Ритмическая мозаика. Рабочая программа по по ритмической пластике для дошкольников «Ритмическая мозаика Основные разделы программы

Министерство образования и науки РФ

Дошкольное образовательное учреждение - Детский сад «Солнышко»

обособленное структурное подразделение

МОУ «Ульканская СОШ №2»

п.Улькан Казачинско-Ленского района Иркутской области.

Реферат


Апробация и внедрение в работу с детьми

Дошкольного возраста содержания программы

Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»

Выполнила:

музыкальный руководитель

ДОУ «Солнышко»

Ветрова Светлана Васильевна

Улькан -2008-


Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ содержания программы «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.


  1. Значение музыкально-ритмических движений в программе «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И…………………………………………………….4

  1. Прогрессивные идеи Э.Ж. Далькроза и его последователей как основа
по ритмической пластики...……………………………………………………..5

  1. Отличительные особенности музыкально-ритмических движений в программе «Ритмическая мозаика» 6

  1. Возрастные особенности детей в процессе восприятия музыкально-ритмических движений……………………………………………………….9

Глава 2. Реализация основных направлений программы в практической деятельности


  1. Апробация и внедрение в работу с детьми дошкольного возраста содержания программы «Ритмическая мозаика» 11

  1. Определение уровня развития музыкально-ритмических движений у
дошкольников в условиях ДОУ 18
Выводы …………………………………………………………………………..20
Библиография …………………………………………………………………...21

Введение.

Опыт использования данной программы показал, что её привлекательность - в доступной реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Используя музыкально-ритмические композиции, конструировали различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной и д.р.).

Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и д.р.). позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроение музыкальных произведений.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому рассматриваем «Ритмическую мозаику» как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает» настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Глава I . Анализ содержания программы «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.
1.1 .Значение музыкально-ритмических движений в программе «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.

Музыкально-ритмические движения являются систематическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведётся данная работа.

Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» является универсальной. Это психическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Платон говорил: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном, очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты; к воплощению в реальность формулы Платона: «от красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни - абсолютной красоте».
1.2. Прогрессивные идеи Далькроза и его последователей как основа системы занятий по битлической пластике.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на её основе уже в начале двадцатого века систему музыкально - ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни в ребёнке следовало бы начинать воспитание «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял, как основу, именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А. Гринер, Е.А. Румер и д.р., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги - ритмисты понимали важность распространения музыкально - ритмического воспитания детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогике, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерваторий) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Ю.А.Двоскина, Е.В. Конорова и д.р.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмичных упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалась на основе идей Жака Далькроза, Н.А.Ветлугина (1958), А.В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, ЕШ.Соковнина и д.р. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу системы занятий по ритмической пластике.

Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обновлять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его современной музыкой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал - например, «Танец снежинок» на музыку А.Жилина или «Парную пляску» на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой программы), как бы хороши они не были. Разработка репертуара - это бесконечный процесс, и важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также на цель и задачи их развития.
1.3. Отличительные особенности музыкально-ритмических движений в программе «Ритмическая мозаика»

Первая отличительная особенность данной программы - выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми».

Вторая особенность - это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений - в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнение (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идея от простого к сложному, от детской музыки к симфоническим произведениям композиторов-классиков, когда ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обогревая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формирование двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубоких психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психического развития ребёнка.

Другими словами, программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации движений под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Полагаю, что разработанный программный материал (музыкально-ритмические композиции) соответствуют этим положениям. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений позволяют использовать их в любых формах организации с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников).

Стремление программы в том, чтобы репертуар был музыкальным, выразительным, привлекательным для детей и взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Но прежде чем перейти к рассмотрению практического материала, проанализируем цель и задачи музыкально-ритмического воспитания, а также основные принципы и условия организации работы, положенные в основу содержания данной программы.

Цель программы «Ритмическая мозаика» - формирование средствами музыки в процессе ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза. Ведь красота движения и ребёнка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроза, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, целесообразности, непринуждённости, выразительности и одухотворённости. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.
1.4. Возрастные особенности детей в процессе воспитания музыкально-ритмических движений.

Содержание программы, практический материал могут варьировать с учётом условий её использования. И главное, это приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологий в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и д.р.). В то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика - это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся: все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм); динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения); форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей:


  1. Совершенствовать развитие творческих способностей у дошкольника, формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку.


  2. Развитие ловкости, точности, координации движений, обогащение двигательного опыта в процессе аэробики.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, их сформированность сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений не велики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

С 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности,

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

В 5-7 летнем возрасте ребёнок - дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Все эти задачи реализуются в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении развлечений и праздников, в процессе индивидуального общения с ребенком и т.д. безусловно, необходимо конкретизировать данное содержание на определенный период времени, имея ввиду последовательность усложнения заданий.

