Возможности человека обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени называется. Тестовое задание

Скоростные способности и основы методики их воспитания. (Понятие скоростные способности, виды двигательных реакций, средства и методы воспитания простой и сложной двигательной реакции, сенситивные периоды развития, воспитание быстроты движений, контроль)

Скоростные способности - возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции -- временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте -- это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. Задачи развития скоростных способностей. 1) необходимость разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст -- сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей. 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).3) совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы:

  • 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в)улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
  • 2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
  • 3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.). Основными методами воспитания скоростных способностей являются: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод. Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4--5 с) и движения с меньшей интенсивностью -- вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд. Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы -- уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Основной метод при развитии быстроты реакции -- метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Воспитание быстроты движений. Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения. Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15--20 с) , выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в ФВ используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.). При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до II лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14--15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5--20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12--13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции. Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,0] или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. Рука испытуемого вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1--2 см от ладони исследователь удерживает линейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 с после предварительной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого -- быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый. В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теттпингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5--20 с.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Результат физической подготовки
физическое развитие индивидуума
физическое воспитание
физическая подготовленность
физическое совершенство

2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
физическая культура
физическая подготовка
физическое воспитание
физическое образование

3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
двигательная реакция
скоростные способности
скоростно-силовые способности
частота движений

4. Двигательные (физические) способности – это …
умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
физические качества, присущие человеку

индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность

5. Абсолютная сила – это:
максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
способность человека преодолевать внешнее сопротивление
проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц
сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека

6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе
результаты научных исследований
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними
желание заниматься физическими упражнениями

7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …
простой двигательной реакцией
скоростью одиночного движения
скоростными способностями
быстротой движения

8. Основное специфическое средство физического воспитания
физические упражнения
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры

9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …
повторный максимум (ПМ)
силовой индекс (СИ)
весосиловой показатель (ВСП)
объем силовой нагрузки

10. Физические упражнения – это …
такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств

11. Число движений в единицу времени характеризует …
темп движений
ритм движений
скоростную выносливость
сложную двигательную реакцию

12. Сила – это:
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)
способность человека проявлять большие мышечные усилия

13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …
разрядные нормативы и требования по видам спорта
методики занятий физическими упражнениями
общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
научно обоснованные задачи и средства физического воспитания
комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению
перечень конкретных норм и требований

14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека
показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств
показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов
уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков
уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков

15. Относительная сила – это сила, …
проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса
проявляемая одним человеком в сравнении с другим
приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы
проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением

16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека
спортивная тренировка
специальная физическая подготовка
физическое совершенство
профессионально-прикладная физическая подготовка

17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …
тестами (контрольными упражнениями)
индивидуальными спортивными результатами
разрядными нормативами единой спортивной классификации
индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку

18. Под техникой физических упражнений понимают …
способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью
способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление
определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения
видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения

19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …
их формой
их содержанием
темпом движения
длительностью их выполнения

20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни
валеология
система физического воспитания
физическая культура
спорт

21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества
показатели телосложения
показатели здоровья
уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации

22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …
скоростным индексом
абсолютным запасом скорости
коэффициентом проявления скоростных способностей
скоростной выносливостью

23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …
закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия
частоту движений в единицу времени
взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения
точность двигательного действия и его конечный результат

24. Физические качества – это …
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах

25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности
физическая подготовка
физическое совершенство
физическая культура
физическое состояние

26. Основу двигательных способностей человека составляют …
психодинамические задатки
физические качества
двигательные умения
двигательные навыки

Входной контроль по ФК. 8 класс.

1. В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр?

а) 1956; б) 1968; в) 1964; г) 1952.

2. С какого года баскетбол включен в программу Олимпийских игр?

а) 1936; б) 1924; в) 1932; г) 1944;

3. Сколько зимних олимпийских видов спорта?

а) 7 ; б) 14; в) 5; г) 11.

4.Летние Олимпийские игры 2016 года пройдут ….?

а) Испании; б) Бразилии; в) Японии; г) США.

5. Физическая подготовленность характеризуется:

а) Высокими результатами в спортивной деятельности; б) Устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов; в) Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта; г) Эффективностью и экономичность двигательных действий.

6. Оптимальная степень владения техникой двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:

а) Двигательным умением; б) Техническим мастерством; в) Двигательной одаренностью; г) Двигательным навыком.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

а) Двигательной реакцией; б) Скоростными способностями; в) Скоростью одиночного движения; г) Скоростно-силовыми способностями.

8. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:

а) Подвижностью в суставах; б) Специальной гибкостью; в) Активной гибкостью; г) Динамической гибкостью.

9. Укажите основное специфическое средство физического воспитания:

а) Личный пример учителя; б) Естественные силы природы, гигиенические факторы; в) Физические упражнения; г) Рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание.

10. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

а) 6- ти минутный бег; б) Бег на 100 метров; в) Лыжная гонка на 3 километров; г) Плавание 800 метров.

11. Адаптация - это?

а) Процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды ; б) Чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса; в) Процесс восстановления; г) Система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

12. Что чаще всего приводит к нарушениям осанки?

а) Высокий рост; б) Уменьшение межпозвоночных дисков; в) Слабая мускулатура; г) Нарушение естественных изгибов позвоночника.

13. Вес мяча в баскетболе должен быть …

а) Не более 670 г. б) Не более 650 г. в) Не более 560 г. г) Не более 500 г.

14. Физическое развитие это …

а) Размеры мускулатуры, формы тела, функциональные возможности систем организма, физическая активность; б) Процесс совершенствования физических качеств при выполнении упражнений; в)Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом; г) Процесс изменения морфологических и функциональных параметров организма человека в течение всей его жизни.

15. К анаэробным упражнениям относятся … ?

а) Спринт; б) Волейбол; в) Лыжные гонки; г) Плавание;

ОТВЕТЫ

1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в, 10-б,11-а, 12-в, 13-б, 14-г, 15-а

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путям в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.



error: Контент защищен !!