Как выглядит жизнь женщины в саудовской аравии. Как живут женщины в Саудовской Аравии

" и на комментарии к ее пись му.


Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии. Здравствуйте, дорогие девочки! Во-первых, хочу поблагодарить организатора сайта! Это отлично, когда можно обратиться к абсолютно незнакомым людям с вопросом, который мучает тебя и получить поддержку и советы. Благодарю!!! Во-вторых, я имею такой вопрос и действительно нуждаюсь в помощи, поэтому, девочки - милые, подскажите, кто чем может, я страдаю от недостатка информации! Я русская, живу в Сибири, г. Омск. Сейчас стою перед выбором связывать ли свою жизнь с мужчиной, которого люблю, но есть много вопросов... [читать письмо ]

Марина (Саудовская Аравия): Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока. Ответ на письмо " Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии " и на комментарии к ее письму .

Доброго времени суток, Хотела написать комментарий к письмам про Саудовскую Аравию, но осознала, что уж слишком длинно получится и вынесла в отдельное письмо. Промолчать не смогла, т.к. вроде получается, что пока из всех обсуждавших тему Саудовскую Аравию своими глазами видела (вижу) я одна. Я ни в коем случае не хочу ни с кем вступать в спор или жаркую дискуссию, просто к прочитанному появились некоторые дополнения и уточнения. Ими и поделюсь. Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока и от дальне-зарубежного, поэтому, в рассуждениях “о востоке” подводить ее под общий знаменатель с другими мусульманскими странами не совсем корректно. Возможно, мой рассказ будет интересен не только Юлии из Омска, спрашивающей совета по поводу Саудовской Аравии. 1. В Саудовскую Аравию НЕВОЗМОЖНО въехать по приглашению мужчины, будучи гелфренд, невестой, подругой, другом и т.п. ТОЛЬКО официальной женой. Виз невесты и т.п. - не существует. Правило едино для всех: скажем американец, работающий в местном офисе американской фирмы не может пригласить сюда на проживание (и даже в гости на 2 недели) свою половинку-американку, если они официально не расписаны. Даже если в своей фирме он занимает очень высокую позицию и по выходным пьет коньяк в посольстве с кем-нибудь из саудовских принцев. Въезд для женщины в командировку тоже достаточно сложен. Чтобы послать женщину в командировку в Саудовскую Аравию она действительно должна быть незаменимым сотрудником (в смысле невозможно заменить сотрудником мужского пола). Узкий “ручеек” приезжающих сюда на работу (я имею ввиду страны “первого” мира) не в качестве “жен своих мужей” это - сотрудницы посольств, красный крест и организации типа него, медицинские работники, преподаватели для женских учебных заведений, учителя для работы в местных международных общеобразовательных школах: Британской, Американской и т.п. 2. Буквально пару-тройку лет назад саудовские женщины получили официальное право работать. Правда работать они имеют право во-первых, только получив официальное разрешение мужа или отца, во-вторых работать они могут только в ЧИСТО женских коллективах (как, кстати и женщины других национальностей). Таких мест мало даже в Риате (столица) - поэтому право достаточно умозрительное. 3. Получать образование (будь то средняя школа или университет) саудовская женщина имеет право тоже только получив разрешение мужа/отца (или другого ближайшего родственника, если мужа/отца нет). Учатся очень многие (и на врачей, и на юристов, и на экономистов). Тех, кто использует полученное образование, гораздо меньше. По описанным выше причинам. Вузы - чисто женские. За одной партой со студентами-мужчинами саудовки (и девушки других национальностей, решившие получить здесь образование) не сидят. И в одном здании не находятся. Преподаватели - только женщины. 4. Женщина на территории Саудовской Аравии не имеет право водить машину. Правило для всех - и для гражданок Саудовской Аравии, и для резиденток, и на туристок/командировочных. Женщина (или группа женщин) имеет право пользоваться услугами официального такси, но сидеть имеет право только на заднем сиденье. Т.е. если четыре подружки решили взять такси, то им придется потратиться на оплату двух машин. К слову, для неместных, особенно “европейской наружности”, пользоваться незнакомым такси (пусть и с “шашечками”) опасно. Рекомендовано пользоваться только рекомендованными (сорри, за тавтологию). Случаев пропажи женщин немало. Поэтому лишний раз испытывать судьбу и демонстрировать независимость не приходится. Сидеть в машине наедине (т.е. без мужа или ближнего родственника) с мужчиной, не являющимся родственником, запрещено законом. Если остановят и проверят документы, то платой за эту “вольность” будет, как минимум, несколько дней тюрьмы. И для вас и для вашего “водителя”. И пусть этот мужчина будет коллегой вашего мужа, самый лучший друг семьи или муж вашей подруги, согласившийся вас подвезти. Правило от этого не меняется и опять же действует для всех: как саудовцев/саудовок так и резидентов/резиденток. Общественные автобусы здесь отсутствуют вообще. Т.е. единственная возможность для женщины доехать до своего места работы, учебы, к врачу, за покупками и т.п. - это такси или ближайший родственник мужского пола (в компаундах есть свои автобусы для жительниц компаунда - они ходят по расписанию по разным направлениям, шопинг-центры, в основном). Этот момент тоже является препятствием для многих к получению высшего образования. Даже если муж/отец не являются оголтелыми сторонниками шариата они физически не могут тратить свой день на извоз женской половины семьи. Личный шофер (он разрешается, как ни странно, ведь чужой человек, не семья) и такси на ежедневной основе тоже не всем по карману. Саудовская Аравия страна богатая и местная черта бедности несколько отличается от черты бедности многих других стран. И все-таки “нефтяным фонтанчиком” владеет здесь не каждая семья. Большинство саудовцев (а может и все) одеты, накормлены и т.п., но представлять что ВСЕ они миллионеры или очень зажиточны так же наивно, как и думать что Америка - страна, где живут только Дональды Трампы. Наверняка многие саудовки с удовольствием входили бы в отдельную дверь автобуса (как в Иране), но для них и этой “роскоши” не предусмотрено. Зато увидеть ребенка, ведущего машину, здесь не редкость и закон на это смотрит сквозь пальцы. Десяти-двенадцати летний мальчуган за рулем и восседающая рядом мама с сестренками (пусть и восемнадцатилетними) - здесь это норма. И еще большая норма за пределами больших городов. А что делать? Передвигаться надо, а глава семьи на работе. Как они водят - это уже другая отдельная грустная история. Те, кто выживают, в восемнадцать лет сдают на права. 