Инкрустация соломкой. Творческий процесс и подготовка к нему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО

Инкрустация соломкой

Образовательная деятельность: Аппликация из соломки

Возраст детей: 11-12 лет

Ф.И.О. педагога: Суслякова Лидия Яковлевна

Отдел: Декоративно-прикладной

Составила: педагог

дополнительного образования

Суслякова Лидия Яковлевна

Кемерово 2016

Конспект занятия по теме:

«Инкрустация соломкой»

Цель: - освоение учащимися орнаментов, способов выполнения инкрустации, технологии выполнения инкрустации «маркетри» и «интарсия».

Задачи:

Научить составлять эскиз орнамента для оформления изделия прямоугольной формы в стиле «инкрустация»;

Развивать навыки работы с соломкой, фантазию, эстетический вкус;

Воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Наглядность:

Доски разделочные, инкрустированные соломкой;

Куклы в инкрустированной одежде;

Инкрустированные яйца и деревянные ложки;

Образцы орнаментов в прямоугольнике.

Оборудование:

Коробка из-под конфет;

Подготовленный формат;

Клей ПВА;

Кисточки;

Ножницы;

Салфетка;

Картон;

Наклеенные полоски соломки.

Тип занятия : комбинированный.

Основные понятия: инкрустация, маркетри, интарсия.

Ход урока:

Действия педагога

Действия учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка готовности к занятию;

Сообщение темы занятия, постановка целей.

Что нового узнаем на занятии?

Чему научимся?

II. Инструктаж по ТБ.

Правила ТБ при работе с ножницами.

(Приложение 1)

Учащиеся повторяют правила

III. Изложение нового материала .

    А вы, знаете, какой скоро будет праздник?

Да, это праздник Святой Пасхи и сейчас проходит страстная неделя подготовки к этому празднику. Обычай красить и украшать яйца начался с того момента когда Мария Магдалина (это святая последовательница Христа) сообщила императору Тиберию новость о воскрешении Христа и именно в этот момент поднесла яйцо ему в подарок. Но император не поверил в это и сказал, что скорее яйцо изменит цвет, нежели воскреснет умерший. После этих слов яйцо окрасилось в красный цвет. С тех пор крашеное яйцо считается символом вечной жизни, а красить и украшать яйца на Пасху стала традицией многих народов.

Я покажу вам образцы яиц инкрустированные соломкой (Приложение 2)

Вы уже знаете, что искусство мозаики из соломки зародилось в Белоруссии и совсем недавно в 2-х заброшенных церквах в Брестской области Белоруссии были обнаружены алтарные двери, сделанные в 18 веке. Так вот эти поистине царские врата были инкрустированные соломой

Первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера - краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины.

Инкрустация – украшение изделий узорами из соломки, кусочками, которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу.

На деревянной основе вырезались желобки, в которые потом вклеивалась соломка.

Инкрустировать значит вырезать.

Современная техника инкрустации соломкой отличается от старинной тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу а наклеиваются на её поверхность и называется это – аппликацией.

Маркетри - фон полностью закрывается.

Интарсия - большая часть основы открыта и служит фоном.

2. Виды орнамента:

Геометрический, цветочный, комбинированный.

Показ образцов орнаментов и работ. (Приложение3)

Учащиеся называют праздник Святой пасхи

IV. Закрепление нового материала.

Фронтальный опрос.

Какие виды аппликации вы знаете?

Как называется вид аппликации, в котором, большая часть фона открыта?

Назовите виды орнаментов?

Учащиеся отвечают:

маркетри, интарсия.

Учащиеся отвечают: интарсия.

Учащиеся отвечают:

геометрический, цветочный, комбинированный.

V. Практическая работа.

1. Составление геометрического орнамента. Выбрать орнамент из технологической карты (Приложение 4).

2. Вырезание деталей аппликации. Соломка легко режется ножницами на прямоугольные отрезки, квадратики, ромбики. Сложнее вырезать из нее треугольники и пирамидки. Почти невозможно пользоваться орнаментными рисунками с элементами круга, овала, полукруга.

