Ира-эксперимент с водой «Тонет-не тонет. Фотоотчёт «Экспериментирование «Тонет — не тонет» в средней группе Экспериментирование тонет не тонет

Название: Конспект по ознакомлению с окружающим «Тонет -не тонет» в младшей группе ДОУ
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире, Младшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект НОД ознакомление с окружающим.
Тема: «Тонет – не тонет»

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами разных предметов на воде (камешки, перышки) – одни предметы держатся (плавают), другие – тонут.
  2. Развивать элементарную познавательную активность в процессе игр – занятий с элементами экспериментирования: желание познавать свойства окружающих предметов, исследовать их.
  3. Активизировать речь детей, обогащать активный словарь: тяжелый, легкий, тонет, плавает.
  4. Воспитывать положительные эмоции в ходе игры, желание оказывать помощь

1.Орг.момент

Дети входят в группу, здороваются с гостями. Неожиданно слышится плач.

Воспитатель — Кто это плачет? (достает утенка)

Дети – Это утенок!

Воспитатель – Как тебя зовут? И почему ты плачешь?

Утенок – меня зовут утенок «Кря-кря». Я потерял своих друзей утят. Мы вместе пошли купаться на озеро и по пути я отстал от своих друзей — утят.

Воспитатель – Ребята, давайте поможем утенку найти дорогу к озеру и снова встретить своих друзей – утят!

Дети – Давайте!

Воспитатель – Посмотрите, а вот и дорожка. По ней мы и пойдем.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ, топ, топ…

Шли мы, шли и …

Воспитатель

Дети – Перышки.

Воспитатель – возьмите их в руку и положите на ладошку. Подуйте на перышко. Что случилось с перышком?

Дети – Перышко улетело.

Воспитатель – Как вы думаете, а почему перышко улетело?

Дети – Оно легкое.

Воспитатель – Да, перышко легкое. Давайте повторим: легкое. (каждого индивидуально спросить). Соберем перышки в ведерко и возьмем его с собой.

Воспитатель – Ну, что, ребята пойдем дальше по дорожке.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ, топ, топ…

Шли мы, шли и …

Воспитатель – Ребята, посмотрите, что мы нашли?

Дети – Камешки.

Воспитатель – Ребята, возьмите камешки, положите их на ладошки. Подуйте на камешек.Что произошло?

Дети – Ничего. Камешек остался на ладошке.

Воспитатель – Как вы думаете, почему камешек не улетел? Потому что он тяжелый. Давайте вместе повторим. (индивидуально каждого спросить) Соберите камешки в ведро. Ой, какое тяжелое получилось ведро с камешками, а с перышками — легкое. (Дать детям подержать оба ведра для сравнения и закрепления слов6 тяжелый, легкий)

Утенок – Пойдемте, ребята скорее дальше.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ, топ, топ…

Шли мы, шли и …до стола дошли

Воспитатель – Ребята, посмотрите, что стоит на столе. (Чашки с водой, тарелочки с перышками и камешками). Присаживайтесь за столы. Давайте поиграем с перышками и камешками.

Воспитатель – Возьмите камушек и опустите в воду, пусть он поплавает. (Дети опускают камушки в воду). Ой, куда камушек делся? Что с ним случилось?

Дети – Камушек утонул.

Воспитатель – Камушек тяжелый и он тонет. (Закрепление «Тяжелый, тонет» с каждым ребенком)

Воспитатель – Опустите в воду перышко, пусть оно поплавает. Что произошло с перышком?

Дети – Перышко плавает.

Воспитатель – Почему перышко плавает?

Дети – Оно легкое.(закрепление слов «Легкий, плавает» с каждым ребенком)

Воспитатель – Почему камешек утонул, а перышко плавает?

Утенок – как же весело мы играли с камушками и перышками. Ноя так хочу найти своих друзей.

Воспитатель – Тогда, нам надо идти дальше.

