Азербайджанцы обычаи традиции и быт. Обряды, обычаи и традиции азербайджанской свадьбы. Происхождение и история народа

Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей.

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
По своей форме стаканы Армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии - это самая тонкая часть стакана, отсюда и название “Богмалы”, что в переводе означает стесненный. Другое название стакана - “Армуду”, как уже было отмечено, также связано с его формой. “Армуду” в переводе означает грушеподобный т.к. по форме они на самом деле напоминают грушу.

Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т.д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.
Нижняя и верхняя части стаканов Армуду напоминают наши национальные казаны (кастрюли). Это сходство не случайно, т.к. оба предмета - это продукт людей одной социально-культурной среды.

Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна охладевшей жидкости проходит через тонкую “талию” в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая - он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ.

Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев - это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.
После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.
В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.
До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза.
Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.

Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешения никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.
А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года.

А когда наступает сам праздник, все надевают новую одежду и начинаются гуляния.
Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода - символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет - сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.
Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.
Праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев.
Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны.

Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.
Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.
Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.
Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии.

В древности азербайджанцы придерживались интересного обычая: если прислуга или хозяева выносили гостю сумку с продуктами, это был намек на то, что ему пора домой. Сохранился ли этот обычай до сего дня? Какие традиции Азербайджана должен знать человек, впервые посетивший эту страну? Знание ответов на эти вопросы не только расширит кругозор, но и поможет избежать множества недоразумений или даже обид. Чтобы понять суть большинства азербайджанских традиций, необходимо помнить, что они родились в результате сочетания древних культов с мусульманскими традиционными нормами.

Традиции гостеприимства

Впервые посещая Азербайджан, стоит познакомиться с традициями приема гостей в этой стране. Тогда вы сможете легко и быстро найти контакт с любым азербайджанцем. А принять гостя здесь умеют с настоящим размахом и искренним радушием. Но стоит помнить, что отказ от приглашения в гости могут расценить как оскорбление. Хотя и навязываться никто не будет, ведь желание гостя является законом. Поэтому лучше договориться с хозяином на другое время.


Заходя в дом, нужно снять обувь и следовать дальнейшим распоряжениям хозяина. В Азербайджане хозяин или другой собеседник могут дарить гостю подарки, поэтому хорошо иметь с собой хотя бы небольшие сувениры. Также не стоит удивляться, когда местные женщины накроют на стол, но откажутся разделить трапезу. Более того, повышенное внимание к хозяйке, а иногда даже попытка начать с ней беседу может восприниматься неодобрительно.

По-особенному в Азербайджане встречали высокопоставленных гостей. Сначала группа людей собиралась в определенном месте. Затем они делились на 2 группы. Во главе первой шли старейшины или аксакалы, которые несли особый хлеб или лаваш, соль, шербет и другие сладости. Вторая группа состояла из государственных служащих, музыкантов, народных певцов. Она шла немного позади первой. Гостей приветствовали песнями, угощали и бросали под ноги цветы. А когда высокопоставленные гости заходили в дом, для них стелили красивые карабахские, кубинские и ширванские ковры.


Побывав в чужой стране, всегда хочется сохранить воспоминания о её гостеприимстве. Лучшим напоминанием станет небольшой сувенир. В этом качестве может послужить «армуду» - грушевидный азербайджанский стакан для чая. Кроме эстетических достоинств эти стаканы владеют и теплофизическими. В частности, тонкая талия «армуду» не пропускает поток теплой части жидкости, поднимающейся со дна. Таким образом, чай в этих стаканах охлаждается не сразу.


Кулинарные традиции

Одной из главных особенностей , как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам. Кстати, другая отличительная особенность азербайджанской кулинарии — использование баранины. Из неё готовится долма, которая очень напоминает голубцы.


Широкую известность получили такие блюда, как кюфта-бозбаш (бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом), довга (суп из кислого молока) и, конечно же, люля-кебаб. Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком. Кондитерские изделия можно поделить на две группы: печенье (шакер-луку, унланан, курабье) и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава. Самый распространенный национальный напиток - это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.


Не удивляйтесь, если первым блюдом, поданным к столу, будет чай . У азербайджанцев чаепитие давно превратилось в культурно-эстетическое достояние, которое имеет свои приемы и правила. После завершения чаепития подаются вторые блюда, свежие овощи и зелень, а в конце - довга или сладости. Многие блюда нужно употреблять с помощью рук, например, рис принято брать щепоткой. Азербайджанский обед может длиться около трех часов. Тем не менее, в городских условиях трапеза часто проходит по знакомым для иностранцев европейским стандартам.


Праздники

Одной из самых интересных азербайджанских традиций является, который посвящен весне и наступлению нового года. Его отмечают 21 марта. Перед началом празднования Новруза азербайджанцы отмечают четыре предпраздничных среды: «Среда на воде» (Су Чершенбе), «Среда на огне» (Одлу Чершенбе), «Среда на земле» (Торпаг Чершенбе) и «Последняя среда» (Ахыр Чершенбе) . Согласно народным поверьям в «Последнюю среду» наступала весна. Одним из основных в этот день является обряд приготовления ритуального блюда сэмэни (каша из пшеницы). Кроме того, церемония приготовления сопровождается танцами и песнями.


Празднуется и последний день уходящего года. В этот день вся семья собирается вместе. Глава семьи совершает намаз и читает молитву. После того как прозвучит выстрел, который извещает о начале трапезы, вносится молочный плов. Когда же наступает сам Новруз, все переодеваются в новую одежду, и начинаются гуляния. На столе должно быть семь блюд, название каждого из них начинается с буквы «с»: скэд (молоко), сэмени, сумах, сирке (уксус), сабзи (зелень) и т. д. Также на стол ставится свеча, зеркало и крашеное яйцо. Считается, что как только качнется яйцо - начнется Новый год. После этого все поздравляют друг друга. В первый день Нового года в доме всю ночь горит свет.

