Как помочь ребенку побороть стеснительность. Как помочь ребенку преодолеть стеснительность

Застенчивые дети могут быть очень способными, одаренными. Они любят рисовать, пишут стихи, легко осваивают компьютерную технику. Но их таланты, даже ярко выраженные, не раскрываются в полной мере из-за комплекса неуверенности в себе, из-за трудностей, которые они испытывают при общении со сверстниками и взрослыми. Вот и получается, что они уступают другим, возможно, менее способным, но более активным детям

Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Мы отобрали лишь несколько. Что поможет именно вашему ребенку, сказать трудно. Но одно очевидно: начинать надо как можно раньше, пока застенчивость не стала устойчивой чертой характера и поведения.

1. Если между родителями и детьми нет душевного контакта, старшие слишком требовательны к ребенку или, наоборот, сверх меры опекают его, то вырастают либо агрессивные дети, протестующие против такого положения, либо покорные и робкие. Чаще всего робкие дети воспитываются в семьях, где мать властная, требовательная. Поэтому начинать надо с атмосферы в доме.

2. Не навешивайте на ребенка ярлык «стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка, который прячется у вас за юбкой или за шкафом: «Он у нас боится чужих». Таким абазом вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.

3. Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи поменьше ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

4. Дайте маленькому ребенку время привыкнуть к новой обстановке и людям. Смелые дети сразу включаются в игры, робким надо время, чтобы освоиться. Искусственно не торопите сближение детей. Сегодня не стал играть с незнакомыми детьми - завтра или через неделю включится в игру. Поощряйте совместные игры. В них ребенок учится контактировать с другими, отстаивать свои позиции.

5. Ходите с ребенком в гости и приглашайте к себе взрослых друзей и детей. Застенчивым детям, особенно девочкам, нравится опекать младших детей, играть с ними. Это помогает им чувствовать себя увереннее.

6. Интересуйтесь, как складываются у ребенка отношения с учителями и одноклассниками. Если у родителей налажен контакт с ребенком, он расскажет им сам о трудностях, с которыми сталкивается. Но, возможно, предпочтет не вмешивать в свои проблемы. Застенчивые дети, как правило, еще и скрытные. Так, мама Лены узнала, что группа мальчишек устроила травлю дочки, не от нее, а от матери ее одноклассницы, которой та рассказывает все, что происходит в школе.

7. Заранее обсуждайте ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя неуверенно. С малышом можно разыгрывать сценки, где он помогает робкой зверюшке стать храброй. Если школьнику предстоит выступление на утреннике, хорошо отрепетируйте стихи, посоветуйте выбрать «самого доброго» зрителя и выступать как бы для него одного.

8. Робкие дети могут встречаться в семьях, где один из родителей тоже робкий. Расскажите ребенку о том, что вы тоже были застенчивы. Поделитесь воспоминаниями, что вы чувствовали при этом и как избавились от робости. Это помогает наладить контакт, стать ближе. Обсуждайте, как обратиться к незнакомому человеку с вопросом, просьбой, как познакомиться и продолжить знакомство. Можно использовать простенькие «домашние заготовки» на такие случаи. Взрослые знают, что лучший экспромт - это хорошо подготовленный. Скажите об этом ребенку. Застенчивому человеку особенно нужны «экспромты», подходящие на все случаи жизни. Подготовьте их вместе с ребенком. Подскажите, что, имея в запасе несколько коротеньких интересных историй, легко решить вопрос, о чем поговорить.

9. В преодолении застенчивости помогут советы психотерапевта и психолога В. Леви, которые он дает в книге «Искусство быть другим». В книге Т. Шишовой «Застенчивый невидимка» содержатся игры, рассчитанные на понижение тревожности детей 5-14 лет.

10. Если вы чувствуете, что ничего не получается, ребенок пытается избегать людей, обратитесь к детскому психологу. Знайте, что такая проблема не только у вашего ребенка. Профессионал может индивидуально поработать с ребенком или посоветовать, например, походить на тренинги, где в группах в непринужденной обстановке эти проблемы обсуждаются и даются конкретные советы, как повысить свою самооценку, научиться свободно общаться.

Ребенок 10 лет еще не подросток , но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности... Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.

Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

  • особенности характера;
  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

Тест на самооценку

Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Если вы ответили «да» более 5 раз , то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Комментировать статью "Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?"

