Littleone: Ребенок всего боится (2,5 года). Что делать если ребёнок боится сверстников Ребенок 1.5 года чего боится

Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.

Возможные причины

Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.

Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.

Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.

Нормы для детей в 2 года

Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.

Моторика и физическое развитие:

  • ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
  • перешагивает через препятствия;
  • бегает;
  • встает на подставку;
  • ловит и бросает мяч;
  • играет в детские подвижные игры;
  • рисует линии и круги/овалы;
  • способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
  • управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
  • пинает мяч.

Общение и слова:

  • изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
  • может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
  • играет в прятки,
  • копирует взрослых,
  • просит помощи,
  • понимает некоторые бытовые понятия,
  • показывает сколько лет, называет имя.

Гигиена и быт:

  • самостоятельно кушает и пьёт,
  • сам чистит зубы,
  • ходит на горшок,
  • снимает и надевает трусы,
  • способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.

Этот небольшой перечень относится к стандартам Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.

Зачем детям быть социальными?

Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая "Сорока-белобока", "Ладушки", "Гуси-гуси" и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.

Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.

Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе - отличное место для общения малышей.

Узкий круг общения

На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.

Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.

Действия родителей

  • Расширьте не только свой, но и ребенка.
  • Меняйте обстановку.
  • Дружите семьями - чем больше людей, тем лучше.
  • Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
  • Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
  • Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.

Ежовые рукавицы

У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.

Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.

С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.

Ранний аутизм

Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.

Признаки раннего аутизма

  1. Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
  2. Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
  3. Не смотрит в глаза.
  4. Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
  5. Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.

Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания - половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.

Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.

Общение в кругу детей

Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где "моё", а где "чужое". Агрессия - это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.

Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.

Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: "А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?" - или: "Сначала спроси у Кати, потом бери." Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.

Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.

Вопрос:
Здравствуйте, Евгения. Подскажите, пожалуйста, что делать мне в такой ситуации. Моей дочке 1,5 года и весной она идёт в ясли, другого выхода у меня нет, но проблема в том, что она никак не хочет общаться с детьми. Это началось после того, как одна девочка, её ровесница, сильно стукнула её по лицу и после этого все контакты с детьми прекратились вообще. На улице или в гостях она плачет как только к ней подходит другой ребёнок. Но в яслях ведь придётся с ними как-то ладить. Очень переживаю по этому поводу и как ребёнка подготовить к этому не знаю.

Ответ:
Здравствуйте, Елена. До весны еще далеко. Постарайтесь какое-то время (допустим, месяц) избегать общения с детьми, нужно, чтобы ребенок забыл о той неприятности. Параллельно, ставьте добрые мультики (много советских мультфильмов такого плана есть), в которых детки дружно вместе играют, гуляют и т.д. Рассказывайте ей о том, что это весело и хорошо и т.п. Можно потом начать ходить в гости или приглашать в гости более старших деток, или наоборот младших, чтобы она начала чувствовать себя в безопастности. Ну а потом постепенно постепенно уже наладится. А так... готовьте ребенка к тому, что не со всеми детками можно играть, что есть детки, которые могут обидеть - это разговор уже ближе к весне, да и она уже постарше будет. Желательно, чтобы вы несколько раз сходили с дочкой в группу, в которую Вы ее отдавать собрались, чтобы ребенок привык к воспитателю, познакомился с детьми. Возможно даже узнать у воспитателя время прогулки плановой и просто приходить к ним в садик гулять. Узнайте в садике как будет лучше. В любом случае не рассчитывайте на легкую адаптацию ребенка к садику - это редкость. В основном все детки переживают разлуку с мамой, некоторые неделю, а некоторые и месяцы. Здесь, конечно, многое зависит от воспитателя, от атмосферы в группе и т.д. Удачи Вам.

Иногда родители могут замечать, что ребенок боится других детей. Конечно же, в идеале малыш должен легко общаться со сверстниками, а не сторониться их. Взаимодействуя с другими детьми, кроха быстрее находит свое место в обществе.

