Наш дом южный урал в детском саду. Программа факультатива наш дом южный урал. развивать творческие способности, чувство юмора

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАШ ДОМ - ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Н.В. Сутковая

Частное образовательноеучреждение высшего образования «Русско - Британский Институт Управления», г. Челябинск.

М. Н. Бунькова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 108, г. Челябинск.

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) проектная деятельность в рамках программы «Наш дом - Южный Урал», в) современные формы взаимодействия с семьей по планированию иреализации принципа индивидуализации в дошкольном образовании.

Ключевые слова: индивидуальный подход, принцип взаимодействия, принцип индивидуализации, проектная деятельность, средства народной культуры, патриотическое воспитание.

ФГОСДО об индивидуализации

ФЗ «Об образовании...» фиксирует, что дошкольное образование «...направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; на разностороннее развитие детей дошкольного возраста» [статья 64 ФЗ «Об образовании...»] с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В другом документе о стандартизации профессионально-педагогической деятельности подчеркивается, что дошкольное образование ориентировано на индивидуализацию в процессе освоения содержания образовательных программ детьми дошкольного возраста .

Дошкольное образование, в рамках пяти образовательных областей, позволяет обеспечить социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, организовать взаимодействие с семьей и, таким образом, его полноценную социализацию . Достижение этих задач обеспечивается и реализацией принципа индивидуализации, как приоритета Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В условиях реализации ФГОС ДО, средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются проекты, которые моделирует исследовательское мышление. Индивидуализация направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа, и реальными возможностями и особенностями конкретного ребенка .

Генезис феномена «индивидуализация»

В 90-е гг. прошлого века индивидуальный подход в образовании приобрёл неизменный до настоящего времени вектор коррекционно-развивающей и (или) просто коррекционной

работы, усилив значимость приведения состояния конкретного ребенка в соответствие заданной извне норме. Такому положению дел, и ныне, способствует необоснованный, но ярко проявляемый эгоцентризм взрослых, обнаруживающий себя в стремлении мерить ребёнка «...относительно взрослых норм, приводящий к утрате понимания САМО-ценно-сти детства, механистическому отношению к ребёнку как ко «взрослому в миниатюре», и, даже более того, - как к «недоразвитому взрослому», у которого нет ещё, например, абстрактно-логического мышления, недостаточно развита речь или несовершенны некоторые движения. В такой логике процесс развития ребёнка представляется как простое количественное развёртывание во времени изначально заложенных свойств, что в целом и вызывает отношение к дошкольному детству, как периоду подготовки к жизни, периоду дефицитарных состояний, восполняемы с течением времени при условии непосредственного обучающего воздействия на него взрослых. За подобным отношением теряется понимание и признание ценности качественного своеобразия ребёнка как растущего, но настоящего, а не будущего человека» .

Не следует понимать индивидуальный подход как некое разовое событие. Это принцип, фундаментальное основание, которое должно пронизывать собой и определять всю совокупность способов специально организованного воздействия на ребенка. Вместе с тем, на различных уровнях образования и социализации, в различных образовательных системах этот принцип проявляется по-разному с учетом особенностей обучающихся, дидактических задач, материально-технических и кадровых условий.

Принцип индивидуализации обеспечивает, прежде всего, воздействие на индивидуальные качества в направлении их позитивного развития, на элиминацию качеств негативных. Своевременное, позитивное социальное вмешательство педагогического работника позволяет избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Конечно, реализация принципа индивидуализации предполагает большие временные затрат, проявления толерантности, эмпатии со стороны взрослого: его нужно оснастить компетенциями разбираться в сложных поведенческих реакциях ребенка на внешние воздействия. Индивидуализация является сегодня приоритетом дошкольного образования и должна органично вписываться в образовательный процесс современного ДОУ Индивидуальное воздействие на каждого должно обеспечить вовлечение всех детей в активную детскую деятельность, ориентированную на освоение содержания образования и социализации .

Феномены «индивидуализация», «индивидуальный подход» многие века уже являются предметом внимания и ученых, и практиков российского и зарубежного образования и педагогики. Уже в трудах великого педагога Я.А. Коменского ясно намечены положения, которые ориентируют практику на то, что весь образовательный и социализационный процессы (обучение и воспитание) должно выстраивать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Способом же их выявления и фиксации является «стандартизированное наблюдение» (статья 97 ФЗ «Об образовании...»), лежащее в основании мониторинга.

Достаточно широкий спектр приемов индивидуального воздействия разработал и предложил не менее великий русский педагог К.Д. Ушинский. При этом особое внимание он уделял профилактике дурных и формированию полезных привычек (способов поведения). Однако историческая ограниченность его разработок состоит в том, что он так и не предложил стандартных технологических решений, каких-то определенных рецептов, отдавая выбор вариантов воздействия профессиональной компетентности педагога, подчеркивая необходимость и возможность проявления педагогического творчества. Он так и не ответил на вопрос: педагогика? Наука? Или искусство?

Уже в советский период становления отечественной педагогики Н. К. Крупская также обсуждала в своих трудах принцип индивидуализации в образовании, социализации и

развитии детей. При этом, акцент она делала на необходимости развития, прежде всего, таких способностей, которые обеспечат подготовку детей к жизни, к практической деятельности, и которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности. «.. .Есть целый ряд способностей, - писала она, - которые нужны для громадного числа профессий: например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать своидвижения... » .

Справедливым мы считаем и то, что эти способности надо начинать формировать не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

Феномен «индивидуальный подход» не обошел своим вниманием и A.C. Макаренко. Однако он не ставил задачу рекомендовать какие-то специальные методы, но утверждал, что один и тот же метод (прием) можно диверсифицировать, исходя из определенных условий, в которых реализуется воздействие, и выраженности индивидуальных проявлений воспитанника в рамках конкретного временного отрезка. Только компетентность педагога позволяет ему избирать, из имеющегося в его распоряжении арсенала компетенций, адекватные формы, методы, приемы и средства воздействия в рамках конкретной, сиюминутной ситуации, при этом вся совокупность инструментов социального вмешательства обретет эффективность, если они будут находиться в гармоническом единстве и адекватны объекту воздействия.

