Я показал маме светящееся сердце. Литературно-музыкальная композиция "человек, на котором держится дом". Метод направленного чтения

1 часть

Кузница стояла на краю деревни. От неё, как от самовара, тянуло горьковатым дымком, и земля вздрагивала от звонких прерывистых ударов тяжёлого моло­та. Я с опаской заглянул внутрь кузницы и услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и в горне с лёгким свистом пробуждается огонь. Кузнец был раздет до по­яса. Его тело блестело от пота. И на мокрой груди отра­жалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотком, от­кидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск на груди вздрагивал. И я решил, что это светится сердце кузнеца. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.

Я показал маме светящееся сердце и спросил:

Видишь сердце?

Вижу,- отозвалась мама.

Отчего оно светится?
Мама подумала и ответила:

От работы.

А если я буду работать, моё сердце будет светить­ся?- неожиданно спросил я.

1 цветом покажите свое отношение к прочитанной части. Обсудите в группе найдите совпадения.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ ЦВЕТ, ОБЪЯСНИТЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА?

Мои родители были трудолюбивыми. Я помню, как по утрам они собирались на работу. Торопливо пили чай. Поглядывали на часы, боялись опоздать. Мне тог­да казалось, что они спешат на поезд или их ждут дела государственной важности. Может быть, они торопят­ся строить плотины, изобретать новые машины? Но работа у них была самая обычная: так я заключил из разговора родителей.

ВЫПИШИТЕ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ., которое отражает главное в этой части.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Как-то раз папа взял меня с собой на работу, в мор­ской порт. Я увидел океанские корабли, краны с длин­ными, как у жирафов шеями, двухэтажные автомоби­ли-лесовозы. В порту пахло морем и свежими досками. Рядом с огромными судами и кранами мой папа казал­ся мне маленьким и тихим. Но когда я понял, что это по его воле огромные связки брёвен и досок легко взлета­ли над землёй и исчезали в глубоких трюмах корабля, мне он стал казаться огромным. Ладная красивая рабо­та напоминала представление. Стало понятно, почему папа так торопится на работу, почему он и мама так любят работу.

Сделав это открытие, я очень удивился. Ведь рань­ше я думал, что самое прекрасное - ничего не делать. Со временем я задал себе вопрос: «Без чего не может жить человек?» «Без воздуха. Без воды. Без хлеба»,- сам себе ответил я.

Но оказалось, что человек не может жить и без труда.

Выписать предложение, которое отражает главное - «Без чего не может прожить человек?»

Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?

Сколько == Есть ли у вас у вас совпадений (-я)

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. Не случайно во многих словах нашего языка «труд» является корнем.

Но «труд» - не только корень многих слов. Труд - корень всей нашей жизни.

(не обращай внимание на задания)

Цели:

  1. прививать учащимся духовно-нравственные ценности;
  2. развивать морально-этические качества; развивать чувство любви и гордости за свою семью;
  3. воспитывать уважение к старшему поколению.

Оборудование : музыкальные произведения по теме, теле-, видеоаппаратура.

Наглядность:

  1. стенгазета «Мама в моей жизни» (см. Приложение 1);
  2. слайд-шоу с фотографиями детей и родителей;
  3. плакат «Родина – мать зовет»;
  4. репродукция картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля;
  5. эпиграф; заголовок.

Ход мероприятия

Не знаю ничего красивей,
Достойней матери счастливой
С ребенком малым на руках.
Тарас Шевченко

Под мелодию «Аве Мария» звучит стихотворение С.Острового «Женщина с ребенком на руках».

Ведущая : Несмотря на то, что мы все рано или поздно взрослеем, все мы родом из детства. А что такое детство? Это в первую очередь семья, мама: этому сегодня и посвящена наша встреча.

Ведущий: "Добрый день" говорим мы сегодня нашим самым близким и дорогим людям -нашим мамам!