5. В общественных местах все женщины (и саудовки и иностранки) ОБЯЗАНЫ носить длинное черное платье-халат (по-арабски он называется “ибая” - извиняюсь заранее перед теми, кому слово показалось неблагозвучным). Цвет - только черный. Ни темно-фиолетовый, ни коричневый, никакой другой. Допускается вышивка, украшение стразами и даже брульянтами (если можете себе позволить). Форма рукава, пожалуй, единственная часть этого наряда, на которой дизайнеры имеют право потренировать свою фантазию. В любом случае рукав должен закрывать косточку. По прилету этот “маскировочный халат” следует надеть сразу после выхода из самолета, до прохождения таможенного контроля. Если “халата” у вас нет - могут быть проблемы уже в аэропорту, пусть вы и одеты исключительно в скромное-темное- закрытое. Примерно три года назад вышел официальный закон, согласно которому иностранки-немусульманки имеют право на улицах и в общественных местах не покрывать голову. Поэтому сейчас встретить здесь женщину с непокрытой головой можно довольно часто. Все они, еще раз повторю, иностранки-немусульманки. Мусульманка (пусть она иностранка и вообще гражданка Великобритании) ОБЯЗАНА на территории Саудовской Аравии покрывать голову. В резидентской идентификационной карточке (ее всегда нужно носить с собой) указано вероисповедание. Если мутафа (религиозная полиция) остановит и проверит документы (в первую очередь остановит, если у девушки/женщины внешность “восточная”) мужу мусульманки, не покрывшей голову, грозит в качестве официального наказания избиение плетками (100 ударов, если не ошибаюсь) и большой денежный штраф. И не важно, что муж этот - занимает руководящую должность в саудовском филиале британской фирмы. Ни должность, ни знакомства не спасут. В-общем, рассуждать о свободном выборе мусульманской женщины не особо приходится. Как пошутила “британская мусульманка”, рассказавшая мне об этом нюансе: “Когда я за что-нибудь рассержена на мужа, то обещаю ему прогуляться по улице с непокрытой головой”. В Англии и на территории компаунда она, к слову, одевается совершенно по-европейски. Несмотря на то, что Коран обязует закрывать только голову, саудовки полностью покрывают лицо. У некоторых непокрыты глаза (такая своеобразная “амбразура” в “шторке”- не буду утомлять читателя арабскими названиями). Зависит от того, что муж разрешит. Редкий саудовский муж разрешает ограничиться покрытой головой. По крайней мере я еще ни разу не видела своими глазами в общественном месте саудовку с открытым лицом. Плюс девочке с младенчества объясняется, что если она не будет покрывать лицо, то это очень плохо и в рай она не попадет. В общем, годам к восемнадцати желание попасть в рай у саудовок становится искренним и вполне осознанным. Начинать покрывать голову девочке надлежит с появлением первых месячных, “шторка” входит в ее жизнь немного позже. Маленькие девочки - т.е. от новорожденных до 9-11-и леток одеваются как и все другие дети на планете. Обычно ярко-красочно (немаркое они не жалуют, видимо знают, что еще успеется). 6. Женщина в Саудовской Аравии (как гражданка страны так и резидентка/туристка) НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ходить по улице одна. Запрещено законом. Только в сопровождении мужа/ближнего родственника. В любое время суток. Максимально допустимое расстояние для “одиночной прогулки” - метров двести-триста, ну может пятьсот (переход из одного шоппинг-центра в другой) и только в оживленном месте. В неоживленном, к тому же, и опасно. Если просчитают, что, допустим, по понедельникам в три пятнадцать вы каждый раз одна проходите по этой улице - запросто могут украсть. Зачем? Чтобы изнасиловать. Потом тело закопают в пустыне и искать бесполезно. Вся страна - одна большая пустыня. Почему многие местные мужчины такие дикие (подчеркиваю, не все) я пожалуй, вынесу в отдельный пункт. Кстати, если вы думаете что это такая страшная история, которую одни экспаты рассказывают другим экспатам, то ошибаетесь. Про то, что могут “просчитать” и украсть мне рассказал как раз местный житель. Его жена тоже в одиночку по пустынным улицам и переулкам не ходит. И, насколько вы понимаете, не потому что он домашний тиран. Хотя то, что он не разрешает ей одной ходить - факт. 7. Ни в одной стране мира нет такой сегрегации мужчин и женщин как в Саудовской Аравии. Для саудовца любой контакт с женщиной (в смысле, разговор, прогулка, посидеть в кафе и т.п.) возможен только если она его жена. Женятся они очень рано. И, действительно, у некоторых есть несколько жен. Но позволить себе четыре жены могут далеко не все. Дорого. Многие и одну не могут позволить. Годами, десятилетиями. Проституции здесь нет - за этими утехами те, кто могут себе финансово позволить, едут в соседние Дубаи или Бахрейн. Но ведь есть и те, кто не могут себе финансово позволить ни жену, ни секс-туризм. От этого у некоторых “сносит крышу” и от этого - случаи зверств по отношению к женщинам (групповые изнасилования и т.п.). Женщина для таких мужчин - вожделенный объект. И они идут на все - они смотрят на женщину как наркоман на последней стадии на наркотики. Опять же, подчеркиваю, я не обобщаю и не пытаюсь вам объяснить, что ВСЕ саудовцы такие. Достать наркотики для саудовцев гораздо проще, чем алкоголь. Даже складывается впечатление что наркотики запрещены здесь меньше, чем алкоголь. Машина здесь стоит меньше чем жена (затраты на свадьбу). Поэтому единственная радость многих юнцов здесь - гонки по хайвею без правил в обкуренном/обколотом состоянии. Все по этим же причинам “дефицита женщин” процветает здесь и гомосексуализм. И он вовсе не такой “элегантный” как в голливудских фильмах и американских мыльных операх. Все эти правила относятся и к несаудовцам. Т.е. женщина может сидеть в ресторане в компании мужа и его коллег мужского пола, но без мужа с этими же коллегами - запрещено. Если проверят документы и обнаружат, то наказание - тюрьма (как минимум на несколько дней) и штраф. 8. В ресторанах (в большинстве, но не всех) есть отдельный вход для семейных пар и для женщин и отдельный - для только для мужчин. Мужской зал выглядит как обычный зал в любом ресторане мира, “семейный-женский” - это множество кабинок со шторками, перегородками или отдельные комнатки. Стекла на улицу в “семейной-женской” части непрозрачны или с эффектом затемнения (чтобы с улицы было не видно). В столице есть пара ресторанов (они самые дорогие-люксовые), где зал как бы общий, без перегородок. В некоторых кофейнях (в частности Старбакс) “семейные залы” тоже максимально похожи на те, что за пределами Саудовской Аравии. В банках тоже есть отдельный вход для женщин (и обслуживают их женщины). В зоопарке и некоторых музеях система “четных -нечетных” дней. По первым - пускают женщин с детьми (мальчики до 12 лет), по вторым - мужчин с сыновьями. Т.е. удовольствия сходить в зоопарк семейно саудовская семья лишена. Та же система и в “парках аттракционов” - их тут, к слову, множество. 9. Чтобы выехать из Саудовской Аравии требуется виза на выезд. Женщина получает визу ТОЛЬКО с разрешения своего мужчины (муж/отец). Правило для всех: и для саудовцев, и для экспатов, и для гастарбайтеров. Процедура получения визы занимает около недели. Можно иметь мульти-визу на выезд. Такая виза на полгода стоит около 100 евро. Мульти-виза выдается после того, как вы один раз выехали и снова въехали по простой визе. Если что, не дай бог, случилось с вашей семьей в другой стране (скажем, в России) и вам СРОЧНО нужно вылететь (не дай бог конечно, но, скажем, на похороны), а у вас нет мультивизы, то вылететь срочно шансов нет. Получение визы для экспатов - формальность, которой, к тому же занимается фирма, для “породистых саудовцев” тоже, в общем-то, формальность. Для прочих категорий эта процедура может занять время и силы. Как среднестатистическому россиянину получение шенгенской визы. И это если муж/работодатель не против выезда. Если против - то вы в заложниках у страны/системы. 10. На территории Саудовской Аравии запрещены ВСЕ религии, кроме ислама. Нет ни соборов, ни костелов, ни буддийских храмов. Ввоз крестов и прочей христианской религиозной символики запрещен. По мелочи все конечно ввозят (я тоже ввезла свой золотой нашейный крестик), но если бы увидели на таможне, то имели бы полное право конфисковать. Носить открыто крестик на шее (пусть и совершенно декоративный) ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Последствия, если увидят, все те же - штраф, розги, тюрьма. Все вместе или по отдельности и в каком количестве, врать не буду, не знаю. За одним, официально запрещены все атрибуты Рождества и, соответственно, Нового Года. Ни елок в шоппинг-центрах, ни декорации на улицах (хотя в столице и так все в иллюминации по вечерам). Запрещены здесь не только Иисус, но и Санта Клаус, олени, рождественские гномы и вообще вся рождественская лабудень, включая елку, елочные игрушки, декорация дома рождественской иллюминацией. Все это есть на территориях компаундов. В тех же количествах, что и в Европе - и елки в ресторане, и рождественская музыка и т.