Подготовка ребенка к яслям. Советы родителям: как подготовить ребенка к детскому саду Отдавать ли ребенка в ясли

Малышу исполнилось полтора года и, к сожалению не каждая мама может позволить себе находится с ребенком дома, пока он достигнет хотя бы детсадовского возраста. Для того чтобы мама вышла на работу, ребенка необходимо оставлять под присмотром, чаще всего малыш отправляется в ясли.

Если другого выхода нет…

Конечно же, крохи в таком возрасте это дети, привыкшие к родительской заботе и ласке и вырвать из этой среды их очень непросто. Полтора года это тот возраст, в котором ребенок ощущает повышенную потребность постоянно находиться рядом с мамой, она для него самый главный объект, без которого для него просто не существует жизни. Это самый тревожный возраст ребенка , когда завидев чужого человека, малыш как страусенок прячет голову в коленях мамы, а здесь его вдруг оставляют в чужом доме, да еще вокруг только чужие люди.

Если мама планирует выйти на работу по достижению ребенком полутора лет, то следует заранее подготовить ребенка к яслям. Нужно постепенно начинать приучать ребенка к яслям и делать это желательно задолго до поступления в них. Для того чтобы ребенок не пугался посторонних людей и спокойно себя чувствовал в окружении других детей, чаще бывайте с ним на детских площадках , пусть он привыкнет, что вокруг него гуляют дети и взрослые, контактируйте со знакомыми у которых есть дети, приглашайте их в гости и ходите сами. Начните малыша оставлять дома с бабушкой или папой, он должен привыкнуть к тому, что какое-то время мамы может не быть дома, но затем она обязательно приходит. Увеличивайте время своего отсутствия постепенно до нескольких часов.

Начните приучать малыша к горшку , чтобы первое знакомство с горшком в яслях не оставило в нем негативных воспоминаний и не нанесло ребенку психологическую травму. Высаживать ребенка на горшок следует обязательно перед сном и после сна, до и после еды. Обязательно хвалите его, если у него получилось сходить в горшок, малыш должен видеть ваше одобрение. Следите за тем, чтобы опыт высаживания на горшок не был негативным. Горшок должен быть чистым, сухим и теплым, ребенка не следует усаживать на него насильно и оставлять на длительное время, иначе можно дождаться обратной реакции. Первое время в яслях крохам разрешают находиться в памперсе, поэтому переход не будет резким и отрицательным.

Учите ребенка самостоятельно кушать , в полтора года малыш уже может доносить пищу до рта, а задача мамы, в игровой форме научить его правильно держать ложку. Конечно же, ребенок не останется в яслях голодным, даже если сам еще умеет кушать плохо, воспитатель обязательно поможет и научит правильно кушать.

О чем надо знать родителям

Если вы решили оформить ребенка в ясли, помните о том, что хотя прививки малышам дело добровольное, но без них разрешение в ясли вам могут просто не дать, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы малыш был полностью привит по возрасту и прошел необходимый врачебный осмотр. Если по каким-либо причинам вы не хотите прививать своего ребенка, в этом случае придется, либо писать заявление в департамент дошкольного образования, либо идти к заведующей.

Помните о том, что ребенок раннего возраста более раним и слаб, он пока не имеет потребности в детском обществе и менее всего приспособлен к разлуке с родными ему людьми. Адаптация детей к яслям в таком возрасте проходит дольше и болезненней . В раннем возрасте детки интенсивно развиваются физически, у них совершенствуются психические процессы.

Такие дети подвержены нервным срывам и колебаниями в настроении. Изменения в образе жизни ребенка приводит в первую очередь к тому, что у него изменяется эмоциональное состояние.

Адаптация в раннем возрасте проходит довольно болезненно. Для этого периода особенно характерны эмоциональная напряженность ребенка, заторможенность или беспокойство. Малыш может много плакать, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или отказывается от него в раздражении, сторониться сверстников. Социальные связи ребенка в этот период нарушены.

Период адаптации к детскому учреждению у всех детей проходит по-разному . Различают три степени адаптации — легкую, среднюю и тяжелую. Если ребенок легко адаптируется в яслях, то его поведение нормализуется в течение первого месяца, он спокойно остается в группе, у него хороший аппетит, он достаточно активен и его отношения с окружающими и родными не нарушаются.

