На тему гендерные различия мужчины и женщины. Гендерные отличия. Проявление страхов у мужчин и женщин

ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Н.Г. МАКАРОВА

Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия

В статье рассматриваются половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.

Исследование учеными самых разных наук проблемы различий между мужчинами и женщинами показывает, что отличительные особенности мужчин и женщин связаны с биологией, психологией пола, уровнем социализации и кросскультурными аспектами, включают следующие блоки факторов:

1-й блок - биологические факторы: биологические признаки; генетические признаки; психофизиологические признаки (половые гормоны);

2-й блок - социальные и психологические факторы: распределение труда в соответствии с половой принадлежностью; присвоение половых ролей: а) подражание ребенком поведению родителей своего же пола; б) подражание ребенком поведению взрослых релевантной группы; идентификация ребенком с собственным полом, его принятие и соответствие поведения с ним, ожидаемое обществом; усвоение социальных норм, общественных установок, гендерных стереотипов, определяющих обществом; оценивание поведения детей в зависимости от пола;

3-й блок - культурные факторы: распределение труда в зависимости от культуры; присвоение гендерных установок, обычаев и особенностей поведения в соответствии с культурой.

Следует учитывать, что «пол» определяется в момент рождения. О «гендере» подобное сказать нельзя, так как осознание человеком своей социальной принадлежности происходит в течение всей его жизни во процессе воспитания, развития и становления как личности, в результате чего он учится тем необходимым нормам поведения, уяснению специфики деятельности. «Пол» является отличительной характеристикой мужчин и женщин по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям, а понятие «гендер» является их отличительной характеристикой по социальному аспекту. Это значит, что мужчина и женщина должны играть определенную социальную роль, соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике деятельности, которые определяются обществом в той или иной культуре в соответствии со своим полом.

Чаще всего люди стараются придерживаются социальных норм, и главной причиной этого является желание человека быть принятым обществом. Такого рода желание достигается путем осуществления следующих механизмов (М1зсЬе1 \¥., 1970):

1) «дифференциального усиления», при котором приемлемое гендерноролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается. Добиваться этой цели можно при помощи родительского воспитания в виде одобрения или не одобрения тех выполненных детьми занятий, соответствующих для гендера;

2) «дифференциального подражания», заключающегося в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и ведет себя в со-ответствии с ней.

Обычно люди выбирают такие ролевые модели в поведении, которые соотносятся с их гендером. Прежде чем перейти к рассматриваемому в данной статье вопросу, важно определить понятие «гендер».

Опираясь на контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, можно выявить сущностные признаки гендера, сводящиеся к следующему:

Социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе ее развития в соответствии с определенным полом, - мужчина и женщина -должны соответствовать определенным социальным правилам и нормам поведения, необходимым обществу в разных культурах, начиная с самого рождения;

Специфика гендера проявляется в социально-психологических отношениях - общение, взаимодействие с другими людьми на уровне поведенческих форм в зависимости от пола;

Гендер определяет набор соглашений личности, отражающий типичные черты, стереотипы, роли, характерные для мужчин и женщин. Гендерные стереотипы выражают установки общества на модели поведения, ожидающие от мужчин и женщин;

Социально-психологический конструкт, представляющий собой сущность, механизм и специфику формирования черт маскулинности и феми-нинности в обществе, которые отражаются в социально-психологических характеристиках;

Социально-психологические характеристики личности, возникающие на основе биологического пола, но обязательно во взаимодействии с другими людьми и отличающиеся по ментальному, эмоциональному и поведенческому признакам;

Гендерные признаки проявляются благодаря социализации личности и в зависимости от культуры, которые изменяются с взрослением личности;

Определяет иерархию социальных отношений между полами и неравенство возможностей - система властных отношений, где мужчина доминирует (общественная сфера), а женщина подчиняется (частная сфера);

Предполагает осознанное принятие собственного пола - осознанное принятие пола - осознанное значение пола.

Несмотря на многочисленные теории, посвященные проблеме половых и гендерных различий, до настоящего времени не существует единого подхода к данной проблеме, что осложняет ее эмпирическое изучение.

Исследование проблемы подтверждает, что в эксперименте в рамках отличительных половых и гендерных особенностей их изучение определяется поставленными психологом задачами:

1) при изучении психических познавательных процессов, личностных особенностей говорят о половых различиях, так как исследования прежде всего направлены на определение различных психологических признаков, а затем уже обращают внимание на половую принадлежность;

2) при исследовании социокультурных и социально-психологических свойств маскулинности, фемининности и андрогинности людей вне зависимости от их биологического пола (ролевые позиции и др.), при изучении ценностных ориентаций, включая направленность на человеческие отношения и семью (фемининность), а также на успешность и достижение целей, (маскулинность) рассматриваются гендерные различия.

Что касается методик изучения гендерных особенностей, то их совсем немного, а именно: методика изучения гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса, методика изучения гендерных установок у детей (полустандар-тизированное интервью В.Е. Кагана), методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида (модификация Т.В. Бендас), методика выявления маскулинности - фемининности (Фрайбургский личностный опросник РР1), методика «маскулинность - фемининность» С. Бэм, методика изучения гендерных стереотипов - опросник, предлагающий для оценки образов: «идеальная женщина», «женщина в отличие от мужчины», «предназначение женщины», «оценка женщины самой себя», изучение гендерной идентичности методом фокус-группы и т.д.

Все перечисленные методики отражают гендерные особенности, но не всегда при их изучении следует использовать только указанные методики. Нередко используют обычные стандартные опросники для изучения личностных характеристик с учетом категории пола. Исключение составляют методики изучения психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также интеллекта, креативности, способностей).

