Анализ образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста (2–3 лет) за год. Конспект игры-занятия с детьми второй группы раннего возраста Вывод по окончании проекта

Конспект развивающей игры-занятия «Поможем медвежонку Мише».

Ход развивающей игры:

1. Приветствие:
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (здравствуйте).
- А теперь мы возьмемся за руки. Посмотрим, друг на друга, улыбнемся, подарим улыбку друзьям.
2. Вводная часть:
- Кто-то стучится. Слышите? Пойду, посмотрю. (вношу игрушечного мишку).
- Здравствуй, Мишенька! (Дети здороваются).
- Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. Но весна только пришла, на улице еще очень холодно.
- Мишка замерз, он же с улицы к нам пришёл, давайте мы поможем мишке согреться. Поиграем с ним.
3. Игра « Разогреем мы ладошки».
Разогреем мы ладошки

(Трут ладошки друг о друга)
Вот – так, вот – так.
Чтобы щёчки не озябли
(Круговыми движениями пальцев касаемся щёчек).
Мы потрём их
Вот – так, вот – так.
Ах, наш носик баловник
(Проводим указательными пальцами вдоль носа).
Он шалить у нас привык.
Хорошо гулять в саду
(Похлопывание указательными пальцами ноздрей носа).
И поёт нос: би – ба – бу.
Игру можно повторить 2-3 раза.
- Миша согрелся? Согрелся.
- Ребята посмотрите, а почему же он грустный, чуть не плачет.
Мишка бурый, Мишка бурый,
Почему такой ты хмурый?
- Ребята, как вы думаете, почему Миша хмурый? (выслушиваю ответы детей).
(подношу игрушку к уху).
- Ребята, Миша говорит, что он так заигрался, все разбросал, что не может вспомнить, как и где лежали фигурки. Поэтому и пришел к ребятам в детский сад. Мы ему с вами поможем?
- Миша, ребята не оставят тебя в беде, помогут.
4. Работа за дидактическим столом.


- Ребята, пойдемте за Мишкой. (подходим к дидактическому столу).
- Посмотрите, ребята, и, правда, все медвежонок Миша перепутал. Но ничего, мы сейчас постараемся всё исправить.
-Скажите, что это? (шарики).
- Какого они цвета? (красного, зеленого, синего, желтого).
- Что это? (цилиндры, брусочки)
- Какие они по цвету? (красные, синие).
- А по величине? (большие, меленькие).
- Ребята, а это что? (Пирамидка)
-Как вы думаете, Мишка правильно ее собрал? (нет)
Педагог раздает инструкции детям.


Дети выполняют задания, педагог следит при необходимости за правильным выполнением заданий.
- Дети, посмотрите, Миша наш стал веселый, радостный.
- Почему? (выслушиваю детей).
- Правильно, потому что все предметы на своих местах. Мы с вами ему помогли. Мы молодцы!
- Как вы думаете, что скажет Мишка нам? (спасибо!).
5. Подвижная игра «Поиграем с мишкой».
- Медвежонок так рад, что хочет поиграть с ребятами в его любимую игру.
Мишка по лесу гулял. Педагог ходит. Переваливаясь как медведь.
Всех ребяток он искал.
Долго, долго он искал, дети стоят
Сел на травку, задремал.

Стали детки тут плясать, дети бегают, стучат ногами
Стали ножками стучать.
Мишка, мишка, ты вставай медведь просыпается и догоняет детей
И ребяток догоняй!
Игру можно повторить несколько раз.
6. Рефлексия:
- Ребята, кто к нам приходил?
- Что случилось с Мишей?
- Как мы ему помогли?
- Во что мы играли с Мишей?
- А теперь мы пойдем, покажем Мише, как расставлены игрушки у нас в группе.

Список используемой литературы:
1. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателей дошкольного учреждений и родителей /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба.- М.: Просвещение, 2003.- с
2. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников [Текст] / Т.Б. Полянская.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-96 с.

Актуальность проекта

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы
научить ребенка действовать с игрушками.
Урунтаева Г.А.

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее.

Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых”. С этой целью и был разработан проект “ Игрушки”.

Цель проекта:

  • Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  • Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
  • Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними.
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.

Задачи:

  • Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  • Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  • Развивать общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный.

Планируемый результат проекта:

  • пополнить представление детей об игрушках,
  • проявлять интерес и желание играть с игрушками,
  • развивать речевую активность детей,
  • научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог,
  • научить детей бережнее относиться к игрушкам,
  • развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым,
  • оформить выставку совместно с родителями “Игрушки”.