При средней степени тяжести адаптации в общем состоянии и поведении ребенка нарушения более ярко выражены. Настроение, аппетит и сон ребенка восстанавливаются 35-40 дней, он плаксив, значительно снижается его активность, он не хочет исследовать новое окружение, не общается с окружающими его взрослыми и детьми, не хочет пользоваться навыками речи, которые уже приобрел к данному возрасту. Эти изменения могут сохраняться до полутора месяцев.

При тяжелой адаптации к детскому учреждению малыш начинает тяжело и длительно болеть, психологическое состояние неблагоприятно сказывается на его психическом и физическом развитии. Могут возникнуть ситуации, в которых ребенок будет вести себя неадекватно, состояние малыша может граничить с невротическим.

Мама обязательно вернется

Даже если ребенок заранее подготовлен к яслям, родителям следует помнить, что первые дни его пребывания в новом окружении все равно будут тяжелыми. В этот период к малышу следует относиться очень бережно. Перед тем как оставить ребенка в яслях одного, маме нужно несколько дней приводить его в группу и находится там с ним , чтобы он привык к новым людям. Когда он немного привыкнет и уже не будет сидеть только на руках у мамы, а заинтересуется какой-либо игрушкой или общением с другими детьми, маме можно будет оставить его в группе минут на 20-30 . Несколько дней оставляйте ребенка в яслях совсем на короткое время, он должен видеть, что мама уходит, и быть уверенным, что она обязательно вернется. Неделю оставляйте малыша в яслях не более чем на 3 часа, а затем, постепенно можно увеличивать время. Пусть он берет с собой любимую игрушку, это поможет чувствовать себя не таким одиноким.

Увеличивать время пребывания в детском коллективе можно только тогда, если у ребенка хорошее эмоциональное состояние. Малыши в период адаптации особенно остро нуждаются в эмоциональном комфорте и защищенности. Обычно период адаптации у детей раннего возраста проходит за 2-3 недели. За это время ребенок привыкает к новой обстановке, учится самостоятельно кушать и ходить на горшок, и прекрасно понимает, что мама никуда не исчезает, а всегда возвращается, чтобы его забрать.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?

В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :

Когда подавать документы?

Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

  • Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
  • Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
  • Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
  • Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?

Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :

  • Воспитателями и сверстниками.
  • С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
  • С режимом дня.
  • С меню.
  • С музыкальными инструментами.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению

Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?

  • Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
  • Возможность посещать группу вместе с мамой.
  • Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
  • Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
  • Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Одно из основных правил педиатрии гласит, что для нормального развития ребенок до 6 лет должен быть только с близкими людьми , т.е. не воспитываться в детских учреждениях. К сожалению, обстоятельства не всегда позволяют это правило соблюсти.

Скоро ваш малыш пойдет в ясли. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов.

Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческою и раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним.

Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.

Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш начинает часто болеть.

Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести - сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.

При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается и течет к-1 2 недель.

К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Есть дети, которые достаточно легко и быстро привыкают к яслям.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи.

Такие изменения сохраняются до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.

При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.

Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек - нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий.

Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему - к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду.

Апатия малыша - типичное проявление детской депрессии. Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела, становится беззащитным перед инфекциями, возникают признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2 квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.

Понятно, это очень высокая цена за привыкание к яслям.

Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к яслям.

Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным. Можно предполагать, что ребенок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после полугора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью переносится особенно болезненно.

Немаловажную роль в привыкании ребенка к яслям играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде - активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов.

Приспособляемость - скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть - крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные).

Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник.

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку.

На адаптацию ребенка к яслям влияет также сформированность у него предметной деятельности и общения с окружающими. Об этой проблеме мы подробно писали выше, но сейчас обсудим еще один ее аспект.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми.

Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вы-зывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях.

В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, дети чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям иг-рушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе.

Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми.

Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в детское учреждение. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно.

На вопрос о том, как готовить малыша к поступлению в ясли, отвечает весь наш предыдущий рассказ.

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим воспитателем ребенка, поговорите с ним о своем малыше. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях.

Если такое посещение по каким-либо причинам невозможно, родители сами могут прийти с ребенком в ясли, побывать с ним в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребенок будет меньше пугаться непривычной обстановки.

Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более.4 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитателю погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.

Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже сел и они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык.

Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку. Воспитатель ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что-то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий у них в такой си-туации, значительно осложнит их привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.

В первые дни после поступления ребенка в ясли не следует проводить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние.

Особое внимание нужно уделить здоровью малыша.

Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Это расплата за стресс, который испытывает малыш. Дело в том, что психогенный фактор - один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям. В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители.

Желательно, чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребенка дома. Лучше предупредить заболевание - прогнозировать его тяжесть и возможные последствия трудно. Легкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению яслей.

Подержите ребенка дома 3-4 дня на щадящем режиме. Дети, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домом, принимать у себя друзей. Малыш в этом период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.

А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Какой тип общения со взрослыми предпочитает ваш ребенок? Умеет ли он устанавливать с нами предметное взаимодействие, инициативен ли в общении, ищет ли вашей помощи и поощрения своим успехам?

2. Умеет ли ребенок самостоятельно и разнообразно играть? Развита ли у него любознательность? Как долго и насколько увлеченно он играет?

3. Стремится ли ребенок к самостоятельности? Владеет ли он необходимыми для его возраста навыками самообслуживания, старается ли сам одеваться, есть, умываться? Умеет ли он убирать на место игрушки, книжки?

4. Как малыш относится к посторонним взрослым? Пугается ли их, плачет или с удовольствием вступает с ними в контакт?

5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к другим детям, и в какой форме этот интерес выражается? Умеет ли малыш играть рядом или вместе с ними, делится ли игрушками?

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он психологически готов к поступлению в ясли.

Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Даже для того, кто, казалось бы, ходит в детский сад с удовольствием. Ведь как бы хорош ни был сад, пребывание в нем в корне меняет привычную жизнь малыша. Здесь все иначе: другие люди, другие требования, обстановка, занятия, еда, распорядок дня… И главное, мамы или другого близкого человека целый день нет рядом. Даже мы, такие уверенные в себе взрослые, порой теряемся и испытываем психологический дискомфорт, когда приходим на новую работу, в новый коллектив, куда нам предстоит влиться. Представляете, как непросто будет маленькому человечку! Ведь речь идет о его самой первой в жизни «работе» и самом первом коллективе.

Но если уже принято решение отдавать ребенка в детский сад, то задача взрослых – как следует подготовить кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно мягче и безболезненнее адаптироваться. Это работа не одного дня. Она потребует от родителей терпения, выдержки, понимания, внимания к сыну или дочке. Оптимально начать подготовку к детскому саду за несколько месяцев до планируемого начала посещения. Этого времени будет достаточно, чтобы малыш приобрел необходимые навыки, знания и умения, которые потребуются для нового этапа его жизни. Но даже месяц подготовки не пройдет для него даром и поможет значительно уменьшить психологическую перегрузку.

Малыш должен быть готов к детскому саду физически, психологически и эмоционально. Как правило, такая готовность наступает в возрасте около 3 лет. Но все малыши очень разные, у каждого свой график роста и развития. Кроме того, многое зависит от стиля воспитания: приучали ли родители малыша к самостоятельности или же предпочитали все делать за него, помогали ли крохе научиться общению со сверстниками, устраивая совместные игры, или обычно гуляли в стороне от детей… А ведь нельзя сбрасывать со счетов и кризис 3-летнего возраста! Кто-то из малышей уже благополучно через него перешагнул, а кому-то еще только-только предстоит испытать на прочность родительские нервы. Кризисный период – не лучшее время для новых начинаний…

Так что если ваш малыш отпраздновал свой третий день рождения, это не означает его автоматическую готовность к детскому саду. Постарайтесь оценить степень готовности заранее, чтобы вы смогли уделить внимание «слабым звеньям» и восполнить возможные пробелы в развитии и воспитании. А может, и вовсе повременить с детским садом.

Давайте разберемся, по каким критериям можно определить, готов ли ребенок к детскому саду.

Умение ребенка говорить

Прежде всего, ребенок должен уметь разговаривать. С одной стороны, это облегчит его общение с воспитателями, с другой, он сумеет рассказать вам о возможных проблемах, страхах, неуверенности, дискомфорте, которые может испытывать в первые дни и недели пребывания в детском коллективе . Такие сведения для мамы очень важны. Понимая, что именно тревожит малыша, гораздо легче рассеять его страхи и сомнения.

