Пояс в технике дерганье плоский. Плетение поясов «Агашник» (на пальцах). Краткое описание образовательного мероприятия

Цель урока: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний.

Задачи урока:

Образовательные :

  • Отработать навык работы с компьютерной презентацией.
  • Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.
  • Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

  • Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с ландшафтом и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.
  • Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, ИКТ и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

  • Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого культурными ценностями своего народа.
  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология, информатика).

Наглядные пособия:

  • плакаты с изображениями традиционных народных костюмов;
  • стенд с поясами, выполненными в различных техниках плетения и ткачества;
  • выставка предметов народного быта;
  • мини-стенды с готовыми образцами;
  • презентация к уроку (Презентация );
  • инструкционные карты по работе с презентацией (Приложение 1 );
  • инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья (Приложение 2 ).

Оборудование:

  • демонстрационный компьютер;
  • проектор;
  • компьютеры для обучающихся;
  • манекен в традиционном русском костюме;
  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон.

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее разделены на группы по 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Урок начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок учителя истории.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер (Слайд 1) .

Зачем людям нужна одежда? (Слайд 2)

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда? Найдите этот исторический период в таблице. (Слайд 3)

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была. (Слайд 3)

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Слово учителя: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его. (Слайд 4)

Как вы думаете, какие способы придумали люди? (Слайд 5)

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Слово учителя: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений. (Слайд 6)

Что еще делали из шерстяной пряжи? (Слайд 7) .

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Слово учителя: У нас в кабинете есть прялки, которыми пользовались жители Нижегородской области.

Кто из вас может показать, как нужно прясть?

Девочки подходят к прялкам и показывают. Технологию прядения учащиеся изучали на уроках технологии с использованием видео.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде (Слайд 8) .

Посмотрите на слайд и скажите, кто здесь богатый человек, а кто бедный? (Слайд 9)

Дети показывают на интерактивной доске различия в одежде.

Слово учителя: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский (Слайды 10-11) .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

Отгадать, что лежит в сундучке, нам поможет маленький кроссворд (Слайд 12) .

Первая буква – с нее начинается имя древней игрушки кукольного театра (Петрушка).

Вторая буква – с нее начинается название месяца, который в старину назывался «листопад» (октябрь).

Третья буква – с нее начинается имя героини русских сказок, у которой костяная нога (Яга).

Последняя буква – с нее начинается название русского праздника, который отмечали в разгар зимы (святки).

Итак, что это?

Открываем сундучок, достаем поясок. Посмотрите, какие они все разные, нарядные (Слайды 13-14) .

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Слово учителя: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой (Презентация. Слайд 15) . Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце. (Слайд 16)

Слово учителя:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Слово учителя: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег (Слайд 17) . И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма (Слайд 18) . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

И делали пояса разными способами (Слайды 19-23) . Сегодня у нас в кабинете оформлена небольшая выставка: здесь вы видите пояса, выполненные в разных техниках: плетеные, на игле («в бутылку»), тканые на дощечках, на бердо.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок учителя технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах в России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы.Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

Слово учителя: Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени. Ребята подойдут к компьютерам, и будут создавать презентации о поясах.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

IV. Практическая работа (вводный и текущий инструктаж).

Блок учителя информатики.

Инструктаж по выполнению презентаций

Сегодня мы закрепим ваши знания по темам «Форматирование и редактирование документов», «Работа с рисунками и текстом». Но выполнять будем не простую работу, а творческую. На каждом рабочем столе компьютера находится папка с материалами к сегодняшнему уроку. Все материалы объединены одной темой – «Пояс». В вашу задачу входит следующее: выбрать из предложенного материала информацию, отвечающую вашей теме, и представить ее в виде презентации. Инструкция по работе с презентацией находится у компьютера. Постарайтесь использовать как текстовую, так и графическую информацию. Не забудьте оформить первый (титульный) лист вашей работы и правильно подобрать фон (оформление). Сохранить работу в ту же папку.

Темы для индивидуальных работ:

  1. Роль пояса в национальном костюме.
  2. Пояс как оберег.
  3. Способы изготовления поясов.
  4. Пояс в современной одежде.
  5. Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

Инструкции для работы с программой PowerPoint – Приложение 1, Приложение 2 .

Слово учителя технологии.

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Демонстрация видеосюжета о «Плетении дерганьем» – www.moskids.ru/ru/handmade/video .