Мама! Какое замечательное слово, какое теплое и нежное, такое строгое и воспитывающее: и самое главное слово на Земле для каждого из нас! Не зря оно звучит на всех языках почти одинаково: мама, mother, mutti (мутти), mia, баба: всех поймет и согреет своим теплом мама.

Ведущая: Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г учрежден ежегодный российский праздник - День матери. Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября. И хотя этот праздник отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.

Ведущий: День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины-матери. День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник.

Стихотворение «День матери – праздник пока молодой…»

Ведущий: Сегодня наши ребята подготовили посвященные нашим дорогим мамам стихотворения.

На фоне красивой мелодии несколько ребят читают стихотворения.

В.Гин «Не обижайте матерей»

Р. Гамзатов "Мама"

Э. Асадов "Храбрая мама"

Э.Асадов «Медвежонок»

Ведущий: Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что

подарила ему жизнь. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье её детей. Нет

ничего бескорыстнее и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт его, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери.

Ведущий: У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Звучит народная украинская мелодия.

Инсценировка стихотворения Д. Кедрина «Сердце Матери».

Ведущий: Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Вспомним слова Олега Кошевого, обращенные к матери и полные сыновней нежности:

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки...

Ведущий: Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас - от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

А.Деменьтев «Я верю, что все женщины прекрасны»

Гаснет свет. Освещен плакат «Родина - мать зовет!». Под мелодию звучат отрывки из произведения Ю.Яковлева «Сердце земли».

Со свечами в руках выходят юноши.

Чтецы:

1. На ледяном ветру я видел ее у печки с закрытыми глазами. Это видение возникало ночью на посту. У меня в кармане лежало письмо. От него веяло далеким теплом, пахнущим смолянистыми дровами. Это родное тепло было сильнее ветра.

Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. Был мамин голос. Я слышал его даже в грохоте орудий. Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

2. Под новый год я увидел у себя елку. Мама подробно рассказывала письмо о елке. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. Их зажгли, и с еловых веток по комнате разился ни с чем не сравнимый аромат стеарина в хвои. В комнате было темно, и только веселые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золоченые грецкие орехи. Я лежал на снегу в тяжелой каске, в подшлемнике - в шерстяном опущенном забрале, в шинели, затвердевшем от талого снега, а осколки снарядов гулко плюхались на землю - большие, рваные куски металла... Вот один упал совсем рядом... Гори, елка. Мерцайте, позолоченные орешки. Хорошо, что где-то около мамы есть островок мира, где всё по-прежнему. Тепло и спокойно. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога - это я. Старые часы идут и бьют полночь. Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке. Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. Пахнет хлебом. Тихо. Ёлка погасла. Печка горячая.

3. Я как-то спросил маму:

У меня сердце светится?

Ну как же оно может светиться, - возразила мама.

Я увидел светящееся сердце в кузнице. Кузница стояла на краю деревни. От нее тянуло запахом угольного дыма, и она сотрясалась от звонких прерывистых ударов. Я услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и как от их дыхания в горне с легким свистом пробуждается в углях огонь.

Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. На мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотом, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскаленного железа. И каждый раз отблеск пламени вздрагивал. Я решил, что это просвечивает сердце. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь. Я показал маме светящееся сердце.

Видишь, - сказал я шепотом.

От чего оно светится?

Мама подумала и тихо сказала:

От работы.

А если я буду работать, мое сердце будет светиться?

Будет, - сказала мама.

Я тут же принялся за дело. Я наносил дров, поворошил сено и даже вызвался пойти за водой. И каждый раз, окончив дело, спрашивал:

Светится?

И мама кивала головой.

4. Однажды я нашел на земле осколок снаряда и показал маме:

Смотри, какой камень!

Это не камень - ответила мама. - Это осколок снаряда.

Снаряд разбился?

Он разорвался на множество осколков.

Чтобы убивать.

Я бросил осколок на землю и опасливо покосился на него.