Низкая самооценка. Перфекционизм оказывает разрушающее воздействие на самооценку. Представьте себе ребенка, которого, что бы он ни делал, постоянно критикуют и унижают. Наоборот, она его убивает на корню. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Низкая самооценка. Как справиться с низкой самооценкой ребенка? Боже, это было наше обоюдное облегчение. Навязчивость и низкая самооценка. Навеяно темой ниже про навязчивость.

Насколько опасна низкая самооценка? Многие современные родители панически боятся низкой самооценки. Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст - один из самых Мне кажется, внимание на стеснительность надо обращать, не стоит оставлять все как есть...

Ведь в 9 лет ребенок уже должен понимать как правильно и не правильно себя вести в подобных ситуациях. Плохое поведение детей. Что делать, если ребенок не слушает просьбы и указания родителей. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Мое глубокое имхо (как оочень застенчивого ребенка в прошлом)- не считать это проблемой При этом вам нужно ребенка максимально принимать, поддерживать, подбадривать и всячески...

Застенчивый ребёнок. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и...

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что умеют делать ваши 3,5-4 летние детки? Считает на мой взгляд здОрово - просто счет до скольки угодно с 3,5 лет примерно (моего терпения слушать хватало максимум до 350 - шаги в садик одно время...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Стеснительный ребёнок?. Характер. Детская психология. Я не знаю, стоит ли мне обращать внимание на приступы стеснительности, стоит ли что-то форсировать (групповые занятия...

о самооценке. Отношения с детьми. Детская психология. Ясно, что уши растут из сравнительно более низкой самооценки нашего Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Застенчивость. Кризис 2-летнего возраста. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Застенчивый ребенок. Детская психология. Раздел: Застенчивый ребенок (Во-первых, тем, кто высказал своё мнение о моей проблеме внизу).

Детская психология. Конкурсы. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Неверие в себя, низкая самооценка, желание избежать лишних разочарований необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии...

Застенчивый ребенок. . Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.


Дети - радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могут постепенно перейти в застенчивость и стеснительность. Необходимо разобраться, в чем может быть причина такого перехода.

Взрослые осознанно или неосознанно сравнивают поведение своего ребенка с поведением других детей. Заметив, что чужой ребенок смело общается со сверстниками и взрослыми, родители часто задаются вопросом: как помочь своему избавиться от стеснительности?

Для анализа причин детской стеснительности, прежде всего, нужно разбираться в психологии. Один из подходов для анализа и решения проблем - системно-векторная психология Юлия Бурлана . Она рассматривает и разделяет все желания ребенка по векторам. В данном случае рассматривается зрительный вектор.

1. Дети, у которых развит зрительный вектор, ищут связь с окружающим миром, они настроены на общение, для них важно получать эмоциональный отклик.

Отрицательной чертой «зрительных» детей может быть страх (например, страх перед пустой комнатой - страх одиночества). Для них страх преувеличен по сравнению с детьми другого векторного типа, он приобретает дополнительную эмоциональную окраску. Если для ребенка с другим вектором страх является причиной эмпатии, которая позволяет психологически расти, то для «зрительника» чувство страха не переходит в его анализ. Он зацикливается на нем, страх приобретает большие размеры и может повлечь за собой стеснительность.

Зачастую «дети-зрительники» легко обучаемы, сообразительны, добры, но из-за страха становятся замкнутыми. Испытав его один раз, ребенок со зрительным вектором перестает открывать свои чувства окружающим, замыкается в себе.

Взрослым иногда кажется, что большинство детей не проявляет стеснительности. Но это зависит от того, что эти дети не относятся по-своему психотипу к «зрительникам». Они не настолько зависят от эмоционального ответа окружающих, поэтому могут проявлять свои желания без оглядки: одобрят их или нет.

Если родители замечают увеличение стеснительности у ребенка (в любом возрасте: как в садике, так и в школе), то можно предположить, что имела место травма зрительного вектора. Такие травмы могут нанести насмешки, грубость, неуместные шутки, клички. Зачастую подобную агрессию проявляют сверстники, но бывает, что взрослые, сами того не подозревая, делают какое-либо замечание, которое, с точки зрения «ребенка-зрительника», указывает на его несовершенство. Иногда этими взрослыми могут быть даже родители.

2. Эмоциональная травма у ребенка со зрительным вектором может произойти от контактов с людьми с оральным вектором . Человеку с оральным вектором характерно присваивать другим ярлыки, придумывать клички. В связи с психологическими особенностями часто «оральники» выбирают себе для эмоциональной разрядки «зрительников». Для борьбы с этой ситуацией не поможет метод осуждения ребенка с оральным вектором, нужно психологически развивать, «закалять» и развивать «ребенка-зрительника».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

3. Также нужно учитывать, что легко перепутать стеснительность «зрительника» и робость детей с анальным вектором - это еще один психотип. Им присущи неуверенность в своих силах, преувеличение трудностей, страх порицания.

