Проект нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя семья". блок «Мой любимый детский сад»

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать . Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Воспитание гражданина - патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца – чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда. Как писал В.А. Сухомлинский, «не случайно слово «Родина», «Отечество» - единокровные братья слов «родить», «отец». Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки – для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский писал, что гражданственность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании в РФ” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. А целью работы коллектива – создание условий для освоения педагогами инновационных подходов в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования детского сада:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. интегрировать деятельность педагогов ДОО по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников, пробуждению любви детей к родному дому, семье, малой родине (городу Заринск, Алтайскому краю).
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты анкетирования (Приложение 1) педагогов показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Из опрошенных 26 педагогов отмечено,
что патриотизм – это любовь к Родине, мама, край родной, любовь и гордость за родную страну, к семье;
какое место занимает проблема патриотического воспитания в развитии дошкольника – главное, одно из первых; 1 педагог – никакое;
важнейшая цель патриотического воспитания детей – желание жить в России, уважение к героям, истории, привить любовь к близким, детскому саду, уважение к старшему поколению, знание традиций русского народа; 1 педагог – никакая;
предложения по организации работы ДОО в этом направлении – экскурсии по городу, выставки, беседы о стране, тематические занятия, семинары, родительские собрания, через проектную деятельность;
отношение к проектной деятельности – 23 педагогов отмечают положительное, 1 педагог – никакое, 1 педагог – можно попробовать, 1 педагог – не ответил.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с семьей, особенностями города и края.
Результаты анкетирования педагогов показали, что педагоги:
знакомы с проектной деятельностью, этапами – «да» - 21 человек; «нет» - 5 человек;
считают метод проектов инновационным – 26 педагога;испытывают интерес к созданию чего-то нового –26 педагога;используют метод проектов в педагогической практике - «да» - 13 человек; «иногда» - 6 человека, «нет» - 7 человек; хотят овладеть деятельность педагогического проектирования - 26 педагога.
Решением данной проблемы станет реализация проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» , который будет состоять из 4х блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение» (младший дошкольный возраст);
2 блок «Детский сад – мой второй дом» (средний дошкольный возраст);
3 блок «Родной свой край люби и знай! (старший дошкольный возраст);
4 блок «Россия – Родина моя» (подготовительный к школе дошкольный возраст).
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги групп, специалисты.
Сроки реализаци и: краткосрочный, январь-май 2017 года.
Основной раздел программы : познавательное развитие.
Гипотеза
Если обеспечить возможность повышения знаний педагогов через разные формы взаимодействия, то это будет способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке модели взаимодействия и системе сотрудничества специалистов ДОУ, представителей социальных институтов, родителей и детей. А также в активном использовании цифровых технологий для сбора необходимой информации, оформления проекта и его результатов.
Цель проекта
Создание условий для развития готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста посредством инновационной деятельности.

Задачи проекта

Выстраивание образовательного процесса, направленного на становление национального самосознания, обретение ребенком системы общечеловеческих ценностей.
Совершенствование педагогического мастерства, использование эффективных методик и технологий в проектировании образовательного пространства ребенка.
Стимулировать и активизировать проектную деятельность, экспериментальные исследования, деятельность по презентации и диссеминации педагогического опыта, направленные на повышение качества гражданско-патриотического образования детей.
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Проблема
Как выстроить работу образовательного учреждения по развитию инновационной деятельности, чтобы способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Пути реализации
Игры, экскурсии, беседы, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, наблюдение, анкетирование, познавательные игровые занятия, выставки, организация мини-музея.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов, подборка художественных текстов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Участие детей подготовительной группы в городской акции «Живая открытка ветеранам».
Участие воспитанников детского сада в акции «Бессмертный полк».
Участие родителей в проектной деятельности группы, совместное изготовление необходимых материалов.