В исследовании установлено, что эмпирическое изучение отличительных особенностей мужчин и женщин в плане их сравнения осуществляется в трех различных направлениях:

1) изучение половых различий (исследования психических познавательных процессов, интеллекта, креативности, способностей);

2) гендерных характеристик (гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных установок, фемининности - маскулинности);

3) гендерных различий (психологических особенностей личности: психических состояний и психических свойств личности; волевой, эмоциональной, мотивационной сферы).

Мы считаем, что в настоящее время возникла необходимость создания методики интегрального плана, способствующей изучению совокупности

качеств, отражающих мировоззренческие, потребностно-мотивационные, ценностно-ориентационные и поведенческо-деятельные компоненты мужчин и женщин. Работа над ее созданием и апробацией осуществляется.

SEX AND GENDER DISTINCTIONS OF MEN AND WOMEN, FEATURES OF THEIR STUDYING

The Chair of Psychology

t Т7лл_Ра11+л1 ЛГГ1

liUVjJVXlUVilk V/liLWi"-"g,!

20, Kosmonavta Volkova St., Moscow, Russia

Tr\fAmotmnol Ра11+л1лгпло1 T

j.IlldilW.liUiiu.X XJ.J.VtC]r;V"XJ.VAVlXI, JjVU I VllLUiUglVUl L"lUVViOHJ

The article considers sex and gender distinctions of men and women, features of their studying.

Если не касаться анатомических и гормональных различий, то в чем еще состо­ит разница между мужчиной и женщиной? До сих пор неясно, являются ли характе­рологические особенности полов и их различия в способностях врожденными или приобретенными. Бегли и Кари (Begley and Carey, 1979), изучавшие эту проблему на обезьянах, получили данные, согласно которым можно предположить, что агрес­сивность связана с мужскими гормонами. Однако ни одно из проведенных исследо­ваний не смогло достоверно доказать, что половые различия в уровне агрессивности обусловлены только гормональным влиянием. Агрессивность - не единственная черта, отличающая мужчин от женщин. Описано также много других различий меж­ду полами, большинство из которых связаны со специальными способностями. На­пример, обнаружено, что у мальчиков лучше развиты аналитические способности, а у девочек - моторные и вербальные. Возможно, для этого есть какие-то генети­ческие предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешни­ми факторами. Ученые сходятся во мнении, что большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механи­ческими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причесывали их. Замечено, что матери чаще поют колыбельные дочерям, чем сыно­вьям, больше разговаривают с ними, и это обстоятельство, вероятно, может вызвать лучшее развитие вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками.

Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности челове­ка могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между пола­ми в степени развития вербальных, математических и пространственных способно­стей (Deaux, 1985). Многие психологи пришли к заключению, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам (Hyde, 1984; Hyde, Linn, 1988; Matlin, 1987).

Упражнение 12.2

Психолог рассказал журналисту, что девочки-восьмиклассницы получили более низкие оценки за контрольную по математике, чем мальчики того же класса. На основании этого в газетной статье был сделан вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия в математических способностях. Теперь, когда вы знаете о факторах половых различий, объясните, в чем некорректность вывода журналиста.

_________________________________________________________________

Эволюция представлений о гендерных ролях

За последние пятьдесят лет представления о мужской и женской ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жестокостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность; ее интересы должны были ограничиваться семьей, хозяйством.

Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современную женщину уже не может удовлетворить роль исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения, как на работе, так и дома. Исследования показывают, что дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые с большей охотой занимались бы детьми и домом, но они вынуждены работать ради заработка, не получая удовлетворения от работы. Естественно, такие женщины придерживаются традиционных взглядов на свою половую роль, и эти взгляды передаются их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, воспитывают у своих детей менее традиционное, более либеральное отношение к половым ролям.

Икс и Барнс (Ickes and Barnes,1978) на примере студенческой группы влияние полоролевых установок на межполовое общение. Они заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Последние охотнее идут на контакт с представителями противоположного пола, более раскованны и свободны в своем поведении. Исследователи обнаружили также, что девушки с традиционными представлениями о женской роли отличаются чрезмерным беспокойством и низкой самооценкой. Точно так же «мужественные» юноши часто бывают беспокойны, неуверенны в себе и невротичны (Unger, Crawford, 1992).

Либерализация полоролевых установок устраняет неловкость и скованность, свойственные ситуации знакомства мужчины и женщины, повышает комформность общения, но она же вызывает и определенные проблемы у женщин. Все больше женщин жалуется на то, что они подвергаются сексуальным домогательствам кол­лег-мужчин. Диапазон этих домогательств варьируется от грязных шуток и сальных замечаний до прямых попыток изнасилования. Однако некоторые психологи счита­ют, что эта проблема существовала всегда, а нынешняя ее актуальность вызвана тем, что женщины, став во многих отношениях свободнее и раскрепощеннее, про­сто готовы открыто обсуждать ее.

«Хорошо, если ты врач, то я - министр здравоохранения.»

Рис. 12.2. Эта дети, вероятно, вырастут свободными от предрассудков.

Работающие замужние женщины (в большей степени матери-одиночки) име­ют дополнительную причину для возникновения стрессов. Такие матери «разрыва­ются» между собственными карьерными устремлениями и ответственностью за до­машнее хозяйство и детей. Стремление все успеть и во всем преуспеть может стать причиной особой разновидности стресса, которая получила название «синдрома де­ловой женщины». И здесь, как считает Макбрайд (McBride, 1990), важными факто­рами являются отношение женщины к работе, морально-психологический климат, в котором ей приходится жить и работать, а также наличие помощи и поддержки со стороны друзей.