Глава II . Реализация основных направлений программы в практической деятельности
2.1. Апробация и внедрение в работу с детьми дошкольного возраста, содержание программы «Ритмическая мозаика»


  • Совершенствование творческих способностей у дошкольников, формирование у них потребности самовыражения в движении под музыку.

  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

  • Развитие ловкости, точности, координации движений, обогащение двигательного опыта в процессе утренней гимнастики.

  • Воспитание выносливости, развитие силы у детей дошкольного возраста.
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. В начале работы применяли наглядно-слуховой метод. В процессе прослушивания музыкально-ритмических композиций старались вызвать у детей интерес к новому материалу. Например, над освоением музыкально-ритмической композиции «Три поросенка», детям предлагалась угадать загадку. Нужен дом для трех друзей, чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело. Строим дружно и умело. Раз-два-три - и все готово. Приходите в дом наш новый!

После того как дети отгадали загадку, поросята как бы приглашают к себе на новоселье, и предлагают вместе исполнить веселую пляску.

Активация внимания достигалась за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следили за движениями. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренировались скорость переключения движений, формировались умения и навыки, развивалось слуховое восприятие, и все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствовала более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.

В процессе наблюдения во время исполнения пляски определяли те виды упражнений, которые вызывали у детей затруднения. Их сразу же показывали в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагали исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получались, то заменяли их на более простые.

Внимание акцентировали не столько на ошибках исполнения детей, сколько на характере движений, отражающего музыкально - игровой образ и старались ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений.

Чтобы добиться успеха, уделяли внимание формирование у ребенка установки на исполнение композиции. Мы как бы «зацепили» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, и перекинули «мостик» от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызывали желание «войти в образ», показать его в пластике.

Разнообразные музыкально-ритмические композиции требовали разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция «Танц-класс» преподносилась детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на исполнение композиции «Голубая вода» требовал игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иная была установка на исполнение композиции

«Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт» и т.д.

Освоение детьми композиций происходило примерно в течение двух-трех недель. При этом не ставилась задача абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигались, кто как может, главное, чтобы с удовольствием. По мере повторения композиции в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т. д.) постепенно осваивались отдельные элементы различных видов движений.

Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии в занятиях включались этюды и игры. В качестве музыкального оформления был взят репертуар из «Ритмической мозаики» А.И. Бурениной, и предназначенные для детей сочетания: «Детский альбом» А. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Г. Ломовой. Например, послушав музыку всю целиком, в этюде «Художник» дети с удовольствием выбегали на середину зала и показывали придуманную позу. Затем все вместе решали, кто нашел самую интересную, красивую позу, тот «Художник». Малыши относились к этому этюду как к занимательной игре. Самую интересную позу показали дети Настя Макеева, Айнур, Даша В., Юля О., Антон В.. Остальные дети не огорчались, так как по показу детей не было никаких замечаний и ошибок, все получали поощрительную оценку.

Заканчивать занятие старались с заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями («Жаворонок», «Голубая вода») составленными из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинается и заканчивается занятие традиционно - поклоном, маленьким знаком вежливости.

Идя от простого к сложному, в работе с младшими дошкольниками уделялось внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начиналось развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнить махи, пружинные плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как «Зайчик». «Белочка», «Мячик». Тренировали умение легко прыгать на двух ногах: «Лисичка» (это «мягкая», пружинящая ходьба, переваливаясь с ноги на ногу), ходьба на четвереньках, лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях - кататься с боку на бок, «Собачка» (ходьба на четвереньках), бег, «Кошечка» (стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину - развитие гибкости, «умывается», ходит на полупальцах) и т.д. Эти движения исполнялись без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях («Плюшевый медвежонок», «Белочка», «Мячик» и др.)

Образно-игровые упражнения развивали у детей не только пластичность, выразительность движений, но и тренировали ловкость и точность, координацию, и, что очень важно развивали воображение детей, и их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводились и все остальные движения: общеразвивающие (махи, пружинность и т.д.), основные (ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, топающий шаг, бег -легкий, ритмичный, прыжки и т.д.), плясовые (элементы простейших народных плясок -выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног и др.).

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения «Кошка выпускает когти», «Стряхивать воду с пальцев», напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивали новые движения и музыку, известную, объясняя ошибки, включая в занятия новые упражнения, помогающие ошибки исправить и т.д.