д. и. т.п. Если же вы живете в вилле вне компаунда - рождественская декорация внешней стороны дома карается законом. В рождественский период в некоторых ресторанах пятизвездочных отелей было специальное рождественское меню, но слово “рождественское” опять же в меню не стояло, было написано “специальное меню на 24,25,26 декабря”. 11. С фото в Саудовской Аравии ситуация крайне забавная - фотографировать ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Не только людей, но и здания, пейзажи, улицы и т.п. Нельзя снимать внутри любых общественных мест -почта, шоппинг-центр, ресторан и т.п. Здания - тайно, если никто не видит, можно теоретически снять и я сделала несколько снимков. Но если подойдет полиция и отберет фотокамеру то ругаться бесполезно, только говорить спасибо что в тюрьму на пару-тройку дней не отправили. Те редкие фото, что появляются в прессе - сделаны с разрешения министерства. Если нет от них справки - все на свой страх и риск. Объясняют это угрозой терроризма, но это глупо - у всех шпионов уже давно камеры размером с обручальное кольцо. Еще пару-тройку лет назад мобильные телефоны с фото/видео камерой были в Саудовской Аравии официально запрещены. 12. Также в Саудовской Аравии запрещены театры, кинотеатры, любые музыкальные концерты, любые публичные шоу (цирк, например). Слышала, что есть одна саудовская певица, которая живет и работает в Ливане. Ее семья заклеймила позором и если она въедет в Саудовскую Аравию, то семья обещает ее убить. Эту историю мне ливанцы рассказали. Певица - самая обычная и вполне скромного вида. Как, например, Шакира или Джей Ло она не одевается и не танцует. Всех ее грехов - поет песни и лицо не закрывает. 13. Сложно ли жить европейской женщине в Саудовской Аравии? После всех страстей, которые я рассказала, мой ответ вам покажется парадоксально-шокирующим. Жизнь европейской женщины здесь может быть вполне приятной и комфортной. В пределах компаундов жизнь течет в абсолютно европейском режиме. Среднестатистический компаунд (их в Риате много, я была в нескольких) выглядит как южно-европейский четырех-пятизвездочный отель с территорией, размером с маленький европейский город или большую европейскую деревню. Здесь, на территории компаунда, есть бассейны, спортивные клубы, бьюти-салоны, кафе, рестораны, магазинчики. Впрочем ресторанов, кафе и бьюти-салонов много и за пределами компаунда. А еще гольф-клубы (в них сегрегации нет), спорт-центры (отдельно женские, отдельно мужские), музеи (не много, но есть). Благодаря такси, шоферу или, в вечернее время, мужу, все эти блага находятся вполне в пределах досягаемости. К слову, рестораны здесь очень хорошие и дешевле, чем в Европе. Шопинг здесь тоже великолепен. Саудовская Аравия - страна с нулевым налогом на все. И распродажи здесь бывают. Наличие спутникового телевидения и интернета позволяет не испытывать информационный голод. В компаундах проводятся вечеринки с танцами и музыкой. Ввоз в страну алкоголя запрещен, но многие ввозят ингредиенты и делают в домашних условиях очень неплохое вино и пиво. Распитие алкоголя в пределах компаунда не запрещено и проблема как раз не ввезти алкоголь в компаунд, а если вдруг его у вас обнаружат за пределами компаунда. Вот тогда - ой, что будет (все по схеме - розги, шрафы, тюрьма). Также вечеринки проводятся и в посольствах. С настоящим хорошим алкоголем - посольствам его ввозить в страну не запрещено. Для тех, кто хочет не только думать о красе ногтей, но и быть дельным человеком - тоже возможностей много. Отполировать иностранный язык или выучить новый (языковые курсы при посольствах предоставляют массу возможностей), пойти на курсы рисования, керамики и других видов творчества-рукоделия, поучиться на кулинарных курсах, расширить профессиональные горизонты - например, получить дистанционное образование, пройти дистанционные курсы. Университеты многих стран предоставляют эту возможность (в т.ч. и получить МВА). Медицинское образование и повышение квалификации можно получить здесь, в Риате (диплом, международно котируемый). Обладательницы ряда профессий (учитель языка, медработник, парикмахер, фитнес-тренер и ряд других), желающие поддерживать себя в профессиональном тонусе, находят здесь работу. Или на территории компаундов или в “женских коллективах”. Работать среди мужчин (пусть и в том же офисе международной фирмы, где трудится муж) запрещено местным законом. Разумеется, кому-то со стороны все это может показаться золотой клеткой (столько ограничений). Но, согласитесь, если с милым рай и в шалаше, то уж в золотой клетке вместе с милым (любимым мужем) и подавно можно не только выжить но и жить. С удовольствием. Юридически женщина (и европейская тоже) ПОЛНОСТЬЮ зависит на территории Саудовской Аравии от своего мужа (местного ли или европейского). Но когда в семье лад и любовь то эта зависимость не ощущается (ни здесь, ни в той же Европе), не воспринимается как “окова”. К тому же если знаешь, что можешь в любой момент уехать. Кто-то из европейцев, американцев и прочих представителей стран “первого мира” приезжают сюда на несколько месяцев, кто-то на пару лет, кто-то живет здесь годами, а то и десятилетиями. Здесь очень хорошие международные школы для детей (к слову, некоторые из саудовских принцев учатся в Американской школе). Образование в них дорогое (как и вилла в компаунде), но большинству (в смысле из категории о которой я рассказываю) все это оплачивает фирма. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. И для кого-то это “лучше” оказывается в Саудовской Аравии. Находиться в Саудовской Аравии “за пределами золотой клетки” - это уже другая история. И начало и конец в этой истории для европейской женщины будут не такими радужными. Но зачем эту историю начинать? Я не берусь давать советы Юлии из Омска, слишком много в ее уравнении (рассказе) неизвестных. Могу сказать одно, в случае неблагоприятного развития событий, здесь, в отличии от Европы (Европа -не как географическое, а как “ментальное” понятие) комитет по защите прав человека находится в отпуске. Если европейке (или русской) в Европе есть куда бежать от мужа (полиция, кризис центры и т.п.), то здесь всего этого НЕТ. Саудовская Аравия - страна со многими возможностями. Но и здесь они (как и во всем мире) не для всех. Не для всех местных, не для всех приезжих. На заработки (в командировку) сюда едут не только высококвалифицированные белые воротнички из Европы, Америки и т.п. стран (за большую зарплату, соблазнительные соц. пакеты и нулевой подоходный налог), но и жители “непривелегированных” стран. Они часто работают здесь на тяжелейших физических работах на каторжных условиях за копейки, но держатся за место т.к. в своей стране (например, Бангладеш) им и этого не заработать. “Копейка” понятие относительное. Саудовские женщины? Их, наверное, тоже “всем скопом” жалеть не стоит. Тех, у кого и шоферы, и прислуга, и шопинг в Лондоне, и духовно богатая жизнь (будь она профессиональной или в режиме хобби), и дом полная чаша, и любящий, любимый, заботливый муж. За них действительно не стоит волноваться. Как и за жительниц Европы - обладательниц такого же “комплекта”. Если же судьба оказалась не столь благосклонна, то, цитируя Сузанну из “Самой обаятельной и привлекательной” (и заодно Мичурина), в Европе женщина имеет реальную возможность “не ждать милостей от природы, а взять их у нее”. У саудовской женщины этих возможностей на порядок меньше. У кого-то из них они сведены к нулю. Буду рада, если кому-нибудь мое письмо показалось интересным или помогло в принятии решений. Всего хорошего. Марина