Кроме того, в Азербайджане отмечают праздники по мусульманскому календарю. В частности, «Праздник жертвоприношения» («Курбан байрам»), «Праздник после поста» («Рамазан байрамы»), «Мёвлуд Байрамы» (день рождения Мухаммеда). Эти праздники отмечаются в Азербайджане на государственном уровне.


Свадебные традиции

Особенно интересны свадебные традиции Азербайджана. В этой стране существует много разных предсвадебных обычаев. Один из самых первых - это Хабар гёндярмя или оповещение о сватовстве. В случае если семья девушки не соглашается на сватовство, родственники юноши просят помощи у уважаемых людей, чтобы те помогли получить согласие. Также существует обычай малого сватовства, согласно которому невесту сватают мать юноши и другая близкая родственница.


У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок - это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники. Непосредственно свадьба («Той») может длиться до трех дней. Все гости высказывают добрые слова в адрес новобрачным и танцуют. Слева и справа от жениха находятся его ближайшие друзья (молодые). Мать жениха должна приготовить для них подарки. Главное, чтобы жених и невеста много танцевали.


Традиции деторождения

Чтобы не допустить рождения больного ребенка, беременные азербайджанки стараются постоянно быть приветливыми и обходительными. Особенно полезно, согласно древним обычаям, задержать взгляд на красивых цветах, воде или небе. После рождения младенца сразу купали в соленой воде, чтобы ребенок был честным и смелым. Но при первом купании мать не должна быть с ребенком. Когда у малыша появлялись первые зубки, проводился особый обряд, при котором готовилось блюдо из 7 видов зерновых. После того, как ребенку исполнялся 1 год, ему начинали подрезать ногти и стричь волосы. Первые остриженные волосы и ногти принято хранить.

Перечисленные традиции Азербайджана - это далеко не полный перечень удивительных традиций этой страны. Посетив её, вы сможете на себе почувствовать всю многоликость народа, проживающего на этой территории. В любом случае знакомство с древними традициями азербайджанцев будет не только познавательным, но и полезным, а иногда и поучительным.

Азербайджанцы (самоназвание азербайджанлылар, азериле; азерб. azərbaycanlılar) – народ, составляющий основное население Азербайджанской Республики и значительную часть населения Ирана.

Многие проживают в Северо-Западном Иране, а также в России, Турции, Грузии, Туркмении, Узбекистане, Казахстане, на Украине, в странах Европы, США, Канаде. Предки современных азербайджанцев – тюрки-огузы, переселившиеся из Средней Азии в Закавказье в XI- XII веках, и кавказские албаны.

Субэтническая группа азербайджанцев – айрумы; к ним близки живущие в Иране и Афганистане афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, падары, шахсевены и др., традиционно ведущие кочевой образ жизни. Говорят на азербайджанском языке. Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба.

До нач. 2-го тыс. население Азербайджана говорило на северокавказских (агванском языке и др.) и иранских (азери, к носителям которых восходят современные талыши, и ср.-перс., к которому восходит язык современных татов) языках. С 1-го тыс. н.э. сюда проникают тюркские народы (гунны, хазары, булгары, печенеги и др.). Новая волна тюркизации местного населения связана с вторжением огузов (11-13 вв.). В позднем Средневековье азербайджанцы расселились в др. регионах Кавказа.

Традиционная культура типична для народов Кавказа. Характерен древний тип жилища-полуземлянки (карадам, или гарадам) с кровлей в виде ложного свода, опирающейся на столбы, и очагом в центре.

Особенности национальной азербайджанской кухни – предпочтение баранины при приготовлении мясных блюд, большое количество специй и зелени, особенно шафрана и сумаха, а также использование каштанов и лепестков роз.

Традиционные блюда: суп пити, кюфта-бозбаш – бульон с крупными тефтелями из мяса и риса с горохом и картофелем, довга – суп из кислого молока с зеленью, люля-кебаб, долма (голубцы), хинкал, овощи с мясной подливой сабза-говурма, запеченная в печи рыба с орехово-фруктовой начинкой, фаршированная дичь. Мясо часто готовят с кислыми фруктами. Праздничное блюдо – плов.

Сладости: шекербюра, шекерлукум, пахлава, рахат-лукум. Напитки: чай, айран, шербет – настой из сахара, лимона, шафрана, семян мяты, базилика и фруктов.

Традиционная мужская и женская одежда – рубаха, широкие штаны-шальвары, куртка-архалук, на ногах – джорабы, кожаная обувь типа поршней (аяг кабы), у мужчин – кафтан-чуха, на голове – папаха, у женщин – юбка, головной убор – круглая шапочка и сверху платок.

Азербайджанское искусство восходит к средне-вековым традициям: резьба по дереву и камню, изготовление поливной керамики (особенно в г. Гянджа), украшений с эмалью и драгоценными камнями, медной посуды с гравировкой (особенно в с. Лагич), оружия, орнаментированного чеканкой, гравировкой и чернью, шелковых узорных тканей (узор наносится при помощи воска), ворсовых и безворсовых ковров (к 18 в. сложились местные школы ковроделия: куба-ширванская, тебризская, гянджа-казахская, карабахская), изготовление сумок, попон и т.п. из ковровой ткани, вышивка по бархату и атласу золотыми и цветными нитями и др.

Фольклор. Распространены сказки, легенды, притчи, анекдоты. Народная музыка в своей основе одноголосна. Трудовые песни – пастушеские (в т. ч. речитативно-импровизационные песни с возгласами, сопровождающие выпас овец) и земледельческие (речитативно-импровизационные пахотные, молотильные, с четким ритмом – мотыжные и др.). Календарно-обрядовые – песни аграрных праздников, песни-заклинания (дождя, засухи, ветра). Среди семейно-обрядовых жанров значительное место занимают славления жениха и невесты; похоронные причитания исполняются профессиональными плакальщицами. Самая большая группа песен – бытовые (любовные – часто в форме диалога юноши и девушки, о природе, песни-размышления, шуточные). Танцы: женские сольные (сюзме, узундара), круговой обрядовый (яллы), массовый мужской (шалахо), мужские воинственные (джанги, казахи).

