История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные

Введение

костюм барокко рококо возрождение

Еще в начале своего существования на Земле, человек создал первый костюм, который защищал его от холода и помогал в борьбе за жизнь. Существуя и видоизменяясь, костюм стал выполнять множество функций: и прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных создать лишь еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и костюмом возникла очень рано; в различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Однако эстетический идеал красоты человека постоянно меняется, ведь рождающая его почва настолько разнообразна, что порой с трудом можно выделить основные причины, создающие тот или иной идеал времени. Материальный прогресс, технические изобретения, знакомства с дальними странами, возникновение городов и их разрушение, появление новых народов и исчезновение старых культур, отношения между людьми - все отразилось в костюме.

Изучение истории костюма и кроя очень актуально в настоящее время, т.к. это дает возможность узнать о том, как создавались те или иные костюмы, с чем это было связано. Более того, полученные знания можно применять в своей творческой деятельности, опираясь на какие-либо элементы, использовавшиеся в прошлом.

Объектом изучения является изучение и воссоздание исторического костюма.

Предметом исследования являются костюмы различных эпох и народов.

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение и воссоздание исторического костюма.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

1) проследить связь костюма с эпохой, искусством, показать прогресс развития костюма - от первой набедренной повязки до современной формы;

2) необходимо изучить тот или иной костюм, принадлежащий различным народам в разное время;

3) изобразить наиболее характерные костюмы методом «наколки»;

4) проанализировать работы современных дизайнеров, использующих в своих коллекциях веяния из прошлых времен.

В работе использован теоретический метод исследования. Был проведен тщательный анализ и синтез полученной информации.

Роль и значение костюма в Древнем мире

Костюм Древнего Египта (IV-I тысячелетия до н.э.)

Почти все первые поселения людей и древнейшие государства располагались в долинах рек или на берегу моря. Вода давала людям все, что было нужно для существования.

История Древнего Египта - крупного рабовладельческого государства - начинается с IV в. до н.э. Ручной труд ремесленников и рабов создает в это время предметы быта и ткани высокого качества, но мало разнообразные по материалу, форме и отделке. Такой же простой и незатейливой была одежда египтян в эпоху Древнего царства.

Идеал красоты.

Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды. Черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Еще большее сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз. Как описывали идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

Ткани, цвет в одежде.

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде, свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см 2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступает натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной и богато украшенной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, вышивкой.

Орнаментация ткани носила в основном геометрический характер. Узоры располагались по всей плоскости ткани или в виде отделочной каймы. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Ткань окрашивали разнообразными растительными красителями в красный, голубой, зеленый цвета. Позднее появляются желтый, коричневый и бирюзовый цвета различных оттенков. Кроме льна, для изготовления одежды применялись хлопок, кожа, мех (в одежде обрядового назначения).

Основные виды и формы одежды.

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он «схенти». Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н.э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок «клафт-ушебти», состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась «калазирис» и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.

В мужском костюме появляется деталь, прикрывающая верхнюю часть тела, нечто среднее между жилетом и драпированной одеждой, идущей от пояса к груди. В период Древнего и Среднего Царств набедренные повязки фараонов и военачальников повязывают так, что спереди складки образуют форму все той же пирамиды. Как мужчины, так и женщины в Древнем Египте носят широкий, закрывающий плечи и часть груди воротник-ожерелье - «ускх».

У государственных служащих ускх разделен на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий. Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма - синие. Иногда египтяне - и женщины, и мужчины - носят на голове платок - «клафт» - для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи. Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.

Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах - шкуру леопарда. Младшие вместо схенти - набедренной повязки - носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические правила. Жрец должен был мыться несколько раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи - они считались нечистыми, кроме той накидки из шкуры леопарда, которую он повязывал на плечи.

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями. Также в это время знатные египтянки поверх плиссированного калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом. Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо. Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.

Новое царство. В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя. Также для Нового царства характерно дальнейшее усиление классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применение тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилие плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.

При изготовлении одежды в этот период уже использовали манекен, о чем говорят раскопки гробницы фараона Тутанхамона.

Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского калазириса. Это накладная узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевается одна или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало. Плиссировки придавали костюму четкие ритмичные формы.

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы - жрицы Исиды. Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны. Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.

Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.

Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

Одежду теперь принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.

Украшения, головные уборы, прически, обувь. Элементы символики в костюме.

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона «атев», украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и «клафт» - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани.

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой.

Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII - I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия - управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV - I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов - смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды - меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи - у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев - Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку - это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу - верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу - римское дорожное зимнее платье, а также хламида - легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти - венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим - это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар - это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно

1. Костюм древнего Египта, эстетический идеал красоты

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой. Бороду крепили завязками современных очков.

2. Костюм древней Греции, эстетический идеал красоты

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды. Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск. Самой распространенной верхней одеждой был гиматий - прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Обувь греков - повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей - наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья, филиграни, гравировки. Это - серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента. Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

3. Костюм древнего Рима, эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.

Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом. Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV в. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камнейОбувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

Александр
Васильев

Задайте свой вопрос преподавателю

Историк моды с мировым именем, коллекционер, театральный актер, сценограф, автор более 30-ти книг, психоаналитик, лектор, ведущий одной из самых высокорейтинговых ТВ передач “Модный Приговор”.

Александр Васильев награждён медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году Васильеву была присуждена премия «Народное признание». В 2011 году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

A. Васильева можно назвать cвоего рода “посвященным” моды, прошедшим ступени познания истоков различных стилей и культур. Для маэстро А. Васильева культура моды стала настоящим призванием!

Александр
Васильев

советует: Занимайтесь любимым делом. Это настоящее вдохновение и удовольствие. Помните, что мы все не вечны и рано или поздно все закончится. Люди умирают и конец неизбежен. Если каждую минуту Вы будете помнить о том, что пробки на дорогах, сломанный холодильник, дождик, солнце, снег, шум ветра перестанут быть, то каждый день покажется самым счастливым. Вы будете его воспринимать как бесценный подарок. Радуйтесь тому, что Вы живы и все эти радости у Вас есть. И я все время живу в полной гармонии с миром потому, что я рад, что он существует.



error: Контент защищен !!