53 саудовских духовных деятеля призвали арабские страны поддержать «джихад» против России, Ирана и сирийских властей.

Третье Саудовское

Государство Саудовская Аравия появилось на свет 23 сентября 1932 года. В 1926 году Абдул аль-Азиз из семьи Саудов объединил регионы Неджд и Хиджаз и основал Королевство Неджд и Хиджаз, в 1932 году, после завоевания Асира и укрепления позиций в Эль Хасе и Катифе страна стала называться Королевством Саудовская Аравия.

Современную Саудовскую Аравию также иногда называют Третьим Саудовским государством, отличая его таким образом от Первого и Второго государства Саудов, которые просуществовали соответственно с 1744 по 1813 годы и с 1824 до 1891 годы.

Нефтяная карта

Саудовская Аравия - настоящая "нефтяная бочка". Экспорт этого сырья даёт 90 % экспортных доходов страны, 75 % бюджетных поступлений и 45 % ВВП государства. Нефть стала для Саудовской Аравии не только основным продуктом, поднимающим экономику страны, но и серьезным геополитическим козырем.

Колоссальные запасы нефти были обнаружены здесь в 1938 году, но из-за Второй мировой войны крупномасштабные разработки приходилось откладывать. США имели свою долю в арабском сырьевом бизнесе ещё с 1933 года, на территории Саудовской Аравии работала компания Standard Oil Company of California.

Не дожидаясь окончания войны, президент США Франклин Рузвельт в феврале 1945 года, после завершения Ялтинской конференции, провел встречу с Абдул-Азиз ибн Саудом. Переговоры проходили на борту американского военного корабля "Куинси" в Суэцком канале. Тогда был заключен так называемый "пакт Куинси", по которому монополия на разведку и разработку нефти передавалась США. Рузвельт, в свою очередь, пообещал саудитам защиту от внешней угрозы.

Нефть сделала Саудовскую Аравию богатейшим государством в своем регионе, Абдул-Азиз к 1952 году имел личное состояние порядка 200 миллионов долларов. США, в свою очередь, получили хороший рычаг влияния на нефтяной рынок.

Права женщин и мужчин

Когда речь заходит о Саудовской Аравии, всегда вспоминают о жестких законах шариата. Женщины там сильно ограничены в правах. Так, в Саудовской Аравии женщине не рекомендуется появляться за пределами дома без сопровождения мужчины-махрама (родственник, муж), ей запрещено общаться с другими мужчинами, если они не являются махрама. В 2009 году братья расстреляли публично двух своих сестер за общение с другими мужчинами, а в 2007 году отец лично казнил дочь за то, что она общалась в Facebook с незнакомым мужчиной.

