Лицевые петли. Вязание спицами — ликбез для начинающих Двойная лицевая петля спицами как вязать

Давайте разберём саму основу вязания, а именно поговорим о петлях. И начнём с лицевых петель. Каждая петля состоит из четырёх частей: передняя стенка, дуга, задняя стенка, протяжка. Расстояние между петлями образует петельный шаг. Такое строение петли позволяет её провязывать двумя способами: за переднюю стенку или за заднюю стенку. Рассмотрим оба эти способа подробнее. Различие этих способов состоит только в том, как вводить спицу для захвата рабочей нити: справа налево или слева направо.


Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку.

Этот способ вывязывания лицевой петли считается классическим. Именно его чаще всего имеют в виду в литературе по вязанию. Как правило, если нужно использовать другой способ для вывязывания петли, то это специально оговаривается. Если оговорок в описании вязания нет, то применяют этот способ: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку.

2. Исходное положение:

3. Перед тем как связать первую петлю, снимаем не провязывая крайнюю петлю - кромочную.

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю слева направо. Далее захватываем рабочую нить с указательного пальца левой руки и протягиваем её в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом мы провязали лицевую петлю за переднюю стенку.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязанное полотно из лицевых петель. Такая вязка получила название платочной вязки из лицевых петель, связанных за передние стенки.

Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.

Теперь рассмотрим другой способ провязывания лицевой петли – провязывание за заднюю стенку. Этот способ получил название бабушкиной лицевой петлёй. Хотя в литературе его ещё называют прямой петлёй; петлёй провязанной за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить; и т.п. Все эти названия условны и которое из них наиболее удачно сказать сложно – кому какое название больше нравиться.

Когда используется данный способ провязывания петли, то это специально оговаривается. Если оговорок нет, то используют первый способ.

Провязывание петель бабушкиным способом образует более плотное полотно, нежели при вязке петель первым способом.

1. Наберите на спицы петли начального ряда любым понравившимся Вам способом.

2. Исходное положение:

Возьмите спицу с набранными петлями в левую руку (левая спица), в другую руку возьмите пустую спицу – она будет рабочей или правой спицей. Нить, идущую от клубка, располагаем на указательном пальце левой руки и зажимаем между указательным и средним пальцами, далее она проходит между безымянным и мизинцем.

3. Перед тем как связать первую петлю, снимаем, не провязывая крайнюю петлю - кромочную.

Крайняя петля снимается следующим образом: в крайнюю петлю вводим рабочую спицу справа налево и переводим на неё петлю. Нить при этом остаётся лежать на указательном пальце левой руки. Крайнюю петлю всегда снимают не провязывая, если не оговаривается иное. (Более подробно о способах провязывания кромочных петель вы можете прочитать ).

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю справа налево, располагая рабочую спицу за левой спицей. Далее захватываем рабочую нить с указательного пальца левой руки и протягиваем её в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом мы провязали лицевую петлю за заднюю стенку.

5. Проделайте пункт 4 со всеми оставшимися петлями начального ряда. Таким образом у Вас образовался первый ряд. Левая спица у Вас освободилась и теперь она станет рабочей правой спицей.

6. Теперь приступаем к провязыванию второго ряда. Для этого возьмите рабочую спицу в правую руку, а спицу с работой возьмите в левую руку и поверните противоположной стороной к себе.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязанное полотно из лицевых бабушкиных петель. Такая вязка получила название

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20-30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) - образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.5

Рисунок 2.2

Рисунок 2.6

Рисунок 2.3

Рисунок 2.7

Рисунок 2.4

Рисунок 2.8

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши .

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами .

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску . Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

1-й ряд и все последующие - лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.

Инструкция

Наберите начальный ряд. Количество петель зависит от ширины предполагаемого . Отмотайте от клубка нитку соответствующей длины – обычно это две ширины детали. Возьмите нить в левую руку, пропустите ее между средним и указательным пальцами и обведите большого. Тремя остальными пальцами вы будете ее придерживать вместе с нитью, идущей от клубка.

Набирайте петли двумя , сложенными вместе. Подведите спицу в петлю на большом пальце, захватите нить и протащите ее через петлю. Снимите нитку с большого , а получившуюся на спицах петлю слегка подтяните. Таким же образом сделайте следующую петлю, слегка придерживая первую – и остальные. После того, как нужное количество петель будет набрано, одну спицу вытащите.

Спицу с начальным рядом оставьте в левой руке, а свободную возьмите в правую. Указательным пальцем левой руки слегка придерживайте нить от клубка. Самая первая петля называется кромочной – обычно ее снимают непровязанной (за исключением изделий, где требуется особенно незаметное скрепление деталей). Первую петлю снимайте, не провязывая, в каждом ряду.