Рассмотрим этапы выполнения плетения. (Слайды 24-28)

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать (Приложение 3 ).

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово учителям истории и технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Структура образовательного мероприятия

Таблица 1

этап содержание время Место проведения
1. Подготовительный Подготовка эскизов, наглядных материалов, учебного оборудования (раздаточный материал, схемы и т.д.) Подготовка презентации: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.«Ткачество» 2. Подготовка презентации « Славянские символы в декоративном искусстве» Разработка и выполнение учащимися ДШИ эскизов в цвете для последующей росписи досок. 3. Подготовка презентации «Ярмарка мастеров» 2 недели -г.Зеленоградск, МАОУ ООШ прогимназия «Вектор» ДШИ г.Приморск - г. Советск МБОУ ОО Школа № 8 - Мамоново
2. Проведение 2.1. вводный 2.2. Основной Знакомство с традициями русской культуры; Показ образцов; Рассказ; Показ презентации; Выполнение практической работы. Знакомство с традициями русской культуры; Показ образцов; Рассказ; Показ презентации; Мастер-класс: -плетение кос -роспись досок -плетение поясов на пальцах «Агашник» -выпиливание досок 2 уч.часа 1,5 уч.часа -г.Зеленоградск, МАОУ ООШ прогимназия «Вектор» г.Приморск - г. Советск г.Мамоново г.Калининград «Школа будущего» посёлок.Б.Исаково
3. Заключительный Обсуждение работ, заполнение учащимися анкет, фотография на память с готовыми работами 0,5 уч.часа г.Калининград «Школа будущего» посёлок.Б.Исаково

ТЕМА. Реализация современных педагогических технологий на уроках технологии в процессе внеурочной деятельности. Образовательное мероприятие «Русские умельцы»

2. ЦЕЛЬ: - сформировать первоначальные знания учащихся о традициях русского народа;

Пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству русского народа; - создать условия для развития творческого потенциала личности



2.1. ЗАДАЧИ: а) обучающие – ознакомление с основными приемами ткачества дерганьем. (Плетение поясов на пальцах «Агашник»); художественными традициями плетении кос, с техникой изготовления и росписи разделочных досок

б) развивающие - развитие интереса к народному и декоративно- прикладному искусству; – развитие художественного вкуса и творческой активности детей;

Развитие мелкой моторики

в) воспитательные - формирование основ русских традиций; - формирование мировоззренческого понимания основ русской культуры; - умение общаться в коллективе; - воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

Целевая группа: учащиеся 5-6 классов.

2.2.ЗУНКи :

Результаты проведения образовательного мероприятия у обучающихся:

Получение новых знаний о символике русского народа, основных элементах русского костюма, о декоративно-прикладном творчестве, о наиболее известных художественных промыслах.

Применение полученных знаний для выполнения практических работ.

Определение последовательности выполнения творческих работ.

Получение продукта деятельности (плетение поясов, выполненная коса, роспись доски, выполнение эскиза

2.3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Образовательное мероприятие представляет собой цикл подготовительных , вводных занятий, проводившихся на базе школы № 8 г. Советска, школы Мамоново, ДШИ Приморска, прогимназии «Вектор» г.Зеленоградска. Основной и заключительный этапы проводились в «Школе будущего» п. Б. Исаково г. Калининград. При этом обучающиеся были организованы в группы, что соответствует возрастным особенностям детей. В мероприятии участвовали учащиеся 5 класса.

Продолжительность мероприятия однократно продолжалась 2 учебных часа. При проведении использовались презентации, анкеты, раздаточный материал, технологические карты.

3.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ -

1 этап - 2 уч.часа

2 этап – 1,5 уч.часа

3 этап – 0,5 уч.часа

ОПИСАНИЕ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Материально-технические условия позволяют провести мастер-классы, т.к. есть необходимые для этого раздаточные материалы, учебное помещение, ПК, мультимедийное оборудование. Длительной подготовки мероприятие не требует.

Число учеников, участвующих в данном мероприятии оптимально-12-16 человек.

ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Введение. Современные социально-экономические условия в России породили ряд негативных явлений, которые особенно пагубны для молодого поколения. Сегодня мы переживаем кризис духовности, регресс гуманности, развивающийся индивидуализм, культ денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету. Человек нравственный, гуманист, патриот, любящий свою Родину, ее историю, культуру, природу, человек труда, честный и мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре, таким стремились воспитывать своих детей наши предки, такими должны стремиться стать нынешние дети.

