Характеристика Варвары из пьесы «Гроза. Характеристика варвары из пьесы "гроза" островского. Характеристика варвары из пьесы "гроза" островского В какой семье воспитывалась варвара гроза

Чаще всего анализу подвергаются главные персонажи произведений. Но имеются роли второго плана, которые помимо воли притягивают внимание читателя, и он начинает сопереживать им или же выражать неприязнь.

Такой яркой получилась второстепенная роль Варвары Кабановой в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Она дочь Марфы Игнатьевны Кабановой, которая является хозяйкой дома, где и проживает большая часть героев произведения. Рождённые и воспитанные в одной семье брат Тихон и сестра Варя кардинально отличаются чертами характера. Если Тихон, муж главной героини драмы Катерины, является человеком бесхарактерным и слабым, то в Варваре отмечается больше силы, жизненной энергии и любви к приключениям.

Вконтакте

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Марфа Кабанова установила в семействе диктаторские законы, которым должны повиноваться все без исключения. Такие правила не устраивали никого, но перечить помещице никто не мог. Тихону не хватало смелости, и он, дабы хоть как-то утешиться, прикладывался к алкоголю. Катерина жила в доме свекрови как птица в клетке, она поддалась соблазну и решилась на суицид после душевных мук.

Варвара - это единственный человек, который без особых жертв для своего нрава и психики научился жить в доме матери. Девушку отличает от прочих героев её практичный подход ко многим вещам.

Качества, присущие характеру дочери Кабановой

  • смелость;
  • находчивость;
  • практичность;
  • жизнерадостность.

Её не назовёшь циничной, а скорее практичной особой. Зная, что мать не одобрит её связь с Ваней Кудряшом, Варя все равно бегает к нему на свидания и даже получает от этих тайных прогулок наслаждение.

Девушка отличается сильным характером, который обеспечит ей в будущем уверенность в своих силах. Жизнь в отчем доме научила врать, изворачиваться и пропускать обидные вещи мимо уха. Несклонная к истерикам , озорная девушка находит способ выбегать на вечерние свидания к своему жениху. Её хитрости можно позавидовать, ведь пришлось подменить ключ от садовой калитки, хранившийся у матери, чтобы каждый вечер сбегать через неё на «свободу».

На фоне беззаботности нетрудно разглядеть и сочувствие, которое проявляет к Катерине Варвара. Она выслушивает печали девушки, и искренне сопереживает ей. В меру своей нравственности, Варвара предлагает Катерине выход из сложившегося положения, который, по её мнению, многое разрешит. Дочь Кабановой предлагает своей невестке сходить на тайное свидание с Борисом, которое сама же и помогает организовать. Катя не привыкла жить во лжи, и робко говорит об этом своей золовке.

Образ Варвары в пьесе «Гроза»

Ясно, что основное внимание в островской пьесе приковано к трагической судьбе Катерины. Но даже за её спиной ярким пятном проступает фигура Варвары, которую автор создал для контраста двух характерных образов. Один робкий, нежный и слегка меланхоличный - Катерины, а другой практичный, жизнерадостный и находчивый - Варвары.

Лживость этой героини также оправдана , ведь девушка не врёт ради обогащения. Её живой ум помогает разобраться, насколько глупы и неправильны законы, царящие вокруг. Истерики Кабанихи не вводят её в ступор, она даже находит в себе смелость шёпотом с сарказмом комментировать их.

Образ Варвары Островский позволяет читателю додумывать самому, он лишь вкладывает в её уста цитаты, которые и определяют её характер.

Речевая характеристика Варвары

Смелая и свободолюбивая - так можно охарактеризовать Варвару Кабанову.

Выполнив речевую характеристику Варвары, сделаем выводы о таких чертах героини:

  • сочувствующая;
  • склонная к анализу и к философии;
  • способная по-сестрински любить.

Поглощённая своими чувствами, девушка, тем не менее, не обходит сочувствием Катерину. Фраза: «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть» говорит о том, что она далека от осуждения, и как покажет будущее, даже готова протянуть руку помощи.

