Откуда на Руси мужеложство? Мужеложец, кто он

Понятия М. закон не определяет, обозначая состав деяния так: "Изобличенный в противоестественном пороке М.". Как субъектом, так и объектом М. может быть только лицо мужского пола. Относительно объекта, в практике сената был пример другого толкования закона (реш. 1869 г. № 642, по делу Микиртумова), т. е. 995 и 996 ст. были применены к противоестественному соитию с женщиной, но это толкование встретило возражения со стороны наших комментаторов (см. особенно Неклюдова, "Руков. к особ. части", т. I, 428) и отвергнуто редакционной комиссией, составлявшей проект нового угол. уложения ("Объяснения", т. V, 588). Распространительное толкование 995 ст. (т. е. применение ее вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо.

Половое сношение мужчины с мужчиной (мужеложство )

  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 11:

Под мужеложством (следует понимать) сексуальные контакты между мужчинами...

Мужской гомосексуализм также называется мужеложством

  • Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. 2004.

Термин «педерастия» (мужеложество ) в широком смысле синонимичен мужскому Гомосексуализму, а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком.

  • Большой юридический словарь под редакцией профессора А.Я.Сухарева

Муеложство - противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной в форме анального контакта.

Ответственность за мужеложество в истории права

В судебно-юридической литературе Англии используется термин buggery с аналогичным значением.

В настоящее время в странах европейской цивилизации мужеложство не рассматривается как самостоятельный состав преступления ; в ряде стран продолжает считаться отклонением от нормы или половым извращением . Упоминание термина сохраняется в уголовном законодательстве некоторых стран для квалификации гомосексуального насилия.

Уголовная ответственность за мужеложство в России

До 1917 года

В традиционном русском законодательстве («Русская правда », различные Судебники и т. п.) упоминание о мужеложстве отсутствовало. Первые карательные меры против гомосексуальных сношений были введены в 1706 году в воинском уставе Петра I (разработанном с немецких образцов) и распространялись только на военнослужащих.

Считается, что параграф 995 использовался достаточно редко, хотя архивные публикации свидетельствуют о наличии разветвлённого полицейского наблюдения за лицами, подозреваемыми в педерастии (см. публикацию одного такого досье и сопроводительной записки к нему; характерен комментарий публикаторов, отмечающих, что присутствие в таком досье никак не помешало дальнейшей служебной и даже государственной карьере фигурирующих в нём лиц).

В РСФСР

В первых версиях уголовного законодательства РСФСР ответственность за мужеложство отсутствовала.

Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в . Общественное мнение было подготовлено к этому нововведению публикацией газетных статей Максима Горького и наркома юстиции Николая Крыленко , в которых подвергалась критике гомосексуальность, характеризовавшаяся как проявление буржуазного разложения, неприемлемое в пролетарском обществе.

В РФ

Ч. 1 ст. 121 была исключена из УК РСФСР 3 июня 1993 года , мужеложство, как таковое, перестало быть составом преступления в России; но сохранилось как признак состава в стт. 132, 133, 134 нового УК РФ , принятого в г.

Данные статьи устанавливают ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133) и половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134). Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г., разъясняющего судам особенности применения статей 131 и 132 Уголовного кодекса РФ , под мужеложством понимаются сексуальные контакты между мужчинами .

Следует при этом отметить, что санкция за вышеперечисленные преступления тождественна санкции за аналогичные преступления, сопряжённые с обычным гетеросексуальным половым актом, поэтому здесь нельзя говорить о какой-то дискриминации. Различия носят формальный характер: законодатель счёл принципиальным разделить понятия «половой акт» - половое сношение между мужчиной и женщиной (одним из возможных последствий которого является зачатие ребёнка), и «иные действия сексуального характера».

Мужеложество в религиозных правовых системах

Как указывает Г. Б. Дерягин, объявление мужеложства преступным в большинстве стран Европы в XIII-XIV веках было связано с давлением католической церкви, считавшей мужеложство грехом . В Библии по поводу мужеложства говорится следующее:

«Если кто ляжет с мужчиною как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них».
Лев. 20,13.

