Какая шляпа входит в состав мексики. Мексиканская шляпа сомбреро. Женская и мужская одежда

Ради справедливости стоит заметить, что необыкновенной конструкцией такая шляпа обязана выходцам из Испании, у которых уже было подобное изделие на родине. Просто оказавшись на территории горячей Мексики, им пришлось немного его исправить и доработать. Само слово испанское - часть «sombra» обозначает «тень». На территории Испании термин сомбреро применяется к любого рода широкополой шляпе. Потому сомбреро - это оригинальная шляпа, которая имеет высокую тулью и сверхширокие поля, которые дают превосходную тень на всю верхнюю часть тела своего обладателя. У настоящего сомбреро также всегда имеется лента или специальный шнур, которые можно перевязать под головой.

Такие изделия бывают совершенно различными по внешнему виду, а их общая составляющая заключается в обязательном ручном изготовлении такого предмета. К примеру, бедняки и простые крестьяне создавали себе сомбреро из соломы, а вот более зажиточные граждане могли позволить себе приобрести сомбреро, изготовленное из фетра, мягкого войлока или даже бархата, расписанного вышивкой ручной работы. Цвет сомбреро также может существенно варьироваться, как и его узор. Верх изделия может оказаться довольно тупым или скошенным, а также очень заостренным. Модели могут сильно разниться, в зависимости от места и стиля изготовления.

Самые начальные упоминания об этой великолепной шляпе появились еще в 13 столетии - шляпы сомбреро любили использовать монгольские наездники. Их тульи были с заостренными краями. Когда шляпы начали быстро распространяться по государствам с жарким знойным климатом, их поля становились все шире. Позже возникли «vaquero» (термин "пастух" в Испании). Такие изделия больше походили на ковбойские, имея при том не очень широкие поля. Испанцы оригинально выдумали для себя сомбреро с плоскими верхними частями, которые потом и стали прародителями мексиканских сомбреро.

Наиболее часто сомбреро изготавливались из обыкновенной соломы, что делало такое изделие не только бюджетным, но также легким, несмотря на свои внушительные размеры. Сейчас для изготовления таких шляп активно применяют и синтетическое волокно, но натуральный материал сделает аксессуар более качественным. Почти у каждой шляпы имеется специальная завязочка или ремень, которые помогут крепко зафиксировать ее на подбородке, позволяя плотно удержать изделие даже при порывах ветра и активном движении.

Народность

На территории нынешней Мексики тяжело повстречать настоящее сомбреро как постоянную деталь гардероба местного населения. Шляпа осталась только аксессуаром музыкантов или заезжающих на время ковбоев. А вот расхаживать по современным улицам жаркой страны теперь будет просто неудобно, тем более что люди пребывают там не так уж долго. Люди прячутся в домиках и ресторанах или же просто располагаются под удобными навесами или зонтами. А вот среди отдыхающих под открытым солнцем у бассейна или водоема сомбреро получает огромную популярность и теперь. Поэтому в настоящее время это шляпа путешественников в жаркие страны со знойным климатом. Всё больше мексиканские шляпы делаются не строгими, а уникальными, с оригинальными рисунками. Сейчас модными являются светлые и яркие сомбреро с необыкновенными сочетаниями узоров и оттенков. Дамские варианты такой шляпы дизайнеры стали активно украшать различными бантами, лентами и бабочками.


Яркий и пестрый мексиканский костюм знают многие. Все, так или иначе, представляют, как выглядят огромные шляпы сомбреро и цветастые мексиканские пончо.

Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Не забывают о мексиканском стиле и дизайнеры одежды. Из года в год на подиумах Недель моды в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Париже появляются коллекции с элементами мексиканского национального костюма. Иногда вспоминают о мексиканском стиле и молодожены.


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Мода на «мексиканские» свадьбы до сих пор актуальна. Такие свадьбы необычны и колоритны. Жених в сомбреро, невеста в ярком мексиканском платье, и, конечно же, мариачи – так в Мексике называют музыкантов. Само слово «мариачи» французского происхождения – от «mariage», что означает «брак», «свадьба». И это также не случайно, традиционно музыканты-мариачи играют на свадьбах.