3. Наклеивание деталей аппликации на полоску из картона

Выбрав рисунок и разметив его, начинайте оклеивать изделие, постепенно вырезая из соломки нужные геометрические формы, наклеивая на нужные места.

4. Действия самоконтроля:

Во время выполнения работы, следить за осанкой;

Детали аппликации должны быть симметрично расположены;

Клей наносить равномерно, в умеренном количестве, сразу после наклеивания

Удалять остатки клея салфеткой.

Оклейка изделия геометрическим рисунком может быть только тогда хорошей, когда она будет выполнена точно по разметке, одинаковой формы и одного размера.

Учащиеся выбирают орнамент из технологической карты.

Вырезают детали и наклеивают их на полоску картона.

VI. Подведение итогов занятия.

1. Уборка рабочих мест.

2. Анализ работ.

3. Рефлексия (Приложение 5).

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Учащиеся убирают рабочее место, складывают в коробочки остатки соломенных ленточек, инструменты, приспособления, анализируют сделанную работу и заполняют анкету.

Приложение

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Приложение 1

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель «Победа» был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, ранее работавший в артели «Идеал». Васнецов делал образцы шкатулок с перламутром по заказу руководства артели. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы. Из них в дальнейшем стали известными Г.И. Халтурина и В.И. Покрышкина.

В начале 1960-х годов мастер Халтуринской фабрики культтоваров (ныне ООО «Нарды», Орлов) Григорий Александрович Жданов занялся инкрустацией шкатулок цветной соломкой. В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Другим новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.

В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал» (ныне ООО «Идеал Плюс», Киров). Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера З.А. Береснева, Л.А. Коркина, С.Л. Багина, Г.Г. Гузлаева, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.

Сама же технология инкрустации соломкой такова. Соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается - от желтого до коричневого цвета. Орнамент наносится на тонированное темное дерево. В этом и была заслуга художников «Идеала», не слепо скопировавших кырчановскую инкрустацию, а давших ей еще одно направление. Сейчас традиции прежних мастеров предприятия «Идеал» продолжают художники и мастера предприятия преемника «Идеал Плюс».

Используют инкрустацию соломкой при оформлении матрешек и на предприятии «Вятский сувенир» (Нолинск).

