Камни из коллекции смитсоновского музея. Колье Iris с лунным камнем от Zoltan David стало экспонатом Смитсоновского музея. Смитсоновский Национальный Музей Естественной Истории

Наилучшая мировая коллекция драгоценных камней представлена в национальном Смитсоновском музее в Вашингтоне. Там находится бесценный набор граненых камней, великолепных кристаллов и различных минералов. Безусловно, лучшим экземпляром коллекции по праву может считаться, окутанный различными тайнами, роковой «бриллиант «Надежда « . В фонд музея было сделано много пожертвований, начало положил Гарри Уинстон в 1958 году, послав простую посылку, обернутую в невзрачную бумагу.

Изумруд Хукера

был подарен музею Жанет Анненберг Хукер. Этот камень по преданию, украшал в 19 веке пряжку ремня восточного владыки. Потрясающей расцветки камень в 75 каратов сейчас украшен бриллиантами и представляет собой роскошную брошь. Впервые над ним трудились мастера компании «Тиффани» это было до первой мировой войны. Мисс Хукер купила его в 1955 году на распродаже «Белый слон» -первой из двух распродаж, когда-либо организованных фирмой «Тиффани» .

Сапфир Логана.

Один из самых крупных сапфиров в мире (весом в 423 карата, размером с гусиное яйцо), подарен музею в 1960 году Ребеккой Гуггенхайм Логан. Достоверно его история неизвестна, однако миссис Логан утверждала, что он когда то принадлежал индийскому махарадже. Кристальной голубизны камень сейчас обрамлен двадцатью прозрачными бриллиантами. Он декорирован под брошь.

Бриллианты Томпсона

пожертвованы в коллекцию музея в 1990 году Либби Муди Томпсоном. Они были выточены из камня невзрачного коричневого цвета весом в 264 карата. Гарри Уинстон оценил потенциал этого камня, увидев его в еще необработанном виде в Антверпене. Из него в итоге получилось три замечательных бриллианта коньячного цвета, по форме напоминающие жемчужины. Их общий вес 74 карата. Они украсили собой брошь и серьги.

Смитсоновская коллекция имеет и фамильные королевские украшения французских монархов. В частности украшения императрицы Марии-Луизы, супруги Наполеона и украшения королевы Марии-Антуанетты, обезглавленной во время Французской революции.
Считается, что ожерелье, подаренное первым императором Наполеоном своей супруге Марии-Луизе по случаю рождения их сына в 1811 году, самым чудесным из всех украшений, которые принадлежали Наполеону.

Это прекрасное ожерелье после кончины Марии-Луизы в 1847 году, стало собственностью королевского дома Австрии, затем оно передавалось по наследству в династии Габсбургов. Ожерелье состоит из 47 бриллиантов,общим весом 275 карат, но выглядит очень легким. В 1960 году владельцем ожерелья стал Гарри Уинстон, а потом Марджори Мериуезер Пост.

В 1810 году по случаю свадьбы Наполеон подарил своей невесте Марии-Луизе диадему, о чем свидетельствует каталог Лувра. Эта диадема является лишь частью серии украшений в которую входили серьги, тиара, ожерелье, пряжка и гребень. Изготовлены все драгоценности парижской фирмой «Нито и сыновья» . Серебряная диадема украшена 79 изумрудами и тысячей бриллиантов античной огранки. Это украшения перешло после смерти императрицы королевскому дому Габсбургов. В 1952 году диадема была продана ювелирной компании «Ван Клиф и Арпел» , где заменили изумруды персидской бирюзой. Сейчас это украшение находится в коллекции Смитсоновского музея благодаря дару Марджори Поста.

Серьги Марии-Антуанетты.

С полной уверенностью утверждать, что это серьги действительно принадлежали Марии Антуанетте не берется ни один историк, но то как они выполнены и какова их стоимость можно предполагать, что эта вещь, действительно могла принадлежать королевской особе.