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Послание к римлянам. 1.25-1.27.

Римско-католическая Церковь на сегодняшний день крайне негативно оценивает гомосексуальные контакты, придерживаясь консервативного вероучения: «содомия - это грех, и мы ненавидим не грешника, а грех. Грешника призываем к покаянию». Так, Папа Римский Иоанн Павел II в одной из своих последних книг «Память и идентичность: беседы на стыке тысячелетий» назвал легализацию гомосексуальных браков частью «новой идеологии зла»

Православная позиция по отношению к содомии совпадает с Римско-католической.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится следующее: «ХII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека».

Аналогичным является подход к оценке мужеложства и в исламе . В странах мусульманской правовой системы, уголовное право которых основано на законах шариата , до настоящего времени сохраняется уголовное наказание мужеложства вплоть до смертной казни.

Термин «мужеложство» в современном русском языке употребляется в двух значениях: как обозначение гомосексуального контакта между мужчинами (обычно - в религиозном контексте) или же как чисто юридический термин, означающий конкретное преступление. Попробуем разобраться, какое значение вкладывается в это слово и какое юридический смысл оно имеет.

«Содомский грех»

Задумавшись над вопросом "Мужеложство - что это?", поневоле начинаешь вспоминать Библию. И действительно: в русский язык это слово пришло из церковнославянского, а конкретно - из религиозного права. В нём под этим термином понимался первоначально исключительно анальный секс между двумя мужчинами.

Синонимом к термину «мужеложство» в церковном праве является также более позднее название «содомия», заимствованное из европейских языков. Связан этот термин с библейской легендой о городе Содоме, жители которого прославились таким извращённым поведением, что начали приставать даже к ангелам, явившимся в город к единственному праведнику Лоту. Следует отметить, что в церковно-правовом смысле содомия - это не только мужеложство, но и все остальные сексуальные практики, считающиеся с точки зрения Церкви порочными (мастурбация, оральный секс, даже внебрачные связи).

Наказание за мужеложство в старой России

Первоначально на Руси к мужеложцам относились достаточно мягко. Уголовного наказания по светскому праву за него не предусматривалось, а церковные наказания ограничивались епитимьей на срок от одного до семи лет - то есть практически так же, как и в блуде между мужчиной и женщиной.

Однако со временем ситуация изменилась. Под влиянием Западной Европы в русском праве появились статьи за мужеложство, предусматривающие уже суровое наказание. Самым страшным для мужеложцев было, пожалуй, правление В первые годы при нём действовало правило, по которому за это преступление полагалось сожжение (вещь, вообще-то, для российской правовой традиции, мягко скажем, нехарактерная). Позднее наказание было смягчено: обычный гомосексуальный контакт карался а связанный с изнасилованием - бессрочной ссылкой.

Позднее, вплоть до наказания практически не применялись. Однако принятое в 1832 году «Уложение» (по сути - первый российский уголовный кодекс) снова содержало нормы об ответственности за мужеложство. Теперь виновных карали тюрьмой на срок не меньше трёх месяцев, а при особых обстоятельствах (насилие, секс с несовершеннолетним) - уже до восьми лет. Это наказание формально действовало до Октябрьской революции.

Само по себе дореволюционное право не давало прямого ответа на вопрос про мужеложство - что это. Однако в практике судов под этим преступлением понималось почти исключительно анальное сношение.

Толерантный СССР?

В первые советские годы гомосексуализм не был под запретом. Старое право времён Российской империи не действовало, а в новых уголовных законах ответственности не было.

Более того, руководством Союза даже пресекались попытки ввести наказание за это в отдельных республик. СССР двадцатых годов не без оснований считался образцом терпимости к сексуальным отклонениям. Статья за мужеложство в СССР того времени отсутствовала.

