Сообщение для воспитателей "тестопластика в детском саду". Тестопластика для дошкольников. Цветочная полянка Мониторинг воспитателя кружку тестопластика в дет саду

Я уже неоднократно писала о том, как важно малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.

Нередко мамы задаются вопросом: «Что лучше выбрать для занятий с малышом: тесто или пластилин?» По моему мнению, лучше будет если вы предоставите ребенку возможность познакомиться с разными веществами и ощущениями, будете проводить занятия как с тестом, так и с пластилином. Но вот для самых маленьких (от 1 года) на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:

    Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.

    Учитывая тот факт, что многим малышам захочется попробовать массу для лепки на вкус, тесто (домашнего приготовления) с этой точки зрения намного безопаснее, так как основными его компонентами являются мука, соль и вода, а пластилин – это все-таки соединение химических компонентов.

Тесто можно приготовить самостоятельно, а можно приобрести в магазине (например, «Play Doh»). Но если вы хоть однажды замесите тесто в домашних условиях, то, наверняка, с покупным вам больше не захочется иметь дело. Домашнее тесто пластичнее, мягче, приятнее, а еще его много! К тому же процесс приготовления теста довольно простой и не занимает много времени.

Итак, как сделать тесто для лепки? Приведу два рецепта теста, которые неоднократно мною проверены и мне очень нравятся. Первый рецепт можно назвать классическим рецептом соленого теста. Тесто по нему готовится очень быстро и просто, часто его используют для создания долговечных поделок, после высушивания его можно покрасить.

Соленое тесто для лепки — классический рецепт

1 стакан муки

½ стакана соли (желательно «экстра»)

½ стакана воды

1 ст.л. растительного масла

Все ингредиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности.

Рецепт очень пластичного теста

И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.

1 стакан муки

1 стакан воды

¼ стакана соли

1 ст.л. растительного масла

2 ч.л. лимонной кислоты

Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.

Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.

В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!

И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).

Игры с тестом

Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.

Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.

1. Раскатывать тесто скалкой

Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.

Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.

2. Вдавливать в тесто различные предметы

Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.

3. Создавать простые поделки, основанные на вдавливании предметов в тесто

Приведу несколько примеров:

  • Ежик

Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.

  • Человечек

Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.

4. Отщипывать маленькие кусочки теста, складывать их в баночку/мисочку

Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким – деткам около года. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.

5. Накалывать тесто на вилку

Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.

6. Резать ножиком

В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик, специальный пластиковый нож для теста или нож для масла. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.

7. Оставлять отпечатки на тесте

Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.

Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа . Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».

Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.

8. Пропускать тесто через пресс для чеснока

9. Накладывать тесто в формочку – делать пироженку

Для этой игры можно использовать как формочки для кексов, так и чистые формочки из песочного набора. Накладывая тесто в формочку, стараемся хорошенько утрамбовать каждый кусочек. Доставать пироженку из формы, скорее всего, придется с маминой помощью, т.к. это занятие не из легких.

10. Прятать в тесто сюрпризы и находить их

У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!

Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.

Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.

11. Лепить с маминой помощью колбаски, колобки и простые фигурки.

На этом у меня все, я желаю вам приятных совместных игр и побольше счастливых улыбок на лице вашего малыша! Буду вам очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях (для этого внизу статьи есть специальные кнопки). Ну а чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на обновления в Инстаграм ,

Мастер - класс «Цветочная полянка» (тестопластика)

Мастер - класс рассчитан для детей среднего возраста. Создавайте свои картины, играйте, фантазируйте, творите!

Назначение мастер - класса: с помощью использования теста создавать замечательные картины своими руками, которые можно использовать в качестве подарков для друзей и близких.

Описание:

Развивать чувства радости и удовлетворения от создания прекрасных поделок своими руками, самореализация каждого ребёнка как индивидуальной личности в процессе деятельности.

Цели : развитие мелкой моторики, фантазии, творческого потенциала, логического мышления и внимания.

Необходимые материалы и инструменты:

Цветной картон;

Простой карандаш;

Супер тесто разных цветов;

Пластмассовая трубочка с двумя круглыми отверстиями (с разными диаметрами);

Шпатель;

Клей с блёсками.

На цветочной полянке,

Куда не посмотри

Ярко солнце светит

И вокруг - цветы:

Бабочки порхают,

Стрекозы тут летают,

Пчёлы мёд собирают,

Детвора играет.