Либерализация женской роли не могла не вызвать и потребности в смене муж­ских ролей. Современные мужчины принимают большее участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Понимание и принятие изменившихся ролей и полоролевых установок - одно из решающих условий гармонии в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной.

Упражнение 12.3.

Определите, каких взглядов на полоролевые отношения - традиционных или либеральных - придерживается или будет в будущем придерживаться каждый из нижеописанных персонажей.

а. Клод сказал жене, что получил новое назначение и что через две недели их семья должна переехать в Либерию. ______________________________

б. Мадонна знает, что мать ненавидит свою работу, но семье трудно прожить на зарплату отца.___________________________________________

в. Джером, студент второго курса колледжа, чувствует себя в компании девушек так же свободно, как и в обществе мужчин.____________________

г. Тельма подала в суд на своего начальника, который предлагал ей провести с ним ночь, обещая за это повышение по службе. __________________________________________________________________

д. Марио специально задерживается на работе до позднего вечера, чтобы дома ему не пришлось возиться с детьми.______________________________

ЛЮБОВЬ

Психологи не столь преуспели в описании любовных переживаний, как поэты. Линдзи, Холл и Томсон (Lindzey, Hall, Thomson, 1975) провели опрос населения и определили любовь как «интенсивную привязанность и симпатию». По опыту вы, наверное, знаете, что это чувство возникает не только между взрослыми людьми противоположного пола. Еще ребенком вы, несомненно, испытывали любовь к своим родителям и, наверное, к своим бабушкам и дедушкам. А может быть, вы любили свою кошку, собаку или другое домашнее животное.

В детстве ваша любовь была эгоистичной: вам необходимо было чувствовать себя любимым, вы скорее требовали любви, а не ждали и уж никак не дарили ее. Так, ребенку необходим телесный контакт с матерью, ему необходимо как она прижимает его к себе, это формирует у него чувство безопасности и защищенности. По мере того как вы становились старше, ваша любовь принимала более зрелые формы. Вы учились понимать чувства и нужды другого, проявлять заботу о нем. Вспомните, как вы впервые испытали тоску, сопереживая своей заболевшей собаке.

Любовь к человеку требует не только понимания, заботы и сопереживания. Она предполагает также доверие, уважение и стремление дать счастье человеку. Зрелая любовь не требует взаимности. Вы можете дарить свою любовь другому, не получая ничего взамен. Воистину, в любви всегда есть чем рисковать! В западной культуре любовь, как правило, сопряжена с собственническим чув­ством. Вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек принадлежал только вам. Стремление к полному обладанию порождает ревность. Но традиции иных культур предполагают совсем другое понимание любви. У некоторых народов существует обычай, предписывающий мужчине предлагать свою жену гостю, выказывая тем самым радушие и гостеприимство. Любопытный факт - мужчины обычно ревнивее женщин. Но все-таки любовь как проявление только собственнического инстинкта в европейской культуре встречается достаточно редко. Если же вам однажды при­дется испытать укол ревности, вспомните слова Маслоу (Maslow, 1970): «Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с ку­ста, восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим че­ловеком, не утверждая над ним своего господства».

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приве­денных ниже утверждений.

1.________Родители - первые люди, которые оказывают влияние, на гендерные установки ребенка.

2.________Наблюдение является условием косвенного научения гендерным ролям.

3.________Установки по поводу гендерных ролей являются врожденными.

4.________Гендерные роли одинаковы во всех культурах.

5.________За последние пятьдесят лет гендерные роли не претерпели существенных изменений.

6.________Установки не желающих, но вынужденных работать ради заработка женщин относительно гендерных ролей отличают­ся гибкостью.

7.________Мужчины-студенты, отличающиеся либеральным отношени­ем к половым ролям, чувствуют себя в обществе женщин бо­лее комфортно.

8.________Женщины, испытывающие бремя ответственности за семью и работу, часто страдают синдромом деловой женщины.

9.________Эгоистичная любовь скорее дарящая, нежели требовательная.

10._______Зрелая любовь всегда взаимна.

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой путь проходят ваши отношения с человеком противоположного пола? Ганьон и Гринблант описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений. Вы легко сможете распознать эти стадии в своих отношения может оказаться иной. Первая из стадий наполнена свиданиями, во время которых формируется чувство взаимного влечения; она называется «стадией влечения». На другой стадии возникает и формируется эмоциональная близость, и она называется «стадией эмоционального сближения». Третья стадия «стадия сексуальной близости». Каждая из вышеназванных стадий может начинаться и развиваться на фоне других, они могут протекать в любой последовательности. Однако зрелые гетеросексуальные отношения обязательно проходят все три стадии.

Влечение

Тесное общение с противоположным полом и формирование пар обычно начинается в подростковом возрасте. В зависимости от моды и местных обычаев подростки встречаются и выбирают себе друзей и подруг на танцах, вечеринках, концертах, в спортивных секциях. Наверняка и в вашей юности было нечто подобное. Вспомните, почему вам нравился тот или иной человек, почему вас влекло к нему? Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых кого он любит или которым восхищается.

Пожалуй, самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Берельсон и Штайнер, проведя опрос семейных пар, обнаружили, что люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личные особенности и индивидуальные способности. Исследования показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности (Schwartz, 1988).