Стратегия реализации проекта

1. Информационно-накопительный этап проведения и реализации проекта
Консультация: «Проектирование в ДОУ» (декабрь).
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, пополнение картотеки «Беседы по патриотическому воспитанию» (в течение проекта).
Обогащение патриотического центра в групповых комнатах (январь-февраль).
Организованная образовательная деятельность (по плану педагогов).
Педагогический совет «Организация нравственно-патриотического воспитания детей на современном этапе» (февраль).
Консультация для педагогов «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах» (февраль).
2. Организационно-практический этап
Январь-май:
Проведение тематических мероприятий посвященных традициям русского народа (Святки, пасхальная ярмарка), Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая.
Работа педагогов в рамках подпроекта группы.
Выставка тематических рисунков, буклетов, оформление мини-музеев в рамках подпроектов групп.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Заринск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города» и т.д.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о Заринске, Алтае.
Оформление музыкального уголка в русских традициях. Изготовление макета Алтайского края. Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае».
3. Презентационно – завершающий этап
Презентация подпроектов. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми (апрель).
Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (май).

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский

Пояснительная записка

Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта: Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы:

-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».

Беседы с детьми на темы:

-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:
-Е.Благинина «Шинель»
-Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
-А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
-Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
Физическое развитие:
- Спортивное соревнование детей дошкольной группы
-Начальная строевая подготовка мальчиков старшей подгруппы.

Социально-коммуникативное развитие:

Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.

План реализации проекта.

I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.

1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.

3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.


II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.

1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.




5.Подбор музыкальных произведений военной тематики

6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)




Мероприятия:
1. Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых 70-летию Победы.


2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
3. Экскурсия в музей школы№13. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений.
4. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
5. Изготовление фронтовых писем (техника оригами).
5. Просмотр мультфильмов на военную тематику.
6. Ручной труд «Подарки ветеранам»



7 Изготовление макета в память о погибших воинах. «Обелиск»

Паспорт проекта Площадка реализации проекта

МБДОУ г. Иркутска детский сад №143

Кудрина Екатерина Николаевна

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи: - формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Участники проекта

Дети 5 – 7 лет.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

Этапы: Подготовительный – определение целей и задач проекта;

Основной – составление перспективного плана, разработка конспектов, познавательные занятия;

Заключительный – результативно-сравнительный анализ

Предполагаемый срок реализации проекта 1 год.

Сформированы патриотические чувства к родному городу.

Знания о многообразии природы города Иркутска.

Дальнейшее развитие проекта

Разработать методические рекомендации по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ, в совместной деятельности педагога и детей.

Обоснование необходимости проекта

Дети в возрасте 5 – 7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание включает в комплексе духовно – нравственное, социальное, трудовое и краеведческое направление.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и включать духовно-нравственное, краеведческое, социальное и трудовое направление, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель:

формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи:

Формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Изучение родного края (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

Формирование у детей трудовых навыков.

Участники проекта:

дети в возрасте 5 – 7 лет

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели

Совместная деятельность педагогов, родителей по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, краеведческое, трудовое и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы «Любимый Иркутск». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация системы воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

Рабочий план реализации проекта

1. Вводное занятие.

Экскурсия по отделам учебно-опытного участка СЮН. Знакомство с планами работы кружка.

2.Экология в жизни человека.

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Очень интересно, когда дети используют ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте, приводя конкретные случаи из жизни. Групповая работа «Экологическая тропа».

Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою область. Экологическая игра – «Мы экологи».

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края

Задачи: - Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;

Развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;

- воспитать взаимовежливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: плоды и семена деревьев, семена в мешочках, 2 удочки и рыбки, распечатанные на картоне, воем – лист ватмана с приклеенными изображениями водорослей на магнитах, газеты, дидактические карточки «Животные», карточки с изображением цветов, карточки с маршрутом, сладкие призы.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир природы. Для этого нам нужно две команды. Одна команда – девочки: название их команды - Умнички, вторая команда – мальчики – с названием Удальцы. Мы отправляемся!

1. Станция «Семенная» - наша первая станция. Игра «Плоды и семена». Перед командами лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам Игра «Семена в мешке» Командам раздаются мешочки с семенами, не заглядывая в них им необходимо определить, что там за семена.