Наступило лето -

Какие чудеса,

В гости приглашает

Цветочная страна!

Пошаговый процесс работы

1. Подготавливаем необходимый материал.

2. Выбираем картон любого цвета и с помощью простого карандаша рисуем силуэты цветов.

3. Наносим тонкий слой клея на полученные изображения.

4. Распределяем клей по всей картине равномерно (используя шпатель), аккуратно, не выходя за контур. Затем нужно подождать 10 - 15 мин., чтобы наша картина подсохла на воздухе, для того чтобы супер тесто лучше присоединялось к бумаге.

5. Раскатываем супер тесто в небольшие лепешки.

6. С помощью пластмассовой трубочки, путем надавливания, получаем маленькие кругленькие шарики.

7. Прижимаем трубочку к картине, затем убираем инструмент, и наш шарик - прилип. Выбираем жёлтый цвет и наносим новые шарики, чтобы заполнить сердцевинки наших цветочков.

8. Аналогично, используя тесто синего цвета, изготовляем наш первый цветочек.

9. Точно таким же образом, используя тесто белого цвета, формируем второй цветок.

10. Заканчивая нашу композицию, аккуратно изготовляем третий цветок, используя тесто красного и оранжевого цветов.

11. Заключительным этапом производим формирование рамки: для этого мы чередуем тесто жёлтого и зелёного цветов, по очереди приклеивая наши чудо шарики к поделки.

12. Наша «Цветочная полянка» готова. Она такая яркая, красочная и яркая, словно горячий привет жаркого и удивительного лета.

13. Используя такую же технику чудо - шариков, можно изготовить и другие поделки. Главное это желание и фантазия Вашего ребёнка. Родителям я рекомендую во время совместной деятельности с малышом закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а так же знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Пояснительная записка

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа - это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами - глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто - это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов - пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани - любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. В первой младшей группе нами была реализована работа с такими детьми по программе «Чудо тесто». В результате чего, было выявлено, что у 45% детей заметно повысился уровень развития мелкой моторики, улучшилась речь детей, творческое воображение, дети стали более уверенно работать как с тестом, так и с пластилином. Исходя из полученных данных, было решено продолжить работу с тестом и во второй младшей группе.

Работа с тестом - это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Преимущество соленого теста:

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

Легко отмывается и не оставляет следов;

Безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

Тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

С готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.


Цель
:

развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.


Задачи
:

Обучающие :

Закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

Закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

Учить лепить пальцами (не только ладонями) - соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

Учить детей создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

Развивающие :

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

Развивать интерес к процессу и результатам работы;

Развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные :

Воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 2 раза неделю во второй половине дня. Длительность - не более 15 минут.

В основу программы положены принципы:

  1. принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  2. принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  3. принцип развивающего характера художественного образования;
  4. принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  5. принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
  6. принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  7. принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  8. принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  9. принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  10. принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Ожидаемые результаты.

У детей повысится уровень развития мелкой моторики;

Повысятся технические навыки и умения;

Дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

Дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

Дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

Станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.


Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.

Возраст детей : младший дошкольный возраст (3-4 года).

Сроки реализации : 1 год

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки:

1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный - из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме - использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Методические приемы:

Показ технологических приемов;

Рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

Рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

Игровые приемы (приход героя и др.);

Упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

Инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

Совместная деятельность педагога с детьми.

В результате реализации данной программы к концу года дети должны освоить следующие приемы лепки:

Скатывание прямыми движениями;

Скатывание круговыми движениями;

Расплющивание;

Соединение в виде кольца;

Защипывание края формы;

Лепка из нескольких частей;

Пропорции;

Оттягивание части от основной формы;

Сглаживание поверхности формы;

Присоединение части;

Прижимание;

Примазывание;

Вдавливание для получения полой формы;

Использование стеки.

Методика диагностики развития навыков и умений работы с тестом

Cветлана Нигматуллина
«Умелые ручки». Программа кружка по тестопластике для детей 3–7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №125 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ »

(ТЕСТОПЛАСТИКА )

Программа для детей 3-7 лет .

Программа составлена

воспитателем

детского сада №125

Нигматуллиной Светланой Сергеевной.

КАЗАНЬ 2011г.

1. Пояснительная записка …3

3.1. Младшая группа….