Женщины в Саудовской Аравии обязаны везде носить черные абайи, в 2011 году религиозная полиция также стала требовать, чтобы женщина в присутственном месте закрывала глаза, поскольку они могут быть слишком сексуальными. Мужчины в Саудовской Аравии должны защищать честь семьи и честь своих женщин. Есть такое понятие "намус" или "шараф", что переводится как честь. Соблюдая намус, мужчина может сам определить наказание для женщины, нарушившей ирд - правила женского благочестия.

Ради справедливости, нужно сказать, что сегрегация в Саудовской Аравии распространяется как на женщин, так и на мужчин. Холостые мужчины ограничены здесь в правах не меньше, чем женщины. Все места общественного пользования разделены на две части - для семей (читай "для женщин") и для мужчин. В большинство мест вход для одиноких мужчин в принципе заказан, поэтому в социальном отношении они притеснены в правах не меньше женщин. Женщины же в Саудовской Аравии ведут борьбу за свои права и уже достигли в этом деле успехов, они даже могут занимать политические должности.

Казни

Юридическая система Саудовской Аравии основана на нормах шариата, смертная казнь в стране предусмотрена за умышленное убийство, вооруженное ограбление, гомосексуализм, внебрачные (добрачные) связи, религиозное отступничество, насильственные действия сексуального характера, создание оппозиционных власти группировок.

Соблюдение норм шариатского права контролируется религиозной полицией - мутаввой, которая также называется шариатской гвардией. Она подчиняется Комитету по поощрению добродетели и удержанию от порока.

За различные преступления нормами шариата установлены различные наказания - от ударов и побиения камнями до отсечения головы.

Право исполнения казни в Саудовской Аравии считается почетным, в стране до сих пор существует несколько династий палачей, мастерство это передается по наследству. В 2013 году Саудовская Аравия столкнулась с нехваткой кадров, меченосцев сейчас становится все меньше, поэтому изменились и формы приведения казни в исполнение.

Мекка и Медина

Саудовская Аравия - одна из самых закрытых стран мира. Пребывание в святых для мусульман городах Мекке и Медине для немусульман строго запрещено законодательством. Попасть в эти города можно только в группах паломников, совершающих хадж. В истории, однако, были случаи нарушения этих запретов.

Первым известным немусульманином, который посетил Мекку, был итальянский путешественник из Болоньи Людовико де Вертема, побывавший здесь в 1503 году. Ещё одним немусульманином, посетившим Мекку, стал сэр Ричард Фрэнсис Бёртон. В середине XIX века он совершил хадж из Афганистана под вымышленным именем.

Несколько фактов

В Саудовской Аравии нет рек. Вода здесь дороже бензина. В Саудовской Аравии официально запрещена магия. В Саудовской Аравии есть в продаже матрешки, но они выполнены в соответствии с нормами - женщины в абайи, мужчины - в тоби и гутри. В Саудовской Аравии принят исламский календарь, сейчас идет 1436 год по Хиджре. Любимый вид спорта - футбол, сборная страны трижды была чемпионом Азии. Визу получить не так просто, особенно если в загранпаспорте стоят отметки о посещении Израиля.

Простое женское счастье

Самая большая в мире женская тюрьма. Так окрестили Саудовскую Аравию журналисты. "Женщин в моей стране игнорируют отцы, третируют братья и оскорбляют мужья", - пишет в своей документальной книге "Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии" Джин Сэссон.

"Мужчины верят, что они высшие существа, и ведут себя соответственно этому, - поясняет писательница. - Авторитет саудовского мужчины безграничен. Он казнит и милует, и его жена и дети будут жить, если только он этого пожелает.

У себя дома он представляет высшую власть. С самого детства мальчикам внушают мысль, что женщина не имеет никакой ценности и служит лишь для удобства и удовольствия. Ребенок видит пренебрежение, с которым относится отец к его матери и сестрам, и начинает, в свою очередь, относиться презрительно ко всем представителям противоположного пола, что в дальнейшем делает невозможным дружеские отношения с женщинами.

Приученный с детства к роли хозяина, мальчик, когда настает для него время зрелости, считает свою подругу не более чем частью имущества".

В арабском языке слово hormah, обозначающее женщину, этимологически восходит к слову haram, что переводится как "грех". Бестселлер о "жизни под чадрой" критики нередко обвиняют в преувеличении и излишней эмоциональности, но надо отдать должное история во многом правдивая. Свидетельства об этом встречаются в других изданиях.

В книге "В мрачном королевстве: моя жизнь в Саудовской Аравии" Кармен бен Ладен - жена родного брата Усамы бен Ладена - описывает такой случай: "Однажды после полудня я была на рынке. Из-за жары беременная женщина потеряла сознание и упала. Муж бросился к ней на помощь, но религиозная полиция оказалась тут как тут.

Они накинулись на него за то, что он попытался прикоснуться к жене в присутствии посторонних". Так называемые учебники по "исламскому этикету" и вовсе приводят в шок. Излюбленной темой их авторов является техника избивания жен.

Мохаммед Камаль в своей книге "Женщина в исламе" поучает, что супругу стоит бить не слишком толстым прутом, поскольку удары должны принести ей в первую очередь не физические, а духовные страдания. Наносить удары он рекомендует по чувствительным частям тела: лицу, груди, голове.

Эксперт по семейным отношениям Гази аль-Шимири в своем труде оспаривает мнение коллеги: он полагает, что бить женщину по лицу не стоит ни в коем случае. Его фирменный совет - мужу следует непременно предупреждать жену о том, сколько ударов он намеревается ей нанести.

Автор опуса "О подчинении женщины в исламе" Гассан Аша перечисляет случаи, в которых мужу стоит распускать руки. К примеру, когда женщина отказывается прихорашиваться перед встречей с законным супругом, не желает удовлетворять его сексуальные потребности, пренебрегает своими религиозными обязанностями или без разрешения покидает дом.

Права женщин в саудовском обществе основаны на патриархальных законах шариата, Коране, учениях пророка Мухаммеда и племенных законах. Ученые мужи и видные политики нередко ссылаются на жизнь пророка Мухаммеда, чтобы доказать, что ислам поощряет сильных женщин.

Как известно, первая жена пророка Хадиджа была предпринимателем и в свое время взяла на себя инициативу в предложении руки и сердца. Другая жена - Айша - руководила армией в одной из битв. Популярно и цитирование слов пророка: "У вас есть права над вашими женщинами, и ваши женщины имеют права над вами".