Проблема нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения в России стоит достаточно остро, а в Калининградской области особенно, учитывая ее территориальную оторванность от коренной России, негативное влияние стран Евросоюза на формирование национальной идентичности, мировоззрения калининградских школьников. Принимая во внимание вышеназванные причины, становится понятна актуальность создания на региональном уровне системы национально ориентированного образования и воспитания школьников.

Актуальность данного мероприятия заключается в том, что оно отражает современную тенденцию возрождения народного искусства, которое в наши дни становится все более востребованным. Педагогическая целесообразность мероприятия обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка русской традиции приобщения детей к рукоделию и творчеству. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают детям прекрасный мир народного искусства.

Данная программа образовательного мероприятия знакомит учащихся с традициями русской культуры, излагает основную последовательность выполнения изделий.

Целесообразность программы определяется соответствием формы ее организации. Возрастные особенности учащихся позволяют работать в группах, что способствует лучшему усвоению нового материала.

Форма проведения образовательного мероприятия – мастер-класс.

Основная часть.

Мероприятие проводится в «Школе будущего» п. Б.Исаково, г. Калининград. Время проведения – 1,5 уч. часа.

Учащиеся приглашаются в класс. В начале мероприятия знакомятся с образцами изделий. Смотрят презентации и слушают рассказы учителей. Делятся на группы «по интересам». Далее проводится мастер-класс по плетению кос, росписи досок, выпиливанию разделочных досок, плетению поясов. Оценивают свои работы и делают оценку работ других. Делятся впечатлением. Заполняют анкету самооценки: «Я не знал, не умел ----- Я узнал, я научился».

Заключение.

Время проведения – 0, 5 уч. часа.

В результате проведенного мероприятия учащиеся познакомились с традициями Древней Руси, узнали старинные ремёсла, их историю возникновения на Руси, прикоснулись к изготовлению предметов, проявили смекалку, продемонстрировали свои творческие возможности. Участники вовлекались в непринужденный, живой разговор, и это помогло избежать формализма в ознакомлении с историей ремёсел Были использованы доступные и легко воспринимаемые методы обучения - эмоционально-художественный, эмоционально-нравственный и прикладной. Проведённое мероприятие положительно сказалось на поведении ребят. В классе заметно улучшились взаимоотношения между одноклассниками. Дети стали дружелюбнее, теплее относиться друг к другу. Овладели навыками работы с кистью и красками, изготовлением поясов, росписью досок, выпиливанием. Попробовали себя в роли мастеров.

Подведение итогов проходило в форме обсуждения проделанной работы учащимися. Ребята ответили на вопросы:

Нужно ли знать основы Русской культуры?

Для чего?

Могут ли нам помочь полученные знания и в чем?

Считаем, что образовательная цель мероприятия достигнута.

Последействие.

Считаем, что такого рода мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях, также могут быть использованы как ориентационные т.к. они будут способствовать формированию основ русских традиций; получению новых знаний о символике русского народа, основных элементах русского костюма, о декоративно-прикладном творчестве, ​ о наиболее известных художественных промыслах России.

Дети проявили большой интерес к данному мероприятию. С удовольствием выполняли работы, анализировали их. Выбирали лучшие.

В ходе проведенного образовательного мероприятия учащиеся

познакомились с традициями русской культуры.

1. Ткачество.

Рассказ. Ткачество – вид рукоделия, без которого в России невозможно было бы жить на протяжении многих веков. В каждой крестьянской семье одежда изготавливалась вручную: начиная с выращивания сырья, его переработки, окраски для тканья полотна, дальнейшего украшения его вышивкой и шитья одежды.Из поколения в поколение передавались традиции ткачества в геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента. В этом жила и живет душа народа, создавшего ткачество. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль в украшении жилища, оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядах.

Пояса.

По способу изготовления бы­вают нитяные, витые, плетё­ные, тканые, браные и шитые пояса.Наиболее простой пояс - нитяной. Его делает мама для своего новорождённого ребёнка в первые дни после родов из 1-3 нитей (красных или светлых, льняных). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее готовят для этого «первонить»: будущая мама вы­сеивает отдельно (с наговорами) лён, сама его обрабатывает и выпрядает, когда никто не видит, в опре­делённый день одну ниточку, которую и завязывает своему младенцу после родов. Такой нитью иногда перевязывают пуповину у дитя.

Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой поясок-тельник (куда иног­да вплетают волосы родителей), который он будет носить до совершеннолетия. Показывать его пос­торонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до совершеннолетия, когда слабеет энерге­тическая связь между ребёнком и его родителями, Но многие предпочитают носить такой пояс и даль­ше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Недаром в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Некоторые женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить как оберег вместо тельника мужнин повседневный пояс.

Витые пояса просты в изготовлении, ими подпо­ясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают празд­ничную «перевить» - из нескольких верёвочек, тогда и кистей может быть несколько («двурядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длин­ные - с помощью деревянных «крюков» или доще­чек с отверстиями.

Причина забвения определённых видов ткачес­тва и плетения поясов - не только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие ради любопытс­тва изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качест­вами: скромностью, смирением, терпением, просто­той, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, устремлением ко Всевышне­му, просветлённым умом и т. д. Все эти качества го­ворят об определённом уровне духовного развития. У людей агрессивных, эгоистичных, корыстных, ле­нивых просто теряется желание делать браные поя­са, так как сам внешний вид пояса выдаёт характер и недостаток внутренних качеств его изготовителя.

Все мастера зна­ют, что часть пояса, набранная в неблаго­приятный день или в неуравновешенном состоянии, будет отли­чаться от предыдущей. Тканьё поясов иногда называют трудолюби­вой медитацией или способом смирения и воспита­ния своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к тка­честву поясов и другим рукоделиям с 3-4-х лет не только ради развития их «тонкой моторики», но глав­ное - ради воспитания и взращивания определённых качеств характера. Невеста на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовле­ния - то есть каждый мог оценить не только внешние, но и внутренние данные девушки. Юноша готовил к свадьбе для своей невесты, кро­ме других подарков, и тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою жизнь.

Восприятие ремесла как способа нравственного самосовершенствования и осознания единства че­ловека с окружающим его миром объясняет привер­женность русских людей к «ручному труду». Именно поэтому в народе говорят, что «гребень, прялку и ве­ретено сам Всевышний дал, а самопрялку придумал сатана». Именно поэтому ремесло – это, прежде всего, способ бытия, а не простое зарабатывание денег. Именно поэтому возрождение и осмысление таких ремёсел и искусств, как ткачество поясов, шитьё и украшение народной одежды связано с нравствен­ным возрождением и воспитанием Русского народа.

Агашник – пояс, плетеный на пальцах изначально служил вздержкой для понев, штанов, юбок и прикрывался широким поясом. Позднее стал применяться как самостоятельный предмет – пояс, которым подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю повседневную одежду. Этот пояс прекрасно сочетается и с современной одеждой: с юбкой, брюками, платьем. Плетеный таким образом шнур можно использовать как для ручки для сумок или как отделочный материал для самых разных предметов. Ткачество на пальцах – «дерганье» - древнерусский способ ткачества поясов. Этот способ ткачества поражает своей простотой и эффективностью. Чудо возникает буквально из «ничего»: из нити, без всяких приспособлений, появляется пояс или лента «в косу».

Демонстрация презентации «Ткачество»

Практическая работа.

Плетение пояса на пальцах по технологической карте.

Заключительный инструктаж.

Демонстрация работ учащихся.

Анализ ошибок.

2. История косы. Косы в истории Руси

Рассказ. Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.

Коса - причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.

Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей - о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа - коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы - традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением.

Возвращение в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи.

Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или «накосником» - это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали они и высокие сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами, при этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывая его в виде корзинки или ракушки. Не пренебрегали римляне и накладными косами.

Потом наступили другие времена: в Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять прядей. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.

В эпоху Возрождения волосы перестали скрывать головными уборами. Это дало новый импульс прическам, к ним возвратилась индивидуальность, вкус, фантазия исполнителя. Одной из самых популярных причесок был собранный на затылке пучок, перевязанный крестообразно. Локоны по обе стороны лица коротко подстригались. Но чтобы придать необходимые прическе объем и форму, дамы использовали накладные косы.

В XVII веке коса далеко не столь распространена. С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она проявляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках.

В европейской жизни в XVI веке происходили перемены, эпоха Возрождения сменилась господством испанской моды с ее сухим стилем, что отразилось и на прическах. Хотя строгость испанских причесок не подразумевала их простоты: сложнейшие прически знатных дам включали в себя элементы из кос. Такая прическа состояла из прямого пробора и кос, плоско уложенных баранками на щеках.