Как бороться со стеснительностью?


Обычно зрительный страх ребенка при взрослении переходит в другие качества: сострадание, сочувствие, доброту. «Взрослый-зрительник» остро чувствует эмоции другого человека и сопереживает ему . Большинство талантливых людей (врачей, писателей, актеров) можно отнести к «зрительникам». Для них очень важны любовь и общение, это наполняет его вектор и позволяет эмоционально развиваться.

Стеснительность ребенка - это показатель, что ребенок не развивается . Это может привести к тому, что и, повзрослев, он будет испытывать те же страхи. Это помешает ему контактировать с другими людьми.

При первых признаках родителям необходимо приложить максимум усилий для преодоления страхов ребенка. Не стоит пользоваться известным всем способом «клин клином». Если ребенок боится отвечать у доски, не нужно заставлять его это делать чаще в надежде, что он переборет свой страх. Если боится общаться с ровесниками, не нужно навязывать ему новых знакомых. Такая позиция может только усугубить страхи ребенка.

Насильственные способы преодоления страха не помогут «ребенку-зрительнику». Он может зациклиться на них, вред от этого будет расти в геометрической прогрессии. В подобном случае стоит обратить внимание на способы замещения страхов. Если страх «за себя» трансформировать в страх «за других», то зрительный вектор может переключиться со страха на сострадание.

Не стоит пытаться поговорить с «ребенком-зрительником» по душам, пытаться уговорить его преодолеть свой страх. Чем больше акцентируют внимание на нем, тем больше он растет. Лучше постараться переключить внимание ребенка на других людей, показать, что им нужно его сопереживание и понимание. Ребенку необходимо читать литературу, показывать примеры из жизни, дать понять, что другие существа (растения, животные, люди) нуждаются в его внимании. Если он будет чувствовать, что своими действиями, своей добротой может помочь кому-либо, его страх «за себя» будет вытесняться страхом «за других». Психологически дети со зрительным вектором устроены так, что не могут совмещать два этих чувства. Научившись видеть страдания других, проявлять сочувствие, «зрительник» уже не сможет зацикливаться на своем страхе , поэтому ему уже не будут грозить стеснительность и в дальнейшем социофобия.

9 4

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.
  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и . Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как помочь малышу избавиться от навязанных комплексов

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Помнится мне, когда мои детки шли первый раз в сад, я сталкивалась с их нежеланием остаться среди чужих людей без мамы. Наверное, я не первая, да и не последняя: каждый родитель в той или иной мере проходит эти горючие слёзы, когда малыш переступает порог детсадовской группы. И это абсолютно естественная адаптация детей к новым для них условиям, страшного в этом ничего нет, проходит.

Но бывают случаи, когда держаться за мамину юбку и прятаться за родительскую спину деткам приходится даже, когда все рядом и никто никуда не собирается уходить. «Глазки в пол, палец во рту и настойчиво молчалив» — знакомая картина? Некоторых она умиляет: «Какой стеснительный!», многих родителей, как правило, подбешивает: «Давай, расскажи стишок, чего молчишь-то, язык проглотил?»

Почему так происходит и чего боятся наши дети, ища в такие минуты защиты у близких людей? И вообще, как быть, если в семье растёт застенчивый ребёнок?

План урока:

Хорошо ли быть робким трусишкой?

Вот уж действительно, почему так происходит: один буквально «по щелчку» громко читает стихи на табурете для огромной взрослой аудитории, наслаждаясь бурными аплодисментами, а из другого при встрече так трудно вытянуть обычное «Привет!»? Почему один среди сверстников – душа компании и организатор активных развлечений, а другой молчаливо и в одиночестве в уголке собирает конструктор или рисует карандашами?

Научные факты! Психологи говорят, что в возрасте до 7 лет застенчивых стесняшек около 40-42%!

Хорошо это или плохо быть застенчивым? Если вернуться в давние советские времена с давно забытым пионерско-комсомольско-партийным воспитанием, застенчивость была одним из «стандартов коммунистической породы», такой человек являлся образцом для подражания, и все отклонения от нормы активно выносились на суд партийных присяжных.

Сейчас психологи твердят, что излишняя застенчивость мешает полноценному развитию ребёнка как личности. Почему?