Утенок – А чтобы в дороге было веселей, превратимся в утят и споем мою любимую песенку.

По зеленой улочке маршируют уточки,

Топают в развалочку, крякают считалочку:

— Раз, два, кря-кря-кря, повторяют уточки,

Нам ни реки, ни моря нестрашны ни чуточки!

Воспитатель – вот мы и пришли к озеру! А где же друзья утята?

Утенок – ребята, спасибо, что вы помогли мне найти дорогу к озеру!

Воспитатель – Как вы думаете, а утята поплывут или утонут, если их опустить в воду?

Давайте возьмем утят и поиграем с ними.

Ирина Власова

Малыш дошкольного возраста активно стремится узнать многое об окружающем его мире. Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным обобщениям, умозаключениям. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно. В дошкольном детстве у ребенка появляется потребность в новых впечатлениях, которые он может осуществить через исследовательскую (поисковую) деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь, умственные способности.

В нашем детском саду уделяется много внимания экспериментированию . Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для экспериментирования .

Вот и мы с детками решили поэкспериментровать , и это оказалось так интересно, а ведь для нас воспитателей, интерес ребёнка к какой-то определённой деятельности, самое главное. Ведь, что интересно, ложка то в воде тонет и маленькая , и большая. А воздушный шарик с воздухом внутри, не тонет , не тонет и лёгкое пёрышко .









Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе «Воздух». Экспериментирование Конспект занятия по Развитию представлений об окружающем мире и о себе. Тема: «Воздух».Возраст: средняя группа. Форма организации: подгрупповая.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему гусь не тонет?». Цель: Расширение представлений детей о диких птицах, свойствах пера птиц. Задачи: 1. Создание условий для ознакомления детьми с особенностями.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Тонет - плавает» Конспект занятия по экспериментированию в Средней группе. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (запах, отсутствие собственной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Тонет-не тонет» Орловская область МБДОУ «Змиёвский детский сад комбинированного вида№1» Воспитатель: Широпятова Г. Д. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим.

Цели: - развивать у детей любознательность, интерес к исследовательской деятельности; - продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;.

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Задачи: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном.

Дети от природы экспериментаторы и исследователи, они очень любознательны. В каждой житейской мелочи готовы увидеть чудо. Однажды мы решили.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ

Этот увлекательнейший материал изначально назывался «33 мокрых эксперимента». Поверьте, каждый из них заслуживает самого внимательного прочтения и незамедлительного выполнения, но, к сожалению, разместить столь внушительный объем научного материала в одном номере журнала просто невозможно. Поэтому основы физики нам предстоит изучать по частям (точнее говоря, по номерам) - неторопливо и вдумчиво, как, собственно, и подобает серьезным исследователям.

Физика начинается с внимательности и любопытства к простым, привычным для нас предметам и состояниям. Что может быть проще воды? Именно этих прозрачных капелек, облаков и снежинок, окружающих нас в ежедневном потоке бытия. Мы, взрослые, привыкли к ним еще до того, как уяснили механизм трех состояний, а наши маленькие почемучки продолжают третировать нас вопросами.
Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру и попробуем поиграть с ребенком в настоящих ученых. Кто знает, может, через пару десятков лет именно ваш курносый любознательный шалун получит Нобелевскую премию?

Подойдем к делу серьезно. Настоящему ученому требуется журнал наблюдений, в который он записывает порядок проведения опыта и его результаты.

Журнал поможет вам ориентироваться в пройденном материале, а ребенку - упорядочить полученные знания. В качестве журнала наблюдений вполне подойдет чистая тетрадь или блокнот. На обложке напишите тему «Исследование воды» и обязательно впишите имя ребенка, его возраст и дату начала дневника. Это поможет ему прочувствовать серьезность момента и настроиться на научный лад.

