Иван купала. вода, огонь и травы. Праздник Ивана Купала: традиции и обычаи

Древнейший праздник середины лета, соединивший три стихии, способен помочь изменить жизнь каждого. Почему славянская магия действует до сих пор.

В старину считалось, что праздник Ивана Купала позволяет каждому творить чудеса своими руками, благодаря единению Воды, Огня и Земли. Поэтому в этот день на Руси славяне купались в реках и в озерах, прыгали через костры для очищения души и тела, а также собирали целебные и волшебные травы.

Главные традиции праздника

История Ивана Купала уходит своими корнями в глубокую древность. До крещения язычники отмечали день летнего солнцестояния (Солнцеворот) — то есть поворот на убыль — 21 июня. А с принятием христианства дата перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием и была перенесена к Рождеству Иоанна Крестителя — на 7 июля.

Главные традиции Иванова дня составляли обряды, связанные с травами, огнем и водой. Люди плели венки из живой зелени и в виде гадания о будущем запускали их по воду, разжигали костры по берегам водоемов и делали заговоры на здоровье, на любовь и на богатство. Ведь именно в ночь Ивана Купала раз в году расцветает волшебный папоротник, открывающий клады.

Один из важных ритуалов — открытие купального сезона, который продлится до 2 августа, Ильина дня. Считается, что до этого времени русалки и водяные выходит из рек и не могут причинить вреда, а вода, избавленная от нечисти, наделяется магическими свойствами. Даже роса, собранная в это время по утру, способна вернуть красоту и молодость. Ее собирали женщины и девушки, чтобы потом протирать лицо.

Если вы знакомы с традициями праздника Ивана Купала, то вы, конечно, в курсе о важном событии вечера — на закате славяне разжигали костры, водили хороводы и прыгали через пламя. Считалось, что огонь приобретает целительную силу, снимает порчу и отгоняет злых духов. В это же время парни и девушки выбирали себе пару. Они обменивались сплетенными венками, затем брались за руки и перепрыгивали через костер. Считалось, что если вслед этой паре полетят искры, а руки не разомкнутся в прыжке, — быть скорой свадьбе.

Главные обряды

Сбор растений на Иванов день является важным делом. Чтобы они сохраняли волшебную силу, травы собирали ночью и на рассвете. Считалось, что цветок Иван-да-Марья, сок из которого выжать в эту ночь, вернет больному потерянный рассудок и слух. Полынь и крапиву сушили и развешивали в доме, чтобы отпугнуть нечисть.

Одна их самых красивых славянских легенд рассказывает о цветении папоротника в ночь на Иванов день. Сказочный бутон этого растения похож на горящий уголь, ровно в полночь превращающийся в огненный цветок. Его обладатель получает способность видеть зарытые в земле клады, понимать речь животных и превращаться в невидимку.

Однако добыть его непросто — лесные представители потусторонних сил стараются всячески помешать охотнику. Они окликают его знакомыми голосами, зовут по имени и шумят. Если человек откликнется, чудовища разорвут его в клочья. Так что как только цветок сорван, надо прятать его за пазуху и бежать без оглядки.

По поверьям на Ивана Купалу девушки могут точно узнать — выйдут ли они замуж. Для этого надо сплести венок, воткнуть в него зажженую свечу и пустить по воде. Если он поплывет, а не утонет, значит грядет скорое замужество. Самая счастливая обладательница венка — та, чья свеча горит дольше остальных. У нее будет долгая и хорошая жизнь.

Еще один вариант гадания для незамужних , это собрать пучок из 12-ти трав (туда должен войти подорожник, называемый в старину трипутником) и положить перед сном под подушку, произнеся заклинание: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Также считалось, что каждый, принявший участие в празднике, в течение года обязательно найдет любовь.

29.06.2015 18:14

Седьмого июля наступает один из самых мистических дней в году - праздник Ивана Купалы. В...