Компьютерные программы, разработанные для служб знакомств, написаны с учетом этого наблюдения - наблюдения о том, что люди со сходными установками, принадлежащие к одному социальному классу, имеют больше шансов понравиться друг другу. Обычно, когда человек обращается в службу знакомств, его просят письменно ответить на ряд вопросов, касающихся его социального статуса, свойств характера, жизненных установок. Затем ему предлагается ответить на вопросы о том, каким он видит своего партнера. После этого компьютер сопоставляет анкеты мужчин с анкетами женщин и формирует предполагаемые пары. Система эта хорошо отлажена, но и она может дать сбой. Вообразите себе изумление молодого человека которому в качестве партнерши сосватали сестру! А все потому, что компьютер, по-видимому, не был запрограммирован отсеивать мужчин и женщин, состоящих в близком родстве. Вы можете удивиться: а как же вечное утверждение о том, что сходятся противоположности? Если люди действительно предпочитают иметь в качестве партнера человека сходного происхождения и со сходными взглядами, то откуда же в таком случае возникло и почему так живуче это представление? Несомненно, в народной мудрости есть зерно истины. Довольно часто бывает так, что человек чувствующий себя слабым в чем-то, тянется к человеку, который силен в данной области. Например, застенчивому мужчине может понравиться общительная разговорчивая женщина - своей болтовней она поможет ему преодолеть робость. Точно так же неуверенная в себе женщина потянется к уверенному, решительному мужчине, которому нравится проявлять силу воли и авторитет. Однако хотя в каждой паре партнеры могут быть противоположны друг другу в сильных и слабых сторонах, они, как правило, относятся к одному социальному классу и их взгляды по главным жизненным вопросам совпадают. Есть еще одно, столь же старое мнение о том, что привлекательна только недоступная женщина. Но исследования не дают этому тезису достойного подтверждения. Безусловно, «игра в недотрогу» повышает желанность женщины в глазах мужчины, но излишняя холодность заставляет его отступиться от своих притязаний. Мужчине просто начинает казаться, что он неинтересен этой женщине. Но это не значит, что женщина постоянно должна демонстрировать мужчине свою доступность, достаточно дать понять, что он ей нравится, и она станет для него вдвойне желанней.

Упражнение 12.4

Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.

а. Морис Л., 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил Гарвардский университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомить­ся с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.

Таня М., 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге; в браке не состояла; исповедует религию мормонов. Желает познакомиться с мужчи­ной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.

б. Джулио 3., 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, владеет сетью пра­чечных, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.

БетаДж., 43 года, вдова, есть дочь-подросток; с тех пор, как потеряла мужа, работает косметологом; еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

в. Дуайн Р., 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встре­чи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.

Мария М., 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса уни­верситета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомить­ся с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

Различие тендерных, связанных с полом (от англ. gender - пол) моделей поведения часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания) расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. По поводу тендерных особенностей поведения и их роли в общении между мужчинами и женщинами существует столько мифов, предрассудков и стереотипов, сколько нет, наверное, ни в какой другой области человеческих взаимоотношений, Иногда можно услышать даже такие крайние (причем выстраданные) мнения, что «мужчины и женщины - с разных планет», или что «мужчины вообще не люди».

Согласиться с расхожим представлением, что все женщины (или все мужчины - нужное подчеркнуть!) одинаковы, конечно, нельзя. Тем не менее, можно выделить вполне типичные различия, порождающие конфликты между представителями различных полов. В многочисленных дискуссиях обсуждается, что является в этих различиях главным - природные или социальные факторы. Несомненно, здесь в той или иной пропорции участвуют и те, и другие. Не вдаваясь в анализ этого сложнейшего вопроса, обратимся, главным образом, к фактической стороне дела.

Согласно концепции В. А. Геодакяна 45 , дифференциация полов есть средство, с помощью которого природа обеспечивает выживаемость биологических систем. Система делится на две части: одна (мужской пол) должна обеспечивать изменчивость генофонда, необходимую для эволюции системы и ее приспособления к изменениям внешней среды, другая (женский пол) - сохранение имеющегося генофонда, т. е. устойчивость, стабильность системы. Поэтому мужская часть популяции отличается от женской большим разнообразием по любому параметру, большей степенью отклонений от средних величин (так, среди мужчин больше великанов и карликов, чем среди женщин). «Мужчина - это глина, женщина - это мрамор». На мужских особях природа экспериментирует. Результаты экспериментов могут быть удачными или нет, а то, что оказывается полезным, закрепляется в организме самок. Поскольку именно они должны самое лучшее передать потомству, природа снабжает их повышенной степенью надежности и выживаемости. У человека это проявляется как на физическом, так и на психологическом уровне.

Женщина должна выполнить сложную программу вынашивания и рождения потомства, поэтому ее организм более устойчив и обладает большей сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям. У новорожденной девочки при наличии каких-то нарушений гораздо больше шансов выжить, чем у мальчика. Как бы учитывая это, природа обеспечивает рождение 105 мальчиков на 100 девочек, но данное соотношение радикально меняется с возрастом, причем чем дальше, тем больше в сторону уменьшения числа мужчин в сравнении с числом женщин. Женщины живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физическим и психическим), в тяжелой форме такие заболевания гораздо чаще встречаются у мужчин. 50 тысяч американцев перешагнули 100-летний рубеж; 48 тысяч из них - женщины. Стабильность женского организма проявляется на уровне физиологических функций - например, в том, что у женщин более постоянен состав желудочного сока, чему мужчин. Истинных (физиологически, гормонально обусловленных) представителей сексуальных меньшинств среди мужчин 5 на тысячу, а среди женщин - 3 на тысячу. На психологическом уровне свойственная женщинам стабильность выражается в том, что в сравнении с мужчинами им свойственны более выраженная консервативность, терпение, способность к выполнению монотонной работы.