3.2. Средняя группа…

3.3. Старшая группа…

3.4. Подготовительная группа…

4. Сравнительный анализ…

5. Литература…

6. Приложение….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка- одно из полезнейших занятий для детей . Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей .

Лепка- любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых . Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробо-вать и что-то новое, например, соленое тесто .

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Особенность программы «Ловкие ладошки» в том, что обычно в детском саду, школе на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ :

Развитие познавательных способностей ребенка;

Развитие творческих способностей и художественного вкуса;

Создание условий, необходимых для психологического комфорта;

Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;

Формировать способность к изобразительной деятельности

воображение и творчество;

Развивать мелкую моторику пальцев.

ПРИНЦИПЫ :

Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.

Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей . Соблюдая права ребенка.

Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей .

Не мешать ребенку творить.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА :

Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 – 30 минут (в зависимости от возраста детей ) .

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры) .

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР – ЗАНЯТИЙ

При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила :

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей .

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

СПОСОБЫ ЛЕПКИ

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 3оог (1 чашка)

Вода – 200мл.

СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто . Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

Легко отмывается и не оставляет следов;

Безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус , ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

С готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

МЛАДШАЯ ГРУППА

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Вот так тесто !

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Путешествие в «Круглую страну» №1

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Путешествие в «Круглую страну» №2

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Солнышко

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Фрукты

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Бублики

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Гриб №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Гриб №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : «Маленькая куколка» (Неваляшка) №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : «Маленькая куколка» (Неваляшка) №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Елка №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Елка №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : «Зимние забавы» (Снеговик) №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : «Зимние забавы» (Снеговик) №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : «Зимние забавы» (Снеговик) №3

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Миска с апельсинами

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Подарок мамочке №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок мамочке №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Гусеница №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Гусеница №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Гусеница №3

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ :

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Ежик из шишки №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Ежик из шишки №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Божья коровка №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Божья коровка №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Черепашка №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Черепашка №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Одуванчик №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Одуванчик №2

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Собираем урожай №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Собираем урожай №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Подсолнух №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Подсолнух №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Мышка №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Мышка №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Мухомор №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Мухомор №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : В лесу родилась елочка №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : В лесу родилась елочка №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Новогодние игрушки №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Новогодние игрушки №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Подсвечник №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Подсвечник №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Кот №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Кот №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Валентинка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе №1

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе №2

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе №3

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Цветы для мамы №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Цветы для мамы №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Подставка под яйцо №1

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Подставка под яйцо №2

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Аквариум №1

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Аквариум №2

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Аквариум №3

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Грустный клоун

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Веселый клоун

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Цыпленок №1

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Цыпленок №2

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Цыпленок №3

СТАРШАЯ ГРУППА

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Нюша»

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Нюша»

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Нюша»

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Тарелка с фруктами.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Крош»

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Крош»

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Смешарик «Крош»

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Новогодние игрушки

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Дед Мороз спешит на елку

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Дед Мороз спешит на елку

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Снегурочка

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Снегурочка

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Ангелочек

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Ангелочек

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Кот

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Кот

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Валентинка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Валентинка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок папе

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок маме

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Подарок маме

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Заяц

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Заяц

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Ракета

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Ракета

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Бабочка

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Бабочка

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Пчелка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Пчелка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Ежик

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Ежик

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Грибная поляна

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Грибная поляна

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Урожай яблок

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Урожай яблок

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Птичка в гнездышке

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Птичка в гнездышке

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Птичка в гнездышке

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Дед Мороз

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Снегерочка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Снегерочка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Новогодние подсвечники

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Новогодние подсвечники

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Рождественские украшения

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Рождественские украшения

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Декоративные тарелки

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Декоративные тарелки

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Рамка для фотографий

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Рамка для фотографий

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Ваза с цветами

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Ваза с цветами

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Космодром

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Космодром

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : «Петух» (панно)

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : «Петух» (панно)

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ : Божья коровка и ее подружка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ : Божья коровка и ее подружка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ : Рыбки в аквариуме

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ : Рыбки в аквариуме

МЛАДШАЯ ГРУППА

Занятия №1

Тема : «Вот так тесто

Цель : познакомить детей с тестом , научить разминать тесто пальцами и

ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом ;

развивать мелкую моторику рук.

Практическая работа :

разминание

Оборудование :

соленое тесто , мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски

Занятие № 2,№3

Тема : «Путешествие в «Круглую страну»

Цель : вызывать интерес детей к лепке из теста , знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм

развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на

палитре для проведения тонких линий.

