Чтобы ребенок не разговаривал с незнакомыми. «Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности. Как научить ребенка общаться: родительское участие

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.

Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

  1. Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
  2. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
  3. Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.


В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.



Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.



Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе - эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений

Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким. Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом. Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.

Некоторые малыши из-за стеснения не могут первыми начать разговор с другими детьми. В данном случае родителям стоит придать ребенку уверенности в себе. Во время домашних праздников, где будут находиться и другие дети, нужно вовлечь свое робкое чадо в совместные игры.

Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.



Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их

Как помочь найти друзей в детском саду?

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: ). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.

Родителям на заметку:

  1. Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
  2. Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: ).
  3. Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
  4. Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
  5. Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные. Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка - например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 «А» класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично «разбираться» с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта - так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.

Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.

Источник: pixabay

Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное - чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами без родителей, могут стать легкой добычей преступников. О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает Анна Носач. А еще предлагает сыграть с детьми в три психологические игры.

Объясните ребенку, кто такой незнакомец

Расскажите малышу, что незнакомец - это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, - это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.

Можно ли ребенку доверять незнакомцу?

Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.

Научите ребенка

Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи - всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, лучше позвони в домофон или позови родителей или знакомых.

Детей помладше можно попросить сообщать о своих перемещениях по квартире или игровой площадке - это сформирует привычку держать родителей в курсе своего местонахождения.

Поиграйте

Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.

1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное - делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»

Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь. Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.

2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты - обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.

Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.

3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое - остановись; второе - громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, - не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению:

  • С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я - тебя» или просто «Иди рядом со мной».
  • Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами.
  • Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.
  • Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение. Если не знаете, как и во что играть, - сводите ребенка на специальные занятия и тренинги по безопасности.
  • Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется. Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.

Он наблюдает за тем, как общаются близкие люди, как они взаимодействуют с посторонними. Ближе к годику у крохи проявляется интерес к другим детям. Он абсолютно точно определяет, где взрослый, а где ребенок (даже если речь идет о подростке), и обращается с просьбой, пробует контактировать именно с представителем младшего поколения.

Если же карапуз попадает в коллектив детей приблизительно одного и того же возраста, он скорее играет рядышком, нежели общается и пробует дружить. Малютка пока не знает, как это правильно делать. Вот почему может стукнуть лопаткой, отобрать игрушку и даже подраться, если второй малыш окажет ему сопротивление. Именно поэтому рядом должен быть взрослый, который поможет разрешить конфликт, подскажет, как лучше поступить, при этом уважая и защищая интересы каждого ребенка. И как раз поэтому не стоит рассчитывать на то, что в компании ребятишки сами разберутся в своих детских конфликтах.

Давай познакомимся

Начнем с самого простого - знакомства. Кроха уже может произнести свое имя? Покажи, как правильно обращаться к другим деткам. Тут нет ничего сложного: «Привет, я Лена, давай играть!» Вы можете даже потренироваться. Но часто оказывается так, что твой карапуз начинает стесняться, теряется, предпочитает играть рядом и отдать инициативу знакомства другому ребенку. Подойди и помоги. Представь своего малыша, скажи, что ты его мама, и предложи вместе поиграть (нелишне будет познакомиться и с его мамой). Желательно, чтобы ты подсказала, чем заняться. Можно играть вдвоем игрушками, копать в песочнице, съезжать с горки, кататься на карусели. Параллельно озвучивай правила: забираться на горку по очереди, не толкаться, обмениваться игрушками. Детям должно быть максимально понятно, как действовать. При этом постарайся не быть слишком навязчивой и позволь обоим деткам проявлять инициативу. Но помни: обязательно нужно находиться рядом и наблюдать, а в случае необходимости - вмешаться.

Защищаем интересы

Предупреди, что во время игры что-то может сломаться, и подскажи, как реагировать на это. Нормально, если ценные для твоего карапуза игрушки вы сложите в коробку и спрячете подальше, а в случае с песочницей - ты их поместишь в поддон коляски или в пакет и станешь держать при себе. Но даже в процессе игры твой ребенок имеет право не делиться и не поддаваться. От тебя требуется максимальная чуткость. Защищай своего, другому предлагай варианты. Будь предельно честна со всеми. «Ты знаешь, Вова, Макар любит спать с этим мишуткой и не хочет его испачкать. Я его спрячу, но вместо него могу предложить тебе динозавра или робота». «Понимаешь, Ира боится, что кукла сломается, а она для нее очень дорога. Будет лучше, если я ее унесу в другую комнату. Но вы можете играться другими куколками». Такая позиция не обидит другого ребенка, а твоему не только позволит снять напряжение, но и поможет научиться самостоятельно выходить из подобных ситуаций.

Ни в коем случае не допускай манипуляций, особенно со стороны другой мамы. «Разве ты не поделишься с подружкой?», «Тебе жалко для друга?», «Мы тогда больше к тебе не придем/не будем дружить/обидимся». Это нечестно, несправедливо и вынуждает поступать против своей воли. Следи, чтобы подобного не происходило. И обрати внимание малыша на то, что вместе играть веселее, меняться игрушками интересно, что верный друг всегда пожалеет и придет на помощь. Обсуждайте спорные ситуации, подчеркивай, что всегда нужно поступать так, как велит совесть.

