 20.40 20.40
Общение, чтение книг, прослушивание музыки 20.50-21.40 20.50-21.50
Ночной сон 21.40-6 22-6 21-7
Ночное кормление 1 1

Таблица наглядно показывает, что по мере взросления ребенка больше времени нужно уделять для совместного проведения досуга. Распорядок основных действий в 10 месяцев становится приближенным к режиму взрослых детей.

Примерное расписание дневного времени

Ребенок весь первый месяц должен большую часть времени спать (примерно 20 часов в сутки). Таким образом лучше происходит адаптация организма к новым условиям. Бодрствование связано с кормлением. Рацион питания должен включать только грудное молоко.

Следует учитывать, что детей первых дней жизни трудно приучить кушать по режиму. Они с трудом могут выдерживать часовой интервал, особенно те, кто на естественном вскармливании.

Если грудничок вскармливается смесями, то интервал может доходить до 3 часов. Смесь дольше переваривается желудком, и ее можно точно отмерить. Первый месяц малышу необходимо за каждое кормление около 90 мл молока.

Прогулки не только способствуют здоровому сну и аппетиту. Солнечные лучи, попадая на кожу младенца, способствует выработке витамина D, который так необходим для нормального развития.

График режима дня трехмесячного ребенка выглядит приблизительно так.

  1. Сон – не меньше четырех раз, продолжительностью около 2 часов. Ближе к концу месяца ночной сон должен доходить до 6 часов.
  2. Промежуток между кормлениями должен составлять около 3 часов. В ночное время суток не больше 6 часов. Рацион питания по-прежнему должен состоять из грудного молока. Маме не следует увлекаться новыми продуктами, чтобы не вызвать нежелательную реакцию со стороны пищеварительного тракта малыша.
  3. Обязательно нужно бывать на улице. Надо учитывать и погодные условия, но в среднем уделяют не меньше 2 часов в день.

В возрасте трех месяцев у мамы развивается лактационный кризис. Не стоит кормить трехмесячного малыша смесями и другими прикормами. Просто нужно немного переждать период, и питание снова наладится. Приучить к режиму в этот период не получится.

К четвертому месяцу ребенок уже привыкает к устоявшимся правилам.

Ночной сон может уже длиться около 10 часов. В день малыш спит 3 раза по 2 часа. Следует учитывать, что в это время начинают прорезываться первые зубки, ребенок может ощущать физический дискомфорт, он становится капризным, нарушается сон и аппетит. Режим в это время будет сбиваться. Не стоит слишком строго относиться к нему в это время, можно немного подстроиться под его ритмы.

Если ребенок на грудном вскармливании, то раннее введение прикорма в меню не разрешено.

Все питательные вещества малыш получает с маминым молоком. Если грудничка кормят смесями, разрешено ввести в рацион питания капельку сока.

Примерный режим дня по часам в первые месяцы жизни грудничк а наглядно покажет таблица.

Время Распорядок дел
6.00 Первый завтрак, сон
8.30-9.00 Умывание. С помощью ватки или мягкого полотенца протереть лицо теплой водой, почистить носик. Можно закапать солевой раствор, если дома жарко и в носовой полости корочки. Утреннее подмывание половых органов также важно.
9.30 Второй завтрак, чаще всего снова сон. В это время мама приведет себя в порядок, соберется на улицу сама.
10.30 Прогулка. Если на улице жарко, то гулять нельзя в период активного солнца (с 11 до 15 часов). В этом случае собраться на улицу нужно будет чуть раньше. Первая прогулка не должна длиться больше 15 минут. В зимнее время нельзя выходить с ребенком в первый месяц его жизни при температуре ниже -5 градусов. Каждый день время прогулки должно увеличиваться.
12.30-13.00 Обед, сон. В это время мама занимается своими делами.
16.00-16.30 Кормление, снова прогулка.
20.00 Кормление, общение, массаж.
22.00 Купание благоприятно влияет на здоровый сон, поэтому эту процедуру осуществляют вечером.
22.30 Кормление и уход ко сну.