Практическая работа :

1 день : обследование предметов округлой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги.

2 день : обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии

Оборудование :

Соленое тесто , гуашь, мисочки с водой, кисточки.

Занятие №4.

Тема : «Солнышко»

Цель : познакомить детей с формой круга и шара, находить между

ними различие; учить формообразующему движению – скатывание

жгутика, развить мелкую моторику. мышление, воображение

Практическая работа :

1 день : лепка солнышка

Оборудование :

Цветное тесто , вода, кисточки

Занятие № 5

Тема : «Фрукты»

Цель

Практическая работа :

лепка фруктов из цветного теста

Оборудование :

Цветное тесто , фрукты (муляжи

Занятие № 6

Тема : «Бублики»

Цель : учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать па –

лачку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.

Практическая работа :

лепка из цветного теста

Оборудование :

Цветное тесто , мисочки с водой, кисти, веревочка

Занятие № 7, №8

Тема : «Гриб»

Цель : учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом , развивать мелкую моторику

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

Тесто , дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов

Занятие №9, №10

Тема : «Маленькая куколка» (Неваляшка)

Цель : лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части.

Практическая работа :

день : лепка из соленого теста

день : раскрашивание изделия

Оборудование :

соленое тесто , мягкая игрушка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.

Занятие №11,12

Тема : «Елка» (налеп из теста )

Цель : продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смеши-вания на палитре праздничную цветовую гамму.

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : украшение

Оборудование :

Соленое тесто , стеки, бисер для украшения, кисточки, картон

Занятие №13,14,15

Тема : «Зимние забавы» (Снеговик)

Цель : развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику;

вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки : скатывание, раскатывание, расплющивание.

Практическая работа :

1 день : фон для снеговика

2 день : рамочка для снеговика

3 день : лепка снеговика

Оборудование :

цветное тесто , картон, кисточки, миска с водой

Занятие №16.

Тема : «Миска с апельсинами»

Цель : учить лепить широкую невысокую посуду в определенной

последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть

края, учить скатывать шары одинакового размера

Практическая работа :

лепка апельсинов из цветного теста

Оборудование :

Цветное тесто , стеки, мисочки с водой, кисточки

Занятие №17,18

Тема : «Подарок папе»

Цель : вызвать у детей

близким, развивать внимание, мелкую моторику

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.

Занятие №19,20

Тема : «Подарок мамочке»

Цель : воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику.

Практическая работа

1день : лепка

2день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки.

Занятие №21,22,23

Тема : «Гусеница»

Цель : продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера

Практическая работа :

1день : лепка листика из цветного теста

2день : лепка гусеницы

3день : раскрашивание

Оборудование :

цветное тесто для листика (зеленое, белое тесто для гусеницы , гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода

Занятие №24

Тема : Подставка под Пасхальное яйцо.

Цель

Практическая работа :

лепка подставки из цветного теста

Оборудование :

Цветное тесто , стеки, мисочки с водой, кисточки

Занятие №25,26

Тема : «Ежик из шишки»

Цель : учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

Практическая работа :

1день : лепка листика из цветного теста

2день : лепка ежика (туловище из шишки)

Оборудование :

цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка.

Занятие №27,28

Тема : «Божья коровка»

Цель

Практическая работа :

1 день : лепка божьей коровки

2 день : раскрашивание

Оборудование :

тесто

Занятия № 29,30

Тема : «Черепашка»

Цель : вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

Практическая работа :

1 день : лепка черепашки

2 день : раскрашивание

Оборудование :

тесто , старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

Занятия № 31,32

Тема : Одуванчик

Цель : вырабатывать у детей , умение применять в работе знакомые способы лепки : скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Занятие №1, 2

Тема : «Собираем урожай»

Цель : закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи» , «фрукты» , упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей , смешивать на палитре новые цвета

Практическая работа :

1 день : рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей

2 день : раскрашивание

Оборудование : фрукты, овощи, (муляжи, картинки, соленое тесто , гуашь, палитра, кисточки, картон, вода

Занятие № 3,4

Тема : «Подсолнух»

Цель : вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста , отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для середин-ки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

Практическая работа :

1 день : лепка фона с рамочкой

2 день : лепка подсолнуха

Оборудование :

соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

Занятие № 5, 6

Тема : «Мышка»

Цель : учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование : соленое тесто , кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

Занятие N 7,8

Тема : «Мухомор»

Цель : лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка» , полянка,развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке

Практическая работа :

1 день : лепка полянки

2 день : лепка мухомора

Оборудование : цветное соленое тесто , фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки

Занятие № 9,10

Тема : «В лесу родилась елочка»

Цель : учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе , передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

Практическая работа :

1 день : лепка елочки

2 день : украшение елочки

Оборудование :

Соленое тесто (цветное, фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

Занятия №12

Тема : «Новогодние игрушки»

Цель : учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Практическая работа :

1 день : лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста .

2 день : раскрашивание

Оборудование :

Соленое тесто

Занятия № 13,14

Тема : Подсвечник.

Цель : Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

Практическая работа :

лепка подсвечника из теста

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

Соленое тесто , стеки, мисочки с водой, кисточки

Занятие №15.16

Тема : «Кот»

Цель : развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка кота

Оборудование :

Цветное тесто теста

Занятия № 17

Тема : «Валентинка»

Цель : вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

Практическая работа :

лепка сердечка из цветного теста

Оборудование :

цветное тесто , стеки, фломастеры, вода, кисточки

Занятие № 18, 19, 20

Тема : «Подарок папе»

Цель : лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.

Практическая работа :

день : лепка фона

день : лепка самолета

день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки.

Занятия №21, 22

Тема : «Цветы для мамы»

Цель : вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон , вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.

Практическая работа :

1 день : лепка фона из цветного теста

2 день : лепка цветка в круглом фоне

Оборудование :

цветное тесто , картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры.

Занятия № 23,24

Тема : «Подставка под яйцо»

Цель : развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.

Практическая работа :

1 день : лепка подставки под яйцо.

2 день : раскрашивание

Оборудование :

Тесто , стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза.

Занятия № 25, 26,27

Тема : «Аквариум»

Цель : вызывать интерес к созданию композиции «аквариум» , развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка рыбок, водорослей.

3 день : раскрашивание изделия

Оборудование :

тесто , фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода

Занятия № 28

Тема : «Грустный клоун»

Цели

Практическая работа :

лепка грустного клоуна из цветного теста .

Оборудование;

тесто

Занятия №29

Тема : «Веселый клоун»

Цели : вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее

необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

Практическая работа :

лепка веселого клоуна из цветного теста .

Оборудование;

тесто , стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

Занятия №30, 31,32

Тема : «Цыпленок»

Цель : развивать у детей

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка цыпленка

3 день : раскрашивание изделия

Оборудование :

Цветное тесто , картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста

СТАРШАЯ ГРУППА.

Занятие №,1,2,3

Тема : Смешарик «Нюша»

Цель : развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка смешарика

3 день : раскрашивание изделия

Оборудование :

Цветное тесто , картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста

Занятие № 4.

Тема : «Тарелка с фруктами» .

Цель : упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Практическая работа :

Лепка фруктов на тарелке.

Оборудование;

тесто , стеки, дощечки, мисочки с водой, кисть, старые фломастеры, гвоздика (приправа)

Занятие № 5,6,7.

Тема : Смешарик «Крош»

Цель : развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка смешарика

3 день : раскрашивание изделия

Оборудование :

Цветное тесто , картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста

Занятие №8

Тема : «Новогодние игрушки»

Цель : учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Практическая работа :

лепка звездочки и ёлочных шаров из цветного теста .

Оборудование :

Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

Занятие № 9,10.

Тема : «Дед Мороз спешит на елку»

Цель : воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды. Практическая работа :

1 день : лепка.

2 день : раскрашивание.

Оборудование :

тесто , стеки, вода, дощечки, кисти, гуашь.

ЗАНЯТИЕ № 11, 12

Тема : «Снегурочка»

Цель : продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавать

характерный наряд Снегурочки, используя стеку для подрисовки штрихами меха на одежде.

Практическая работа :

1 день : лепка.

2 день : раскрашивание.

Оборудование :

тесто , стеки, миска с водой, кисточки, гуашь, фломастеры.

Занятие № 13, 14

Тема : «Ангелочек» .

Цель : лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой.