Еще малыш должен понимать слова «можно», «нужно», «нельзя». Как бы мы ни хотели вырастить своего ребенка свободной личностью, есть некие рамки и ограничения, которых, живя в обществе, необходимо придерживаться. Если ребенок не признает никаких запретов, если отказывается подчиняться разумным требованиям взрослых – проблем не избежать.

Как ребенок переживает разлуку с мамой

Следующий важный момент – это . Без этого навыка привыкание к детскому саду превратится и для малыша, и для вас в сплошной кошмар. Не стоит рассчитывать, что, поплакав первую неделю, кроха быстро адаптируется к разлуке и станет провожать маму, радостно махая ей рукой вслед. Да, есть небольшой процент очень общительных и «легких» ребятишек, с которыми именно так все и произойдет. Но, скорее всего, кроха будет негативно воспринимать даже самый замечательный садик, из-за которого ему приходится на целый день расставаться с любимой мамой. Поэтому к моменту поступления в детский сад вы должны приучить малыша какое-то время обходиться без вас. Для этого можно походить на какие-нибудь развивающие занятия, где ребятишки занимаются без родителей, периодически оставлять малыша с бабушкой, няней, кем-то из родственников. Если кроха уже не раз сталкивался с тем, что после ухода мама обязательно возвращается, если он спокойно ее отпускает, вероятнее всего, серьезных проблем с моментом расставания с мамой в детском саду у вас не будет.

Навыки самообслуживания у ребенка

И конечно, малыш должен обладать хотя бы минимальными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, уметь без помощи взрослого вымыть руки. Но, пожалуй, важнее всего прочего – это умение ребенка . К моменту поступления вдетский сад кроха должен научиться обходиться без одноразовых подгузников, суметь самостоятельно снять штанишки, сесть на горшок или унитаз, знать, как пользоваться туалетной бумагой. Без этого крохе в детском саду будет очень нелегко.

Обратите внимание на то, как малыш реагирует на рассказы о садике. Хочет ли он туда идти, положительно ли настроен? Это тоже один из важных показателей зрелости. Кроме того, малыш должен испытывать желание играть с другими детьми, тянуться к ним, уметь сотрудничать, пусть и на довольно примитивном уровне. Обычно подобный уровень социализации наступает как раз в возрасте около 3 лет.

Распорядок дня для ребенка

В каждой семье свои устои, свой распорядок дня. И, скорее всего, этот распорядок будет отличаться от того, который принят в детском саду. Перестроиться мгновенно малыш не сможет. И чтобы облегчить период адаптации, начните приучать ребенка к новому режиму заранее и очень постепенно.

Прежде всего узнайте точныйраспорядок дня в выбранном детском саду: когда начинается завтрак, обед и полдник, во сколько малышей выводят на прогулку и укладывают спать. А затем начинайте планомерно приучать к нему сына или дочурку. Обратите внимание на то, когда малыш укладывается спать вечером и во сколько поднимается утром. Если раньше вы могли позволить крохе отправиться в постель достаточно поздно, а утром спать сколько вздумается, то теперь привычки придется менять. Но делать это необходимо постепенно, сдвигая время отхода ко сну каждый день всего на несколько минут. Ведь для того, чтобы кроха смог без проблем подняться рано утром в сад и при этом достаточно отдохнуть за ночь, ему нужно будет ложиться спать гораздо раньше.

Старайтесь кормить малыша всякий раз в одно и то же время, которое должно совпадать с расписанием детского сада. Обедают дети в саду, как правило, достаточно рано, в 12 часов дня. И если малыш привык дома обедать, скажем, в 2 часа, то в 12 он может еще недостаточно проголодаться, а потому станет отказываться от еды. Конечно, сдвигать время приема пищи нужно тоже постепенно.

Если раньше вы не укладывали малыша днем спать, желательно приучить его к дневному отдыху. Сначала просто ложитесь вместе с ним после обеда. Не говорите ему, что спать – укладывайте «просто полежать». Почитайте книжку, спойте колыбельную – глядишь, кроха и заснет. Если вы не приучите малыша спокойно полежать часик после обеда, ему будет достаточно сложно выдерживать тихий час в садике.