Постепенное исполнение различных видов двигательных упражнений приобретало все более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей также различались по своей функциональной направленности и содержали разные типы двигательных упражнений, развивали основные (ходьба с каблучка, вперед-назад, «гусиным» шагом, ускорения замедлением, бег - высокий, широкий, острый и другие движения, прыжки - все виды галопа, поскоки «легкие», «сильные» и др.) и общеразвивающие виды движений (на различные группы мышц и различный характер, на развитие гибкости пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног), тренировали разнообразные двигательные качества, умения. Все это требовало систематической работы, по этому композиции, построенные на таких упражнениях, включали в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. Во время исполнения композиций присутствовали сложные виды движений, которые многократно повторялись, но это не выглядело однообразным, так как повторение происходило в разных произведениях, а значит в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение позволяло детям «схватить» движение по показу, и освоить его до автоматизации. В процессе наблюдения на групповых занятиях определялись те дети, которым необходима была индивидуальная помощь, для них проводились дополнительные занятия. Иногда не торопились с форсированием освоения отдельных движений, а искали удобный для детей темп и ритм музыки, или, же ждали месяц - другой, чтобы ребенок самостоятельно «схватывал» движение просто по показу.

Этой же целью служил показ всей группе движений наиболее успевающих детей (он нередко был более доходчив, чем исполнение взрослого). Использовался также при освоении детьми затрудняющих движений, например поскоков. Неуспевающий ребенок легко им овладевал в паре с хорошо выполняющим это движение товарищем.

В процессе освоения детьми двигательных упражнений, постепенно начинали ориентироваться в пространстве зала. Вначале давалась задача найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах дети затруднялись выполнить такое задание. Приходило на помощь лучше всего «слово». Это прямое указание (кому, где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»).

До сих пор для детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную - сложная задача, и для этого понадобится еще немного времени и терпения, чтобы их научить.

Построение парами, друг за другом, по кругу проводилось в процессе разучивания игр («Найди себе пару», «Птичка и Ворона» и др.), плясок («Кремена», «Полкис» и др.), хороводов («Цветов», «Осенних листьев», «Березок»), где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

Для того чтобы детям было легче перестроиться в процессе движения, использовали зрительные ориентиры: мебель в зале, расположение окон, стен и пр. И при этом обозначали направление движения - «направо», «налево», «вперед», назад», то есть старались связать «мышечное чувство» направления движения со словом. Также использовался метод моделирования - выкладывали на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием в основном использовали со старшими детьми).

Таким образом, формирование умения ориентироваться «на себя» (правая - левая рука, нога), «от себя» (направо, налево, вперед, назад), закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.

Для того чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастики был сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передачи эмоций - выразительным и разнообразным движениям.

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились детям игры на координацию движения «Тень», «Зеркало». Давали упражнения на расслабление рук, ног: «Надувной матрац», «Насос и мяч» и др.

Элементы психогимнастики и аутотренинга вводились в структуру занятий, например, полное расслабление - напряжение: «Солнышко - дождик», «Жарко -холодно», «Обиделись - помирились» и др. Это учило детей расслабляться и отдыхать.

В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства, эмоции, понимать чувства других, общаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

С самых первых занятий ритмикой важным было приучить детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым тренировали слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Использовали различные методические приемы - это словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.

Важным было обращать внимание детей на характер исполнения, «вхождение в образ», и необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям - и к простейшим, типа «Белочка» или «Чебурашка», и к более сложным, с философским звучанием - например «Цыганские напевы», «Красный сарафан» и др.

Очень много труда, сил и времени приходилось тратить на танцевальные движения, они осваивались как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных народных плясок (композиции «Кремена», «Полкис», «Светит месяц», «Калинка» и др.), так в специально подобранных танцах, которые разучивались на индивидуальных и подгрупповых занятиях. (Танцы «Приключение Буратино», «Русские узоры», «Танец с зонтиками» и др.

Параллельно этот специально подобранный репертуар позволил организовать кружок «Попрыгунчики» - где ставилась задача поведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиций (с последующим выступлением детей на утренниках ДОУ, и участия в поселковых праздниках).

В процессе обучения движений решалась еще одна очень важная задача - это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения дошкольников. В процессе разучивания музыкально-ритмических композиций проводился показ и объяснение, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение, как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Применялись основные методические приемы - это объяснение, примерный показ, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх, таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.

Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимали естественно, им нравилось их выполнять, и по этому, они легко усваивались.

Как уже отмечалось, данная работа ориентирует на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому, репертуар ритмических композиций использовался не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью использовались игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток («Кот Леопольд», «Кукляндия», «Танцуйте сидя» и др.). На занятиях природоведческого содержания, давались творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы - «Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа» и т.д.).

Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогали такие композиции, как «Цыганские напевы», «Красный сарафан», «Мельница». Использовали композиции на основе быстрой, веселой музыки, таких, как «Кремена», «Полкис», «Калинка», они позволяли поднять настроение детей, активизировать их внимание.