Все саудовские женщины обязаны носить хиджаб, как основной признак половой сегрегации. Чтобы мужчина (не муж и не родственник) не соблазнялся женщиной, в общественном месте она должна покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. В некоторых провинциях женщин обязывают закрывать лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки.

Два года назад саудовский мулла шейх Абдулла Дауд призвал скрывать лица девочек под паранджой с рождения, дабы уберечь их от сексуальных домогательств. Однако, другие священнослужители и чиновники призвали саудовцев не принимать его рекомендацию ко вниманию, так как по их мнению "несправедливо заставлять детей ходить в парандже".

На Западе саудовский дресс-код принято трактовать как главный символ угнетения женщин. Однако, местные женщины, выступающие за свои права, рассматривают возможность отказа от абайи в последнюю очередь.

Женщины Саудовской Аравии обязаны жить и передвигаться за пределами дома вместе с мужчиной-махрамом - родственником или мужем. Мужчина-опекун играет важную роль во всех аспектах жизни женщины. Без соглашения махрама женщина не может заключить брак, получить образование, устроиться на работу, передвигаться в пределах страны, выехать за границу, открыть банковский счет и даже сделать плановую операцию.

Формально данные правила были отменены в 2008 году, но на самом деле практика наличия махрама продолжает повсеместно присутствовать.

Более того, среди местных женщин нередко встречаются сторонницы мужского опекунства. Работница Министерства образования Ноура Абураххман в одном из интервью заявила: "Как саудовская женщина, я требую при себе иметь опекуна".

Несколько лет назад другая сторонница данного явления создала петицию "Мой опекун знает, что лучше для меня", которой удалось собрать более пяти тысяч подписей. Однако немало и таких, которые критично относятся к мужчинам-опекунам, доказывая, что это унижает достоинство женщины, приравнивая ее к ребенку или подчиненному.

Как бы там ни было, опекунство махрама позволяет женщинам Королевства избежать какого-либо контакта с незнакомыми мужчинами и сохранить свою "женскую чистоту". Нарушения принципов сегрегации по половому признаку называется "халва", которая может приравниваться к преступлению, особенно со стороны женщины. В 2008 году 75-летняя Камиса Мохаммад Савади была приговорена к сорока ударам плетью и четырем месяцам заключения за то, что незнакомый мужчина доставил ей в дом хлеб. Ни в одной стране мира нет такого разделения мужчин и женщин, как в Саудовской Аравии.

Женщины не имеют права пользоваться общественным транспортом, общими с мужчинами лифтами, ресторанами, где специально оборудованы отдельные входы и выходы, а так же раздельные залы для семейный пар и для мужчин.

Большинство домов также разделены на две половины. Традиционно проекты строений предусматривают в помещениях для женщин высокие стены и небольшие окна, завешенные шторами, чтобы позволить им отгородить себя от внешнего мира. Иногда сегрегация приводит к бессмысленным трагедиям.

В марте 2002-ого года в одной из женских школ заживо сгорели несколько десятков учениц только потому, что пожарные-мужчины отказались войти в женское помещение и вывести школьниц из горящего здания. Прибывшие на место пожара сотрудники религиозной полиции препятствовали эвакуации девушек из горящего здания под предлогом того, что те "неподобающе одеты".

С раннего детства девочкам внушают, что они рождены исключительно для того, чтобы поддерживать семейный очаг, рожать и воспитывать детей. Работать женщине можно только с разрешения махрама, да и то при условии, что она не будет пренебрегать своими семейными обязанностями.

Согласно саудовским законам женщине позволяется работать только в строго отведенных направлениях, где женщина-клиент могла бы избежать нежелательного контакта с мужчиной. Основной сферой работы для саудиек являются образование и медицина, реже можно встретить женщин, работающих в сфере финансов.

С 2013 года женщинам официально разрешено работать адвокатами. Консервативные саудовские граждане, сотрудники министерства труда и религиозные деятели в один голос твердят, что возможность работать для представительниц слабого и весьма угнетенного пола противоречит ее природе: "Лучшее место для женщины - ее дом".

Женщины в Саудовской Аравии составляют всего 17% рабочей силы. Для сравнения: в ОАЭ их доля составляет более 40%. Каждая вторая работающая саудийка имеет высшее образование. Хотя стоит отметить, что качество женского образования здесь значительно ниже мужского.

Саудовская Аравия - единственная страна в мире, которая полностью пресекает любые проявления женского спорта. До 2008 года страна не представляла женщин на олимпийских играх, несмотря на то, что женские команды в королевстве существуют. Только в июне 2012 года саудовские спортсменки были допущены к олимпийским играм в Англии. Всего год назад правительство впервые санкционировало спортивные уроки для девочек в частных школах.

С 2013 года женщинам в Саудовской Аравии было разрешено кататься на велосипедах и мотоциклах, что ранее строго запрещалось. Стоит ли говорить, что велосипедистки должны быть полностью укутаны в абайю и быть в сопровождении опекуна.

Однако, данное правило не касается передвижения на автомобиле. По местным правилам, женщинам нельзя водить машину, хотя данный запрет повсеместно нарушается в сельской местности. Из-за того, что женщинам не позволяется выходить за территорию дома без сопровождения мужа или мужчины-родственника, передвижение саудиек по стране очень ограничено.

Конкретного закона, запрещающего водить авто женщинам нет, однако им не выдают государственные лицензии на вождение авто. Как водится, саудовские ученые и религиозные деятели причисляют вождение машины женщиной к греху, хотя в Коране ничего об этом не написано.

Профессор Камаль Субхи доказывает, что как только женщины получат водительские права, Саудовская Аравия приблизится к нравственному распаду. По его словам "этот необдуманный шаг откроет двери для сатаны, будет способствовать развитию гомосексуализма, порнографии, проституции и разводов, а в течении десяти лет вымрут все саудовские девственницы". Поскольку сама женщина не вправе сесть за руль, многие вынуждены прибегать к найму иностранного водителя, занимающегося развозкой женщин, что обходится весьма недешево их мужьям.

Иногда доходит до абсурда. В 2010 году советник королевского двора и министерства юстиции издал фетву, согласно которой женщина обязана вскармливать грудным молоком водителя, работающего на нее, чтобы породниться с ним. В таком случае мужчина-родственник сможет без нарушений законов общаться с женщиной и служить для нее извозчиком.