Диего Ривера (1886-1957)
Сон о воскресном дне в парке Аламеда. Центральный йрагмент

Истоки традиционного мексиканского костюма стоит искать в переплетении традиций множества культур. Во-первых, это индейцы. На территории Мексики когда-то проживали племена майя и ацтеков.


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Мужчины племени майя носили , которая называлась эш и украшалась перьями и вышивкой. И по сей день вышивка является обязательным элементом мексиканского костюма, при этом ее узоры заимствованы у различных племен индейцев, которые когда-то проживали на территории Мексики. В том числе и у племени майя.


Лента (часть женского костюма майя)

На одежде сегодня мексиканцы могут вышивать квадраты, линии, ромбы, пирамиды. В древние времена индейцы считали, что данные узоры могут защищать и оберегать от злых духов. Помимо геометрических фигур сегодня на одежде мексиканцев также можно увидеть изображения кактусов, а уж кактусы растут по всей Мексике, хризантем и черепов. Изображения черепов также связаны с еще дохристианской культурой коренного населения Мексики. А вот благодаря христианству на одежде мексиканцев можно увидеть изображения Девы Марии.


Настенные фрески в Бонампаке
В данной местности были найдены руины города майя

Помимо набедренной повязки мужчины племени майя также носили накидку пати, сделанную из прямоугольного куска ткани. Майя знатного происхождения могли носить длинную рубаху и еще одну набедренную повязку, чем-то напоминающую юбку.

Женщины племени майя носили куб – это длинное платье. Иногда с платьем могли носить и нижнюю юбку. Впрочем, юбку могли носить и отдельно. В таком случае грудь оставалась открытой. У племени майя, как и у многих древних племен, считалось, что женщины и мужчины должны закрывать лишь нижнюю половину туловища, в то время как верхняя часть тела могла быть обнажена.


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Так же женщины майя, как и мужчины, могли носить накидку. Именно накидки индейских племен стали прообразом современного мексиканского пончо. Однако, считается, что прообразом пончо стала одежда племени мапуче, которое когда-то проживало на территории Чили. Данная одежда была позаимствована испанцами. И затем распространилась на все американские территории, которые когда-то являлись мексиканскими колониями. В том числе пончо стали носить и в Мексике.

Пончо – это одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.

Еще одно племя индейцев, оказавшее влияние на традиционный костюм Мексики, - это ацтеки.

Цивилизация ацтеков, оставившая после себя большое культурное наследие, существовала в XIV-XVI веках. Столицей ацтеков являлся город Теночтитлан. Сегодня на его месте находится Мехико – столица Мексики.


Костюм знатного ацтека
Рисунок XVII в.

Одежда ацтеков, как и одежда майя, так же богато украшалась орнаментами. Именно на одежде ацтеков можно было увидеть изображения кактусов, которые и по сей день популярны в Мексике, геометрические узоры, рисунки животных – змей, бабочек, кроликов.

Мужчины племени ацтеков носили набедренную повязку – маштлатль и плащ в виде прямоугольного куска ткани – тильматли. Также мужчины могли носить облегающую стеганую рубаху, которая заменяла броню – ицкаупилли. Такую рубаху носили воины. И тунику с короткими рукавами шиколли.


Диего Ривера (1886-1957)
Женщины Тихуаны

Одежда представителей различных сословий различалась по своему цвету и узорам. Так, плащ (тильматли) жрецов был украшен изображениями черепов и окрашен в черный или же темно-зеленый цвета. Воины носили плащи красного цвета, а плащ императора был зелено-голубым.

Женщины племени ацтеков носили длинные юбки. Представительницы более знатных сословий также надевали длинные блузки с вышивкой около горловины – уипиль.

И по сей день, традиционный вариант женского костюма Мексики – это блузка и широкая длинная юбка.

Также женщины племени ацтеков могли носить пелерину кечкемитль. Вся одежда была яркой и украшенной вышивкой.

В XVI веке на берега современной Мексики высадились испанцы. В те времена . И влияние христианства на культуру Мексики также было велико.


Диего Ривера (1886-1957)
Сыновья моего крестного

Однако, в традиционном костюме Мексики влияние Испании проявилось в головных уборах. Национальный мексиканский головной убор – шляпа сомбреро.

Сомбреро (от испанского «sombrero» - «шляпа») – это головной убор с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями широких полей.