Большое значение в формировании гендерного поведения женщины имеет то, что она должна быть способна уловить нюансы благополучия и неблагополучия маленького ребенка. Как показывают исследования, для психического здоровья будущего взрослого чрезвычайно важно, чтобы мать обеспечила ему в раннем детстве безусловную любовь. Вероятно, во многом именно с этим связана эмоциональная чувствительность, отзывчивость, конформность, потребность в эмоциональной близости у женщин. Чехов (как врач, знавший об этом не понаслышке) отвечает устами шестилетнего Сережи на вопрос о здоровье его матери: «Она ведь женщина, а у женщин все время что-нибудь болит». По многочисленным данным, мужчины в большей мере и в течение большего времени испытывают психическое и физическое благополучие по сравнению с женщинами, у которых реже бывает все в порядке (зато уж если мужчины заболевают или попадают в трудную ситуацию, то...)

Мужчины чаще находятся на крайних полюсах, а женщины тяготеют к средней выраженности различных свойств. Например, в качестве одного из ответов на извечный вопрос о том, кто умнее, можно привести данные исследований: среди мужчин больше как гениев, высокоодаренных, так и умственно отсталых. Женщины находятся в средней зоне, и различия между ними не столь значимы.

К. Юнг в своей «аналитической психологии» выдвигает идею о существовании «анимы» - подсознательной женской части в мужской психике и, соответственно, «анимуса» - подсознательной мужской составляющей в психике женщины. В период влюбленности у нас происходит отождествление объекта привязанности с этим подсознательным образом. Человек получает шанс более глубокой переработки, конкретизации и обогащения своей «анимы» (или «анимуса»). Если этого не происходит, то делается вывод о несовершенстве объекта, его несоответствии «идеалу» и начинается поиск нового объекта для проецирования на него «анимы» или «анимуса». Таким образом, человек использует или не использует шанс достижения глубокого понимания и гармонии с представителями другого пола и, соответственно, преодолевает или подкрепляет конфликтный потенциал различия полов.

Согласно К. Юнгу, нередко «анимус» или «анима» реализуются на недифференцированном младенческом уровне, и усвоение их остается поверхностным. Это находит выражение, например, в мужеподобном поведении женщин или женоподобном - мужчин. Несоответствие гендерного поведения ожиданиям, которые связаны с культурными нормами выполнения тендерной роли, несомненно, также порождает рост напряжения и конфликтности во взаимодействии между людьми. Например, от руководителя-женщины ждут большей мягкости и отзывчивости к подчиненным, чем от руководителя-мужчины. Но если она не проявляет таких черт, то это вызывает значительно более негативную реакцию, чем их отсутствие у него.

Проблема конфликтности, агрессивности мужчин и женщин решается неоднозначно. Внешне мужчины выглядят гораздо более агрессивными. Мальчики, например, чаще дерутся, не слушаются родителей, восстают против учителей и так далее. Однако, у девочек есть свои, не столь явные способы проявлять агрессию и конфликтовать. Наиболее типичные из их способов негативного воздействия - бойкот, эмоциональное неприятие, изоляция. Согласно восточным учениям, инь - женское начало - темное, неясное и опасное, в отличие от ясного и открытого мужского ян. Вспомним, например, о пресловутом «женском коллективе» с его интригами, подводными течениями и прочими сложными эмоциональными коллизиями. В то же время женщины осторожнее и не доходят до крайностей, до прямой угрозы жизни и здоровью, до открытого нарушения основных социальных норм.

Неоднозначен также и вопрос о межполовой агрессии. На уровне животных существуют очень жесткие инстинктивные табу на проявление агрессии по отношению к самкам. Как отмечает К. Лоренц 46 , если кобель проявляет агрессию в отношении суки даже в ответ на ее нападение, то он не может считаться психически нормальным и безопасным и для человека. Собаководы и любители кошек знают, какое множество укусов должен вынести самец от самки, чтобы заслужить счастье близкого общения с «дамой», даже при «положительном ответе».

У человека существует немало сходных глубинных установок. Тем не менее, и здесь люди одержали «победу» над природой: немало мужчин запросто могут ударить женщину не только цветком. Однако до сих пор социальные нормы предписывают удерживаться от проявлений физической агрессии в отношении женщин, и мужчины, как правило, придерживаются этих норм.

В то же время эксперименты показывают, что даже ориентированные на соблюдение предписанного культурой этикета мужчины готовы агрессивно среагировать на пренебрежение со стороны женщины из страха выглядеть хуже в ее глазах 47 . Этот страх подавляет желание не причинять женщине вреда. Таким образом, объектом рыцарского отношения оказываются обычно кроткие, неагрессивные, безобидные женщины.

По определению Деборы Таннен 48 , мужчины живут в мире статусов, а женщины - в мире близостей. В соответствии с этим первые борются за свою независимость, всячески оберегая свое достоинство от даже кажущихся посягательств, а вторые - за достижение и сохранение эмоциональной близости, опасаясь, прежде всего, отторжения и изоляции.

Мальчики в своих играх соперничают, определяя иерархию и свой статус в ней. Их игры имеют четкие правила и критерии успешности. Мальчики терпимы к различиям и даже приветствуют их. Игры девочек чаще направлены на моделирование отношений, обычно не имеют жестких правил, критериев успешности и предполагают кооперацию. Девочки не поощряют демонстрацию успехов. Те из них, кто старается выделиться своими достижениями, получают прозвища типа «воображуля». Девочки ориентированы на равенство и нетерпимо относятся к различиям. Впоследствии женщины, как и девочки, нередко скрывают свои способности из опасения вызвать недовольство подруг или коллег-женщин. Они и в семье жертвуют успехом и самореализацией ради сохранения отношений.