Любой из представленных ниже экспериментов можно провести, используя подручные бытовые предметы. Запаситесь чашками, мисками, пластиковыми бутылками различных объемов, стаканчиками из-под йогурта, трубочками. Дополнительно могут понадобиться воронка, ножницы, клейкая лента «скотч» или лейкопластырь, а также часы с секундной стрелкой и измерительная линейка.

Эксперимент N1: «Тонет - не тонет»

Предложите ребенку проверить, какие из окружающих вас предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускайте эти предметы в таз с водой и наблюдайте за происходящим. Результаты лучше сразу занести в таблицу.

Понаблюдайте за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите малышу о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек - молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу - дружат и крепко держатся за ручки, - обладают большей плотностью.

Не бойтесь произносить незнакомые термины: молекулы, плотность, вещество. Нежные детские уши быстро к ним привыкают и вскоре воспринимают, как давно знакомых друзей. Лучше сразу вводить правильную терминологию, чем потом переучиваться, не правда ли?

Поздравляю! Вы только что провели научный эксперимент и зафиксировали его результат в своем журнале наблюдений.

Эксперимент N2: «Тонет? Или не тонет?»

Как мы выяснили из первого опыта, часть предметов тонет, а часть остается плавать на поверхности. Попробуем усложнить задачу: соединим тонущий и не тонущий предметы, опустим их в воду и посмотрим, что из этого получится.

Для проведения эксперимента нам понадобятся: прозрачная банка с чистой водой, пластилин, деревянные зубочистки, часы и линейка.

Опустим в банку зубочистку и убедимся в том, что она плавает на поверхности. Затем оторвем кусочек пластилина, погрузим его в воду и пронаблюдаем за тем, как он опустится на дно.

А теперь возьмем кусочек пластилина, закрепим его на зубочистке и поставим в банку вертикально. Наблюдаем за происходящим: зубочистка начинает тонуть, так как ее утягивает на дно пластилин, потом разворачивается горизонтально, а затем снова встает вертикально, как поплавок.

Если вы проведете этот опыт с различными по величине кусочками пластилина, то сможете заметить, что чем больше кусок пластилина, тем быстрее конструкция тонет и хуже всплывает, а то и не всплывает вовсе. Если кусочек пластилина относительно мал, то зубочистка стремится развернуться из состояния поплавка в горизонтальное положение. При этом время измеряется секундной стрелкой часов, а размер пластилинового шарика - очень приблизительно - линейкой.

Таким образом, вторая таблица будет выглядеть, например, так:

В заключение этого опыта можно рассказать ребенку, что вы экспериментировали с предметом, состоящим из различных по плотности веществ. Молекулы воды «чувствуют» их общую плотность.

Эксперимент N3: «Не тонет, как ни старайся»

Очень мокрый и веселый, но тем не менее познавательный. Держите свой журнал наблюдений подальше от лаборатории, а саму лабораторию переносите прямо в ванну.

Вам понадобятся тазик и воздушный шарик: в тазик наберите воды, а шарик надуйте. А теперь постарайтесь утопить воздушный шарик в тазике с водой. Постарайтесь еще раз, а потом еще раз и еще раз, и так до тех пор, пока не надоест, или не лопнет шарик, или кончится вода в тазике, или не прибегут возмущенные соседи снизу. Спросите ребенка, почему не удалось утопить шарик. Если в его ответе прозвучит хотя бы намек на понятие плотности - вас можно поздравить с прекрасным результатом. А если нет - не отчаивайтесь, а произнесите его сами, вам-то оно знакомо, не так ли? В заключение этого опыта обратите внимание ребенка на то, что на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность. Именно эта сила «чувствует» плотность вещества, погруженного в воду.

Запишите результаты эксперимента в журнал. Ведь вы занимались серьезными научными изысканиями и подтвердили один из основополагающих физических законов.

Эксперимент N4: «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

В первых трех несложных экспериментах вы уже позволили своему малышу убедиться в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну, а деревянная осталась плавать на поверхности, как кораблик.

У воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму. Убедиться в этом нам поможет следующий нехитрый опыт, для чего понадобятся: большая банка, пластилин и фломастер, который оставляет следы на стекле.

Наберите воду в банку и отметьте ее уровень, затем опустите в нее кусок пластилина. Чем больше будет кусок, тем нагляднее получится опыт. Естественно, что пластилин затонет, а вода в банке поднимется. Обратите внимание ребенка на то, что вода поднялась из-за вытеснившего ее пластилина, т.е. на воду подействовала та же самая сила Архимеда, которая не дала утопить надутый шарик.

Отметьте новый уровень воды и вытаскивайте пластилин. Предложите ребенку слепить из этого кусочка плошку и опустите ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности! Ай да Архимед!

В заключение опыта поиграйте с обычной чайной чашкой или с пластинкой фольги: чашка тонет, если опускать ее в воду бочком, и плавает, если донышко направлено вниз. Фольга тонет, если сжать ее в комочек и бросить в воду. Но если этому же комку придать форму плошки, как пластилину, она остается на поверхности. То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы.

Не забудьте зафиксировать результаты ваших наблюдений в журнале.

Эксперимент N5: «Подводная лодка»

Вам понадобятся: пустая металлическая банка из-под любого напитка, резиновая трубочка и большая емкость для воды с прозрачными стенками. Идеально подходит не используемый по назначению аквариум. За отсутствием оного можно обойтись тазом, но с прозрачными стенками сосуда опыт выглядит эффектнее.

Опустите пустую банку со вставленной в отверстие трубочкой в таз с водой. Дождитесь, пока банка наберет в себя воду и затонет. А теперь начинайте дуть в трубку - банка всплывает. Что мы делаем? Правильно! Изменяем общую плотность так же, как и настоящие субмарины.

Эксперимент N6: «Плотность воды»

Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее - оно опустится на дно. Затем начинайте аккуратно досыпать в стакан соль и понаблюдайте, как яйцо начнет всплывать. Расскажите ребенку, что в яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване.

Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся - всплывают, так как внутри них образуется газ.

Эксперимент N7: «Водоплавающий лимон»

Очень простой и наглядный опыт.

Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул.

Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

Наверняка вы тоже задавали себе в детстве вопрос: почему плавает лед? Расскажите ребенку о том, что во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Опустите ледяной кубик в воду, понаблюдайте за ним. Следующий опыт позволит вам наглядно показать ребенку, как «работает» айсберг и почему он таит в себе опасность для кораблей, находящихся рядом с ним.

Эксперимент N8: «Айсберг»

Наполните водой воздушный шарик и положите его в морозилку. Часов через десять вода в шарике полностью замерзнет и вы сможете срезать шарик ножницами. Ледяную глыбу положите в ведро с водой. Понаблюдайте за ее конфигурацией: небольшая часть льда будет находиться над поверхностью, а все остальное - под водой. Это мини-айсберг. Замерьте линейкой выступающую часть. Наблюдайте за вашей ледяной глыбой, через одинаковые промежутки времени замеряйте подводную и надводную части айсберга, дождитесь его переворота. При желании можно составить табличку, или график, или нарисовать рисунок.

Оглянитесь вокруг: как часто мы не замечаем удивительных явлений, которые происходят в нашей повседневной жизни. Используя жидкость для мытья посуды, не думаем о химическом процессе, происходящем на поверхности тарелки. Раскрывая нейлоновый зонтик, не обращаем внимания на материал, из которого он сшит. А ведь мы широко используем это явление смачивания/не смачивания в быту. Вы, конечно, знаете, что одни поверхности впитывают влагу, а другие - ее отталкивают. Поговорите с малышом об этом. Расскажите ему, зачем вы надеваете резиновые сапожки, шагая дождливым утром в детский сад, и откуда взялось выражение «как с гуся вода». С явлением смачивания тесно связаны понятия поверхностного натяжения жидкости и капиллярных явлений, которые можно продемонстрировать ребенку, проведя серию нехитрых и познавательных опытов. Вы готовы?