Более дешевый вариант шляпы сомбреро – это шляпа, изготовленная из соломы. Более дорогой – шляпа из фетра.

В Испании сомбреро называли любой головной убор с широкими полями. Само название, скорее всего, произошло от испанского слова «sombra», что в переводе означает «тень».


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Помимо сомбреро, пончо, пышных юбок и цветастых платьев к традиционному костюму Мексики еще можно отнести костюм чарро – костюм мексиканских музыкантов мариачи.


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Элементы данного костюма были позаимствованы мексиканскими музыкантами из одежды богатых землевладельцев.

Костюм чарро – это куртка, узкие брюки и шляпа с широкими полями, а также шейный платок.

Цвета данного костюма – черный, как основной цвет, в сочетании с серебристым. Что касается мексиканских музыкантов, то в черном костюме, по традиции, зародившейся в XIX веке, они чаще всего выступали на торжественных мероприятиях, к примеру, на свадьбе или же на похоронах. А одетые в белые костюмы мариачи исполняли песни для дам.


Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

Что такое «сомбреро» , все отлично представляют. Но попытки разобраться в истории этой популярной на весь мир шляпы привели к некоторым затруднениям. Оказывается, предмет, который в нашем понимании имеет четкую ассоциативную связь с Мексикой, на самом деле имеет испанские корни.

Происхождение слова «sombrero» однозначно испанское – в переводе корень этого слова «sombra» означает «тень». Причем в Испании словом «сомбреро» называют любую широкополую шляпу. Классическое сомбреро можно описать так – это шляпа с высокой тульей и очень широкими полями, отбрасывающими тень на голову, шею и плечи владельца и немного вывернутыми наружу (но не обязательно), а также с лентой или шнурком, завязывающейся под подбородком.

Моя ассоциация с сомбреро - герои веселого фильма "3 амиго")))

Сомбреро могут быть очень разными. Общее для всех настоящих сомбреро – это ручное изготовление. Бедняки и крестьяне плели их из соломы, а более знатные граждане носили сомбреро из фетра, войлока и бархата, богато украшенные вышивкой. Цвета, узоры и виды декора используются абсолютно разные. Верх тульи сомбреро может быть как плоским, так и слегка заостренно-вытянутым. Моделей сомбреро несколько – это связано с особенностями регионов и традициями народов, которые сделали эту шляпу своим национальным символом.

Первые упоминания о сомбреро относятся примерно к 13-му веку н.э. – широкополые соломенные шляпы носили еще монгольские всадники. Впоследствии тульи монгольских шляп стали острыми.

По мере распространения сомбреро в регионах с жарким климатом их поля расширялись. Затем появились «sombrero vaquero» (вакеро – это название пастухов по-испански). В нашем представлении это типичная ковбойская шляпа с не очень широкими и загнутыми вверх по бокам полями. Испанцы придумали сомбреро с плоской тульей, которые потом эволюционировали в мексиканские сомбреро с вытянутым и округлым верхом. Но и «vaquero» нашли своих поклонников – в основном среди ковбоев.

В самой Мексике классическое в нашем понимании широкополое сомбреро называют «сомбреро чарро» (так как у них тоже сомбреро – это любая шляпа с полями).

Есть также - это национальный символ Колумбии. Насколько я поняла, они отличаются черно-белой расцветкой (с черной окантовкой по краю полей) и сплетены из стрелок тростника.

А вот - это традиционный головной убор жителей Панамы. Они тоже плетутся вручную, и их качество определяется числом витков – чем их больше (и чем тоньше волокно), тем выше стоимость такой шляпы.

Кроме того, сомбреро занимает свое место в истории Филиппин – в связи с развитием торговых отношений с Мексикой.

Можно сказать, что сегодня сомбреро – это традиция, символ, часть национального костюма и объект, скупаемый туристами. А вообще это – хорошая вещь, легкая, натуральная и защищающая от палящего летнего солнца. И современные дизайнеры не забывают этого – в некоторых коллекциях очень удачно обыгрывается сомбреро.