В начале царствования французский король Людовик XVI подарил своей королеве серьги с бриллиантами в виде персика, с креплением на маленьких розетках, усыпанных тоже бриллиантами. Мария-Антуанетта очень любила украшения и никогда с ними не расставалась и взяла их с собой, когда королевская семья пыталась покинуть Францию в 1791 году. По одной версии

Наилучшая мировая коллекция драгоценных камней представлена в национальном Смитсоновском музее в Вашингтоне. Там находится бесценный набор граненых камней, великолепных кристаллов и различных минералов. Безусловно, лучшим экземпляром коллекции по праву может считаться, окутанный различными тайнами, роковой «бриллиант «Надежда « . В фонд музея было сделано много пожертвований, начало положил Гарри Уинстон в 1958 году, послав простую посылку, обернутую в невзрачную бумагу.

Изумруд Хукера

был подарен музею Жанет Анненберг Хукер. Этот камень по преданию, украшал в 19 веке пряжку ремня восточного владыки. Потрясающей расцветки камень в 75 каратов сейчас украшен бриллиантами и представляет собой роскошную брошь. Впервые над ним трудились мастера компании «Тиффани» это было до первой мировой войны. Мисс Хукер купила его в 1955 году на распродаже «Белый слон» -первой из двух распродаж, когда-либо организованных фирмой «Тиффани» .

Сапфир Логана.

Один из самых крупных сапфиров в мире (весом в 423 карата, размером с гусиное яйцо), подарен музею в 1960 году Ребеккой Гуггенхайм Логан. Достоверно его история неизвестна, однако миссис Логан утверждала, что он когда то принадлежал индийскому махарадже. Кристальной голубизны камень сейчас обрамлен двадцатью прозрачными бриллиантами. Он декорирован под брошь.

Бриллианты Томпсона

пожертвованы в коллекцию музея в 1990 году Либби Муди Томпсоном. Они были выточены из камня невзрачного коричневого цвета весом в 264 карата. Гарри Уинстон оценил потенциал этого камня, увидев его в еще необработанном виде в Антверпене. Из него в итоге получилось три замечательных бриллианта коньячного цвета, по форме напоминающие жемчужины. Их общий вес 74 карата. Они украсили собой брошь и серьги.

Смитсоновская коллекция имеет и фамильные королевские украшения французских монархов. В частности украшения императрицы Марии-Луизы, супруги Наполеона и украшения королевы Марии-Антуанетты, обезглавленной во время Французской революции.
Считается, что ожерелье, подаренное первым императором Наполеоном своей супруге Марии-Луизе по случаю рождения их сына в 1811 году, самым чудесным из всех украшений, которые принадлежали Наполеону.

Это прекрасное ожерелье после кончины Марии-Луизы в 1847 году, стало собственностью королевского дома Австрии, затем оно передавалось по наследству в династии Габсбургов. Ожерелье состоит из 47 бриллиантов,общим весом 275 карат, но выглядит очень легким. В 1960 году владельцем ожерелья стал Гарри Уинстон, а потом Марджори Мериуезер Пост.

В 1810 году по случаю свадьбы Наполеон подарил своей невесте Марии-Луизе диадему, о чем свидетельствует каталог Лувра. Эта диадема является лишь частью серии украшений в которую входили серьги, тиара, ожерелье, пряжка и гребень. Изготовлены все драгоценности парижской фирмой «Нито и сыновья» . Серебряная диадема украшена 79 изумрудами и тысячей бриллиантов античной огранки. Это украшения перешло после смерти императрицы королевскому дому Габсбургов. В 1952 году диадема была продана ювелирной компании «Ван Клиф и Арпел» , где заменили изумруды персидской бирюзой. Сейчас это украшение находится в коллекции Смитсоновского музея благодаря дару Марджори Поста.

Серьги Марии-Антуанетты.

С полной уверенностью утверждать, что это серьги действительно принадлежали Марии Антуанетте не берется ни один историк, но то как они выполнены и какова их стоимость можно предполагать, что эта вещь, действительно могла принадлежать королевской особе.


В начале царствования французский король Людовик XVI подарил своей королеве серьги с бриллиантами в виде персика, с креплением на маленьких розетках, усыпанных тоже бриллиантами. Мария-Антуанетта очень любила украшения и никогда с ними не расставалась и взяла их с собой, когда королевская семья пыталась покинуть Францию в 1791 году. По одной версии все драгоценности изъяли, когда арестовали королевскую семью, по другим, драгоценности были утеряны в 1792 году. По упоминаниям хроник европейских аукционов 19 века, Марии Антуанетте принадлежало четыре пары сережек. Одну пару князь Юсупов продал Картье, а тот в свою очередь продал их Марджори Посту и теперь на них можно полюбоваться в Смитсоновском музее.