Возврат к наказаниям

Положение изменилось в начале тридцатых. Сначала появились утверждения про мужеложство, что это - исключительно буржуазное извращение, нетерпимое в советском государстве. ОГПУ начало аресты лиц, подозреваемых в нетрадиционных связях. Утверждалось, что мужеложцы создают тайные организации с целью развращения и политического разложения юношества. И в 1934 году статья за мужеложство была введена в УК РСФСР, а чуть позже - и в УК других республик СССР. С этого момента мужеложство в СССР снова стало преступлением.

В советском законодательстве было сказано про мужеложство, что это любой половой контакт мужчины с мужчиной. За добровольный секс наказанием было заключение на срок до пяти лет, за насилие или принуждение - до восьми.

Точное количество осуждённых по этой статье неизвестно. Считается, что в среднем в СССР за год выносилось около тысячи приговоров, но так ли это - проверить невозможно, поскольку часть уголовных дел утрачено, а абсолютное большинство до сих пор находятся в закрытых архивах. По мнению правозащитников, в целом по статье, карающей за мужеложство, наказание отбыло не менее 60 тысяч человек.

Любопытный факт: наказанию подвергались исключительно мужчины-гомосексуалисты. Женщин-лесбиянок в СССР никогда не наказывали, и их пристрастия оставались их личным делом.

Отмена уголовного наказания

Однако ещё с 70-х годов в СССР начало распространяться мнение, что за мужеложство должно быть отменено. Известна, к примеру, шутка: «Сажать в тюрьму мужеложца - всё равно, что алкоголика приговаривать к на ликеро-водочном комбинате». Более серьёзно утверждалось, что сама по себе аморальность действий не должна считаться преступлением. Однако вплоть до самого конца существования СССР ответственность сохранялась.

Ситуация изменилась после распада Союза и объявления независимости России. Хотя в первые годы существования РФ мужеложство по-прежнему считалось преступлением (применялся ещё старый советский закон), в 1993 году статья была изменена. С этого момента наказание полагалось лишь за насильственное мужеложство или же за секс с несовершеннолетним.

Современное российское законодательство о мужеложстве

Сейчас в России наказание за мужеложство само по себе отсутствует. Однако термин сохранился. Теперь наказание предусмотрено лишь за мужеложство или иные действия аналогичного характера (в том числе и лесбиянство), совершённые с помощью насилия, принуждения либо в которых жертвой является лицо, не достигшее «возраста согласия» (в России он установлен в 16 лет). Добровольно же взрослые и вменяемые граждане вправе делать всё, что им заблагорассудится.

Несмотря на то что с недавних пор в России введена ответственность за гомосексуальную пропаганду, никаких оснований полагать, что статья УК РФ за мужеложство будет введена, нет.

Мужеложство - в действующем уложении о наказ. предусмотрено ст. 995, и за него положена ссылка в Сибирь на поселение; христиане, сверх того, подвергаются церковному покаянию. Если же М. сопровождалось насилием или совершено над малолетними или слабоумными, то назначается ссылка в каторжные работы на время от 10 до 12 лет (ст. 996). Понятия М. закон не определяет, обозначая состав деяния так: «Изобличенный в противоестественном пороке М.». Как субъектом, так и объектом М. может быть только лицо мужского пола. Относительно объекта, в практике сената был пример другого толкования закона (реш. 1869 г. № 642, по делу Микиртумова), т. е. 995 и 996 ст. были применены к противоестественному соитию с женщиной, но это толкование встретило возражения со стороны наших комментаторов (см. особенно Неклюдова, «Руков. к особ. части», т. I, 428) и отвергнуто редакционной комиссией, составлявшей проект нового угол. уложения («Объяснения», т. V, 588). Распространительное толкование 995 ст. (т. е. применение ее вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо. Наказанию за М. подвергаются одинаково и субъект, и объект деяния (последний - при условии добровольного соития). Наказуемость М. ведет свое начало из глубокой древности. Еще законы Моисея (кн. Левит, XVIII, 22) говорили: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной - это мерзость». Римское право вначале назначало за М. денежные взыскания, а со времен христианских императоров - сожжение и обезглавление. Из действующих иностранных кодексов французский, бельгийский, итальянский и голландский о М. не упоминают, германский же предусматривает это делание, наказывая его тюрьмой. То же наказание назначает за простое М. и проект нового русского уголовного уложения. Как виды квалифицированные, облагаемые исправительным домом, проект выделяет М. с малолетним или с лицом, находящимся под властью или попечением виновного, или сопровождавшееся насилием.