Доверие к теоретическим разработкам A.C. Макаренко основывается на том, что все они подкреплены практикой, что все они фактически реализованы в его практической деятельности и в судьбах многих его воспитанников.

Процесс индивидуализации A.C. Макаренко связывал не только с врожденными особенностями человека, темпераментом, чертами характера и т.д., он также считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но ихарактера...» .

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать и другие, пока не слишком ярко выраженные, но социально-одобряемые качества личности.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то положение, что в основание индивидуализации должно быть заложено пристальное изучение и фиксация особенностей каждого ребенка. Так, в труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский сформулировал безусловную истину: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» .

Индивидуализация обеспечивает благоприятные условия для формирования познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого обучающегося (воспитанника). В ней, как никто, особенно нуждаются, так называемые, трудные воспитанники: это, как правило, дети, не обладающие достаточным и необходимом арсеналом способов деятельности, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Целесообразно построенная со-циализационно-образовательная программа обеспечивает формирование автономии и самостоятельности, позитивных привычек и способов поведения в организации своей деятельности, учебы, работы. «Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе» .

Некоторые исследователи (А. В. Петровский) определяют индивидуализацию как открытие и утверждение своего «Я», как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности. Мы же бу-

дем использовать определение, сформулированное С. М. Юсфиным и Н. Н. Михайловой: «Индивидуализация - процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности» .

Актуализация феномена «индивидуализация»

Таким образом, индивидуализация - это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация - не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу - не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям .

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создаёт особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребёнком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребёнку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребёнка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию .

Индивидуальности невозможно обучить, и её невозможно воспитать - она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребёнку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными, преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Мы столкнулись с тем, что наполнение самого содержания термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход» .

Соотношение проектирования и индивидуализации

Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Нам представляется, что метод проектов, может стать одним из инструментов, обеспечивающих индивидуализацию.

Под проектом (в переводе с лытыни - брошенный вперед) мы понимаем отрезок жизни социальной группы или индивида, в рамках ко-торого дети (ребенок) вместе со взрослыми (педагогами и (или) родителями) реализуют некую и интересную, и поисковую, и развивающе-познавательную деятельность, а не просто выступают в качестве только ведомых, действующих по указанию в серии связанных одной темой занятий и игр.

Принципиально-своеобразными признаками проекта является временной интервал его реализации (пролонгированность) и открывающиеся при этом дидактические перспективы. Феномен «проект», в отличие от феномена «занятие» в традиционной практике, может длиться, при следующих условиях: «... у детей сохраняется интерес к выбранной тематике; взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать её новыми идеями и ресурсами» .

Если рассматривать проект, как информационно-образовательное пространство, то он предъявляется социуму как унифицированная, потенциальная возможность, а, при его реализации конкретной группой или индивидом, это информационно-образовательное пространство индивидуализируется, поскольку оно личностно окрашивается.

Мы придерживаемся той точки зрения, что образование - это некий контент, обеспечивающий наполнение конкретного индивида содержанием образования и может быть определено как индивидуально-структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает технологию обучения (воспитания), учитывающую:

Индивидуальность содержания обучения (форм, методов, приемов и средств);

Самостоятельность и избирательность обращения к источникам информации, конвертируемость (интерпретируемость) информации в личностные смыслы, освоенность способов хранения информации;

Возможности самоорганизации и саморегуляции учения, в ходе которого информация приобретает статус субъектного (личностного) знания;

Квалитативность (диагностируемое^) образованности и социализованности («учебных и внеучебных достижений») наиболее ярко проявляющихся в виде социальных и образовательных компетенциях .

Эти основания делают необходимым введение новых технологий, среди которых ведущим и становится обсуждаемый метод проектов.

Мы уже указывали, что проект может длиться, пока (а) у детей сохраняется к нему интерес, а (б) взрослые поддерживают его новыми идеями и ресурсами.

Такая организация проектной деятельности даёт каждому ребёнку возможность реа-лизовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Даже если ребёнок отсутствует по какой-то причине (например, болеет), не успевает за-вершить запланированное за один день (в ситуациях, когда деятельность увлекает и побуждает вносить новые дополнения, либо, когда ребёнка отвлекли от запланированного дела обязательные занятия со специалистом), у него есть возможность продолжить работу над проектом в последующие дни .

Метод проектов увеличивает свою эффективность, если выстраивается на основе социального партнерства. И в этом направлении педагоги повышают свою компетентность: включение родителей в проектную деятельность становится одним из важнейших индикаторов профессиональной компетентности педагога.

Партнерство должно выстраиваться на основе проектов. Педагог должен овладеть компетенциями проектирования и научить этому родителей. Это высокий уровень сложности педагогической деятельности и компетентности. При этом, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Педагог должен овладеть следующими компетенциями:

Готовность применять современные методики и технологии;

Включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в качестве образования;

Способность организовывать сотрудничество воспитанников.

Проектная деятельность стала частью социализационно-образовательного процесса: педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают проекты с родителями, другими взрослыми, социальными партнерами . Особенно широко представлена детская музейная проектная деятельность.

Об эффективном проекте «Наш дом - Южный Урал»

Программа «Наш дом - Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленной на обеспечение воспитания и развития на

идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации программы «Наш дом - Южный Урал» представляет собой взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение актуальных проблем через реализацию проекта: мини-музей «Наш дом Южный Урал».

Проект «Наш дом - Южный Урал»: содержание и структура

В рамках проекта педагог решает вместе с родителями следующие проблемы вопросы.

Проблемные вопросы:

Как воспитывать у детей уважение к культурному и историческому прошлому Урала, к традициям?

Как помочь детям во владении практическими навыками художественно-продуктивной и игровой деятельности средствами национальной культуры?