Девушка не считает нужным открыто противиться нраву матери, но её поведение она подвергает осуждению: «Нашла место наставления читать…»

Способность философски подходить к некоторым устоям и понятиям обнаруживается во фразе бунтарки - «Красота-то ваша вас радует?». А эта фраза повествует о том, как оправдывает себя юная Кабаниха за обман и вранье: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Бунтарский дух не смогли погасить обстоятельства и авторитарная натура матери. После фразы «Не запирайте, хуже будет!», Варвара сбежала из дому вместе со своим возлюбленным.

В заключение хочется отметить, что только на первый взгляд Варвару можно считать лживым и безнравственным человеком. Стоит поближе познакомиться с её матерью, и поневоле начинаешь сочувствовать её детям, которых диктатура Марфы Кабановой сделала слабыми и лживыми. Научившись врать, Варвара адаптировалась к окружающим условиям, и даже стала получать от них свою порцию удовольствия. Все будет «шито-крыто», если провернуть все правильно.

Искренняя любовь к Катерине открывает натуру девушки с другой стороны. Здесь она не только сочувствующая, но ещё и искренне любящая «За что ж мне тебя не любить-то!».

Бойкая, весёлая и смелая натура девушки просто не позволяет ей надолго погружаться в уныние. И талантливый прозаик это ясно показал, на фоне самодуров, инфантильных мужей и слишком ранимых дев.

Все свои поступки Варвара осознаёт, поэтому её не назовёшь легкомысленной. Убегая из отчего дома, девушка спасается от монастырского заточения, стремясь к развлечениям.

Возможно, она и чувствует свою вину в гибели чистой и романтичной Кати, но ясно, что долго терпеть душевные терзания не станет, а смело окунётся в новую бурную жизнь с головой.

Нарицательное «темное царство» впервые появилось в статье-рецензии Николая Добролюбова на пьесу «Гроза» Александра Островского. Драматург, будучи человеком русским по своему духу, представил в своем произведении глубокое и яркое описание проблематики русского общества конца XVIII века. Его произведение стало достойным продолжением традиций русского национального театра, заложенных Гоголем, Грибоедовым, Фонвизиным.

Типажи персонажей драмы Островского узнаваемы и любимы народом, они стали нарицательными: как главный положительный - Катерина Кабанова, так и отрицательные, питающиеся своей корыстью и ненавистью к людям «темное царство» - купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и купец Савелий Прокопьич Дикий.

Краткая характеристика Варвары

Впрочем, блестящий драматург украсил свое произведение целой галереей характерных второстепенных образов. Они также участвуют в действии, формируют сюжет. Данная статья посвящена одному из них. Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» представлена Островским достаточно полно и насыщенно. Ей 18 лет. Ее фамилия - Кабанова, она является дочерью вдовствующей купчихи Марфы Игнатьевны. У нее есть старший женатый брат - Тихон. Она смышленна, хорошо ориентируется в людях. Имеет свои понятия об окружающей действительности. Подобно брату, не подпадает под чье-либо влияние. Попусту не идет на конфликт (себе же дороже). Предпочитает скрывать свои мысли и поступки. Вместе с тем она решительна и добивается задуманного. Именно этому персонажу посвящена данная статья.

Расчетливость - определяющая черта

После прочтения вышеприведенных строк может создаться впечатление, что речь идет о положительном персонаже. Однако характеристика Варвары из пьесы «Гроза» определяет основную направленность ее личности вовсе не как духовность и не как стремление к красоте, к новому. Сущностью Варвары Кабановой является расчет.

Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.

Варвара - морально искалеченный человек

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» дает нам основание рассуждать, что «темное царство» оставило неизгладимый тлетворный след на ее личности. У этой молоденькой девушки внутри уже прочно сложилась лакейская сущность. Сформировался полностью типаж приспособленки. Если нужно, она будет молчать и делать вид, что согласна с тем, кто сильнее. При этом ее позиция будет при ней. Это неписаные правила, по которым живет большинство населения Калинова. Ее жизненный принцип - творить, что заблагорассудится, скрывая это.

Неоптимистична автобиографическая характеристика Варвары из пьесы «Гроза»: сама она считает, что окружающий мир навсегда уничтожил ее чистоту и честность. Она выучилась лгать всегда и во всем. Считает правильной линией поведения «чтобы все было шито да крыто». Юная девушка уже не питает надежд на романтику в жизни, на то, что встретит любовь... Она просто живет в свое удовольствие. Втайне встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого ("А что за охота сохнуть-то!..").