В последующие времена менялась не столько мода на прически, сколько мода на парики. И только во времена французской Директории француженки вспомнили про косы, по крайней мере, возникли варианты причесок с пучками и косами. К середине XIX века прически становятся строже. Локоны исчезают, им на смену приходят гладкие формы и косы, которые укладывают в виде баранок. Пучок из кос постепенно сместился с макушки на затылок, став более плоским. Популярной становится прическа “бараний рог”, когда волосы заплетают в косы от середины пряди, а их концы закрепляют в пучке.

В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постижи, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами. Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько прядей. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

Но у европейской моды свои законы, а у русской - свои. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы. Единственное разделение - на девичьи и женские прически.

Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос.

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.

На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.

Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди -

«русскую косу», но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.

Демонстрация презентации.

Практическая работа.

Плетение кос.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов практической работы.

Демонстрация работ учащихся.

Анализ ошибок.

3. 3 Славянские символы

Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточнославянских и финно-угорских народов.

Символы, знаки, орнаменты - удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.

Орнамент - язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А. Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент - геометрический.
Розетки разных видов - излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии, хотя нужно иметь в виду, что в эпоху бронзы круг, диск и розетка могли означать небо. Б. Рыбаков считает, что знак в виде шестилучевой розетки получился в результате сочетания круга, якобы символизирующего солнце и схемы снежинки, якобы символизирующей небо. И у славян, и у дагестанцев шестилепестковая розетка изображалась на солонках, а соль - продукт, связанный с солнцем. Розетка-колесо почти всегда изображается на прялке.

В Ригведе говорится, что солнце «катится как колесо». Солнце сравнивается с колесом в славянских, польских и литовских песнях. Такой знак можно найти на старой ладье, повозке, на колеснице, на всем, что движется. Все европейские народы, имеющие славянское влияние, сохраняют традицию зажигания колес на Ивана Купалу и пускание их с горы в реку как символ затухающего солнца с этого дня.
В солнце наши предки чувствовали два начала - мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко). Прялки с изображением Вселенной - Земли и Небосвода («белого света»).
Иногда солнце изображено посредством спирали - движение солнца по небу.
Зигзаги и разводы чаще могут быть символом воды небесной, если среди них имеется крестик
В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце - сыном Сварога, то есть огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы участвовали 9 человек, а число «9″ связывалось с богом преисподней. На этих примерах видно, что огонь может быть олицетворением и солнца, и бога, и подземного владыки. Возжигание колеса на шесте - соединение огнем неба и земли.

4.Столяр. История профессии

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные . К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным - изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (

Сегодня попыталась разместить свой старенький мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах на Ярмарке Мастеров. Но из-за отсутствия возможности отредактировать готовый текст там теперь столько косяков, что мне ужасно стыдно!! Поэтому решила опубликовать ещё и здесь, только в том виде, в каком этому МК полагается быть.

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!

Приглашаю всех, кому интересны старинные виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В английском варианте этот вид рукоделия называется "fingerloop", в русском - "дёрганье".

Подготовьте, пожалуйста, нитки (тренироваться лучше на шерстяных), ножницы, дощечку с канцелярской кнопкой, где удобно закрепить узелок (можно также привязать край к дверной ручке, батарее, или попросить кого-нибудь подержать), - и начнём!

Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.

Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.

Тесьма и шнуры, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.

Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.

Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.

Техника

Первый этап изготовления шнура формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.

Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом «через руку», оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.

Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.

Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три на другой.

Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:

Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:

Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):

Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».

Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.

После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».

Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.

Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.

Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.

Практическое значение

В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!

Вот несколько примеров из нашей мастерской:

При подготовке мастер-класса использованы материалы:

Фрагменты статьи "Circa 1265 fingerloop braids information" − автор: Andy Soddard ©1997; переводчик: Ольга Владимировна Часовитина ©2007 http://www.13c.ru/texts/Fingerloop_braids_making.pdf
‘Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450’ by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland ©1992, 2001 Museumof London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), © 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва) http://art.1september.ru/2006/20/no20_6.htm
Студия декоративно-прикладного творчества (Москва, городской Дворец детского (юношеского) творчества). Мастер-класс «Плетение поясов» проводит педагог В.А. СЕЛИВАХИНА http://www.dm-magazine.ru/arhive/Nomer-06-2007/D_M-06_07

Дерганье с использованием четырех петель

Берутся четыре нити: а, б, в, г (Илл. 3 А). Один конец нитей закрепляется, а свободные концы переплетаются между собой следующим образом: нить (а) перекрывает нить (б), а нить (г) перекрывается нитью (в), но сама перекрывает нить (а) (Илл. 3 Б). Затем нить (а) перекрывает нить (в), нить (г) перекрывается нитью (б), а нить (в) перекрывает нить (б) (Илл. 3 В). После этого всю основу следует дернуть на себя, прибивая полученное плетение.