К примеру, в коллекции 2012 года Moschino есть несколько костюмов, удачно дополненных черными сомбреро. В прошлогодней весенне-летней коллекции им уделила внимание и Prada. Очень органично сомбреро смотрятся в нарядах Just Cavalli. Жана Поля Готье также иногда вдохновляет Мексика и горячие вестерны – его сомбреро преображаются до неузнаваемости, и сочетаются с вечерними костюмами. Но все же главными производителями сомбреро остаются многочисленные «народные» умельцы, а продают их в местах скопления туристов.

Найти более или менее значимую информацию об этой загадочной шляпе оказалось не так-то просто. Бóльшая часть материала о ней была мною почерпнута, как ни странно, из найденной на просторах интернета диссертации по лингвистике: Алуарт де ла Крус Маэ Флорентина // «Лингвокультурная специфика предметной лексики кубинского варианта испанского языка на фоне кастильского»// ВГУ, 2012

Cuban mambises 1898. Sombrero mambí — символ освободительной борьбы.

реконструкция: всадники освободительной армии

Другая разновидность сомбреро – Sombrero de guano – используется для защиты от солнца во время сельскохозяйственных работ и входит в состав национального костюма крестьянина . Этот предмет быта тесным образом связан с самой важной, до недавнего времени, отраслью кубинской экономики – выращиванием и переработкой сахарного тростника, с которой сопряжена работа бригад «мачетерос» (мужчин, рубящих тростник) и для которых «сомбреро де гуано» и «мачете» являются необходимыми атрибутами. Кроме того, большинство рабочего населения острова, учеников старших классов и студентов принимают участие в посевных работах и в сборе урожая, и каждый при этом всегда надевает sombrero de guano – один из национальных символов труда.

прям такой весь из себя традиционный гуахиро в сомбрере и с сигарой.
Sombrero de guano — национальный символ труда.

Откуда взялось в названии «de guano» и с большой или с маленькой буквы надо писать это самое «гуано» я выяснила только через неделю после написания этой статьи:).

Guano — в самом своем распространенном значении — это удобрение из птичьего помета. Очень ценное, надо сказать. Из-за него нехилые битвы разворачивались на американском континенте (кому интересно, найдите информацию о Guano Islands Act — очень поучительно). И на Кубе этого гуано — дофига. Не думаю, правда, что из него сомбреро делали)

Но есть и иное Гуано — населенный пункт (деревня, похоже) в провинции Ольгин недалеко от Гвардалаваки. Было подозрение, что по имени этой деревушки шляпу и назвали. А нет…

Сомбреро де гуано — это шляпа любой формы, но обязательно сплетенная из пальмовых листьев. Ярей — так еще называют пальмовые листья и так же называют и сомбреро де гуано в некоторых местах. Обратите внимание какое крупное плетение у шляпы вышеприведенного крестьянина) Это он и есть — ярей.
А называется пальма, из которой плетут эти сомбреро — Palma de guano — есть у нее и другие названия: Palma Cana, Palma de sombrero, Cana, Guano Cano. Листья пальмы довольно широкое применение имеют, и в частности, использовались как кровельный материал для крыш хижин.

Так что теперь с уверенностью можно утверждать, что сомбреро де гуано — это шляпа любой формы, сплетенная из листьев пальмы де гуано. Но практика показывает, что плести шляпы можно не только из пальмовых листьев.

вот так кубинские женщины плетут шляпы, например, из соломы.

Правда, если шляпа сплетена из соломы , то это уже будет sombrero de pajilla . И снова форма не имеет значения: низкая тулья, высокая тулья, размер полей и степень их загнутости — дело вкуса. Название определяется не формой а материалом.

Но вот если шляпа имеет уж ооооочень широкие поля , то на Кубе ее называют sombrero alón .

Определение alón является увеличительным от ala – «крыло». «El héroe del sombrero alón» (букв: «герой в шляпе с широкими полями») – одно из популярных прозвищ Команданте Революции Камило Сиенфуэгоса. Он носил фетровую шляпу с широкими полями.