Традиции и обряды Ивана Купала

Ивана Купала (или на древнеславянском - Купайла, Иванов день) считается в народе праздником Солнца и зеленого покоса. По старому стилю, празднование отмечалось 24 июня и совпадало с днем летнего солнцестояния, которому и было посвящено торжество. После перехода на новый календарь у праздника осталось только смысловое значение, а привязка к солнцестоянию была утеряна.

Традиции празднования Ивана Купала

Традиционное празднование Ивана Купала связано с языческими дохристианскими обрядами, которые включают три обязательные составляющие: травы, воду и огонь.

Очищение огнем

Огню придавали мистическое значение и верили в его очищающую силу. На берегу речки устанавливали чучело «марены» или «купала» - дерево в полтора человеческого роста, которое украшали лентами и венками.

Вокруг него вечером водили хороводы. Также зажигали большой костер, и молодежь устраивала соревнования, прыгая через костер, и бегая вокруг него хороводами. Возлюбленные прыгали через огонь, держась за руки, стараясь их не разорвать. По поверьям, это укрепляло отношения.

В огне на Ивана Купала можно было сжечь старые обиды и нежелательные воспоминания. Для этого нужно было найти связывающую с плохим событием вещь, и бросить в костер. Когда вещь догорала, пепел развеивали вместе с плохими ощущениями, болезнями и воспоминаниями кустами полыни, резкий запах которой помогал забвению.

Омолаживание водой

Считалось, что вода в этот день приобретает целительные омолаживающие свойства. Накануне утром молодые девушки умывались утренней росой, которая, по поверьям, делала кожу чище и здоровее. Если росой умывался парень, то его тело становилось крепким и сильным.

После обязательного ритуального купания не вытирались, чтобы тело могло пропитаться живительной силой. Люди верили, что если опрыскать такой росой стены в доме, то из него уйдут мелкие насекомые.

Очень полезно в этот день сходить в баню и попариться с так называемыми Иванковскими венками, траву для которых собирали накануне. Древние славяне верили, что подобные травяные сборы сохраняют и улучшают здоровье.

Сила трав на Ивана Купала

Самое популярное «травяное» верование - это приобретение магической силы папоротником. Считалось, ночью на Ивана Купала папоротник начинает цвести и озаряет своим светом весь лес. Нашедшему он дает возможность понимать язык цветов и птиц, открывать без ключей любые замки и ворота. И самое главное - человек сможет видеть зарытые под землей ценные клады.

Однако, к сожалению, ни один из известных видов папоротника не цветет. Поэтому на правдоподобность народной легенды рассчитывать не стоит.

Девушки плели венки из 12 лечебных трав, и после захода солнца пускали их на реке с зажженной свечой посередине. Если венок остался у берега, то свадьба в этом году откладывается, если утонул - то любимый разлюбил. Если свечка долго не тухнет, то жизнь будет счастливой.

Эти же венки использовали в качестве оберега для дома и хлева, считалось, что травы способны защитить от болезней людей и животных. В этом есть часть правды, поскольку аромат засушенных трав отпугивал разносчиков болезни - насекомых и грызунов.

По цветущим в этот период травяным растениям гадали на счастье. Срывали цветы с нераспустившимися бутонами и ставили в воду. Если быстро зацветет, за 2-3 дня, и будет с ровными и красивыми лепестками - значит, все будет ладиться.

Народные приметы и поверья

С Ивана Купала также связаны многочисленные поверья и верования:

  • До 7 июля запрещалось купаться в открытых водоемах. На празднование купаться разрешалось всем, кроме старых, больных, маленьких детей и беременных женщин. Предки верили, что водяная нечисть может перекинуться на ослабленных людей и поэтому всячески оберегали их от возможной напасти;
  • Если на рассвете после Ивана Купала пересчитать имеющиеся деньги по нескольку раз и потом спрятать, то их номинальное количество увеличиться;
  • Запрещалось поднимать найденные на дороге вещи, иначе можно было попасть в лапы мифического перелестника, заманивающего в чащу в образе любимого человека;
  • В Купальскую ночь нежелательно спать, так как не спит и разнообразная нечисть (русалки, лешие, домовые), которая может унести с собой домашний скот и натворить разных несчастий;
  • Слабому полу нужно было обязательно прийти к купальскому костру, иначе женщину могли признать ведьмой;
  • Приготовленные на праздник блюда тоже наделяли магической силой. Если девушка делилась блинами со своим спутником, то это укрепляло их отношения. При завершении ужина нужно было дотронуться до самого большого каравая и загадать желание. Считалось, что оно обязательно исполнится.

В 2016 году Ивана Купала выпадает на день растущей Луны и согласно лунному календарю, благоприятствует сбору лекарственных трав. Их целебные силы накануне праздника многократно увеличиваются. Также следует заготовить сено для сеновала и кормления животных, а также мульчу для удобрений.

  • Заготовка зелени на зиму - сушка, заморозка;
  • Выкопать луковицы отцветших растений;
  • Приступить к высаживанию в открытый грунт стойких к засухе культур;
  • Накануне собрать готовый урожай на хранение;
  • Неблагоприятным этот день считается для полива и подкормки.

Итог

Несмотря на то, что Ивана Купала считается языческим праздником, он до сих пор популярен в народе. В этот день проведите вечер нетривиально и интересно: погадайте, прыгайте через костер, водите хороводы.

Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.

Традиции и обычаи

Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.

Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.

Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.

Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.


Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.

Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.

Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.

Купальский костер

Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.


От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.

Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.

Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.


Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.

Купание на Ивана Купала


Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.

Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.

Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.

Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.

Купальский венок


Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.

Главные веночные компоненты:

  • базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
  • барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
  • герань – оберегала от ссор и неурядиц;
  • роза – символизировала любовь и красоту;
  • ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.

Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.

Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.

Магические купальские травы

Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.

Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.


Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.

Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.

Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.

Праздничные гaдaния и обряды

На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.

Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.

Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.

Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.


На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.

Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.

Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.

Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.

На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.

Ночью умывались ночной росой.

Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.

На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.

Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.

Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.

Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника . Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.

В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всеми любимый летний народный праздник Иван Купала, берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, как и в наши дни, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию (на старорусском: Колосок, Кресъ, Купала), Белоруссию (Купалье, Иван Ведьмацкий, Иван Колдунский, Праздник Солнца и любви), Украину (Солнцекрес, Первый покос, Варфоломий и Варвара, Иван травник), Прибалтику (Праздник Росы – лит., День Яна, День Водицы, День Духов – болг.) и т.д., даже, несмотря на то, что праздник происходит из язычества.

Хотя в настоящее время во многих странах праздник Ивана Купалы является как церковным праздником, так и общенациональным. В старину, еще до прихода христианства, люди, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот приурочили этот день, ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7-ое июля.

Претерпев изменения через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние. Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор, известно, что праздник имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель) – христианским обрядом крещения.

Обряды на праздник Ивана Купалы

В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов.

Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей , которая наполнена целебными и магическими свойствами.

Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы . Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с водою:

В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде . Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани , в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы.

Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы . По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с огнем :

Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой . Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие.

Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь.

Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку . По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.).

Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Ку пальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти. Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с травами:

Обрядов связанные с собиранием трав и цветов на Ивана Купалы много, именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу.

Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах.

Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник. По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь.

Гадания на Ивана Купалу

Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или ивана-да-марьи.

В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду.

Каждый внимательно следит за своим венком:

Народные поверья на Ивана Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой , которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.

В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло , которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Сорванный в ночь Купальную цветов иван-да-марья , необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок иван-да-марья, это брат и сестра, которые полюбили себя, и были наказаны за это и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, это и спугнет воров.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое , разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой. ()

На восходе солнца женщины и девушки умываются росой, чтобы сохранить молодость и красоту.

Чудесного Вам праздника, вдохновения и обретения Здоровья и Силы!



error: Контент защищен !!