Илл. 3. Дерганье с использованием пяти петель.

Петли одним концом надеваются на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закрепляется. На правой руке петли располагаются на указательном, среднем и безымянном пальцах (петли а, б, в), на левой руке - на среднем пальце и на указательном (петли г, д) (Илл. 4 А).

Свободным безымянным пальцем левой руки крайнюю петлю (а) протягивается через две другие петли (б, в), затем всю основу следует дернуть на себя, прибивая, таким образом, полученное плетение (Илл. 4 Б).

Затем петля (б) переносится со среднего на указательный палец правой руки, а петля (в) с безымянного пальца - на средний. После чего безымянным пальцем правой руки крайняя петля (д) продергивается через петли левой руки (г, а), верхние и нижние петли меняются местами, затем следует снова прибить полученное плетение. Таким образом, каждый раз происходит продергивание крайней петли через две ближайшие петли то слева направо, то справа налево.

Илл. 4. Осаждение плетения

Илл. 5. Плетение «на бутылочке».

В этом случае на одну общую нить (а) навязываются нити основы, затем нить (а) завязывается вокруг горлышка бутылки. Теперь крайние нити основы, выполняющие роль утка последовательно переплетаются со всеми остальными нитями основы, проходя то под них, то перекрывая их (Илл. 6).

Илл. 6. Плетение «на колодочке».

Вокруг отверстия колодочки с дырой посередине или катушки втыкаются булавки. На каждую из них петлями накидываются нить, которая затем продевается через отверстие колодочки и связывается узлом. Затем эта же нить в виде петли по очереди накидывается на каждую булавку, при этом с булавки снимается предыдущая петля и протягивается через вновь образованную петлю. После того как завершится ряд, готовый шнур нижним узлом нужно оттянуть вниз сквозь отверстие (Илл. 7).

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

Простейшие модели с использованием логических устройств Как заставить модель обходить, не задевая встречающиеся на пути предметы? Сделать в домашних условиях локатор сложно, да он и не нужен. Глазами автомобиля или робота могут быть фотодатчики. Свет фар, отражённый от

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

ИК системы связи и ДУ с использованием DTMF ИК передатчики используются многими авторами для создания систем связи и дистанционного управления (ДУ). Как правило, ИК передатчик модулируется определенными частотами, а ИК приемник использует ИС типа 567, снабженную системой

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

5.3.4. Сертификация элементов систем качества с использованием индексов воспроизводимости производственных процессов Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 предполагает оценку (анализ) точности и стабильности производственных процессов

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

6.2.1. Принципы встраивания информации с использованием квантования. Дизеризованные квантователи Под квантованием понимается процесс сопоставления большого (возможно и бесконечного) множества значений с некоторым конечным множеством чисел. Понятно, что при этом

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2.2. Обзор алгоритмов встраивания ЦВЗ с использованием скалярного квантования А31 (C.-J. Chu ). В данном алгоритме к цветному изображению первоначально применяется пятиуровневое целочисленное вейвлет-преобразование. ЦВЗ представляет собой последовательность ±1.

Из книги Азбука техники одинарной веревки автора Недков Петко

6.2.3. Встраивание ЦВЗ с использованием векторного квантования В предыдущем разделе рассматривался случай, когда на вход квантователя подавались скалярные значения, и каждое кодовое слово квантователя представляло собой единичный отсчет выхода источника. Стратегия

Из книги автора

20.9. Вычисления с использованием атомов А теперь поговорим о возможностях создания сверхминиатюрной вычислительной техники. Со времен лекции 1959 года эта область стремительно развивалась, так что возникла совершенно новая ситуация, и я буду обсуждать только новейшие

Из книги автора

5.3 узлы для связывания веревок и петель Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность - до 56% - из всех узлов для связывания веревки. Встречная восьмерка (рис. 36б).



error: Контент защищен !!