Конспект занятия по неживой природе в средней группе "Плавает – тонет"

Цель:

    Закрепить знания детей о свойствах предметов, а именно о том, что деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде.

    Воспитывать любознательность детей, инициативу, сообразительность.

Материал к занятию:

    три детских ванны,

    баночки из под кофе на каждого ребенка,

    деревянные предметы,

    железные предметы,

    мяч,

    воздушный шарик,

    банка с крышкой.

Ход занятия

Дети стоят вокруг воспитателя. Раздается плач, в группу входит Таня.

Воспитатель: Танечка, отчего ты так горько плачешь?

Таня: Я играла на улице, и уронила в речку мячик. Теперь он утонет (плачет).

Воспитатель:

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

А как вы думаете, ребята, какие предметы тонут в воде? (тяжелые, железные). А какие плавают? (легкие, деревянные, резиновые, пластмассовые). Давайте, ребята, мы с вами это еще раз проверим. Вот здесь на столе есть металлические и деревянные предметы. Ребята, а как можно отличить металлические предметы от деревянных? Железные предметы - холодные, тяжелее деревянных и блестят. А деревянные легкие. Выберите из всех этих предметов металлические и опустите их в воду. Что с ними произойдет?

Дети: Они утонули.

Воспитатель: Почему они утонули?

Дети : Потому что они тяжелые.

Воспитатель : А теперь опустите в ванночки с водой деревянные предметы. Утонули ли они? Почему?

Дети : Они не утонули, потому что легкие.

Таня : Ой, а у меня в корзиночке есть баночка. А она какая, железная или деревянная? Почему вы думаете, что она железная?

Дети: Потому что она блестит, холодная.

Воспитатель: Попробуй, Таня, опусти баночку в воду и мы посмотрим, что с ней произойдет (Таня опускает).

Таня : Ой, почему же она не тонет?

Воспитатель: А вот это я вам сейчас объясню. Сейчас я надую шарик. Чем он наполнен? Потрогайте его, какой он. Да, он упругий, потому что наполнен воздухом, поэтому его называют воздушным шариком. А как вы думаете, он утонет в воде? Почему? Посмотрите, шарик плавает, потому что он наполнен воздухом. А теперь я выпущу весь воздух из шарика. Слышите, с каким шумом он выходит? Подставьте ладошки, и вы его почувствуете. Вот теперь весь воздух из шарика вышел. Давайте посмотрим, будет ли он теперь плавать (опускаем). Шарик утонул. Почему же?

Дети: Потому что весь воздух вышел. Правильно. Тоже самое происходит и с баночкой. В банке тоже есть воздух. Только мы его не видим, ведь банка закрыта крышкой. Банка, наполненная воздухом, не тонет. Попробуйте, опустите ее в ванночку с водой. Что с ней произойдет?

Дети: Она плавает.

Воспитатель : Откройте крышку и снова опустите. Плавает она?

Дети: Нет, она тонет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что весь воздух вышел.

Воспитатель: Теперь вы знаете ребята, почему не утонет Танин мяч в речке.

Дети: Да, знаем, он наполнен воздухом.

Таня: У меня в корзиночке есть много разных предметов. Сейчас я вам буду показывать какой-либо предмет, а вы будете отвечать, тонет он в воде или нет. Молодцы, мне понравилось, как вы ребята занимались на занятии. А теперь мне пора идти. Я пойду и быстро достану мячик из речки.

Отдел образования Гомельского райисполкома

ГУО «Прибытковский ясли - сад»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Плавает - тонет»

Группа «Средняя»

Составитель:

Бахметова

Людмила Васильевна

Воспитатель

2013г.



error: Контент защищен !!