При этом она знает, что тот также не питает особых чувств к ней.

Сама себе на уме

Часто классиками дается неоднозначная характеристика героя. Варвара («Гроза», Островский А.Н.) выступает как типаж нейтральный: не положительный и не отрицательный. Она в отличие от страдающей Катерины понимает, что в окружающем ее мире «темного царства» никто не проявляет друг к другу милосердия. Поэтому разумно не принимать всерьез ни правила, ни распоряжения. Девушка вполне ассимилировалась к бесконечным поучениям маменьки, попросту пропуская их мимо ушей.

Речевая характеристика

Драматург Александр Островский создал интересный, характерный образ, не похожий на заурядного статиста… Вполне уникальна даже речевая характеристика Варвары из пьесы «Гроза». Обсуждение ближних, краткие оценки событий… За всем этим скрывается прочный житейский здравый смысл. Ее фразы короткие и отражают ее холодный, практичный, приземленный ум.

Проклинающей всех и вся сумасшедшей барыне, до смерти напугавшей несчастную Катерину, она резонно отвечает: «На твою бы голову…» О своем брате у нее нет никаких иллюзий, несмотря на близкое родство. По сути, брат и сестра - совершенно чуждые люди. Тихону в беседе с Катериной она дает убийственную характеристику, утверждая, что будущего у него нет: лишь только тот вырвется из-под влияния маменьки, то запьет.

Вместе с тем скудость внутреннего мира, приземленность интересов Варвары выражаются и в ее речи. Она не наполнена народной поэзией. Она не может, как Катерина, воскликнуть: «Отчего люди не летают как птицы?»

Роковая роль Варвары в жизни Катерины

Прижившаяся и привыкшая к «темному царству» Варвара сочувствует невестке Катерине, терзаемой купчихой Кабанихой и неподдерживаемой мужем - индифферентным ко всему и растоптанным морально Тихоном. Когда молодая женщина Катерина воскликнула, что желает ощутить жизнь, радость, дочь купчихи понимает это по-своему.

Как мы уже упоминали, характеристика образа (Варвара) в драме «Гроза» не отличается высокими моральными принципами. Выросшая в атмосфере лицемерия и обмана, она считает нормальным, если золовка изменит ее брату. Она не считает, что это семейный позор.

Для того чтобы разнообразить жизнь Катерины, сочувствуя ей, Варенька устраивает ей свидание с Борисом, племянником купца Дикого. При этом даже не подозревая, что измена нанесет молодой женщине глубокую моральную травму и подставит под нещадный удар «темного царства».

Заключение

Характеристика Варвары из пьесы Островского «Гроза» обогащает галерею классических женских образов в русской литературе. Созданный драматургом типаж девушки характерен для купеческо-мещанского сословия конца XVIII - начала XIX века. Малограмотная, но сообразительная. Здравомыслящая и расчетливая. Презирающая социальные условности. Ушедшая из дома после самоубийства золовки в компании с любовником Кудряшом. Умеющая лгать и плести интриги.

Кто из нее получится: новая Кабаниха или же женщина, предпочитающая жизнь, свободную от гнета? Каждый читатель драмы «Гроза» сможет представить это по-своему…

Какая она - Варвара?

Реалистичная Варвара

Катерина и Варвара

Катерина и Варвара в драме А. Н. значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем. Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове. Катерина - это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело - Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара - человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Две противоположности

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо - судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» - это является жизненной позицией героини.

Драма А.Н Островского «Гроза» затрагивает многие социальные проблемы того века. На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, уверенного в себе конторщика и трусливого купеческого сына. Главные герои играют сюжетообразующую функцию. Задумываюсь, какова же роль второстепенных персонажей? К примеру, Варвары и Кудряша.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, где правит «темное царство», то есть «купцы-самодуры». Их жертвами являются такие герои произведения, как Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, которые отличаются между собой тем, что некоторые открыто противостоят патриархальным устоям (Катерина), а другие живут смиренно, внешне подчиняются правилам или внутренне противоречат им (Варвара и Кудряш).