Традиционные инструменты: смычковый кеманча, щипковые саз и тар; духовые – флейта тутек, язычковые зурна и балабан; бубен даф, или габал, барабаны нагара и бала-нагара, глиняные литавры гош-нагара, или думбул. Распространены ансамбли духовых инструментов (например, 2 зурны и 1-2 ударных), исполняющие танцевальные и обрядовые наигрыши, и струнные ансамбли (саз, кеманча, тар, даф).

Устное профессиональное искусство представлено дастанами – героико-эпическими (особенно известен эпос «Кёр-оглы») и лирическими (любовно-романтические сюжеты составляют основу дастанов «Асли и Керим», «Ашиг-Гариб»); с дастанами связано творчество ашугов. Развито искусство мугама.

Большую роль играют мусульманские обряды и праздники (Курбан-байрам, Рамазан и другие, особенно шиитские – Ашура, или Шахсей-Вахсей, праздники, посвященные восьмому имаму Резе и «скрытому» имаму – Мехди), а также домусульманские традиции – новогодний праздник Новруз-байрам, культы огня, камней, деревьев, родников, колодцев и др.

Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина – глава семьи – был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа.

Браки заключались и между близкими родственниками – двоюродными и троюродными братьями и сестрами, но браки между молочными братом и сестрой запрещались. В случае преждевременной смерти одного из супругов новый брак старались заключить с представителем той же семьи, откуда был умерший, чтобы не нести дополнительных расходов на свадьбу.

В браки вступали в довольно раннем возрасте. Юношей женили в 18-23 года, девушек выдавали замуж порой в 13-14 лет. Случалось, обручали и раньше, когда дети находились еще в колыбели, а иногда договаривались о заключении брака и не родившихся еще детей.

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные традиции.

Браку предшествовали предварительный сговор и обручение. Родственники жениха отсылали в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении прийти на сватовство. Бывало так, что в доме девушки не давали на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старался получить согласие у родителей девушки.


Чай в азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок – это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники.

Свадебный цикл завершался торжественным застольем. Обручение сопровождалось уплатой калыма (выкупа за невесту) и другими подарками. С этого времени и вплоть до свадьбы жених не должен был видеть свою невесту. Свадебная церемония происходила в доме жениха и длилась трое суток. Молодые, однако, встречались на ней только к вечеру третьего дня, когда невесту торжественно привозили в дом жениха, а сам жених пробирался домой тайком лишь глубокой ночью.

Когда девушка выходит замуж, люди, наряду с благословением и пожеланием удачи, дают невесте подержать в руках младенца ближайших родственников. По прибытии молодой жены в дом мужа с ее головы снимают вуаль, которую набрасывают на ветки плодоносного дерева, а на приготовленную для молодых постель укладывают вначале ребенка. Всеми этими наполненными глубоким символическим смыслом действиями родственники выражают невесте свое пожелание видеть ее матерью.

В праздничные дни входные двери азербайджанцев не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. Дети в эти дни посещают знакомых и родственников с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

Одной из ярких черт гостеприимства азербайджанцев является большое количество постельных принадлежностей в доме.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев служит прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI веке в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам.

Вот что писал Дженкинсон: «Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаньями, так что в обе перемены было подано 290 блюд».

Первыми рассаживают гостей с максимальным удобством, члены семьи садятся после. Начинается оживленная беседа. В промежутках добродушная хозяйка порой навязчиво предлагает отведать и того, и этого, рассказывая о том, где это куплено, как сделано, а если что-то будет похвалено, то обязательно последует подробное описание рецепта.

Что должно быть на столе во время настоящего азербайджанского гонаглыга? Начнем по порядку. Редко какое застолье обходится без долмы из виноградных листьев. Это блюдо достаточно трудоемкое, но для любимых родственников и друзей никакого времени не жаль. Далее следует плов с несколькими видами гарнира. Рыбное лявянги тоже одно из постоянных гостей на азербайджанском столе. Не обходится без зажаренной до хрустящей корочки курицы. А еще многие считают, что стол без кутабов будет выглядеть слишком скромно.

Думаете много? Это только кажется. Много не страшно, хуже, когда мало. За основными блюдами следуют два-три вида салата, всевозможные приправы, гатыг, напитки – в большинстве безалкогольные, компоты, шербет. О послеобеденном чае со сладостями можно не говорить, потому что это обязательный компонент застолья.

Существовал определенный обычай, по которому в Азербайджане принимали и кормили гостя. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами – тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом обходил гостей и поливал им на руки, а затем подавал им полотенце. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья.

В подаче блюд бытовал определенный порядок: они подавались по очереди, приносить все сразу считалось неприличным. Соблюдение этого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна для обмена мнениями и отдыха; во-вторых, наличие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить аппетит.

После того как все съедено и сказано, гости начинают потихоньку собираться. Правда, хозяева очень настойчиво просят еще посидеть. Бывает, конечно, что гости засиживаются, и как бы красноречиво хозяева ни поглядывали на часы, намекая, что завтра понедельник, расходиться не собираются.

На этот случай в старину у азербайджанцев существовал интересный обычай. Если гость чрезмерно задерживался, его сумку до отказа наполняли продуктами и выставляли на дорогу. Это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Хорошая традиция, не правда ли? И вежливо, и понятно, и с заботой о госте, даже самом надоедливом.

«На следующей неделе вы у нас», – замечается напоследок, даже если все понимают, что эта следующая неделя может наступить в будущем году.

Своеобразие азербайджанской кухни заключается в том, что, обладая некоторыми сходными чертами с другими закавказскими кухнями - наличием одного и того же типа очага (тындыр или тандыр), кухонной утвари и пищевого сырья, - она создала на этой базе несколько иное меню и в целом иную вкусовую гамму. Поэтому основной состав национальных азербайджанских блюд отличается самобытностью, хотя многие блюда, заимствованные, например, из армянской кухни (долма), входят в повседневное меню современного азербайджанца.