«Рожденные расплавом, теплом и давлением, минералы и драгоценные камни ослепляют нас своими захватывающими цветами, формами и разнообразием» - такими словами приветствует посетителей экспозиция драгоценных камней и минералов в Национальном музее Смитсоновского института естественной истории. На выставочных стендах люди знакомятся со скрытой красотой земных недр как в естественных формах минералов, так и в раскрытой красоте ограненных драгоценных камней и ювелирных украшений с ними.

Геометрия и размеры этих топазов безусловно привлекают внимание посетителей Зала геологии, драгоценных камней и кристаллов.

Смитсоновский институт

Смитсоновский институт является крупнейшим в мире музейным и исследовательским комплексом. Расположенный на Национальном Бульваре в Вашингтоне (округ Колумбия), он включает 19 музеев и галерей, Национальный Зоологический Парк и 9 исследовательских учреждений.

Изначально финансирование института было оформлено в виде посмертного завещания государству британским ученым Джеймсом Смитсоном (1765-1829 годы жизни) своего состояния, которое в 1836 году на момент принятия его Конгрессом составило 500 тысяч долларов США. После продолжительных обсуждений в 1846 году Смитсоновский институт все-таки учредили с назначением его Совета Попечителей и ведения должности Секретаря.

В наше время Музей естественной истории является частью огромного комплекса института. Он открылся в 1910 году и состоял из экспозиций, в которых раскрывался животный мир, происхождение человека, мировых культур и освещались науки о Земле.

На втором этаже восточного крыла музея располагается Зал геологии, драгоценных камней и минералов имени Джанет Анненберг Хукер. Он посвящен наукам о Земле, здесь находится одна из крупнейших в мире коллекций драгоценных камней и минералов, включающая такие всемирно известные самоцветы как , и наряду с тысячами других менее известных, но не менее впечатляющих экспонатов.

Специалисты GIA были приглашены в крыло, где хранятся не выставляемые публично образцы, и мы вместе с ними увидим часть накопленных музеем за последний век драгоценных сокровищ.

Коллекция минеральных образцов

Музейная коллекция образцов природных минералов – одна из трех, относящихся к Департаменту Минералогических Наук. Они разделены на, во-первых, полезные ископаемые (в том числе драгоценные камни), во-вторых, метеориты и, в-третьих, на обломки ископаемых пород и руд.

Демонстрация системы хранения и каталогизации коллекции минералов музея Смитсоновского института.

Коллекция минеральных образцов содержит около 375 тысяч минералов со всего мира. Целью этого собрания декларируется поддержка научных исследований. Все образцы доступны для исследователей со всего мира, которые либо сами приходят в музей, либо образцы отправляют им. Некоторые из собственных исследователей музея работают в лабораториях Смитсоновского института.

Минералы расположены в соответствии с системой Дана, которая классифицирует их на пронумерованные категории, основанные на химическом составе и кристаллической структуре. Система была разработана Джеймсом Дуайтом Дана (1813-1895 гг.), американским геологом и минерологом. Он изложил оригинальную концепцию в своей работе «Система минералогии» в 1837 году. В 1997 году ее обновила команда минерологов для размещения новооткрытых минералов, и концепции дали обновленное название «Новая минералогия Дана, восьмое издание».

Минералы коллекции хранятся в глубоких и длинных ящиках-пеналах вместе с другими аналогичными видами полезных ископаемых разбитых на группы. К примеру, образцы кварцев расположены в алфавитном порядке по месту их нахождения.

В этом образце альбита находятся включения аквамарина и турмалина. Происходящий из Эронго в Намибии, он наглядно демонстрирует как разные виды минералов могут расти вместе.

Каждый образец имеет инвентарный номер, занесенный в компьютерную базу данных, где можно также найти информацию о нем и его настоящем местоположении. Если исследователь заинтересован в изучении конкретного минерала, сотрудники музея делают скол с образца и дают или отправляют тот исследователю при условии, что он поделится с музеем результатами своего исследования. Полученная таким образом информация также заносится в базу данных. Любой ученый в мире имеет доступ к коллекции образцов, если является сотрудником или участником законной исследовательской организации.