Как донести до детей знания о прошлом и настоящем нашего края, почему Южный Урал называют «краем голубых озер»?

Какой Южный Урал сегодня?

Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.

Создание предметно-развивающей среды в группе;

Формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;

Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;

Продолжать знакомить детей с Великим сказочником П.П. Бажовым;

Воспитывать уважение к людям труда;

Познакомить с историей возникновения города Челябинска;

Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города;

Объединение усилий семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств;

Воспитание патриотизма, уважение к культурному наследию своего края средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

Упорядочить и закрепить информацию о символике городов Южного Урала.

Вид проекта:

Познавательный, творческий, открытый, групповой.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года).

Этапы проекта:

1. Этап реализации долгосрочного проекта в подготовительной группе.

Реализация проекта в подготовительной группе через региональный компонент:

Оформление фотоальбома "Челябинск-прежде и теперь»;

Оформление альбома "Будущее нашего города»;

Оформление альбома «Военная техника»;

Оформление фотоальбома "Наш дом- Южный Урал»;

Выставка рисунков "Мой родной город», «Моя семья», «Дом где я живу»;

Создание папки " Наши земляки-ветераны Великой Отечественной Войне;

Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города;

Экскурсия в музей г.Челябинска;

Экскурсия в Челябинский государственный краеведческий музей.

2. Этап - организация работы над проектом.

Планирование совместной деятельности;

Сбор и систематизация информации;

Распределение материала по видам деятельности.

3. Этап - практическая деятельность по решению проблемы. Поисковая деятельность детей и взрослых:

Знакомство со сказами уральского писателя П.П.Бажова;

Совместное изготовление макета «Пещера хозяйки медной горы»;

Сбор коллекции «Камни Урала»;

Изготовление макета «жилище народов Южного Урала»;

Пошив костюмов для кукол (башкиры, русские).

4. Этап - презентация проекта «Наш дом - Южный Урал».

Презентации:

Интегрированное занятие. Познавательное развитие и рисование. Тема: "Я здесь родился»;

Презентация мини-музея «Наш дом-Южный Урал»; -Итоговый фотоальбом «80 лет Челябинской области».

И на пятом этапе предполагается проведение открытого мероприятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Цель: приобщать детей к истокам культуры родного края. Задачи:

Закреплять у детей знания сказов П.П. Бажова;

Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину; -Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при

чтении художественной литературы;

Формировать творческие способности детей;

Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук. Организация развивающей среды:

Макет пещеры «Хозяйки медной горы»; -Выставка книг П.П. Бажова и его портрет; -Выставка иллюстраций к сказам П.П. Бажова;

Мини-музей «Наш дом - Южный Урал»; -Выставка камней и изделий из самоцветов; Предварительная работа:

Чтение сказов П.П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Знакомство с биографией П.П. Бажова;

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок»;

Знакомство с природой Урала через мини-музей «Наш дом Южный Урал» организованный в группе;

Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них; -Работа с родителями: поездка на экскурсию в краеведческий музей г. Челябинска;

Подготовка детьми силуэтов из картона и пластилина (хозяйка медной горы, каменный цветок, малахитовая шкатулка) для украшения их бисером.

Материал для продуктивной деятельности:

Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;

Пластиковые дощечки, силуэты изделий намазанные пластилином, салфетки.

1. Природа Урала

Знакомство детей с растительным и животным миром края;

Прививать экологически целесообразные нормы поведения.

2. Материальная культура.

Знакомство с родным городом, его улицами, зданиями, культурной жизнью;

Транспортные средства;

Труд шахтёров.

3. Духовная культура.

Народные обычаи, обряды, праздники;

Народное творчество (сказки, детские игры, музыка, загадки, пословицы);

Искусство (песни, танцы, литература, предметы декоративно-прикладного творчества).

Формы работы: занятия, интегрированные занятия; экскурсии; целевые прогулки; изобразительная деятельность; игры; чтение художественной литературы; рассматривание картин; слушание музыки; ручной труд; разгадывание загадок; разучивание стихов; наблюдения.

Мини-музей мы разместили в музыкальном зале, доступном месте для детей. Это значит, что в течение дня дети имеют возможность знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены фотоальбомы, папки, выставка изделий из дерева, макет хозяйки медной горы, символы района - герб и флаг, флаг России, карта региона (таблица 1).

Поэтапное погружение в проектную деятельность позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети получают новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность - потребность в саморазвитии (таблица 2).

Таблица 1

Перспективное планированиеработы по патриотическому воспитанию в группе ЗПР

через следующие виды деятельности

Сентябрь -Беседа о городе Челябин-ске-рассматривание альбома «Мой родной город» Тематическая выставка детских рисунков «Родной край» Чтение сказки A.C. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Октябрь -Рассказ о русских богатырях Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. -Беседа по картине В. Васнецова «богатыри» Изготовление богатырского шлема на занятиях по ручному труду, (оригами) Беседа по сказкам «В каких сказках упоминается о богатырях.

Ноябрь -Экскурсии в областной краеведческий музей г. Челябинска Рисование на тему «Я здесь родился» Рассматривание фотоальбома «Я живу на Урале» Изготовление с детьми русской избы и башкирской юрты.

Декабрь -Экскурсии в музей Лепка военной техники. Рассматривание альбома «Они защищали Родину»

Январь -Оформление с детьми газеты «Мой папа - защитник Отечества» -Разучивание стихотворений о Российской армии. Закрашивание шаблонов по военной технике (танки, самолёты, корабли) Конструирование военной техники из конструкторского набора «ЛЕГО»

Февраль -Участие в тематическом развлечении посвященном Дню защитника Отечества. -Беседа о защитниках Отечества с просмотром альбомов и слайдов. Комплексное занятие, по-свящённое Дня защитника Отечества (ознакомление с окружающим и конструирование (оригами)) Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества. Оформление выставки рисунков «Наша Армия родная» Постройка снежной крепости на участке. Изготовление подарков мужчинам. Настольно-печатная игра «Танкисты»

Март -Разучивание пословиц, поговорок о доблести и любви к Родине Слушание военных маршей. Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Чтение рассказа «Честное слово»

Апрель -Участие в тематическом развлечении, посвященном Дню Победы в городской детской библиотеке. Разучивание стихов и песен на военную тематику. Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной Войны.