Тaндыр – материальный культурный образец азербайджанского народа и показатель богатой застольной культуры.

Тандыр в культуре Азербайджана имеет особое значение. Тандыр в Азербайджанском толковом словаре – сделанная из глины круглая, конусообразная, обрезанная верхняя часть, поставленная или зарытая в землю для выпечки хлеба большая печь.

Азербайджанцы считали хлеб святым даром и принимали наравне со святой книгой – Кораном. В трудную минуту каждый клянется этим священным даром, говоря «чурек хаггы». Когда люди молятся, просят у Создателя не испытывать их хлебом. Приезжающих в страну и в дом гостей встречают хлебом и солью.

В Азербайджане и хлеб, и тандыр считаются священными. Во время явлений природы – при затмении солнца, землетрясении люди бежали к тандыру. Они верили, что у тандыра Всевышний защитит их, с ними ничего не случится. Эта вера до сегодняшних дней существует в народе.

В литературе, в фольклоре Азербайджана можно встретить различные пословицы, афоризмы, баяты, связанные с хлебом. Вот некоторые из них: «Хлеб нельзя топтать»; «Дайте хлеб пекарю и еще один вдобавок»; «У хлеба без соли нет вкуса, у мужчины без хлеба нет имени» и др.

В Азербайджане пекут различные виды хлеба: хлеб из тандыра, лаваш, юха, яйма, фатир, фасали, кека. Каждый из них различен по форме, размеру, толщине, вкусу, запаху и способу приготовления.


Традиционно для приготовления многих блюд в Азербайджане использовали медную посуду и кухонную утварь, которую обрабатывали с помощью олова (лудили). Такие кастрюли, шумовки, половники, дуршлаги, тазы и сейчас используют во многих районах. Считается, что приготовленные в медной посуде блюда получаются более вкусными.

Основным мясом в азербайджанской кухне является баранина. Наряду с бараниной довольно часто применяется и телятина, а в старой азербайджанской кухне заметное место занимала также дичь (фазаны, турачи, куропатки, перепелки), все более заменяемая ныне домашней птицей (курами, цесарками, в первую очередь цыплятами).

Гораздо большее, чем в других закавказских кухнях, место занимает в азербайджанской кухне рыба.

Овощи, фрукты, пряная зелень и съедобные травы применяются в рационе в свежем, а не в отваренном или жареном виде. Если же их готовят с мясом или яйцами, то на долю зелени приходится порой чуть не более половины объема блюда (чучу, ажабсанда). Мясо при этом сильно разваривается, поэтому мясо-овощные блюда часто представляют собой зеленую кашу с мясной подливкой (сабзаговурма).

Для азербайджанской кухни вообще характерно употребление в основном надземных овощей.

Крайне мало употребляются корнеплоды - свекла, морковь, редька. Зато в почете всякие травы (пряные, ароматические, нейтральные), зеленые овощи (артишоки, спаржа, так называемая дербентская салатная капуста с мелкими кочанами конической формы, горох нут, зеленая фасоль). Фруктам и орехам (каштанам, фундуку, миндалю, лещине, грецкому ореху) также отдается предпочтение, и они употребляются наравне с овощами.

Из ароматических растений в пищу используются лепестки розы, что, как и применение каштанов, отличает азербайджанскую кухню от соседних закавказских. На розах настаивают сиропы, варят из них варенье, употребляют розовое масло в шербеты.

Многие блюда азербайджанской кухни имеются и в кухнях других народов (шашлык, долма, чанахи, пловы, пельмени). Однако они иногда отличаются технологией. Например, три вида азербайджанских пельменей - дюшбара, курзе и гиймя-хинкал - отличаются друг от друга общей величиной и формой, составом теста и начинкой и способом их расположения.

Имеет свои особенности и азербайджанский плов - парадное национальное блюдо. Рис для плова готовят и подают совершенно отдельно от остальных компонентов (мяса, дичи, рыбы, яиц или фруктов и трав, в совокупности называемых гара), не смешивая с ними даже на блюде во время еды.

Подача и еда азербайджанских пловов также имеет свои традиции. Рис никогда не подают совершенно горячим, а настолько теплым, чтобы масло в нем не остыло. Одновременно на отдельном блюде подают мясную или мясо-фруктовую часть плова и отдельно пряные травы. Таким образом, азербайджанские пловы состоят из трех отдельных частей, составляющих в совокупности одно блюдо. Мясо заедают рисом (или рисом, завернутым в лаваш) и вслед за тем пряной травой. Только те пловы, мясная часть которых заменяется яичной, подают к столу иначе - вначале на блюдо ровным слоем кладут рис, на него яично-растительную приправу, которую стараются взять с блюда так, чтобы того и другого в ложке было поровну.

Классический азербайджанский обед длится, как и все восточные обеды, долго - около трех часов, а порой и более. Он начинается обычно с закусок - копченого осетрового балыка с зеленым луком, луком-пореем, редиской, свежим огурцом или крессом, которые заедают чуреком и запивают айраном. При этом овощи и зелень не нарезают, а подают всегда целиком и каждую веточку в отдельности. Затем следуют кислые поджаренные фрукты - алыча, иногда наполовину с персиками. После этого подают один из супов - пити, довгу или кюфту-бозбаш. После довги может последовать говурма из баранины; после пити, в состав которого входит баранина, может быть подана галя (телятина с кизилом) или долма, но чаще всего цыплята или фазан, жаренные на вертеле. Все эти вторые блюда обильно сопровождаются пряной зеленью - крессом, кинзой, чесноком, эстрагоном, мятой. И только затем следует центральное блюдо - плов, который одновременно выполняет роль переходного блюда от второго к третьему. Характер плова также определяется в зависимости от предыдущих блюд. Если в их состав уже входила баранина, то плов будет с дичью или птицей. Если же дичь была подана до плова, а в состав первого блюда входила баранина (пити), то плов делают с яйцами, травами (кырпыгын) или фруктами. Когда же предварительное второе содержит яйца, зелень или телятину (чугу, галя), то плов делают с бараниной.