В городе Кирове с 1991 года работа предприятие, специализирующееся на производстве шкатулок с соломенной инкрустацией - ООО «Вятские промыслы». Главный художник предприятия Елена Юрьевна Солоницына разработала свой стиль инкрустации соломкой на небольших по размерам (до 50х50х30 мм) деревянных шкатулках, ларцах, сундучках, пеналах, коробочках. Изделия имеют темный фон, геометрический, но очень мелкий и изящный орнамент, создающий эффект металлической насечки. Новая методика инкрустации, используемая при работе, обеспечивает великолепное качество готовых изделий.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-2.jpg" alt=">n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства."> n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства. n Народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. n Потребность украшать своё жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремёсел. n Приёмами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. В. Н. Дехтяренко. Сундучок. Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-3.jpg" alt=">n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия"> n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно – в Литве, На Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Кировской, Горьковской и других областях. n Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. n Накопленный поколениями опыт, изучение и развитие определённых приёмов и техники изготовления подняли это ремесло на высокий уровень. Н. Гурло. Декоративное панно «Свадьба» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-4.jpg" alt=">n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х"> n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х годов. n Шкатулки различных форм, чернильные приборы, ларцы, вешалки для полотенец, декоративные панно, украсили незамысловатый послевоенный быт. n В 60 – 70 -е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. n Белорусская соломка получила широкую известность и популярность не только в республике. В. С. Басалыга. Декоративное панно «Беловежская пуща» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-5.jpg" alt=">n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий,"> n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. n Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали небудничную красоту и выразительность. Т. А. Алексеева Поздравительный адрес (фрагмент) Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-6.jpg" alt="> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки,"> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-7.jpg" alt="> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево,"> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево, соломка.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-8.jpg" alt=">n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово,"> n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово, Минской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-9.jpg" alt=">n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные"> n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в 18 в. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетёнными из соломы. Конец 18 в – начало 19 в Дерево, солома, плетение. Лемешевичи, Брестской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-10.jpg" alt=">n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой"> n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. n Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, наклеивают на поверхность деревянного изделия. n Современная инкрустация соломкой отличается от настоящей инкрустации, тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу, а наклеиваются на её поверхность.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-11.jpg" alt=">n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из"> n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. n Это явление легко смоделировать, сложив две одинаковые бумажки гармошками, и положить их в разном направлении от света.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-12.jpg" alt=">n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в"> n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в некоторых районах Белоруссии освоили изготовление методом аппликации настенных ковров. n Мастерицы вводят в рисунок симметричные элементы, обобщают детали, чтобы создать замкнутую композицию. n Ковёр имеет кайму, состоящую из розеток, растительных побегов, в центре – букеты, венки, птицы и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-13.jpg" alt=">n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих"> n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих злаков. n Соломку нужно готовить в конце июля - начале августа, зависит от погоды. n Заготавливают солому вручную, чтобы не поломать стебли. n Связывают в снопы и сушат, периодически переворачивая. n После сушки снопы перебирают, обрезают колоски, хранят в сухом помещении. Л. Ш. Валеева. Декоративное панно «Колядная ночь» Грунтованный холст, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-14.jpg" alt=">n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n"> n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n Резачки – для расщепления соломки n Пробойники n Шомпол n Ножницы n Пинцет n Калька n Клей, кисточка n Лак n Утюг n Паяльник n Выжигатель

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-15.jpg" alt=">n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n "> n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n Расщепить и прогладить утюгом. n Чистят соломку на гладкой дощечке, прижимая к ней лезвие ножа, лежащего почти горизонтально, и рукой тащить полоску к себе.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-16.jpg" alt=">n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n "> n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n Прогладить полотно утюгом, он должен едва шипеть. n Подбор рисунка и подготовка эскиза. n Грунтовка поверхности (если она деревянная). n Грунтовка бывает: клеевая, лаковая. n Грунтуют поверхность дважды. n Место, где будет рисунок, слегка смачивают водой. n Приклеивают элемент инкрустации, и притирают сверху, например, ножом или др. предметом. n Сверху можно покрыть лаком.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-17.jpg" alt=">n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные"> n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные или смешанные декоративные мотивы, а также символические изображения и атрибуты. n Геометрический орнамент был широко распространён во всех видах декоративного искусства Древней Руси. n Очень часто в качестве мотивов орнамента служат символы, различных отраслей: хозяйства, науки, культуры, искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-18.jpg" alt=">n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция"> n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция мотивов – явление историческое. n Считается, что гербы феодальной знати Западной Европы, имели ту же симметрию. n Более сложные розеты появляются только в эпоху бронзы и раннего железа, на изделиях из меди, оружии и военных доспехах. n На медальонах и прочих мелких предметах встречается мотив свастики и прочих односторонних розет. n Декоративная тарелка. 1983. розеты n Дерево, солома, аппликация

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-19.jpg" alt=">n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни"> n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни n Крест – символ вечности n Кайма – земля n Зигзагообразные линии – вода n Птицы – небо n Цветы – райский сад n Олень с необычными рогами n (древо жизни) – как бы символизирует и пышную живую растительность и взаимосвязь всего живого с природой.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-20.jpg" alt=">n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и"> n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и художественно-выразительных решений, обогащения и развития пластических возможностей материала, открытия новых художественных эффектов. n Развитие идеи в основном в русле народных традиций, творчески обогащаемых новыми приёмами и мотивами. n Вместе с тем ещё не охвачен весь диапазон направлений народного творчества изделий из соломы, слабо развивается аппликация соломкой по ткани. n Развитие этого вида творчества, несомненно, заметно обогатило бы возможности современных художественных промыслов.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-21.jpg" alt=">n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n"> n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n Говор В. А. , Сахута Е. М. Художественные ремёсла и промыслы Белоруссии. М. : Наука и техника. n Михнюк Н. С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярский университет, 1988. n Первушина О. М. , Столбова В. Г. Природа и творчество. В помощь начинающим флористам. Книжное издательство, 1990. n Починова Н. В. , Дехтяренко В. Н. Инкрустация соломкой. Минск. Полымя, 1988. n Сазонова Л. Плетение и аппликация из соломки М. : Ч. А. О. и К. , 2002. n Федотов Г. Я. Узоры разнотравья М. : Просвещение, 1992.