Очень часто конфликты между мужчинами и женщинами возникают из-за разного прочитывания посланий друг другу, тем более, что женщины менее склонны говорить напрямую, особенно о своих желаниях. Так, делаемое женщиной приглашение к обсуждению вопроса или к переговорам нередко звучит для мужчины как запрос на информацию или принятие решения им.

Например, на вопрос: «Не хочешь ли зайти в кафе?» мужчина может чистосердечно ответить: «Нет», а женщина будет до глубины души обижена тем, что ее желание туда зайти было проигнорировано. Часто вопрос женщины типа: «Что ты думаешь по поводу..?» влечет за собой принятие решения мужчиной.

В результате женщина выражает недовольство из-за игнорирования ее интересов, а мужчина считает, что она сама не знает, чего хочет.

Обмен мимолетными чувствами, деталями информации для женщины - средство и свидетельство достижения близости. Мужчины считают это мелочностью и не любят вдаваться в «незначимые» детали. Попытка женщин расспрашивать мужчин о деталях происшедшего с ними или рассказать о своих впечатлениях нередко кончается конфликтом.

Рассказ о невзгодах, неприятностях для женщин является, прежде всего, попыткой получить сочувствие, «поглаживание», как выражается Э. Берн. Именно такая реакция для них является свидетельством эмоциональной близости и сопереживания. Часто они не ожидают конкретных действий в ответ на свои жалобы. Мужчины же чувствуют себя обязанными среагировать «делом» на высказанные проблемы. Они склонны давать советы или предлагать решение, помощь - вместо того чтобы сочувственно выслушивать «переживания». Их очень сердит, если данные ими рекомендации не реализуются, а те же самые жалобы повторяются вновь. Для женщин же повторение одних и тех же сетований - способ «выговориться» и облегчить тем свое состояние, им нужно получить в ответ подтверждение эмоционального неравнодушия к ним. Однако мужчины переносят подобные коллизии с большим трудом.

Нередко, слыша о каких-либо неприятностях собеседника, мужчина не задает вопросов и меняет тему из деликатности, уважения к независимости другого. Но если собеседник - женщина, то она, как правило, воспринимает это как отсутствие интереса к ее проблемам, а, следовательно, и к ней самой.

Если же ситуация такова, что мужчина не имеет возможности чем-то реально помочь, его может очень раздражать, что его заставляют почувствовать собственную беспомощность и несостоятельность, хотя женщина ни о чем подобном и не думала. У женщины же его раздражение может вызвать мысль, что «бог забыл вложить в него душу».

В свою очередь, мужчина может воспринимать выражение сочувствия в свой адрес и желание помочь ему как намек на его слабость и попытку доминировать над ним. Как сказал К. Витакер, «вы не можете сочувствовать тому, кем восхищаетесь». Мужчины предпочитают восхищение сочувствию.

Если женщина слышит о каких-то неприятностях партнера, то часто старается присоединиться и показать, что у нее случались похожие беды, поэтому она это понимает и сопереживает ему. Это нередко воспринимается мужчиной как его принижение.

Если женщину куда-то приглашают, и она отвечает, что ей надо посоветоваться с мужем, то тем самым она с удовлетворением дает понять, что между ею и мужем существует близость и желание учитывать интересы друг друга. Подобный же ответ мужчины зачастую трактуется как свидетельство его зависимости, положения « подкаблучника ».

Таковы некоторые возможные истоки конфликтного взаимодействия мужчин и женщин. Несомненно, это лишь общие закономерности, и индивидуальные различия могут их перекрывать.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993).

Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby & Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spens et al., 1974).

Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико.

Метаанализ - это статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, имеющая целью прийти к общей оценке величины различий между группами; другими словами, это анализ результатов других анализов (детальное описание и дискуссии с участием специалистов по математической статистике можно найти: Glass et al., 1981; Hyde & Linn, 1986; Rosenthal, 1991.)

Эмпатия и гендерные различия

Несмотря на неочевидность всех доказательств существования гендерных различий в эмпатии, проведенный Холл (Hall, 1984) анализ 125 исследований гендерных различий в чувствительности к невербальным сигналам показал:
— женщинам в целом свойственна лучшая способность к чтению эмоций окружающих, нежели мужчинам.

Если женщины лучше «расшифровывают», то логично было бы ожидать, что их уровень эмпатии выше (Eysenberg et al., 1989).

Однако не будем забывать, что в большинстве исследований не было обнаружено гендерных различий в эмпатии, а если таковые и проявлялись, то были очень слабыми.

Эмоциональность и гендерные различия

Айзенберг и соавторы (Eisenberg et al., 1989) обнаружили по мимическому показателю и в самоотчете испытуемых достаточно скромные межполовые отличия, говорящие в пользу большей отзывчивости женщин.
Один из самых интересных выводов: гендерные различия с возрастом увеличивались.

У детей дошкольного возраста обнаруживалось очень мало гендерных отличий, но уже ко второму классу они начинали проявляться все более открыто.

В других исследованиях, в которых участвовали как подростки (Stapley & Haviland, 1989), так и учащиеся колледжа (Snell, 1989), и взрослые (Saurer & Eisler, 1990), выяснилось, что женщины более эмоционально экспрессивны, чем мужчины.

Эти исследования, в особенности те из них, которые локализуют важнейшие поворотные моменты детства, говорят о том, что в процессе социализации мы учимся выражать или подавлять эмоции социально приемлемыми способами.

В нашем обществе существуют различные ожидания и нормы относительно эмоциональной экспрессии для мужчин и женщин. Эти различные ожидания передаются нам в течение всей жизни.

Исследование (Brody, 1985; Eisenberg et al., 1989) действительно показывает, что половые различия в эмоциональности в целом более заметны у подростков и взрослых, чем у детей. Чтобы их создать, требуется время.
Это дает основание говорить (Ш. Берн, 2001), что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения (эмо/ лицевая экспрессия).