Определите ситуацию

Мировосприятие ребенка и взрослого сильно отличается, поэтому когда кроха избегает общения, на то есть свои причины. Если рассмотреть ситуацию детского сада, школы или другого коллектива, то иногда это может быть первый негативный опыт, который влияет на формирование поведения малыша. Дома родители окружают свое чадо любовью и заботой, и такого же отношения он ждет и от других.

Если ребенок боится других детей, то, возможно, его где-то обидели, и он теперь не знает, как построить общение. Со стороны родителей необходимо принять меры, чтобы исправить ситуацию.

Что должно насторожить:

  • когда малыш чувствует себя в безопасности только на пустой детской площадке;
  • кроха играет отдельно от других сверстников, хотя они находятся рядом;
  • чадо только наблюдает за детьми и убегает при приближении любого ребенка.

Если ваш малыш стал бояться своих сверстников, то при желании родители сами могу решить данную проблему, без участия психолога.


Мамина опека

Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.

Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.

Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.

Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.


Закладываем правильную модель поведения

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдет в любой коллектив. Вам необходимо помочь ребенку развить общительность и заложить необходимую модель поведения.

Адаптация среди детей прекрасно проходит на развивающих занятиях, в игровых центрах, на прогулочных площадках. Ходите с крохой в гости к вашим знакомым, у которых также есть дети. Приглашайте к себе домой сверстников вашего малыша. Научите ребенка быть гостеприимным и уважать порядок у других.

Помогите малышу познакомиться с другими детками, покажите, что не стоит их бояться. Если возникла спорная ситуация на игровой площадке, малыш должен почувствовать поддержку с вашей стороны, что придаст ему уверенности и храбрости.

Иногда конфликт возникает из-за того, что ребенок не стал делиться игрушками. Вы должны уважать его чувство собственности и не заставлять. Другому малышу лояльно объясните, что это ваши вещи, допустим лишь обмен, если на это согласится хозяин.

Если ваше чадо обидели, станьте на его защиту, сделав замечание обидчику. Кроха должен понимать, что в сложных ситуациях ему нечего бояться, за него обязательно заступятся близкие.


Страх или застенчивость?

Для начала необходимо выяснить, почему малыш стал сторониться сверстников. Это не обязательно должен быть страх, возможно, это связано с его типом темперамента. Ребенок может быть стеснительным и предпочитать не шумную компанию, а дружбу лишь с одним малышом. Активность и напористость могут не быть присущими вашему чаду.

Проанализируйте свое поведение и честно ответьте на вопросы:

  • чувствует ли малыш себя дома личностью;
  • показывает ли он индивидуальность или выполняет четкие рекомендации родителей;
  • может ли малыш настаивать на своем мнении или все решают взрослые;
  • во время прогулок и общения с другими малыш отвечает сам или за него это делают родители;
  • позволяете ли вы отпрыску самостоятельно играть на площадке или держите его постоянно за руку и рядом, ограждая от всех неприятностей.

Если проанализировав ситуацию, вы поняли, что это не застенчивость, а страх, и кроха действительно боится детей, тогда нужно приступать к активной помощи. Присмотритесь к малышу – как он реагирует на различные ситуации? Помогут вам сказки, картинки, книги и обсуждение разных моментов, где вы все-таки выясните причину страха. Малыш что-то услышит или увидит и обязательно покажет свой дискомфорт.


Развиваем общительность

Если ребенок стал бояться других деток, то исправить ситуацию можно только огромной любовью и пониманием его внутреннего состояния.

Если речь идет о застенчивости, то малышу необходимо повышать самооценку. Как это сделать? Хвалите дитя, старайтесь дать ему больше свободы в принятии самостоятельного решения. Убедите его, что с ним играть интересно и увлекательно. Если вы слишком жестки с малышом, то признайте это и постарайтесь поменять свое поведение. Если ребенок сделал что-то плохое, мягко объясните ему, почему это нельзя делать.