Организация коллекции

Хранение материалов по системе Дана предполагает, что все похожие виды минералов находятся вместе, что очень удобно для ученых, но не очень понятно для всех остальных. К примеру, все бериллы хранятся вместе. Сине-зеленые аквамарины, розовые морганиты, зеленые изумруды, золотистые гелиодоры сгруппированы по странам, где их обнаружили: под литерой «А» - бериллы из Афганистана, под «Б» - из Бразилии и так далее по алфавиту: Бирма, Калифорния, Колумбия, Колорадо, Ирландия, Италия, Мозамбик, Намибия. Если необходимо посмотреть все минералы, происходящие из одной местности, то очень легко это сделать, обратившись к компьютерной базе данных и, отфильтровав образцы по названию месторождения, получить номера ящиков-хранилищ.

Преимущество системы хранения и работы минералогической коллекции музея заключается в том, что спустя многие годы ученый может повторно изучить скол с того же самого образца, что исследовал ранее он или его коллега.

В Синей комнате

Самая охраняемая и дорогостоящая часть коллекции находится в так называемой Синей комнате. Синяя комната и Хранилище драгоценных камней рядом с ней содержат около 20 тысяч образцов минералов. Именно они большей частью служат материалом для публичных экспозиций. Также в этих защищенных помещениях происходит распаковка и классификация всех новых поступлений.

По словам сотрудника музея люди, большей частью, представляют, откуда происходят минералы, но не все могут осознать тот путь, который проделывает кристалл из подземного источника к блестящему будущему в ювелирном украшении. Однако когда посетители видят в галерее красиво сформированные кристаллы и необычайные цвета минеральных образцов, они испытывают что-то вроде моментов озарения.

Чтобы проиллюстрировать свои слова он демонстрирует эффектный образчик породы из Замбии с включением нескольких кристаллов изумруда. «Образец, такой как этот, - говорит он, - действительно помогает людям осознать связь минерала и земли».

Блеск замбийских изумрудов на фоне угольно-черной слюды.

В Хранилище драгоценных камней

За углом рядом с Синей комнатой находится Хранилище драгоценных камней – место чрезвычайно защищенное, поскольку в нем собраны самые дорогостоящие экспонаты музея.

В качестве примера гид демонстрирует сотрудникам GIA последнее приобретение музея – великолепное ожерелье из платины с алмазами и резным изумрудом в его центральной части. Оно было завещано музею Маделайн Мердок из Нью-Джерси. Только сам изумруд весит более 100 карат. Его уникальность и необычность проявляются в том, что поперечное сечение изумруда все еще сохраняет шестигранный контур оригинальной гексагональной формы кристалла. А великолепный цвет камня изменяется зонально – от светлого оттенка в центре к более темным зеленым тонам наружной границы.

Этот исторический изумруд, возможно, стал частью добычи конкистадоров в Колумбии. Резьбу на него нанесли позднее, и оформлена она в индийском стиле, относящемся ко времени Великих Моголов. Подвеска и ожерелье под него создавались уже во Франции в начале 20-го века.

На основе характерных включений сотрудники музея определили регион происхождения изумруда – Колумбию. Оттуда он, вероятно, в 17-ом веке попал в Индию, правители которой – династия Великих Моголов – весьма благоволила изумрудам Нового Света. Мотив цветущего лотоса вырезали вскоре после прибытия в Индию. Два небольших просверленных отверстия по бокам позволяют предположить, что камень носился на одежде или ленте в качестве амулета или украшения.

Маркировка на ожерелье в стиле ар-деко означает, что каким-то образом изумруд попал из Индии во Францию в 20-х годах прошлого века, далее его путь прошел через коллекцию миссис Мердок, чтобы продолжиться в стенах музея Смитсоновского института.

Другой образец из коллекции Хранилища – невзрачный на первый взгляд объект похожий на маленький коричневый камешек. Он происходит из опалодобывающего района Йова в Квинсленде, Австралия. Камешки-курьезы местные так и называют йованскими орешками. Конечно они никакие не орехи, а конкреции камня-железняка. Но вот когда шахтеры сломали один такой орешек, внутри обнаружился опал.