Так, Варвара, хотя и не согласна с образом жизни в доме матери, никак не бунтует, а изворачивается и приспосабливается. Не зря ее девиз жизни: «…делай, что хочешь, главное, чтобы шито да крыто было». Эта хитрая девушка способна на обман. Несмотря на попытку Кабанихи помешать дочери ходить на свидания, той все же удается это делать: поскольку она меняет замок в калитке.

Другой персонаж – Иван Кудряш. Это конторщик Дикого, который недоволен патриархальным укладом жизни города. Этот герой также противостоит «купцам-самодурам», к примеру, он признается, что на грубости Дикого отвечает тем же: « Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Конторщик ни в чем не спускает своему хозяину-ругателю: «… он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

Откровенным вызов самодурам является то, что после гибели Катерины Варвара и Кудряш сбегают из дома. Вот он вызов, брошенный героями домостроевским традициям!

Можно сделать вывод, что не все обитатели Калинова бездействуют и соглашаются жить по законам «темного царства». Так, Кудряш и Варвара, внешне подчиняясь Дикому и Кабанихе, в действительности живут по своим правилам. Думаю в этом и состоит значение данных персонажей пьесы.

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза». По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она не стремится с ними бороться, она научилась жить по-своему, просто приспосабливаясь к чужим правилам. Образ Варвары в пьесе «Гроза» очень быстро привлекает внимание читателя. Эта девушка имеет сильный и стойкий характер, и, несмотря на то, что она не пытается противостоять своей матери, не собирается ей потакать.

Какая она - Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман. Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи. В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Катерина и Варвара

Катерина и Варвара в драме А. Н. значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем. Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове. Катерина – это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело – Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара - человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо – судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» - это является жизненной позицией героини.

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя - замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Чаще всего анализу подвергаются главные персонажи произведений. Но имеются роли второго плана, которые помимо воли притягивают внимание читателя, и он начинает сопереживать им или же выражать неприязнь.

Такой яркой получилась второстепенная роль Варвары Кабановой в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Она дочь Марфы Игнатьевны Кабановой, которая является хозяйкой дома, где и проживает большая часть героев произведения. Рождённые и воспитанные в одной семье брат Тихон и сестра Варя кардинально отличаются чертами характера. Если Тихон, муж главной героини драмы Катерины, является человеком бесхарактерным и слабым, то в Варваре отмечается больше силы, жизненной энергии и любви к приключениям.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Марфа Кабанова установила в семействе диктаторские законы, которым должны повиноваться все без исключения. Такие правила не устраивали никого, но перечить помещице никто не мог. Тихону не хватало смелости, и он, дабы хоть как-то утешиться, прикладывался к алкоголю. Катерина жила в доме свекрови как птица в клетке, она поддалась соблазну и решилась на суицид после душевных мук.

Варвара - это единственный человек, который без особых жертв для своего нрава и психики научился жить в доме матери. Девушку отличает от прочих героев её практичный подход ко многим вещам.

Качества, присущие характеру дочери Кабановой

  • смелость;
  • находчивость;
  • практичность;
  • жизнерадостность.

Её не назовёшь циничной, а скорее практичной особой. Зная, что мать не одобрит её связь с Ваней Кудряшом, Варя все равно бегает к нему на свидания и даже получает от этих тайных прогулок наслаждение.

Девушка отличается сильным характером, который обеспечит ей в будущем уверенность в своих силах. Жизнь в отчем доме научила врать, изворачиваться и пропускать обидные вещи мимо уха. Несклонная к истерикам , озорная девушка находит способ выбегать на вечерние свидания к своему жениху. Её хитрости можно позавидовать, ведь пришлось подменить ключ от садовой калитки, хранившийся у матери, чтобы каждый вечер сбегать через неё на «свободу».

На фоне беззаботности нетрудно разглядеть и сочувствие, которое проявляет к Катерине Варвара. Она выслушивает печали девушки, и искренне сопереживает ей. В меру своей нравственности, Варвара предлагает Катерине выход из сложившегося положения, который, по её мнению, многое разрешит. Дочь Кабановой предлагает своей невестке сходить на тайное свидание с Борисом, которое сама же и помогает организовать. Катя не привыкла жить во лжи, и робко говорит об этом своей золовке.