Все отлично себе представляют, что из себя представляет шляпа «сомбреро». Но к некоторого рода затруднениям привели попытки разобраться в истории создания этой знаменитой на весь мир шляпы. Оказывается, что предмет, который в нашем с вами понимании имеет достаточно четкую и ассоциативную связь с Мексикой, на самом же деле имеет испанское происхождение. Только богачи могли носить раньше классические шляпы сомбреро.Однозначно испанское происхождение слова «sombrero» — что в переводе корня слова «sombra» значит «тень». Словом «сомбреро» в Испании называют любую шляпу, имеющую довольно таки широкие поля. Классическое «сомбреро» описать можно только так - это шляпа с очень широкими полями и с высокой тульей. Поля такой шляпы, немного вывернуты наружу и отбрасывают тень на шею, голову и плечи своего хозяина. Такая шляпа имеет шнурок или ленту, которая завязывается, как правило, под подбородком. Соломенные шляпы «сомбреро» носили очень бедные люди. Шляпы «сомбреро» очень разными могут быть. Общим для всех настоящих шляп «сомбреро» является ручное изготовление. Крестьяне и бедные люди плели их в основном из соломы, а очень знатные люди носили «сомбреро» из бархата, войлока и фетра, которые были очень богато украшены великолепной вышивкой. Виды, узоры и цвета декора в изготовлении таких шляп абсолютно разные используются. Верх тульи у шляпы «сомбреро» может быть как слегка заострено-вытянутым, так и плоским. Существует несколько моделей «сомбреро» — это напрямую связано с традициями народов и особенностями регионов, которые сделали эту шляпу своим национально — государственным символом.

Первые упоминания про «сомбреро» возникли еще в 13-ом веке нашей эры - соломенные широкополые шляпы носили еще всадники из Монголии. А со временем тульи монгольских шляп стали немного заостренными. По мере своего распространения в регионах, в которых присутствовал жаркий климат, поля шляпы «сомбреро» расширялись. Потом появились «sombrero vaquero» — (вакеро) - это по-испански название пастухов. В представлении наших людей это обычная ковбойская шляпа с довольно таки не очень широкими и вверх загнутыми по бокам полями. Сомбреро с плоской тулью придумали испанцы, которые впоследствии эволюционировали уже в мексиканском «сомбреро» с округлым и немного вытянутым верхом. Но и шляпы «vaquero» также нашли своих поклонников и ценителей, ими стали, в основном ковбои. Классическое в нашем с вами понимании сомбреро, с очень широкими полями в самой Мексике называют «сомбреро чарро», поскольку у них также сомбреро - это любая шляпа, которая имеет поля. Существует также «sombrero vueltiao» — это государственный символ Колумбии. В основном они черно-белой расцветки (с черной окантовкой по самому краю полей) и сплетены из стрелок тростника. Есть также «sombrero pintado» — это традиционная шляпа всех жителей Панамы. Они также изготавливаются (плетутся) вручную, а качество их определяется числом витков - чем больше их, а также чем тоньше само волокно, тем у такой шляпы выше стоимость. В связи с хорошим развитием торговых отношений с Мексикой, сомбреро занимает также почетное место в истории Филиппин. Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день шляпа «сомбреро» — это символ, традиция, предмет, скупаемый огромным количеством туристов, и неотъемлемая часть национального костюма. А вообще это - отличная вещь, натуральная, легкая и защищающая от знойного летнего солнца. И современные дизайнеры этого не забывают - в некоторых коллекциях знаменитых на весь мир дизайнеров, шляпа «сомбреро» довольно таки удачно обыгрывается.

Например, в коллекции Moschino, которая представлена в 2012 году есть несколько костюмов, которые очень удачно дополнены черным сомбреро. Модный дом Prada в своей прошлогодней весенне-летней коллекции им также уделил внимание. Довольно таки органично шляпы «сомбреро» смотрятся в нарядах от Just Cavalli. Жана Поля Готье иногда также вдохновляют горячие вестерны в Мексике - его сомбреро просто до неузнаваемости преображаются, а также отлично сочетаются с вечерними костюмами. Но все же основными производителями шляп «сомбреро» остаются огромное количество «народных» умельцев, а приобрести их можно в местах скопления многочисленных туристов. Хочется еще отметить, что шляпе «сомбреро» был посвящен целый фестиваль, который называется Sombrero Festival и проходящий ежегодно, в феврале месяце, в США в городе Браунсвил, штат Техас. Он был основан в 1986 году, и по сегодня его каждый год посещают примерно сорок тысяч человек.



error: Контент защищен !!