Теперь конец правой спицы проденьте в следующую петлю, захватите нить, перекинутую через указательный палец, и протяните ее в петлю. Спицу продевайте от себя, справа налево, сквозь петлю. Теперь снимите провязанную петлю перекиньте на правую спицу. Таким же образом вяжите все остальные петли, до последней.

Когда провяжете последнюю петлю, поверните работу и начинайте новый ряд. Не забудьте снять непровязанной первую петлю! Связав несколько рядов, вы увидите, что рисунок с обеих сторон получился одинаковым.

Видео по теме

Полезный совет

Лицевые петли бывают двух видов - за переднюю или за заднюю стенку вывязываются в зависимости от того, с какой стороны от петли вы вводите в нее спицу. Если слева – лицевая за переднюю стенку, если слева – за заднюю, их еще называют обратными лицевыми или бабушкиными. Необходимо освоить оба способа, поскольку это требуется для выполнения некоторых сложных узоров.

Потренируйтесь немного перед тем, как начать вязать изделие, ведь именно от качества выполнения лицевых петель будет зависеть его внешний вид. Наберите произвольное количество петель, лучше нечетное. Свяжите несколько рядов одними лицевыми петлями за переднюю стенку, чтобы получился прямоугольник. Закройте петли. Получился образец, по которому можно рассчитать количество петель, необходимое для вязания изделия из ниток такой же толщины. Попробуйте связать точно такой же прямоугольничек одними лицевыми петлями за заднюю стенку, а потом – выполните такой же образец из нитей разных цветов. .

Инструкция

Нанижите первую петлю ряда на правую (рабочую) спицу. При этом дужка обязательно должна сниматься как при лицевом вязании, а рабочая нитка – располагаться за работой.

Обратите внимание: если вам необходимо снять непровязанную петлю, будто лицевую, то спица должна всегда входить в ее стенку движением слева направо. Когда же в руководстве по вязанию требуется «снять на правую спицу петлю лицевой скрещенной», то спица должна двигаться справа налево.

Провяжите последующую пару петель совместно лицевой. Полученную петлю необходимо протянуть через предварительно снятую нитяную дужку.

Теперь попробуйте выполнить двойную протяжку другим способом. Для этого снимите с левой спицы сразу две петли рабочего ряда, как лицевые. Нитка должна быть протянута позади них.

Сначала провяжите одну петлю лицевой, а потом наденьте на нее снятую пару петель с правой спицы.

Потренируйтесь в убавлении петель таким образом, чтобы средняя нитяная дужка оказывалась всегда наверху и ложилась прямо по центру между двумя соседними петлями. Для этого первые петли текущего ряда необходимо также надеть на спицу, как при лицевом вязании.

Наденьте первую снятую петлю обратно на левую (нерабочую) спицу; затем верните на нее вторую снятую петлю. Теперь можно совместно провязать лицевой все три петельки.

Обратите внимание

При выполнении узоров с использованием наклонных петель всегда внимательно следите за тем, куда в итоге должна лечь верхняя нитяная дужка – влево, вправо, или же в середину. Если вы допустите хотя бы одну ошибку, то замысловатый рельеф или ажур придется распускать и переделывать работу.

Полезный совет

Не путайте двойную протяжку (протягивание, перекид петли) с точно так же называемой протянутой нитью между двумя соседними петлями. Иногда для расширения вязаного полотна протяжка – «мостик» между петлями - провязывается, словно обычная петля.

Вязальная машина может оказать существенную помощь мастерице в создании ровных и аккуратных трикотажных полотен и провязывании разнообразных предметов одежды и аксессуаров. С помощью вязальной машины вы сможете не только провязывать равномерное полотно, но и дополнять его различными декоративными элементами – например, протяжками, которые являются частым элементом в вязаных узорах. Подъем протяжки – простое действие, которое сможет выполнить даже начинающая вязальщица.

Инструкция

Провяжите узор с раппортом на четыре петли. Отделочную нить прокладывайте на каждую первую иглу, а затем подводите под три следующих иглы. Таким образом, вы сделали протяжку на три петли. Либо в следующем ряду, либо через ряд кулирной глади, подденьте деккером каждую протяжку и навесьте их на среднюю иглу, прежде чем прокладывать нитку.

Затем проложите отделочную нитку по узору в шахматном порядке, чтобы получилась мелкая сетка. Чтобы получить крупную сетку, проложите нитку через два-три ряда кулирной глади.