После плова может последовать как переходное блюдо к десерту густой соус из кураги, изюма, миндаля и сока граната. Десерт всегда чрезвычайно разнообразен и состоит помимо непременного мелкоколотого сахара из различных варений, бекмесов, шербетов, халв, печений и каймака с медом, которые подают к заключительному блюду - чаю.


В Азербайджане чай пьют охотно, помногу и не только в обед, но и вне обеда или любого другого приема пищи. Пьют только черный байховый чай, довольно крепкий, причем, как и в Иране, используют для питья не фарфоровую посуду (пиалы или чашки), а специальные узенькие сосуды грушевидной формы, напоминающие миниатюрные вазочки - так называемые ормуды или богмалы. Оригинальным является то, что стакан доверху не наполняется, сверху остается место, которое бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют «додаг йери», что буквально переводится как место для губ.

Использование большого количества свежей пряной зелени, фруктов и кислых соков почти в течение круглого года, молодого мяса и дичи, а также кисломолочных блюд делает азербайджанскую кухню здоровой и полезной.

Показательно ограниченное употребление соли в азербайджанской кухне. Азербайджанцы даже мясо предпочитают либо совсем несоленое (одно из основных народных блюд - кебаб - не солят совсем), либо ему придают кисловатый вкус с помощью фруктовых соков - граната, алычи, наршараба.


Пловы

Азербайджанские пловы состоят из двух основных и трех дополнительных частей. Все эти части приготовляются отдельно.

Основными частями плова служат отварной рис и гара (т. е. его мясная, рыбная, яичная, молочная, овощная или фруктовая основа).

Дополнительными частями служат подаваемые к плову: пряная зелень (целые стебли зеленого лука, чеснока, базилика, эстрагона, крессов, молотой свежей мяты и кинзы); казмаг (тонкая подсушенная пресная лепешка); шербеты (чаще всего кисловатые - лимонный, гранатовый, виноградный, барбарисовый и рейхановый).

Определяющей является основа. В зависимости от ее вида дается и название плову. Наиболее часты и разнообразны мясные пловы. Их делают с бараниной, жареной и фаршированной домашней птицей, дичью, а иногда и с молотым мясом - в форме шариков или лепешек. Реже в пловы используют рыбу, яйца, овощи и травы как самостоятельную основу. В то же время овощи, и особенно фрукты, обычно сопутствуют разным видам мясных пловов.

Вот некоторые, наиболее распространенные разновидности азербайджанского плова: каурма-плов (с бараниной), турши-каурма-плов (с бараниной и кислыми фруктами), чий-дошамя-каурма-плов (с бараниной, тыквой и каштанами), тоух-плов (с курицей, жаренной кусочками), тярчило-плов (с курицей или цыпленком фаршированным), чигыртма-плов (с курицей, залитой взбитым яйцом), фисин-жан-плов (с дичью, орехами, кислыми фруктами и корицей), шешрянч-плов (яичный), сюдлу-плов (молочный), ширин-плов (фруктовый сладкий).

Шербеты

Азербайджанские шербеты - легкие шербеты, они не только гораздо менее плотные, но и имеют иное назначение. В то время как таджикские, среднеазиатские шербеты - это, прежде всего сладость, десерт, употребляемый в завершение трапезы, азербайджанские шербеты в основном играют роль прохладительных напитков, а также питья, сопровождающего пловы. Кроме того, для азербайджанских шербетов используют в качестве фруктовой основы соки кислых фруктов и ягод - алычи, лимона, незрелого винограда (гора), граната, в то время как таджикские шербеты делают преимущественно из сока сладких плодов (абрикосов, вишни, клубники и винограда сладких сортов).

Вторым отличительным признаком азербайджанских шербетов служит то, что в качестве основного компонента в них используют не только фруктовые и ягодные соки, но и настои и дистилляты ароматических частей растений - семян, почек и т. п. Так используют семена базилика, мяты, фенхеля (бадьяна), эстрагона, ароматических трав. В такие шербеты сахар почти не добавляют, поскольку их употребляют исключительно как аперитивы или питье, сопровождающие мясные блюда.

Третьим отличительным признаком азербайджанских шербетов является обязательное введение в их состав розового сока, розового масла или настоя. Хотя эти добавки всегда крайне незначительны, но они существенно влияют на аромат и вкус шербетов, делая их отличительными от всех остальных напитков.

Мучные кондитерские изделия

Азербайджанские мучные кондитерские изделия делятся на два основных типа. К первому принадлежат изделия типа толстого печенья, приготовляемого обязательно из бездрожжевого теста - масляного и масляно-песочного. К ним относятся различные наны, курабье, шакеры.
К другому типу относятся изделия, в которых тесто играет роль лишь своеобразной оболочки, в то время как их основа состоит из орехово-сахарной начинки (50-80% от общего веса). Таковы пахлава, шакер-бура, ореховые трубочки.

В Азербайджане отмечают праздники по мусульманскому календарю. «Праздник жертвоприношения» («Курбан байрам»), «Праздник после поста» («Рамазан байрамы»), «Мёвлуд Байрамы» (день рождения Мухаммеда).

Одной из самых интересных азербайджанских традиций является праздник Новруз, который посвящен весне и наступлению нового года. Его отмечают 21 марта. Перед началом празднования Новруза азербайджанцы отмечают четыре предпраздничных среды: «Среда на воде» (Су Чершенбе), «Среда на огне» (Одлу Чершенбе), «Среда на земле» (Торпаг Чершенбе) и «Последняя среда» (Ахыр Чершенбе). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую – огонь, в третью – земля. В «Последнюю среду» ветер раскрывал почки деревьев и наступала весна.