Пожалуй, самое страшное в жизни саудовских женщин то, что законодательство не защищает их от бытового насилия и половой дискриминации. Заявления женщины об избиении ее супругом не считаются доказательством его вины. Саудийка, заявляющая об изнасиловании или сексуальных домогательствах, не только не получит поддержки властей, но и сама будет обвинена в провоцировании инцидента, неподобающем поведении или тайных половых связях.

В 2009 году 23-летняя незамужняя женщина была приговорена к одному году тюремного заключения и 100 ударам плетью за "прелюбодеяние", поскольку стала жертвой изнасилования и безуспешно пыталась сделать аборт. Порка была отложена на время после родов. Беззаконие касается и совсем девочек. Мировая общественность была шокирована историей саудовского проповедника, который изнасиловал и зверски убил свою пятилетнюю дочь. За убийство девочки аль-Гамди грозила смертная казнь.

Однако после того, как он согласился выплатить чуть больше 182 тысяч саудовских риялов (около $48 тыс.) матери убитой, суд его освободил. Поражает и то, что по исламским законам компенсация за смерть ребенка женского пола вдвое меньше, чем если бы был убит мальчик.

Положение женщин в Саудовской Аравии служит поводом для бесконечных споров. Несмотря на то, что публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в государстве крайне ограничены, а прав у представительниц слабого пола меньше, чем обязанностей, многих из них подобное положение дел вполне устраивает.

Не все саудовские женщины считают себя рабынями. Под их черными абайями нередко скрыты наряды от лучших модельеров и дорогостоящие украшения. Их мужья содержат целый штат служанок, чтобы облегчить супруге быт. Правильно составленный брачный договор позволят не бедствовать после развода, который может состояться в случае плохого обращения со стороны мужа. Запрет на образование давно уж снят.

С 2011 года саудовским женщинам предоставлено избирательное право. Более того, в 2013-ом началась активная кампания за прекращение насилия в отношении женщин. Совет министров впервые принял закон, запрещающий домашнее насилие и другие формы жестокого обращения с женщинами. А в обход гендерной сегрегации особую популярность стали набирать альтернативные виды общения с помощью технологии и связи. Среди жителей королевства ныне модно знакомиться и общаться посредством bluetooth.

Саудовские женщины активно осваивают социальные сети и заводят романы по перепискам на Facebook, несмотря на то, что некоторые консервативные священнослужители утверждают, что Facebook способствует гендерному смешению и является "дверью в похоть". "Пусть женщины в моей стране прячут лица под паранджой, пусть они находятся под полным контролем патриархального общества, в котором мы живем, но я верю: это не может продолжаться вечно," - с надеждой писала одна из женщин.

Как женщине, рождённой в Саудовской Аравии, мне пришлось пережить пару (неудачных, к счастью) попыток пристроить меня замуж «по соглашению». Сейчас я живу в другой стране, и могу пролить свет на то лицемерие, с которым многие мои соотечественники рассказывают о некоторых особенностях нашей культуры.

Ухаживания и секс в Саудовской Аравии

Вследствие активной пропаганды ваххабизма во второй половине 1990-х годов, всё, что связано с попытками молодых людей самостоятельно найти себе пару (знакомства, свидания, ухаживания, флирт) считается позором. В школах и мечетях девочкам раздавали буклеты, в которых мужчин называли не иначе как волками или бешеными собаками. В большинстве своём эта пропаганда была направлена на девочек начиная с восьми лет, чтобы в их голове всякий мужчина рисовался хитрым голодным монстром, включая отца и братьев. Я помню, как наставница убеждала меня, что мужчины не в состоянии контролировать себя, так что аллах будет винить меня за грех своего сына.

Особый акцент делался на сохранение девственности (главным образом, на сохранение девственной плевы) для будущего мужа. В результате женщины крайне редко вступают в беседу с представителями противоположного пола, зато лесбийская любовь – обычное дело и безопасная замена интимной жизни до замужества с последующим сексуальным насилием, о котором не принято говорить.

Воспитывая «хороших мусульман» из мальчиков (по словам моего брата), школьные наставники делают особый акцент на грубом маскулинизме. Они слышат множество шуток о жёнах, которые только и ищут возможности встретиться с любовником, как только муж уйдёт на работу.

Самые популярные сравнения для женщин – замочная скважина, гнилое мясо (выставленное на открытом воздухе, чтобы все могли видеть). Мальчикам внушают, что женщина – это угроза их мужественности и способности держать под контролем свой дом. Их учат, что женщины – низшие создания и не способны принимать решения самостоятельно. Принимать решения должны только мужчины.

Таким образом, ваши домочадцы женского пола не должны показывать никакие части своего тела и вообще покидать дом, в противном случае вы не достойны называться мужчиной. Женщина же, которая осмелилась посмотреть мужчине в глаза – потаскуха из разбитой семьи.

Однако буклетов для мальчиков гораздо меньше, чем для девочек, поскольку мужчины могут передвигаться значительно свободнее. Мальчики-подростки часто остаются предоставлены самим себе, в то время как девочки находятся под присмотром и в школе, и дома.

Так что же, никаких свиданий?


Не совсем так. Всякому человеческому существу свойственно искать себе компанию, и тут на помощь молодым людям с 90-х годов приходят социальные сети, онлайн-свидания и айфоны.

Однако из-за пропаганды и традиций большинство мужчин женится не на тех, с кем у них завязался роман, предпочитая незнакомку/кузину по выбору матери (!!!). Логика такая: «если она общалась со мной (мужчиной), то неизвестно сколько у неё было других бойфрендов». Он предпочтёт рискнуть и женится на абсолютной незнакомке, ожидая, что она будет его любить, хотя с малолетства ей внушали не доверять ни одному мужчине».

И большинство девочек действительно заводят множество тайных онлайн-бойфрендов, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности, понимая, что необходимо сохранить внешне невинный образ до тех пор, пока семья не решит отдать её за какого-нибудь кузена.

В 2000-х годах было предпринято множество попыток перекрыть возможность онлайн-свиданий. Были случаи, когда девочек шантажировали ради денег: например, угрожали выставить их голыми перед мужчинами-родственниками, что по местным традициям должно было закончиться «убийством чести» или принуждением к «самоубийству чести». Тот факт, что суд всегда был строже к женщинам, чем к мужчинам, добавлял ещё больше недоверия и страха в отношениях.

Домогательства и преследования женщин в парках и торговых центрах – обычное дело, причём, как правило, впоследствии именно женщин обвиняют в соблазнении. Даже если тело женщины было полностью закрыто, но она оказывается без мужского сопровождения – для суда виновата именно она.