2. И наш поезд приближается к станции «Речная»

Игра «Рыбалка» Правила игры: Кто быстрее выловит всех рыб из озера. По три человека от каждой команды. Побеждает та команда, которая выловит в командном счете больше рыб. Одновременно на поле находятся по одному человеку от каждой команды. Выловив рыбу игроки производят подсчет – результат записывается, рыба выпускается на игровое поле. Второй участник приступает к «Рыбалки». После прохождения всех трех участников производится общий подсчет набранных рыб.

3. Следующая станция «Горная» Игра «Альпийская горка» Правила игры: командам выдается газеты. Ваша задача заключается в том чтобы построить за одну минуту самую высокую гору из этой газеты, ее можно рвать, можно мять а можно ставить целиком.

4. Станция «Зоологическая» Игра «Крокодил» Цель игры: Показать при помощи жестов какое животное изображено на карточки. Правила: Игроки садятся перед ведущим (объясняющим). Водящий берет карточку с изображением животного и показывает его при помощи жестов и мимики, но нельзя произносить ни звука, только жесты

5. Станция «Цветочная» В группе или территории спрятаны карточки с изображениями цветов, детям необходимо найти их и назвать, те цветы, которые нашли. Побеждает команда, нашедшая больше и назвавшая больше цветов

6. И на конец последняя станция «Туристическая» Игра «Найди клад» Каждой команде раздается карта с указанием пути к кладу. В определенных местах приклеиваются сладкие призы. Следуя указаниям необходимо найти приз.

3. Осенняя пора в Иркутске.

Жизненные формы растений. Подготовка деревьев, кустарников и травянистых растений к зиме. Роль листа в жизни растений, листопад. Созревание семян, приспособления к распространению. Как животные готовятся к зиме. Спячка животных, анабиоз земноводных.

Практическая работа:

Подготовка и проведение сюжетно ролевой игры «Разведка осенних примет».

Цель: Закреплять и расширять знания детей об осени и осенних приметах; уточнять представления о том, что все в природе взаимосвязано.

Предварительная работа: наблюдения, тематические и комплексные занятия об осени и осенних изменениях в природе, викторина «Кто больше назовет примет осени».

Оборудование: письмо в конверте от зайцев, план разведчиков, кленовые листочки, обозначающие остановки разведчиков, корзина для сбора примет осени, сладкий приз для детей.

Ход занятия

Педагог Дорогие ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от маленьких зайчат. Послушайте, что они пишут:

« Здравствуйте. Ребята! Пишут вам зайчики, которые родились в этом году. Мы мало понимаем, что происходит вокруг. Однажды к нам прилетела сорока и много всего на хвосте принесла. Она говорит, что и осенних примет уже на дворе много, что и шубки нам серые пришла пора менять на белые. Ёжик говорит, что необязательно шубки менять. Кого нам слушать, не знаем! Мама наша давно от нас убежала, подсказать нам некому. А ещё мы слышали, что вы хорошие разведчики. Сходите в разведку, узнайте, много ли в природе осенних примет. Пора ли нам менять серые шубки на белые. Мы будем вам очень благодарны».

Педагог: Сможем ли мы помочь зайчатам. Давайте быстро оденемся и пойдем в разведку осенних примет.

Беседа о том, что должны взять с собой в разведку. Как себя вести в разведке.

Ход прогулки . Итак, к первой остановке мы подходим по следам.

Остановка № 1. Мы – разведчики. Выбрать правило поведения в природе (работа с экологическими знаками).

Остановка №2 . « Небо, солнце, облака».

Измерение температуры воздуха в тени и на солнце.

Загадки об осени .

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. Я …. (осень ).

Сидит – зеленеет. Падает – желтеет, лежит – чернеет (листья).

Без крыльев – летает, никто его не бьет, а оно плачет (облако).

Не дед, а седой, укрывает землю и океан, а зовут его…(туман).

Остановка № 3 « Деревья нашего города».

Какие лиственные деревья вы знаете?

Какие хвойные? Загадки о деревьях.

Что случилось с деревьями?

« Игра с листьями »

Ведущий даёт задания на листочках:

Листочку осинки сделать три головных убора из простой косынки.

У кого кленовый лист, тот артист эквилибрист. Может в цирке выступать, палку на руке держать.