Ребенка первого месяца рекомендовано укладывать позже обычного. Тем самым можно обеспечить длительный сон ночью. Если уложить ребенка рано, например, в 21.00, то ребенок проснется на ночное кормление уже в 2 часа. Это время характеризуется фазой поверхностного сна, и ребенок может долго не уснуть. Если спать лягут одновременно все члены семьи, то к первому ночному кормлению все уже успеют набраться сил.

Детям на искусственном вскармливании в пятимесячном возрасте в рацион питания разрешено вводить пюре из овощей и фруктов. После их введения внимательно нужно следить за состоянием ребенка.

Меню шестимесячного ребенка становится разнообразным. К этому времени достаточно хорошо окрепла пищеварительная система, вырабатываются ферменты, необходимые для переваривания сложной пищи. В рацион питания вводят каши, пюре из овощей и фруктов, творожки. Каждым новым продуктом кормить следует не раньше чем через 10 дней.

Рацион питания ребенка в пять-шесть месяцев наглядно поможет увидеть график.

  1. Первый завтрак – кефир, грудное молоко, смесь.
  2. Второй завтрак – каша, творожок, натуральный сок.
  3. Обед – пюре из овощей.
  4. Ужин – кефир.
  5. Второй ужин – мамино молоко или смесь.

В 6 месяцев на первом плане в меню молоко, а на втором уже прикорм. Поэтому после каждого прикорма стоит давать смесь или молоко. Рацион питания семимесячного ребенка продолжает расширяться. Можно вводить кисломолочную продукцию, попробовать кормить мясным пюре.

В 8-9 месяцев ребенок по-прежнему спит три раза в день, но в период бодрствования он активно изучает окружающую обстановку. Интервалы между кормлениями становятся больше и доходят до 5 часов.

В 9 месяцев рацион питания малыша дополняется рыбными блюдами. В это время нужно приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Грудное молоко уже не является главной пищей в меню малыша.

В 10 месяцев таблица примерного распорядка дня может выглядеть следующим образом.

Правила установления режима

Для того чтобы выработать распорядок дня при грудном вскармливании, маме самой нужно научиться дисциплине и приучить к ней других членов семьи.

График приучения малыша к установленному режиму.

  1. Подъем после ночного сна должен быть в одно и то же время. Даже если ночь выдалась бессонной, малыш после кормления не мог долго уснуть, его нужно разбудить для гигиенических процедур.
  2. Самостоятельно нужно установить удобное время для кормления, сна, прогулок, купания, и повторять ежедневно. Уже через несколько дней малыш привыкнет к подобному расписанию, и мама почувствует облегчение.
  3. Нужно отказаться от кормления по свободному графику. Если ребенок кушал недавно и снова тянется ротиком к груди, возможно, он просто хочет пить. В этом случае можно предложить водичку.
  4. Ритуалы помогут ребенку быстрее привыкнуть к режиму. Например, перед сном можно петь песенки или читать стишки, перед купанием можно гулять по комнате и рассматривать предметы или слушать музыку.

На протяжении всего времени приучения к режиму маме нужно будет запастись терпением, не злиться и не нервничать, если ребенок не может привыкнуть к распорядку.

Наладить режим дня в среднем удается за 10-14 дней.

Что делать маме, если ребенок путает день с ночью, и как приучить спать непрерывно всю ночь?

  • Подобная проблема может возникнуть из-за плохого самочувствия ребенка (режутся зубки, колики, простуда). Нужно обратиться к врачу, чтобы он дал рекомендации по лечению.
  • Сухой, жаркий воздух в комнате. Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть 20-22 градуса, влажность – не больше 70%. Перед сном помещение нужно проветрить не меньше 30 минут.

  • День нужно заполнить активными действиями. Больше играть, общаться с ребенком, делать массаж, гимнастику. Перед сном можно купать в большой ванной, где он будет иметь возможность активно двигаться.
  • Рацион кормления должен быть установлен правильно. Грудное молоко или смесь нужно включать в меню не раньше 22 часов, если введены прикормы, то на ужин можно предложить кашу.

После рождения ребенка в семье меняется привычный уклад жизни. Важно не только вовремя накормить и уложить малыша, но и сохранить дружественную и позитивную атмосферу в семье.



error: Контент защищен !!