Предлагаемые итоги проведения проекта:

  • Активизировать словарь детей: играть вместе, любимая игрушка.
  • Научиться бережно относиться к играм, игрушкам.
  • Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым,

Итоговый продукт проекта: Коллективная работа детей с родителями по продуктивной деятельности: КОНКУРС: “ИГРУШКИ”. (Приложение 1).

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 этап – подготовительный.

Деятельность педагога:

  • Изучает методическую литературу по теме.
  • Определяет цели и задачи проекта.
  • Наблюдает за детьми.
  • Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.
  • Пополняет игровые уголки атрибутами.
  • Организует разные виды игр для детей.

Деятельность детей:

  • Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
  • Рассматривают иллюстрации, рассматривание картины “Дети играют”.
  • Рассматривают игрушки.

Деятельность родителей:

  • Наблюдают за детьми.
  • Анкетирование родителей: “Игрушки”.

2 этап – формирующий..

Деятельность воспитателя:

  • Организует беседы, развивающие игры, наблюдения.
  • Чтение художественной литературы (стихов, потешек, песенок).
  • Оказывает помощь при реализации деятельности.
  • Пополнение предметно – развивающей среды группы.
  • Подбор игрушек для игры “Какие бывают игрушки”.

Деятельность детей:

  • Пытаются найти способы решения.
  • Играют с игрушками.
  • С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.
  • Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки.
  • Повторяют за воспитателем действия, слова и фразы стихотворений.

Деятельность родителей:

  • Привлекает родителей к осуществлению проекта.
  • Подготовка памятки: “Какие игрушки приобретать детям?”
  • Подготовка консультаций: “Игры для развития ребенка”, “Вы, ваши дети и игрушки”. (подбор художественной литературы, наблюдения).
  • Оформление уголка для родителей “Маленькие художники”.

3 этап – итоговый.

Деятельность воспитателя:

  • Анализирует работу.
  • Представляет конспекты.
  • Проводит мониторинг.
  • Пополняет развивающую среду группы.
  • Пополнение методической литературы.
  • Оформляет выставки детских работ.

Деятельность детей:

  • Активно играют с игрушками.
  • Повторяют слова стихотворений об игрушках.
  • С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с родителями по изготовлению игрушки своими руками.

Деятельность родителей:

  • Повышение активности родителей в жизни группы.
  • Конкурс для родителей: “Игрушки” (изготовление игрушки своими руками вместе с детьми).

Вывод по окончании проекта:

В ходе работы над проектом, после проведения мониторинга (Приложение 2) , дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.

Вместе с родителями ребята приняли участие в совместной продуктивной работе “Игрушки”, которая была проведена в нашем ДОУ.

Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.

Реализация проекта:

Образовательная область: “Познавательное развитие”.

Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”,“Угадай игрушку по описанию”.

Игры с водой (резиновые игрушки), “Пускаем бумажные кораблики”.

Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”, “Угадай игрушку по описанию”, “Солнечный зайчик”, “Чудесный мешочек”, Игры с водой (резиновые игрушки) , “Пускаем бумажные кораблики”.

С/ р. игры “Купание кукол”, “Уложим куклу спать””, “Магазин игрушек”, “Семья”.

Настольные игры: “Лото”, “Мозайка”, “Купание кукол”.

Рассматривание картины “Дети играют”.

Игровые ситуации “Из чего сделаны наши игрушки”, “Какие бывают игрушки”.

Игровое упражнение “Большие и маленькие”.

Ситуативный разговор об игрушках : кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.

Чтение стихотворений А.Барто из серии “Игрушки”.

Беседы на темы “Зачем нужны игрушки? ”, “Моя любимая игрушка”, “Такие разные игрушки”, “Магазин игрушек”.

Образовательная область: “Речевое развитие”.

Бродского “Солнечный зайчик”, Островского Ю. “Догони зайчика”, Чтение В. Сутеев “Кораблик”, Г. Цыферов “Пароходик”, чтение сказок “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. Разучивание стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”. Чтение рассказа А. Толстой “Был у Пети и Миши конь”.

Образовательная область: “Социально-коммуникативное развитие”.

  • “Поможем кукле Кате”.
  • “Оденем (разденем кукол”).

Образовательная область: “Художественно-эстетическое развитие”.

  • “Подарок для любимой игрушки”, “Яблочко для любимой игрушки”, “Мяч”,
  • “Платье для матрешки”, “Пирожки для Маши”, “Конфетки для зайчат”, “Помоги зайке” и др.
  • Пение песен Е. Тиличеевой “Догони зайчика”. Игровое музыкальное занятие “Звучащая игрушка” (музыкальный руководитель)

Образовательная область: “Физическое развитие”.

Физминутки: “Зайка”, “Буратино”, “Самолет”, “Божья коровка”, “Мы любимые игрушки”. Подвижные игры: “Перебрось игрушки”, “Каждому игрушку”, “Поезд”, “Автомобиль”.