Питание ребенка в детском саду не должно сильно отличаться от домашнего

Еще один важный момент – питание. Конечно, дома вы можете готовить любую пищу в угоду малышу, но в детском саду никто этим заниматься не будет. Дело не в том, что в саду готовят невкусно. Возможно, даже очень вкусно! Просто новые блюда и другая рецептура могут быть для ребенка непривычны. Многие дети очень консервативны и ко всему новому могут относиться негативно. Перепишите себе недельное меню детского сада, узнайте у воспитательницы, какие блюда здесь подают чаще других и, по возможности, старайтесь время от времени их готовить. Не беда, если ваша свекольная икра будет немного отличаться от «садиковой». Все равно малыш познакомится с этим блюдом, привыкнет к нему в вашем исполнении, и уже за обедом в саду оно не вызовет недовольства.


Что должен уметь ребенок перед детским садом?

Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду , чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, очень важно сформировать у ребенка важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости не будет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям.

Итак, самое главное – это обученность определенным навыкам самообслуживания. Может ли ваш малыш без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет, сняв, а затем подтянув штанишки? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом? Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Если кроха не всегда справляется с застежками на одежде или не слишком аккуратно ест – это не беда.

Воспитательница или нянечка ему обязательно помогут, а чуть позже, глядя на других ребят, он непременно всему этому научится. Главное, чтобы ребенок хоть как-то это делал! И делал сам. Если же малыш пока чего-то не умеет, самый простой способ его научить – это позволить все делать самому. И обязательно хвалить за успехи! Пусть сам натягивает носки и просовывает ручки в непослушные рукава, пусть старательно пытается донести ложку до рта, пусть воюет с выскальзывающим мылом. Конечно, это будет слишком долго, слишком медленно, слишком неумело и неаккуратно. Но в любом новом деле по-другому не бывает! Просто наберитесь терпения…

Приучайте ребенка убирать после себя игрушки, ставить книги на полку. Пусть складывает на стул вещи перед сном и помогает вам накрывать на стол и убирать посуду после ужина. Научите кроху пользоваться салфетками. Покажите, как правильно сложить кофточку и штанишки, чтобы получилось красиво и аккуратно, как повесить куртку на вешалку. Ребятишки этого возраста так часто повторяют: «Я сам!» Предоставьте им эту самостоятельность! Вот увидите, как быстро кроха всему научится!

Обязательно учите ребенка . И лучше делать это на собственном примере. Если мама, выходя из подъезда, будет здороваться с соседями, ребенок тоже будет ей подражать. Если в магазине вы всякий раз станете говорить продавцу «спасибо», кроха тоже будет легко произносить это доброе слово. Пусть в лексиконе вашего малыша обоснуются слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».

Выходя на прогулку, проводите как можно больше времени среди детей на детской площадке , пусть малыш изучает здесь непростую науку общения, без которой ему будет очень трудно адаптироваться к детскому коллективу. Внимательно наблюдайте за тем, как ваш сын или дочурка строят отношения со сверстниками. И непременно обсуждайте с малышом возникающие споры и конфликты. Объясняйте ребенку, что нельзя толкаться, кусаться, обсыпаться песком. Рассказывайте, что необходимо помогать другим ребятам, что драка – не способ решения конфликта. Учите малыша решать споры мирным путем, договариваться, уметь объяснить свои чувства и эмоции. Кроха должен знать, что если он кого-то обидел, необходимо извиниться, попросить прощения. Объясняйте малышу, что нельзя брать без спроса чужие вещи… Все эти правила могут показаться вам простыми и понятными, но для маленького человечка многие привычные эталоны поведения – настоящее открытие! Может, он силой отобрал игрушку у мальчугана просто потому, что никто до сих пор не научил его делать это иначе? И если мы станем внимательно наблюдать за тем, как ведет себя малыш на детской площадке, то сможем легко заметить свои пробелы в воспитании и без труда их восполнить…


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Светлые, радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Говорите об этом много, часто, буквально каждый день! Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо. Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в ее голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Просто сами настройтесь на лучшее и убедите в этом ребенка! А вот если мама будет переживать, нервничать и даже плакать, представляя себе ужасы разлуки с малышом, вряд ли она сможет убедить кроху в том, что детский сад – хорошее место.