  • Застенчивые детки в обществе малознакомых им людей в условиях вдруг возникшего страха и неуверенности готовы провалиться под землю, лишь бы их не трогали и к ним не обращались.
  • Проблемы начинаются с возраста песочницы, когда малыш боится подойти к другим детям, чтобы поучаствовать в игре или попросить игрушку. Напряженное состояние при чрезмерном внимании к своей персоне они испытывают в детском саду, когда приходиться участвовать в утренниках и на публике читать, петь, танцевать. Свою застенчивость они приносят в школу, становясь обычно невидимками и изгоями: они по списку вроде есть, а по жизни вроде их нет.
  • Остро замечая свои недостатки, они умело лепят себе ненужные, часто мнимые, комплексы, пряча под слоем неуверенности имеющиеся достоинства, считая себя хуже своих сверстников.

И это отнюдь не значит, что такие дети не хотят общаться, и одиночество – это их любимое состояние. Наоборот, в своей детской душе у них спрятано огромное желание к общению, только вот его-то они боятся как огня: а вдруг что-то не так, и со мной не будут дружить?

По своей природе застенчивые дети очень доброжелательны, но вот подтолкнуть их к контакту тяжело, поэтому и слывут они среди одноклассников или высокомерными ботаниками, или трусливыми тихонями.

Особенностью застенчивости является то, что это не кратковременное состояние, как например, стеснение или смущение в результате повышенного внимания или похвалы. Это черта постоянная, с которой даже взрослые способны до пунцовой окраски засмущаться просто наедине сами с собой. Не стоит оставлять такую спутницу в жизни.

Как говорят психологи, хоть это не заболевание, но всё-таки дискомфортное состояние психики, с которым можно и нужно бороться, причём, чем родители это сделают раньше, тем будет для ребёнка лучше, ведь застенчивость способна перерасти в глубокую замкнутость.

Откуда берутся робкие зайчики и пугливые мышки?

Прежде чем выдать какие-то советы, как ребёнку преодолеть свою стеснительность, предлагаю поискать ту капусту, в которой находят скромняшек.

Есть одно устоявшееся мнение: застенчивыми не рождаются, ими становятся! Наверное, доля истины здесь есть. Причины появления застенчивости никак не связаны ни с умственными, ни с интеллектуальными детскими способностями. Что же делают не так родители, что ребёнок становится робким?

Чрезмерный семейный контроль

Это эффективный способ вырастить робкого тихоню. «Не трогай!», «Не бери!», «Нельзя!» — пригодный инструмент, чтобы лишить малыша самостоятельности и активности и добавить в его характер неуверенности.

Стресс

Иногда он является причиной того, что ребёнок замыкается и перестаёт общаться. Характерным примером может служить смена школы: неизвестный, уже за годы учёбы вместе слаженный коллектив, где новый ученик пока лишний, новые учителя. Не все дети готовы справиться с такой ситуацией.

Излишки воспитания

Да, интеллигентная семья с многолетними семейными устоями тоже может быть недостатком. Разве стоит удивляться тому, что малыш будет чистой воды «ботаником», при первой встрече опускающим глаза и неуверенно бормочущим себе что-то под нос вместо внятных и чётких ответов, когда ребёнком занимается больше бабушка, воспитанная на тех самых советских принципах.

Такой бабушкин любимец будет настороженно относиться ко всему, что предлагает детям современный мир, да к самому этому миру в лице его жителей он будет подходить с опаской.

Наследственность

Оставила эту причину на десерт, потому что причинно-следственную связь между ней и появлением застенчивости многие психологи подвергают критике. Конечно, если родители изначально скромны и стеснительны, то ожидать от ребёнка другого поведения вряд ли можно.

Только вот всё-таки наследственный ли это фактор, а не принятые в семье правила поведения? Но даже если и крепки папо-мамины гены, социальный фактор и правильный поход к воспитанию могут свернуть не только эти горы.

Как раскрепостить скромняжку?

«Ну да, робкий, застенчивый и скромный, вот такой, ну что делать?» — скажут родители. Преодолевать комплексы и учить общаться! Вот некоторые рекомендации родителям, которые выдают психологи в «скромных ситуациях».


Ну и давайте еще послушаем мнение детского психолога. Смотрим видео!

Вот так скромно про детскую застенчивость. А у вас дома живут робкие зайчата и трусливые мышки? Расскажите, как вы им помогаете. Давайте будем застенчивы, но только первые пять минут!

Всегда ваша, Евгения Климкович



error: Контент защищен !!