В бодрящей гимнастике не старались, чтобы физическая нагрузка была большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, по этому были подобраны упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу композиций («Птички и Ворона», «Кошка и девочка», «Пастушка», «Упражнение с цветами», «Разноцветная игра» и др.).

С целью дать необходимую нагрузку детям на утренней гимнастике соответственно возрастным и индивидуальным особенностям, подбирали композиции с интенсивной физической нагрузкой движений. Это те композиции, которые дети уже выучили на занятиях по ритмике. Например, комплекс утренней гимнастики для детей четырех-пяти лет.

1. «Едем к бабушке в деревню» - это образно-игровая композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.

2. «Белочка» - игровая композиция (имитационные движения, махи, «пружинки»).
А в комплексе детей старших и подготовительных групп использовались такие композиции, как:


  1. «Птичий двор» - упражнения на различные виды ходьбы и импровизации игровых движений, - 3,5 мин.

  2. «Цирковые лошадки» - композиция на общеразвивающие движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений. - 3,3 мин.

  3. «Голубая вода» - композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также с элементами художественной гимнастики. – З мин.
Использование ритмических композиций на физкультурных занятиях брали фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры. В конце занятия предлагалось детям выполнить творческие задания, придумать движения к песне «Дело было в январе», шуточные композиции «Два барана», «Кошка и девочка», поиграть «Игра с мячом», «Козочки и волк», исполнить пляски «Кремена», «Полкис», «Парная пляска» на финскую польку и др.

На музыкальных занятиях предлагалось детям исполнить композиции в самых разных вариантах: вводной части занятия можно было станцевать «Поросята», «Озорники», «Упражнения с листьями», а в заключительной части поиграть в игру «Найти себе пару».

А во время слушания песни «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) дети пытались представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышется на ветру его стебелек и листья, и показывали это в движении, а на занятии по ИЗО продолжали рисовать ту же композицию, а иногда и выполняли аппликацию на эту тему.

С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения совместно с детьми изготовлялись необходимые атрибуты, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, не составляло трудности вместе с детьми придумать эти элементы (шапочки зверей, ленты - как стебли водорослей, звезды на палочке и месяц, «Манжеты» из цветных капроновых лент, пришитых в сборку к резинке, которые одеваются на запястье и т.д.).

Сотрудничество и согласованность действий всего педагогического коллектива в использовании единого репертуара по ритмике в разных формах работы, единство в подходах и требованиях разных специалистов способствовало в получении положительных результатов: дети (Айнур, Лера, Настя, Стас, Юля, Кирилл) легко и свободно использовали в импровизации разнообразные движения, тонко передавали музыкальный образ. Процесс разучивания нового репертуара занимал немного времени: два-три занятия. И дети были готовы с выученным репертуаром выйти с показом на выступления («Волшебные снежинки», «Золотая осень», «Концертах» и т.д.).

Таким образом, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевали не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но так же, и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогали детям в дальнейшем успешном освоении других художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это последующее обучение хореографии, занятия в музыкальных школах, спортивных секциях, театральных студиях и т.д.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями. Цель этой работы состояла в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей музыкально-ритмических способностей.

Были проведены консультации на темы: «Народные танцы», «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста танцевальным движениям», в которых внимание родителей было направлено на организацию работы по музыкальному воспитанию в условиях семьи. Объясняли, что освоение движений народных танцев многого требовало: вхождение ребенка в образ, собранности, энергии внутренних сил. Задача взрослого - объединить последовательность танцевальных движений в несложную по строению композицию, придать изящество и выразительность. Главное - чередовать самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой. Внимательно вслушиваясь в музыку, дети должны определить характер произведения, его темп. Предлагали родителям танцевать вместе с детьми и побуждать к самостоятельному выполнению народных танцевальных композиций. Некоторым родителям были показаны русские народные танцевальные движения, чтобы они разучивали их вместе с детьми.

Содержание папки - передвижки «Вокально-двигательные разминки» было нацелено, прежде всего, на концентрирование внимания детей, координацию собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Эта консультация помогла родителям совместно с детьми в домашней обстановке создавать некий художественный образ, и способствовало тому, чтобы дети научились самостоятельно исполнять попевку и одновременно выполнять под нее ритмико-двигательные действия. Родителям было предложено начинать с примитивных движений - одновременным вокализированием, хлопками в ладоши, постукиванием пальцев одной руки по пальцу другой, притопов, шлепков по коленям.

Простейшие задания - игры, музыкальные упражнения постепенно усложняются, тем самым, становясь все увлекательнее как для детей, так и для взрослых.