Гнев (злость) у мужчин и женщин

Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Печаль у мужчин и женщин

Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков..

Проявление страхов у мужчин и женщин

По данным А. И. Захарова (1995), количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. У взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин - смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Проявление радости у мужчин и женщин

Склонность к радости, по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная память у мужчин и женщин

Ю. Л. Ханин (1978) получил данные, которые можно интерпретировать в пользу вывода о лучшей эмоциональной памяти у женщин, чем у мужчин.
Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены и худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией, и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.
Вина и совестливость. Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины. (Л. В. Куликов, 1997; В. С. Савина, 2001).

Различия по тревожности (эмоциональной стабильности) у мужчин и женщин

Факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях (см. например, работы Л. П. Баданиной, 1996; В. Д. Кузаковой, 1975; А. И. Винокурова, 1996). Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины, способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973).

Проблемная озабоченность (беспокойство) у мужчин и женщин

Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности.

С. Арчер (S. Archer, 1985) установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. Семьдесят пять процентов юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

По данным А. Г. Грецова (2000), проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков (табл. 4.3).

Завистливость у мужчин и женщин

По данным Н. Е. Серебряковой (2001), применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

Ревность у мужчин и женщин

Мужчины больше всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-либо еще. Женщины испытывают наибольшую ревность, когда их партнер эмоционально привязывается к другой. Психологи считают, что эти различия отражают обеспокоенность мужчин по поводу достоверности их отцовства и потребность женщин в заботе со стороны партнера (Buss, 1994). Однако вряд ли дело только в этом.

Обидчивость у мужчин и женщин

В отношении обидчивости существенных половых различий, по данным П. А. Ковалева, не выявлено.

Способности мужчин и женщин

Внимание у мужчин и женщин

М. С. Егорова и Н. Ф. Шляхта (1987)
при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность работы.

В возрасте от 22 до 33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости внимания не обнаружено.

В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины (D. Andrew, D. Paterson, 1946)

Сенсорно-перцептивные способности

Восприятие у мужчин и женщин

Заметные различия между субъектами мужского и женского пола имеются в отношении восприятия времени и пространства. Так, по данным Г. С. Шляхтина (1997), женщины в большей степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее.

Своеобразно и отношение мужчин к своему дню рождения. Для них он является точкой отсчета, временем подведения итогов и постановки новых задач на будущее. Если к этому моменту счет оказывается не в пользу мужчины, наступает глубокий стресс, провоцирующий болезни, исход которых может быть самым печальным. Неслучайно исследования, выполненные на основании более 3 миллионов свидетельств о людях, умерших естественной смертью, показали, что большинство мужчин умирает в течение последней недели перед днем рождения.

Как отмечает С. Вительсон (S. Witelson, 1976), исследователи, как правило, единодушны в том, что задачи на пространственное и временное ориентирование с большим успехом и с меньшим напряжением умственных сил выполняются лицами мужского пола.

Наблюдательность у мужчин и женщин

Как показано в книге «Вопросы практической психодиагностики…» (1984), наблюдательность выше у лиц мужского пола, *и не случайно, очевидно, криминалисты указывают, что ошибочные свидетельские показания чаще бывают у лиц женского пола: мужчины точнее передают явления окружающего мира, показания же женщин нередко не соответствуют действительности.

Интеллект у мужчин и женщин

Теория X. Эллиса (H. Ellis, 1904), согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.

Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин, и они лучше сохраняют его в старости.

Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, 1984; D. Waber, 1976), поэтому в возрасте 5-10 лет они опережают по интеллектуальным способностям мальчиков. Затем лица мужского пола не только догоняют по уровню интеллектуального развития лиц женского пола, но и превосходят их (табл. 5.2, приводится по Е. И. Степановой, 2000).
М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс (1977) выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития.

В. П. Багрунов (1984) отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины, утверждает этот автор.

Пространственные способности у мужчин и женщин

Выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, тоже лучше осуществляют мальчики (A. Macmeeken, 1939).

Однако, в действительности, не только мужчины могут не понимать женщин, но и женщины могут не понимать мужчин, так как за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной

Креативность у мужчин и женщин

М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям).
Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.

Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).

Критичность мышления у мужчин и женщин

Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины более критичны, чем женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя данные американских авторов, делает вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин - позже (после 40 лет), но зато происходит более резко.

Память у мужчин и женщин

Объемное поло-возрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами (1987). Изучалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 лет запоминание цифр было лучшим у девочек (рис. 5.6). В возрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет. /запоминание зависит от мотивации и интересов/ направленности/.

По данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны.

По данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста.

Вербальные способности у мужчин и женщин

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста (D. McCarthy, 1954; L. Terman, L. Tyler, 1954).

Более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила Е. М. Данилович (1982).

Та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Например, Е. И. Степанова приводит данные о различиях между мужчинами и женщинами в быстроте и точности ассоциативных реакций на слова. В возрасте 18-19 лет быстрее и точнее реагировали мужчины.
Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков.

Художественные и музыкальные способности у мужчин и женщин

Девочки дошкольного возраста рисуют, как правило, более детально, чем мальчики того же возраста (A. Gesell et al., 1940).

Существенных половых различий в слуховом различении и музыкальной памяти найдено не было (P. Farnsworth, 1931).

Итак, подведем некоторые итоги. Женщины превосходят мужчин в быстроте восприятия, в счете и беглости речи. Мужчины имеют некоторое преимущество в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и математических рассуждениях (J. Levy, R. C. Gur, 1980; M. Mac Gee, 1979; J. Mac Glone, 1980).