Тот орех, что демонстрируется, не был расколот по центру, так что тонкий минеральный слой на одной его части показывает глубокий синий цвет, в то время как более толстый слой имеет более типичный для белого опала внешний вид. Обе стороны демонстрируют прекрасную игру цвета. Шахтер назвал его «ОМГ-опал», потому что всякий, кто раскрывает «орешек» восклицает «О, мой Господь!» Благодаря щедрости одного из спонсоров музея «ОМГ-опал» стал частью его коллекции.

Основное предназначение музея Смитсоновского института – это публичное ознакомление посетителей с драгоценными камнями и минералами, а в совокупности с декларируемой исследовательской миссией – это еще просвещение людей о том, как удивительна и прекрасна Земля, на которой они живут.

Источник

  • Merilee Chapin, Duncan Pay, Jim Shigley, and Pedro Padua. The Smithsonian Gem and Mineral Collection.

специально для интернет-каталога ювелирной мастерской "Ювелирные мечты". Копирование текста или его части разрешено только с указанием авторства и ссылкой на эту страницу.

Каждый уважающий себя частный или государственный музей естественной истории является обладателем собственной минералогической коллекции и постоянно стремится пополнить экспозицию новыми необычными экземплярами. В этом нет ничего удивительного, ведь завораживающая красота, таинственное мерцание и удивительные формы натуральных самоцветов никого не оставляют равнодушными, тем самым обеспечивая залам музея непрекращающийся поток восторженных посетителей.

Хотите знать, где находятся самые полные и интересные собрания единственных в своём роде камней? Мы поможем вам совершить увлекательный тур по главным минералогическим коллекциям мира, не покидая своего удобного кресла.

Национальный музей Парижа

Минералогическая коллекция французского Музея естественной истории собиралась на протяжении трёх столетий и на данный момент содержит около 600 тыс. экспонатов. В их число входит несколько тысяч огранённых самоцветов, драгоценных камней, религиозные реликвии, произведения искусств и предметы быта прошлых эпох, инкрустированные натуральными кристаллами.

Открытие Галереи минералогии состоялось в 1745 году. Именно тогда вниманию широкой публики была представлена первая выставка редких камней, начало которой было положено ещё в 1625 году. В XIX веке, благодаря научным экспедициям французских естествоиспытателей, коллекция пополнилась большим количеством экземпляров ценных пород минералов из самых разных уголков земного шара.

В залах и запасниках Музея хранятся оригинальные образцы, которые по праву могли бы стать гордостью любой экспозиции. Так, например, в главном зале Галереи выставлен бесподобный кристалл кварца, весящий около 16 тонн. Этот «малыш» является частью коллекции гигантских камней, в состав которой входят куски горного хрусталя, топаза, амазонита, аквамарина и другие камни огромных размеров и совершенной природной формы.

Отдельный зал Галереи отдан для ознакомления с люминесцирующими минералами - опалами, флюоритами, кальцитами, содалитами и прочими. Кристаллы эффектно мерцают в специально предназначенных нишах с ультрафиолетовой подсветкой, буквально завораживая посетителей своим магическим сиянием.

А во втором крыле выставлена не менее впечатляющая коллекция камней со всего мира, отличающихся своей чистотой, параметрами или исключительным окрасом. Тут есть и крупный малахит из Заира, и небесный лазурит из Франции, жёлтые топазы из Бразилии, ярко - голубые аквамарины из Пакистана и прочие природные диковинки.

Хочется отметить, что выставленные в Музее камни, в большинстве своём, не подвергались дополнительной обработке и находятся в том виде, в каком были добыты из недр Земли.

Смитсоновский Национальный Музей Естественной Истории

Смитсоновский Музей США - крупнейший в мире выставочный комплекс, включающий в себя 19 музеев и галерей, Зоологический и Ботанический парки и около десятка научно - исследовательских организаций.

В Зале геологии, который расположен в Музее естественной истории в Вашингтоне, представлено более 370 тысяч минералов. Немалая часть драгоценных и полудрагоценных образцов, составляющих экспозицию, были получены в дар Музеем от различных частных коллекционеров.
Помимо многообразия огранённых камней и редких кристаллов,

Смитсоновская коллекция радует посетителей постоянной выставкой фамильных украшений французских монархов - изысканных гарнитуров особ королевской крови, в число которых входит и потрясающе красивая диадема невесты Наполеона, украшенная персидской бирюзой.

