Традиционная обувь татар. Национальный татарский костюм: общая информация

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Во времена средневековья традиционным нарядом женщин считалось платье, головной убор и характерная обувь. Независимо от статуса, одежда во многом совпадала, но различия, будь это родовые, социальные или клановые, выражались лишь в используемых тканях, их цене, обилию декоративных элементов и количеству надеваемой одежды. Одежда, которая создавалась веками, выглядела не просто красиво, а нарядно, и это благодаря украшениям, изысканной отделке и традиционной вышивке.

Описание татарского женского народного костюма

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в , которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

1.Введение.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Чәчләремне чолпы тагып

үрдем ике толымга.

Аннары калфак беркеттем

Башымның түбәсенә,

Күлмәк,камзолымны кигәч...

Күз генә тимәсен лә.

Авылга кунакка кайттым,

Татар киемен киеп,

Әбием куансын әле

Милләтем яши! “–диеп.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке.Летом там у нас очень хорошо,особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.Моя бабушка, прислала мне подарки, сделанные своими руками: красивый калфак,вышитый татарским орнаментом камзул.Мне так понравилис ь бабушкины подарки, они такие необычные: и я подумала, примерив их, куда же я их буду надевать? В моих мыслях как песня стали рождаться эти строчки…И получилось такое стихотворение. Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Более подробно о том, какой длинный исторический путь прошёл национальный татарский костюм, создаваемый и меняющийся тысячелетиями, становясь все краше, изысканнее из поколения в поколение я решила изучить и рассмотреть в своей работе.

Итак, цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Исследовать национальный костюм сибирских татар, его виды, элементы на примере моей бабушки и её рукоделия.

Задачи:

1. Выявить особенности национального костюма.

Актуальность темы :

Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней»

Гипотеза : Исследование самобытности татарской национальной одежды и изучение национальных костюмов сибирских татар делает меня частью культуры и традиций татарского народа.

Структура работы:

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    наблюдение

    беседа

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма сибирских татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды .

2. Основная часть.

Глава 1.

Татары - одна из народностей Татарстана.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно - территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.

На территории Барабинской степи проживают Барабинские татары. Значительную часть составляет татары, переселившиеся в различные периоды освоения Сибири из европейской части страны, так называемые «Казанские татары».

Глава 2.

.

Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.

2.1.История татарского костюма.

За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.

Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.

Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

Глава 3.

Мужская и женская одежда.

Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

3.1 Особенности мужской одежды. Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха с воротником-стойкой, отложной воротник чаще встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на правой стороне груди. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже и из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это камзол-вид домашней одежды, бишмет-утепленная ватой или шерстью зимняя одежда, чабу тун - меховая крытая тканью, шуба. Кроме того для посещения мечетей – чопан. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.

3.2. Головные уборы мужчин.

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.

3.3. Особенности женской одежды.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции, Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

3.4.Женские головные уборы

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.

3.5.Украшения

Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.

Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.

« До сих пор женщины и мужчины носят амулеты – обереги (дога). Этим они защищают себя, своих детей, дом от сглаза, колдовства и нечистых сил. Амулет состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана. Эти амулеты отличались по форме, декору, названиям. Кармашки могут быть разными по форме: треугольная, четырехугольная, округлая, неправильной формы». Эту информацию мне предоставила моя бабушка.

Шейно – нагрудные украшения татарки, носили не только, как украшения, но и прикрывали разрез женской рубахи. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. «Кольца же, как нам объяснила Гатауллина Нафиса Гатауловна - жительница нашего микрорайона, одевались на все пальцы. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями».

Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.

3.6. Обувь.

Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов. У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).

Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата) , представляла у татар рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы ).

Зимой все носили валенки (киезитек, пима, пуйма). Они были и короткие, и высокие. А зажиточные татары носили цветные «кукморские» валенки.

3.7 .Женский костюм.

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак . Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например , калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки .

3.8.Мужской костюм

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй ) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может купить тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Глава 4.

Исследование национальных костюмов бабушки.

4.1.История национальных костюмов сибирских татар.

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка.

Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой,мехом.

Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Женская шапочка - калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Татар.

4.2.«Традиционный комплекс одежды сибирских татар»

Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами.

Камзол (камсул) Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались.

Теплая одежда татар.

Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д.

В качестве сезонной теплой одежды у сибирских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей (тун) , плюша или бархата (плюш тун), в зимнем варианте отделанные мехом (йонле тун ).

Мужские головные уборы сибирских татар . Мужские головные уборы сибирских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка.

Обувь сибирских татар.

Сибирские татары, как и мужчины, так и женщины издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.

Глава 5.

Мои этнографические исследования.

Мою бабушку зовут Ризванова На җ ия Ә хм ә ди кызы.

Она живет в деревне Им ә нлебаш Заинского района. В молодости она работала на ферме, очень любила петь и с удовольствием пела свои песенки коровкам, телятам. У неё много наград за хорошую работу. Она родила 3 детей,7 внуков сейчас она на пенсии. Моя бабушка занимается рукоделием и в своих костюмах сама поёт на концертах. Она участвует в различных песенных конкурсах, которые проводятся в Заинске. Моя бабушка свято чтит татарские, народные традиции, часто ходит в Мечеть, надевая свои татарские костюмы которые она сама создала своими руками .

Я горжусь своей бабушкой, она нас любит. Она нам вяжет носки, шали, кофты, даже варежки. Когда я вырасту,хочу быт ь похожей на неё, такой же активной в жизни, мастерицей, рукодельницей и свято чтить и соблюдать традиции моего народа-сибирских Татар. Я горжусь своей бабушкой и тем, что я тоже Сибирская татарка.

Ниже на фотографиях представлены работы моей бабушки-мастерицы, рукодельницы.

Фото № 1. «Женский бархатный камзол с вышивкой».


Этот прекрасный камзол выполнен нашей пробабушкой, которая сама его сшила и сделала вышивку на нем своими руками.

Моя мама надевае т этот камзол на детские праздники на работе, участвует на мероприятиях в городе.

Фото № 2. «Женские платья мелкими сборками»


Это платье (слева) тоже ручной работы,сшила его наша пробабушка и подарила бабушке на сабантуй. Әбика очень любит носить национальную одежду, украшения, ичиги, галоши. Калфак она сама вышивала.

Фото № 3,4,5. «Женские головные уборы». Тюбетейка с украшениями.

(Эту тюбетейка передаётся в нашей семье из поколения в поколение)

Белый платок для утренней службы в Мечети.

Нарядный платок для праздников.

Фото № 6,7,8.

Одежда для праздничных выходов, например «Курбан-байрам» и «Ураза-байрам»
Праздничный камзол. Вышитые праздничные платки.

Фото № 9. Ичиги красные с вышивкой.

Эти ичиги достались моей бабушке ещё от нашей пробабушки, которая в них танцевала в местном деревенском ансамбле на Сабанту й.

3. Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и тем не менее их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того мы выяснили, что с течениями времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения.

Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. Основные его пластические и декоративные элементы формировались в
течение столетий в соответствии с особенностями природно-хозяйственной, социально-экономической деятельности, эстетическими вкусами татарского народа и нравственно-религиозными нормами.
Степень рукотворности татарского костюма зависела от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции.

За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов.
В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с
криволинейными полихромными узорами, на голову надевали калфак, развивающий фактуру и цветовой ритм камзола.

Традиционный татарский костюм существует и сегодня в практике
фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национального костюма нагрудников, воланов, оборок, рубах, шаровар, шлемовидной шапки, возрождают декоративные швы, своеобразную орнаментальную поверхность, постигая увлекательную многоступенчатость, многослойность строя классического костюма.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

4. Исследовательская литература:


1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-325 2. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Интернет ресурсы :

1. .

12 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция

имени С.С.Молодцова

Секция: Краеведение

Исследовательская работа

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель:

Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. категории

Нижнекамск, 2014 г.

Оглавление:

    Введение_________________________________________ 1 стр.

    Основная часть :

Глава 1.Татары-одна из народностей Татарстана.___________ 3 стр.

Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 3 стр.

2.1.История татарского костюма___________________ 4 стр.

Глава 3.Мужская и женская одежда.______________________ 5 стр.

3.1. Особенности мужской одежды._________________ 5 стр.

3.2. Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.

3.3. Особенности женской одежды__________________ 6 стр.

3.4. Женсие головные уборы_______________________ 7 стр.

3.5. Украшения_________________________________ 8 стр.