Образ Варвары в пьесе «Гроза»

Ясно, что основное внимание в островской пьесе приковано к трагической судьбе Катерины. Но даже за её спиной ярким пятном проступает фигура Варвары, которую автор создал для контраста двух характерных образов. Один робкий, нежный и слегка меланхоличный - Катерины, а другой практичный, жизнерадостный и находчивый - Варвары.

Лживость этой героини также оправдана , ведь девушка не врёт ради обогащения. Её живой ум помогает разобраться, насколько глупы и неправильны законы, царящие вокруг. Истерики Кабанихи не вводят её в ступор, она даже находит в себе смелость шёпотом с сарказмом комментировать их.

Образ Варвары Островский позволяет читателю додумывать самому, он лишь вкладывает в её уста цитаты, которые и определяют её характер.

Речевая характеристика Варвары

Смелая и свободолюбивая - так можно охарактеризовать Варвару Кабанову.

Выполнив речевую характеристику Варвары, сделаем выводы о таких чертах героини:

  • сочувствующая;
  • склонная к анализу и к философии;
  • способная по-сестрински любить.

Поглощённая своими чувствами, девушка, тем не менее, не обходит сочувствием Катерину. Фраза: «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть» говорит о том, что она далека от осуждения, и как покажет будущее, даже готова протянуть руку помощи.

Девушка не считает нужным открыто противиться нраву матери, но её поведение она подвергает осуждению: «Нашла место наставления читать…»

Способность философски подходить к некоторым устоям и понятиям обнаруживается во фразе бунтарки - «Красота-то ваша вас радует?». А эта фраза повествует о том, как оправдывает себя юная Кабаниха за обман и вранье: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Бунтарский дух не смогли погасить обстоятельства и авторитарная натура матери. После фразы «Не запирайте, хуже будет!», Варвара сбежала из дому вместе со своим возлюбленным.

В заключение хочется отметить, что только на первый взгляд Варвару можно считать лживым и безнравственным человеком. Стоит поближе познакомиться с её матерью, и поневоле начинаешь сочувствовать её детям, которых диктатура Марфы Кабановой сделала слабыми и лживыми. Научившись врать, Варвара адаптировалась к окружающим условиям, и даже стала получать от них свою порцию удовольствия. Все будет «шито-крыто», если провернуть все правильно.

Искренняя любовь к Катерине открывает натуру девушки с другой стороны. Здесь она не только сочувствующая, но ещё и искренне любящая «За что ж мне тебя не любить-то!».

Бойкая, весёлая и смелая натура девушки просто не позволяет ей надолго погружаться в уныние. И талантливый прозаик это ясно показал, на фоне самодуров, инфантильных мужей и слишком ранимых дев.

Все свои поступки Варвара осознаёт, поэтому её не назовёшь легкомысленной. Убегая из отчего дома, девушка спасается от монастырского заточения, стремясь к развлечениям.

Возможно, она и чувствует свою вину в гибели чистой и романтичной Кати, но ясно, что долго терпеть душевные терзания не станет, а смело окунётся в новую бурную жизнь с головой.

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени. Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди. Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.

Местный механик-самоучка Кулигин

Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам. Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с А. Островского по действиям и явлениям.

Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.

Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие. Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича. Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру. Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.


Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама. Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет. Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Предлагаем ознакомиться с в пьесе А. Островского “Гроза”

Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.


Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать - Марфа Игнатьевна.

В пьесе можно заметить отличия сестры и брата. Вера бойкая, а у Тихона отсутствует инициатива. Они оба не готовы принять правила своей жизни, но Варвара приспосабливается.

Она достаточно хитра и умна. Ей не по нраву устои Домостроя. Она всегда поступает так как ей вздумается. Вера довольно ветрена, она подговорила Катерину на свидание с Борисом. Она полагает, что нужно действовать по велению души, а в грехах сознаваться не нужно.

Героиня не выступает против жесткого порядка, но она борется за свободу при помощи лжи. После того как ее мать приказала ее запереть, Варвара решает бежать из дома вместе с Кудряшом. Так она желает начать новое существование без патриархальных законов матери.

В пьесе есть еще один персонаж – Катерина. Она не такая как Варвара. Ей кажется, что предательство мужа это плохо, также как и жизнь с ненавистной свекровью. Поэтому она решает покончить с собой: «В могиле лучше», думает она.