На семинарском занятии познакомили родителей с тем, какие танцы можно танцевать дома, объясняли, что в большинство музыкально-ритмических движений танцевальных композиций подразделяются на две основные группы: подражательно-пантомические (имитационные) и танцевальные. Предлагали взрослым исполнять подражательные движения: это повадки животных, манера поведения людей в той или иной конкретной обстановке). Давались задания домой на имитацию повадок различных зверей, на придумывание вместе с детьми несложных танцев.

Рассматривая простейшие танцевальные движения, пытались разучить некоторые из них и с помощью движений придумать в домашних условиях свою необычную танцевальную композицию. В помощь для сочинения танцев были даны карточки с подбором движений.

Дополнительно были даны рекомендации по работе с картотекой, этюды музыкально-дидактических игр, музыкально-ритмических композиций (из репертуара «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной). С помощью этих картотек давались домашние задания. Было очень интересно слушать отзывы родителей о их работе с детьми дома. Многие родители отзывались о своих детях, как о способных, умеющих танцевать и слушать музыку.

Нас радовало то, что совместная деятельность по музыкальному воспитанию в условиях семьи имела положительные результаты не только в плане музыкального развития детей, но и помогала общению, налаживанию контактов друг с другом, сближала духовно всех членов семьи.

Таким образом, подводя итог работы, мы провели сравнительный анализ результатов музыкально-ритмической деятельности детей.
2.2. Определение уровня развития музыкально-ритмических движений у дошкольников в условиях ДОУ.

Выявляя у детей музыкальность (в процессе самостоятельного исполнения - без показа) была предложена музыкально-ритмическая композиция «Кукляндия» после прослушивания дети должны были назвать название композиции и исполнить ее самостоятельно. Дети, получившие пять баллов, старались воспринимать и передавать в движении образ заводных игрушек, изменяли движения в соответствии с фразами темпом и ритмом это такие дети, как Юля, Антон, Даша, Настя, Айнур, Стас.

Чтобы понять эмоционален ребенок или нет зрительно в процессе занятий делили пространство зала на 5 зон по степени удаленности, и смотрели, какое место выбирали дети. Лера, Миша, Соня, Катя и т.д., постоянно вставали по ближе, чтобы их было видно, эти дети характеризуются как экстраверты, а Таня, Юля, Вова всегда старались спрятаться за спины других, их можно определить как интроверты. Умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове, эмоциональные дети часто подпевали во время движения, что-то приговаривали, и после выполнения упражнений ждали оценки. У неэмоциональных детей мимика была бедная, движения не выразительные. Оценивался этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-5) при подсчете баллов этот параметр не учитывался в среднем показателе.

Творческая одаренность проявлялась в особой выразительности движений, умении импровизировать под знакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные. Творчески одаренные дети это такие как Настя, Настя, Антон, Даша, Айнур, Лера способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но так же я в рисунке, и в слове. Например, слушая музыкальное произведение П.И. Чайковского «Баба Яга» дети придумывали движения, очень характеризующие эту героиню, и после занятия даже попытались нарисовать эту музыкальную пьесу.

Внимание - это способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Исполняя музыкально-ритмическую композицию правильно от начала и до конца самостоятельно - детям ставили «пять» баллов. Если же они выполняли с некоторыми подсказками - от четырех до двух баллов.

Детям, которые затруднялись выполнить композицию из-за невнимательности и рассеянности - ставили «ноль» баллов или «один» балл.

Выявляли у детей способность к запоминанию музыки и движений. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Восемнадцати малышам необходимо было шесть или восемь повторений композиций для запоминания последовательности упражнений. Это оценивалось как норма. А шестеро детей запоминали с трех или пяти исполнений по показу. Это высокий уровень запоминания и развития памяти и оценивался он « пятью» баллами.

Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более десяти раз), оценивалось в «два» или «ноль» баллов. С таким результатом было всего четыре ребенка.

Подвижность нервных процессов проявлялась в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Запаздывание, задержка и медлительность в движениях отмечались у пятнадцати человек.

Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего отмечались у десяти детей.

Выявляли точность, ловкость движений, координацию движений рук и ног при выполнении упражнений (ходьба, общеразвивающие и танцевальные движения); правильное сочетание у детей движений рук и ног при ходьбе и других общеразвивающих видах движений.

У детей средних групп оценивалось правильное и точное исполнение ритмических композиций первого уровня сложности («Чебурашка», «Плюшевый медвежонок» и т.д.)

В старшей группе - второй уровень сложности («Мария», «Кораблики», «Красная шапочка»).

А второго - третьего уровня сложности композиции предлагались детям подготовительной группы.

Выполняя несложные акробатические упражнения «рыбка», «полушпагат» и др. выявляли у детей гибкость, пластичность.