3.6. Обувь______________________________________ 9 стр.

3.7. Женский костюм____________________________ 10 стр.

3.8. Мужской костюм___________________________ 11 стр.

Глава 4.Исследование национальных костюмов бабушки____13 стр.

4.1.История национальных костюмов

сибирских татар__________________ 13 стр.

4.2. “Традиционный комплекс одежды

Сибирских татар_________________ 13 стр.

Глава 5. Мои этнографические исследования_______________15-18 стр.

3.Заключение__________________________________________ 18 стр.

4. Исследовательская литература и интернет-ресурсы ______ 20 стр.

Заявка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №8”

Название организации

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”

Адрес, телефон

г. Нижнекамск, ул. Юности, 14 В

Количество участников

Список участников :

1. Фамилия, имя автора

2. Класс

3. Учебное заведение

4. Секция

5. Название работы

6. Ф.И.О. научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень

Набиуллина Регина

5 б

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Краеведение

Ахмадиева Гульнара Радиковна , учитель татарского языка и литературы, 1 кв. категория

Директор МБОУ “СОШ № 8” А. С. Сергеев

1.02.2014

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, МБОУ “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель: Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. Категории.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Цель моей работы : Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Задачи:

1.Выявить особенности национального костюма.

2.Дать характеристику одежде, обуви, костюму татарского народа.

3.Изучить литературу по истории татарского народа и его национального костюма.

Актуальность темы : Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней».

Гипотеза : татарская самобытная национальная одежда делает меня частью татарского народа, его культуры.

Структура работы :

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение…. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Рецензия

на исследовательскую работу

«Татарский национальный костюм»

Ученицы 5 б класса МБОУ «СОШ №8»

г. Нижнекамска

Набиуллиной Регины

Цель исследовательской работы – исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма для обеспечение благоприятной перспективы сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.

Работа написана в научном стиле. Показана актуальность сохранения изучения татарского костюма и культуры татарского народа в целях воспитания общечеловеческих ценностей у учащихся, у жителей города.

Содержание исследования соответствует теме. Основная мысль раскрыта полностью. Исследовательская работа состоит из введения, основой и заключительной частей, списка литературы. Сохранены принципы исследовательской деятельности. Работа составлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе. В работе сохраняется последовательность изложенного материала.

Объект исследовательской работы – татарский национальный костюм. Он подлежат полному рассмотрению и анализу.

Содержание логически выстроено. Содержанием работы могут воспользоваться и историки, и литераторы, краеведы, музейные работники, учителя татарского языка и литературы.

Эту работу можно предложить администраторам различных организаций города для приобщения жителей города к культуре татарского народа, и воспитания в них эстетических и нравственных качеств.

Научный руководитель Г.Р. Ахмадиева

Директор школы №8 А.С. Сергеев

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Мужская одежда

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыш-тан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).

По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:

1. туникообразный-без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название "штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар име-ла почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек)-сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»)

Кафедра: «Технология изделий легкой промышленности»

Курсовая работа

По дисциплине: Основы композиции

На тему: «Татарский народный костюм»

Выполнила: студентка 120 гр.

Бобовская Т.Н.

Проверила

Инкижинова В.Г.

г. Улан-Удэ 2011г.

Введение

татарин одежда обувь украшение

Одежда является ярким определителем национальной принадлежности, воплощением понятия об идеальном образе представителя своей нации. Костюм издавна рассказывал об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в мужской и женской одежде сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Раньше невесту в деревнях выбирали по ее одежде. Жениху сразу было видно, рукодельница она или нет. Если девушка умеет шить и вязать, значит, терпение у нее есть, что важно для хозяйства. А если не умеет, то в жены такую брать не хотели.

Татарский костюм, как общенациональная форма, одежды сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражение и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма. Раньше костюм свидетельствовал о сословном, возрастном и семейном положении.

Сегодня мы, жители XXI века, посещаем музеи, с любопытством разглядывая одеяния наших предков, восхищаемся красотой национальной одежды, когда видим ее на артистах эстрады, но в своей повседневной жизни мы часто забываем о традициях народов, стесняемся своего родного, а чужое воспринимаем с удовольствием и восхищением.