Список используемой литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
  2. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
  3. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З.А.- Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
  4. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е.- Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С.Г.,-М.:УЦ “Перспектива”, 2013.-96с.

Тамара Степаненко
Анализ образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста (2–3 лет) за год

Работа с детьми второй группы раннего возраста осуществлялась , исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2016-2017 учебный год.

Основная цель работы :

Комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи :

Охрана и укрепления здоровья;

Формирование умений и навыков необходимых для жизни;

Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребёнка;

Воспитание положительного отношения чувства доверия к людям (первичные основы морали, положительных нравственных чувств детей;

Эмоциональное развитие;

Активизация работы с семьёй с целью психолого – педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста , их воспитанию и развитию.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой , реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности . Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей : физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно - образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы с учётом возраста детей .

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводились игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекало незаметно для малышей, в практической деятельности.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности менялась с учётом конкретных условий : времени года, погоды и характера их предшествующей деятельности.

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) ;

Общение с взрослым;

Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) ;

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

Двигательная активность.

В утренний отрезок времени старались включить детей в общий режим жизни детского сада. В эти часы велась индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр .). Велась работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения; развитию устной речи; обучение рассказыванию; физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) ; и др. По содержанию утренний отрезок времени включает : утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

На прогулке предусматривалось равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей. В течение всей прогулки, придерживались правильной физической нагрузки : спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения, затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей. При организации трудовой деятельности предусматривали обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе .

В вечерний отрезок времени играем в сюжетно-отобразительные игры , игры со строительным материалом, а также различные игры с правилами : подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры, устраиваем кукольные и настольные театры. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями стараемся поддерживать игры, организованные по собственному замыслу детей. Во время этих игр стараемся не подавлять инициативу ребёнка, умело направляем его игру, для того чтобы он научился играть самостоятельно. К концу года у детей сложились положительные взаимоотношения и эмоционально - деловые связи со взрослыми.

В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми :

«Новогодний телефон» , «Во всём хочу, как папа стать» , «Мамочку родную очень я люблю» , «Зимние игры и забавы для больших и маленьких» , «Мы с тобой весенним днём по тропинке в лес идём» , «В гостях у сказки» , «Тематическая неделя игры и игрушки» , «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети!» , «Тематическая неделя, приуроченная к Дню Победы» , «Театральная неделя» и другие. Экологическая акция «Поможем птицам зимой» . Проводились спортивные развлечения «Учимся быть здоровыми» , «Тематическая неделя «Вот и лето пришло!»

Обмен опытом - интегрированная деятельность по сенсорному развитию и познавательно-исследовательской деятельности :

1. «Смотрит солнышко в окошко»

Цель : развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны; вызывать и поддерживать чувство открытия : (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды» ); активизировать речевое развитие и словарный запас ребёнка.

2. «Что за фрукт?»

Цель : развивать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, совершенствовать навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств.

3. «Доктор спешит на помощь»

Цель : формирование представления детей о функциях доктора и его работе . Вызвать интерес к проведению сюжетно-ролевых игр, воспитывать чувство заботы и оказания помощи ближнему. Закреплять понятия : «части тела» , «части транспорта» , «правила безопасности» .

4. «На поиски курочки»

Цель : развитие сенсорного восприятия, интереса к окружающей действительности, умения ориентироваться в пространстве, внимание, воображение и мыслительные процессы; развитие мелкой моторики руки.

Вывод :

Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Уровень конфликтности в группе низкий . Для решения возникших проблем с поведением, стараемся создать условия для соблюдения элементарных правил поведения и обращения с предметами . Все дети адаптировались, охотно посещают детский сад, идут на контакт с взрослыми.

В работе с родителями использовали индивидуальные беседы, в которых предоставляли родителям информацию, наблюдая за детьми в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности, в среде сверстников. Велась пропаганда педагогических знаний :

Консультации по запросам родителей;

Тематические папки-передвижки;

Выставки детских работ ;

Родительские собрания ;

Памятки по теме.

Анкетирование :

Из анкеты «Знаете ли Вы своего ребенка?» :

Родители понимают внутренний мир ребенка – 48%

Находят время побывать с ребенком наедине – 52%

Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%

Из анкеты «Здоровый образ жизни » было выявило следующее :

Родители не могут обеспечить ребенку спортивный уголок дома – 62%;

Закаливающие мероприятия дома проводит – 27%;

Здоровый образ жизни ведут – 48% .

В конце 2016 – 2017 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена

психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Улыбка» по образовательным областям .