Агрессия у мужчин и женщин

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.

В своем обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия - это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях.

Все три метаанализа психологической литературы, проведенные в 80-х гг. (Eagly & Steffen, 1986; Hyde, 1984 b; Hyde, 1986), также содержали вывод о существовании гендерных различий в агрессивном поведении.
Вместе с тем Игли и Штеффен (Eagly & Steffen, 1986) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики.

В работе Хайда (Hyde, 1984 b) содержащей большое количество исследований, проведенных на детских выборках: только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером (т.е. от 95 до 98% происходит из других источников).

Отчасти наше искаженное восприятие гендерных различий в агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц - именно мужчины. Однако, как совершенно справедливо отмечено у Бербэнк (Burbank, 1994), подобные действия совершает очень малая часть мужчин. Принимая во внимание эти крайние варианты, поведение большинства мужчин сходно с поведением большинства женщин. Другая причина, которая заставляет нас считать мужчин более агрессивными,- это устоявшаяся в нашей культуре вера в то, что такими их делает более высокий уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи «тестостерон- агрессия» (Bjorkvist, 1994).

В статье Игли (Eagly, 1978) говорится, что среди 22 работ по этой теме, проведенных и опубликованных до 1970 г., 32% указывают на большую степень подверженности влиянию у женщин, тогда как из 40 исследований, обнародованных после 1970 г., лишь 8% обнаружили те же самые различия.
Она заметила, что социально-психологическое влияние биологического пола, по всей видимости, зависит от контекста культуры.

Игли также заключила, что, исходя из того, что нам свойственно подчиняться мнению других тогда, когда мы не уверены в своей позиции или способностях, наибольшие половые различия будут обнаруживаться в исследованиях, использующих темы, в которых представители одного гендера ориентируются лучше.

Например, целый ряд ранних исследований гендерных различий оперировал знаниями из военной области и политики (Eagly, 1978). Систранк и Макдэвид (Sistrunk & McDavid, 1971) а также Голдберг (Goldberg, 1974, 1975) обнаружили следующую закономерность: когда затрагивались женские темы, мужчины были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот.

Мопен и Фишер (Maupin & Fischer, 1989) тоже пришли к выводу, что на получаемые гендерные различия в подверженности влиянию оказывают воздействие следующие факторы: связано ли задание каким-либо образом с гендером и обладают ли мужчины (или женщины) явным превосходством в данной области.

Общепризнанные, научнообоснованные психологические различия между представителями двух полов:

Различие в когнитивной сфере мужчин и женщин

факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях.

У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные и математические. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие – в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Что касается различий в математических способностях, то результаты не однозначны.

Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

Социальное поведение мужчин и женщин

мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность.

Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость.

Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

Отношение к окружающему миру мужчин и женщин

Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль.

Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Социальные роли мужчин и женщин

Для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5%. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны (именно об этом пойдет речь в данной главе).

Половой диморфизм

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
По данным А. М. Сухаревой (1972), увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (за счет того, что девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста, а в возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет)

Подвижность нервных процессов у мужчин и женщин

По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин.

Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек, так же как и после него. В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков. Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения. По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах

Лабильность у мужчин и женщин

По данным Е. В. Воронина (1984), существенных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна соответственно 39,2 и 38,9 единицы, а на звук - 75,9 и 74,5 единицы.

Однако Н. М. Пейсахов и А. О. Прохоров (1975) нашли статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

Различие в темпераментах мужчин и женщин

И. М. Владимирова (2001), используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, установила, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего (SJ) и вчетверо - интуитивного мыслительного (NT) типа, в группе женщин - вдвое больше лиц интуитивного эмоционального (NF) типа. Девушки оказались более экстравертированными (E), эмоциональными (F), с более развитой интуицией (N), и более спонтанными (P), чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью (T) и планомерностью (J).

По данным Н. Герасимовой (1998), общительность женщин 20-25 лет значительно выше таковой у мужчин того же возраста.

Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами, художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»). Однако в гимназии, где в первом классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная: более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.

Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления. Правое же полушарие у мужчин более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении. Другими словами, заключают авторы, специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.

На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических .

Гендер (gender)

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол .

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине – баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А. Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В. М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин – показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа .

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении :


По сравнению с женщиной мужчина По сравнению с мужчиной женщина
1. Рационален 1. Чувствительная
2.тверд 2. Гибкая
3. Решителен, склонен к риску 3. Эмоциональная
4. Уверен в себе 4. Отзывчивая
5. Сдержан 5. Тревожная
6. Агрессивен 6. Осторожная
7. Предприимчив 7. Сострадательна
8. Активен 8. Исполнительна
9. Индивидуалист 9. Старательна
10. Замкнут 10. Коллективистка
11. Молчалив 11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины – легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности .

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения – контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны .

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений .

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств .

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы .

У мужчин У женщин
1. Логика 1. Интуиция
2. Обобщение 2. Анализ
3. Восприятие в целом 3. Внимание к детям
4. Склонность к абстракциям 4. Конкретика
5. Романтизм 5. Практицизм
6. Ориентация в пространстве и времени 6. Ловкость и чуткость рук
7. Техническая направленность 7.гуманитарная направленность
8. Мотив достижения успеха 8. Мотив отношения с окружающими
9. Стремление к лидерству 9. Умение подчиняться
10. Склонность к новаторству 10. Следовать правилам
11. Желание быть первым у женщин 11. Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В. М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам – пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения .

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.



error: Контент защищен !!