Май -Беседа о ветеранах Великой Отечественной Войны -Рассматривание альбомов «Они сражались за Родину» «Великая Отечественная Война» Рисование на тему «Праздничный Салют над городом» Концерт для ветеранов Великой отечественной Войны. Тематическая выставка «Они сражались за Родину» Изготовление пригласительных открыток для ветеранов войны

Таблица 2

Перспективное планированиеработы порасширению представлении детей о традициях и обрядах народов Южного Урала, связанные с жилищем

Ознакомление с окружающим Творческая деятельность Работа вне занятий

Сентябрь Занятие в русской избе «Вечерки» Рисование на тему «Три девицы под окном» Чтение сказки A.C. Пушкина «Сказка о царе Салтане о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- лебеди»

Октябрь Беседа «Мебель и утварь в старинной русской избе» Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы /на занятиях по ручному труду/ Развлечение «Капустник»

Ноябрь Беседа «Без чего дом не бывает?» Занятие ручной труд: изготовление старинной мебели в горницу Рассматривание альбома «Жилище народов Южного Урала»

Декабрь Экскурсия в областной краеведческий музей г.Челябинска (изготовление оберега «кувотка») Изготовление «доможила» - духа дома на занятии по ручному труду Новогодний праздник, украшение группы. Посиделки в русской избе, чтение стихотворений, загадок, пение русских народных песен

Январь Беседа «Старинные жилища народов Южного Урала» (изба, юрта) Комплексное занятие: изготовление скамьи из спичечных коробков для русской избы Развлечение «Святочное веселье» (колядки матушки зимы)

Февраль «Дом без посиделок, что церковь без народа» (рассказать детям о празднике «Масленица»), разучивание пословиц, поговорок Развлечение «В горнице». Русские народные хороводные игры «У дедушки Трифона», «Дед Сысой» Викторина для детей «Твои новые слова» (связанные с жильем)

Март Посещение детской библиотеки, участие в тематической беседе «Краеведение» Рисование «Укрась рушник» (в народном стиле) Развлечение «Здравствуй, масленица»

Апрель Беседа «Праздник Пасхи и весны» (разучивание стихов, песен) Рисование «Укрась пасхальное яйцо» Театрализованное представление «Пасха»

Май Тематическое занятие «Традиции моей семьи» (с привлечением татарских семей) Лепка «Юрта» Разучивание татарской народной хороводной игры «Темербай», башкирской народной хороводной игры «Юрта», фольклорный праздник «Ночные гулянья»

Предварительные выводы

Таким образом, наше исследование показывает, что в рамках объемлющего проекта, как например «Над дом - Южный Урал», возможно появление и создание минипроектов, на базе которых могут быть сформированы индивидуальные образовательные программы. Использование метода проектов позволяет индивидуализировать и содержание образования (социализации), и содержание обучения (воспитания), и материально-техническое оснащение с учетом возможностей ДОУ и семьи ребенка.

Эффективность социализационно-образовательного воздействия возрастает при включении в содержание индивидуальной программы регионального, краеведческого содержания.

Список литературы

1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.

2. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: по^собие для педагогов ДОО [Текст] / Л. В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с. : ил. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

3. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Л. И. Ковальчук. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

4. Михайлова-Свирская, Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015.-95 с.: ил. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550 [Текст].

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. -М.: Издательство «Омега-Л», 2013.- 134с. (Законы Российской Федерации).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

8. Шулаев, И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] / И. К. Шулаев, А. А. Веряев. - URL: http://www.informatika.ru.

9. Юркевич, В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст] / В. С. Юркевич. - М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).

10. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов II Детский сад от АдоЯ,- 2014. -№5,- С. 4-22.

11. Молчанов, С. Г. Как подготовить программу развития дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Молчанов II Детский сад от А до Я. - 2015. - № 5. - С. 26-39.

INDIVIDUALIZATION PROJECT ACTIVITIES UNDER THE REGIONAL PROGRAM "SOUTH URAL IS OUR HOME»

Private educational institution of higher education «Russian - British Institute of Management», Chelyabinsk, [email protected]

Municipal budgetpreschool educational institution Kindergarten number 108, Chelyabinsk, [email protected]

The article deals with: a) an individual approach as a necessary conditionfor the preparation of the childfor learning activities; b) project activities under the program «Our Home - South Ural», c) modernforms of interaction withfamily planning and implementation of the principle of individualization inpreschool education.

Keywords: individual approach, the interaction principle, the principle of individuation, the project activity, a means of popular culture, patriotic education.

1. Bolotina, L. R., Komarova, T. S. and Baranov, S. P. (1997) Doshkolnaya pedagogika [=Preschool Pedagogy], 2-е izd., Moscow, Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 240 p. (In Russ.).

2. Mihaylova-Svirskaya, L. V. (2015) Individualizatsiya obrazovaniya detey doshkolnogo vozrasta [=Personalisation education of preschool age children], Moscow, Prosveschenie, 128 p. (In Russ.).

3. Kovalchuk, L. I. (1985)Individualnyiypodhodv vospitanii rebenka [^Individual approach to child rearing], 2-е izd., dop., Moscow, Prosveschenie, 112 p. (In Russ.).

4. Mihaylova-Svirskaya, L. V. (2015) Metod proektov v obrazovatelnoy rabote detskogo sada: posobie dlya pedagogov DOO [=Method of projects in the educational work of kindergarten], Moscow, Prosveschenie, 95 p. (In Russ.).

5. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 N30550) (2013) [=Order of the Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 N 544n «On approval of the professional standard» The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)» (Registered in the Ministry ofJustice ofRussia 06.12.2013 N 30550)]. (In Russ.).

6. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (2013) [=Federal Law «On Education in the Russian Federation»], Moscow, Izdatelstvo «Omega-L», 134 p. (In Russ.).

7. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya (2014) [=The federal state educational standards of preschool education], Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 32 p. (In Russ.).

8. Shulaev, I. K. and Veryaev, A. A. (1997) Ot obrazovatelnyih sred к obrazovatelnomu prostranstvu: ponyatie, formirovanie, svoystva [=From educational environments to the educational space: the concept, formation, properties], available at: http://www.informatika.ru, accessed 23.05.2016. (In Russ.).

9. Yurkevich, V. S. (1986) Ob individualnompodhode v vospitanii volevyihprivyichek [=On an individual approach in education volitional habits], Moscow, Znanie, 80 p. (In Russ.).

10. Molchanov, S. G. (2014) Как ispolnit IV razdel novogo FGOS DO [=How to perform a new section IV of the GEF PE], in: Detskiy sad otAdoYa [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-22. (In Russ.).

11. Molchanov, S. G. (2015) Как podgotovit programmu razvitiya doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii [=How to prepare the program of development of preschool educational organizations], in: Detskiy sad ot A do Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 26-39. (In Russ.).

Сутковая Надежда Валерьевна - частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления».

[email protected]

Бунькова Маргарита Николаевна - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 108, г. Челябинска.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа №29»

Программа факультатива
«Наш дом – Южный Урал»
для внеурочной деятельности младших школьников
3 класс

Разработчик: Ласенко Е.Ю
Учитель начальных классов

I Раздел I.Пояснительная записка
В настоящее время на уровне мирового общественного мнения (ЮНЕСКО, Римский клуб) рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений, глобальной судьбы цивилизации, подчеркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования. Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи программы:
- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов южного Урала;
- формировать эмоционально - положительное отношение к этнокультурному наследию региона;
- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Раздел II.Общая характеристика факультатива
Факультатив «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми младшего школьного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.
Научно – методическая разработка программы строится на ведущих идеях народной педагогики, которые составляют сущностную характеристику программы воспитания и развития детей.
1.Идея космологического устройства мира (миропорядка, мироустройства), где прослеживается тесная взаимосвязь человека с живой и неживой природой, воспитание ребенка в содружестве с природой, бережного отношения к ней, совершенствование «Я» человека посредством приобщения к природе, традиций почитания окружающего мира, родной природы.
2.Идея воспитания современного человека, т.е. человека, гармонично, разносторонне развитого, что является целью народной педагогики.
3.Идея воспитания у ребенка оптимистического мироощущения как способа мировидения, восприятия жизни. Это выражается в нацеленности жизни человека на идеал хорошего, радостного, прекрасного, созидающего, когда счастливая и радостная жизнь обусловлена деятельным добром; в традициях организации радостной перспективы воспитания и жизни в целом; в стремлении народа к использованию «школы юмора» в воспитании детей.
4.Идея традиционно доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку как к объекту и субъекту совместной жизни выражается в естественном сотрудничестве с детьми в процессе их непрерывной поддержки; в применении народных педагогических средств и методов, учитывающих присущие младшему школьному возрасту психолого – педагогические особенности (потребности в любви и ласке, положительном эмоциональном состоянии); в стимулировании отзывчивости детей с помощью всевозможных методов и приемов.
5.Идея ценности человека как такового и его жизни отражает стремление любого народа воспитать у ребенка необходимое чувство надежности жизни. Воспитание чувства надежности жизни связано с необходимостью осознания и понимания нужной трудовой подготовки, уважительного отношения к труду как ценности с раннего возраста.
6.Идея самостроительства личности ребенка, реализующаяся в повседневной жизни через усвоение им «этического кодекса» народа. «Этический кодекс» народа – это собирательный свод правил и норм поведения, социальный стандарт убеждений (хорошо – плохо, красиво – безобразно, можно – нельзя и т.д.), нравственная культура поведения в быту (домостроительство) и обществе (миростроение).
7.Идея традиционного почитания родителей, близких, родословной, предков, родного дома, детей отражает специфику народной культуры, ее ценностных установок. Идея воспитания будущего семьянина, хозяина, хозяйки, ответственных за нравственный микроклимат семьи, традиционна для всех народов. Семейные традиции и обычаи гостеприимства праздников, обустройства жилища, ухода за больным, помощи людям, попавшим в беду, и т.д. является стереотипными нормами и правилами взаимопомощи в семье, обществе, реализующими разные стороны жизни народа, законами, принципами жизни, эталонами поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность.

Раздел III.Место факультатива «Наш дом – Южный Урал» в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года - 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30-35 минут. Содержание факультатива дифференцировано по разделам, включающим средства, реализующие идеи народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