С оломка применяется и для украшения самых разных изделий, не только для аппликации. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.

Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на нужные детали. На декорируемой поверхности намечают расположение деталей и приклеивают их, создавая определенный орнамент.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы.

Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии – главные составляющие элементы узора – в различных комбинациях образуют множество орнаментов.

Освоение техники орнамента и инкрустации лучше начинать с простых узоров из сочетания различных геометрических фигур (квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников).

Можно делать инкрустацию на листе картона, оклеенном цветной или бархатной бумагой, на деревянной поверхности (например, украшать шкатулки), на ткани. Особенно красиво выглядит композиция на лакированной деревянной поверхности и на льняной ткани.

Наносить детали на инкрустируемую поверхность можно с помощью столярного клея. При этом надо аккуратно смазать одну сторону соломинки кисточкой и приклеить ее на фон. Если выступил излишек клея, его следует вытереть салфеткой. После того, как будут нанесены все детали, покройте лаком украшаемую поверхность.

При инкрустации по лаку покройте с помощью кисточки поверхность изделия лаком и очень быстро нанесите детали. Этот способ требует некоторого навыка: в рабочей руке одновременно надо держать и скальпель, и кисточку, при этом кисточку зажимать между указательным и средним пальцами.

Любой узор для инкрустации состоит из квадратов, ромбов, треугольников и прямоугольников разного размера. Начинайте выполнять инкрустацию от центра, постепенно передвигаясь в стороны. Наиболее простыми для выполнения являются цепочки.

Цепочки

Простая цепочка из ромбов

Для того, чтобы выполнить простую цепочку, надо заготовить определенное количество маленьких ромбов одинакового размера (их должно быть столько, чтобы хватило на всю длину декорируемой поверхности). Проведите на плоскости две параллельные линии, между которыми будут располагаться ромбы. С помощью циркуля или линейки разделите плоскость пополам и проведите перпендикуляр. Здесь находится середина поверхности. Приклейте на нее один ромб, а затем приклеивайте остальные, двигаясь вправо и влево (рис. 1, а ).

Следите за тем, чтобы углы квадратных ромбов соприкасались, а также за тем, чтобы верхний и нижний углы не выступали за направляющие линии.

Простую цепочку можно сделать и из «лежащих» ромбов (с тупым концом вверху) и из «стоящих» ромбов (с острым концом вверху) (рис. 1, б ).

Интересная цепочка получается из ромбов, которые соприкасаются одной стороной. Такая цепочка напоминает гармошку. Особенно красиво она выглядит, если расположить ромбы так, чтобы происходило чередование направления волокон: в одном ромбе вертикально, в следующем – горизонтально, затем опять вертикально и т. д. (рис. 1, в ).

Рис. 1. Простая цепочка из ромбов

Простая цепочка из треугольников

Этот вид цепочки отличается от предыдущего только тем, что здесь вместо ромбов используются треугольники.

Треугольники можно расположить двумя способами:

1. Проведите на украшаемой плоскости две горизонтальные линии. Подготовьте треугольники одинакового размера и приклейте их основаниями к нижней линии. Следите за тем, чтобы вершины треугольников не выступали за верхние линии, а углы основания соприкасались.