Дубовый листок вас попросит вспомнить стишок или песню про осень.

У кого березки листок – ничего не говорит – жестом все изобразит.

У кого листок рябинки, говорите без запинки: «Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком».

Остановка № 4: « Труд людей осенью ». Чем занимаются люди осенью?

«Является ли эта примета осенней»

Игры с «биноклем »: «Желтая прогулка». Назвать всё желтое. Даже одежду людей.

Остановка №5: « Наблюдаем птиц».

Каких птиц вы видите в бинокли?

Видите ли вы грачей? Почему? Какие птицы ещё улетели? Куда? Почему?

Посмотрите в бинокли. Видите ли вы насекомых. Почему? Где они сейчас?

Подведение итогов:

Проводится подвижная игра « К дереву беги», считают, сколько собрали примет осени. Делают вывод, пора ли зайчатам менять шубки.

4. Суровая Иркутская зима.

Характерные признаки зимы (понижение температуры, снежный покров, длина светового дня). Физические свойства воды. Роль снежного покрова для ягодников. Зимние работы в саду. Как дикие животные проводят зиму. Оседлые и кочующие птицы города Иркутска. Подкормка птиц, корма для птиц. Виды кормушек.

Практическая работа:

Конкурс на лучшую кормушку. Изготовление и развешивание кормушек. Экскурсия в зимний сад, определение и зарисовка следов на снегу. Наблюдения за птицами. Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

5. Красная книга Прибайкалья.

Создание красной книги природы. Красные, черные, желтые, серые, зеленые страницы красной книги. Виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

Практическая работа:

Изготовление и оформление «Жалобной книги природы».

6. Памятники Иркутска.

Расположение памятников Я. Похабову и Бабру, скульпторы. История возникновения Краеведческого музея, современные экспозиции.

Презентации по темам, составление докладов и зарисовка в тетрадях.

7. Долгожданная весна.

Весенние явления в жизни животных и растений. Фенофазы развития растений. Сокодвижение, набухание и распускание почек. Перелетные птицы города Иркутска, сроки прилета.

Практическая работа:

Подготовка и проведение праздника «Встреча пернатых друзей», изготовление и развешивание скворечников.

Задачи: - дать детям представление о весенних перелётных птицах, их поведении, питании, месте жительства;

- совершенствовать умение подбирать к существительным слова обозначающие признаки предметов и действий

- воспитывать в детях чувство радости от встречи с пернатыми друзьями;

1 - 2 этапы

На столике - на макете «Лес» - ворона, воробьи, грачи.

Что мы знаем об этих птицах? Где они жили зимой? Почему грачи возвращаются в родные края?

(Рассуждения детей, перебор мнений).

Чем они питаются? Как добывают корм? Какие трудности их ожидают на родине? (Работа в парах).

3 этап: Деятельность детей. Творческий продуктивный труд.

Самоанализ и анализ деятельности и продукта деятельности детей.

4 этап. Прогулка. Поиски корма для птиц (червяков). Подвижные и народные игры «Птицы в гнёздышке».

5 этап. Перед сном детям читают рассказ В. Бианки «Птичий год - Весна» и Г. Скребицкого «Грач».

Воспитатель и желающие дети изготавливают кормушку для птиц, решают помогать пернатым друзьям: ведь птиц прилетело много, а корма для них недостаточно.

8. Мой любимый двор.

Двор детского сада и двор возле дома. Многообразие животных и растений, которые нас окружают, их польза для человека.

Практическая работа: наведение порядка во дворе. Зарисовка своего двора. Подсчет живых и неживых объектов.

9. Я убираюсь за собой.

Важность гигиены для здоровья. Необходимость соблюдения чистоты. Что такое мусор? Источники его возникновения. Принципы сбора и утилизации бытовых отходов. Важность соблюдения чистоты на улицах Иркутска, дома, в детском саду, развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот».

Практическая работа: уборка территории своего участка, зарисовка своих впечатлений. Составление графика уборки.

10.Лето пришло в Иркутск.

Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Иркутской области. Виды активного отдыха. Умения по безопасности жизнедеятельности.

Практическая работа: иллюстрирование, наблюдение, описание. Составление схемы отдыха.