М., или педерастия , - очень древний порок. Имеются указания на существование его у евреев, персов, кельтов, греков, индейцев Америки. Евреи относились к нему с крайним отвращением (Иов, 36, 14). У греков слово педерастия означало как М. в современном смысле этого слова, так и чрезвычайно своеобразные отношения между мужами старшего возраста и юношами или мальчиками, отношения, в основе своей вполне чистые. От греков педерастия перешла к римлянам, но лишь в своей наиболее отвратительной форме, сразу получив в императорскую эпоху чрезвычайно широкое распространение. О распространении М. в Средние века, особенно в Италии, см. Paulus Zacchias, «Questiones medicinae legalis» (т. III, кн. IV). В настоящее время М. особенно распространено на Востоке, где практикуется открыто, но существует и в цивилизованных странах Европы и Америки, принимая иногда характер особого вида проституции. Современные законодательства относятся к этому пороку гораздо снисходительнее, чем прежние (Каролина, напр., карала его казнью через сожжение), что объясняется как общим смягчением уголовных кар, так и влиянием психиатрии, выяснившей, что в некоторых случаях половое влечение к лицам того же пола находится в зависимости от болезненного

Понятия М. закон не определяет, обозначая состав деяния так: "Изобличенный в противоестественном пороке М.". Как субъектом, так и объектом М. может быть только лицо мужского пола. Относительно объекта, в практике сената был пример другого толкования закона (реш. 1869 г. № 642, по делу Микиртумова), т. е. 995 и 996 ст. были применены к противоестественному соитию с женщиной, но это толкование встретило возражения со стороны наших комментаторов (см. особенно Неклюдова , "Руков. к особ. части", т. I, 428) и отвергнуто редакционной комиссией, составлявшей проект нового угол. уложения ("Объяснения", т. V, 588). Распространительное толкование 995 ст. (т. е. применение ее вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо.

Половое сношение мужчины с мужчиной (мужеложство), совершенное с применением физического насилия, угроз, или в отношении несовершеннолетнего, или с использованием зависимого положения либо беспомощного состояния потерпевшего

  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 11:

Под мужеложством (следует понимать) сексуальные контакты между мужчинами...

  • Словарь практического психолога. С.Ю.Головин:

Мужской гомосексуализм также называется мужеложством

  • Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. 2004.

Термин «педерастия» (мужеложество ) в широком смысле синонимичен мужскому Гомосексуализму, а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком.

  • Большой юридический словарь под редакцией профессора А.Я.Сухарева

Мужеложство - противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной в форме анального контакта.

Ответственность за мужеложество в истории права

Одновременно происходит либерализация религиозных позиций. В 2009 году Церковь Швеции стала первой крупной национальной церковью, которая стала венчать однополые пары.

В настоящее время в большинстве стран гомосексуальные отношения сами по себе не рассматривается как самостоятельный состав преступления , но в ряде стран существуют отличия в возрасте согласия для гетеросексуальных и гомосексуальных отношений. В ряде стран гомосексуальное половое насилие рассматривается в отдельных статьях и для его обозначения используются специфические термины, например, в России - «мужеложство» и «лесбиянство».

Уголовная ответственность за мужеложство в России

До 1917 года

В традиционном русском законодательстве («Русская правда », различные Судебники и т. п.) упоминание о мужеложстве отсутствовало. Первые карательные меры против гомосексуальных сношений были введены в 1706 году в воинском уставе Петра I (разработанном с немецких образцов) и распространялись только на военнослужащих.