Не бойся, - сказала мама. - Он уже никого не убьют. Он сам мертвый.

Откуда ты знаешь? - спросил я маму.

Я же была сестрой милосердия.

Я смотрел на маму как на незнакомую. Я не мог понять, какое отношение имеет сестра милосердия к маме. В то далекое мгновение ни она, ни я не могли даже представить себе, что через десять лет буду лежать в шинели, в каске, с винтовкой, прижатой к боку, и в меня будут лететь такие камни с острыми краями. Не мертвые, а живые. Не для жизни, а для смерти.

5. Я очнулся в телеге, не сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать. Телега грохотала, заглушала мой голос. Жажда запечатала губы. А я из последних сил шептал незабываемое слово - мамочка. Я звал ее. Уповал на нее, как на бога. Богоматерь. Человекоматерь. Мать. Я знал, что она откликнется и придёт. И она появилась. И сразу смолк грохот, и олодная животворная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос…

Сынок! Сынок, родненький...

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнавал её руку, её голос. Я ожил от её милосердия.

Губы разжались, и я прошептал:

Мама, мамочка...

Моя мать лежала в братской могиле в осаждённом Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. Мама, мамочка....

Звучит вальс Д.Б.Кабалевского «Школьные годы», на его фоне звучит стихотворение. Одна пара танцует вальс.

Ведущий: Любовь матери к детям безгранична. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо, чудо возвращения.

Под мелодию «Реквием» Моцарта звучит стихотворение Н.Рублева «Все люди спят»

Под мелодию протяжной русской песни звучит стихотворение К.Кулиева «Ой, зачем ты, солнце красное…»

«Нас, как причалы, ждут края родные…»

Ведущий . У женщин есть важная и ответственная обязанность - быть душой семьи, нести свет и тепло. Жизнь матери - это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг.

С.Островой «Отшумит, умчится любая беда…»

Ведущий. Нашим мамам так часто бывает нелегко с нами! Мы огорчаем их плохими поступками, леностью в учебе. Мы не всегда помним, сколько бессонных ночей провела мама у нашей кроватки. Принимая мамину заботу как должное, мы забываем ее поблагодарить.

Сценка «Один день из жизни женщины»

Сын: Весна! На улице капели звенят наперебой с ручьем! Мы ноги промочить успели, без шапок погуляли днем!

Дочь: Гуляли как всегда без мамы, она в работе, как всегда, от той работы, скажем прямо, болит у мамы голова.

И вот пришла мама с работы,
Кидает сумочку на стол,
Оттуда вывались шпроты,
Для сына маленькие боты,
Три килограмма колбасы,
Для папы новые часы,
Шнурки, заколки, скрепки, шляпа!

Сын: Какой красивый будет папа!

Мама : А про бабушку забыла, ничего ей не купила!

Сын: Мама, я не понял тему и объясни мне теорему.

Дочь: И кто такой орангутанг? Как вывести этилбутан?

Сын: Скворечник надо сколотить!

Дочь: Забор у школы побелить!

Вместе: Еще нам надо поиграть,

попеть, попрыгать, поплясать!

Мама:

Я теорем не понимаю,
Орангутангов я не знаю.
Устала, дети, очень я!
Ах, отойдите от меня! (Уходят)

Забыла даже про себя (берет зеркало),
Подкрашу-ка я свои глазки,
И нанесу на лицо маску.
Про маникюр я не забуду,
Очень красивая я буду! (Сушит ногти)

Ну, здравствуй, дочка, как дела?
Ой! Заболела вдруг спина.
Скажи-ка, что там пишут в прессе.
Что нового в политпроцессе?
Еще случилася беда!
Ты вставь-ка челюсть мне сюда! (показывает)
И где для зрения пилюли?

Мама: Ах, дедушка, иди к бабуле.

Мама: Отдохну-ка я теперь.

Мама: Кто там?