11.Итоговое занятие.

Практическая работа: промежуточная аттестация проходит в форме собеседования.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Долгосрочные результаты: повышение уровня по духовно – нравственному, социальному, краеведческому и трудовому направлению.

Краткосрочные результаты: предполагается, что учащийся будет знать о многообразии природы родного края, о значении экологии в жизни человека;

Учащийся углубит и расширит имеющиеся знания о природных явлениях;

Научиться соблюдать гигиену;

Будет знать памятники Иркутска.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которые определяются в процессе собеседования.

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

Экспресс - опросы;

Итоговый контроль (конкурсы, выставки, праздники, промежуточная аттестация).

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с дошкольниками, с родителями.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Проверка результатов усвоения программы осуществляется проведением текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль учащихся проводится по отдельным темам.

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по программе. Учитывая результаты текущего контроля, промежуточная аттестация проводится в форме собеседования. Учащийся, проходящий промежуточную аттестацию в форме собеседования, дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем программы по предложению педагога или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам программы. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний, за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Критерии оценки уровня подготовки учащегося:

    высокий уровень (10 – 8 баллов) – учащийся освоил практически весь объём

    знаний 100-80%, предусмотренных; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

    средний уровень (7- 5 баллов) – у учащегося объём усвоенных знаний

    составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

    низкий уровень (менее 5 баллов) – учащийся овладел менее чем 50% объёма

    знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило,

    избегает употреблять специальные термины.

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации:

    Как экология связана с нашей жизнью?

    Назови приметы осени.

    Какие птицы оседлые?

    Назови краснокнижных животных.

    Какие памятники Иркутска ты знаешь?

    Назови приметы весны.

    Какие растения растут в твоем дворе?

    Что такое гигиена?

    Назови приметы лета.

    Где мы отдыхаем летом?

Оценка рисков

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Дальнейшее развитие проекта

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности; подготовить консультации для родителей. Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, так как он включает комплекс духовно – нравственных, социальных, краеведческих и трудовых направлений.

Так как проект еще не завершен, я могу только предположить что я справилась с поставленной целью, и выполняю все поставленные перед собой задачи.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Воспитывая в детях любовь и бережное отношения к родной природе , формируя у них чувства ответственности перед природой, мы стремимся к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

    Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

    Брыкина Т.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.- 320с.

    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Для работы с детьми от 4 -7 лет.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -80тс.

    Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

    Казакова О, В, Сбоева Н,А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. М.: «Вако», 2004, 336 с.

    Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

    Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.- 368 с.

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2003 – 143 с.

    Рябцев В. А. Прибайкальский национальный парк. Иллюстрированное научно-популярное издание.

    Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 144 .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое;

затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?

педагоги

родители

затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Учебно-тематический план

п.п.

Темы занятий

Всего часов

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие.

1.1

1.2

Путешествие по станции.

Прохождение инструктажа по технике безопасности

2.Экология в жизни человека.

4,5

7,5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6.

2.7

2.8

Беседа об особенностях местности, в которой мы живем.

Групповая работа «Экологическая тропа»

Способы сохранения живой природы.

Заповедники и национальные парки.

Что такое дым?

Береги воду.

Комнатные растения.

Экологическая игра – «Мы экологи»

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

2

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

3.Осенняя пора в Иркутске.

10

5

5

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Дары лесов и огородов.

Презентация «Яркие краски г. Иркутска»

Золотой наряд осени.

Первые заморозки.

Кедровые орешки.

Журавли на полях.

Подготовка животных к зиме.

Сюжетно-ролевая игра «Разведка осенних примет».

2

1

1

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4.Суровая Иркутская зима.

10

5

5

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Природа готовится к зиме.

Зимние запасы животных.

Белый ковер.

Зимняя погода.

Любимые праздники.

Игры на улице.

Зимующие птицы.

Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

2

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

5.Красная книга Прибайкалья.

3

1,5

1,5

5.1

5.2

5.3

Красная книга Иркутской области.

Международная Красная книга

Жалобная книга природы

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6.Памятники Иркутска.

4

2

2

6.1

6.2

6.3

6.4

Где живет Бабр?