2. Разместите треугольники так, чтобы вершина второго треугольника упиралась в середину стороны первого, а эта сторона была перпендикулярна проведенной линии. Верхние и нижние углы не должны выступать за пределы направляющих линий.

Зигзаги

Зигзаг из узких полосок

Этот вид цепочки делается из узких коротких полосок-параллелограммов. На плоскости проведите две горизонтальные линии и множество вертикальных на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы получились квадраты. Теперь укладывайте полоски по диагонали квадрата. Следите за тем, чтобы концы полосок совпадали (рис. 2).

Рис. 2. Зигзаг из узких полосок

Зигзаг из прямоугольников

Проведите три горизонтальные полоски. Затем подготовьте прямоугольники и приклейте их в шахматном порядке так, чтобы одна широкая сторона каждого прямоугольника соприкасалась со средней линией, а другая – попеременно то с верхней, то с нижней линией (рис. 3).

Рис. 3. Зигзаг из прямоугольников

Прямоугольники не должны выходить за пределы линий.

Зигзаг из квадратов и ромбов

Такой зигзаг составляется из квадратных ромбов и ромбов, соприкасающихся одной стороной. В результате зигзаг напоминает цепочку кубиков.

Цепочка будет красивее, если расположить детали так, чтобы направление волокон квадратных ромбов шло по косой линии, а направление волокон соприкасающихся ромбов чередовалось: в одном ромбе – вертикально, в другом – горизонтально.

Сетки

Такой тип орнамента является основой для разработки более сложных орнаментальных узоров.

Полоски шириной 1–3 мм наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, а затем по вертикали. В местах пересечения полос лента соломки аккуратно подрезается.

Цепочки, зигзаги чаще всего применяются для окантовки изделия. С этой же целью используется кайма.

Кайма

Каймой украшают боковые стороны крышек, шкатулок, рамок. Строится она из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор, и должна по своей характеру соответствовать общему художественному замыслу. Кайма может быть как сложной, так и простой – из одинаковых повторяющихся элементов по всему периметру или плоскости изделия.

Широкая кайма

Для того, чтобы выполнить этот вид каймы, надо сделать две простые цепочки из квадратных ромбов, чтобы нижний угол верхнего ромба соприкасался с верхним углом нижнего. Затем в каждом промежутке между верхней и нижней цепочкой тоже приклейте квадратные ромбы, но меньшие по размеру. А теперь во внешних уголках между сторонами квадратных ромбов цепочек приклейте маленькие треугольники основаниями вверх. Следите за тем, чтобы стороны треугольников были параллельны сторонам квадратных ромбов, а основания лежали на одной линии с углами ромбов.

Кайма «Бахрома»

Приклейте на инкрустируемую поверхность узкую длинную соломинку. Далее выберите, в какую сторону вы направите свою бахрому и туда соответственно приклеивайте остальные детали. Приклейте к соломине по всей ее длине равносторонние треугольники одинакового размера. Следите, чтобы их углы соприкасались. Затем к выступающим вершинам треугольников присоедините квадратные ромбы, ширина стороны которых должна быть в два раза меньше ширины стороны треугольника. И наконец, к выступающим углам квадратных ромбов так же приклейте квадратные ромбы, но ширина их сторон, в свою очередь, должна быть в два раза меньше ширины сторон первого ромба.

Кайма орнаментальная

Эта кайма делается очень просто. Приклейте на декорируемую поверхность простую цепочку из квадратных ромбов. Верхние и нижние углы образовали ровные линии. Приклейте на эти линии узкие длинные соломины. Затем над верхней и под нижней соломинами приклейте очень маленькие квадратные ромбики. Расположите их так, чтобы линия, проведенная от верхнего маленького ромба к нижнему, проходила через точку соприкосновения больших ромбов друг с другом.

Розеты

Часто в целях украшения какого-либо изделия используются розеты. Это условно изображенный цветок, имеющий несколько лепестков. Розеты можно делать по-разному, они бывают простыми и достаточно сложными. Обычно розетами заполняются квадраты сеток, но они могут иметь и самостоятельное значение. Чаще всего розеты выполняются из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из них является ячейкой для ромба. Полоски соломки могут плотно прилегать или, наоборот, образовывать ажурный узор и дополняться различными элементами. Начнем с создания самых простых розет.