Раздел IV.Ценностные ориентиры содержания факультатива «Наш дом – Южный Урал»
ознакомление с фольклорными произведениями разных жанров, с фольклором разных народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);
формирование представлений об особенностях жилища народов, населяющих Южный Урал (русских, башкир и др.)
формирование умения исполнять отдельные приемы уральской росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»); отдельные элементы (бутон, цветок, листик и др.)
формирование умения исполнять отдельные виды композиции (по кругу, симметричная, по углам);
ознакомление с разными видами народных игр (хороводные, подвижные, словесные) народностей Южного Урала;
воспитание толерантности, уважению к носителям других культур;
формирование умения задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникшими в жизни, выделять общий смысл в пословицах разных народов;
формирование представлений о родственных связях в семье, об отношении к родне;
формирование представлений о традициях и обычаях, связанных с поддержанием родственных, добрососедских отношениях;
воспитание бережного отношения к своей природе;
Раздел V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива «Наш дом – Южный Урал»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения данного факультативного курса являются:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора своей деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения поставленных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Программа – системообразующий фактор педагогического процесса, а педагогический процесс, в свою очередь, есть процесс целостный и развивающий.
В качестве исходных принципов построения программы были определены следующие.
Принцип гуманитарного мышления, согласно которому стержнем программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Это определило отбор содержания, раскрывающего представления ребенка о народной культуре; о мире семьи и семейных отношениях; о роли взрослых в воспитании детей; о традициях и обычаях; о родственных связях; семейной этике; о ценности каждой личности и ее особенностях как члена семьи.
Принцип педоцентризма, в соответствии с которым определены знания, наиболее актуальные для данного возраста, поскольку их значение – установить преемственность между восприятием современного мира, жизни и быта и народной традиционной культурой.
Культурологический принцип, согласно которому отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной. В соответствии с этим принципом в программу включены различные по содержанию темы, раскрывающие внешнюю и внутреннюю культуру семьи, лучшие образцы традиций и обычаев народной традиционной культуры. Таким образом, создавались предпосылки для формирования интереса к традиционной народной культуре.
Принцип деятельного подхода к формированию интереса у школьников к традиционной народной культуре, в силу которого в содержание программы отобраны знания и включены задания для детей, активизирующие деятельность разного содержания и разного уровня интереса, как – то: комплексно-тематическое изложение материала, решение рассказов-коллизий в игровом и вербальном планах, действенно-практическая деятельность, направленная на изготовление семейных портретов-коллажей, «древа жизни», атрибутики народного жилища, организация театрально-игровой деятельности по закреплению дидактического материала и т.д.
Принцип создания педагогической среды, обеспечивающей как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно-ориентированного стиля общения с детьми путем организации совместных эмоционально-положительных переживаний, активно-действенного опыта общения детей, родителей и педагогов.
Материал программы поострен в соответствии с выдвинутыми принципами и диктует логическое конструирование модели построения и внесения программы в жизнь школьного учреждения.

Раздел VI. Содержание факультатива «Наш дом – Южный Урал»
Раздел VII.Тематическое планирование


п/п
Дата
Тема занятия
Основные виды деятельности обучающихся

История жизни человека на Южном Урале
Знакомятся с историей заселения территории Южного Урала, местами проживания первобытных людей, объясняют название «первобытные люди», «каменный век», «бронзовая, медная эпохи», поясняют слова «кочевой», «оседлый народ». Рассматривают первые рисунки людей (животные, сцены охоты).

Человек и мир вокруг
Знакомятся с народными представлениями о космосе, мире, природе, с кочевыми и оседлыми традициями Южного Урала. Поясняют слова «кочевой народ», «оседлый народ». Объясняют слова «мастеровой», «заводской» человек.

Человек и календарь природы
Знакомятся с народным пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Урале, - народы жили по определенному календарю. Изучают особенности народных костюмов русских, башкир, татар и других народов, проживающих на Южном Урале. Изучают особенности народных жилищ, отражающих порядок, мироустройство. Объясняют значение словосочетания «круглый год».

Человек и природа Южного Урала
Знакомятся с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная. Называют некоторые природные объекты (озер, рек, гор и др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе. Рассказывают о животных, птицах, растениях, обитающими в регионе.

Человек и календарные традиции
Знакомятся с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала. Узнают о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Человек, род и природа
Знакомятся с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье, с людьми, с природой. Узнают о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). Называют домашние (семейные) народные способы лечения больных с помощью природных средств на Южном Урале (траволечение, грязелечение, закаливание в бане, применение меда и др.).

Человек и его семья
Знакомятся со смысловым значением «семья», с ее составом, особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье. Рассказывают о традициях своей семьи.

Жилище семьи
Знакомятся с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Рассказывает о названиях народных жилищ, планировки, предметах народного быта.

Предметы народного домашнего быта
Знакомятся с семантическим значением слова «утварь». Узнают об отношении взрослых членов семей и детей к предметам домашнего быта. Рассказывают о различных видах утвари в народном жилище, ее назначении.

Особенности взаимоотношений в семье
Знакомятся с народными особенностями режима семьи (взаимоотношения между супругами в семье, взаимоотношения между братьями и сестрами). Рассказывают о заботе всех членов семьи о старших членах семьи, о функциях членов семьи у разных народов.

Нравственные основы семьи
Знакомятся с нравственными основами жизни семьи у народов Южного Урала. Называют основные традиции взаимоотношений в семье.

Семья и домашнее хозяйство

Народные праздники семьи
Знакомятся с распределением обязанностей по ведению хозяйства в семье у разных народов. Называют некоторые действия домоводства и ремесел народов Южного Урала. Работа в группах: полоролевые обязанности мальчиков и девочек по участию в домашнем хозяйстве.

Сила семьи в ее родне
Узнают о родственных связях, родословной, традициях и обычаях, связанных с поддержанием родственных, добрососедских отношений. Знакомятся с народными играми, забавами, увеселениями у разных народов Южного Урала.

Семья и природа
Узнают об отношении народа к природе: бережное, поэтичное, направленное на применение в хозяйстве. Знакомятся с образными народными названиями растений, природы.

Народные праздники
Стремятся пополнить свои знания о народных праздниках через различные источники информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища, иллюстраций, чтение книги, слушание фольклора: словесного, музыкального, беседы и т. д.). Делают выводы о взаимосвязи календаря природы, труда, образа жизни, фольклора, традиций Южного Урала.

Традиции бережного отношения к ребенку (для народов, проживающих на Южном Урале)
Знакомятся с традициями и обычаями по отношению к новорожденным детям, рассказывают о посильной помощи каждого ребенка в семье. Называют, изучают, исполняют колыбельные песни, пестушки, потешки, рассказывают друг другу о проведении различных игр и забав.

Идея ценности человека и его жизни
Знакомятся с ценностями человека и его жизни (не богатство, деньги, дом, а его жизнь, здоровье). Работают в группах: составляют набор русских пословиц о ценностях человека. Рассказывают о первых библиотеках, о гарнизонных школах.