Если причиной отчужденности является унижение и агрессия со стороны сверстников, поработайте со сказками. На примере фантастических персонажей развивайте в карапузе стойкость в тех или иных ситуациях. Придумывайте истории, когда дети совершили плохие поступки, но осознали содеянное и исправились. Объясните, что у хороших и добрых деток много друзей, и если случаются неприятности, они всегда прощают друг другу.

Если вы чувствуете, что не можете справиться со сложившийся ситуацией и страх крохи перед другими ребятами стал слишком велик, тогда обратитесь к детскому психологу.

Есть вещи, которые в борьбе с неконтактностью малыша строго запрещены.

  • Не делайте акцент на существующей проблеме.
  • Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  • Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребенка.
  • Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  • Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  • Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Как правило, родители – это пример общения с окружающими. На это стоит обратить внимание, например, посмотреть на себя со стороны.

Случаи, когда кроха избегает других детей, вовсе не редкость. Причина этого явления, в основном, кроется в том, что родители вовремя не научили малыша взаимодействовать со сверстниками, не показали, как выходить из конфликтов. Поэтому начинайте обучать свое чадо коммуницировать как можно раньше, чтобы он стал общительным и веселым в детской компании.

Так как жизненный опыт вашего ребенка пока еще очень мал, многие явления, предметы и существа его пугают.
Чтобы помочь малышу расправиться со страхами, вам нужно признать, что страх реален. Так же, как и страхи у взрослых, детские зачастую иррациональны, но это не делает их менее «настоящими». И если одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в младшем возрасте является игнорирование этого поведения, то в случае со страхами этот метод малоэффективен. Это может вызвать обратный эффект - усиление страха или появление нового. Например, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться других бытовых приборов - чайников, кофеварки и т. д.

Не пытайтесь вышибить клин клином, заставляя малыша встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ, заглянуть под кроватку и в темные углы, а кроху, которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, что «ничего страшного не произошло».
Подбадривающие фразы типа «не веди себя, как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» - также не лучшее средство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко, постепенно помогите ему понять природу того, чего он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:

Признание. Спокойно и уверенно скажите ребенку, что вы видите и понимаете, чего и кого он боится.

Разъяснение - детям начиная с двухлетнего возраста часто бывает достаточно простого объяснения.
Например, если ребенок боится звука закипающего чайника, можно объяснить, что водичка, которую он пьет, льется из крана, но, чтобы она была более вкусной и полезной или горячей, ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В нем вода нагревается. Когда она нагревается, то шумит. Это хороший шум, это значит, что вода становится вкусной и полезной. Следующим шагом будет косвенная демонстрация.

Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку.
Опыт включения-выключения пугающего бытового прибора, фонарика и ночника, которые ребенок может сам включать и выключать, сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим. Просите вашего кроху рассказать о его страхах и внимательно, с пониманием выслушайте его, не смейтесь над страхами, не бойтесь пошутить там, где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.

Расскажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Вспомните о том, чего вы боялись, когда были маленькими, и как преодолели свой страх. Будьте, однако, осторожны в своем рассказе, чтобы не дать ребенку новый объект ужаса.

Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха.
Не критикуйте малыша за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителей - наилучшее поощрение для маленького человечка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения.

Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.

Не переусердствуйте. Иначе сверхохраняемый ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться, и станет еще более испуганным и слишком зависимым от родителей.

По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультфильмы, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если кроха все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было и что вы только наблюдали, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом.
Это лучше, чем постараться быстро отвлечь и развлечь малыша.

Убедитесь, что не вы стали первопричиной для появления страха. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть», действия, когда ребенка запирают в темной комнате в качестве наказания, или угрозы типа «мы уйдем и оставим тебя с этой тетей» могут стать источником страха.

Отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугает маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка - он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т. д., - обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.



error: Контент защищен !!