Розета из восьми лепестков

В центр украшаемой поверхности поставьте циркуль и проведите круг. Затем разделите окружность на 8 частей, в каждой части будет располагаться ромб – лепесток. Далее на линии круга наметьте центр каждой части. Теперь снова поставьте циркуль в центр круга и нарисуйте окружность с меньшим радиусом. Линии, разделяющие большой круг на части, будут пересекаться с линией малого круга. Проведите отрезки, соединяющие центр каждой части (который вы намечали на линии большого круга) и точки пересечения линий частей с линией малого круга. Должны получиться ромбы. Приклейте на каждую часть, т. е. на каждый полученный ромб, пластинку из соломки соответствующей формы.

Фигурная розета

Сделайте с помощью циркуля круг, разделите его по диаметру ровно на 6 одинаковых частей. Поместите в каждую часть по одному ромбу одинакового размера. В центре круга также поместите ромб. Затем вырежьте серединку каждого ромба. Между ромбами приклейте по одному маленькому прямоугольнику.

Поверхность изделия можно инкрустировать и другими способами.

Набор настила

В некоторых случаях (особенно в значительных по размерам сюжетных композициях) необходимо заполнить большую плоскость сплошным настилом соломки. В таком случае подготовленную ленту шириной 5–10 мм наклеивают вплотную, без зазоров, и осторожно притирают тупым концом рукоятки ножа. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом надо внимательно следить за плотностью и чистотой соединения в местах срезов.

Растительные и зооморфные мотивы

Такие узоры при работе с соломкой имеют геометризированную форму. Цветы, листья и травы можно сделать ажурными, способом настила или в сочетании.

Орнамент должен соответствовать определенному ритму – то есть рисунок должен закономерно чередоваться, элементы его повторяться или соподчиняться. Узор должен распределяться на декорируемой плоскости гармонично. Ритмическое построение достигается различными приемами:

♦ раппортное построение узора – различные виды сеток из квадратов, ромбов, треугольников заполняются элементами узора;

♦ симметричное построение – гармоничное расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси или двух пересекающихся прямых, когда узор повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении;

♦ орнаментальные ленты, которые состоят из одинаковых элементов. Они могут повторяться, чередоваться либо располагаться по принципу нарастающего и убывающего ритма;

♦ центричное построение – элементы узора располагаются на одной прямой, но в разных направлениях от центральной точки;

♦ ассиметричное, произвольное расположение узора.

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Принцип выполнения инкрустации "по грунту". Место, где необходимо наклеить элемент инкрустации, вырезанный из соломы, слегка смачивают водой с помощью кисти или пальца. Благодаря содержащемуся в нем глицерину и мылу, смоченный грунт почти мгновенно разбухает и становится липким. Пока он сохраняет вязкость, к нему прижимают и разглаживают деталь, вырезанную из соломки. Ее притирают сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Через некоторое время грунт снова затвердевает и накрепко схватывает посаженную на него соломку.



При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Поскольку лак, используемый для грунтовки, прозрачный, изделия из дерева предварительно окрашивают различными морилками, анилиновыми (текстильными) красителями, гуашевыми красками, а также тушью. Чтобы усилить сцепление древесины с гуашью, в нее добавляют немного клея ПВА. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. В этот момент на него накладывают кончик соломенной полоски и отсекают от нее (в зависимости от необходимости) ромбик, квадратик, треугольник и т. п. Посаженный на лак элемент узора разглаживают торцом рукоятки ножа-косяка, стараясь как можно плотнее прижать его к поверхности украшаемого предмета. Также наклеивают следующий и все остальные элементы узора. При этом следят, чтобы уголки геометрических соломенных фигурок совпадали с нанесенными вспомогательными линиями.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма



error: Контент защищен !!