Практическая работа :

1 день : лепка

2. день : раскрашивание

Оборудование :

стеки, дощечки, ситечко, вода, кисточки, картон

Занятие №15, 16

Тема : «Кот»

Цель : учить лепить фигурку кошки из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.

Практическая работа :

1 день : лепка кота.

2день : расписывание фигурки.

Оборудование :

дощечки, стеки, кисти, спички без серы, вода, картон, гуашь.

Занятие №17, 18

Тема : «Валентинка» .

Цель : учить делать сердечко из капельки, украшать используя известные приемы (налеп, вдавливание и др.)

Практическая работа :

1 день : лепка

2. день : раскрашивание

Оборудование :

цветное тесто , дощечки, стеки, кисти, мисочки с водой, фломастеры.

Занятие №19,20

Тема : «Подарок папе»

Цель : вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста . Практическая работа :

1 день : лепка.

2 день : раскрашивание.

Оборудование :

тесто , стеки, вода, кисточки, гуашь, палитра, картон для фона.

Занятие №21,22

Тема : «Подарок маме»

Цель : воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком; закреплять знакомые приемы лепки; развивать чувство композиции и фантазию.

Практическая работа :

1 день : лепка фона с рамочкой.

2 день : лепка цыпленка е цветком.

Оборудование :

цветное тесто , картон для фона, стеки, фломастеры, вода, кисти, перец горошек (для украшения)

Занятие №23,24.

Тема : «Заяц»

Цель : учить лепить фигурку зайца из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.

Практическая работа :

1 день : лепка зайца

2день : расписывание фигурки.

Занятие №25,26,

Тема : «Ракета» .

Цель : создавать у детей интерес к общественным явлениям; продолжать вырабатывать навыки работы с каплевидной формой; скатывать капельки необходимого размера.

Практическая работа :

1 день : фон (из цветного теста )

2 день : лепка ракеты.

Оборудование :

цветное тесто , картон для фона, фломастеры, кисточки, вода, стеки.

Занятие №27, 28

Тема : «Бабочка» .

Цель : знакомить детей с понятием «симметрия» , вырабатывать навыки лепки симметричных деталей, продолжать учить расписывать фигуру после просушки, закреплять умение работать с теплыми и холодными цветами для создания настроения бабочки.

Практическая работа :

1 день : лепка.

2 день : раскрашивание.

Оборудование :

картон, тесто , фломастеры, кисти, вода

Занятие : №29, 30

Тема : «Пчелка»

Цель : вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположение пчелки.

Практическая работа :

1 день : лепка фона.

2 день : лепка

Оборудование :

цветное тесто , стеки, ситечко, фломастеры, картон. вода, кисточки.

Занятие №31,32.

Тема : «Ежик» .

Цель : вырабатывать умение определять целое и части; продолжать учить скатывать капельки необходимого размера (для туловища, листика)

умения располагая ежика на листе.

Практическая работа :

1 день : лепка листика и ежика.

2 день : раскрашивание.

Оборудование :

тесто , дощечки, стеки, миска с водой, кисточки, игрушка Ежик

цветное тесто , стеки, мисочка с водой, кисточки, фломастеры, картон.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Занятие № 1,2

Тема : «Грибная поляна»

Цель : развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость , мелкую моторику, эстетический вкус.

Практическая работа :

1 день : лепка поляны, грибов

2день : раскрашивание изделия

Оборудование :

соленое тесто , гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга.

Занятие№3, 4, 5

Тема : «Урожай яблок»

Цель : учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и

цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на

картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

Практическая работа :

1 день : лепка фона и рамки

2 день : лепка корзины с яблоками

3 день : раскрашивание изделия

Оборудование :

соленое тесто , картон для основы, стек, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа, гуашь, кисточки.

Занятие № 6, 7, 8

Тема : «Птичка в гнездышке»

Цель : знакомить детей с ленточным способом лепки; учит соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы; использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички; продолжать учить расписывать фигурки после просушки.

Практическая работа :

1 день : лепка гнезда и яиц в нем.

2 день : лепка птички.

3 день : раскрашивание изделия.

Оборудование :

тесто , стеки, фломастеры, картон, гуашь, палитра, вода.

Тема : «Осенние припасы»

Цель : продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа.