У детей со средним уровнем не было плавности и музыкальности движений рук, гибкости позвоночника. С низким уровнем выявили семь детей, они затруднялись в выполнении акробатических упражнений, для таких ребят были подобраны более простые композиции, этюды, упражнения.

Дополнительно к заданиям проводилось анкетирование родителей по следующим вопросам:


  • Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?

  • Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли вместе с ним?

  • Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, как на нее реагирует; дослушивает ли до конца, не отвлекаясь? Умеет ли определять характер мелодии, ее темп? Сможет ли запомнить и узнать звучавшую ранее мелодию?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией (народными, бальными, ритмическими танцами)?

Анализируя анкеты, мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию своих детей. Некоторые предлагали варианты танцевальных движений, придуманных совместно с детьми. Это являлось положительным результатом в нашей работе.

Дети стали более раскрепощеннее и свободнее в танце. Могли самостоятельно импровизировать под музыкальное сопровождение танцевальные мини - композиции на определенную) тему: «Наездники», «Мотыльки», «Лесные жители» и др.

Сравнительный анализ проведенных данных показал, что после проведенной работы качественно изменились показатели овладения музыкально-ритмическими движениями у детей среднего и низкого уровня. Диаграммы даны в приложении.

Выводы.
Решая ряд задач, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и их развитию в целом.

Но при этом важно создавать необходимые педагогические условия и определить содержание работы в соответствии с возрастными возможностями детей и их функциональным развитием.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но так же и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения.

Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому, рассматривая «Ритмическую мозаику» как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, мы помогаем «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Список библиографии


  1. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»: Санкт-Петербург - «ЛОИРО» 2000.

  2. С.И.Бекина «Музыка и движение»: Москва - «Просвещение», 1981.

  3. С.И.Бекина «Музыка и движение»: Москва - «Просвещение», 1984.

  4. Т.А.Барышникова «Азбука хореографии»: Москва - «Рольф»,2001.

  5. С.И.Бекина «Музыка и движение»: Москва - «Просвещение», 1990.

  6. Г.Ф.Вихорева «Пестрые страницы»: Санкт-Петербург- «Детство- Пресс»,2003.

  7. О.А.Вайнфельд «Музыка, движение, фантазия!»: Санкт-Петербург- «Детство-Пресс»,2002

  8. Н.А.Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду»: Москва - «Просвещение», 1984.

  9. Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»: Москва - «Просвещение», 1982.

  10. И.Г.Галиченко «Танцуем, играем, всех приглашаем»: Ярославль - «Академия развития», 2000"

  11. М.А.Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду»: Москва - «Вако»,2006.

  12. Н.В.Зарецкая «Танцы в детском саду»: Москва - «Айрис-Пресс»,2003.

  13. Н.В.Зарецкая «Танцы для детей»: Москва-«Айрис-Пресс»,2005.

  14. Т.А.Колодницкий «Ритмические упражнения, хореография и игры»: Москва-«Дрофа»,2003.

  15. З.Я.Роот «Музыкально-дидактические игры»: Москва - «Айрис-Пресс»,2004.

  16. З.Я.Роот «Танцы с нотами для детского сада»: Москва - «Айрис-Пресс»,2006

  17. Г.П.Федорова «Играем, танцуем, поём!: Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2002.

  18. Г.П.Федорова «Поиграем, потанцуем»: Санкт-Петербург - «Детство-Пресс»,2002.

  19. «Музыкальная палитра» №3, 2001., №3,2003., №4,2003., №2,2006г.

  20. «Музыкальный руководитель» №6,2004., №1, 2005., №2, 2005., №5, 2005., №6. 2005., №1, 2006., №2, 2006., №3, 2006., №6, 2007., №7, 2007.

Утверждаю заведующий МДОУ

«Детский сад комбинированного вида №222»

И.А.Чернова

Рабочая программа

по ритмической пластике

дошкольников

«Ритмическая мозаика»

Выполнила: Е.И Ещеркина

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей с учетом ФГТ.

Кружок дополнительного образования «Озорной каблучок» работает по А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» программе по ритмической пластике для детей 3–7 лет, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС. Программа направлена на целостное развитие личности детей от 3-х до 7-и лет. Новая редакция разработана в контексте ФГОС, включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы рассчитан на 1 год - проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Форма работы:

Групповая, работа с подгруппой/ индивидуально.

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

    принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

    сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

    признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

    Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

    Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

    Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

    Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Цель:

развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Приоритетные задачи:

развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основные задачи:

I. Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм.

    развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

    Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо­кий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения

на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос­ти движений, координации рук и ног;

имитационные движения

различные образно-игровые движения, раскрыва­ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настрое­ний, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим­метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви­жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере­менный шаг, шаг с притопом и др.