Формы диагностики :

Наблюдение за ребенком;

Экспертные оценки;

Критериально - ориентированные методики не тестового типа.

«Социально-коммуникативное развитие»

Многие дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, самообслуживании. Умеют принимать на себя роль, организовать самостоятельные игры.

Низкий уровень – 9%

Средний уровень – 73 %

Высокий уровень – 18%

«Познавательное развитие»

Многие дети знают шар и куб, называют размер, подбирают предметы по форме и цвету. Называют основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Проявляют интерес к книгам, временам года.

Низкий уровень – 7%

Средний уровень – 79 %

Высокий уровень – 14%

Средний показатель - 2,7 балла

«Речевое развитие»

Дети научились внимательно слушать литературные произведения, многие запоминают короткие четверостишия. Используют в речи разные вопросы, при рассматривании картинок отвечают на вопросы, по просьбе взрослого отыскивают изображение знакомого действия .

Низкий уровень – 15 %

Средний уровень – 47%

Высокий уровень – 38 %

Средний показатель - 2,5 балла

«Физическое развитие»

У большинства детей сформированы основные движения и потребность в двигательной активности. Они проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, любят играть в подвижные игры, заниматься зарядкой. Научились бросать и ловить мяч, ходить по узкой доске, подпрыгивать на 2-х ногах, продвигаясь вперед.

Низкий уровень – 6 %

Средний уровень – 70 %

Высокий уровень – 14%

Средний показатель - 2,7 балла

«Художественно-эстетическое развитие»

К концу года дети освоили навыки рисования карандашом и кистью, но не все научились рисовать округлые и прямоугольные формы. Любят работать с пластилином , но не у всех получается слепить по заданной теме. У детей появился интерес к выполнению движений : притопывают ногой, хлопают в ладоши, извлекают звуки из музыкальных инструментов, большинство узнают знакомые мелодии.

Низкий уровень – 11%

Средний уровень – 77%

Высокий уровень – 12 %

Средний показатель - 2,4 балла

Вывод : в течение всего времени дети развивались согласно возрасту , изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития :

на начало года - 1,8 б,

на конец года -2,7 б.

Таким образом , значительно повысился общий уровень развития детей, задачи, поставленные в начале учебного года, были решены. Результаты педагогической диагностики освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста №2 за 2016-2017 учебный год показали в основном средний уровень.

Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Возрастные особенности детей

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет - 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно это можно преодолеть.

Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи;i мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» - «Гулять». - «Кого видели?» - «Собачку». - «Кого кормили зернышками?» - «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, и), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так. слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других - что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» - то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения < мама, папа, бабушка). Он понимает

элементарные человеческие чувства, эбозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», "Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой - он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Организация жизни детей

Дети второго года жизни распределяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы: первая - с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая - с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Примерный режим дня

С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим.

Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их переводят на один дневной сон.

Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.

Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Необходимо рационально расходовать время, отведенное для самостоятельной деятельности детей.

Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх п других видах самостоятельной деятельности.

Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.

Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).

В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально оборудованном озелененном участке детского сада.

В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры.

Примерный режим дня в холодный период года

1 год- 1 год 6 мес.

1 год 6 мес. -2 года

Дом а

Подъем, утренний туалет 6.30-7.30 6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, игра

Самостоятельная деятельность

Подготовка ко сну, 1 й сон

Возвращение □ прогулки, игры

Подготовка к обеду, обед

Постепенный подъем, обед

Подготовка ко сну, сон

Самостоятельная деятельность

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам}

13.00-13.10-13.20

13.50-14.00-14.10

Подготовка ко сну, 2 й сон

Постепенный подъем, полдник

Самостоятельная деятельность

Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам)

16,00-16.15-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

Подготовка к ужину, ужин

Самостоятельная деятельность, уход домой

Дом а

Прогулка

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

Подготовка ко сну, ночной сон

20.30-6.30 (7.30)

20.30-6.30 (7.30)

Примерный режим дня в теплый период года

1 год-1 год 6 мес.

1 год 6 мес.-2 года

Дома

Подьем, утренний туалет 6.30-7.30 6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, самостоятельная деятельность

Подготовка к завтраку, завтрак

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам)

Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1 й сон

Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед

Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, сон

Прогулка, самостоятельная деятельность

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам)

13. 00-13.10-13.20

Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам)

13.40-13.50- 14.00

Возвращение с прогулки, водные процедуры

Подготовка ко сну, 2 й сон

Постепенный подъем, полдник

Прогулка, самостоятельная деятельность

Подготовка и проведение игры занятия 2 [по подгруппам)

16.00-16.15-16.30

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

Уход домой

Дом а

Прогулка



error: Контент защищен !!