Традиционные народные жилища на Южном Урале
Знакомятся с традиционными жилищами на Южном Урале, называют отличия русского, башкирского, татарского народных жилищ.

Традиции русского народа, связанные со строительством жилища
Рассказывают об обычаях русского народа, связанные со строительством и переселением в новый дом, называют выбор материала для строительства и выбор времени строительства.

Семейные традиции и обряды при переходе в новый дом, новоселье.
Знакомятся с гостеприимством семей, проживающих на Южном Урале, называют традиции уважительного отношения к старшим, к родному дому, проявляют интерес к родословной, родне и предкам. Разучивают народные игры, которые отражали семейные отношения.

Фольклор. Использование колыбельных песен
Знакомятся с колыбельными песнями, их назначением и некоторыми особенностями содержания. Исполняют колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх, проводят инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений. Подбирают иллюстративный материал, магнитофонные записи, игрушек-помощников.

Фольклор. Использование пестушек, потешек, прибауток
Знакомятся с пестушками, потешками, прибаутками, их назначением и некоторыми особенностями содержания. Исполняют потешки в играх-инсценировках, сочиняют, рисуют иллюстрации к потешкам.

Фольклор. Использование небылиц
Знакомятся с небылицами-перевертышами. Работают в группах: отличают небылицы-перевертыши от других фольклорных жанров. Придумывают свои небылицы.

Фольклор. Использование закличек и приговорок
Знакомятся с особенностями закличек и приговорок. Придумывают заклички и приговорки, обращения к разным явлениям природы и животным. Работают в группах: записывают в альбомы придуманные заклички, создают книги.

Фольклор. Использование докучных сказок
Знакомятся с особенностями докучных сказок. Сочиняют собственные докучные сказки, рисуют иллюстрации к докучным сказкам.

Фольклор. Использование дразнилок
Рассказывают о происхождении дразнилок, их назначении, сравнивают с другими формами фольклора. Используют дразнилку в играх-инсценировках, развлечениях.

Фольклор. Использование пословиц и поговорок
Знакомятся с пословицами, используют доступные пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. Задумываются над смыслом пословиц, соотносят с конкретным случаем, ситуацией. Придумывают сказки, рассказы по содержанию пословиц.

Народные игры
Знакомятся с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Рассказывают о народных играх, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные. Работают в группах: проводят конкурсы, соревнования: «Кто больше знает народных игр».

Народное искусство
Изучают демографические особенности Уральского края, народное жилище разных народов. Рассматривают национальные одежды, ищут отличия. Создают эскизы, выполняя по ним элементы одежды, головных уборов, предметов быта (коромысла, шкатулки и т. п.). Участвуют в декоративно-оформительской деятельности по созданию объемных и плоских макетов (уральская деревня, башкирская деревня и т.д.)

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «История - сказ об Урале-батюшке»
Знакомятся с историей заселения Урала. Работают над значением слов «величают», «гнушаться», «спотычка». Рассматривают фотографии деревянных изб, коллекцию уральских камней.

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
Знакомятся с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы. Работают над значением слов «теплуха», «подлеток», «обитать», и др. Рассматривают фотографии и ксерокопии элементов интерьера избы из книги В.А.Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья: крестьянский расписной дом». – Л., 1987. Работают в группах: называют предметы народных мастеров, украшенные росписью (хохломской, городецкой).

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Уральская домовая роспись»
Продолжают знакомиться с уральской домовой росписью: особенности подбора цветового решения. Овладевают приемами работы плоской кистью и масляными красками («растяжка»). Работают в группах: играют в игру «Найди и назови».

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Сказка об умной уточке».
Продолжают знакомиться с уральской домовой росписью: особенности подбора цветового решения. Овладевают отдельными приемами росписи масляной краской («оживки»). Работают в группах: играют в игру «Подбери по цвету».

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Композиция в уральской росписи»
Знакомятся с художественными особенностями уральской росписи, с разными вариантами ее композиционного решения. Составляют узоры (рассматривают схемы, сопоставляют их, находят сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Волшебные узоры Урала»
Знакомятся с семантикой отдельных элементов уральской росписи (лев, сова, «древо жизни», венок). Рисуют цветы мамам и папам.

Изобразительная деятельность «Уральская роспись». «Прогони чудище черное, чудище дымное!»

Инсценируют сказку «Прогони чудище черное, чудище дымное!» Работают в группах: проводят конкурс загадок, пословиц, поговорок о доме, гостеприимстве, дружбе, трудолюбии.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Башкиры»
Знакомятся с историей башкирского народа: местопроживанием на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба). Слушают легенду о происхождении башкир. Рассматривают рисунки с изображением юрт, шалашей, изб. Выполняют зарисовки башкирского жилища.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Юрта» (тирмэ)
Знакомятся с устройством юрты, с особенностями интерьера, со спецификой оформления двух половин жилья. . Рассматривают макет башкирской юрты со съемным куполом. Выбирают по своему желанию образную форму (тип юрты), рисуют, украшают юрту орнаментом.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Летняя башкирская деревня»
Знакомятся с традиционным устройством башкирской деревни, с особенностями расположения юрт. Работают в группах: создают макет летней башкирской деревни. Составляют единую композицию. Дополняют изображениями деревьев, животных (кони, овцы) в процессе совместной деятельности.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Башкирская изба»
Знакомятся с особенностями башкирского жилища: экстерьера (фронтон, наличники, крыльцо), интерьера (печь, особенности оформления женской и мужской половин) деревенского дома. Выбирают понравившуюся по форме заготовку – наличник, украшают его мотивами башкирского орнамента, оформляют «окно» (картонную заготовку).

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Занавеска» (шаршау)
Знакомятся с отдельными элементами внутреннего пространства жилища: занавесь (шаршау). Оформляют занавесь орнаментальным узором.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Коврик для гостей» (тур юрфан)
Знакомятся с традициями гостеприимством башкирской семьи, с гостевым местом, его расположением в башкирской юрте. Оформляют узором коврик для гостей в технике аппликации.