В этой драме рассматривается увлечение страстной Варвары, ее борьба с правилами дома. Варвара, как и Катерина молода и красива. Они живут в провинциальном городе Калинов и принадлежат к купеческо-мещанскому слою.

Обе девушки жертвы деспотичной Кабанихи. Она тиранит не только дочь, но и невестку. Катерина любит мечтать, Варвара же более приземленная, она умеет врать.

Варвара не замужем и она встречается с Ваней Кудряшом. Он бойкий парень, как и она. Эти встречи она скрывает от матери, но не боится быть разоблаченной. Варвара не считает, что люди обязаны мучить себя и приносить в жертву собственное счастье ради тех, кто оценить этого не способен. А вот Катерина замужем, она ценит целомудрие и чистоту. Ее встречи с Борисом представляются ей страшным грехом.

Варвара же решает сбежать из дома, когда ее мать делает ее существование невыносимым. Бежит она со своим возлюбленным Кудряшом.

В пьесе «Гроза» можно увидеть 2 разных образа. Это Катерина и Варвара. Обе женщины не способны существовать во лжи, им нужна любовь. Каждая из них старается бороться с этим положением вещей, но у каждой при этом свой путь. На это повлияло их воспитание и взгляды на жизнь.

Островский вносит в пьесу новые веяния. Он показывает иную сторону жизни купцов. Поэт демонстрирует бесправие, жестокость, обман.

Сочинение 2

Героиня Варя Кабанова является дочкой Марфы Игнатьевны. Она родилась в богатой семье. Внешне вполне привлекательна, имеет плотное телосложение. Именно такой типаж женщин в то время привлекал мужчин. У нее есть брат Тихон, и они с ним абсолютно разные. Варвара очень бойкая. Она научилась обманывать, весть себя лицемерно и изворотливо. Она умна и хитра. И все это из-за нотаций ее строгой матери, ведь от природы она очень честная девушка. Ей нравится слуга одного купца и тайно с ним встречается. Однажды она устает от своей матери и сбегает со своим возлюбленным. Хоть и встречается с Кудряшом, но не любит его.

Варвара очень смелая, она не боится протестовать своей матери-тиранше Кабанихе. Но в открытую на конфликт с матерью не идет, а действует по- тихонечку. Варвара малоразговорчивая, любит свободу и жизнь. Она не убивается и не переживает, несмотря на ее сложные жизненные ситуации. Также не считает обязанностью соблюдать какие-либо традиции и обычаи.

Варвара хоть и молода, но уже мудра и умеет размышлять. Хладнокровно относится к встречам с Кудряшом. Она предпочитает не отдаваться душевым порывам, у нее всегда включена голова, а не сердце. Варвара даже не понимает, как можно убиваться и страдать из-за любви. Варя всегда продумает каждый свой шаг. Бойкая девушка всегда может постоять за себя и ответить на какое-либо замечание в ее адрес.

У Варвары есть подруга Катерина, которую та очень любит и поддерживает, а также переживает и жалеет. В то же время Катерина доверяет Варе и рассказывает свои секреты, она поведала ей, что влюблена в Бориса.

Варвара является авантюристкой и любит искать приключения. С Катериной хоть и были лучшими подругам, но абсолютно противоположными. Варя не разделяла ее взгляды. В ней не было ни нежности, ни мечтательности, ни загадочности. Варвара подталкивала свою подругу к Борису, тем самым предавая своего брата, но ей это было не важно. Она устраивала им тайные встречи. И всегда думала, что о ее секрете и о тайне ее подруги Катерины никто не узнает.

Варвара не разделяет не чьи взгляды. Она считает своего брата бесхарактерным, ведь под давлением своей матери он стал совсем слабым, начал пить, а также не помогает ни в чем своей супруге. Также девушка презирает бездушность своей матери Кабанихи, да и взгляды своей подруги тоже не разделяет. Варвара, как кошка, гулящая сама по себе, которой не важно чье-либо мнение.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» - рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.

Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.

Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», - вспоминает она.

Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».

Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».

Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.

Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.

Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах». Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности.

Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: «...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины

: «...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет...» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» - говорит она Кабанихе.

В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону».

Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю...»

Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «... я бы все шла... и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле». Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины?

Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами». Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу... в землю».

Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.



error: Контент защищен !!