Ш. Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно созда­вая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изме­нять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музы­кального произведения - по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе ус­ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча­ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот­ным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Программа по ритмической пластике, направленная па целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева СПб., 1996).

Ведущая идея - использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фанта­зию, нравственно-коммуникативные качества, способность к им­провизации в движении под музыку, что требует свободного и осо­знанного владения телом.

Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произве­дения в пластической импровизации.

В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.

По каждому возрастному периоду (3 - 4, 4-5, 5-7, 7-9 лет):

· рассматривается основное содержание;

· выделены показатели уровня развития;

При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.

Система работы предполагает вариативные игровые формы ор­ганизации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей - от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал - 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.

Программа «Топ-хлоп, малыши»

Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 - 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.

В программе формулируются цели и задачи музыкально-­ритмического воспитания:

· развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

· развивать музыкальные сенсорные способности;

· развивать слуховое внимание, двигательную сферу, вырази­тельность движений;

· воспитать общительность;

· развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.

Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последователь­ности и адаптированы для работы с детьми 2 - 3 лет.

В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.

Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необхо­димой последовательности.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой - содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.

Основные задачи программы:

· укреплять здоровье;

· развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;

· расширять кругозор;

· формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;

· развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и тру­долюбия.

Основные разделы программы:

· танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;

· нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;

· креативная гимнастика.

В программе представлены характеристика каждого раздела, со­держание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.

Программа «В мире бального танца»

Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.

Цель программы:

· приобщать ребенка к миру танца;

· формировать пластику, культуру выразительность движений;

· способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи программы:

· способствовать физическому развитию ребенка;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;

· учить понимать язык музыки и выражать его в танце;

· развивать умение применять элементы бального танца в импро­визации;

· обучать основам этикета.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.

Программа включена в пособие «Фольклор - музыка-театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.

Программа «Путешествие в страну “Хореография”» Ав тор А. А. Матяшина

Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.

Цель программы:

· привить интерес к хореографическому искусству;

· развить творческие способности детей посредством танцеваль­ного искусства.

Задачи программы:

· овладеть основами классического экзерсиса;

· ознакомить детей с историей развития танца;

· снять мышечное и психологическое торможение.

Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), учитывающих особенности динамику развития годичного цикла ребен­ка и преследующих вначале обучающую цель, а затем - развитие творческих способностей.

По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.

Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается му­зыкальный материал и игры.

Программа включена в пособие «Фольклор музыка - театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.

Программа «В мире музыкальной драматургии» Автор Т. Ф. Коренева.

Цель программы:

· формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 - 7 лет через осознание драматургии музыкального произведения;

· воспитывать желание к передаче музыкальных образов сред­ствами ритмопластики.

Задачи программы:

· развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способ­ности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;

· знать простейшие музыкальные понятия;

· формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.

Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.

Весь репертуар представлен по следующим темам:

· характер музыки, средства музыкальной выразительности;

· музыкальная форма;

· комплексы ритмической гимнастики;

· танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;

· историко-бытовой танец, парные композиции, элементы баль­ного, народного и современного танца;

· игровое танцевальное творчество;

· инсценирование песен;

· постановка ритмопластических спектаклей.

В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.

Остановилась!

Программа по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Ее главная цель - научить детей творчески осмысливать и воплощать образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.

Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.

Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому а затем - к «композиционному» твор­честву в танце.

В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описыва­ются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.

Комплект пособий «От жеста - к танцу» состоит из трех книг. Первая - изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений); - приложения к первой.

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ

МУЗИЦИРОВАНИИ

По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных на­правлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.

В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллек­туальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребен­ку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.

Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентиро­ваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).

Именно поэтому в практике современного музыкального воспи­тания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах.


Программа «Звук-волшебник» 1

Образовательная программа но музыкальному воспитанию стар­ших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и iк"музыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит из­готовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре па них.

Цель программы: развивать интерес к эстетической сторо­не дойствитещадосЖ потребности детей в творческом самовыраже­нии, инициативности и самостоятельности в воплощении художе­ственного замы ела.

Задачи программы:

· создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;

· расширять кру! Шор;

· развивать творческое самовыражение, стремление к импрови­зации и др.

Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Программа разработана на стаюве сочетайия 11 ри i щт юв творче­ского импровизационного музицирования австрийского компози­тора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музы каль- ной педагогики. Программа рассчи тана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

В основе программы лежит элементарное музицирование, объ­единяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкаль­ных инструментах, танец, импровизированное движение под музы­ку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализа цию.

Цель п р о г р а м м ы:

· привить первоначальные навыки творческого ансамблевого му­зицирования на основе развития импровизационного мышле­ния и первичного моделирования творческих процессов;

· развить природные способности ребенка.