Сосед: Открывайте, ваш сосед.Мне бы пасту «Блендамед».

Мама: Заходите, я сейчас. Кто включил на кухне газ?!!

Мама: Вот, держите «Блендамед». Времени у меня нет! Сейчас начнется сериал, как Хосе богатым стал.

(Входит папа)

Папа: Женушка моя родная, не устала ль, дорогая? Есть хочу, аж умираю! Напекла бы пирожков,

отварила бы рожков и пожарила котлеты, накормила бы омлетом, суп гороховый сварила и посуду бы помыла!

Мама (бредит): Что? Посуда? Пирожки?! Дети, школа и рожки? Орангутан и «Блендамед»? Газета, пресса, старый дед!!

Все: Вот такая она мама! И хозяюшка, и дама! Очень любим ее все, нет ее ценней, дороже!!!

Звучит песня «Мама». Муз. Жерар Буржоа, Темистокле Попа, сл. Ю.Энтина

Ведущий: Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому мы должны и обязаны нежно любить, уважать, беречь ее, не причинять матери боли своими словами и поступками

А.Дементьев «По ночам звучит надрывный кашель…»

Р.Гамзатов «Не оставляйте матерей одних…»

Ведущий: Мы кланяемся всем женщинам, матерям за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.

Ребята по очереди встают и говорят свои слова.

Чтецы:

1. Пуховый платок, свет улыбки знакомой,
Глаза, что умеют простить и понять,
Что вечно в тревоге:
- Ну где мы и что мы?
Такою с детства запомнилась мать.

2. В беде отогреет, закроет собою,
Порой пожурит и забудет тотчас...
- Спасибо Вам, мамы, спасибо большое
За все, что вы сделали в жизни для нас!

3 .Спасибо за Вашу заботу и ласку,

4 . За добрую жизнь, что семье отдана,

5. За первую песню, за первую сказку,

6 . За годы тревоги, за ночи без сна.

7. Мы поздно у Вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз..

8 .Спасибо Вам, мамы,
Спасибо большое –
За все,
Что Вы сделали в жизни для нас!

9 . Кланяемся вам, мамы, за ваш великий материнский подвиг.

10. Кланяемся вам, мамы, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.

11. Кланяемся вам за то, что вы несете свет и тепло детям, окружающим людям.

12 . Кланяемся вам за ваш великий, самоотверженный труд.

13 . Кланяемся вам - душе семьи, хранительницам семейного очага.

14. Кланяемся вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого.

15 . Мир дому вашему, семье вашей, дорогие мамы.

Все. Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя Мать!

Ведущий: И в конце нашего вечера, мы говорим: Что же такое семья? Мама? С чем ее можно сравнить? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение любовь, дружба, совместные дела. И давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети, хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. А также о том, что какова наша семья, таковы наши Матери, наши дети, таким будет наше будущее, такой будет и Россия.

Ведущий: Помните, главный закон семьи - забота о каждом члене семьи, а каждый член заботится обо всей семье. Вы должны твердо знать этот закон, тогда ваша семья, дом, будут местом, где вас любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, где тепло и уютно.

Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога?

Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? - обратилась Татьяна Ивановна к классу.

Первым, как всегда, ответил Ваня:

Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило.

И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, - добавила Аня.

Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, - заметила Татьяна Ивановна.

Аня сразу поняла, о чём говорит учительница:

Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно.

Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, - согласилась Татьяна Ивановна.

А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог - текст? - заинтересовался Ваня.

Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, - ответила Татьяна Ивановна.

53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст.

Учительница после приветствия взяла слово первой: - Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний - все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы?

В беседу вступила Мария Викторовна :

Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь.

А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, - уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич.

Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой.

Мне кажется, - подвела итог учительница , - что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.

54. Выберите из текста диалог, спишите, расставьте знаки препинания. Прочитайте его по ролям, выразительно. Как бы вы озаглавили текст?

Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. На мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотом, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск пламени вздрагивал. Я решил, что это просвечивает сердце. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.

Я показал маме светящееся сердце.

Видишь? Сказал я шёпотом.

От чего же оно светится? Мама подумала и тихо сказала: От работы.

А если я буду работать, моё сердце будет светиться?

Будет сказала мама.

(Ю. Яковлев)

Сравните рисунок и текст. Расскажите о кузнеце, который изображён на рисунке, учитывая содержание текста,

55. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Весенний монолог». Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?

      Всё весеннее:
      намёки и поступки,
      бездумные шаги по мостовой.
      Всё весеннее:
      бульвары и простуды,
      ветер,
      пахнущий вчерашнею травой.
      Верю я, что есть улыбка
      в этом ветре.
      Верю в ласковость и силу
      сквозняка. <...>
      И не верю
      только в синие снега.

КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ»Ю.ЯКОВЛЕВ .

    ЦЕЛЬ - познакомить учащихся с произведением “КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ », сюжет, которых направлен на развитие и воспитание НРАВСТВЕННЫХ качеств, через литературные произведения. Развивать познавательные процессы, развивать умственные умения, уметь писать синквейн по заданной теме. Воспитывать нравственные качества, трудолюбие, любовь к близким.

    ТИП - урок получения новых знаний

    МЕТОДЫ – ассоциативная карта, направленное чтение, синквейн.

    ТЕХНОЛОГИЯ – RWKT

    ФОРМА РАБОТЫ – групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование – тематические иллюстрации.

1. ПОБУЖДЕНИЕ

Урок начнем с игры, которая называется «Доскажи словечко»

По итогам игры вы должны мне ответить на вопрос что объединяет все названые вами слова.

Учитель читает начало предложения, а ученики должны закон­чить его.

Трактор водит... (тракторист),

Электричку -... (машинист),

Стены выкрасил... (маляр),

Доску выстругал... (столяр),

В доме свет провел... (монтер),

В шахте трудится... (шахтер),

В жаркой кузнице - ... (кузнец),

Кто все знает - молодец!

Что объединяет все названные слова? (это профессии)

Учитель начинает разговор о профессиях, читает стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Блузка рабочего - Маслом машинным.

Пахнет кондитер Орехом мускатным.

Доктор в халате - Лекарством приятным.

Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник

Не пахнет никак!

-....И сейчас я хочу прочитать вам стихотворение

У каждого дела Запах особый:

В булочной пахнет Тестом и сдобой

Мимо столярной Идешь мастерской - Стружкою пахнет И свежей доской.

Пахнет маляр Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик Оконной замазкой.

Куртка шофера Пахнет бензином.

Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обя­зан выбрать дело в жизни, профессию.

Обратить внимание на иллюстрации.

Сейчас, составим ассоциативную карту к слову ПРОФЕССИЯ.

ГОВОРИТЬ БУДЕМ ПООЧЕРЕДИ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ.

...................

ИТОГ ЭТАПА.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ

МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

Продолжаем урок

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Яковлева «КОГДА СВЕТИТСЯ СЕРДЦЕ».

Знакомится, С РАССКАЗОМ МЫ БУДЕМ ПО ЧАСТЯМ, после чтения каждой части вы будите выполнять определенное задание на листочках, обсуждать в группах и делится затем классом.

1 часть

Кузница стояла на краю деревни. От неё, как от самовара, тянуло горьковатым дымком, и земля вздрагивала от звонких прерывистых ударов тяжёлого моло­та. Я с опаской заглянул внутрь кузницы и услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и в горне с лёгким свистом пробуждается огонь. Кузнец был раздет до по­яса. Его тело блестело от пота. И на мокрой груди отра­жалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотком, от­кидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск на груди вздрагивал. И я решил, что это светится сердце кузнеца. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.

Я показал маме светящееся сердце и спросил:

    Видишь сердце?