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Узорная лента» (тартма)
Знакомятся с узорной лентой для перетягивания постели. Оформляют узором ленту, используя определенную или смешанную технику (аппликации, фломастеры, аппликация + фломастеры).

Жилище народов Южного Урала. «Башкирское жилище». «Полотенце»
Знакомятся с функциями полотенец (утилитарная, эстетическая, обрядовая), с вариантами декорировки, с вариантами цветового решения. Оформляют узором полотенце, ориентируясь на определенный вариант композиционного и цветового решения.

Уральское народное жилище. Русская изба. Казачий лом. Башкирская изба. Башкирская юрта.
Знакомятся с особенностями внешнего и внутреннего оформления народного жилища Южного Урала. Называют отдельные элементы внешнего оформления жилища, уральской росписи, башкирского орнамента. Рассказывают о художественном языке народного искусства, т.е. выразительные функции цвета, формы, композиции.

Уральские легенды и предания
Знакомятся с древними сказаниями и легендами Южного Урала. Используют сказки в ролевых играх. Иллюстрируют прочитанные сказки. Создают книжки-малышки для детей.

Защита проектов
Используют полученные знания в своих проектах.

Литература
1.Бабунова Е.С. Наш дом – Южный Урал. – Челябинск, «Взгляд», 2007 г.
2.Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: История и культура. – Магнитогорск, 2000 г.
3.Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. – Л., 1987 г.
4.Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М., 1993 г.
5.Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа, 1997 г.

Татьяна Неверовская






Занятие № 1

Рассказ об Уральском крае

Программное содержание

Активизировать представления детей о городе Магнитогорске, Челябинской области, как составной части нашей страны России. Познакомить с территорией Урала на карте России . Закрепить умение строить простейшие модели между понятиями (мир, страна, область, город) . Познакомить с гербом области, города. Вспомнить, чем знаменит наш край Урал . Познакомить с гимном Челябинской области.

Материал для показа : глобус, карта России, карта Челябинской области, карта города, коллекция камней, картины о природе Урала , иллюстрации гербов, логическая схема, журнал – панорама о ММК

Раздаточный материал : круги Эйлера, круги-значки, отображающие Россию, США, Англию, Германию, Челябинскую область, г. Магнитогорск.

Ход занятия

Посмотрите, что это перед вами? (Глобус, карты.)

Это копии нашей планеты Земля, нашей страны России, нашей Челябинской области и нашего города. Они помогают нам изучать нашу страну, нашу область и наш город.

Покажите на глобусе нашу страну.

Посмотрите на рисунок, и ответьте, о чем он нам может рассказать? (логическая схема по кругам Эйлера) .

Обобщить ответы детей : г. Магнитогорск находится в Челябинской области, Челябинская область входит в состав нашей страны России. Россия – это одна из стран мира.

Что больше мир или страна Россия? Что больше Челябинская область или город Магнитогорск?

Задание для детей. У вас лежат знаки, обозначающие разные страны, нашу Челябинскую область и наш город Магнитогорск. Разложите их на круге так, чтобы было видно, где находится наш город. Дети выполняют задание.

Посмотрите вот герб нашей области и герб нашего города (показ) .

То место, где мы живем (наша область, наш город) входит в Уральский край (показ на карте России) . Он очень большой.

Послушайте стихотворения Людмилы Татьяничевой «Живу я в глубине Рос-сии» и стихотворение С. Васильева «На Урале » .

Будьте внимательны. Потом постарайтесь ответить на вопрос «Чем знаменит наш Уральский край .

Дети отвечают. Воспитатель делает обобщение.

Наш уральский край знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Посмотрите сколько разных камней можно найти в Уральских горах (рассматривание коллекции камней) .

Наш край славиться богатой природой : горами, реками, озерами, лесами и животными (рассматривание выставки картин о природе) .

А чем славиться наш город?

Конечно, в нашем городе плавиться металл в печах нашего металлургического комбината. И живут очень выносливые, трудолюбивые и работящие люди (рассматривание журнала о ММК) .

Викторина или кроссворд по названиям городов Челябинской области.

Как называются наши горы?

Какие реки протекают в нашем крае?

Какие озера вы знаете?

Какие города нашей области вам знакомы?

Послушайте гимн нашей области

Наш край величавый, с петровских времен

Ты светом великих побед озарен.

Священным металлом, рукой трудовой

Веками ты служишь России родной.

Наш Южный Урал – честь и слава страны.

Озер твоих синих, лесов и полей

Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.

Надежда России, ее часовой,

Хранишь ты любимой отчизны покой.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,

Наш Южный Урал – честь и слава страны.

(стихи В. С. Алюшкина)

Вот как много хороших слов о нашем крае говорят поэты? Хотите узнать больше о нашем крае?

На следующем занятии мы узнаем, как появился наш край и что это за петровские времена, о которых говориться в гимне.

Публикации по теме:

Во время Великой Отечественной войны Русский музей передал на хранение Челябинской картинной галерее более ста произведений живописи. Мои.

Цель: продолжать расширять знания детей об Урале, как о родном крае. Задачи: Образовательная область "Познание" 1. Ознакомить детей с природой.

Конспект НОД в подготовительной группе «Есть в мире город, южный город - частица Родины моей». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Есть в мире город, южный город – частица Родины моей».

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Урал - наш край родной» Задачи. 1) Образовательные: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые.

КВН для детей средней группы с участием родителей «Мой дом - Южный Урал» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 10 Конспект КВНа с участием родителей «Мой дом - Южный.

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале.

Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой, Градусовой Л. В., Е. Г. Лопатиной, и др. раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.

Цель Программы - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Задачи Программы:

  1. Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
  2. формировать эмоционально - положительное отношение к представителям культур Южного Урала
  3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
  • Перспективный план для 2 младшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для средней группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для старшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для подготовительной группы по программе "Наш дом - Южный Урал"


error: Контент защищен !!