Рассказывайте малышу о том, какие интересные праздники и веселые утренники проходят в детском саду. Пусть кроха узнает, что на утреннике дети поют и танцуют для мам и пап, а мамы и папы смотрят на них и хлопают в ладоши. Может, у кого-то из ваших друзей и близких отыщутся записи таких мероприятий? Посмотрите их вместе с малышом: какие красивые у ребят костюмы, как весело танцевать и играть с Дедом Морозом, какие замечательные подарки получают ребята! Если у вас сохранились фотографии с ваших собственных утренников, посмотрите их вместе с малышом, расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях. Понятно, что все истории должны быть только позитивными!

Обязательно расскажите крохе о распорядке дня в детском саду. Попадая первый раз в незнакомую обстановку, малыши теряются еще и оттого, что не знают, что нужно делать. Расскажите, что утром в садике завтрак, затем интересные занятия, потом ребятишки идут на прогулку, после нее моют ручки и обедают. Расскажите, что такое тихий час и как нужно себя вести. Поговорите о том, что такое музыкальные и спортивные занятия. И конечно, сообщите, когда именно вы придете за малышом. Этот пункт непременно должен присутствовать в его распорядке дня! Например: «Я заберу тебя сразу после обеда». Или: «Только ты проснешься, а я уже буду тебя ждать!» Почаще разговаривайте с крохой на тему распорядка дня, просите его повторять за вами, задавайте вопросы: «А что бывает в садике после тихого часа? Куда детки вешают свои вещи? Что делают детки после полдника?»

Сейчас в продаже можно отыскать книги для самых маленьких, направленные на подготовку к детскому саду. Обычно в таких книгах описываются разные ситуации, связанные с детским садом, даны яркие, понятные малышу картинки. Иногда в них действуют не дети, а зверята. Если отыщете подобную книгу, непременно приобретите. Она поможет доходчиво объяснить малышу, что же такое детский сад, научит правильно вести себя в разных ситуациях и, конечно, будет формировать у ребенка позитивный настрой.

Не забывайте и о мультиках на «садиковую» тему! Может, Петя Пяточкин из мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» и не лучший пример для подражания, но зато, посмотрев мультик, кроха сможет сделать полезный вывод: ничего себе, как, оказывается, в садике весело! Можно и книги почитать. Например, «Про Веру и Анфису» Э. Успенского. Там тоже затрагивается тема детского сада .


На прогулку в детский сад

Узнайте, не проводится ли в выбранном детском саду день открытых дверей. Некоторые садики такие дни устраивают. Но можно и без этого организовать для малыша экскурсию в детский сад, предварительно договорившись с воспитателем. Походите вместе с ребенком по группам, побывайте на занятиях. Покажите малышу кроватки, в которых спят ребятишки, шкафчики, куда они складывают одежду, обратите его внимание на то, какие здесь удобные маленькие столики и стульчики, сколько интересных игрушек и игр. Загляните в спортивный зал, бассейн (если есть), зал для музыкальных занятий. Постарайтесь сформировать у ребенка положительный образ того места, где скоро ему предстоит проводить достаточно много времени. Пусть сам убедится: здесь совсем не страшно, а, напротив, хорошо, уютно и интересно.

Во время прогулок, если есть такая возможность, почаще проходите с крохой мимодетского сада. И не обязательно того, в который вы собираетесь идти. Останавливайтесь и наблюдайте за играющими детьми. Обязательно комментируйте происходящее: «Вот дети гуляют в детском саду. Посмотри, какая здесь интересная площадка: есть песочницы, качели, скамеечки, лесенки… Дети играют (делают зарядку, бегают), смеются, им весело! Они берут с собой игрушки для песка, строят гаражи для машинок. Ты пойдешь в садик, подружишься с ребятами, станешь с ними играть. Интересно будет, весело! А вечером мама придет за тобой и заберет домой!» Последняя фраза очень желательна, чтобы малыш не сомневался: хоть в садике и весело, но мама его ни за что не оставит здесь насовсем! Одним словом, побольше позитива.

Обязательно поговорите с воспитателем на тему необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок. Опытный воспитатель обязательно даст вам несколько полезных советов, которые помогут эффективнее подготовить малыша к детскому саду и избежать возможных ошибок.