Солнечные часы города.

Памятники туристу и влюбленному.

Краеведческий музей.

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.Долгожданная весна.

10

5

5

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

Весеннее пробуждение.

Жизнь подо льдом.

Летят птицы.

Первоцветы.

Пожар в лесу.

Время сажать деревья.

Праздник «Встреча пернатых друзей»

2

1

1

2

1

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

8.Мой любимый двор.

5

2,5

2,5

8.1

8.2

8.3

8.4

Сюжетно-ролевая игра « Что нашел в своем дворе?»

«Посчитай-ка» - математика во дворе.

«Азбука своего двора».

Практическое занятие « Озеленим наш двор»

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

9.Я убираюсь за собой.

5

2,5

2,5

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

Гигиена – залог здоровья.

Чистота в доме – безопасность всей семьи.

Что такое мусор?

Необходимость соблюдения чистоты и гигиены дома и на улице.

Развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот»

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10.Лето пришло в Иркутск.

10

5

5

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

Признаки лета.

Сюжетно – ролевая игра «Где кто живет, где что растет!»

Путешествие в деревню.

Чудесное разнотравье.

Жизнь муравейника.

Твой летний отдых.

2

1

2

2

1

2

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

11.Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Собеседование

1

1

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

33

39

Юлия Татаркина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»

Татаркина Юлия Витальевна

Пед. стаж в МАДОУ «Умничка №96» : 5 лет

г. Набережные Челны

Технологическая карта проекта :

Творческое название проекта :

«»

Тип проекта : тематический

Возраст детей : Старший дошкольный возраст .

Участники проекта : дети, родители воспитанников , воспитатели групп , музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта : Долгосрочный, с сентября по май

…«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Актуальность :

Родина, Отечество . …В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы : матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества . Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве , тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств , к которым, и относиться чувство патриотизма , включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья , т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций : репродуктивную, воспитательную , хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка . Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества . Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества , нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.

Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок

Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина , которому можно доверить страну.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА :

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего , познанием человека и отечества , чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества .

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы . Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности .

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю» . Дошкольный возраст , по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения . Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества » включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого

является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания : беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках , выставках, изготовления стенгазет и костюмов и т. д.

Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей : «Наша Родина – Россия» . На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»

Идея проекта :

Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.

Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Цель проекта :

1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

2. Воспитание гражданина и патриота своей страны , любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи :

Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта .

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности : любовь к своей семье, родному дому.

Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях : “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрождать нравственные традиции в современной семье.

Формы работы :

С детьми :

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

Творческая речевая активность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

проведение подвижных игр; игр – драматизаций;

проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

чтение художественной литературы;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов совместно с родителями.

С родителями :

Анкетирование;

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта ;

Дни открытых дверей;

Экскурсии, посещение музея, выставок

Фотоконкурсы

Праздники;

Семейные мини – проекты

Подготовка к внедрению проекта .

1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;

2. Подобрать иллюстративный материал;

3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта ;

4. Организовать ООД по теме проекта ;

5. Анкетирование родителей. Опрос детей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества »

Система и последовательность работы по проекту :

1. «Имя - великое сокровище» ; «Именины – праздник каждый год»

2. «Дом, в котором я живу» ; «Семейный круг»

3. «Мой любимый детский сад» ; «День матери»

4. «Мы помощники» ; «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. «Новый год – семейный праздник» ; «Папа, мама, я – спортивная семья»

6. «Зимние забавы» ; «Мой папа Защитник Отечества » ;

7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»

8. «Наша Родина – Россия» ; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»

9. «Великий День Победы» ; «Без труда ни куда»

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания по разделам проекта .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно- патриотическому воспитанию детей .

Заключение

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно- нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта , внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания : патриотизма , любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств , которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом , умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно -образовательного пространства для воспитанников , которое поддерживается в ДОУ и семье.

Используемая литература :

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина »

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду »

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников .

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду »

8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении : планирование, разработки занятий и мероприятий»

Интернет-ресурс :

1.http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко» .



error: Контент защищен !!