Задачи программы:

· помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пере­жить ее чувственно;

· воспитать потребности в музицировании;;

Анна Умнова
Программа кружка «Ритмическая мозаика»

МБДОУ детский сад №1 «Улыбка»

Пояснительная записка

Актуальность : Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа , основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей , либо двигательных навыков, ар-тистичности.

Основная направленность предлагаемой программы "Ритмическая мозаика "- психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Проблема : Неловкие и заторможенные дети в музыкальном и двигательном отношении, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в себе и своих силах путем подбора для них индивидуального материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка. Недостаток внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, мышления, речи - в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном указании.

Цель : развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи :

Укреплять психическое и физическое здоровье средствами ритмики в условиях дошкольного обучения;

Формировать правильную осанку, походку;

Снижать психологическое напряжение средствами релаксации под музыку;

Развивать способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;

Учить импровизировать под незнакомую музыку;

Формировать адекватную оценку и самооценку в процессе движения;

Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;

Развивать художественно-творческие способности.

Форма организации : Ритмические композиции (занятия по подгруппам) .

Количество занятий : 1 раз в неделю (среда, пятница)

Место проведения : Спортивный зал

Срок реализации : 1 год

Форма подведения итогов : отчет, фотоматериал, участие в праздниках ДОУ.

Используемая литература :

Буренина А. И. «Ритмическая мозаика : (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)»

№ п/п Тема Задачи Сроки Лит-ра

1. «Веселые путешественники» Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой. 13, 20 сентября Буренина А. И. «Ритмическая мозаика » с. 43

2. «Рыбачек»

Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях. 27 сентября, 4 октября

3. «Чебурашка» Развитие выразительности пластики, точности и ловкости движений, музыкального слуха. 18 октября

4. «Плюшевый медвежонок» Развитие чувства ритма , выразительности движений, воображения. 1 ноября

5. «Куклы –неваляшки» Развитие чувства ритма , выразительности, точности и координации движений. 15 ноября

6. «Разноцветная игра» Развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений; закрепление образной композиции, становится парами, свободно располагаясь в зале. 6 декабря

7. «Кузнечик» ритма , образного восприятия музыки. 27 декабря

8. «Белочка» Развитие мягкости, плавности рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками : развитие музыкального слуха. 24 января

9. «Едем к бабушке в деревню» Развитие точности и ловкости движений, формирование навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой, воспитание творческого воображения. Закрепление навыка в свободном расположении композиции- врассыпную. 7 февраля

10. Игра «Птички и Ворона» Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации, воображения и фантазии. 28 февраля

11. «Лошадки» Развитие чувства ритма (вкруг-врассыпную) 14 марта

12. «Поросята» Развитие чувства ритма , координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг -врассыпную) 4 апреля

13. «Маленький танец» Развитие чувства ритма , координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг -врассыпную) Закрепление навыка в свободном расположении в зале, принимать исходное правильное положение. 18 апреля

14. «Белые кораблики» Развитие мягкости, плавности движений рук, музыкальности и выразительности движений. 1 мая

15. «Марш» Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха (чувства сильной доли, ловкости и точности движений. 22 мая

16. «Цыплята» Развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой. 13 июня

17. «Чунга-чанга» Развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувcтва ритма , способности к импровизации. 27 июня

18. «Красная шапочка» Развитие координации движений, чувства ритма , умения переносить вес тела с ноги на ногу, творческого воображения, внимания и памяти, быстроты реакции. 18 июля

19. Игра «Козочки и волк» Развитие творческого воображения, музыкального слуха, выразительности движений. Закрепление навыка двигаться в такт музыке, исходного положения рук и ног 8 Августа

Технология развития танцевального творчества дошкольников.

(А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»)

Данная технология, в основе имеет – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Актуальность технологии. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д

Цель использования технологии : развивать танцевальное творчество дошкольников средствами музыкально-двигательной выразительности.

Задачи обучения и воспитания детей:

  1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

Развитие творческого воображения и фантазии;

Развитие способности к импровизации;

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развития восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Педагогическая целесообразность использования технологии – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие принципы обучения :

Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности заданий;

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников;

Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок;

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;

Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.

Используя музыкально- ритмические композиции, педагоги могут конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально – ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно – творческой деятельности (театральной, изобразительной и др.).

Отличительные особенности технологии :

1. Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков по 8,16 тактов, как принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, то детских песен к симфоническим произведениям композиторов -классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, обыгрывая своим телом сложный мир чувств и образов.

3. Акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних (сенсорных, мыслительных, эмоциональных) процессов и их подвижность.



error: Контент защищен !!