Сюжетные игры с ребенком

Ничто так здорово не учит малыша, не помогает решить всевозможные психологические проблемы, как игра! Именно игру используют психологи при работе с детьми, потому что это самый простой и действенный способ достучаться до маленького человечка. Почему бы и нам не воспользоваться игрой для адаптации крохи к детскому саду? Для того чтобы малыш лучше разобрался в устройстве внутреннего распорядка, устройте вместе с ним детский сад для кукол и игрушечных зверят. Пусть в вашем саду будет все, как в настоящем: спальня, игровая и обеденная зоны, зал для спортивных и музыкальных занятий, площадка для прогулок. Начните игру с того, что мамы утром приводят своих детей в сад. Что зверята говорят воспитательнице, что она им отвечает, как малыши прощаются с мамами, куда идут и что делают потом – вот далеко не полный перечень возможных сюжетов для игры.

Проигрывайте разные ситуации. Может, кто-то из ребят не хочет отпускать маму, но потом другие малыши предлагают ему интересную игру, и он соглашается остаться в саду? Или, может, во время тихого часа кто-то из зверят балуется и мешает отдыхать остальным? Проведите музыкальные занятия для игрушек, пусть поют и танцуют. Устройте для них утренник…

Очень важно, чтобы при возникновении каких-то трудностей малыш умел попросить помощи у взрослого. И эту ситуацию можно проигрывать с игрушками. Пусть у лисенка не получается сложить в коробку кубики. Он старается снова и снова, но боится сказать об этом воспитателю. Зато зайка сразу подошел к воспитателю и сказал: «Я не могу сложить кубики, помогите мне, пожалуйста». И кубики с помощью воспитателя быстро были собраны. И, конечно, воспитатель никого не ругал, а зайку даже похвалил. Пусть малыш сыграет роль смелого зайки, проговорит нужные слова. Такая простая игра сослужит крохе хорошую службу. Для многих ребятишек обратиться за помощью ой как непросто!

И напоследок хочется напомнить о том, что в период подготовки к саду – особенно в первые дни и недели в детском коллективе – очень важно окружить малыша повышенной любовью и заботой. Конечно, вы и так очень любите и поддерживаете его. Но сейчас поддержка должна быть особенно ощутимой. Поменьше ругайте, побольше хвалите, относитесь к малышу с терпением и пониманием, чутко реагируйте на возможные страхи и неуверенность. И обязательно настройтесь на хорошее! Тогда период привыкания к детскому саду пройдет и для малыша, и для вас легко и безболезненно.

Возможно, вам будут интересны статьи

Посещение детского сада может стать важным этапом в жизни ребенка. Несмотра на то, что современные мамы и папы сами могут принимать решение о том, следует ли их малышу ходить в садик или можно позволить ему провести ведь период дошкольного детства в домашних условиях, общение в коллективе других детей имеет немало преимуществ.

В современном дошкольном учреждении ребенок не только осваивает навыки общения со сверстниками, но и получает базовые знания по чтению, математике,

письму, рисованию и другим видам занятий. Все это пригодится ему в школе, тем более что требования к первоклассникам с каждым годом повышаются. Кроме того, качественное обучение в детскому саду позволит впоследствии более успешно получить среднее образование за рубежом (откроется в новом окне) тем детям, родители которых мечтают об учебе своих наследников за пределами страны.

Тем не менее, многих родителей страшит сама мысль о том, что ребенка придется впервые отвести в детский сад. Наслушавшись рассказов других пап и мам об истериках их детей по утрам, поневоле в голову приходит мысль о том, что посещение детсада для ребенка – это огромный стресс и преступление перед дитем. Но это совсем не так, ведь при условии правильной подготовки ребенка к первому визиту в дошкольное учреждение все пройдет максимально комфортно и без особых эмоциональных потерь

Подготовка ребенка к первому посещению детского сада

Приучать малыша к предстоящему посещению детского садика следует в течение несколько недель – в этом случае ребенок быстрее адаптируется к новому образу жизни. Вместе с сыном или дочкой рекомендуется выполнить следующее:

  • постепенно следует приучить малыша ложиться вечером отдыхать и вставать утром в одно время, причем распорядок сна и бодрствования должен быть таким, как в детском саду. Если ребенок отвык спать днем, надо постараться обеспечить ему хотя бы относительный отдых после обеда, не разрешая шуметь и бегать по квартире;
  • желательно заранее узнать у работников детсада или других родителей, какой пищей кормят детей в дошкольном учреждении. Если малыш никогда не пробовал перловку или гречневую кашу, вряд ли он с удовольствием начнет есть ее вне дома. Но если максимально приблизить домашнее меню к детсадовскому, малышу не придется испытывать проблемы с приемом пищи впоследствии;
  • ребенка следует заранее приучить самостоятельно надевать и снимать всю свою одежду, обуваться, убирать вещи на место;
  • следует заранее рассказать малышу о том, что вскоре он станет ежедневно ходить в детский садик, поэтому у него появятся новые друзья, с которыми ему будет интересно общаться.

Процесс адаптации в стенах детского сада

Наконец-то все документы оформлены и малыш впервые идет знакомиться с новыми людьми. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Чтобы непростой процесс привыкания к новому месту пребывания и новым друзьям был менее дискомфортным, рекомендуется:

  • в течение первых нескольких дней ребенка лучше приводить к воспитателю не на целый день, а на несколько часов. Первое посещение может быть совсем коротким – всего один-два часа, далее ребенка можно оставлять в садике на более продолжительное время;
  • каждый раз, забирая ребенка домой из детсада, совершите небольшую прогулку, во время которой можно узнать, как прошел день, с какими детьми играл малыш, чему новому научился. Важно, чтобы ребенок имел возможность высказаться, получить одобрение родителей;
  • в период адаптации к детскому саду лучше отказаться от других мероприятий, таких как визиты в гости к знакомым, посещение детских концертов и проч. Ребенок и так испытывает повышенную эмоциональную нагрузку, поэтому он должен иметь возможность отдохнуть дома в спокойное обстановке;
  • некоторые специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в садик ровно в три года. Связано это с так называемым «кризисом трехлетнего возраста», когда малышу трудно справиться со своими эмоциями. Лучше вовлечь малыша в детский коллектив немного раньше (например, в 2,5 года) или позже (после четырех лет).

Как адаптировать ребенка к яслям

В некоторых случаях отдавать малыша в дошкольное учреждение приходится довольно рано – в возрасте 1,5-2 года. Такая необходимость возникает, если маме необходимо выйти на работу, а родственников, которые желали бы присмотреть за ребенком, нет поблизости. Хороший выход в этом случае – ясельная группа в детском саду.

Как правило, в ясли принимают детей, которым исполнилось 1,5 года. В некоторых случаях в ясельную группу может быть приняты дети более раннего возраста, если они приучены пользоваться горшком.

Как ребенка подготовить к яслям? В этом нет ничего сложного, если учесть, что полуторагодовалый малыш в некоторых случаях переносит кратковременную разлуку с матерью даже легче, чем трехлетний карапуз. Чтобы максимально облегчить процесс адаптации ребенка к яслям, родителям рекомендуется обратить внимание на следующее:

  • на протяжении нескольких недель перед тем, как впервые отвести ребенка в ясли, желательно как можно чаще посещать с ним места, где гуляют другие малыши. Можно ходить в гости к мамам, имеющим детей такого же возраста, посещать песочницы, детские площадки во дворах. Ребенок должен чаще видеть своих ровесников и общаться с ними – пока еще на уровне междометий и жестов, но это позволит ему постепенно привыкнуть к другим лицам;
  • весьма желательное условие – умение пользоваться горшком. Малыш должен уметь самостоятельно снимать штанишки и выполнять свои «дела», но главное – это всегда сообщать о своей потребности сходить «по-большому» или «по-маленькому» родителям или другим взрослым;
  • также ребенок должен самостоятельно пользоваться ложкой и пить из чашки. Разумеется, воспитатели не оставят малыша голодным и смогут сами накормить его в случае необходимости, но зачем создавать лишние хлопоты, если все равно нужно будет освоить этот важный навык?

Также родителям следует помнить о том, что непосредственно перед началом посещения детского сада или ясельной группы ребенку не следует делать прививки , так как детский организм и без того будет испытывать повышенную нагрузку в течение некоторого времени. В целом процесс адаптации к коллективу других детей составляет от одной недели до месяца – это зависит от индивидуальных особенностей характера малыша, квалификации воспитателя и отношений, принятых в семье.



error: Контент защищен !!