Когда приучать есть ложкой самостоятельно. Учимся самостоятельно пользоваться вилкой. Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш рос здоровым и активным. В первые годы жизни ребенка важно особое внимание уделять организации его питания. Педиатры давно составили универсальные таблицы норм потребления калорий и питательных веществ для каждого возраста. А знаете ли вы, когда пора и как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

Каждому возрасту - своя ложка!

Как только вы задумались о приучении малыша к самостоятельному использованию столовых приборов, самое время приобрести правильные ложки. Аксессуары для кормления малышей продаются в детских магазинах и аптеках. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно быстро и просто? Начните с приобретения подходящей ложечки. Ее размер должен быть не больше чайной, а желательно даже чуть меньше. Для самых маленьких лучше всего подойдут силиконовые и пластиковые приборы. Особенно удобными считаются почти плоские ложечки с неглубоким черпалом. Интересная модель «на любителя» - загнутые столовые приборы, напоминающие своей формой половники. Такие ложки нравятся многим малышам старше года.

Оптимальный возраст для первых личных столовых приборов

Когда и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Впервые разрешить малышу взять столовые приборы в собственные ручки можно в возрасте около года. Родителям следует запастись терпением. Готовьтесь к тому, что во время первых «уроков» ребенок будет больше размазывать кашу по тарелке, чем пытаться поесть. Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой, интересуются многие родители. И лишь некоторые спрашивают: «Когда начинать интенсивное обучение?» То, насколько быстро малыш научится обращаться со столовыми приборами, зависит от уровня развития мелкой моторики. Многие специалисты считают, что к 2 годам ребенок должен хорошо владеть ложкой, а к 3 - есть исключительно самостоятельно. При наличии интереса малыша приучать его кушать без помощи мамы следует с 1-1,5 лет. Но как быть, если особого интереса к столовым приборам ребенок не проявляет?

Накормить всех!

Предложите малышу поиграть с кухонной утварью. Приобретите яркий и красивый набор игрушечной посуды и выберите резиновую игрушку, которую легко помыть. Обязательно положите «что-то вкусное» в тарелочку и покажите малышу, как кормить зверька или куклу правильно. Наблюдайте за игрой, не забывайте хвалить ребенка, когда он попадает ложкой в рот. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, если интереса к столовым приборам он не проявляет? Предложите малышу накормить маму или папу. Ребенок намного быстрей поймет, как обращаться с ложкой, если понаблюдает за этим процессом со стороны. В подобные игры следует играть регулярно. Вот увидите, совсем скоро малыш захочет есть сам по-настоящему.

Семейные традиции, способные помочь в изучении застольного этикета

Каждый родитель знает, что проще всего научить ребенка чему-то новому на собственном примере. Если в вашей семье все еще не принято собираться ежедневно за большим столом, постарайтесь ввести такую традицию. Возможно, при подобном подходе у вас вовсе не возникнет вопроса о том, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Наблюдая за трапезой взрослых, малыш с удовольствием будет повторять все увиденное. Если по каким-то причинам организовывать семейные обеды и ужины невозможно, кушать вместе с ребенком должна мама. Подстроиться под график малыша не всегда просто, но можно перекусить баночкой йогурта или небольшой тарелкой бульона. Садитесь напротив друг друга так, чтобы ребенку хорошо было видно, как вы едите. Многие родители предпочитают не брать малышей, не умеющих аккуратно есть самостоятельно, за праздничный стол или в кафе. И это большая ошибка, чем чаще ребенок будет наблюдать, как едят другие люди, тем быстрей он научится аккуратно кушать.

С чего начать обучение?