Настоящим украшением Музея и непревзойдённым по внешним характеристикам природным самородком, является аквамарин под названием «Дон Педро», найденный в Бразилии в 1980 году. Это крупнейший в мире огранённый самоцвет - разновидность берилла, вес которого достигает целых 2 кг.

Также в залах Музея экскурсанты могут увидеть самый большой жёлтый топаз (около 4,5 кг), шар из горного хрусталя, красивейший малахит из Конго, необработанный чистейший флюорит из Нью-Гэмпшира, различные виды кристаллов кварца, поражающие своей необычной формой, и огромное количество других уникальных минералов.

Надо сказать, что далеко не все минералогические экспонаты участвуют в постоянных экспозициях самого обширного Музея Америки. Отдельное крыло отведено для хранения не выставляемых публично образцов.

Находящиеся в нём камни предназначены для проведения исследовательской работы и подробного изучения различных свойств пород.

Так что, помимо просветительской, Смитсоновский Центр выполняет и важную научно - изыскательную функцию.

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН

Музей при Российской Академии Наук им. А.Е.Ферсмана является главнейшим в России и одним из самых старых европейских Центров минералогии. Начало его коллекции было положено ещё в 1716 году Петром Первым - тогда будущий Музей был просто отдельным кабинетом при недавно учреждённой царём Кунсткамере.

Со временем, при активном участии многочисленных географических экспедиций российских учёных - путешественников, коллекция стала стремительно разрастаться, пополняясь редкими экземплярами камней, собранными в различных областях России и других странах мира. В связи с этим обозначилась потребность в отдельной организации, и в 1836 году было принято решение об образовании Минералогического музея при Академии наук.

Почти через сто лет, в 1934 году, все предметы коллекции были перенаправлены в Москву. С тех пор Музей принимает своих посетителей в великолепном памятнике архитектуры и истории - усадьбе графа А. Орлова, где в огромном экспозиционном зале, хранилище и обменном фонде находятся, в общей сложности, более 120 тыс. различных минералов.
Наиболее обширно в коллекции представлены образцы халцедона, кварца, берилла, аквамарина, граната и турмалина. Почти всё это гранёные камни, но есть и прекрасные изделия, датированные от XVIII века до современности.

Визитной карточкой и наиболее древнем экспонатом Музея является обелиск, облицованный пластинами из яшмы. По сохранившимся данным, эта работа выполнена не позже 1725 года, то есть, ещё во времена Петра Первого.

Не менее интересными и самобытными являются работы русских камнерезов разных годов - поделки из яшмы знаменитой Колыванской шлифовальной фабрики (Алтай) и других императорских гранильных фабрик (Екатеринбургской и Петергофской). Это изумительной красоты вазы, шкатулки, пепельницы, статуэтки и прочие творения из горного хрусталя, нефрита, агата, халцедона и других самоцветов.

В коллекции также присутствуют шедевры известной фирмы Фаберже, изящные украшения и произведения искусства из малахита, янтаря, лазурита и прочих минералов, созданные руками талантливых мастеров древнего Китая, Персии, Италии и Германии.

Музей проводит постоянные и выездные экспозиции, где каждый желающий может полюбоваться прекрасными образчиками декоративных и драгоценных камней, а также самобытными изделиями из них.

Коллекционирование минералов - это не только увлекательный процесс, но и способ познать историю нашей Планеты, прикоснуться к таинственной силе камня, век существования которого намного превосходит человеческую жизнь. Именно поэтому минералогические залы являются обязательным атрибутом каждого музея естествознания, а коллекции различных пород самоцветов - настоящей ценностью, на которую ежегодно приходят полюбоваться десятки тысяч человек.

Путешествуя по миру или просто оказавшись в поездке в другом городе своей Родины, обязательно посетите подобные выставки. Поверьте, вы гарантированно получите море удовольствия от возможности полюбоваться на нерукотворную красоту и совершенство кристаллов, этих прекрасных и загадочных даров Природы.



error: Контент защищен !!