Я думаю, что и в повседневной жизни можно и нужно носить одежду с национальным колоритом, - рассказывает татарская певица Сания Рамай. - Она не дает народу потерять свою самобытность, соединяет поколения. Сегодня зачастую национальные одежды стали экспонатами музеев, а искусство вышивки постепенно теряется. В Марий Эл нет людей, которые бы профессионально занимались татарской вышивкой и шили одежду. Поэтому мне, например, приходится заказывать костюмы для выступлений в Республику Татарстан.

Современной молодежной одежде, считает певица, эффектно и оригинально смотрелась бы вышивка с цветочно-растительным орнаментом, например, лилии, золотое шитье, кожаная и меховая мозаика. Также не стоит забывать и о традиционных цветах в одежде - розовый, зеленый, голубой. Все это можно эффектно сочетать, чтобы отличаться от других людей своим вкусом и пониманием традиций предков.

Но все это нужно популяризовать, передавая традиции и знания из поколения в поколение. Сегодня в повседневном быту можно встретить лишь отдельные элементы традиционной и мотивы татарской одежды. Например, мужские тюбетейки, различные способы подвязывания женского головного платка, элементы вышивки. Больше же молодежь носит безликую одежду на западный манер

Безусловно, национальную культуру народа нужно сохранять и развивать сегодня, потому что она соединяет народ в единое целое, неразрывно связывает традиции наших предков и инновации сегодняшнего дня, это сохранение своей сущности и одновременно развитие. А одежда - это одна из составных частей национальной культуры, которая имеет большое значение для сохранения вековых традиций народа, воспитания подрастающего поколения.

Татарская народная одежда

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.

В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда. Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.

Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом. Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма. Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха (күлмәк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кияү күлмәге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позумеңтной или многоцветной домотканой тесьмой.
Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.
Для мишарок - с нижним. Красочной аппликацией - наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле - отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (күкрәкчә, төшелдрек). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя - из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала итәк). Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха (кияү ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.

Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алчүпрак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды. У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

К такой одежде относятся: камзол - вид домашней одежды, кәзәки - распространенный вид демисезонной одежды, бишмәт - утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикмән - рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун - меховая, нередко крытая тканью, шуба. Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.

Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: җилән, чапан - мужская одежда для посещения мечети; туры чикмән - демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун - зимняя дорожная одежда. У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка).

Обязательным атрибутом традицион¬ной верхней одежды татарина является пояс (билбау, әзәр). Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса (кәмәр) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления. Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.

Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (өч билле). Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов - тесьму (ука).

Головные уборы

Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бүрек), войлочные шляпы (тула эшләпә), ритуальные уборы (чалма). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур.

Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные - старикам. Более поздний тип (кәләпүш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероятно, под влиянием турецко-исламских традиций (фәс).

Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бүрек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бүрек), из серой бухарской мерлушки (данадар бүрек).

Наиболее ранними из них были характерные для некоторых групп окско-сурских мишарей шапочки с открытым верхом (тайка) и шапочки с закрытым верхом (такыя, тупый), встречавшиеся на северо-востоке Волго-Уральского региона.

Ранние девичьи шапочки, в том числе и терминологически - такъя, - перекликаются с традиционными девичьими уборами других тюркоязычных народов Евразии.

Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек, особенно у кряшен. В городах (Казани, Уфе, Касимове и др.) значительное распространение получили «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами. Среди них имеются совершенно уникальные экземпляры, богато орнаментированные вышивкой, синелью, а также аппликацией, выполненной в «ушковой» технике.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Кряшенки также заплетали волосы в две косы, но не спускали их вдоль спины, а укладывались, как у русских женщин, вокруг головы под чепец. Основные уборы- «покрывала» - особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, так и более ревностным отношением стариков к своим традициям.

Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квадратная), территориальной принадлежности и времени бытования уборы. Их названия (тастар, яулык, кыекча, өрпәк) связаны, очевидно, с определенными древними культурными традициями. (Термин тастар, например, иранского происхождения; яулык, кыекча - тюркского.) Верхние уборы надевались (повязывались) поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это всевозможные повязки-платки (короткие и длинные полотенца тастмал, яулык, ак яулык, четырехугольные свадебные покрывала кряшен - түгәрәк яулык) и шапки. В национальный период в качестве верхних уборов используются матерчатые шапки: тупый, камчат бүрек, ука бүрек.