В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья, и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.

До наступления темноты, в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день, многие семьи также гадали по книге Хафиза.

Одним из основных в этот день является обряд приготовления ритуального блюда сэмэни (каша из пшеницы). Кроме того, церемония приготовления сопровождается танцами и песнями.

Празднуется и последний день уходящего года. В этот день вся семья собирается вместе. Глава семьи совершает намаз и читает молитву. После того как прозвучит выстрел, который извещает о начале трапезы, вносится молочный плов. Когда же наступает сам Новруз, все переодеваются в новую одежду, и начинаются гуляния. На столе должно быть семь блюд, название каждого из них начинается с буквы «с»: скэд (молоко), сэмени, сумах, сирке (уксус), сабзи (зелень) и т. д. Также на стол ставится свеча, зеркало и крашеное яйцо. Считается, что как только качнется яйцо – начнется Новый год. После этого все поздравляют друг друга. В первый день Нового года в доме всю ночь горит свет.

Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А дети в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Новруза. В этот день за городом проводятся массовые гуляния, старинные игры - скачки на верблюдах и лошадях, различные соревнования, в которых наравне с мужчинами участвуют девушки и женщины.

Гюлеш – традиционная борьба, визитная карточка народной азербайджанской культуры, так же как танцы и музыка.

Гюлеш, говорят в Азербайджане, это состязания не только в силе тела, но и в силе воли, духа. Проводятся состязания под музыку (как в старину), под мелодичные звуки зурны и удары барабана. Борцов гюлеша называют пехлеванами.

В старину, в селениях пехлеваны соревновались прямо на земле. А в Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания – зорхана. Настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатром для зрителей, с красивыми куполами и коврами. В зорхана проходили состязания и тренировки, звучала музыка, пелись песни о подвигах богатырей.

Прелюдия к борьбе называется «мейдан-газмек». Это разминка, традиционный ритуал, напоминающая своеобразный танец: стройные борцы, обнажены до пояса, одеты в свободные шаровары, расшитые цветным узором, подпоясаны мягким поясом. Соперники плавно двигаются по кругу, по обеим сторонам ковра, попеременно взмахивают вверх и назад руками, кружась, поворачиваются на месте. Затем бросаются на пол, несколько раз, сгибая руки, касаются грудью ковра и, вскочив, делают широкий, приветственный жест рукой.

Это салям – учтивый знак приветствия. Сойдясь на середине ковра, они подают друг другу руки и трижды попеременно ударяют друг друга то правым, то левым плечом, потом отскакивают друг от друга, готовые к схватке. Попробовав силы, борцы пытаются взять друг друга на прием. Следуют быстрые движения, захваты за ноги и шаровары, подножки, подсечки, броски. Правила гюлеша почти не стесняют инициативы. Запрещены захваты за горло и удары ниже живота. Нельзя бросать противника, не следуя за ним, выкручивать руки, ноги и пальцы, толкать головой. В былые времена пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом. Сегодня, чтобы победить, надо положить противника на лопатки. Сегодня в Азербайджане устраиваются регулярные соревнования по гюлешу на первенство районов, городов и республик.

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев – нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц – из шелка.

Женская одежда

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.

В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами.

Поверх рубашки одевали чепкен (кафтан) который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Шили из велюра и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Он тоже имел подкладку и плотно прилегал к телу. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались.

Леббаде (халаты) были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Рукава леббаде были короткие. Леббаде шили из велюра и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались тесьмой.

Эшмек – стеганная верхняя одежда. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмека обшивалась мехом.

Кьюрду – стеганная женская одежда с открытым воротом без рукавов. По бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из велюра.

Бахари – стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник и подол и рукава обшивались разными тесьмой, кантами и цепочками.

Кьюлече – верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Туманы (юбки) которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходили до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами.

Из женских головных уборов особо распространенными видами были тюбетейки, а также шелковые косынки. Выходя на улицу, девушки надевали чадру.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра, драгоценных камней. Азербайджанские женщины очень любили украшения и умело пользовались ими. Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет». В него входили разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты.

Мужская одежда

Состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк).

Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук плотно прилегал к телу. Его подол украшали оборками, рукава – прямые, постепенные сужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами, застегивались они до шеи. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины – кушак.

Чуха – вид верхней мужской одежды в Азербайджане. По всему разрезу прямых длинных рукавов пришивали пуговицы или петли. На груди чухи красовались нашивки для украшений.

Мужские шаровары шили из шерстяной ткани. Они были широкими, чтобы удобнее было скакать верхом.

Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи.

Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки. А в сельской местности больше были распространены чарыки.

Богатство и разнообразие сырьевых ресурсов издавна способствовали развитию в Азербайджане различных ремесел и художественных промыслов. Ремесла народных мастеров гончарное, шорное, кузнечное, оружейное, кустарная выделка бязи, шелка, сукна, активно развиваются и в настоящее время.

Изготовление ковров в республике является одним из традиционных ремесел. Наиболее широко оно было развито в местах, где издавна разводили овец, шерсть которых шла на изготовление ковров. Поскольку раньше каноны ислама не позволяли реалистически изображать людей и животных, в орнаменте ковров преобладали геометрические мотивы и стилизованное изображение растений, животных и птиц.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. В резьбе по камню, так же как и в других видах прикладного искусства, преобладал геометрический орнамент и стилизованное изображение растений. Интерьеры богатых жилых домов тоже украшала резьба, но по алебастру. Резьба и роспись широко используются и в современной архитектуре.

Из художественных промыслов, связанных с обработкой металлов, не утратило своего значения ювелирное дело. Ажурно-филигранные и эмалевые изделия азербайджанских мастеров, особенно женские украшения, пользуются большой популярностью в мире.

Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Азербайджанцы – мастера коврового искусства. Сегодня в Азербайджане ковровых композиций свыше шестисот видов.

Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке. Об этом писали еще Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. Производство ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции. В эпосе «Китаби Деде Коркуд» воспеваются азербайджанские шелковые ковры.
В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов: палас, джеджим, лады, килим, шедде, верни, зили, сумах.

По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ.

Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров.

Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые «гёлы») геометрической формы, растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров Бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета.

Богатые, со сложными узорами композиции ширванских ковров известны со средневековья. Еще в XIV-XV вв. эти ковры воспевались в табло европейских художников.

Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже, которая на протяжении многих столетий была центром производства высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие мастерские.

Узоры Гянджинских и Газахских ковров еще в средние века привлекали внимание европейских художников. В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный колорит.

В Карабахе широко распространены ковровые комплекты – гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль.

Тебризская школа ковроделия – наиболее старинная и известная в Азербайджане. Уже в XI-XII вв. переживала период расцвета, а в XIII-XIV вв. усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI-XVII вв. достигла высокого уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений.

Культурное наследие Азербайджана очень велико и самобытно. Значительное влияние на культурное развитие Азербайджана оказала культура персидских и тюркских государств, в состав которых входила территория современного государства. Особенно это проявляется в литературе и музыке.

Азербайджан известен такими яркими представителями культуры как Низами Гянджеви (XII в.), поэт панегирист Гатран Тебризи (XI в.), классик азербайджанской поэзии Физули (XVI в.), написавший легендарную лирико-эпическую поэму «Лейли и Меджнун». Творчество Низами оказало огромное влияние на развитие не только азербайджанской литературы, но и на литературу многих народов средневекового Востока. Особенно сильное влияние оказало произведение Низами «Пятерицы» («Хамсе») - пять поэм, сюжетно и композиционно различных, но связанных единой идеей автора.

Культурная жизнь била ключом в таких городах как Гянджа, Шемаха, Тебриз. При дворцах феодальных правителей существовали целые сообщества поэтов, мыслителей, философов и музыкантов. Развивались такие лирические жанры поэзии как рубаи, касыды, газели, что нашло отражение в крупнейшем памятнике средневековой азербайджанской литературы – древнем героическом эпосе «Китаби Деде Коркуд». В нем много места уделено описанию традиций, культуры, упоминаются названия различных музыкальных инструментов, приведены целые фрагменты, связанные с музыкой, что свидетельствует о древней истории азербайджанской музыки.

В азербайджанском национальном музыкальном искусстве особое место занимают такие жанры как танцы и ашугское творчество. В репертуаре ашугов - народные песни, дастаны, песни-диалоги «де йишме» – музыкально-поэтические соревнования ашугов. Фундаментом азербайджанской национальной музыки являются мугамы. Не случайно, что в 2003 году решением ЮНЕСКО азербайджанские мугамы были включены в список культурного наследия человечества.

Танцы

История танцевального искусства Азербайджана уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Из глубины веков пришли массовые обрядовые танцы – «сэмэни», «хыдыр ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.

Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы. Он сопровождался песнопениями, играми и танцами.

Обряд «Хыдыр Ильяс» совершался для вызова дождя. Слово «Хыдыр» является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны.

Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-игры вложено борьба двух сил – лютой зимы и молодой весны.

Еще одним обрядом, магически действующего на урожай является «Году». Это культ вызова солнца.

На протяжении достаточно долгого времени, страна вела борьбу за свое мирное существование, и за сохранение своей территориальной целостности. Многочисленные памятники, культура Азербайджана явное тому подтверждение.

Абсолютную независимость республика приобрела всего 20 лет назад. До этого страна постоянно находилась под чьим-нибудь гнетом. По географическому положению, Азербайджан располагается прямо на стыке границ Европы и Азии . Большое влияние на развитие культуры оказала Османская империя, многие памятники архитектуры так или иначе связаны с исламом и Ближним востоком.

Религия Азербайджана

Республика является многонациональным государством, здесь имеется сразу несколько крупных религиозных общин. Конечно самая главная , это конечно – ислам (шиитского течения), затем идут христианство и иудаизм. География Азербайджана во многом повлияла на ее современный национальный состав.


Экономика Азербайджана

Влияние республики на международном рынке заметно выросло. Экономика Азербайджана стремительно набирает обороты. Одним из важнейших факторов является увеличение и развитие газо- и нефтедобывающей, химической, горнорудной, машиностроительной и пищевой промышленности.


Наука Азербайджана

Сейчас в стране действуют около 150 научных образовательных учреждений. Наука Азербайджана во многом обязана Османской империи, именно с приходом ислама. Культура и просвещение страны получило хороший толчок в своем развитии.


Искусство Азербайджана

Культурное и духовное развитие республики происходило на протяжении многих тысячелетий. Искусство Азербайджана , как и его природа, богато, целостно и очень разнообразно. В городе Баку, имеется несколько крупных государственных галерей и музеев, в которых явно есть на что посмотреть. Например, знаменитый на весь мир Музей ковров, здесь собрана большая коллекция уникальных ковров, некоторым из которых более сотни лет. В 2014 году музей переехал в современное здание, которое по своему архитектурному строению напоминает большой сложенный ковер.


Кухня Азербайджана

Народы Кавказа издавна славятся своим теплым гостеприимством, азербайджанцы не исключение. Богатая и разнообразная тому подтверждение. В ее ассортименте имеется множество мясных (говядина, баранина), рыбных (осетр, севрюга) и овощных блюд. Самыми известными из них являются: хамраши, овдух, фирни, джыз-быз, долма и многое другое.


Обычаи и традиции Азербайджана

На территории страны проживает несколько крупных народных диаспор: русские, армяне, курды, грузины и т.д. Совместная многолетняя история тесно соединила их между собой, благодаря чему культура республики так уникальна и многообразна. Обычаи и традиции Азербайджана также является частью культуры.