С кем будем водиться?

Как правило, друзья наших детей - это дети наших друзей. Или родственники. Совместный досуг сближает, но абсолютно не гарантирует того, что дружба во что бы то ни стало возникнет. Хотя при некоторых усилиях со стороны взрослых дети найдут общий язык и с удовольствием будут проводить время вместе. До определенного возраста именно родители устанавливают круг общения карапуза, но, начиная с садика, он будет находить себе товарищей без их участия и влияния.

Старайся поддерживать детскую дружбу. Познакомься с родителями и предложи их ребенку приходить к вам в гости, приглашай его на детские праздники. Можно иногда вместе гулять на детской площадке. У тебя появится возможность понаблюдать, как твой сын или дочка ведут себя, кто инициатор большинства игр, что хорошего и ценного малыш получает благодаря этой дружбе. Если карапуз заинтересовался кружком, в который ходит друг, предложи ему попробовать, но в то же время объясни, как важно заниматься делом, которое нравится, а не соглашаться на что-то за компанию.

Одни дети растут общительными: стоит им только появиться на игровой площадке, они тут же заводят новых друзей. Другие – проявляют осторожность при знакомстве и сложно сходятся со сверстниками. Застенчивым детям комфортно наедине со своими игрушками, однако рано или поздно им тоже придется осваивать навыки общения.

Екатерина Викторовна Левикова, детский психолог

Наблюдаем за ребенком: общительный или застенчивый

Хорошо, если мамы и папы как можно раньше поймут, насколько легко их ребенок сходится с другими людьми. Присмотритесь к малышу на игровой площадке и максимально честно ответьте, к какому типажу он относится.

Душа компании:

  • Любит играть вместе с другими детьми;
  • Делится своими игрушками;
  • Пытается познакомиться с соседями по песочнице.

Скромник или скромница:

  • Предпочитает играть в одиночестве;
  • Часто прячется за родителей;
  • Может проявлять агрессию (как защиту от окружающих).

Малыш может не идти на контакт со сверстниками по разным причинам:

  • Он застенчивый от природы;
  • У него был опыт неудачного знакомства;
  • Ребенок пока не умеет знакомиться и не знает, с чего начать разговор;
  • Вы сами необщительны, и малыш берет с вас пример.

Depositphotos_38634707_original.jpg

Как побороть застенчивость: используйте игру

Задача родителей – помочь малышу преодолеть застенчивость и страх общения. Но помните, что командами «Не будь букой, пообщайся с ребятами!» или «Ну, что ты сидишь? Иди знакомиться!» общительным своего ребенка вы не сделаете, напротив, его это только напугает. Значительно полезнее превратить этот процесс в веселую игру.

    Репетиция разных ситуаций. Берите любимые игрушки крохи и заранее обыгрывайте встречу с новым другом. Проработайте разные ситуации: на детской площадке, в парке, в гостях и т.д. Обратите внимание, в каких ситуациях ребенок начинает испытывать неловкость, и уделите им отдельное внимание.

    Полезные фразы для знакомства. Пусть малыш научится говорить простые фразы, например: «Как тебя зовут?», «Давай играть вместе!», «Смотри, у меня есть грузовик!». Чем чаще ребенок будет повторять эти слова во время игры дома, тем увереннее он будет себя ощущать в процессе знакомства на улице. Потренироваться можно на куклах и мягких игрушках: пусть малыш говорит им эти фразы, а вы отвечайте.

    Увлекательные игры. Когда малыш увлечен игрой, он обычно забывает обо всем на свете, в том числе и о своей застенчивости и страхе перед собеседником. Даже если ребенок не умеет завязывать разговор, во время игры он способен первым начать общение с другим ребенком невербально – с помощью жестов и мимики. Приобретите какой-нибудь хороший набор для познавательных игр, например, «Вокруг света», чтобы отправиться в увлекательное путешествие, где необязательно быть самим собой. И пригласите в гости семью с малышом, который может стать вашему ребенку другом. Яркие детали и фигурки помогут снять напряжение и увлечь детей: они, не договариваясь, начнут совместно придумывать веселые ситуации.

Как научить ребенка общаться: родительское участие

В раннем возрасте родители для ребенка – это главный образец для подражания. Если вы хотите, чтобы малыш стал более раскрепощенным, нужно и самим общаться в его присутствии. Обратите снимания на следующие советы:

Приглашайте в дом знакомых, у которых есть дети. Но не стоит сразу оставлять их наедине: застенчивый малыш может еще больше замкнуться в себе. Сначала уделите немного времени маленьким гостям: предложите своему сыну или дочери показать игрушки и рассказать их историю – это прекрасный повод для новых игр!

Ходите в гости сами и вместе выбирайте подарки для сверстников ребенка: так он научится дарить радость другим людям и станет проявлять больше интереса по отношению к окружающим.