После окончания срока заключения отпустить её могут только после подписи мужчины, который за неё отвечает. Однако часто в таких случаях женщин бросают и остаток своих дней они живут в заточении в специальных социальных домах, которые им нельзя покидать, нельзя пользоваться мобильными телефонами, читать большинство книг – в сущности, это та же тюрьма. И всё потому, что они «опозорили» своих родственников-мужчин.

Так что выходить за порог дома – действительно большой риск. Как говорил мой наставник, «женщина – как хрупкая ваза, если появилась трещина, починить её уже невозможно, только выбросить вон».

Можно ли встретить свою будущую половину на работе?

Представители некоторых профессий (обычно, с высоким уровнем образования) действительно могут встречаться с представителями противоположного пола на совещаниях, в вестибюлях, столовых, но как правило, выполняют свои обязанности в разных офисах. Это госпитали, научно-исследовательские институты, банки и тд. У меня есть подруги, которые встретили своих будущих мужей на работе.

Однако общество относится к таким женским профессиям весьма неодобрительно. Такие женщины обычно находятся под постоянным вниманием сослуживцев и даже, порой, безумных мужчин-родственников или незнакомцев.

Эта фотография, на которой работники госпиталя разных полов обмениваются цветами в свой профессиональный праздник, наделала в своё время много шуму. Настолько, что министерство здравоохранения начало расследование этого «вопиющего инцидента».

Так как же обычно происходит сватовство?

Согласно традиции, девушка встречается с матерью кандидата в мужья. Она не имеет права говорить с будущим мужем, пока не подпишет свой брачный документ.

Последовательность событий такова:

Устраивается праздник только для представительниц женского пола, где наряженная как павлин потенциальная невеста изо всех сил старается понравиться будущей свекрови.

1-й визит: мать жениха посещает дома всех девушек, которые показались ей подходящими. Девушки при этом ведут себя тише воды, ниже травы, и говорят только тогда, когда их о чём-нибудь спрашивают. Если первый этап пройден, мать жениха перезвонит позже.

2-й визит: парень и его семья приезжают в дом к невесте и молодым людям разрешают посмотреть друг на друга на протяжении пары минут. В основном, девушка прислуживает своему потенциальному супругу и обменивается с ним парой формальных слов под присмотром её отца, братьев и других родственников-мужчин. В этот момент главное не посмотреть в глаза, иначе клеймо шлюхи тебе обеспечено. И нельзя заговаривать первой – ты невинное существо, впервые в жизни увидевшее живого мужчину, который тебе не родственник. Спустя пару минут этого испытания девушка должна удалиться.

Телефонные переговоры: если у тебя есть вопрос к потенциальному мужу, скажи своей матери, она позвонит его матери, та получит ответ, который будет передан тем же каналом в обратном порядке. И конечно, никаких деликатных вопросов! Одна моя подруга узнала, что её муж – гей, только через год после свадьбы.

В зависимости от возраста и прочих данных, отец невесты и жених торгуются по поводу её цены. Иногда жених требует дополнительных денег даже после свадьбы, а если отец не может уплатить, то аннулирует брак. Никто не может ему этого запретить. После церемонии он уже официально женат, но пока ещё не объявил этого публично, так что имеет хорошую возможность шантажировать семью новых родственников.

К счастью, мне удалось всего этого избежать: я отделалась парой неудачных попыток выдать меня замуж и сейчас живу заграницей.

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. При чем это касается полностью всех сфер жизни: от замужества до пользования общественным транспортом. Правила, которые накладываются на женщин в этой стране, основаны на патриархальных законах шариата. Но так ли плохо все на самом деле, и как живет прекрасная половина человечества с такими ограничениями? Расскажем о самых невероятных и шокирующих запретах, с которыми приходится сталкиваться женщинам в арабском государстве регулярно.

Женщины в Саудовской Аравии не могут выходить на улицу без мужа или мужчины-родственника - махрама. Только они могут подтвердить ее личность и дать разрешение на устройство на работу, медицинские процедуры, замужество и прочее.


С этого года женщинам Саудовской Аравии больше не запрещено водить автомобиль, однако разрешение на это опять же должен дать их махрам.


Женщинам запрещено пользоваться общественным транспортом. Единственным исключением является поезд, но здесь они могут ездить только в отдельных вагонах. Большинство же вынуждено передвигаться пешком или на такси.


Каждый регион страны диктует женщинам разные по строгости правила в одежде. Так, в особо консервативных до сих пор обязывают носить никаб, закрывающий все лицо, кроме глаз. Сама одежда должна быть из плотной, непрозрачной ткани, максимально скрывающей изгибы тела, и она должна закрывать все кроме кистей и стоп.


В Саудовской Аравии число женщин, имеющих высшее образование, превышает число мужчин, однако качество преподавания в женских вузах далеко не высокое. Кроме того, большинство женщин после обучения по-прежнему не работает.


Количество женщин на рынке труда составляет всего 17 процентов. Чтобы выйти на работу, местным жительницам потребуется разрешение мужчины, а число вакансий ограничено теми, где не нужно много общаться с незнакомыми лицами мужского пола. Да и сами работодатели не любят трудоустраивать женщин, ведь им придется обустраивать для них отдельные офисы и даже входы.


Девочек в Саудовской Аравии часто выдают замуж еще до наступления полового созревания, ведь минимальный брачный возраст законом не ограничен. Формально принудительные браки запрещены, но все права на ребенка старше 7 лет принадлежат отцу, а договор между ним и женихом обязателен.


Женщина может общаться с подругами только в женской половине дома, которая носит название «харим». Вход в мужскую половину ей строго запрещен, а связаться с мужем она может только по внутреннему телефону.


Впрочем, не только дом делится на женскую часть и мужскую, но и общественные места: транспорт, общепит, пляжи и прочее.


У женщины меньше прав во всем: при наследовании она получает вдвое меньше мужчины, а то и вовсе исключается из числа наследников, а чтобы подать иск, ей нужно привести сразу 6 свидетелей мужского пола.


Нарушительницам законов и традиций грозит суровое наказание. При этом наказать могут даже за обвинение со стороны религиозной полиции в общении с незнакомым мужчиной или недостаточной плотности одежды. В качестве расплаты могут применяться удары плетью, физическая расправа или тюремный срок. К слову, выйти из тюрьмы женщина может только после прошения опекуна.


Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,



error: Контент защищен !!