    Вижу,- отозвалась мама.

    Отчего оно светится?
    Мама подумала и ответила:

    От работы.

А если я буду работать, моё сердце будет светить­ся?- неожиданно спросил я.

1 цветом покажите свое отношение к прочитанной части. Обсудите в группе найдите совпадения.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ ЦВЕТ, ОБЪЯСНИТЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА?

2 часть

Мои родители были трудолюбивыми . Я помню, как по утрам они собирались на работу. Торопливо пили чай. Поглядывали на часы, боялись опоздать. Мне тог­да казалось, что они спешат на поезд или их ждут дела государственной важности. Может быть, они торопят­ся строить плотины, изобретать новые машины? Но работа у них была самая обы чная: так я заключил из разговора родителей.

ВЫПИШИТЕ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ., которое отражает главное в этой части.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

3 часть

Как-то раз папа взял меня с собой на работу, в мор­ской порт. Я увидел океанские корабли, краны с длин­ными, как у жирафов шеями, двухэтажные автомоби­ли-лесовозы. В порту пахло морем и свежими досками. Рядом с огромными судами и кранами мой папа казал­ся мне маленьким и тихим. Но когда я понял, что это по его воле огромные связки брёвен и досок легко взлета­ли над землёй и исчезали в глубоких трюмах корабля, мне он стал казаться огромным. Ладная красивая рабо­та напоминала представление. Стало понятно, почему папа так торопится на работу, почему он и мама так любят работу.

Сделав это открытие, я очень удивился. Ведь рань­ше я думал, что самое прекрасное - ничего не делать. Со временем я задал себе вопрос: «Без чего не может жить человек?» «Без воздуха. Без воды. Без хлеба»,- сам себе ответил я.

Но оказалось, что человек не может жить и без труда .

Выписать предложение, которое отражает главное - «Без чего не может прожить человек?»

Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?

Сколько == Есть ли у вас у вас совпадений (-я)

ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

4 часть

Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. Не случайно во многих словах нашего языка «труд» является корнем.

Но «труд» - не только корень многих слов. Труд - корень всей нашей жизни.

Ответь на вопрос выписав предложение из текста ЧТО ТАКОЕ ТРУД?

Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?

Какие профессии можно добавить в ассоциативную карту после прочтения текста.?

Зачем нам нужно трудиться?

Когда сердце человека будет ярко светиться?

Ваши сердечки тоже светятся, почему как вы считаете?

3. РЕФЛЕКСИЯ

СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ ТРУД.

Обсуждение в группах.

Отметьте наиболее удачный ВАРИАНТ.

Я наклонился к ведру и сделал глоток. Мальчишка тоже глотнул. Так мы пили вдвоем вкусную колодезную воду, словно поспорили, кто кого перепьет.

Меня стал сердить мальчишка. Я с удовольствием выпил бы все ведро, чтобы не видеть его. Пить я больше не мог - мне уже свело зубы от холода, - я размахнулся и вылил воду на дорогу. И угодил в курицу, которая недовольно закудахтала и побежала прочь. Я вылил воду, но двойник остался. И когда я шел по деревне, он все время давал о себе знать.

Я вдруг почувствовал, что долгое время не помнил многих событий своей прежней жизни. Люди, с которыми я жил когда-то рядом, отодвинулись далеко в пространство, а их очертания стерлись. Образовался провал. Пустота, от которой мне стало не по себе. Теперь этот нестриженый, со ссадиной на лбу приблизил далекое время. Я увидел свое детство со множеством подробностей.

Я вспомнил щели в бревнах над моей кроватью, сенник на лавке, занавески, прибитые обойными гвоздями, печную заслонку с отклепавшейся ручкой, рогатые ухваты. Я услышал скрип половиц - у каждой свой особый звук: старые потрескавшиеся доски были клавишами какого-то таинственного инструмента. Я реально ощутил запах топленого молока - клейкий, кисло-сладкий запах, который неожиданно вытекал из печи и вытеснял из дома все остальные запахи.

Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца.

Мой дедушка, Алексей Иванович Филин, был родом с Белого озера. Двенадцатилетним мальчишкой он пришел в Питер и назад в деревню уже не вернулся. Жил трудно. Много работал. После революции стал Героем Труда. Городская жизнь не убила в нем деревенского корня. Иногда с грустью рассказывал о молочной воде Белого озера, о пчелах, о лошадях, о том, как в деревне в большом чане варят домашнее пиво. Иногда, под хмельком, дедушка пел свои деревенские малословные песни.

Каждое лето мы с мамой ездили в деревню.

Городской человек редко встречается с землей. Земля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависят от земли. Но переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной, незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.

В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы, и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти подошвы верно служили мне - не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном - мыть.

Мать приучила меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза - так рождается лен. Мы с мамой дергали лен. Мама ловко скручивала жгут и вязала снопы-коротышки. У нее на голове был белый платок, как у деревенских.

Иногда мне поручали пасти корову Лыску. Тогда приходилось подниматься очень рано. И я сердился на Лыску, что она не дала мне поспать, шагая по холодной траве, дулся на нее. Мне даже хотелось ударить ее прутом... Она шла медленно, с коровьим достоинством, а самодельный жестяной колокольчик глухо потренькивал на ее шее.

Потом, в роле, я отходил. Я приближался к корове и прижимался к ее теплому дышащему боку - грелся. Иногда я разговаривал с Лыской. Рассказывал ей целые истории. Лыска не перебивала меня, она умела внимательно слушать и беззвучно кивала головой.

Голова у нее тяжелая, крупная. А глаза, большие влажные глаза, были чем-то опечалены. Лыска незаметно подходила ко мне и тыкалась в щеку розовым носом. Ее дыхание было громким и теплым. Она относилась ко мне покровительственно, как к теленку.

Временами я испытывал приливы любви к нашей корове. Тогда я уходил с ней далеко в поле, где росли клеверная кашка и горошек. Отыскивал глубокий буерак, опускался по крутому склону и рвал для нее лакомые зеленые побеги. Я сооружал "дымок": зажигал сухие гнилушки в консервной банке и размахивал около Лыски, чтобы слепни и шершни не одолевали ее. Лыска становилась священным животным, а я служкой с кадилом. Потом Лыску пришлось продать. Когда ее уводили со двора, она плакала. Все понимала. Испытывала горе. И тогда я дал себе слово, что, когда вырасту и буду зарабатывать деньги, куплю Лыску обратно. Я обещал это Лыске.

Нестриженый, со ссадиной на лбу, смотревший на меня из ведра, напомнил мне об этом невыполненном обещании. Он насмехался надо мной и молча, непрощающе упрекал в том, что я обманул Лыску. Обещал купить обратно и не купил.

Вообще мой нескладный двойник многое напоминал мне.

Я как-то спросил маму:

У меня сердце светится?

Ну как же оно может светиться, - возразила мама.

Я увидел светящееся сердце в кузнице. Кузница стояла на краю деревни. От нее тянуло запахом угольного дыма, и она сотрясалась от звонких прерывистых ударов. Я услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и как от их дыхания в горне с легким свистом пробуждается в углях огонь.

Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. На мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотом, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскаленного железа. И каждый раз отблеск пламени вздрагивал. Я решил, что это просвечивает сердце. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.

Я показал маме светящееся сердце.

Видишь? - сказал я шепотом.

От чего же оно светится?

Мама подумала и тихо сказала:

От работы.

А если я буду работать, мое сердце будет светиться?

Будет, - сказала мама.

Я тут же принялся за дело. Я наносил дров, поворошил сено и даже вызвался пойти за водой. И каждый раз, окончив дело, спрашивал:

Светится?

И мама кивала головой.



error: Контент защищен !!