Считается, что параграф 995 использовался достаточно редко, хотя архивные публикации свидетельствуют о наличии разветвлённого полицейского наблюдения за лицами, подозреваемыми в педерастии (см. публикацию одного такого досье и сопроводительной записки к нему; характерен комментарий публикаторов, отмечающих, что присутствие в таком досье никак не помешало дальнейшей служебной и даже государственной карьере фигурирующих в нём лиц).

1. Отношение как Ветхого, так и Нового Заветов к этому явлению весьма однозначно: это грех, причем грех – смертный. На языке Библии это означает, что совершающий его извергается из народа Божьего.

2. Ветхий Завет говорит об этом достаточно энергично, называя подобные действия «мерзостью». В современном языке это слово (и равносильное ему библейское выражение «мерзость пред Господом») стало просто бранью; но на языке Библии это всегда является четкой и точной формулой, обозначающей (но не описывающей!) случаи, когда Богу хотят служить грехом.

3. Иными словами, это проявление не служения Богу, но служения чему-то иному, как бы это не называлось. Богу грехом служить невозможно – об этом Библия говорит без колебаний.

4. Надо принять во внимание особый язык Ветхого Завета, особенно книг Закона, когда отдельные истории представляют собой своего рода наглядную проповедь к тем или иным Заповедям Моисея.

5. Несомненно, что вся история гибели городов Содома и Гоморры (Бытие, глава 19) является наглядной проповедью предписания Закона «не ложись с мужчиною как с женщиною: это мерзость» (Лев 18.22).

6. Эта же глава книги Левит дает подробное обоснование такого запрета и даже предупреждение, что будет, если его нарушить.

7. Есть грехи, которые не может вынести земля: она сбрасывает с себя тех, кто их совершает. Сам грех мужеложества именно из этой истории получает еще одно название - содомский грех.

8. Урок и назидание, которые даются народу Божьему в Быт. 19, состоит в том, что вместе с грешниками гибнут и те, кто не имел прямого отношения к этому греху – например, малые дети. Это значит, что если народ Божий (= Церковь) не отсекает от себя загнившие члены, она вся обречена на гибель.

9. Об этом же, но несколько иным языком, пишет и апостол Павел. Он говорит, что такие люди «Царства Божьего не наследуют», т.е. они не являются членами Церкви.

10. Весьма вероятно, что были в те времена среди первохристиан «учителя», которые проповедовали допустимость подобных деяний, утверждая, что Закон уже пройден, превзойден. Энергичный призыв апостола в 1-м Послании к Коринфянам «не обманывайтесь» говорит в пользу такого предположения.

11. Это находит свое подтверждение и в тексте 1 Послания к Тимофею, когда Павел с сарказмом пишет об учителях, которые учат Закону, не понимая его смысла и силы.

12. Обращаясь к членам церкви в Коринфе, Павел замечает, что «такими были некоторые из вас». Это значит, что для покаявшихся в этом грехе и оставивших его в Церкви не тесно. Но невозможно себе даже представить, что человек может продолжать грешить содомским грехом и пребывать в Церкви.

16. Необходимо также в занятиях с детьми и молодежью больше внимания уделять изучению Декалога, фундаментальных заповедей.

17. Есть граница, преступив которую, человек оказывается вне церкви. У нас есть еще возможность через покаяние обновить нашу церковную жизнь. Но для этого необходимо оставить все, что противоречит самой Жизни.

Ветхий Завет:

Левит, 18:22

22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

И оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.]

24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас:

25 и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней.

26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами,

27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля;

28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;

29 ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.

30 Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш. (Левит 18)

Новый Завет:

1 Послание Коринфянам, гл. 6:

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1 Послание Тимофею, гл. 1:

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

10 для блудников, мужеложников , человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.



error: Контент защищен !!