Тихоня, который больше любит играть один, или маленький лидер и предводитель в любой детской компании? Характер и уровень социализации становится заметен уже в самом юном возрасте, практически сразу, как только ребенок начинает контактировать с другими детьми. Кто-то уже в 3 года с легкостью находит общий язык с любым человеком, а другой и в 6 лет стесняется и прячется за маму при каждом новом знакомстве. Как научить ребенка знакомиться и заводить новых друзей?

Почему ребенок не знакомится?

Мамы и папы нередко начинают бить тревогу, если ребенок не хочет знакомиться с другими детьми, и даже обращаются к детским психологам. Специалисты, конечно, помогут быстрее выявить причины проблемы и найти ее решение, но родители и сами в состоянии это сделать. Достаточно понаблюдать за ребенком и пообщаться с ним.

Трудности при знакомстве у детей могут возникнуть по следующим причинам:

  • Трудная адаптация к новым условиям и новому окружению. Ситуация очень распространенная среди детей дошкольного возраста — с одной стороны, все новое кажется им притягательным, а с другой — вызывает недоверие и страх.
  • Природная стеснительность. Скромным и стеснительным детям непросто завести новые знакомства, даже если они хотят расширить круг друзей. Обычно таким малышам сложно самим сделать первый шаг, но в процессе непосредственно общения они быстро раскрепощаются.
  • В окружении ребенка нет интересных ему детей. Малыши, как и взрослые, могут быть очень избирательны, и вполне вероятно, что ребенку просто неинтересно общаться с окружающими его детьми.
  • Ребенок — «чистый» интроверт. Такие дети чувствуют себя комфортно в «своем мире». Они не видят потребности в общении с другими ребятами, поэтому и знакомятся неохотно. Давить на ребенка в такой ситуации не стоит — у него может появиться недоверие к родителям и даже может проявиться .
  • Неудачный опыт. Возможно, ранее ребенок уже проявлял инициативу, но тогда новое знакомство не оправдало надежды. Или и вовсе предложение познакомиться было отвергнуто или осмеяно.
  • Ребенку не хватает самостоятельности. Не исключено, что малыш просто привык надеяться на помощь родителей. Он и не стремится завести новые знакомства, т.к. ждет, что за него это сделают родители или потенциальный товарищ.

Учим ребенка знакомиться

Первым делом, родителям нужно спросить у самого ребенка, почему он отказывается знакомиться со сверстниками. Естественно, делать это нужно деликатно, ненавязчиво, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что он в чем-то виноват. Поднимать тему лучше во время обыденной беседы, когда малыш максимально расположен к разговору. Вопросы должны быть наводящими — не скучно ли ему, нравятся ли ему ребята, с которыми он уже общается, хотел бы поиграть с другими детьми и т. д.

В некоторых случаях проблему нежелания знакомиться с новыми ребятами решить легко. Если ребенок говорит, что ему просто не нравятся, например, товарищи по игровой площадке, стоит поискать другую площадку, записать его в спортивную секцию или кружок по интересам, где можно будет найти новых знакомых. Следует понимать, что велико, и от выбранного окружения во многом будут зависеть его интересы, поведение и даже моральные ценности.

Если же причиной всему стеснительность и страхи, родителям нужно будет помочь ребенку и поддержать его, поэтому важно сохранять терпение и ни в коем случае не ругать за неумение самостоятельно заводить новые знакомства. Наоборот, нужно уделять ребенку больше внимания — больше общаться с ним, раскрепощая в процессе непринужденных бесед на самые разнообразные темы. Так он поймет, что общение — вполне естественный и интересный процесс.

Как помочь ребенку преодолеть страх перед новыми знакомствами?

  • Репетируйте сцены знакомства дома. В процессе игры дети не только раскрепощаются, но и становятся более восприимчивыми к новой информации. Используя кукол или мягкие игрушки, разыгрывайте классическую сцену знакомства, причем инициативу передайте ребенку.
  • Не бойтесь содействовать новым знакомствам. Интровертам необходима помощь в социализации, поэтому мамы и папы могут помочь ребенку найти новых друзей. Приглашайте в гости знакомых и коллег с детьми, знакомьте ребенка с другими ребятами на игровой площадке и обязательно поддерживайте любое желание .
  • Читайте сказки и смотрите фильмы о дружбе. Рассказанные в них истории помогут понять важность дружбы и, наверняка, простимулируют желание ребенка завести новые знакомства.
  • Подавайте правильный пример. Если в вашей семье не принято принимать гостей, встречаться с друзьями и знакомыми, то и у ребенка может не возникать желания знакомиться с ровесниками.

Со временем ребенку станет проще самостоятельно устанавливать контакт с окружающими. Возможно, он еще не готов проявлять инициативу, но по мере взросления ситуация изменится, и новые знакомства не будут вызывать ощущение дискомфорта. Главное — поддерживать ребенка и помогать ему постепенно преодолевать социальные страхи.

А ваш ребенок легко находит новых друзей, или вы помогаете ему в этом? Стоит ли, на ваш взгляд, принимать участие в детской социализации? Делитесь мнениями и опытом в комментариях.



error: Контент защищен !!