Одним из любимых праздников азербайджанцев является Навруз – ежегодный праздник весны, символизирующий начало нового года. По традиции, в первый день праздника вся семья собирается вместе, за одним дружным столом, считается, что если, не встретить начало года в кругу семьи, то человек последующий семь лет будет проводить в мучительных скитаниях.


Спорт Азербайджана

На сегодняшний день, самыми популярными видами спорта в республике считаются: борьба, бокс, каратэ, футбол. Спорт Азербайджана за последнее время стремительно набирает обороты. Одним из любимых видов спорта в стране является футбол, за предыдущие 10 лет, Азербайджан представил футбольному миру десяток ярких имен: Назим Сулейманов, Алекпер Мамедов, Казбек Туаев и др.

Традиции азербайджанской свадьбы до сих пор соблюдаются с особой тщательностью. И неважно, что современные взгляды на брачный обряд отличаются. Зато как необычно наблюдать за ритуалами, которые обязательно соблюдаются, дабы будущая семейная жизнь молодых была тихой и счастливой.

Большой размах свадебного пиршества впечатляет. Можно сказать, что начинают праздновать союз еще на стадии сватовства. Все это грандиозное событие требует значительных затрат поэтому на свадьбу детей начинают откладывать заранее.

Все предсвадебные хлопоты делятся на несколько этапов:

  • Поиск и выбор невесты женихом.
  • Сватовство, проходящее в два этапа.
  • Церемония помолвки.
  • Предсвадебная подготовка с массой обрядов.
  • Свадебное торжество.
  • Послесвадебные ритуалы.

Каждый пункт требует серьезного подхода и предварительного изучения информации о будущих родственниках.

Невесту выбирает жених, понравившуюся девушку он показывает родителям и только после их одобрения начинает поиск свахи, которая и будет представлять его интересы в семье невесты.

Девушки в этой стране не общаются с парнями, постоянно находясь исключительно в женской компании. Поэтому часто на знакомство с женихом практически не остается времени.

Решение всегда остается за отцом девушки, он как глава семьи определяет, подходит ли жених его дочери. Важную роль здесь играет положение самого парня и его семьи, как финансовое, так и социальное.

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье. Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены.

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Обряд помолвки

Церемония обручения тоже идет в два этапа:

  • Малое обручение.
  • Большое обручение.

На малое обручение приезжают сам жених с друзьями. Невеста же находится в компании двух, трех десятков подруг. Кольцо на палец девушки надевает официальный представитель жениха, также он покрывает голову девушки платком.

Потом он должен съесть половину любой сладости поданной со стороны невесты, а другую отдать жениху.

Как только церемония закончена, начинается девичник, подруги девушки осыпают ее поздравлениями и напутствиями, сидя за сладким праздничным столом. Малая помолвка проходит в течение месяца после сватовства.

Спустя пару месяцев проходит большое обручение. Это большое мероприятие требует тщательной подготовки, и приглашаются на него не только родные, но и друзья, соседи. Необходимые продукты для стола могут предоставить и родственники жениха. Не посылается лишь лук, считаясь плохой приметой символизирующей горечь в семейной жизни.

В качестве даров невесте преподносятся разные необходимые вещи:

  • Одежда;
  • Украшения;
  • Деньги;
  • Посуда;
  • Прочая утварь.

Дары принято передавать на серебряных подносах, если они небольшие. Когда дарится крупногабаритные подарки, то они складываются в сундуки и перевязываются красной лентой.

От родных не дарятся лишь обувь, которую позже вручает свекровь лично.

Основные приготовления к свадьбе

После обручения обе семьи собираются для обговора всех необходимых составляющих будущей церемонии:

  • Список гостей.
  • Меню на стол.
  • Музыку и т.д.

Обычно от помолвки до свадьбы проходит несколько месяцев, потому, что нужно все тщательно спланировать и подготовить. Также за этот период проводятся еще ряд других обрядов, на которых девушку одаривают родные жениха, преподнося необычные дары:

  • Сшитые вручную и украшенные платья.
  • Красный платок;
  • Украшения;
  • Баран с покрашенными хной рогами.
  • Краска хны, для нанесения предсвадебных узоров, на руки и ноги.

Приданое и вещи невесты также перевозятся в дом жениха до свадьбы. Затем в дом жениха приезжают подруги невесты для наведения порядка и украшения дома. Их за труды одаривает свекровь девушки.

Еще одним необычным обрядом считается выбор наставницы невесты «парча бичини», за несколько дней до свадьбы.

Свадебные обряды

Свадьба начинается еще в доме невесты и продолжается целый день. Звучат традиционные азербайджанские песни на свадьбу. Но танцевать с невестой могут лишь родственницы жениха. Все прочие гости должны перед тем как начать есть заплатить, положив деньги в казан. К вечеру родня жениха покидает дом невесты, и пир продолжается без их участия.

Проводы невесты тоже очень красивый обряд. Девушка сидит в запертой комнате, ожидая, когда гости жениха смогут получить заветный ключ, подарив дар. Затем родители перевязывают талию девушки красной лентой, благословляя ее на семейную жизнь, и надевают платок.

Поздравления на азербайджанской свадьбе также могут звучать в форме красивого тоста с глубоким смыслом, исполнения традиционной песни или танца. Азербайджанские танцы на свадьбах невероятно красивы. На празднестве звучат традиционные песни, поэтому каждый азербайджанец с детства знает, как под них танцевать. Составляется специальная программа, в которой присутствуют и песни, и танцы.

Традиционные обычаи после свадьбы

Даже после окончания свадебных празднеств, традиции предусматривают послесвадебные обряды.

  • Визит в дом дочери всей родни во главе с матерью девушки, спустя несколько месяцев.
  • По окончании сорока дней после свадьбы девушке разрешается посетить родительский дом.
  • Посещение родных с обеих сторон молодоженами.

Все мероприятие занимает много времени и тщательно планируется, потому что такое событие случается раз в жизни и должно запомниться всем.



error: Контент защищен !!