Особый интерес представляют старинные (XVII - середина XIX вв.) монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бүрек), которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золоченными рублевками, кораллами и жемчугом; сверху конус оканчивался золоченым навершием. Она бытовала у казанских татар. И монетная шапочка на мягкой основе - кашпау, характерная для мишарей Окско-Сурского междуречья и молькеевских кряшен.

Традиционные женские головные уборы - наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма. Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения (с покрывалом или без) и художественного оформления (золотное шитье, шитье жемчугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация самоцветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.). По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку (өрпәк) с гипотенузой до 2,5 м. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась позументом, несколькими монетками.

Поверх өрпәк надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бүрек) или позументная шапочка (ука бүрек).

Общим для всех групп мишарей Окско-Сурского междуречья являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. У темниковско-азеевских мишарей он надевался поверх волосника-чепца с накосником чехлом для кос (чәчкап). Концы тастара украшались узорами тамбурной вышивки. У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой - на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау).

Специфика тастарного комплекса кузиецко-хвалынских мишарей заключается в особенностях его декоративно-художественного оформления: в применении высокохудожественного шитья золотом (гладь в «прикреп»). В технике золотошвейной глади украшались волосник-чепец (эчке чәчкап), бархатные чехлы для волос (чәчкап), концы тастаров. Весьма оригинальными были головные уборы сергачских мишарок. Молодые женщины надевали волосник (башкигец) в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол. Основным элементом головного убора пожилых женщин был тастар, но с одним широким и длинным концом, так же украшенным тканевой аппликацией. Такой тастар чалмообразно повязывался поверх волосника (солауц), а его орнаментированный конец располагался на спине.

Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника чехла.

В городе Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой - украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.

Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар-мусульман и с особенностями их этнокультурного развития (воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры).

Головной убор заказанских и западно-закамских кряшен состоял из волосника-чепца (мәләнчек), головного покрывала (сүрәкә), полотенцеобразной повязки (ак яулык) и свадебного покрывала (түгәрәк яулык). Происхождение этого убора (комплекса сүрәкә) этнографы связывают с головным убором русских женщин (сорока). Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник-чепец, головное покры¬вало (чукол), налобную монетную повязку (маңгай тәнкәсе), монетные височные украшения (чигәчә) и напоминали древние «шлемовидные» уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных (обрядовых) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть которого была полукруглой и напоминала русский кокошник.

Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных покрывал: длинного (тастар) и короткого (чибар яулык). В оформлении этих полотенец применялись высокохудожественное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаментированные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибар яулык.

В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирские мишарки, поверх тастара надевали кашбу (кашпау) - древне-тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, украшенный серебряными монетами, нукратками, бисером, кораллами. Девичья бисерно-монетная шапочка (такъя) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.

Тастарный комплекс головного убора был характерен и для астраханских татарок. Юртовские астраханки носили большие треугольные кисейные тастары, орнаментированные шелковой тамбурной вышивкой, поверх которых надевалась шапка, отделанная мехом. Весьма оригинальным был свадебный головной убор астраханских карагашек (саукеле): высокая цилиндрическая матерчатая шапочка на плотной основе, имеющая аналоги у нагайцев и некоторых народов Средней Азии. Шапочка украшалась аппликацией и вышивкой, надевалась в комплексе со специальной металлической свадебной повязкой и тастаром.

Этноспецифическим элементом женского головного убора сибирских татар был так называемый сарауц - вышитая золотыми нитями или убранная самоцветами, жемчугом, бисером головная повязка (волосник), напоминающая формой, декором и названием волосник (солауш) мишарок Окско-Сурского междуречья, которую надевали с головным треугольным покрывалом (кыекча), аналогичным казанско-татарскому -өрпәк.

Обувь

Традиционная мужская и женская обувь различалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука).

Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой - полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши (кәвеш, ката). Выходной обувью считались туфли (башмак).

У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы).

Зимой повсеместно носили валенки (киез итек, пима, пуйма) короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки.

Украшения

Среди украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя¬тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

Среди головных украшений, пожалуй, самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели накосники. Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно. Кроме своих традиционных, женщины-татарки носили и серьги, заимствованные у русских, народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки в прошлом использовали кольцевые, обычно трехбусинные серьги, и, как украшение лица, - носовые кольца.