Практическая работа :

1 день : лепка полянки

2 день : лепка животных

3 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , вермишель для иголок (еж, гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры

Занятие № 9

Тема : «Дед Мороз»

Цель : воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

Практическая работа :

1 день : лепка деда Мороза

Оборудование :

соленое тесто , фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки

Занятие №10, 11

Тема : «Снегерочка»

Практическая работа :

1 день : лепка Снегурочки

2 день : раскрашивание, украшение изделия (дед Мороза и Снегурочки)

Оборудование :

соленое тесто , фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки

Занятие № 12, 13

Тема : «Новогодние подсвечники»

Цель : учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку

гуашью после просушки

Практическая работа :

1 день : лепка изделия

2 день : раскрашивание

Оборудование :

свеча, металлические крышки от бутылок, соленое тесто , вода, гуашь, кисточки, фломастеры

Занятие № 14, 15

Тема : «Рождественские украшения»

Цель : учить раскатывать тесто скалкой , вырезать звезды по шаблону, обра-

батывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просуш-

ки, развивать фантазию, творчество.

Практическая работа :

1 день : лепка изделия

2 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер

Занятие №16, 17

Тема :«Декоративные тарелки»

Цель : закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать

мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво распо-

лагать предметы на пластинке.

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, картон круглой формы.

Занятие № 18, 19

Тема : «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня

защитника Отечества»

Цель : вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок

близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование : соленое тесто , картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки (для украшения танка, и т. д.

Занятия № 20, 21

Тема : «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я»

Цель : учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать

орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно

Практическая работа :

1 день : украшение для мамы

2день : раскрашивание изделий

Оборудование :

соленое тесто , стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер.

Занятия №22,23

Тема : «Рамка для фотографий»

Цель : учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре

учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе

Практическая работа :

1 день : лепка рамки (налеп, украшение рамки цветами

2 день : раскрашивание

Оборудование :

Соленое тесто , картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь

Занятия №24, 25

Тема : «Ваза с цветами» (панно)

Цель : вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его,

закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их)

Практическая работа :

1 день : лепим фон, вазу (из цветного теста )

2 день : цветы (цветное тесто )

Оборудование :

соленое тесто , картон прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки

Занятия №26,27

Тема : «Космодром»

Цель : учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами : преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника

Практическая работа :

1 день : лепка основы из цветного теста

2 день : лепка космического корабля, спутника

Оборудование :

цветное тесто , фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода

Занятия № 28,29,30

Тема : «Петух» (панно)

Цель : продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его,

вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму

Практическая работа :

1 день : лепка фона

2 день : лепка петуха

3 день : раскрашивание

Оборудование :

картон, соленое тесто , фломастеры, рис, гуашь, вода

Занятия №31, 32

Тема : «Божья коровка и ее подружка»

Цель : продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета

Практическая работа :

1 день : лепка

2 день : раскрашивание

Оборудование :

соленое тесто , стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь

Занятие № 33, 34

Тема : «Рыбки в аквариуме»

Цель : развивать композиционные умения при размещении водорослей и рыб на фоне, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки : округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками

Практическая работа :

1 день : лепка аквариума

2 день : лепка рыбок

Оборудование : соленое тесто , картон, стеки, вода, гуашь.

КРИТЕРИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ВЫСОКИЙ (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к

выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.

СРЕДНИЙ (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.

НИЗКИЙ (на уровне восприятия) –не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не удачные композиции.

Учебный год

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

начало года

(мл. группа) 5% 28% 67%

конец года 15%

начало года

(ср. группа) 20% 32%

конец года 40% 33% 27%

ЛИТЕРАТУРА

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение» , 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс» , 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста . Ростов – на –Дону «Феникс» , 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто . М.: «Аст –пресс» , 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом . Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

щение», 1985 -140 с.

10. И. Н. Хананова. Соленое тесто . М.: «Аст-пресс» , 104с.

11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста . – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс» , 2005-316с.

13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.

«Истоки способностей и

дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли.»

В.А. Сухомлинский

В детском саду работаю более 25-ти лет, свою деятельность строю в соответствии с программой детского сада. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2011 г.).

Наблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.

А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Обучающие:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.

На занятиях использую различные приемы:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Заниматься начала со средней группой. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

В старшей группе формировала представление об истории образования тестопластике, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

На этом этапе с детьми старшейгруппы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т.е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.

Работы родителей:



error: Контент защищен !!