Чтобы узор на изделии был аккуратным и ровным, провяжите предварительно образец с выбранным количеством протяжек, определив, через сколько рядов нужно прокладывать нить для наибольшей аккуратности узора.

Также вы можете повторять прокладку отделочной нити несколько рядов подряд на одни и те же иглы, не поднимая протяжки. После этого наденьте первую протяжку на среднюю иглу и провяжите ряд кулирной глади, а затем наденьте вторую протяжку и снова провяжите ряд кулирной глади.

Повторяйте эти действия, пока не поднимете все протяжки. После этого провяжите два ряда кулирной глади и на среднюю иглу наденьте первую протяжку. Проложите отделочную нить по второй строчке, рабочей нитью свяжите один ряд, а затем поднимите вторую протяжку, проложите нить и провяжите.

Интересный декоративный эффект получится, если вы будете поднимать протяжку, надевая ее не на среднюю иглу, а смещая в сторону.

Видео по теме

В большинстве вязаных изделий нельзя обойтись без убавления и прибавления петель – с помощью обоих действий изделию можно придать любую форму, провязать разнообразные узоры и украсить ими вещь, связать прямоугольное, треугольное или овальное полотно. Если вы учитесь вязать, вам стоит изучить несколько разных способов прибавок и убавок петель, которые используются в разных техниках вязания.

Инструкция

Прибавляйте петли только по лицевой стороне вязаного изделия. Если нужно сделать незаметные прибавки, вывязывайте петли из протяжки – так прибавки будут располагаться внутри полотна. Наберите десять петель и свяжите ряд изнаночными петлями, а затем в первом ряду свяжите кромочную петлю, а затем две лицевые петли.

мы научились набирать петли для вязания, а теперь приступим уже непосредственно к вязанию полотна.

Для начала Вы должны знать, что при вязании спицами используется 2 основных вида петель – это ЛИЦЕВЫЕ и ИЗНАНОЧНЫЕ петли. Они могут провязываться также двумя способами: за верхние или за нижние дольки (по-другому говорят: передние или задние стенки), и могут в зависимости от способа вязания быть как обычными, так и скрещёнными. Всё это мы позже рассмотрим более подробно. А на этом уроке конкретно приступим к вязанию обычных лицевых петель за верхние дольки.

  • Шаг 1. Начнём вязать первый ряд. В левой руке держим спицу с набранными петлями. При этом поворачиваем вязание так, что длинный и короткий концы нити находятся с правой стороны. Правой рукой вводим вторую спицу справа в первую петлю наборного ряда и снимаем эту петлю с левой спицы, при этом слегка нажимая указательным пальцем правой рукой на кончик левой спицы. Петля оказывается на правой спице.

ЗАПОМНИТЕ! Первую петлю КАЖДОГО ряда нужно просто снимать, не провязывая, для образования ровного вертикального края вязаного полотна.

  • Шаг 2. В данный момент петли на левой спице лежат таким образом, что лицевыми петлями их нужно провязывать за верхние дольки. Чтобы провязать лицевую петлю за верхние дольки нужно вводить правую спицу в петлю, лежащую на левой спице, с левой стороны (см. фото):

  • Шаг 3. Правой спицей, введённой в петлю, не вынимая её из петли, подхватываем снизу и справа рабочую нить (длинный конец от клубка), которая лежит на указательном пальце и зажимается средним, безымянным и маленьким пальцами левой руки. При этом указательным пальцем правой руки слегка придерживаем на правой спице первую снятую петлю. Протягиваем подхваченную нить внутрь петли, при этом на правой спице образовывается новая петля:

  • Шаг 4. Снимаем с левой спицы петлю, через которую протянули новую петлю, слегка нажимая указательным пальцем правой руки на кончик левой спицы:

  • Дальше вяжем, повторяя шаги 2-4:

Провязав таким образом все петли, лежащие на левой спице, поворачиваем вязание так, чтобы рабочая нить снова оказалась у правого края. Провязываем второй и последующий ряды аналогично первому.

Когда мы вяжем полотно только лицевыми петлями , то в процессе получаем наипростейший узор, который называется « Платочная вязка ».

Так выглядит платочная вязка.

Лирическое отступление: Платочная вязка хоть и является одним из самых простых узоров, но красиво получается только на качественной пряже, так как на нём слишком заметны все погрешности и неровности петель. Имейте это в виду при проектировании своих изделий.

  • Подведём итог: на этом уроке мы научились вязать лицевую петлю за верхние дольки (передние стенки), а также освоили платочную вязку. Практикуйтесь и «набивайте» руки.

И встретимся на следующем уроке, где будем «покорять» изнаночную петлю.



error: Контент защищен !!