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи.

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники, отличающиеся по форме, декоративному убранству. Так, у казанских татар преобладали нагрудники, украшенные позументом и ювелирными накладными бляхами, у сергачских мишарей, кряшен, сибирских татар - чешуеобразно расшитые монетами, у кузнецко-хвалынских мишарей - богато расшитые золотной гладью, у зауральских татар, как и у сопредельных башкир, сплошь декорировались кораллами и бисером и т.д. В старину у казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сословии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

Другим специфическим нагрудным украшением, обычно на матерчатой основе, была перевязь. В силу своей самобытности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки... носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь», - писал И. Г. Георги. У мусульманок перевязь была обычно снабжена специальным карманцем, куда прятали «охранные» тексты из Корана. У кряшен и тех групп татар, которые не отличались особой приверженностью к исламским канонам, роль амулета-оберега, как и у других народов региона, зачастую выполняли раковины-каури. Первоначальное надевание перевязи нередко связано с въездом молодой в дом мужа.

Обряд был связан с предохранением женщины от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства. Несмотря на общую «охранную» сущность этих украшений, они, как и нагрудники, заметно различались по форме, декору, названиям.

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

Украшения рук - браслеты, перстни, кольца - обязательный в прошлом атрибут костюма татарки. Они имеют глубокие корни в ювелирном творчестве народа начиная со времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой.

Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая филигрань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низкопробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каждый палец», - писал известный исследователь быта казанских татар К. Фукс.

Общенациональный костюм

Во второй половине XIXв. в процессе роста экономических и культурных связей между татарами отдельных регионов России неизбежным явилось нарушение сравнительно устойчивых ранее локальных комплексов народной одежды. Этот период - период становления общенациональной культуры - является наиболее сложным и в истории развития татарского костюма, когда, с одной стороны, отчетливо сказываются влияния европейской и русской культуры, с другой, процессы консолидации татарского этноса вокруг казанских татар. В это время наметилась тенденция к смене стиля костюма - от архаичных монументальных народных форм к более изысканным и утонченным, соответствующим направлениям общеевропейской моды.

Традиционная одежда казанских татар, особенно районов Казани и Заказанья, является основой формирования общенационального костюма татарского народа. И это не случайно. Казанские татары издавна сформировались как ядро, как наиболее консолидированная в этнокультурном отношении группа этноса. Располагая объективными возможностями ускоренного социально-экономического и культурного развития (наличие городов и городских ремесел, сравнительно продвинутых масштабов производства, обмена и торговли), казанские татары создали высокохудожественные вариации народного костюма, отличающиеся изысканностью форм, эстетическим совершенством декоративного оформления.

Головной убор представлял собой небольшой калфак-наколку (мөгез калфак), орнаментированный жемчугом, бисером, чаще выполняющий роль своеобразного декоративного элемента в прическе женщины. Поверх него по традиции нередко набрасывали шелковую трикотажную шаль с длинными кистями или легкое кисейное покрывало-шарф, подобранные в тон костюму, которые также украшались бахромой, лебяжьим пухом, позументом.

К началу XX в. стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются небольшие калфачки-наколки и мозаичная кожаная обувь - этноспецифические в прошлом элементы традиционного костюма казанских татар.

В качестве мужского общенационального воспринимался комплекс одежды, состоящий из рубахи с вшивным достаточно узким рукавом, короткого казакина, брюк общеевропейского покроя, черного бархатного «казанского» головного убора (кәләпүш), штиблет или ботинок фабричного производства.

К началу XX в. судьба сложившихся в середине XIX в. комплексов традиционной одежды складывалась по-разному. Для мусульманских групп народа (этнотерриториальные группы волго-уральских, астраханских и сибирских татар) было характерно освоение на фоне общеевропейских культурных традиций городского казанско-татарского костюма. На одежде волго-уральских кряшен сказалась ориентация в сторону более крупных христианских этносов - русских, чувашей.

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка «по-татар¬ски» (вроспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха (күлмәк), традиционная кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у пожилых сельских жителей.

Список литературы

1. Статья из книги «Этнография татарского народа», Казань: Магариф, 2004

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.



error: Контент защищен !!