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, есть ли какие-то хитрости? Для начала просто дайте малышу ложку и покажите, как держать ее правильно. Пускай малыш «покопается» в своей тарелке, мама в это время может его медленно кормить. Предложите ребенку интересную игру - доносить ложку до рта по очереди. Один раз его кормит мама, затем он должен самостоятельно воспользоваться столовым прибором. Через несколько дней подобных занятий можно разрешить малышу есть самостоятельно, лишь изредка ему помогая. Как научить ребенка самостоятельно кушать в 1 год без лишних хлопот? Важно четко установить границы, где кончается игра. Никогда не позволяйте играть «настоящей» ложкой для еды. Старайтесь также объяснять, что игрушечная посуда предназначена только для игры. Если вы начали учить малыша есть самостоятельно, обязательно регулярно проводите «тренировки». Не соблюдая это простое правило, сложно приучить ребенка к новому режиму. Как только у малыша начнет получаться самостоятельно доносить еду до рта, желательно стараться помогать ему как можно меньше. Не позволяйте кормить ребенка бабушкам и дедушкам. В противном случае он станет воспринимать необходимость есть самостоятельно как игру, в которую можно играть по настроению.

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Комаровский советует

Доктор Комаровский - один из известных современных педиатров. Этот врач готов ответить на любые вопросы молодых мам, связанные с уходом за ребенком. Что говорит Комаровский о застольном этикете для малышей? Во-первых, родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален. Ориентируйтесь на возможности и интересы собственного малыша. Когда и как научить ребенка есть ложкой самостоятельно? Комаровский рекомендует понаблюдать за малышом. Если он проявляет интерес к столовым приборам в возрасте до года, ему уже можно дать в руки собственную первую ложку. Если же после празднования первого дня рождения ребенок не проявляет интереса к столовым приборам и держит их с большим трудом, следует отложить знакомство с застольным этикетом на более позднее время. Известный педиатр напоминает, что прививание любых навыков самообслуживания должно приносить малышу и его родителям исключительно положительные эмоции. Нет ничего страшного в том, что ваш ребенок начнет есть самостоятельно чуть позже, чем его сверстники. Самое главное - никогда не принуждать его чему-то учиться, а превратить процесс обучения в увлекательную игру.

Секреты успешного овладения ложкой

Какую еду выбрать для первых «тренировок» и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Комаровский рекомендует выбирать густые блюда консистенции пюре. Супы и жидкие подливы оставьте на более позднее время. Главное, чтобы пищу было легко собирать ложкой, и она не проливалась. Готовьте любимые блюда малыша, которые он кушает с удовольствием. Сажать за стол ребенка следует тогда, когда он проголодался. Обязательно приобретите удобную тарелку и накидки на одежду. Запомните, ни в коем случае нельзя ругать малыша, если он пачкается во время еды. Будьте готовы к тому, что на первых порах не каждая ложка попадет в рот. А это значит, что порции следует увеличить для того, чтобы ребенок наедался. Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой в 2 года, если он еще не умеет? Обучение должно быть таким же, как в более раннем возрасте. Не так важно, когда именно вы начнете заниматься. Однако специалисты по раннему развитию советуют научить ребенка кушать самостоятельно до трех лет.

Полезны ли серебряные ложки?

Очень часто еще на рождение или крестины младенца кто-то из родственников дарит маленькую серебряную ложку. Это древняя традиция, смысл которой сводится к пожеланию новорожденному благополучия, богатства и здоровья. Стоит ли использовать серебряную ложку для кормления ребенка? Родители должны понимать, что столовые приборы из серебра различаются на бытовые и сувенирные. Если вы решили кормить малыша серебряной ложкой, убедитесь, что изделие предназначено для контакта с пищей. Серебро обладает обеззараживающими свойствами. А это значит, что правильно выбранная ложка может быть полезной для ребенка. Обратите внимание на следующие признаки: наличие гигиенического сертификата, высокая проба серебра, гальваническое покрытие и отсутствие рисунка на черпале. Теперь вы знаете, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Осталось выбрать подходящие столовые приборы и можно приступать к обучению!

Умение есть ложкой - важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей - признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте - с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

  • Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую - так малышу будет легче удерживать ее в руках.

  • Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра - уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи - собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор - «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки - огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть - естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) - 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст - 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап - знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

  • Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

  • Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

  • Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

  • Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия - и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Малыш, который сам с аппетитом кушает ложкой, – умилительное зрелище для родителей, ведь они гордятся первыми признаками самостоятельности ребёнка. Когда стоит ждать такой картины за семейным столом? И надо ли ждать, если можно помочь своему чаду быстрее освоиться с таким простым для нас, но для него непривычным предметом, как ложка?

Когда малыш готов пользоваться ложкой?

По современным схемам прикорм для здорового ребёнка вводится не раньше 6 месяцев. Большинство детей к этому возрасту начинают проявлять интерес к еде и столовым приборам, особенно если присутствуют при семейных трапезах и видят взрослых, принимающих пищу. Сначала мама кормит малыша с ложки и даёт ему мягкие кусочки еды (например, банан). Важные критерии того, что маленький человек готов самостоятельно принимать пищу – способность сидеть без поддержки и появление первых зубов. Обычно дети тянутся к тем предметам, которые используются в быту, поэтому 9–12 месяцев – подходящее время, чтобы не спеша учить малыша самому держать ложку в руке. Тогда к 1,5 годам он будет вполне способен кушать ложкой, а к 2 годам освоит вилку и основные правила поведения за столом дома и в гостях.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Что если ложка стала игрушкой?

Стоит ли ограничивать игры ребёнка с едой? С одной стороны, да – ведь еда предназначена для того, чтобы ей питаться, и летящий на пол кусок – повод закончить трапезу. С другой стороны, дети познают предметы окружающего мира и свойства субстанций самыми разными способами. Игры за столом, размазывание пюре, стучание ложкой, надевание тарелки на голову – необходимый этап развития ребёнка до 3 лет, пресекать их на корню нет необходимости.

Полезная мебель и аксессуары

Чтобы научить ребёнка кушать самостоятельно было проще, родители могут воспользоваться такими помощниками в быту:

Теперь ваш малыш умеет есть ложкой! При освоении такого важного умения происходит развитие мелкой моторики рук и пальцев, навыков координации движений. Значит, это не только удобно для родителей, но и полезно для ребёнка.

Естественное любопытство маленького ребенка позволяет ему самостоятельно обучиться многим навыкам. Родителям остается только поддерживать и направлять малыша. Умение кушать ложкой самостоятельно – одно из главных достижений ребенка раннего возраста.

Когда ребенок начинает есть ложкой сам

Все детки разные и развиваются они тоже по-разному. Кто-то уже в полгода проявляет интерес к ложке, а кто-то и в три просит маму покормить его. Но общие временные рамки все же имеются. Обычно уже с полугода ребенок начинает есть прикорм, осваивая кашки и овощные пюре. Уже в эти моменты он тщательно рассматривает ложку, которой мама его кормит. Ему интересен этот предмет, он воспринимает его как игрушку. Если малыш пытается отнять у вас ложку – не противьтесь этому. Просто возьмите другую ложку, чтобы не прерывать процесс кормления.

В среднем, ложками начинаются интересоваться в 7-9 месяцев. К году малыш умеет мало-мальски управляться с этим столовым прибором и хотя бы несколько раз доносит пищу в рот. Уже к двум годам ребенок ест ложкой не только кашу и вязкие продукты, но и суп. Окончательными аккуратными навыками приема пищи малыш овладевает только к трем годам. Хотя некоторые непоседы могут и в пять есть так, что вся еда оказывается под столом.

Ложка – не игрушка!

С самых первых моментов, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, нужно дать ему понять, что с ней делать можно, а что нет. С ложкой можно играть за столом – мусолить ею во рту, стучать по тарелке, кормить маму, бабушку и куклу. А вот когда ребенок пытается начать таскать ложку по квартире и совать ее во все щели – мягко заберите столовый прибор у него из рук. Таким образом вы фиксируете у ребенка четкую ассоциацию – ложка нужна только для еды. Не для ковыряния в цветочном горшке, не для пересыпания песка в песочнике и уж точно не для того, чтобы стучать по маминой голове. Обозначив границы поведения в самом начале, родители освобождают себя от многих потенциальных проблем.

Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и вытащит ее из ваших рук. Поощряйте эти действия – хвалите малыша за самостоятельность. После этого он попытается сам зачерпнуть немного еды. Если это у него не получается, осторожно помогите ему – сделайте так, чтобы в его ложке оказалась пища. Первое время кухня после трапезы будет напоминать грандиозное сражение – кусочки каши размазаны по столу, полу и стенам. Однако соберите в кулак все свое терпение, будьте спокойны и уравновешены. Вот несколько советов, которые помогут вам облегчить процесс приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

  1. Ложка должна быть комфортной. Не стоит малышу сразу же давать металлический прибор. Во-первых, такая ложка тяжелая – ребенок не сможет ею управляться, в его ручонках еще так мало сил. Во-вторых, металлическая ложка может нанести травму – малыш может ударить такой ложкой себе по голове и руке, может прикусить из-за нее язык. Лучше всего использовать обычную пластмассовую детскую ложку, часто на ней изображены сказочные герои, делающие столовый прибор еще более привлекательным. Для малышей, у которых еще не прорезались зубки, есть мягкие силиконовые ложки, которые можно кусать и грызть.
  2. Стульчик для кормления должен быть устойчивым. Малышу будет удобно ковыряться в тарелке ложкой, если уровень стола будет достаточно комфортным.
  3. Отдельно хотелось бы сказать о тарелках. Купите специальную детскую тарелочку на присосках. Она крепится на поверхность стола и снять ее без специальных усилий будет невозможно. То есть, ваш малыш в порыве игры не сможет опрокинуть тарелку.
  4. Учите ребенка на личном примере. По возможности кормите ребенка в то же время, когда вся семья трапезничает. Обратите внимание крохи на то, как едят ложками остальные члены семьи.
  5. Не торопитесь кормить ребенка второй ложкой – так вы отобьете у него желание к самостоятельной деятельности. В начале трапезы, когда малыш хочет есть, а не настроен играть, пусть он кушает сам. Так голод заставит ребенка бросить все силы на освоение навыка. А через некоторое время можно помочь ребенку, покормив его остатками каши.
  6. Пока малыш только учится есть самостоятельно, кладите ему в тарелку только каши и густое пюре. Суп пока ему есть самому рановато.
  7. Чтобы ребенок стремился есть ложкой, кладите в его тарелку любимые продукты – ломтики фруктов, нарезанные кусочками оладьи, сладкую кашу. Если ребенок не любит овощное пюре, накладывать его в тарелку для самостоятельного приема пищи лучше не стоит.

Если ребенку уже более полутора лет, а он все еще не пытается есть самостоятельно, не торопитесь каждый раз кормить кроху. Поставьте перед голодным ребенком миску с вкусной едой и дайте ложку. Скажите, что мама очень занята и отойдите в сторонку, займитесь якобы важными делами. Ребенок должен понять, что иногда бывают моменты, что кроме него никто не сможет ему помочь. А голод, как говорится, не тетка, поэтому малыш быстро поймет, что и как нужно делать, чтобы покушать.

Умение ребенка правильно держать ложку приходит со временем. В самом начале, когда малыш еще совсем мал, он будет держать ложку в кулачке, это нормально. В более осознанном возрасте можно показать малышу, как держит ложку мама и папа. Каждый раз акцентируйте на этом внимание, мягко исправляйте положение рук крохи.

В детских магазинах есть специальные резиновые накладки на ложку со специальными выемками для пальцев. Они позволяют ребенку фиксировать пальчики в определенном положении. Со временем, когда ребенок привыкнет, тренажер убирается, а мышечная память не позволяет ребенку держать ложку по-другому.

Обучение ребенка любым навыкам в раннем возрасте – терпеливый и кропотливый труд. Не сердитесь, если у вашего малыша пока не все получается. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о причинах вашего беспокойства.

Видео: как научить ребенка кушать ложкой



error: Контент защищен !!